Интегрированный урок (новйшая история + информационные и коммуникативные технологии) по теме "Возникновение общества массового потрeбления"
Школьный курс истории играет большую роль в духовном развитии школьников. В то же время современные образовательные технологии, позволяют повысить удельный вес самостоятельной творческой познавательной деятельности учащихся, что способствует лучшему усвоению материала, создают условия для свободного изучения вопросов истории не только по школьной программе, но и вне ее, а так же усовершенствовать навыки работы с компьютером. Словом, способствует применению компетентностного, а не знаниевого подхода в изучении учебных дисциплин.
Во многом решению дидактических задач способствуют интеграция истории с ИКТ, т. к. позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников, дифференцировать обучение, применять коллективные формы работы, совершенствовать формы взаимодействия учеников и учителя.
Использование интегрированных уроков требует от учителя творческого гибкого подхода в организации учебного процесса, владения информационной техникой, однако, требует немалой подготовительной работы. В то же время интеграция позволяет формировать у учеников более целостное мировоззрение на основе использования межпредметных связей, делает процесс обучения более интересным, насыщенным. Этим обусловлен выбор интеграции предметов при изучении данной темы.
Цель: сформировать у учащихся представление об обществе массового потрeбления; способствовать развитию умения учащихся получать информацию из различных источников, анализировать ее, структурировать и переводить в другие виды представления информации.
Задачи:
- Дать знания о причинах возникновения «государства благоденствия», его основных чертах.
- Развитие умения работать с различными видами информации.
- Развитие навыка коллективной деятельности.
Форма урока: урок-исследование (изучение учебного материала происходит в группах).
Оборудование:
- Компьютеры с выходом в Internet.
- Интеpaктивная доска (для работы с таблицами).
- Карточки с заданиями и адресами необходимых сайтов в Internet.
Роль учителя заключается в том, чтобы помочь детям организовать работу в комaнде для получения необходимой информации и грамотно ее представить: учитель истории консультирует и направляет работу учеников по истории, учитель информатики – по использованию ресурсов Интернета и в работе со стандартными программами: Power Point и Word.
Данную форму урока целесообразно применять в сильном классе для работы по изучению новой темы, предварительно ученикам дается домашнее задание ознакомиться с соответствующим параграфом учебника; в менее подготовленном классе этот урок лучше использовать для закрепления знаний.
Ход урока
1. Разделение класса на группы (по принципу «от лидера»), раздача карточек с заданиями и указанием адресов необходимых сайтов в Интернете, постановка задач (5 мин.). Для экономии времени составить группы можно заранее.
a) политологи: определяют главные политические проблемы, их влияние на формирование «общества потрeбления»;
b) социологи: определяют социальные особенности «общества потрeбления»;
c) экономисты: определяют экономические особенности «государства благоденствия»;
d) аналитики: на основе приведенных данных составляют диаграммы и делают по ним вывод;
e) эксперты: делают выводы, обобщая результаты, работают над составлением теста и словаря.
2. Итоги исследования группы оформляют в виде таблицы, заполняя соответствующий столбец (20 мин.). Последний столбец заполняется совместно после выступления «экспертов». Если учитель и ученики имеют опыт работы с интеpaктивной доской, то таблицу можно выполнять в интеpaктивном варианте, если такой возможности нет, то можно подготовить матрицы таблицы для каждой группы. Если класс владеет технологией создание презентаций (работа с приложением PowerPoint), то на 2 этапе урока можно дать задание о подготовке презентации (1-3 слайда) вместо таблицы. Для экономии времени на данном уроке презентация была выполнена заранее группой учеников по заданию учителя. Прогнозируемый результат работы может выглядеть следующим образом.
Табличный вариант.
Осуществление политики «государства благоденствия» в странах Западной Европы
Новые явления в политической жизни | Новые социальные явления | Тенденции в развитии экономики | Негативные черты |
1. Среди населения вырос авторитет Советского Союза.
2. Рост популярности коммунистических и социалистических идей. 3. Лидерами левого движения стали социалисты и социал-демократы (концепция демократического социализма и «государства благоденствия»). 4. Консерваторы поддерживали демократические принципы жизни общества, но подчеркивали важность традиций. 5. Усиление роли государства в жизни общества. 6. Реформы - главный способ деятельности правительства. |
1. Укрепление позиций среднего класса как опоры
государства.
2. Улучшение бытовых условий. 3. Развитие системы социального страхования. 4. Снизился разрыв в доходах различных социальных слоев. 5. Снижение социальной напряженности. |
1. Мощный экономический подъем 50-60-х гг.
2. Государство регулировало экономику через государственные расходы, налоги, установление банковского процента. 3. Развитие массового производства товаров народного потрeбления. 4. Увеличение заработной платы. 5. Развитие сферы услуг. 6. Развитие рекламы. |
1. Рост бюрократического чиновничьего аппарата.
2. Недовольство предпринимателей ростом налогов. 3. Рост инфляции. 4. Появление слоя «новых бедных». |
Проект-презентация (приложение 1 - презентация к уроку).
Вывод. В эпоху «холодной войны» страны Запада пытались доказать, что усовершенствовать капиталистическое общество можно в условиях демократии с помощью реформ, а не революций.
3. Доклад о результатах работы. Выступление экспертов. (10 мин).
4. Рефлексия - просмотр презентации (5 мин.).
5. Повторение - решение теста. Тестирование на 5 этапе урока можно провести путем голосования, для этого учитель предварительно подготавливает оборудование. (3 мин.).
6. Подведение итогов урока, оценка работы (2 мин.).
Приложение 2. Карточки с заданиями.
Задания 1 группы
1. Определите, какие политические проблемы стояли перед странами Запада в 60-е годы ХХ века.
2. Выявить, какое влияние эти проблемы оказали на: а) экономическое развитие; б) социальное развитие.
3. Какие пути решения данных проблем были приняты.
4. Результаты внесите в таблицу.
Задания 2 группы
1. Определите, какие социальные проблемы стояли перед странами Запада в 60-е годы ХХ века.
2. Выявить, какое влияние эти проблемы оказали на: а) экономическое развитие; б) политическое развитие.
3. Какие пути решения данных проблем были приняты.
4. Результаты внесите в таблицу.
Задания 3 группы
1. Определите, какие экономические проблемы стояли перед странами Запада в 60-е годы ХХ века.
2. Выявить, какое влияние эти проблемы оказали на: а) социальное развитие; б) политическое развитие.
3. Какие пути решения данных проблем были приняты.
4. Результаты внесите в таблицу.
Задания 4 группы
На основе следующих данных составьте диаграммы, сделайте выводы.
1. Среднегодовые темпы экономического роста стран Запада за 1948-1963гг.:
Франция - 4,6%
ФРГ - 7,6%
Италия - 6%
Голландия - 4,7%
Великобритания - 2,5%
2. Потребительские расходы от личных доходов в 1970г.
французов | англичан | |
- на питание | 25,6% | 20,7% |
- на услуги | 35,5% | 39% |
3. В 1970г. на каждую тысячу французских рабочих приходилось
636 автомобилей
769 телевизоров
844 холодильника
4. Государственные расходы на социальное страхование в Англии составили в 1962г. 5% валового национального продукта, в 1974г. свыше 16%.
Задания 5 группы
1. Составьте терминологический словарь следующих понятий: "государство благоденствия", государственное регулирование экономики, теория Кейнса (теория эффективного спроса), социальное страхование, «новые бедные», средний класс.
2. Составьте тест из 3-х вопросов, отражающих суть понятия «общество потрeбления», его хронологические рамки, хаpaктерные черты.
3. Сформулируйте выводы по теме урока.
Приложение 3: ресурсы, рекомендуемые учащимся для работы.
www.histori.rin.ru
www.chronologia.org
www.lesson-histori.narod.ru
www.ru.wikipedia.org
www.enc.mail.ru
www.hist.ru
www.ont.by
www.katalog.iot.ru
www.krugosvet.ru

Урок по теме «Ассирийская держава» с учетом требований ФГОС, сопровождается презентацией, которую можно использовать как в работе учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе учащимися при изучении темы....
22 03 2023 15:41:17
Урок проводится в 10-м классе в рамках изучения курса «Право». Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни. Помимо плана-конспекта урока, в статье есть и самоанализ урока....
21 03 2023 15:24:32
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
20 03 2023 22:10:12
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
19 03 2023 22:15:10
Цель методической разработки состоит в определении основной хаpaктеристики семьи и семейных отношений, определить сущность семьи, назвать и охаpaктеризовать ее функции....
18 03 2023 21:47:10
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
17 03 2023 2:25:39
Урок проводится с целью рассказать о выделении человека из мира животных, об отличиях древнейших людей от современных, о древнейших орудиях труда, об овладении огнем; пробудить интерес учащихся и стимулировать их познавательную активность, создать обстановку, необходимую для творческой, плодотворной работы учащихся.
...
16 03 2023 14:32:18
На уроке используются различные виды работы: игра-викторина «Умники и умницы», работа с перфокартой «Русь в датах»; словарная работа; работа с различными источниками; решение тестов; работа со схемой «Система властвования Золотой орды над русскими землями»; дискуссия по историографии о последствиях ига для истории Руси.
...
15 03 2023 11:34:51
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
14 03 2023 1:26:40
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения.
...
13 03 2023 16:10:11
Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения
большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы
работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах.
...
12 03 2023 16:31:11
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе.
...
11 03 2023 16:54:41
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
10 03 2023 5:26:56
Представлен интегрированный урок по курсу "история + ИЗО", разработанная учителями истории и ИЗО с 5-й по 9-й класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года. Показывается значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства....
09 03 2023 11:18:48
Личность – это продукт социализации, в самом общем смысле так называется процесс, в котором расширяются и умножаются социальные связи индивида с внешним миром. На протяжении всего процесса социализации индивид постоянно осваивает все новые и новые виды деятельности. Поэтому очень важно использовать на своих уроках разные формы работы учащихся....
08 03 2023 0:40:22
Интеллектуально-познавательная игра на уроках истории проводится с целью активизации познавательной деятельности, поддержания интереса к предмету на уроках закрепления знаний.
...
07 03 2023 2:31:45
Данная тема открывает широкие возможности для обсуждения одной из глобальных проблем. Работа в группах, использование разнообразных методов формирования критического мышления на уроках истории позволили мне рассмотреть данную проблему на уроке с разных позиций и в разных аспектах....
06 03 2023 10:46:28
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Главной целью является определение роли уездного города в истории России, знакомство с жизнью родного города во второй половине XIX века, исследование связи с современностью и произведениями искусства (литературой). При подготовке к уроку учащиеся работали с дополнительной литературой и архивными данными. Урок стимулирует детей к социальной активности и творчеству....
05 03 2023 12:27:33
На уроке рассматривается связь человека и природы, их взаимодействие. По схемам учащиеся работают в группах....
04 03 2023 7:43:30
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
03 03 2023 20:45:23
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать
основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
02 03 2023 2:38:57
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
01 03 2023 11:11:45
На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....
28 02 2023 6:37:51
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
27 02 2023 13:20:25
Представлен урок сообщения новых знаний, направленный не только на изучение нового материала, но и активацию мыслительной деятельности, развитие навыков работы с дополнительными материалами и источниками, а также ведение живой беседы и умению правильно задавать вопросы по теме. На урок приглашён ветеран Сталинградской и Курской битв Андреев Павел Алексеевич. Живое общение с очевидцем и участником войны придаёт уроку эмоциональность и содержательность....
26 02 2023 5:45:48
Содержание военной реформы учащимся известно с предшествующих уроков. Учитель предлагает вспомнить её основные положения и определить значение....
25 02 2023 23:17:28
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
24 02 2023 14:47:48
В статье представлен урок истории, который может быть проведён с учащимися 7-го класса общеобразовательной школы. Используемые формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, картой, с документами, схемами, решение исторических задач.
...
23 02 2023 6:30:19
Урок знакомит учащихся с историей католической церкви в эпоху Средневековья, когда господство церкви и христианской религии определило образ жизни средневекового человека, социальные границы общества, развитие науки, культуры и искусства....
22 02 2023 1:25:53
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
21 02 2023 13:11:22
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
20 02 2023 21:23:40

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
19 02 2023 14:43:20
Необычным на уроке является использование игротерапии в форме физкультминутки; присутствует поощрение детей не только оценкой. Построение урока соответствует возрасту детей, изучаемому материалу, используемой группе форм и методических приемов.
...
18 02 2023 7:49:27
Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....
17 02 2023 2:43:35
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
16 02 2023 6:33:49
Урок знакомит со своеобразием архитектурных стилей, господствовавших в Западной Европе в XI–XIII веках. У учащихся формируются навыки работы с иллюстративным материалом, умения сравнивать и выделять особенное, давать хаpaктеристику архитектурных стилей....
15 02 2023 20:58:33

Проект нацелен на ознакомление с ролью куклы в жизни человека, разнообразие кукол; углубление знаний о жизни русского народа через тему проекта; научить бережному отношению к своему прошлому через историю кукол. Проект представлен в виде презентации, краткого обзора истории кукол – от старины до XXI века, мировых музеев кукол и мастер-класса с целью передачи собственного опыта. В задачи осуществления проекта входило изучение литературы, посещение московских и подмосковных музеев игрушки (куклы), поездка в древнерусские города Углич и Мышкин....
14 02 2023 11:38:24
Обобщающий урок построен в игровой форме. Использование игры на уроке дает возможность активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету....
13 02 2023 22:12:46
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
12 02 2023 20:48:59
Урок формирует у учащихся умение систематизировать, анализировать большой объем исторической информации, самостоятельно интерпретировать события. Ребята осмысливают трагические страницы новейшей отечественной истории....
11 02 2023 9:25:57
Особая роль школы состоит в создании условий для духовного
становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и
физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если
она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки,
потребности и интересы.
...
10 02 2023 3:19:17
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
09 02 2023 10:59:26
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины....
08 02 2023 20:25:35
Цель представленного урока – закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории....
07 02 2023 19:52:12
Внеклассное занятие по истории, на котором ученики, работая с историческими документами, учатся определять, что обозначают символы современного герба РФ, прослеживая процесс развития герба как символа России.
...
06 02 2023 6:15:36
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
05 02 2023 2:54:13
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации. Представлена программа по обществознанию для 5-го класса....
04 02 2023 19:26:25
Урок проблемного изложения материала с использованием активных и интеpaктивных форм обучения при работе с разнообразными источниками информации, в том числе с широкой документальной базой, способствует формированию ключевых компетенций. Урок сочетает изучение вопросов общероссийского масштаба и углубленное изучение краеведческого компонента.
...
03 02 2023 13:35:47
При подготовке к уроку класс был разбит на 3 группы, и каждой из них были даны следующие задания:
1. Взять интервью у ветеранов ВОВ (какие есть награды и рассказ о них);
2. Собрать информацию о наградах своих родственников – очевидцев событий;
3. Собрать информацию у родственников о наградах, полученных в тылу.
Результаты работы групп были представлены на уроке. В ходе урока ученики работали с исторической картой и документами. Данный урок формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к свой малой Родине, ко всей Отчизне. ...
02 02 2023 17:15:39
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
01 02 2023 18:42:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::