Методическая разработка урока обществознания в 10-м классе по теме "Свобода в деятельности человека"
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры.
Задачи:
- выработать понимание термина “свобода”.
- формирование ведущих компетенций (аналитические, прогностические, проектировочные, коммуникативные).
- выработать понимание соотношения свободы и её ограничения.
Предполагаемый результат:
- Учащиеся имеют четкое представление о понятии “свобода”, формах её проявления, необходимости её ограничения.
- Учащиеся умеют давать оценку различным ситуациям чрезмерного проявления свободы.
- Учащиеся способны дать анализ своим действиям и действиям своих товарищей.
- Учащиеся имеют представление, как ставить проблему, намечать шаги её решения, работать в составе группы, анализировать учебный материал, публично излагать свою точку зрения, вести дискуссию.
- Учащиеся осваивают умение работать в режиме проектирования.
Форма проведения:
Комбинированный урок.
Ресурсы:
- Учебное пособие: “Человек и общество” в двух частях автор Боголюбов Л.Н. издательство Просвещение, 2003 год.
- Раздаточный материал.
Этапы работы на уроке.
Ход урока.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
организационный. 5 мин. |
|
Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе, обсуждении. В результате беседы учащиеся должны высказать предположение о нарушении учителем их свободы, что на уроке пойдет речь о свободе действий и её ограничении. |
2. аналитический. 10 мин. |
|
Работают в группе, заполняют рабочий лист согласно параграфу 20 учебного пособия, готовят выступление от группы, обсуждают выполнение задания, дополняют выступление других учащихся, выводят определение понятия “свобода”, “ свободное общество”. |
3. проектный 10 мин. |
|
Ребята в группах работают над проектом. |
4. публичный 10 мин. |
Представляют проекты, отвечают на вопросы других групп. | |
5. рефлексивный 5 мин. |
|
Заполняют анкету |
Рабочий лист.
Заполняется по параграфу 20 учебного пособия.
Главные мысли |
Я не согласен. |
Возникшие вопросы. |
|
|
|
Понятия урока.
Свобода – важнейшая общечеловеческая ценность, связанная с выбором, ограниченная правами других людей, закрепленных в законах, нормах морали и традициях.
Свободное общество – общество, где нет слежки за личностью, нет ограничений для самоопределения, самовыражения, самореализации, деятельность которого направлена на создание совместных благ.
Темы проектов.
- Моя свобода и семья.
- Моя свобода и школа.
- Моя свобода и улица.
- Моя свобода и сверстники.
Рефлексия.
Вопросы. |
Ответы. |
Что я делал на уроке? |
|
Что узнал нового? |
|
Как я узнавал новое? |
|
Какой этап урока мне понравился? |
|
Мое ощущение на уроке. |
Как работать над проектом.
Проект – происходит от латинского слова и буквально означает “камень, брошенный в пустоту”. Это определенный план действий по решению какой-либо проблемы. Проект – это способ изменить мир, создать комaнду, решить насущную проблему, реализовать свою идею. Проект (в переводе с французского) – “брошенный вперед” – путь к цели или план действий для достижения цели, по которому нужно двигаться.
1. Осознание существующей у тебя проблемы, связанной с установленной темой.
- Внимательно прочитай заданную учителем тему работы.
- Подумай, что
Мне неизвестно по теме
Я не знаю
Я не умею
- Выбери проблемную область, над которой ты будешь работать. Помни, она должна быть реальной, жизненной, решаемой.
2. Формулирование проблемы, над решением которой ты будешь работать.
Мне неизвестно то-то, потому что
Я не знаю то-то, так как
Я не умею делать то-то , из-за
3. Описание выявленной тобой проблемы
Если я не узнаю то-то, следовательно
Если я не научусь, то
Если я не освою, это повлечет за собой
4. Целеполагание.
- Определи цель проекта, т.е. конечный результат, который ты получишь, решив поставленную проблему. Зачем нужен этот проект?
Доказать
Обосновать
Выяснить
Разработать
- Определи задачи проекта, т.е. этапы по которым ты будешь достигать поставленной цели.
Провести анализ
Определить
Установить
Выявить
5. Определи целевую группу проекта, т.е. круг тех людей, положение которых улучшится после реализации проекта.
6. Стратегия реализации.
Это описание конкретных дел и мероприятий по решению поставленной проблемы. Её можно представить в виде таблицы.
№ п.п. |
Что сделать |
Когда |
Кто отвечает |
Что нужно |
7. Опиши конкретные планируемые результаты проекта.
- Кому станет лучше после реализации проекта.
- Какие вещи будут изготовлены, построены.
- Какие материалы будут собраны и.т.д.

Изучение региональной истории в школе обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и формирует гражданскую позицию и навыки. Раскрывает учащимся связи родного края с великой родиной, помогает уяснить неразрывную связь с историей, жизнью страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края....
24 09 2023 22:24:16
Урок позволяет сформировать у школьников представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века, показать достижения русского искусства и художественную ценность новых направлений в искусстве.
...
23 09 2023 7:36:17
В ходе урока проводится анализ деятельности Н.С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории....
22 09 2023 22:35:34
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
21 09 2023 4:58:15
Урок истории с использованием игровых ситуаций. На уроке раскрываются вопросы о культурно-бытовых преобразованиях Петра I, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в современную жизнь.
...
20 09 2023 23:15:12
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
19 09 2023 1:19:32
Данный материал может быть использован как на уроке, так и на внеклассном мероприятии. Он способствует формированию познавательной деятельности, приобретению навыков самостоятельной работы. В занятии используется краеведческий материал, который помогает воспитать у школьников чувство гражданственности, уважения и любви к малой Родине, Отечеству....
18 09 2023 22:23:43
Данная статья посвящена изучению завершающих уроков раздела «Человек и закон». Предложены два варианта работы над темой. Формой изучения материала является поисково-исследовательская, метод – групповая работа. Работа представляет опыт использования краеведческого материала при изучении обществознания. Урок содержит презентацию....
17 09 2023 12:49:16
Презентация к уроку составлена с использованием гиперссылок. При наведении курсора на отдельные участки карты показываются основные события, планы оборонительных рубежей, ход наступательных операций, данные об участниках сражений. Приводятся материалы об участии уроженцев Чувашии в Курской битве. Такая форма урока дает возможность наглядно продемонстрировать большой объем материала за короткий промежуток времени и заинтересовать им учащихся....
16 09 2023 15:36:23

Урок закрепления ранее полученных знаний по теме с применением игрового материала. На уроке проводится работа по воспитанию у студентов уважения к Конституции РФ. Задачей урока является развитие личности будущего специалиста, понимающего, что ценность права – в его способности регулировать жизнь общества....
15 09 2023 15:52:39
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
14 09 2023 5:42:11
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины.
...
13 09 2023 18:49:55
Гражданская война-страшное бедствие, национальная трагедия. Каковы ее причины и последствия,кто прав и кто виноват? Как не допустить ее повторения? Все эти вопросы мы должны обсудить, сделать выводы. На уроке идет закрепление и выявление знаний учащихся по теме «Гражданская война»....
12 09 2023 13:56:34
В приложении нашли отражение задания, которые можно предлагать учащимся за пределами урока – в кружковой и факультативной работе, внеклассных мероприятиях. Большинство заданий универсальны, доступны в урочной и внеурочной пpaктике....
11 09 2023 13:26:14
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
10 09 2023 20:16:39
Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разpaбатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....
09 09 2023 2:20:31
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья.
...
08 09 2023 21:45:40
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
07 09 2023 20:28:27
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
06 09 2023 0:41:30
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию.
...
05 09 2023 1:44:35
Урок представлен в игровой форме, что соответствует возрасту учащихся. Использование компьютерной презентации позволяет сделать его интересным, красочным, дает возможность включать вопросы, основанные на иллюстрациях, видеофрагментах, анимированных схемах, исторических источниках. В ходе занятия ученики осмысливают значение петровских преобразований, выявляют положительные и отрицательные стороны изучаемого периода.
...
04 09 2023 12:56:37
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
03 09 2023 19:55:11
В статье рассматриваются примеры реализации этнокультурной составляющей на уроках истории с учетом компетентностного подхода. Компетентностный подход к образованию предполагает не только наличие у индивида внутренней организации знаний, качеств, способностей, но и его готовность к использованию и применению знаний, умений, отношений, опыта в учебной или жизненной ситуации. Cоставной частью процесса формирования компетентного ученика является региональный компонент в школьном образовании....
02 09 2023 6:15:59
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов.
...
01 09 2023 13:25:13
Изучение курса позволит учащимся глубже погрузится в изучение истории родного края, изучить материал, лишь вскользь упоминаемый в содержании курса исторического краеведения. На конкретных примерах отследить роль отдельного сословия и конкретных личностей в истории России и родного края.
...
31 08 2023 5:21:34
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
30 08 2023 14:37:15
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
29 08 2023 0:39:53
Данный урок направлен на усвоение понятия познания, изучение уровней познавательной деятельности человека, их особенностей. Урок предполагает использование электронных образовательных ресурсов по предмету....
28 08 2023 19:12:43
На уроке рассматривается сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Гражданская война....
27 08 2023 23:45:19
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
26 08 2023 21:37:42

Обобщаются знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека. Акцентируется внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении....
25 08 2023 9:44:52
Что из себя представляет центральный законодательный орган России - Федеральное Собрание, каковы итоги и уроки деятельности первого законодательного органа, как развивается парламентаризм в России после 1993 года.
...
24 08 2023 9:46:37
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, опирается на ранее изученный материал по курсу истории России. Цели курса: формировать духовно-нравственные качества личности школьника, довести до сведения учащихся устройство средневековой русской церкви, осветить некоторые важные моменты ее истории, остановиться на фактах политических биографий ряда выдающихся церковных деятелей средневековой Руси.
...
23 08 2023 21:54:12
Урок помогает обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н.С. Хрущева, его роль в мировой истории; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации и собственного мнения.
...
22 08 2023 17:59:53
На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....
21 08 2023 22:39:11
Бинарный урок по истории и иностранному языку, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной – Второй Мировой войне, разработан в форме пpaктического занятия. Урок направлен на формирование уважения к старшему поколению, интереса студентов к боевому прошлому нашей страны - СССР и стран-союзников, Великобритании и США. Развитие исторических и языковых компетенций студентов достигается через использование информационных технологий....
20 08 2023 2:41:21
Избирательные технологии принято считать явлением, которое зародилось в недалеком прошлом. Действительно, этот термин сравнительно недавнего происхождения. Но само явление столь же древнее, сколь и выборы. В связи с этим интересно проанализировать те приемы и методы, которые использовали на протяжении всей истории России в ходе предвыборной борьбы.
Данный курс поможет выявить готовность учащихся к усвоению истории, обществознания на профильном уровне.
...
19 08 2023 15:44:57
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории.
...
18 08 2023 23:29:28
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
17 08 2023 15:55:13
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
16 08 2023 7:35:53
Уроки повторения зачастую бывают перегружены информацией, новыми понятиями, датами, что вызывает дополнительные сложности и не всегда способствует развитию интереса у ребят. Конечно, хочется, чтобы эти уроки были увлекательными, запоминающими, чтобы они вызывали интерес у ребят. Одним из способов сделать урок именно таким - это привлечь их на уроке к игровой деятельности....
15 08 2023 15:50:15
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица.
...
14 08 2023 6:53:33
Урок изучения нового материала с опорой на знания учащихся и использованием презентации PowerPoint. Цель урока – раскрыть проблему модернизации на конкретном материале, рассмотреть и проанализировать различные модели развития "центра" и "периферии"....
13 08 2023 19:30:55
В канун 65-летия Победы предлагается сценарий для проведения воспитательных мероприятий по теме. Цели и задачи: формирование знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и их подвигах; нравственно-патриотическое воспитание школьников; воспитание любви и уважения к своему народу, к истории страны, бережного отношения к ветеранам.
...
12 08 2023 19:45:49
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
11 08 2023 14:38:19
Дети 5-го класса очень любят играть, такие уроки всегда проходят весело и быстро, а главное – хорошо усваивается материал. Немного фантазии – и можно оказаться где угодно. Вот и на этом уроке мы путешествовали по Древней Греции....
10 08 2023 11:29:59
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий.
...
09 08 2023 5:47:50
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому.
...
08 08 2023 4:11:25
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки.
...
07 08 2023 10:29:57
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции.
...
06 08 2023 9:23:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::