Приемы формирования исторической эмпатии
Современная образовательная ситуация требует пересмотра и уточнения понятия воспитания, введение в процедуру анализа категорий и принципов личностно ориентированной педагогики. Новая модель педагогического сознания постепенно отказывается от пpaктики прямых воздействий педагога на ребенка и приходит к тому, чтобы возможно более эффективно организовать структуру всего педагогического прострaнcтва для предоставления ребенку возможностей собственного развития.
Так, каждый учитель стремится, чтобы его уроки были интересными и увлекательными, повышая, тем самым, интерес у учащихся к предмету. В частности на уроках истории акцент ставится не на усвоение фактов, а на развитие личности через освоение ценностей разных эпох, способности поставить себя на место человека прошлого, понять его мысли, поступки. Все это можно реализовать с помощью исторической эмпатии.
Одним из приемов формирования исторической эмпатии являются приемы повествования, и в частности, сюжетный повествовательный рассказ.
Об эффективном использовании рассказа на уроках истории говорится в работах советских методистов. Среди них следует отметить П.В. Гора [3], А.А. Baгин [2], П.С. Лейбенгруб [4].
Для того чтобы способствовать формированию эмпатии у детей через рассказ необходимо использовать различные средства конкретизации, выделенные еще А.А. Baгиным [2, с.60]. Путем конкретизации мы достигнем большей убедительности изложения, лучше раскроем своеобразие изучаемых исторических явлений.
- Конкретизация моментов, хаpaктеризующих время исторического события. Речь идет не о хронологизации, а о введении в изложение некоторых конкретных признаков времени, когда совершалось событие, с целью создания картины события, живых представлений об обстановке, в которой оно происходило. Так, о начале Ледового побоища мы скажем словами поэта: «В субботу пятого апреля, сырой рассветною порой...» Описывая Куликово поле, упомянем «леса, чуть тронутые золотом осени...».
- Конкретизация моментов хаpaктеризующих место исторического события. Речь идет не о локализации исторических явлений с помощью карты или плана местности, а о создании методом живого слова конкретных представлений о том, как выглядело место события.
- Использование бытового материала. Одним из средств конкретизации служит историко-бытовой материал. Он доступен, нагляден и понятен учащимся.
- Использование художественной литературы также помогает конкретизации исторического факта, созданию ярких образов прошлого.
- Использование исторических документов и мемуаров.
Кроме того, при повествовательном рассказе необходимо использовать различные виды наглядности: предметы материальной культуры, изобразительную наглядность, технические средства обучения, предметную наглядность. Все это даст возможность ученикам почувствовать колорит эпохи, пережить ощущение «седой старины».
Другим приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека. Рассказ о положении отдельного человека, его делах дает возможность понять типичные явления жизни общества [6, с.62].
К персонификации можно отнести следующие виды заданий:
1. Воображаемое путешествие – надо описать то, что мог бы видеть человек прошлого: «Я иду по русской деревне XVIII века и вижу…», «Наш корабль в Пирей и мы увидели…», «Давайте войдем в замок феодала…». Положительным моментом таких заданий является то, что дети обращают внимание на исторические детали [5, с.61].
2. Воображаемое интервью – один ученик перевоплощается в историческую личность, класс задает ему вопросы. Примером такого задания является перевоплощение одного ученика в Хлодвига при изучении темы «Королевство франков и христианская церковь в VI –VIII вв.», перевоплощение в участника одного из крестовых походов. Этот вид задания требует хорошей подготовки класса, способного выполнить опережающее задание.
3. Метод незаконченного предложения – надо продолжить фразу от первого лица, например, о чем мог просить в молитве средневековый крестьянин («Господи спаси нас от…») или древний грек («О, великая Афина, я прошу…»). Так, зарубежные методисты предлагают выполнять задание такого плана, как «Предсказать окончание какой-либо истории» [7, с.110].
4. Ситуация выбора – задания типа: «Как бы вы поступили, если…», «За кого вы бы проголосовали?», «К какому направлению народничества вы бы примкнули?». Зарубежные методисты предлагают использовать в пpaктике следующие задания: «Что Вы будете чувствовать, борясь с мятежниками в восстании крестьян, если вы 15-летний король Ричард III? Вы бы согласились на их требования?» [7, с.110]. При выполнении данного задания ученикам необходимо не только показать знания исторического материала, но и путем анализа имеющихся знаний представить свою точку зрения по проблеме.
5. Ожившая картина – придумать монологи или диалоги персонажей исторических картин. При выполнении задания этого типа ученики должны точно представлять, что им необходимо продемонстрировать исторические знания, поэтому данное задание может быть выполнено не только на основе учебника, но и с привлечением дополнительной литературы.
6.Сочинение от первого лица – рассказ о событиях прошлого от лица очевидца или участника с использованием различных жанров: письма, воспоминаний, дневниковой записи.
Оценить данное задание можно по следующим критериям:
- Умение встать на определенную позицию человека прошлого, понять, чем она обусловлена, и исторически воссоздать ход его мыслей, передать его переживания и настроение;
- Умение почувствовать и выразить эмоциональную атмосферу исторической ситуации;
- Эстетичность, выразительность и оригинальность оформления.
Прием драматизации – это еще один из путей формирования исторической эмпатии. Данный прием не является новым, так как был введен еще в дореволюционной школе. Тогда драматизацией называли минипостановки учеников на уроках истории. Учитель подбирал небольшие пьесы на исторические темы или давал учащимся материал, который они приспосабливали для «представления». А.А. Гартвиг выдвигал на роли наиболее деятельных и авторитетных учащихся и по очереди поручал им постановку [6, с.63].
В свете современной педагогической парадигмы формы драматизации интересны тем, что они создают широкое поле различных видов работ, определяют условия широкого самовыражения абсолютного большинства школьников согласно их склонностям и интересам. Формы драматизации — импровизация, драматические игры, инсценировки, театр, суды, «живая» газета, коллективные доклады, лекции, праздники, отчеты и т.д. — строятся на учебной деятельности, организуются на принципах добровольности, свободы выбора, активной позиции школьников, новых партнерских отношениях во взаимодействии «учитель - ученик», более полного удовлетворения интересов и духовных потребностей личности [1, с.57-58].
Главная задача драматизации состоит в том, что дети «оживляют» картины прошлого, обсуждают эти сцены всем классом, распознают время и место исторических событий, их участников по действиям героев представления. Драматизация не только делает «живой» историю, но и заставляет детей взглянуть критически на некоторые события. Опыт проведения уроков с элементами драматизации показывает, что ученики с большим удовольствием готовятся к представлению, для создания образа используют не только материал учебника, но и привлекают дополнительную литературу.
Итак, учитель может периодически использовать задания, относящиеся к тому или иному приему, способствуя тем самым формированию исторической эмпатии. При этом приемы и задания очень разнообразны, поэтому их можно применять в классах с различной степенью подготовки учеников.
Таким образом, историческая эмпатия дает возможность детям взглянуть на историю, не как на предмет в школьном курсе, а как на прошлое, в котором жили люди со своими желаниями, трудностями, мыслями. «Проникая» в это прошлое, они могут почувствовать, что история «оживает», а интерес узнать еще больше растет.
Литература:
- Архипова С.В. Приемы драматизации при изучении историко-правовых памятников// Обществознание в школе. 1998. №5. С.57 - 60.
- Baгин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. М.: Просвещение, 1968. 431 с.
- Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 239 с.
- Лейбенгруб П.С. Дидактические требования к уроку истории. М.: Наука, 1957.
- Ерохина М.С. Формирование эмпатии на школьных уроках// Преподавание истории школе. 2004. №5. С.61-64.
- Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000. 240 с.
- Cooper H. History thinking and cognitive development// Teaching History /edited by Hilary Bourdillon. London, 2003.
Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1.
...
24 09 2023 20:10:23
Интегрированный урок по обществознанию и литературе направлен на формирование первичных знаний учащихся по международному гуманитарному праву, расширение кругозора, воспитание сострадания и милосердия, уважения прав человека. Работа может быть использована в рамках недели истории, обществознания, литературы в школе, как внеклассное мероприятие и на классных часах....
23 09 2023 20:45:49
Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять мopaльный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....
22 09 2023 20:21:12
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....
21 09 2023 21:48:22
Интегрированный урок проводится как изучение нового материала по предмету история Татарстана (региональный компонент). Используется форма комбинированного урока с элементами интегрирования истории и татарской литературы. Интеграция даёт возможность показать учащимся историю памятников Казани, развивать познавательный, творческий интерес к предметам, патриотизм, гордость за свой город, подкрепление мотивации в обучении....
20 09 2023 22:41:35
Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме.
...
19 09 2023 1:17:20
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
18 09 2023 20:57:10
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
17 09 2023 17:54:19

Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
16 09 2023 3:34:40
Урок дает представление о нравственных и духовных ценностях православия, знакомит учащихся с историей Рыжковского храма и иконы Успения Пресвятой Богородицы, показывает схожесть судеб русских храмов, развивает личность, способную самостоятельно открывать для себя новые знания, основываясь на изучении материала по истории родного края....
15 09 2023 23:38:27
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
14 09 2023 18:30:38
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
13 09 2023 22:36:43
На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....
12 09 2023 17:56:34
Урок изучения новой темы с использованием различных форм и методов обучения: беседа, творческая работа учащихся, работа с картой и текстом учебника. Способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, воспитывает чувство патриотизма, активизирует интерес к предмету. Данный урок можно использовать при подготовке классного часа по теме «4 ноября – День единства и согласия».
...
11 09 2023 0:35:10
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
10 09 2023 6:33:27
Развитие речи обучающихся является неотъемлемой частью развивающего обучения. Умеют ли наши ученики говорить – является не только показателем развития ученика, но и показателем педагогического мастерства учителя, научившего или не сумевшего научить своего подопечного этому виду деятельности. В работе освещены примеры организации работы обучающихся по развитию речи, формированию понятийного аппарата....
09 09 2023 7:52:58
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
08 09 2023 9:45:48
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
07 09 2023 21:12:44
В настоящее время актуален вопрос сохранения духовного и культурного наследия. Каждый человек хоть немного должен разбираться в архитектуре и живописи и понимать их своеобразный язык. Данные сведения вызовут интерес как у обучающихся, так и у учителя, который можно использовать на уроках истории, МХК. Урок насыщен дополнительной информацией по культуре Руси, наглядностью, сопровождается презентацией. Предусматривается использование музыкальных фрагментов: церковный благовест и акапельное духовное песнопение....
06 09 2023 0:33:28
Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач.
...
05 09 2023 19:31:57
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам.
...
04 09 2023 21:19:10
Гражданская война... Это незабываемые страницы нашего прошлого. Цель урока – изучить проблему побед и поражений в этой войне, посмотреть на войну как бы изнутри, глазами участников тех далёких событий. Попытаться понять, как они сами объясняли причины своих побед и поражений; выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий Отечественной истории – гражданскую войну....
03 09 2023 13:32:59
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
02 09 2023 18:22:21
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
01 09 2023 20:14:10
На протяжении всего урока ребята не только слушают рассказ учителя, но и сами являются непосредственными участниками учебного процесса. Урок сопровождается презентацией, в которой представлены наиболее яркие образы – символы Индии, что позволяет наиболее полно представить себе природу и людей Древней Индии.
...
31 08 2023 18:13:39

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
30 08 2023 9:15:28
Урок по теме "Права ребенка" знакомит учащихся с основными правами детей. Данное занятие проводится в групповой форме, используются различные методы (исследовательские, аналитические, рефлексивные) и приемы: работа с документами, решение логических и творческих заданий ( например, пантомима). Урок способствует воспитанию сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. Занятие можно провести не только как урок в 9-м классе, но и как внеклассное мероприятие....
29 08 2023 15:38:34
В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....
28 08 2023 15:46:38
Цель занятия: повысить мотивацию студентов по применению интегрированных знаний в процессе обучения экономики и истории....
27 08 2023 2:45:45
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
26 08 2023 10:33:43
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
25 08 2023 17:29:25
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
24 08 2023 8:47:14
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
23 08 2023 8:20:25
В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме «Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу "История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и пpaктических методов; ориентирует на пpaктико-ориентированный подход в обучении....
22 08 2023 15:27:17
В рамках мероприятия дается информация об источниках, развитии и последствиях геноцида, имевшего место в истории, в частности о Холокосте. В ходе урока закладываются основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия....
21 08 2023 19:17:13
Цель урока: увековечение памяти Февроньи Николаевны Малгиной, потерявшей пятерых сыновей во время войны. Урок способствует воспитанию патриотических чувств, любви к родному краю, чувства гордости и уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним....
20 08 2023 18:22:41
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
19 08 2023 5:55:52
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
18 08 2023 17:25:41
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
17 08 2023 23:22:11
Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....
16 08 2023 21:15:41
Урок личностно-ориентированный с дифференцированным подходом к обучению детей, с большой долей самостоятельной работы учеников. Он помогает дать представление о своеобразии византийской цивилизации как одного из духовных и культурных источников русской цивилизации; развивать умение работать с исторической картой, исторический словарный запас учащихся....
15 08 2023 7:50:38
Авторская программа по краеведению "Родная сторона" предназначена для учащихся 10-го класса. Является логическим завершением процесса изучения малой Родины. Рассчитана на 35 часов. Предполагает изучение истории Нижегородчины, Спасского края, родного села Вазьянка. Способствует формированию у учащихся любви к Родине, навыков исследования и творчества как способов самореализации. ...
14 08 2023 2:38:11
Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....
13 08 2023 6:43:36
Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический хаpaктер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала.
...
12 08 2023 22:16:32

На протяжении многих веков Смоленская земля была ареной ожесточенной борьбы с врагами, рвавшимся к Москве. Именно у стен Смоленска противник не раз получал решительный отпор. Война с Польшей в 1609–1611 гг. тому пример. Почти на 2 года враг был остановлен и задержан у стен нашего города. За это время в городе Ярославле Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение, которое осадило Москву и изгнало чужеземцев....
11 08 2023 13:55:20
Музей "Йорвик" на территории Великобритании – главный источник информации о пребывании викингов на Британских островах. Учащиеся получают виртуальную возможность пополнить коллекцию музея новыми экспонатами, которые возможно отобрать в ходе изучения темы, а затем презентовать в форме буклета (таким образом в ходе урока осуществляется формирование информационной и социокультурной компетенции)....
10 08 2023 8:41:43
Так уж сложилось, что исторически и географически наш регион оказался в эпицентре трагических событий периода Гражданской войны, непосредственно связанных с мятежом чехословацкого корпуса. Цель статьи состоит в том, чтобы, используя исторические источники и литературу, раскрыть роль чехословацкого мятежа в событиях июня 1918 года в селе Большеустьикинское Златоустовского уезда Уфимской губернии....
09 08 2023 13:42:24
Цель предложенного урока – показать влияние эпохи Возрождения на творчество художников. В ходе урока учащиеся показали свое умение работать в группах, а также анализировать произведения изобразительного искусства.
...
08 08 2023 17:40:11
На уроке рассказывается о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения; воспитывается чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа и отрицательное отношение к войне.
...
07 08 2023 1:21:22
Целью урока является формирование умений учащихся работать с дополнительной литературой и учебником, умение устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями людей; формирование понимания причин возникновения и особенностей малых групп. Урок помогает воспитанию чувств коллективизма и толерантности.
...
06 08 2023 15:42:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::