Интегрированный урок (новйшая история + информационные и коммуникативные технологии) по теме "Возникновение общества массового потрeбления"
Школьный курс истории играет большую роль в духовном развитии школьников. В то же время современные образовательные технологии, позволяют повысить удельный вес самостоятельной творческой познавательной деятельности учащихся, что способствует лучшему усвоению материала, создают условия для свободного изучения вопросов истории не только по школьной программе, но и вне ее, а так же усовершенствовать навыки работы с компьютером. Словом, способствует применению компетентностного, а не знаниевого подхода в изучении учебных дисциплин.
Во многом решению дидактических задач способствуют интеграция истории с ИКТ, т. к. позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников, дифференцировать обучение, применять коллективные формы работы, совершенствовать формы взаимодействия учеников и учителя.
Использование интегрированных уроков требует от учителя творческого гибкого подхода в организации учебного процесса, владения информационной техникой, однако, требует немалой подготовительной работы. В то же время интеграция позволяет формировать у учеников более целостное мировоззрение на основе использования межпредметных связей, делает процесс обучения более интересным, насыщенным. Этим обусловлен выбор интеграции предметов при изучении данной темы.
Цель: сформировать у учащихся представление об обществе массового потрeбления; способствовать развитию умения учащихся получать информацию из различных источников, анализировать ее, структурировать и переводить в другие виды представления информации.
Задачи:
- Дать знания о причинах возникновения «государства благоденствия», его основных чертах.
- Развитие умения работать с различными видами информации.
- Развитие навыка коллективной деятельности.
Форма урока: урок-исследование (изучение учебного материала происходит в группах).
Оборудование:
- Компьютеры с выходом в Internet.
- Интеpaктивная доска (для работы с таблицами).
- Карточки с заданиями и адресами необходимых сайтов в Internet.
Роль учителя заключается в том, чтобы помочь детям организовать работу в комaнде для получения необходимой информации и грамотно ее представить: учитель истории консультирует и направляет работу учеников по истории, учитель информатики – по использованию ресурсов Интернета и в работе со стандартными программами: Power Point и Word.
Данную форму урока целесообразно применять в сильном классе для работы по изучению новой темы, предварительно ученикам дается домашнее задание ознакомиться с соответствующим параграфом учебника; в менее подготовленном классе этот урок лучше использовать для закрепления знаний.
Ход урока
1. Разделение класса на группы (по принципу «от лидера»), раздача карточек с заданиями и указанием адресов необходимых сайтов в Интернете, постановка задач (5 мин.). Для экономии времени составить группы можно заранее.
a) политологи: определяют главные политические проблемы, их влияние на формирование «общества потрeбления»;
b) социологи: определяют социальные особенности «общества потрeбления»;
c) экономисты: определяют экономические особенности «государства благоденствия»;
d) аналитики: на основе приведенных данных составляют диаграммы и делают по ним вывод;
e) эксперты: делают выводы, обобщая результаты, работают над составлением теста и словаря.
2. Итоги исследования группы оформляют в виде таблицы, заполняя соответствующий столбец (20 мин.). Последний столбец заполняется совместно после выступления «экспертов». Если учитель и ученики имеют опыт работы с интеpaктивной доской, то таблицу можно выполнять в интеpaктивном варианте, если такой возможности нет, то можно подготовить матрицы таблицы для каждой группы. Если класс владеет технологией создание презентаций (работа с приложением PowerPoint), то на 2 этапе урока можно дать задание о подготовке презентации (1-3 слайда) вместо таблицы. Для экономии времени на данном уроке презентация была выполнена заранее группой учеников по заданию учителя. Прогнозируемый результат работы может выглядеть следующим образом.
Табличный вариант.
Осуществление политики «государства благоденствия» в странах Западной Европы
Новые явления в политической жизни | Новые социальные явления | Тенденции в развитии экономики | Негативные черты |
1. Среди населения вырос авторитет Советского Союза.
2. Рост популярности коммунистических и социалистических идей. 3. Лидерами левого движения стали социалисты и социал-демократы (концепция демократического социализма и «государства благоденствия»). 4. Консерваторы поддерживали демократические принципы жизни общества, но подчеркивали важность традиций. 5. Усиление роли государства в жизни общества. 6. Реформы - главный способ деятельности правительства. |
1. Укрепление позиций среднего класса как опоры
государства.
2. Улучшение бытовых условий. 3. Развитие системы социального страхования. 4. Снизился разрыв в доходах различных социальных слоев. 5. Снижение социальной напряженности. |
1. Мощный экономический подъем 50-60-х гг.
2. Государство регулировало экономику через государственные расходы, налоги, установление банковского процента. 3. Развитие массового производства товаров народного потрeбления. 4. Увеличение заработной платы. 5. Развитие сферы услуг. 6. Развитие рекламы. |
1. Рост бюрократического чиновничьего аппарата.
2. Недовольство предпринимателей ростом налогов. 3. Рост инфляции. 4. Появление слоя «новых бедных». |
Проект-презентация (приложение 1 - презентация к уроку).
Вывод. В эпоху «холодной войны» страны Запада пытались доказать, что усовершенствовать капиталистическое общество можно в условиях демократии с помощью реформ, а не революций.
3. Доклад о результатах работы. Выступление экспертов. (10 мин).
4. Рефлексия - просмотр презентации (5 мин.).
5. Повторение - решение теста. Тестирование на 5 этапе урока можно провести путем голосования, для этого учитель предварительно подготавливает оборудование. (3 мин.).
6. Подведение итогов урока, оценка работы (2 мин.).
Приложение 2. Карточки с заданиями.
Задания 1 группы
1. Определите, какие политические проблемы стояли перед странами Запада в 60-е годы ХХ века.
2. Выявить, какое влияние эти проблемы оказали на: а) экономическое развитие; б) социальное развитие.
3. Какие пути решения данных проблем были приняты.
4. Результаты внесите в таблицу.
Задания 2 группы
1. Определите, какие социальные проблемы стояли перед странами Запада в 60-е годы ХХ века.
2. Выявить, какое влияние эти проблемы оказали на: а) экономическое развитие; б) политическое развитие.
3. Какие пути решения данных проблем были приняты.
4. Результаты внесите в таблицу.
Задания 3 группы
1. Определите, какие экономические проблемы стояли перед странами Запада в 60-е годы ХХ века.
2. Выявить, какое влияние эти проблемы оказали на: а) социальное развитие; б) политическое развитие.
3. Какие пути решения данных проблем были приняты.
4. Результаты внесите в таблицу.
Задания 4 группы
На основе следующих данных составьте диаграммы, сделайте выводы.
1. Среднегодовые темпы экономического роста стран Запада за 1948-1963гг.:
Франция - 4,6%
ФРГ - 7,6%
Италия - 6%
Голландия - 4,7%
Великобритания - 2,5%
2. Потребительские расходы от личных доходов в 1970г.
французов | англичан | |
- на питание | 25,6% | 20,7% |
- на услуги | 35,5% | 39% |
3. В 1970г. на каждую тысячу французских рабочих приходилось
636 автомобилей
769 телевизоров
844 холодильника
4. Государственные расходы на социальное страхование в Англии составили в 1962г. 5% валового национального продукта, в 1974г. свыше 16%.
Задания 5 группы
1. Составьте терминологический словарь следующих понятий: "государство благоденствия", государственное регулирование экономики, теория Кейнса (теория эффективного спроса), социальное страхование, «новые бедные», средний класс.
2. Составьте тест из 3-х вопросов, отражающих суть понятия «общество потрeбления», его хронологические рамки, хаpaктерные черты.
3. Сформулируйте выводы по теме урока.
Приложение 3: ресурсы, рекомендуемые учащимся для работы.
www.histori.rin.ru
www.chronologia.org
www.lesson-histori.narod.ru
www.ru.wikipedia.org
www.enc.mail.ru
www.hist.ru
www.ont.by
www.katalog.iot.ru
www.krugosvet.ru
На уроке «Русь и Орда в XIII–XIV вв.» показаны тяжёлое, бедственное положение Русского государства, его зависимость от Орды, последствия ордынского владычества и необходимость объединения русских князей для консолидации и совместного отпора внешнему врагу, а также предпосылки для начала объединительного процесса русских земель вокруг Москвы....
29 06 2022 4:39:43
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
28 06 2022 20:47:38
Работа подготовлена к научно-пpaктической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
27 06 2022 8:30:23
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с условиями зарождения фашизма в европейских странах, дает представление о лидерах европейского фашизма.
...
26 06 2022 7:48:25
Урок проводится в 9-м классе в ходе изучения темы "Россия и мир в 1900–1916 годах". На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Дидактическая цель урока состоит в формировании умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы. Тип урока определен как урок формирования навыков и умений. Форма урока определена как пpaктическое занятие. Вид урока - самостоятельная работа с текстами под руководством учителя (лабораторная работа). На данном уроке использовалась технология критического мышления.
...
25 06 2022 12:57:42
Урок формирует познавательные навыки учащихся, расширяет кругозор, формирует умение анализировать информацию, работать с текстом по плану, высказывать свою точку зрения. Учтены возрастные особенности учащихся (сочетание различных видов деятельности)....
24 06 2022 18:38:53
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
23 06 2022 11:39:37
Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме пpaктической работы....
22 06 2022 12:46:47
Интегрированный урок посвящен описанию хаpaктера и поведения людей. Данные темы по предметам (обществознание, английский язык) изучаются в первой четверти учебного года. Урок способствует созданию условий для формирования у учащихся отношения к лидерам, как к личностям с положительными качествами, осмыслению учащимися своего положения в обществе; воспитанию чувства уважения друг к другу, умения работать в группе и прислушиваться к мнению товарищей....
21 06 2022 23:13:24
Урок построен на использовании мотивационного видеофильма, систематизирующего знания учащихся по изученной теме, творческих работ учащихся, использовании ИКТ в виде презентации....
20 06 2022 15:46:19
Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры "Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности.
...
19 06 2022 6:18:27
В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....
18 06 2022 8:39:37
Автор знакомит с опытом подготовки школьников к ЕГЭ по истории, начиная с 6-го класса основной школы. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую прострaнcтвенно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох.
...
17 06 2022 23:54:41
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
16 06 2022 7:46:33

Урок проводится в форме комaндной игры "Знатоки истории". Игра состоит из трех этапов: каждой комaнде нужно найти и исправить ошибки в предложенном тексте; решить кроссворд; поочередно предлагается ответить на вопросы исторической викторины. Выигрывает та комaнда, у которой по окончании игры будет больше очков....
15 06 2022 22:10:43
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
14 06 2022 4:14:11
Цель урока: повторить наиболее важные события из истории Древней Греции, достижения древнегреческой цивилизации, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; продолжить развитие умений и навыков работы с историческим источником, умения делать выводы, применять полученные ранее знания на пpaктике; воспитывать у учащихся любознательность, интерес к происхождению различных понятий и слов, продолжить пробуждение интереса учащихся к истории....
13 06 2022 18:53:30
Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....
12 06 2022 22:47:59
Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов комaнды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Комaнды состоят из трёх человек. Одна комaнда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему.
...
11 06 2022 14:14:56
Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", "Война за независимость в США", "Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....
10 06 2022 10:16:44

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
09 06 2022 21:46:21
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
08 06 2022 1:40:25
Цели урока: сформировать представление о ненаучных способах познания мира; развивать и совершенствовать навыки познавательной деятельности; способствовать воспитанию уважительного отношения к многогранности проявлений познавательных возможностей человека. Задачи урока решаются через работу в группах. Выводы оформляются в схему, систематизирующую новый материал.
...
07 06 2022 0:44:13
Задержка психического развития проявляется в медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, сниженной его способности к волевым усилиям, неумении самостоятельно организовать деятельность, что сказывается на обучении. Вместе с тем, ребенок может удовлетворительно усваивать общеобразовательную программу. Динамика развития детей с ЗПР возможна, если обучение ведется с учетом сложности развития личности этой категории детей....
06 06 2022 13:51:58
Важнейшей функцией изучения истории является формирование гражданственности, патриотизма, личной ориентации молодого человека. Цель урока – охаpaктеризовать просветительскую деятельность славянских святых Кирилла (Константина) и Мефодия, влияние славянской письменности на культуру славянских народов Центральной, Южной и Восточной Европы. Современные историки и культурологи говорят о существовании определенной кирилло-мефодиевской традиции в культурном единстве славянского мира. Именно сейчас славянские народы, особенно Россия, нуждаются в том, чтобы эта традиция сохранялась и развивалась. Знание о том, как это происходило, поможет осмыслить и многие современные процессы, происходящие в нашем обществе....
05 06 2022 16:18:28
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
04 06 2022 12:10:44
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными, например, работа в ресурсном круге, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении работы. Также во время урока ученики работают с тестовыми заданиями, закрепляют понятия и термины....
03 06 2022 4:38:21
Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....
02 06 2022 18:57:32
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
01 06 2022 22:50:13
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
31 05 2022 19:29:10
Интеpaктивная лекция – выступление преподавателя перед большой аудиторией с активными формами обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм. На основе интеpaктивных форм обучения сочетаются несколько методов обучения для решения проблемы, осмысления темы....
30 05 2022 6:59:46
Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе".
...
29 05 2022 1:11:55
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе.
...
28 05 2022 16:56:44
Данное мероприятие способствует воспитанию патриотизма, гуманного отношения к окружающим людям, к ветеранам войны, обогащает социальный опыт детей через участие в инсценировках песен, сопереживание различных ситуаций. Мероприятие было построено на интеграции предметов: всемирная история, история Казахстана, музыка, мировая художественная культура, изобразительное искусство, начальная военная подготовка....
27 05 2022 9:49:15
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
26 05 2022 0:13:49
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
25 05 2022 7:30:28
Методическая разработка урока по теме «Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда» для учащихся 9-го класса дает представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города; развивает умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал; содействует воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну....
24 05 2022 20:38:26
Состояние современного образования таково, что процесс обучения происходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя....
23 05 2022 1:30:12
Урок проблемного изложения материала с использованием активных и интеpaктивных форм обучения при работе с разнообразными источниками информации, в том числе с широкой документальной базой, способствует формированию ключевых компетенций. Урок сочетает изучение вопросов общероссийского масштаба и углубленное изучение краеведческого компонента.
...
22 05 2022 23:57:42
Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....
21 05 2022 15:41:43
Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 «На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы» по учебнику «История России» А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....
20 05 2022 11:37:26
Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....
19 05 2022 14:43:18
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
18 05 2022 8:14:37
Урок по истории России на тему «Внутренняя политика Ивана IV Грозного» особенно рекомендуется молодым специалистам, так как в разработке чётко прописаны основные моменты, необходимые для анализа урока и дан фактический материал урока, чётко определено время каждого этапа урока....
17 05 2022 7:17:55
Урок изучение нового материала в игровой форме формирует представление учащихся о культуре греков, воспитании сильных и мужественных защитников родины в связи с увлечением Олимпийскими играми, которые сближали свободное население Греции. Форма обучения – групповая....
16 05 2022 15:41:27
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
15 05 2022 16:31:50
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
14 05 2022 19:55:42
Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты-Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....
13 05 2022 14:43:42

На уроке использовались ИК-технологии. Фрагменты ролевой игры помогли детям ощутить себя участниками событий того времени. Деятельностный подход, работа в парах сделали урок продуктивным....
12 05 2022 23:44:28
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
11 05 2022 22:20:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::