Урок по обществознанию в 11-м классе "Цивилизация России" (Можно использовать как занятие на элективном курсе)
ЦЕЛИ УРОКА:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- выяснить, какие факторы определили своеобразие развития России;
- как повлияли на развитие российской цивилизации ее природные, геополитические особенности;
- как отразилось на судьбе российской цивилизации принятие христианства восточного образца, какие духовные ценности формировались под влиянием православия;
- рассмотреть многообразие взглядов на место России в цивилизационном процессе, каковы позиции исследователей по вопросу о цивилизационной принадлежности России;
- каковы основные черты национального русского хаpaктера, особенности российского менталитета.
- сформировать у учащихся представление как о своеобразии и неповторимости развития российской цивилизации, так и о взаимосвязи и единстве современного мира;
- закрепить понятия, связанные с темой “цивилизация”: “культурно-исторические типы”, “менталитет”, “ценности” и другие.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать уважение и прививать любовь к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его традициям и культуре.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
- формировать у учащихся культуру дискуссии, развивать у них мыслительные, коммуникативные способности.
Метод изучения материала: проблемный. Необходимо на уроке создать ситуацию, которая будет затрагивать познавательную и мотивационно-эмоциональные сферы, побуждать учащихся к поиску новых знаний и способов деятельности, использовать уже имеющиеся знания для ответа на сложные теоретические вопросы.
В связи с дискуссионностью проблемы о цивилизационной принадлежности России целесообразно сочетание лекционного изложения учителем основных проблем, связанных с определением своеобразия российской цивилизации, и собеседования с учащимися по существу этих проблем. Учащиеся могут задать собственные уточняющие вопросы, высказать мнение по поводу известных им фактов.
Оформление: высказывания мыслителей о месте России в мире; картины русских художников, изображающие русские пейзажи, жизнь русского человека; мультимедийная установка.
В начале урока учитель предлагает школьникам вспомнить определения понятия “цивилизация”, теорию Данилевского о локальных цивилизациях, хаpaктерные черты цивилизаций Востока и Запада.
Вводное слово учителя:
В ходе исторического развития на земном шаре формируется ограниченное количество особых историко-культурных типов или локальных цивилизаций. Россия как самобытная цивилизация формировалась на протяжении веков и прошла ряд фаз в своем развитии. В определении принадлежности России к тому или иному типу цивилизации позиции исследователей существенно расходятся. Как обозначить, определить нашу цивилизацию? Одни исследователи называют ее российской, другие - русско-православной, третьи - евразийской. “Российская цивилизация” - термин наиболее распространенный в современной исторической и философской науке.
Российская, как и другие локальные цивилизации, имеет свои особенности. Некоторые из черт российской цивилизации географически заданы, другие формировались по мере того, как она “вызревала”.
Вспомните, какие факторы влияют на формирование цивилизации.
Ответ учащихся:
- Территориальный.
- Природно-климатический.
- Этнический.
- Конфессиональный.
Учитель:
Цивилизационные признаки устойчивы и заданы объективными географическими и климатическими факторами. Приведите хаpaктерные особенности географического положения, природных условий, особенностей климата, которые повлияли на развитие Российской цивилизации.
В результате беседы с учащимися делаются следующие выводы, которые могут быть записаны в виде тезисов (учащиеся используют знания, полученные на уроках истории России).
1. Территориальный фактор.
Большая часть населения России живет на территории Восточно-Европейской равнины, что привело к открытости границ государства.
Народам, жившим на этой равнине, сложно было обособиться, она как бы сближала и перемешивала их, помогая обмениваться производственным опытом, достижениями культуры, обычаями и традициями.
Особенность географического положения России и в удаленности от морских и океанских путей, что ставило ее в невыгодное положение по сравнению со странами Западной Европы.
Постоянная опасность нападений с востока и с запада, необходимость отвоевывать себе выходы к морям приводили к тому, что русское общество становилось милитаризованным.
Прострaнcтва России повлияли и на систему управления, создав сильную централизованную власть.
2. Природно-климатический фактор (почвы, климат, ландшафт, реки, горы, леса).
Русские люди всегда жили в условиях хоть и теплого, но короткого лета, долгой, холодной зимы, поздней весны с частыми возвратами холодов. Половину территории России в течение долгих веков занимал лес. Лес защищал от врагов, давал питание, обеспечивал строительным материалом, он согревал, одевал, обувал. Люди расчищали лес, создавали на этих “росчистях” пашни, сажали хлебные злаки, разводили огороды.
Но вырубить лес в одиночку было невозможно, поэтому долгое время у славян сохранялась потребность работать и жить общинным хозяйством. Община была защитой, средством выживания. Здесь зародилась одна из отличительных русских черт – коллективизм.
Русь благодаря лесу испокон веков была странной деревянной, в отличие от стран Западной Европы. Русь часто горела, но быстро отстраивалась. Это создавало особый менталитет: зачем особо стараться, если все может пойти прахом?
Россия была и речной страной, что делало ее удобной для водных путей. Природа диктовала свои условия, и на юге, на черноземных землях раньше и сильнее было развито хлебопашество, а в лесных районах Волги и Оки издревле развивались лесные промыслы, рыбная ловля.
Климатические и природные условия привели к тому, что населению необходимо было прилагать большие трудовые усилия в хозяйстве, затрачивать значительно большую трудовую энергию и активность, чем людям, жившим в странах Запада для получения тех же результатов труда. Это тормозило развитие российской цивилизации по сравнению со странами Западной Европы, где был мягкий климат, теплые моря и плодородные почвы.
В то же время Россия всегда была богата природными ресурсами. Сознание того, что страна “Богата и обильна”, крепило убежденность в неистощимости этих ресурсов.
Учитель может привести высказывание философа Ивана Ильина и обсудить его вместе с учениками:
“Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с глубокой зимой и раскаленным летом, с безнадежной осенью и бурною, страстною весною. Она погрузила нас в эти колебания… заставила нас жить их властью и глубиной… И души наши глубоки и буреломны, разливны и бездонны, и научились во всем идти до конца и не бояться cмepти. Россию одарили бескрайними просторами, ширью равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в легкий, дальний путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и легкость, каких нет у других народов”.
3. Этнический фактор (из каких этносов складывается культура).
Русский суперэтнос формировался как многонациональный. На Севере, смешиваясь с фино-уграми, на юге с тюрками у русских людей был минимум расовых (национальных) предрассудков.
Сосредоточение различных народов в составе одной страны оказало заметное влияние на хозяйственную деятельность населения, обычаи, культуру, требовало особого отношения к различным народам со стороны центральной власти. Национальная пестрота населения с одной стороны, не способствовала быстрой консолидации государства, с другой – национальные духовные и культурные влияния расширяли, углубляли и обогащали сознание российского населения, учили людей различных национальностей дружескому, уважительному отношению друг к другу.
Вместе с тем этническое разнообразие, смешение дало эффект крайностей души. “Славяне, финны, тюрки – все отложилось в русской душе”, - писал Г. Федотов.
4. Конфессиональный.
Российская цивилизация – православная. Возникшее на Западе, в недрах Римской империи, но на ее восточных окраинах, православие соединило в себе культурно-цивилизационные черты “Запада” и “Востока”. Приняв православие, российская цивилизация стала наследницей греко-римской. Эту “богоизбранность”, которую Русь ощутила, приняв идеологическую формулу “Москва – Третий Рим”, страна пронесла через все этапы своего существования. Христианство сыграло огромную роль в культурном взаимодействии. Оно способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению связей с Византией.
Церковь содействовала развитию хозяйства страны. Она стала высшим авторитетом по делам семейным, призывала людей к человеколюбию, терпимости. Влияла церковь и на усиление единства Руси, всегда поддерживала защитников Отечества в борьбе с многочисленными захватчиками.
Учитель может дополнить сведения ребят такими высказываниями, которые можно предложить обсудить:
Ф.М. Достоевский указывал: “…Назначение русского человека есть, бесспopно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, значит, стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите”. А Вл. Соловьев в статье “Три силы” писал, что две силы – мусульманский Восток и католический Запад исчерпали себя. Третья сила – славянский мир, с Россией во главе даст жизнь и обновление двум первым. Какова же миссия России? “… Обязанность нравственно послужить и Востоку, и Западу, примеряя в себе обоих”.
Учитель может продемонстрировать иллюстрации из “Уроков Отечественной истории Кирилла и Мефодия до ХIХ века” (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, 2004 год)
Учитель:
Кроме данных четырех объективных факторов, повлиявших на становление и развитие российской цивилизации можно отметить и такие условия, как периферийность, нахождение на границах между Европой и Азией и развитие на лимитрофе.
Периферийные цивилизации складываются на окраине мировой цивилизации. Они испытывают влияние экономических, политических, культурных и иных контактов с более развитыми цивилизациями.
Вопрос к учащимся:
Докажите, что Российская цивилизация является периферийной.
В ходе беседы с учащимися делаются следующие выводы:
Российская цивилизация является периферийной, так как она возникла на “голом месте”, у нее “под ногами” нет древности, первичных цивилизаций, которые бы заложили ее основы. Вместе с тем, она возникла на границах других цивилизаций, которые оказали на нее влияние.
Учитель:
Любая локальная цивилизация имеет определенные границы. Однако цивилизация – не государство, и границы ее очерчены не столь четко. Существуют переходные прострaнcтва, территории, где идет пересечение цивилизационных моделей. Эту зону называют “лимитроф”. Территории лимитрофа огромны. Россия является примером цивилизационного синтеза на лимитрофе.
Цивилизации лимитрофа имеют свои культурологические и прострaнcтвенно - географические хаpaктеристики, свое внутреннее единство.
В то же время им свойственны черты, качества тех “ядер”, между которыми они существуют. Причем российская цивилизация испытывала на себе влияние не Запада (Священной Римской империи), а периферии Запада (Византии), не Востока (китайская цивилизация), а периферии Востока (Золотая Орда).
Эта двуосновность, зародившись в древности, проявляется во всей российской истории, включая ХХ век.
Двойственное географическое и культурное развитие и расположение вызывали философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России. Россия – это Восток или Запад? Или Россия соединяет в себе оба начала? А может быть, Россия – нечто третье, совершенно самобытное по отношению и к Западу, и к Востоку?
Вопрос к учащимся:
Ребята, а как бы вы ответили на этот вопрос?
После дискуссии с учащимися можно привести примеры различных точек зрения русских мыслителей, писателей, поэтов, обсудить с учащимися их высказывания.
Вариант №1. Россия – это Запад.
Определяя место российской цивилизации, русский философ ХIХ века Н.Я. Данилевский в книге “Россия и Европа” писал: “Если Россия… не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления”. А, по словам социолога А. Тойнби, у западноевропейской и российской цивилизации есть “общая мать”, сестринское родство. “Западники” ХIХ века – историки Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев, юрист К.Д. Кавелин, литераторы И.С. Тургенев и П.В. Анненков считали Россию и Западную Европу нераздельными частями единого культурно-исторического целого.
Историк начала ХХ века П. Милюков заявлял: “Россия – есть тоже Европа”. В конце ХХ века академик Д. Лихачев уверенно говорил о западной ориентации современной России.
Вариант № 2. Россия – это Восток.
А. Блок писал:
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы.
С раскосыми и жадными очами!
Мы широко по дебрям и лесам
Перед Европою пригожей
Расступимся! Мы обернемся к вам
Своею азиатской рожей!
А.П. Чехов: “Самолюбие у нас европейское, а развитие и поступки азиатские”.
А. Хомяков в стихотворении “Мечта” (1835 год) показал направление пути России, ее цивилизационного места:
Задернут Запад весь.
Там будет мpaк глубок
Услышь же глас судьбы, воспрянь в сиянье новом,
Проснися, дремлющий Восток!
Вариант №3. Россия – ни Запад, ни Восток.
На уникальность положения российской цивилизации обращал внимание философ П.Я. Чаадаев: “…Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы – воображение и разум, и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара. Не эту роль предоставило нам Проведение. Оно предоставило нас всецело самим себе”. “Про нас можно сказать, что мы составили как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру…”
Ф. Тютчев:
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
Вариант № 4. Россия – и Запад и Восток.
Историк П.Н. Милюков изобрел термин для обозначения цивилизационного места России – АЗИОПА. Слово довольно неуклюжее, но, создавая его, историк поставил на первое место Азию, считая что она дала больше для развития России и сильнее повлияла на становление государства, нежели Европа.
Другой термин – ЕВРАЗИЯ – был сконструирован русскими философами начала ХХ века С. Трубецким, П. Савицким. П. Красавиным, Г. Флоровским, Г. Вернадским и др. Их так и стали называть – евразийцы. Они считали, что нет двух Россий, европейской и Азиатской, есть только одна Россия – евразийская, или Россия – Евразия.
Н. Щербина:
У нас чужая голова,
А убежденья сердца хрупки…
Мы – европейские слова
И азиатские поступки.
М. Волошин в поэме “Россия” пишет:
На дне души мы презираем Запад.
Но мы оттуда в поисках богов
Выкрадываем Гегелей и Марксов,
Чтоб, взгромоздив на варварский Олимп,
Курить в их честь стиpaксою и серой
И головы рубить родным богам,
А год спустя – заморского болвана
Тащить к реке, привязанным к хвосту.
Учитель:
Таинственность, непознаваемость, непонятность Руси для других народов подчеркивали многие мыслители и поэты.
Сегодня ученые выделяют две точки зрения на историческое развитие России.
- Россия вписывается в универсальное движение. Она просто отстала. Эту позицию иногда называют теорией “догоняющего развития”.
- Россия настолько уникальна, что ей не помогут никакие аналогии. Мы – сами по себе.
Таким образом, споры между “западниками” и “славянофилами” сохраняются и по сей день.
Домашнее задание:
Напишите эссе на тему: “Система российских ценностей. Хаpaктеристика менталитета русского человека”.
Предварительно необходимо вспомнить с учащимися определение менталитета.
Можно привести ряд высказываний, которые ребята могут использовать в своей работе либо можно обсудить их в классе.
- “Русский дух”, как вы его ни хороните или как ни высмеиваете, все-таки существует. Это не непременно гений, стихи, проза, умопомрачительная философия. Нет, это манера жить, т.е. нечто гораздо простейшее и, пожалуй, мудрейшее”.
В.В. Розанов.
“Легко загораемся. И быстро гаснем. В непредсказуемой, головоломной, “незаконной” ситуации – азapтные игроки. При угрозе проигрыша – мгновенные неудачники, готовы на все плюнуть и начать все снова: на новом месте, в другой раз… поразительная уверенность, что места хватит и что других разов будет навалом… Поразительная неустойчивость и непредсказуемость: непредсказуемость для самих себя”.
Лев Анненский
Литература.
1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. М.: Просвещение, 2002 г.
2. Захарова Е.Н. Особенности Российской цивилизации. М., АРКТИ, 2002 г.
3. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006 г.
4. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов-на-Дону: Феникс. 2000 г.
5. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 17 века. М.: Просвещение, 2003 г.
6. Человек и общество. Современный мир. М.: Просвещение, 1994 г.
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
18 03 2024 11:43:34
Мероприятие способствует расширению исторических знаний студентов, популяризации государственных символов Российской Федерации, воспитывает патриотизм и гражданственность. Материал тематического вечера может быть использован на уроках истории России и внеклассной работе....
17 03 2024 14:17:39
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
16 03 2024 15:38:12
Такие уроки-игры являются хорошим помощником учителя. Используя по каждому классу определенную систему игр, можно добиться прочных, осознанных знаний. Данный урок в форме КВН лучше использовать в средних классах. В старших классах необходимо усложнять игровой материал, используя новые формы игры (дебаты, диспуты и другие). ...
15 03 2024 16:38:25
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
14 03 2024 19:11:46
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
13 03 2024 8:40:46
На уроке истории в 4-м классе я знакомлю учеников с историей своей страны, с бытом, традициями и культурой наших предков IX–XI веков. Формирую представление о Древней Руси, князьях, ремёслах. Прививаю любовь к Родине, христианской вере. Особое внимание обращаю на леворуких детей и развиваю их доминирующее полушарие....
12 03 2024 7:45:33
Урок истории проводится в форме путешествия по средневековому городу, нас сопровождают выдающиеся достижения Венецианской республики. На уроке используется интеpaктивная доска, презентация, заполняется карта-схема. Во время занятия отpaбатываются навыки работы с картой, контурной картой, схемой, понятиями....
11 03 2024 12:46:17
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли. ...
10 03 2024 1:27:31
Цель работы – показать целесообразность использования интеpaктивных методов преподавания на уроках истории. В работе будут рассмотрены интеpaктивные методы в преподавании уроков истории в 6-м классе....
09 03 2024 15:11:45
Мероприятие посвящено 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне. В основу литературно-музыкальной композиции легли материалы, подготовленные к IV научно-пpaктической конференции Заводского района города Новокузнецка по теме «Дети войны». Мы попытались на конкретных примерах показать судьбы детей военного поколения и отчасти детей блокадного Ленинграда, эвакуированных во время войны в наш город....
08 03 2024 0:35:19
Цель урока: сформировать представление об эволюции народнического движения в России во второй половине XIX века. В ходе занятия проводится пpaктическая работа в группах. В конце урока делаются выводы о деятельности организации народников....
07 03 2024 12:23:40
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
06 03 2024 4:11:27
От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из главных направлений в работе с детьми. Использование краеведения на уроках и во внеурочное время дает возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и свою страну. Данная статья является обобщением опыта учителя истории. ...
05 03 2024 16:13:14
Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею". ...
04 03 2024 19:41:52
Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....
03 03 2024 14:48:51
О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма. ...
02 03 2024 8:20:59
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
01 03 2024 13:24:50
Комбинированный урок по истории России "Внешняя политика" для 9-го класса позволяет рассмотреть внешнюю политику СССР в ХХ в. как единый исторический процесс, проследить основные тенденции в ее развитии. Урок позволяет развивать умение работы с учебником, работать со схемами, заполнять таблицу, делать выводы. Урок воспитывает чувство ответственности за свою Родину и свой политический выбор....
29 02 2024 12:49:11
Автор излагает в статье особенности работы с одаренными детьми на уроках истории с помощью активных форм и методов обучения (разнообразные формы уроков: интегрированные, проблемные, уроки-хаpaктеристики и др.; исследовательский метод, метод проектов, информационные технологии). Все вышеперечисленные формы и методы позволяют повысить качество знаний, увеличить количество призовых мест в конкурсах и олимпиадах....
28 02 2024 9:15:46
Урок является частью курса "Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии. ...
27 02 2024 3:58:57
Мероприятие для 11-го класса представлено в форме устного журнала состоящего из следующих страниц: 1. «Проявление экстремизма в крестовых походах»; 2. «Экстремизм. Фашизм. Нацизм»; 3. «Экстремизм и международный терроризм»....
26 02 2024 10:47:16
Урок разработан в логике компетентностного подхода с использованием технологии критического мышления. Его суть заключается в разработке обучающимися аналитических моделей политической системы общества, ее функций путем анализа и структурирования текстового материала учебного пособия и документа. В проекте урока выделены стадии ТРКМ: вызов, осмысление, рефлексия, функции каждой стадии, приемы и методы, роль учителя, формы познавательной деятельности обучающихся, формируемые компетенции....
25 02 2024 20:38:41
Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....
24 02 2024 19:46:49
На уроке учитель формирует представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта. Работа с историческими источниками, интеpaктивной картой, игровые моменты, познавательные задачи – основные методические моменты и этапы работы на уроке....
23 02 2024 0:15:47
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
22 02 2024 7:18:39
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
21 02 2024 0:22:31
В старших классах часто использую прием «Стратегия эффективной лекции» технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор хаpaктерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....
20 02 2024 11:50:29
Рабочий урок, на котором проверяется материал, изученный на предыдущем уроке, а также изучается новый материал. Предлагаются разнообразные формы повторения и изучения материала: блиц-опрос, загадки с картинками, письменная работа по терминам, работа по нарисованной карте-схеме. Урок насыщенный по форме деятельности, большую часть материала ученики изучают самостоятельно, а учитель выступает в роли инструктора....
19 02 2024 17:47:13
Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использование технологий Smart board. В "Одиссее" рассказывается о событиях, происходивших примерно три тысячи лет назад. Если бы у современных ученых не было в руках поэм Гомера, они почти ничего не знали бы о греках, живших в ХI, Х и IХ веках до н.э. Эта игра поможет нам узнать о жизни греков в то время....
18 02 2024 14:10:27
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
17 02 2024 11:58:30
Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....
16 02 2024 8:49:35
На основе анализа документального материала автор учит учащихся определять роль, значение, а также давать оценку действиям советского руководства во главе со Сталиным в организации победы над фашистской Германией. На основании зарубежных источников изучать и сопоставлять различные оценки роли советского руководства в Великой Отечественной войне....
15 02 2024 23:50:35
В ходе урока учащиеся сравнительно сопоставляют основные тенденции экономического развития России первой половины XIX века; выделяют своеобразие экономического развития России; участвуют в дискуссиях по актуальным историческим проблемам....
14 02 2024 11:40:27
Проверочные материалы по истории могут использоваться на уроках истории в начальной школе. ...
13 02 2024 7:31:51
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
12 02 2024 13:21:25
На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла. ...
11 02 2024 16:51:45
Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема "Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....
10 02 2024 12:14:51
Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....
09 02 2024 17:51:44
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....
08 02 2024 14:55:27
Статья содержит материалы об интеpaктивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", "Три предложения" и др. Применение в пpaктике преподавания интеpaктивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока. ...
07 02 2024 14:23:26
Игра "Великолепная пятёрка" является частью реализации игровых технологий во внеурочной деятельности по истории. В работе представлена детальная разработка игры, рекомендации по её проведению и два сценария игры по истории для 5-х классов - "Путешествие в прошлое. Древний мир" и для 6-х классов - "Путешествие в Средневековье". ...
06 02 2024 2:11:34
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
05 02 2024 13:33:38
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
04 02 2024 16:30:19
Во второй половине XIX – начале XX века в России особенно расцвела благотворительность. Именно в этот период появилась целая плеяда предпринимателей. До сих пор мы пользуемся плодами их добрых дел. Сохранилась и память об этих замечательных людях в сердцах благодарных потомков. Рассказы об этих людях, несомненно, будут способствовать воспитанию патриотизма у современных молодых людей, желанию последовать их примеру....
03 02 2024 15:53:11
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
02 02 2024 18:14:22
Интеpaктивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....
01 02 2024 1:42:11
Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....
31 01 2024 19:30:20
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
30 01 2024 16:54:44
Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....
29 01 2024 12:37:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::