Урок истории или предмета "Мир вокруг нас" по теме "Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории или предмета "Мир вокруг нас" по теме "Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси"


    Урок истории или предмета "Мир вокруг нас" по теме "Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси"

Цель:

  1. Формировать представление о Древней Руси, русских князьях;
  2. Развивать устную речь; воспитывать любовь к Родине и пробуждать интерес к истории.

Оборудование:

  • карта Древней Руси,
  • репродукция картины,
  • контурные карты,
  • плакаты.

Ход урока

I. Орг. момент. Сообщение темы, целей.

Сегодня мы продолжим тему: “Во времена Древней Руси”, познакомимся с русскими князьями и их деяниями на благо Руси. В нашем классе создано научное общество, все ученики изучали эту проблему с разных сторон и сегодня могут поделиться тем, что они узнали. В нашем обществе 4 группы: историки,

летописцы, литераторы, и эксперты. Историки познакомят нас с историческим материалом, летописцы зачитают исторические документы – летописи. Литераторы прочитают литературные произведения по теме, а эксперты сделают выводы, начнут составлять родословную русских князей, составят словарь новых слов.

В конце урока все члeны ученого совета смогут ответить на вопросы:

  1. Кто был первым князем на Руси?
  2. Где возник г. Киев и кто княжил там?
  3. Какого князя назвали “Вещим”?
  4. Как называли князя Владимира?
  5. Зачем Владимир крестил Русь?

II. Проверка домашнего задания.

  1. Тесты.
  2. Пересказ: “Жизнь древних славян”.
  3. Сообщения: “Названия месяцев у славян”, “Верования славян”.

В языческие времена появились суеверия. Люди верили, что вокруг них живут разные существа и они могут повлиять на их самочувствие и на всё в жизни.

Во многих народных сказках можно найти сюжеты и героев языческих легенд.

Так в сказочной поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” райская птица Гамаюн превратилась в учёного кота.

Отрывок из поэмы “Руслан и Людмила” (читает ученик).

ФИЗМИНУТКА:

РАЗ-ДВА – РУКИ ШИРЕ,
ТРИ-ЧЕТЫРЕ – РОВНО ВСТАНЬ!
НА ДРУГ-ДРУГА
ПОСМОТРЕЛИ –
И ТИХОНЕЧКО МЫ СЕЛИ!

III. Работа над темой урока. Продолжаем работу по теме урока.

1). С давних времён людей волнует вопрос образования Русского государства. “... откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть” – Такой вопрос задаёт Нестор в летописи.

2) Работа по карте. Посмотрите на карту. – Что связывало между собой поселения славян (реки, моря).

Люди торговали между собой, купцы снаряжали караваны, переселенцы осваивали новые земли и передвигались по воде. Важнейший торговый путь “из варяг в греки”. Покажите на карте.

3) Работа с контурными картами в группах.

У каждой группы на столе контурная карта. Отметьте, в какие города можно было попасть по реке Днепр? (Смоленск, Чернигов, Переяславль, Киев).

Посмотрите на карту в учебнике. Отметьте и территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века. Что можно сказать? (территория увеличилась)

4) Учитель. Как же происходило образование Русского государства, нас познакомят историки и летописцы. Каждая группа поделится тем, что они узнали. Слушая, эксперты составят родословную князей, поместят на доске новые слова и даты.

- Существует две версии откуда взялось слово “Русь”. “Русь” – так называлось племя славян, которое жило на реке Рось, притоке^ Днепра. Отсюда пошли и русские князья, и название Русь.

Но есть и другая версия. Послушаем историков и летописцев:

1 историк. Правления у славян не было. В каждой семье заправлял старший. Старейшины собирались вместе на мирские сходы(веча) и решали дела сообща. Позже появились князья. Слово “князь” происходит от славянского “конязь”- военный всадник. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князь управлял жизнью древних славян, а когда приходили враги, становился военоначальником.

Учитель. Между славянскими племенами не было согласия, воевали друг с другом, и поодиночке трудно было противостоять набегам кочевых племён. Учитель. Вот что пишет Нестор:

1 летописец. В 859 году начали “варяги из-за моря” брать дань со славян, живших у озера Ильмень, и со всех кривичей, а также с соседних финских племен. А хазары собирали между тем дань с полян, северян и вятичей.

В 862 году ильменские славяне и кривичи собрались с силами и прогнали варягов за море, стали жить свободно. Но скоро восстал род на род, начались усобицы* и ссоры. И тогда порешили славяне: – Поищем себе князя со стороны, который бы владел нами и судил по справедливости.

Послов отправили к варяжскому племени Русь и сказали русским князьям: — Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; идите_княжить и владеть нами. В этом же году в Новгород пришли княжить варяг Рюрик с двумя братьями. Страна же славянская стала называться Русь.

Учитель. – Это другая версия и кто прав неизвестно. Мы запомним, что это было в 862 году по Рождестве Христовом. – А как же была построена столица Руси? Об этом свидетельствуют летописи.

2 летописец. Киев

Над рекой Днепром, на крутых берегах жили-были три брата: Кий, Щёк и Хорив. И была у них сестра Лыбедъ-Лебёдушка.

Жили они дружно и непраздно. Вставали рано и ложились рано. Весь день работали: ставили избы и терема, пахали землю и сенокосничали. А Лыбедь-Лебёдушка пряла и ткала и плела кружева бело-розовые, как вишневый цвет.

Самым заметным в семье был старший — Кий, князь смелый и разумный. Любил он не воевать, а строить. Где злодей пройдет, там земля горит. А где Кий пройдет, там город стоит.

Построили братья на крутых берегах днепровских город и нарекли его КИЕВОМ: в честь старшего брата Кия-строителя. Хорошее место выбрали для города — на путях-дорогах, при глубокой реке, среди частых дубрав и тучных земель. Было это давно, более 1500 лет тому назад.

Учитель. – А как же попал князь Рюрик в Киев? Вот, что узнали наши историки:

2 историк. Каждый славянский князь, управлявший племенем, имел свою дружину. С давних времён в дружину объединялись самые сильные, отважные и опытные воины. Дружина могла отбить нападение врага, защищая и не отвлекая от работы тех, кто пахал землю и занимался ремеслами.

Воины-дружинники обучены были только военному делу, князья содержали их за свой счёт и отделяли им часть военной добычи.

Много городов Рюрик раздал в управление своим старшим дружинникам — боярам. Но не всем достались города. Не получили их от князя знатные дружинники — Аскольд и Дир.

Тогда решили они искать счастья в Константинополе. И отправились в столицу Византии обычным путем варягов по Днепру. Учитель. – Как назывался этот путь? (из варяг в греки)

2 историк продолжает. Дошли они до неведомого им городка в очень красивой местности, на крутом берегу Днепра. Спросили у местных жителей:

— Кто построил этот город? Люди говорят: – Кий, Щёк и Хорив. – Как называется этот город? Ответили им: – Киев. От жителей города узнали они, что те платят дань хазарам. Помогли храбрецы киевлянам освободиться от власти хазар, и сами стали здесь княжить — хотя и не были княжеского рода.

Учитель. Так в Киеве появились князья – Аскольд и Дир.

А Новгороде умер князь Рюрик. Игорь, его сын, был еще мал и не мог сам управлять Русью. Вместо него стал княжить его дядя – Олег.

Многие, кто побывал в Киеве, хвалили новое княжество русское. Но, зная о храбрости Аскольда и Дира, Олег решил взять город хитростью.

3 летописец. У самого Киева он одну часть своих воинов оставил позади, а другую спрятал в лодках. Сам же с маленьким Игорем вышел на берег и послал сказать Аскольду и Диру: “Мы купцы, едем в Грецию от Олега и Игоря, приходите повидаться с нами.”

Аскольд и Дир были рады повидать земляков и пришли. Тогда воины Олега выскочили из лодок, а Олег сказал Аскольду и Диру: “Вы не князья и не княжеского рода, а я рода княжеского, а вот и сын Рюрика, который должен княжить в Киеве.”

Олеговы дружинники убили Аскольда и Дира и похоронили их в Киеве на высокой горе. Это место до сих пор называется “Аскольдова могила”.

Учитель. Так завоеванием Киева Олег объединил два русских княжества -Новгородское и Киевское в одно государство – Киевскую Русь, столицей которого сделал Киев.

Князь Олег прославился своими военными подвигами. В те времена русские купцы часто ездили со своими товарами за море. Они возили продавать меха, воск, мёд, лён и рыбу. Путь купцов лежал по Днепру и Черному морю, которое тогда называлось Русским морем. На своих широких ладьях* ходили они в богатый Царьград — столицу греческого государства Византии.

Но греки часто мешали русским купцам торговать, притесняли их. Чтобы положить этому конец, Олег снарядил для похода на Царьград большой флот. -Как по-другому назывался этот город? (Константинополь).

Ладьи подошли к Царьграду. Греки заметили княжеский флот и, чтобы не допустить его к городу, заперли гавань цепями.

- Какую же хитрость придумал Олег? Найдите и прочитайте в учебнике на стр. 42 Да, он поставил ладьи на колёса и пришёл по суше.

Греки испугались, заключили с Олегом мир, поклялись не притеснять русских купцов и дали князю и его дружинникам богатую дань. По преданию, в знак победы Олег повесил свой щит на цареградских воротах.

Много чудесных рассказов ходило об Олеге, который прославился своими. Умер Олег необычно. О его кончине сохранилась легенда, которую много веков спустя пересказал А.С.Пушкин в своем стихотворении. “Песнь о вещем Олеге”. Об этом нам расскажут литературоведы. Дети читают “Песнь о вещем Олеге”

3 историк. После cмepти Олега стал править князь Игорь. Нелёгкое время выдалось ему для княжения. Игорю пришлось оборонять Русь от печенегов.

Задумал и он пойти войной на Византию. Страшной бедой закончился этот поход для русичей. Сожгли неведомым огнём греки все русские суда.

В следующий поход в Византию собрал Игорь воинов со всех областей и даже нанял печенегов. Решили тогда греки откупиться данью. Игорь собрал на совет дружину, и согласилась она принять дары от греческого царя. А после этого заключил Игорь с византийцами мирный договор.

Учитель. Хорошим воином был князь Игорь, а погиб из-за своей жадности. Об этом говорит летопись.

4 летописец. Гибель князя Игоря

Власть киевских князей в те времена не была одинаковой для разных славянских земель. Одни племена во всем подчинялись Киеву. Другие же только платили киевскому князю дань.

Однажды возроптала Игорева дружина: “Дружинники боярина Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги, пойди, князь, с нами за данью — и ты добудешь, и мы!”

Послушался Игорь своей дружины и пошёл в землю древлян собирать дань. Возвращаясь с данью в Киев, неожиданно повернул Игорь назад, в землю Древлянскую. Задумал он потребовать ещё дани. Тогда собрались древляне на вече* и решили со своим князем: “Когда повадится ходить волк в стадо овец, то все стадо расхитит, если не убьют его; так и Игорь, если не убьём его, всех нас погубит”.

Собрали древляне большое войско и встретили Игоря у города Икоростень. Весь отряд Игоря и сам князь погибли в этом сражении. Случилось это в 945 ГОДУ” Учитель. Жестоко поплатились древляне за cмepть князя Игоря. У Игоря была жена Ольга. Послушаем, что о ней узнали историки.

4 историк. Ольга

Она была простой деревенской дeвyшкой, когда молодой князь Игорь случайно увидел её. Красота, ум и скромность так понравились Игорю, что он не захотел и слышать о других невестах и женился на Ольге. Так стала Ольга великой княгиней.

Она оставалась и в княжеском дворце такой же умной, доброй и ласковой со всеми, какой была со своими сельскими подружками. Но княгиня Ольга могла быть и очень жестокой к своим врагам.

Такими тогда были обычаи — месть, вражда, войны не считались дурными делами. Только позже люди поняли, что война — это страшная беда, и стали стремиться к миру. А Ольга была такой же, как и другие древние люди. Вот почему, узнав |о гибели мужа, она жестоко наказала древлян.

Учитель. Наши летописцы прочитали об этом.

5 летописец. Ольга собрала большое войско и пошла в землю древлянскую. Даже маленького сына, Святослава, взяла с собою в поход. Победила она древлян в открытом бою, а затем приказала осадить их главный город — Икоростень.

Целое лето осаждала киевская рать город, но взять его не смогла. И тогда пошла Ольга на хитрость. Послала она сказать горожанам: “Чего вы не сдаётесь? Все ваши города уже сдались мне, платят дань и спокойно возделывают нивы”.

Тогда согласились осажденные заплатить любую дань. Велела Ольга дать всего по три гoлyбя и по три воробья с каждого двора. А затем приказала своим воинам привязать к ногам птиц куски тряпок, пропитанных серой.

Когда стемнело, подожгли дружинники Ольги эти тряпки. Полетели воробьи под крыши — в свои гнёзда, а гoлyби — в свои гoлyбятни. Так сгорел весь город.

Учитель. После Игоря пришёл к власти Святослав. Тоже был хорошим воином, совершил много походов за Русь и погиб в битве с печенегами. А печенежский вождь Куря велел из черепа Святослава сделать чашу и пил из неё. Верил, что сила и храбрость передаётся ему.

ФИЗМИНУТКА

ОТДОХНЁМ НЕМНОГО ВМЕСТЕ,
СЕЛИ – ВСТАЛИ, СЕЛИ – ВСТАЛИ,
СКОРО ЗАЗВЕНИТ ЗВОНОК!
ПРОДОЛЖАЕМ НАШ УРОК!

Учитель. Так князья сменяли друг-друга.Наша родословная пополняется всё новыми и новыми именами. А Русь воевала, жила своей жизнью, богатыри защищали народ.

- А кого называют богатырём? (человека очень большой силы, смелого)

- Что общего у всех богатырей? (они совершают подвиги, про них слагают былины) Спросим у литераторов какие они прочитали былины о богатырях?

Литераторы. (Добрыня и змей, Микула Селянинович, Илья Муромец...)

Учитель. О каком герое вы хотите нам рассказать ?

Литераторы показывают рисунки и комментируют былину о Никите Кожемяке.

Учитель. В былинах воспевается богатырская сила, и художники посвящают им свои работы .Рассмотрим репродукцию картины В.М.Васнецова “Три богатыря”. – Как их зовут?

Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. -Что вы можете о них рассказать? Как вы думаете, куда они смотрят ?

Эти богатыри были из дружины князя Владимира, сына князя Святослава. У Святослава было три сына: Олег, Ярополк и Владимир. Вот что говорится в летописи.

6 летописец. Беда братьев была в том, что они не ладили между собою. Вначале поссорились Ярополк и Олег. Большое горе принесла эта ссора. Ярополк пошёл войной на Олега и победил его.

Олег во время битвы погиб: упал в ров с моста, и даже тело его нашли с трудом. Но не принесла его cмepть радости Ярополку, совсем не хотел он этого. Победитель, увидев тело мёртвого брата, плакал и рвал на себе волосы. Ужасно мучила его совесть. Да сделать уже ничего было нельзя!

И решил Владимир наказать брата так. Была у Ярополка невеста – дочь князя полоцкого прекрасная Рогнеда. Она была не только хороша собою, но и умна. Рогнеда обещала выйти замуж за Ярополка. Когда к ней посватался Владимир, она ему отказала. Тогда тот пришёл в Полоцк, убил её отца и братьев и насильно женился на Рогнеде. Но какое могло быть счастье на таком несчастье!

Рогнеда всегда была так печальна, что её прозвали Гориславою.

Учитель. Князь Владимир хотел заслужить добрую славу победами над врагами. Вот как об этом рассказывается в летописи.

6 летописец. В год 992 пришли печенеги... Владимир выступил против них. Встали два войска друг против друга, не решаются начать бой. Тогда сказал князь печенежский Владимиру:

- Выпусти ты своего мужа, а я своего – пускай борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года. Ежели нет – то будем разорять вас три года.

Стал Владимир искать богатыря. Пришёл один старик и сказал, Что есть у него сын. С самого детства не было человека, который одолел бы его.

Владимир обрадовался и послал за силачом. Испытали его. Схватил он сильного быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом.

Выпустили печенеги своего богатыря: был он велик ростом и страшен на вид. Схватились противники и стали крепко жать друг друга. И русский воин победил печенега.

Учитель. Владимир был рад победе и велел построить на том месте город. Назвал он его Переяславлем. Но больше всего прославил себя князь Владимир главным делом своей жизни – крещением Руси.

Наши предки были язычниками и пытались задобрить богов, приносили им жертвы. Однажды при князе Владимире жребий пал на одного мальчика, но отец не хотел выдать его, язычники озлились и убили христианина вместе с сыном. Владимир стал думать о другой вере.

5 историк. Многие страны Европы уже приняли христианство. Князь Владимир, которого за мудрость называли Красным Солнышком, решил сменить веру.

Дружинники сказали: “Выбери князь лучших людей и пошли их в разные страны, пусть узнают какая вера лучше”. Владимир так и сделал. Послам больше всего понравилось в греческой церкви. И Владимир крестился в Греции.

Учитель. Вернувшись в Киев, Владимир велел сказать народу: “ Пусть все приходят к реке креститься, кто же не придёт, тот будет мне врагом!”

Множество людей пришло к Днепру и все вошли в воду. И греческие священники всех крестили. А тех кто не захотел крестится, насильно загнали в реку и окрестили. В Киеве до сих пор есть улица, которая называется Крещатиком. Это было в 988 году.

Но ещё долгое время люди справляли языческие праздники, и сейчас эти праздники есть: Масленица, Праздник Ивана Купалы.

Сделавшись хрестьянином жестокий правитель Владимир переменился: он стал ласков и добор ко всем, опасаясь греха. Он не хотел казнить даже разбойников. По праздникам он устраивал пиры, куда могли приходить все люди а больным он велел носить по домам хлеб, мясо, мёд.

И князь Владимир, и другие крестьяне старались соблюдать заповеди Иисуса Христа:

ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ ТВОЮ, ТОГДА ПРОДЛЯТСЯ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ!

ЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО!

ПРОСЯЩЕМУ У ТЕБЯ – ДАЙ!

ПРОЩАЙТЕ ЛЮДЯМ ОШИБКИ ИХ И ГРЕХИ!

ТВОРЯ ДОБРЫЕ ДЕЛА, НЕ ТРУБИТЕ О НИХ ВСЮДУ!

НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ О ТОМ, ЧТО ВАМ ЕСТЬ И ПИТЬ И ВО ЧТО ОДЕТЬСЯ, ПОТОМУ ЧТО ДУША БОЛЬШЕ ПИЩИ, А ТЕЛО – БОЛЬШЕ ОДЕЖДЫ!

ТВОРИТЕ МИР НА ЗЕМЛЕ, БУДЬТЕ МИРОТВОРЦАМИ!

ПОСТУПАЙТЕ С ЛЮДМИ ТАК, КАК ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ОНИ ПОСТУПАЛИ С ВАМИ!

Учитель. – Прочитайте заповеди и выберите, что для современных людей подходит?

Князь Владимир давно княжил на Руси – тысяча лет прошло с тех пор, а люди до сих пор помнят его. Он превратил Русь в огромную державу, которую стали уважать в Европе, Хотели торговать с русичами, а не воевать.

Родословную наших князей мы будем продолжать на следующих уроках. Эксперты зачитайте новые слова в словаре.

Итог: Теперь мы можем ответить на вопросы, записанные на доске.

Дети отвечают на вопросы и оценивают работу своих товарищей в группах. Учитель объявляет оценки.

Учитель. – Ребята, скажите, что понравилось вам сегодня на уроке, что было интересно?


Урок-обобщение в 5-м классе по теме "Древний Восток"


    Урок-обобщение в 5-м классе по теме "Древний Восток"

      В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....

29 06 2022 16:33:58

Урок в 9-м классе "Реформы Столыпина"


    Урок в 9-м классе "Реформы Столыпина"

      На уроке рассмотрены цели и основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро. "Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России". Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически реформатором-одиночкой....

28 06 2022 15:10:40

Урок-соревнование на тему "Мифы Древней Греции" (5-й класс)


    Урок-соревнование на тему "Мифы Древней Греции" (5-й класс)

      Урок направлен на обобщение и закрепление знаний учащихся по древнегреческой мифологии. На уроке используются задания на знание фактического материала, творческие задания. В итоге урока учащиеся делают выводы о том, что мифы можно использовать как исторические источники, древняя мифология появляется потому, что древние люди не могли объяснить явления природы....

27 06 2022 10:49:48

Урок-эссе по истории на тему «Роль Петра I в истории России»


    Урок-эссе по истории на тему «Роль Петра I в истории России»

      Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....

26 06 2022 13:45:27

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"

      Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....

25 06 2022 10:35:54

Разработка урока по теме "Европа в начале Нового времени". 7-й класс


    Разработка урока по теме "Европа в начале Нового времени". 7-й класс

      Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....

24 06 2022 0:51:46

Урок-исследование на тему "Расширение России на восток в XVII веке. Сибирь"


    Урок-исследование на тему "Расширение России на восток в XVII веке. Сибирь"

      Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....

23 06 2022 12:48:44

Современные подходы в обучении и воспитании


    Современные подходы в обучении и воспитании

      Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....

22 06 2022 13:25:11

Использование телекоммуникационных проектов в урочной и внеклассной работе по истории


    Использование телекоммуникационных проектов в урочной и внеклассной работе по истории

      Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....

21 06 2022 5:19:41

Организация исследовательской работы учащихся по краеведению


    Организация исследовательской работы учащихся по краеведению

      Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....

20 06 2022 13:48:19

Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"


    Поурочная разработка урока по истории России (для 8-го класса) к учебнику под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "Общественное движение 60–70-х годов XIX века"

      Цель урока: знать активизации общественного движения в XIX веке в России; основные направления; цели и задачи каждого направления. Уметь: выделять новое в общественном движении в соответствии с изменившейся политической ситуацией; обобщать полученную информацию в форме модели; выделять основное в каждом направлении, преобразуя модель в схему....

19 06 2022 15:21:33

Цикл уроков, посвященных теме "Петровские ассамблеи. Зарождение бальной культуры в России в первой четверти ХVIII века"


    Цикл уроков, посвященных теме "Петровские ассамблеи. Зарождение бальной культуры в России в первой четверти ХVIII века"

      Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....

18 06 2022 3:41:11

Урок по всемирной истории на тему "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945—1964 гг.)"


    Урок по всемирной истории на тему "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945—1964 гг.)"

      В данной статье содержится разработка урока по теме "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интеpaктивные и мультимедийные технологии....

17 06 2022 1:20:30

Внеклассное мероприятие по истории Отечества "Афганистан болит в моей душе"


    Внеклассное мероприятие по истории Отечества "Афганистан болит в моей душе"

      Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром. ...

16 06 2022 15:38:45

Подвижническая деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова)


    Подвижническая деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова)

      Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий (Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления ...

15 06 2022 16:23:14

История России. 10-й класс


    История России. 10-й класс

      Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства. ...

14 06 2022 15:20:47

Методическая разработка "Основные направления внешней политики России в XVII веке"


    Методическая разработка "Основные направления внешней политики России в XVII веке"

      Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....

13 06 2022 17:22:28

Урок обществознания по теме "Общество в развитии". 10-й класс


    Урок обществознания по теме "Общество в развитии". 10-й класс

      Интеpaктивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интеpaктивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....

12 06 2022 5:18:42

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системнодеятельностный подход в преподавании истории и обществознания


    Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения и системнодеятельностный подход в преподавании истории и обществознания

      В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концептуальные идеи данного подхода. В качестве примера реализации системно-деятельностного подхода, представлено применение проблемно-дилогической технологии на уроках истории и обществознания. Показаны достоинства и "риски" использования проблемно-диалогической технологии в обучении....

11 06 2022 23:22:40

Внеклассное мероприятие "Норильск — моя малая Родина"


    Внеклассное мероприятие "Норильск — моя малая Родина"

      Внеклассное мероприятие разработано на основе телевизионной игры «За семью печатями» и посвящено истории развития Норильского промышленного района. Учащиеся знакомятся с топонимикой, новыми фактами из истории города, освоением Норильского промышленного района. ...

10 06 2022 3:18:16

Конспект интегрированного урок (история + информатика). Тема: "Смутное время"


    Конспект интегрированного урок (история + информатика). Тема: "Смутное время"

      В ходе урока учащиеся создают компьютерную презентацию. Интегрированные уроки позволяют сделать урок более динамичным, современным, личностно-ориентированным. ...

09 06 2022 2:36:59

Урок истории в 9-м классе по теме: "Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг. Диалектика нового мышления"


    Урок истории в 9-м классе по теме: "Внешняя политика СССР в 1985–1991 гг. Диалектика нового мышления"

      Урок по истории России для 9-го класса. Урок по данной теме является интегрированным с курсом всеобщей истории, содержит элементы лабораторной работы. Главная идея урока заключается в том, чтобы учащиеся самостоятельно добывали знания по представленной проблеме. ...

08 06 2022 15:13:29

"Древнейшие люди. Какими были и как жили древнейшие люди"


    "Древнейшие люди. Какими были и как жили древнейшие люди"

      Урок проводится с целью рассказать о выделении человека из мира животных, об отличиях древнейших людей от современных, о древнейших орудиях труда, об овладении огнем; пробудить интерес учащихся и стимулировать их познавательную активность, создать обстановку, необходимую для творческой, плодотворной работы учащихся. ...

07 06 2022 4:34:32

Интегрированный урок (английский язык + обществознание) "Семья. Родственные связи"


    Интегрированный урок (английский язык + обществознание) "Семья. Родственные связи"

      Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....

06 06 2022 20:45:41

Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"


    Урок истории по теме "Олимпийские игры в древности"

      Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...

05 06 2022 21:15:33

Сценарий интегрированного урока "История и сегодняшний день США"


    Сценарий интегрированного урока "История и сегодняшний день США"

      Задачи урока: систематизировать знания по истории и английскому языку по теме "США"; обучать навыкам исследовательской деятельности и представлять свой опыт аудитории; способствовать формированию навыков устной речи, аудирования, чтения, письма....

04 06 2022 4:13:58

Литературно–музыкальная композиция к 450–летию г. Астpaxaни "Мой город над Волгой–рекой…"


    Литературно–музыкальная композиция к 450–летию г. Астpaxaни "Мой город над Волгой–рекой…"

      Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни. ...

03 06 2022 21:23:36

Курс краеведения на тему "Моя малая родина"


    Курс краеведения на тему "Моя малая родина"

      Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...

02 06 2022 18:11:35

Урок обществознания на тему "Семья от века к веку – опора человеку". 9-й класс


    Урок обществознания на тему "Семья от века к веку – опора человеку". 9-й класс

      Основная цель урока: формирование представления учащихся о роли семьи в жизни человека и общества. В ходе урока учащиеся знакомятся с такими понятиями как семья, бpaк, условия заключения бpaка, права и обязанности супругов, типы и функции семьи. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества....

01 06 2022 2:37:34

Историческая игра "Путешествие по страницам Новой истории"


    Историческая игра "Путешествие по страницам Новой истории"

      Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....

31 05 2022 1:28:18

Политические режимы и проблемы свободы личности


    Политические режимы и проблемы свободы личности

      Урок способствовует формированию ключевых компетенций гражданского образования. ...

30 05 2022 9:35:13

Урок–аукцион по истории "Россия в первой половине XIX века"


    Урок–аукцион по истории "Россия в первой половине XIX века"

      Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение. ...

29 05 2022 8:37:16

Особенности современного мира. Глобализация. Антиглобализм. Компьютерная революция. Аспекты глобальных проблем


    Особенности современного мира. Глобализация. Антиглобализм. Компьютерная революция. Аспекты глобальных проблем

      В конспекте урока представлены основные хаpaктеристики и элементы процесса глобализации, которые раскрываются с помощью информационных технологий, графических приемов организации материала, интеpaктивных методов обучения, стратегии ЗУХ (знал, узнал, хочу узнать)....

28 05 2022 1:57:55

Патриоты России


    Патриоты России

      Урок способствует формированию новых знаний об истории родной страны, совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности. Для усвоения изучаемой темы был подобран материал, доступный и интересный учащимся. ...

27 05 2022 17:30:48

Урок на тему "Познавательное застолье"


    Урок на тему "Познавательное застолье"

      "Познавательное застолье" - это уникальная возможность "попробовать историю на зубок". Отличительной особенностью данного урока является его наглядность и иллюстративность. Особый колорит придает костюмированность и театрализованность мероприятия. Нетрадиционность подачи материала позволяет сделать урок по-настоящему ярким, праздничным, запоминающимся и одновременно информативным. Отсутствие школьно-письменных принадлежностей и нестандартный способ оценки помогают создать атмосферу максимального психологического комфорта для детей....

26 05 2022 21:40:50

Урок "Государство благоденствия". Страны Европы и США во второй половине ХХ века (11-й класс)


    Урок "Государство благоденствия". Страны Европы и США во второй половине ХХ века (11-й класс)

      Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д.Кейнсу, К.Мюрдалю, Д.Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей "Модели цивилизационного развития". ...

25 05 2022 18:10:32

Функции образования


    Функции образования

      В работе определены функции гражданского политического образования....

24 05 2022 6:50:39

Форма и структура права


    Форма и структура права

      Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...

23 05 2022 16:51:39

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей


    Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

      Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....

22 05 2022 17:52:45

Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся


    Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся

      Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....

21 05 2022 14:45:17

Урок обществознания по теме "Право на образование"


    Урок обществознания по теме "Право на образование"

      На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....

20 05 2022 9:45:34

Информационные технологии на уроках истории


    Информационные технологии на уроках истории

      Итоговый урок по теме "Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях, верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется компьютер....

19 05 2022 9:19:13

Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)


    Учебная интеграция в условиях профильного обучения (на примере преподавания истории и обществознания)

      Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....

18 05 2022 21:17:13

Урок-игра "Славься ввек, Бородино!"


    Урок-игра "Славься ввек, Бородино!"

      В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Это одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, сочинять синквейн. Урок формирует представление о том, что 1812 год "время незабвенное" и славная страница в истории России....

17 05 2022 14:51:16

Контрольно-обобщающий урок по теме "Манифест 17 октября 1905 года. Политическая жизнь после Манифеста"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Манифест 17 октября 1905 года. Политическая жизнь после Манифеста"

      Данная разработка контрольно-обобщающего урока может быть использована в 9-м классе на истории России при закреплении материала по данной теме. Урок содержит разноуровневые задания как репродуктивного, так и проблемного хаpaктера, а также тест и кроссворд, которые позволят объективно оценить знания учащихся по данной теме....

16 05 2022 4:53:48

Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов


    Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов

      Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....

15 05 2022 10:17:35

Лабораторная работа с использованием иллюстративного ряда. Тема: "Личность протопопа Аввакума в его "Житие…"


    Лабораторная работа с использованием иллюстративного ряда. Тема: "Личность протопопа Аввакума в его "Житие…"

      Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....

14 05 2022 2:55:42

Повторительно–обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого"(7-й класс)


    Повторительно–обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого"(7-й класс)

      Урок представлен в игровой форме, что соответствует возрасту учащихся. Использование компьютерной презентации позволяет сделать его интересным, красочным, дает возможность включать вопросы, основанные на иллюстрациях, видеофрагментах, анимированных схемах, исторических источниках. В ходе занятия ученики осмысливают значение петровских преобразований, выявляют положительные и отрицательные стороны изучаемого периода. ...

13 05 2022 11:10:37

Элективный курс "Петр I и Александр II – традиционалисты или новаторы?"


    Элективный курс "Петр I и Александр II – традиционалисты или новаторы?"

      Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии. ...

12 05 2022 15:39:27

Презентация "История средних веков"


    Презентация "История средних веков"

      Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....

11 05 2022 20:37:59

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Социальная структура общества и социальные отношения

Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами.