Урок по обществознанию в 11-м классе "Цивилизация России" (Можно использовать как занятие на элективном курсе)
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- выяснить, какие факторы определили своеобразие развития России;
- как повлияли на развитие российской цивилизации ее природные, геополитические особенности;
- как отразилось на судьбе российской цивилизации принятие христианства восточного образца, какие духовные ценности формировались под влиянием православия;
- рассмотреть многообразие взглядов на место России в цивилизационном процессе, каковы позиции исследователей по вопросу о цивилизационной принадлежности России;
- каковы основные черты национального русского хаpaктера, особенности российского менталитета.
- сформировать у учащихся представление как о своеобразии и неповторимости развития российской цивилизации, так и о взаимосвязи и единстве современного мира;
- закрепить понятия, связанные с темой “цивилизация”: “культурно-исторические типы”, “менталитет”, “ценности” и другие.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать уважение и прививать любовь к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его традициям и культуре.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
- формировать у учащихся культуру дискуссии, развивать у них мыслительные, коммуникативные способности.
Метод изучения материала: проблемный. Необходимо на уроке создать ситуацию, которая будет затрагивать познавательную и мотивационно-эмоциональные сферы, побуждать учащихся к поиску новых знаний и способов деятельности, использовать уже имеющиеся знания для ответа на сложные теоретические вопросы.
В связи с дискуссионностью проблемы о цивилизационной принадлежности России целесообразно сочетание лекционного изложения учителем основных проблем, связанных с определением своеобразия российской цивилизации, и собеседования с учащимися по существу этих проблем. Учащиеся могут задать собственные уточняющие вопросы, высказать мнение по поводу известных им фактов.
Оформление: высказывания мыслителей о месте России в мире; картины русских художников, изображающие русские пейзажи, жизнь русского человека; мультимедийная установка.
В начале урока учитель предлагает школьникам вспомнить определения понятия “цивилизация”, теорию Данилевского о локальных цивилизациях, хаpaктерные черты цивилизаций Востока и Запада.
Вводное слово учителя:
В ходе исторического развития на земном шаре формируется ограниченное количество особых историко-культурных типов или локальных цивилизаций. Россия как самобытная цивилизация формировалась на протяжении веков и прошла ряд фаз в своем развитии. В определении принадлежности России к тому или иному типу цивилизации позиции исследователей существенно расходятся. Как обозначить, определить нашу цивилизацию? Одни исследователи называют ее российской, другие - русско-православной, третьи - евразийской. “Российская цивилизация” - термин наиболее распространенный в современной исторической и философской науке.
Российская, как и другие локальные цивилизации, имеет свои особенности. Некоторые из черт российской цивилизации географически заданы, другие формировались по мере того, как она “вызревала”.
Вспомните, какие факторы влияют на формирование цивилизации.
Ответ учащихся:
- Территориальный.
- Природно-климатический.
- Этнический.
- Конфессиональный.
Учитель:
Цивилизационные признаки устойчивы и заданы объективными географическими и климатическими факторами. Приведите хаpaктерные особенности географического положения, природных условий, особенностей климата, которые повлияли на развитие Российской цивилизации.
В результате беседы с учащимися делаются следующие выводы, которые могут быть записаны в виде тезисов (учащиеся используют знания, полученные на уроках истории России).
1. Территориальный фактор.
Большая часть населения России живет на территории Восточно-Европейской равнины, что привело к открытости границ государства.
Народам, жившим на этой равнине, сложно было обособиться, она как бы сближала и перемешивала их, помогая обмениваться производственным опытом, достижениями культуры, обычаями и традициями.
Особенность географического положения России и в удаленности от морских и океанских путей, что ставило ее в невыгодное положение по сравнению со странами Западной Европы.
Постоянная опасность нападений с востока и с запада, необходимость отвоевывать себе выходы к морям приводили к тому, что русское общество становилось милитаризованным.
Прострaнcтва России повлияли и на систему управления, создав сильную централизованную власть.
2. Природно-климатический фактор (почвы, климат, ландшафт, реки, горы, леса).
Русские люди всегда жили в условиях хоть и теплого, но короткого лета, долгой, холодной зимы, поздней весны с частыми возвратами холодов. Половину территории России в течение долгих веков занимал лес. Лес защищал от врагов, давал питание, обеспечивал строительным материалом, он согревал, одевал, обувал. Люди расчищали лес, создавали на этих “росчистях” пашни, сажали хлебные злаки, разводили огороды.
Но вырубить лес в одиночку было невозможно, поэтому долгое время у славян сохранялась потребность работать и жить общинным хозяйством. Община была защитой, средством выживания. Здесь зародилась одна из отличительных русских черт – коллективизм.
Русь благодаря лесу испокон веков была странной деревянной, в отличие от стран Западной Европы. Русь часто горела, но быстро отстраивалась. Это создавало особый менталитет: зачем особо стараться, если все может пойти прахом?
Россия была и речной страной, что делало ее удобной для водных путей. Природа диктовала свои условия, и на юге, на черноземных землях раньше и сильнее было развито хлебопашество, а в лесных районах Волги и Оки издревле развивались лесные промыслы, рыбная ловля.
Климатические и природные условия привели к тому, что населению необходимо было прилагать большие трудовые усилия в хозяйстве, затрачивать значительно большую трудовую энергию и активность, чем людям, жившим в странах Запада для получения тех же результатов труда. Это тормозило развитие российской цивилизации по сравнению со странами Западной Европы, где был мягкий климат, теплые моря и плодородные почвы.
В то же время Россия всегда была богата природными ресурсами. Сознание того, что страна “Богата и обильна”, крепило убежденность в неистощимости этих ресурсов.
Учитель может привести высказывание философа Ивана Ильина и обсудить его вместе с учениками:
“Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с глубокой зимой и раскаленным летом, с безнадежной осенью и бурною, страстною весною. Она погрузила нас в эти колебания… заставила нас жить их властью и глубиной… И души наши глубоки и буреломны, разливны и бездонны, и научились во всем идти до конца и не бояться cмepти. Россию одарили бескрайними просторами, ширью равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в легкий, дальний путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и легкость, каких нет у других народов”.
3. Этнический фактор (из каких этносов складывается культура).
Русский суперэтнос формировался как многонациональный. На Севере, смешиваясь с фино-уграми, на юге с тюрками у русских людей был минимум расовых (национальных) предрассудков.
Сосредоточение различных народов в составе одной страны оказало заметное влияние на хозяйственную деятельность населения, обычаи, культуру, требовало особого отношения к различным народам со стороны центральной власти. Национальная пестрота населения с одной стороны, не способствовала быстрой консолидации государства, с другой – национальные духовные и культурные влияния расширяли, углубляли и обогащали сознание российского населения, учили людей различных национальностей дружескому, уважительному отношению друг к другу.
Вместе с тем этническое разнообразие, смешение дало эффект крайностей души. “Славяне, финны, тюрки – все отложилось в русской душе”, - писал Г. Федотов.
4. Конфессиональный.
Российская цивилизация – православная. Возникшее на Западе, в недрах Римской империи, но на ее восточных окраинах, православие соединило в себе культурно-цивилизационные черты “Запада” и “Востока”. Приняв православие, российская цивилизация стала наследницей греко-римской. Эту “богоизбранность”, которую Русь ощутила, приняв идеологическую формулу “Москва – Третий Рим”, страна пронесла через все этапы своего существования. Христианство сыграло огромную роль в культурном взаимодействии. Оно способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией.
Церковь содействовала развитию хозяйства страны. Она стала высшим авторитетом по делам семейным, призывала людей к человеколюбию, терпимости. Влияла церковь и на усиление единства Руси, всегда поддерживала защитников Отечества в борьбе с многочисленными захватчиками.
Учитель может дополнить сведения ребят такими высказываниями, которые можно предложить обсудить:
Ф.М. Достоевский указывал: “…Назначение русского человека есть, бесспopно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, значит, стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите”. А Вл. Соловьев в статье “Три силы” писал, что две силы – мусульманский Восток и католический Запад исчерпали себя. Третья сила – славянский мир, с Россией во главе даст жизнь и обновление двум первым. Какова же миссия России? “… Обязанность нравственно послужить и Востоку, и Западу, примеряя в себе обоих”.
Учитель может продемонстрировать иллюстрации из “Уроков Отечественной истории Кирилла и Мефодия до ХIХ века” (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2004 год)
Учитель:
Кроме данных четырех объективных факторов, повлиявших на становление и развитие российской цивилизации можно отметить и такие условия, как периферийность, нахождение на границах между Европой и Азией и развитие на лимитрофе.
Периферийные цивилизации складываются на окраине мировой цивилизации. Они испытывают влияние экономических, политических, культурных и иных контактов с более развитыми цивилизациями.
Вопрос к учащимся:
Докажите, что Российская цивилизация является периферийной.
В ходе беседы с учащимися делаются следующие выводы:
Российская цивилизация является периферийной, так как она возникла на “голом месте”, у нее “под ногами” нет древности, первичных цивилизаций, которые бы заложили ее основы. Вместе с тем, она возникла на границах других цивилизаций, которые оказали на нее влияние.
Учитель:
Любая локальная цивилизация имеет определенные границы. Однако цивилизация – не государство, и границы ее очерчены не столь четко. Существуют переходные прострaнcтва, территории, где идет пересечение цивилизационных моделей. Эту зону называют “лимитроф”. Территории лимитрофа огромны. Россия является примером цивилизационного синтеза на лимитрофе.
Цивилизации лимитрофа имеют свои культурологические и прострaнcтвенно - географические хаpaктеристики, свое внутреннее единство.
В то же время им свойственны черты, качества тех “ядер”, между которыми они существуют. Причем российская цивилизация испытывала на себе влияние не Запада (Священной Римской империи), а периферии Запада (Византии), не Востока (китайская цивилизация), а периферии Востока (Золотая Орда).
Эта двуосновность, зародившись в древности, проявляется во всей российской истории, включая ХХ век.
Двойственное географическое и культурное развитие и расположение вызывали философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России. Россия – это Восток или Запад? Или Россия соединяет в себе оба начала? А может быть, Россия – нечто третье, совершенно самобытное по отношению и к Западу, и к Востоку?
Вопрос к учащимся:
Ребята, а как бы вы ответили на этот вопрос?
После дискуссии с учащимися можно привести примеры различных точек зрения русских мыслителей, писателей, поэтов, обсудить с учащимися их высказывания.
Вариант №1. Россия – это Запад.
Определяя место российской цивилизации, русский философ ХIХ века Н.Я. Данилевский в книге “Россия и Европа” писал: “Если Россия… не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления”. А, по словам социолога А. Тойнби, у западноевропейской и российской цивилизации есть “общая мать”, сестринское родство. “Западники” ХIХ века – историки Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев, юрист К.Д. Кавелин, литераторы И.С. Тургенев и П.В. Анненков считали Россию и Западную Европу нераздельными частями единого культурно-исторического целого.
Историк начала ХХ века П. Милюков заявлял: “Россия – есть тоже Европа”. В конце ХХ века академик Д. Лихачев уверенно говорил о западной ориентации современной России.
Вариант № 2. Россия – это Восток.
А. Блок писал:
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы.
С раскосыми и жадными очами!
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!
А.П. Чехов: “Самолюбие у нас европейское, а развитие и поступки азиатские”.
А. Хомяков в стихотворении “Мечта” (1835 год) показал направление пути России, ее цивилизационного места:
Задернут Запад весь.
Там будет мpaк глубок
Услышь же глас судьбы, воспрянь в сиянье новом,
Проснися, дремлющий Восток!
Вариант №3. Россия – ни Запад, ни Восток.
На уникальность положения российской цивилизации обращал внимание философ П.Я. Чаадаев: “…Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы – воображение и разум, и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара. Не эту роль предоставило нам Проведение. Оно предоставило нас всецело самим себе”. “Про нас можно сказать, что мы составили как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру…”
Ф. Тютчев:
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
Вариант № 4. Россия – и Запад и Восток.
Историк П.Н. Милюков изобрел термин для обозначения цивилизационного места России – АЗИОПА. Слово довольно неуклюжее, но, создавая его, историк поставил на первое место Азию, считая что она дала больше для развития России и сильнее повлияла на становление государства, нежели Европа.
Другой термин – ЕВРАЗИЯ – был сконструирован русскими философами начала ХХ века С. Трубецким, П. Савицким. П. Красавиным, Г. Флоровским, Г. Вернадским и др. Их так и стали называть – евразийцы. Они считали, что нет двух Россий, европейской и Азиатской, есть только одна Россия – евразийская, или Россия – Евразия.
Н. Щербина:
У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки…
Мы – европейские слова
И азиатские поступки.
М. Волошин в поэме “Россия” пишет:
На дне души мы презираем Запад.
Но мы оттуда в поисках богов
Выкрадываем Гегелей и Марксов,
Чтоб, взгромоздив на варварский Олимп,
Курить в их честь стиpaксою и серой
И головы рубить родным богам,
А год спустя – заморского болвана
Тащить к реке, привязанным к хвосту.
Учитель:
Таинственность, непознаваемость, непонятность Руси для других народов подчеркивали многие мыслители и поэты.
Сегодня ученые выделяют две точки зрения на историческое развитие России.
- Россия вписывается в универсальное движение. Она просто отстала. Эту позицию иногда называют теорией “догоняющего развития”.
- Россия настолько уникальна, что ей не помогут никакие аналогии. Мы – сами по себе.
Таким образом, споры между “западниками” и “славянофилами” сохраняются и по сей день.
Домашнее задание:
Напишите эссе на тему: “Система российских ценностей. Хаpaктеристика менталитета русского человека”.
Предварительно необходимо вспомнить с учащимися определение менталитета.
Можно привести ряд высказываний, которые ребята могут использовать в своей работе либо можно обсудить их в классе.
- “Русский дух”, как вы его ни хороните или как ни высмеиваете, все-таки существует. Это не непременно гений, стихи, проза, умопомрачительная философия. Нет, это манера жить, т.е. нечто гораздо простейшее и, пожалуй, мудрейшее”.
В.В. Розанов.
“Легко загораемся. И быстро гаснем. В непредсказуемой, головоломной, “незаконной” ситуации – азapтные игроки. При угрозе проигрыша – мгновенные неудачники, готовы на все плюнуть и начать все снова: на новом месте, в другой раз… поразительная уверенность, что места хватит и что других разов будет навалом… Поразительная неустойчивость и непредсказуемость: непредсказуемость для самих себя”.
Лев Анненский
Литература.
1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. М.: Просвещение, 2002 г.
2. Захарова Е.Н. Особенности Российской цивилизации. М., АРКТИ, 2002 г.
3. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006 г.
4. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов-на-Дону: Феникс. 2000 г.
5. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 17 века. М.: Просвещение, 2003 г.
6. Человек и общество. Современный мир. М.: Просвещение, 1994 г.
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
27 05 2023 14:29:59
Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта «Моя семья в Калининградской области». Результат проектной деятельности презентуется на 3-м уроке, школьной научно-пpaктической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март–сентябрь 2016 г)....
26 05 2023 6:44:34
Повторительно-обобщающий урок-игру можно провести как в основной, так и в полной школе на базовом уровне. Учащиеся учатся работать в комaнде, применять знания и оценивать их....
25 05 2023 19:15:10
Комбинированный урок истории Франции знакомит учащихся с событиями Столетней войны – серией военных конфликтов между Англией и ее союзниками, с одной стороны, и Францией и ее союзниками, с другой. Урок развивает навыки работы с генеалогическим деревом, иконографическими и текстовыми документами, определяет систему наследования королевской власти во Франции, причины начала конфликта, выделяет этапы развития конфликта и знакомит с историческими персонажами....
24 05 2023 1:52:44
Материал посвящен российской армии, направлен на формирование патриотизма и гражданственности. Материалы можно использовать как на уроках обществоведческого цикла в среднем звене, так и как материал для классного часа. Изменяется ситуация внутри государства. Многие связывают проблемы с существованием "всеобщей воинской обязанности". Одни считают, что так и должно быть – армия из юноши делает мужчину. А другие считают: человек должен иметь право выбора – служить или не служить....
23 05 2023 2:50:36
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
22 05 2023 23:37:46
Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....
21 05 2023 15:32:22
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
20 05 2023 8:32:24
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
19 05 2023 4:54:28
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества.
...
18 05 2023 23:52:48
Урок дает возможность формирования надпредметного умения обобщать путем сравнения. Совершенствуются такие умения, как постановка и решение проблемы, оперирования различными понятиями, рассуждение по аналогии....
17 05 2023 15:18:51
Краеведческий материал содержит большой познавательный и воспитательный потенциал, помогает конкретизировать исторический материал, развивает любознательность, интерес к предмету, повышает качество знаний, приближает историческое прошлое к сознанию школьников, к осознанию роли родного края в жизни страны, их причастности к исторической судьбе Родины. Важна его роль в развитии умений самостоятельной работы учащихся, привлечении их к поисковой, исследовательской, проектной деятельности, к активной внеклассной и внеурочной работе, в воспитании человека, гражданина, патриота....
16 05 2023 16:28:10
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
15 05 2023 10:24:42
Предлагаемый автором урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – развивать чувство патриотизма на ярких примерах героизма русской армии, приобщить к архивным материалам, литературным и историческим источникам.
...
14 05 2023 0:30:29
Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы («Проект конституции Н.М. Муравьева», «Русская правда П.И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач «Империя» Л. Парфенова....
13 05 2023 4:22:51
Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
12 05 2023 12:31:49
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
11 05 2023 15:25:16
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
10 05 2023 0:12:58
Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу «Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории.
...
09 05 2023 22:42:13
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
08 05 2023 0:28:20
Нестандартные повторительно-обобщающие уроки – это неординарные подходы к преподаванию предмета. Цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным. Нестандартные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и класс становится творческим коллективом. ...
07 05 2023 10:43:57

Проведение игры в формате Microsoft Office PowerPoint сопровождается рассказом учителя о возникновении и изменении герба, флага и гимна России в различные исторические периоды. В ходе игры учащиеся в соревновательной форме закрепляют полученные ранее знания по истории государственной символики России. Игра проводится для учащихся, имеющих хорошие знания по истории государственной символики РФ....
06 05 2023 2:36:37
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
05 05 2023 14:34:30
Урок направлен на дальнейшее развитие у учащихся правовой грамотности семейных отношений. Урок сконструирован таким образом, что каждый ученик получает возможность для самореализации как будущий супруг....
04 05 2023 13:12:25
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
03 05 2023 19:26:11
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
02 05 2023 22:51:12
Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны.
Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....
01 05 2023 18:40:25
Данный урок истории предназначен для учителей начальных классов. Этот урок способствует развитию познавательной активности учащихся. Он нацелен на развитие умения планировать работу, ставить цель урока, работать в группах....
30 04 2023 22:19:13
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея.
...
29 04 2023 15:23:17
Разные формы и виды работы на уроке позволяют познакомиться с историей образования и гибели государства Ассирия. По ходу объяснения нового материала учитель и учащиеся составляют, объясняют схемы в опopном конспекте.
...
28 04 2023 1:40:51
Цель урока - на примере подлинных исторических событий Великой Отечественной войны показать учащимся, что такое фашизм и насколько страшно его возвращение. Многие молодые люди, вступая в наше время в фашистские организации, даже не подозревают, на что они себя обрекают, забывают, какой ценой была достигнута Победа....
27 04 2023 20:33:19
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
26 04 2023 21:59:32
Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления.
...
25 04 2023 16:48:41
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
24 04 2023 23:13:12
Проведенный устный журнал повествует о жизненном пути великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Это внеклассное мероприятие способствует воспитанию у учащихся патриотических чувств, любви к родному краю, милосердия, приобщает детей к культурным традициям России.
...
23 04 2023 12:52:20
Урок обществознания в 7-м классе формирует понятие «общение», раскрывает его содержание, цели и средства; показывает важность общения для формирования социальной сущности человека; формирует умение анализировать различные формы общения; формирует навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях....
22 04 2023 10:42:22
Урок "Гражданско-правовая ответственность" в 11-м классе разработан с использованием компьютерных технологий (интеpaктивная доска, презентация в системе Power Point) на основе самостоятельной деятельности учащихся и работы с нормативно-правовыми актами. Технология урока с использованием ИКТ поддерживает и обеспечивает развитие мотивационной сферы и самостоятельной познавательной и мыслительной деятельности, повышает качество знаний учащихся....
21 04 2023 2:53:35
Легендарная дивизия прошла путь от Москвы до Берлина, в послевоенные годы ветераны дивизии дружны, стараются общаться. Их родные ведут поисковую работу, организуют встречи и праздники. Урок продуман так, чтобы ученики смогли понять: история войны и жизнь ветеранов – это не сказка, не забытая история. И сегодня жив дух ветеранов, растет надежная смена патриотов, чтящих историю и традиции своей державы....
20 04 2023 16:28:39
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
19 04 2023 19:19:58
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
18 04 2023 21:18:37
Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....
17 04 2023 17:13:30
Цель урока: сравнить развитие русских земель XII–XIII вв. в условиях феодальной раздробленности, выявить сходство и различие.
Урок разработан в соответствии с модульной технологией преподавания. Он предназначен для работы в 10-х классах гуманитарного профиля, но может быть использован и при изучении курса на базовом уровне....
16 04 2023 14:17:31
Урок проводится в 10-м классе в рамках изучения курса «Право». Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни. Помимо плана-конспекта урока, в статье есть и самоанализ урока....
15 04 2023 6:15:50
Представлен конспект интегрированного урока истории и математики.
Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....
14 04 2023 23:58:48
Урок проводится с целью дать представление об историческом событии XIX века – Отечественной войне 1812 года; рассказать о героических личностях того времени; воспитывать патриотизм на исторических примерах.
...
13 04 2023 5:40:20
Разработка урока будет интересна учителям истории, которые в своей работе используют материалы с сайта Цифровых образовательных электронных ресурсов. Приемы, использованные на уроке, позволяют ученикам почувствовать себя способными; понять, что наши усилия дают результат....
12 04 2023 1:21:44
Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....
11 04 2023 10:50:17
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
10 04 2023 21:46:25

На занятии происходит знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Гумилева, его вкладом в историческую науку....
09 04 2023 4:27:38
Данный курс призван заинтересовать учащихся, привлечь их внимание к участию в политических процессах страны, республики, города. Формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе знания своих гражданских прав, в том числе избирательных, – одна из важнейших задач школы....
08 04 2023 2:53:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::