Урок истории или предмета "Мир вокруг нас" по теме "Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории или предмета "Мир вокруг нас" по теме "Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси"


    Урок истории или предмета "Мир вокруг нас" по теме "Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси"

Цель:

  1. Формировать представление о Древней Руси, русских князьях;
  2. Развивать устную речь; воспитывать любовь к Родине и пробуждать интерес к истории.

Оборудование:

  • карта Древней Руси,
  • репродукция картины,
  • контурные карты,
  • плакаты.

Ход урока

I. Орг. момент. Сообщение темы, целей.

Сегодня мы продолжим тему: “Во времена Древней Руси”, познакомимся с русскими князьями и их деяниями на благо Руси. В нашем классе создано научное общество, все ученики изучали эту проблему с разных сторон и сегодня могут поделиться тем, что они узнали. В нашем обществе 4 группы: историки,

летописцы, литераторы, и эксперты. Историки познакомят нас с историческим материалом, летописцы зачитают исторические документы – летописи. Литераторы прочитают литературные произведения по теме, а эксперты сделают выводы, начнут составлять родословную русских князей, составят словарь новых слов.

В конце урока все члeны ученого совета смогут ответить на вопросы:

  1. Кто был первым князем на Руси?
  2. Где возник г. Киев и кто княжил там?
  3. Какого князя назвали “Вещим”?
  4. Как называли князя Владимира?
  5. Зачем Владимир крестил Русь?

II. Проверка домашнего задания.

  1. Тесты.
  2. Пересказ: “Жизнь древних славян”.
  3. Сообщения: “Названия месяцев у славян”, “Верования славян”.

В языческие времена появились суеверия. Люди верили, что вокруг них живут разные существа и они могут повлиять на их самочувствие и на всё в жизни.

Во многих народных сказках можно найти сюжеты и героев языческих легенд.

Так в сказочной поэме А.С.Пушкина “Руслан и Людмила” райская птица Гамаюн превратилась в учёного кота.

Отрывок из поэмы “Руслан и Людмила” (читает ученик).

ФИЗМИНУТКА:

РАЗ-ДВА – РУКИ ШИРЕ,
ТРИ-ЧЕТЫРЕ – РОВНО ВСТАНЬ!
НА ДРУГ-ДРУГА
ПОСМОТРЕЛИ –
И ТИХОНЕЧКО МЫ СЕЛИ!

III. Работа над темой урока. Продолжаем работу по теме урока.

1). С давних времён людей волнует вопрос образования Русского государства. “... откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть” – Такой вопрос задаёт Нестор в летописи.

2) Работа по карте. Посмотрите на карту. – Что связывало между собой поселения славян (реки, моря).

Люди торговали между собой, купцы снаряжали караваны, переселенцы осваивали новые земли и передвигались по воде. Важнейший торговый путь “из варяг в греки”. Покажите на карте.

3) Работа с контурными картами в группах.

У каждой группы на столе контурная карта. Отметьте, в какие города можно было попасть по реке Днепр? (Смоленск, Чернигов, Переяславль, Киев).

Посмотрите на карту в учебнике. Отметьте и территорию Древней Руси в конце IX века и в середине XI века. Что можно сказать? (территория увеличилась)

4) Учитель. Как же происходило образование Русского государства, нас познакомят историки и летописцы. Каждая группа поделится тем, что они узнали. Слушая, эксперты составят родословную князей, поместят на доске новые слова и даты.

- Существует две версии откуда взялось слово “Русь”. “Русь” – так называлось племя славян, которое жило на реке Рось, притоке^ Днепра. Отсюда пошли и русские князья, и название Русь.

Но есть и другая версия. Послушаем историков и летописцев:

1 историк. Правления у славян не было. В каждой семье заправлял старший. Старейшины собирались вместе на мирские сходы(веча) и решали дела сообща. Позже появились князья. Слово “князь” происходит от славянского “конязь”- военный всадник. Князьями славяне называли своих вождей. В мирное время князь управлял жизнью древних славян, а когда приходили враги, становился военоначальником.

Учитель. Между славянскими племенами не было согласия, воевали друг с другом, и поодиночке трудно было противостоять набегам кочевых племён. Учитель. Вот что пишет Нестор:

1 летописец. В 859 году начали “варяги из-за моря” брать дань со славян, живших у озера Ильмень, и со всех кривичей, а также с соседних финских племен. А хазары собирали между тем дань с полян, северян и вятичей.

В 862 году ильменские славяне и кривичи собрались с силами и прогнали варягов за море, стали жить свободно. Но скоро восстал род на род, начались усобицы* и ссоры. И тогда порешили славяне: – Поищем себе князя со стороны, который бы владел нами и судил по справедливости.

Послов отправили к варяжскому племени Русь и сказали русским князьям: — Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет; идите_княжить и владеть нами. В этом же году в Новгород пришли княжить варяг Рюрик с двумя братьями. Страна же славянская стала называться Русь.

Учитель. – Это другая версия и кто прав неизвестно. Мы запомним, что это было в 862 году по Рождестве Христовом. – А как же была построена столица Руси? Об этом свидетельствуют летописи.

2 летописец. Киев

Над рекой Днепром, на крутых берегах жили-были три брата: Кий, Щёк и Хорив. И была у них сестра Лыбедъ-Лебёдушка.

Жили они дружно и непраздно. Вставали рано и ложились рано. Весь день работали: ставили избы и терема, пахали землю и сенокосничали. А Лыбедь-Лебёдушка пряла и ткала и плела кружева бело-розовые, как вишневый цвет.

Самым заметным в семье был старший — Кий, князь смелый и разумный. Любил он не воевать, а строить. Где злодей пройдет, там земля горит. А где Кий пройдет, там город стоит.

Построили братья на крутых берегах днепровских город и нарекли его КИЕВОМ: в честь старшего брата Кия-строителя. Хорошее место выбрали для города — на путях-дорогах, при глубокой реке, среди частых дубрав и тучных земель. Было это давно, более 1500 лет тому назад.

Учитель. – А как же попал князь Рюрик в Киев? Вот, что узнали наши историки:

2 историк. Каждый славянский князь, управлявший племенем, имел свою дружину. С давних времён в дружину объединялись самые сильные, отважные и опытные воины. Дружина могла отбить нападение врага, защищая и не отвлекая от работы тех, кто пахал землю и занимался ремеслами.

Воины-дружинники обучены были только военному делу, князья содержали их за свой счёт и отделяли им часть военной добычи.

Много городов Рюрик раздал в управление своим старшим дружинникам — боярам. Но не всем достались города. Не получили их от князя знатные дружинники — Аскольд и Дир.

Тогда решили они искать счастья в Константинополе. И отправились в столицу Византии обычным путем варягов по Днепру. Учитель. – Как назывался этот путь? (из варяг в греки)

2 историк продолжает. Дошли они до неведомого им городка в очень красивой местности, на крутом берегу Днепра. Спросили у местных жителей:

— Кто построил этот город? Люди говорят: – Кий, Щёк и Хорив. – Как называется этот город? Ответили им: – Киев. От жителей города узнали они, что те платят дань хазарам. Помогли храбрецы киевлянам освободиться от власти хазар, и сами стали здесь княжить — хотя и не были княжеского рода.

Учитель. Так в Киеве появились князья – Аскольд и Дир.

А Новгороде умер князь Рюрик. Игорь, его сын, был еще мал и не мог сам управлять Русью. Вместо него стал княжить его дядя – Олег.

Многие, кто побывал в Киеве, хвалили новое княжество русское. Но, зная о храбрости Аскольда и Дира, Олег решил взять город хитростью.

3 летописец. У самого Киева он одну часть своих воинов оставил позади, а другую спрятал в лодках. Сам же с маленьким Игорем вышел на берег и послал сказать Аскольду и Диру: “Мы купцы, едем в Грецию от Олега и Игоря, приходите повидаться с нами.”

Аскольд и Дир были рады повидать земляков и пришли. Тогда воины Олега выскочили из лодок, а Олег сказал Аскольду и Диру: “Вы не князья и не княжеского рода, а я рода княжеского, а вот и сын Рюрика, который должен княжить в Киеве.”

Олеговы дружинники убили Аскольда и Дира и похоронили их в Киеве на высокой горе. Это место до сих пор называется “Аскольдова могила”.

Учитель. Так завоеванием Киева Олег объединил два русских княжества -Новгородское и Киевское в одно государство – Киевскую Русь, столицей которого сделал Киев.

Князь Олег прославился своими военными подвигами. В те времена русские купцы часто ездили со своими товарами за море. Они возили продавать меха, воск, мёд, лён и рыбу. Путь купцов лежал по Днепру и Черному морю, которое тогда называлось Русским морем. На своих широких ладьях* ходили они в богатый Царьград — столицу греческого государства Византии.

Но греки часто мешали русским купцам торговать, притесняли их. Чтобы положить этому конец, Олег снарядил для похода на Царьград большой флот. -Как по-другому назывался этот город? (Константинополь).

Ладьи подошли к Царьграду. Греки заметили княжеский флот и, чтобы не допустить его к городу, заперли гавань цепями.

- Какую же хитрость придумал Олег? Найдите и прочитайте в учебнике на стр. 42 Да, он поставил ладьи на колёса и пришёл по суше.

Греки испугались, заключили с Олегом мир, поклялись не притеснять русских купцов и дали князю и его дружинникам богатую дань. По преданию, в знак победы Олег повесил свой щит на цареградских воротах.

Много чудесных рассказов ходило об Олеге, который прославился своими. Умер Олег необычно. О его кончине сохранилась легенда, которую много веков спустя пересказал А.С.Пушкин в своем стихотворении. “Песнь о вещем Олеге”. Об этом нам расскажут литературоведы. Дети читают “Песнь о вещем Олеге”

3 историк. После cмepти Олега стал править князь Игорь. Нелёгкое время выдалось ему для княжения. Игорю пришлось оборонять Русь от печенегов.

Задумал и он пойти войной на Византию. Страшной бедой закончился этот поход для русичей. Сожгли неведомым огнём греки все русские суда.

В следующий поход в Византию собрал Игорь воинов со всех областей и даже нанял печенегов. Решили тогда греки откупиться данью. Игорь собрал на совет дружину, и согласилась она принять дары от греческого царя. А после этого заключил Игорь с византийцами мирный договор.

Учитель. Хорошим воином был князь Игорь, а погиб из-за своей жадности. Об этом говорит летопись.

4 летописец. Гибель князя Игоря

Власть киевских князей в те времена не была одинаковой для разных славянских земель. Одни племена во всем подчинялись Киеву. Другие же только платили киевскому князю дань.

Однажды возроптала Игорева дружина: “Дружинники боярина Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги, пойди, князь, с нами за данью — и ты добудешь, и мы!”

Послушался Игорь своей дружины и пошёл в землю древлян собирать дань. Возвращаясь с данью в Киев, неожиданно повернул Игорь назад, в землю Древлянскую. Задумал он потребовать ещё дани. Тогда собрались древляне на вече* и решили со своим князем: “Когда повадится ходить волк в стадо овец, то все стадо расхитит, если не убьют его; так и Игорь, если не убьём его, всех нас погубит”.

Собрали древляне большое войско и встретили Игоря у города Икоростень. Весь отряд Игоря и сам князь погибли в этом сражении. Случилось это в 945 ГОДУ” Учитель. Жестоко поплатились древляне за cмepть князя Игоря. У Игоря была жена Ольга. Послушаем, что о ней узнали историки.

4 историк. Ольга

Она была простой деревенской дeвyшкой, когда молодой князь Игорь случайно увидел её. Красота, ум и скромность так понравились Игорю, что он не захотел и слышать о других невестах и женился на Ольге. Так стала Ольга великой княгиней.

Она оставалась и в княжеском дворце такой же умной, доброй и ласковой со всеми, какой была со своими сельскими подружками. Но княгиня Ольга могла быть и очень жестокой к своим врагам.

Такими тогда были обычаи — месть, вражда, войны не считались дурными делами. Только позже люди поняли, что война — это страшная беда, и стали стремиться к миру. А Ольга была такой же, как и другие древние люди. Вот почему, узнав |о гибели мужа, она жестоко наказала древлян.

Учитель. Наши летописцы прочитали об этом.

5 летописец. Ольга собрала большое войско и пошла в землю древлянскую. Даже маленького сына, Святослава, взяла с собою в поход. Победила она древлян в открытом бою, а затем приказала осадить их главный город — Икоростень.

Целое лето осаждала киевская рать город, но взять его не смогла. И тогда пошла Ольга на хитрость. Послала она сказать горожанам: “Чего вы не сдаётесь? Все ваши города уже сдались мне, платят дань и спокойно возделывают нивы”.

Тогда согласились осажденные заплатить любую дань. Велела Ольга дать всего по три гoлyбя и по три воробья с каждого двора. А затем приказала своим воинам привязать к ногам птиц куски тряпок, пропитанных серой.

Когда стемнело, подожгли дружинники Ольги эти тряпки. Полетели воробьи под крыши — в свои гнёзда, а гoлyби — в свои гoлyбятни. Так сгорел весь город.

Учитель. После Игоря пришёл к власти Святослав. Тоже был хорошим воином, совершил много походов за Русь и погиб в битве с печенегами. А печенежский вождь Куря велел из черепа Святослава сделать чашу и пил из неё. Верил, что сила и храбрость передаётся ему.

ФИЗМИНУТКА

ОТДОХНЁМ НЕМНОГО ВМЕСТЕ,
СЕЛИ – ВСТАЛИ, СЕЛИ – ВСТАЛИ,
СКОРО ЗАЗВЕНИТ ЗВОНОК!
ПРОДОЛЖАЕМ НАШ УРОК!

Учитель. Так князья сменяли друг-друга.Наша родословная пополняется всё новыми и новыми именами. А Русь воевала, жила своей жизнью, богатыри защищали народ.

- А кого называют богатырём? (человека очень большой силы, смелого)

- Что общего у всех богатырей? (они совершают подвиги, про них слагают былины) Спросим у литераторов какие они прочитали былины о богатырях?

Литераторы. (Добрыня и змей, Микула Селянинович, Илья Муромец...)

Учитель. О каком герое вы хотите нам рассказать ?

Литераторы показывают рисунки и комментируют былину о Никите Кожемяке.

Учитель. В былинах воспевается богатырская сила, и художники посвящают им свои работы .Рассмотрим репродукцию картины В.М.Васнецова “Три богатыря”. – Как их зовут?

Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. -Что вы можете о них рассказать? Как вы думаете, куда они смотрят ?

Эти богатыри были из дружины князя Владимира, сына князя Святослава. У Святослава было три сына: Олег, Ярополк и Владимир. Вот что говорится в летописи.

6 летописец. Беда братьев была в том, что они не ладили между собою. Вначале поссорились Ярополк и Олег. Большое горе принесла эта ссора. Ярополк пошёл войной на Олега и победил его.

Олег во время битвы погиб: упал в ров с моста, и даже тело его нашли с трудом. Но не принесла его cмepть радости Ярополку, совсем не хотел он этого. Победитель, увидев тело мёртвого брата, плакал и рвал на себе волосы. Ужасно мучила его совесть. Да сделать уже ничего было нельзя!

И решил Владимир наказать брата так. Была у Ярополка невеста – дочь князя полоцкого прекрасная Рогнеда. Она была не только хороша собою, но и умна. Рогнеда обещала выйти замуж за Ярополка. Когда к ней посватался Владимир, она ему отказала. Тогда тот пришёл в Полоцк, убил её отца и братьев и насильно женился на Рогнеде. Но какое могло быть счастье на таком несчастье!

Рогнеда всегда была так печальна, что её прозвали Гориславою.

Учитель. Князь Владимир хотел заслужить добрую славу победами над врагами. Вот как об этом рассказывается в летописи.

6 летописец. В год 992 пришли печенеги... Владимир выступил против них. Встали два войска друг против друга, не решаются начать бой. Тогда сказал князь печенежский Владимиру:

- Выпусти ты своего мужа, а я своего – пускай борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года. Ежели нет – то будем разорять вас три года.

Стал Владимир искать богатыря. Пришёл один старик и сказал, Что есть у него сын. С самого детства не было человека, который одолел бы его.

Владимир обрадовался и послал за силачом. Испытали его. Схватил он сильного быка рукою за бок и вырвал кожу с мясом.

Выпустили печенеги своего богатыря: был он велик ростом и страшен на вид. Схватились противники и стали крепко жать друг друга. И русский воин победил печенега.

Учитель. Владимир был рад победе и велел построить на том месте город. Назвал он его Переяславлем. Но больше всего прославил себя князь Владимир главным делом своей жизни – крещением Руси.

Наши предки были язычниками и пытались задобрить богов, приносили им жертвы. Однажды при князе Владимире жребий пал на одного мальчика, но отец не хотел выдать его, язычники озлились и убили христианина вместе с сыном. Владимир стал думать о другой вере.

5 историк. Многие страны Европы уже приняли христианство. Князь Владимир, которого за мудрость называли Красным Солнышком, решил сменить веру.

Дружинники сказали: “Выбери князь лучших людей и пошли их в разные страны, пусть узнают какая вера лучше”. Владимир так и сделал. Послам больше всего понравилось в греческой церкви. И Владимир крестился в Греции.

Учитель. Вернувшись в Киев, Владимир велел сказать народу: “ Пусть все приходят к реке креститься, кто же не придёт, тот будет мне врагом!”

Множество людей пришло к Днепру и все вошли в воду. И греческие священники всех крестили. А тех кто не захотел крестится, насильно загнали в реку и окрестили. В Киеве до сих пор есть улица, которая называется Крещатиком. Это было в 988 году.

Но ещё долгое время люди справляли языческие праздники, и сейчас эти праздники есть: Масленица, Праздник Ивана Купалы.

Сделавшись хрестьянином жестокий правитель Владимир переменился: он стал ласков и добор ко всем, опасаясь греха. Он не хотел казнить даже разбойников. По праздникам он устраивал пиры, куда могли приходить все люди а больным он велел носить по домам хлеб, мясо, мёд.

И князь Владимир, и другие крестьяне старались соблюдать заповеди Иисуса Христа:

ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ ТВОЮ, ТОГДА ПРОДЛЯТСЯ ДНИ ТВОИ НА ЗЕМЛЕ!

ЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО!

ПРОСЯЩЕМУ У ТЕБЯ – ДАЙ!

ПРОЩАЙТЕ ЛЮДЯМ ОШИБКИ ИХ И ГРЕХИ!

ТВОРЯ ДОБРЫЕ ДЕЛА, НЕ ТРУБИТЕ О НИХ ВСЮДУ!

НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ О ТОМ, ЧТО ВАМ ЕСТЬ И ПИТЬ И ВО ЧТО ОДЕТЬСЯ, ПОТОМУ ЧТО ДУША БОЛЬШЕ ПИЩИ, А ТЕЛО – БОЛЬШЕ ОДЕЖДЫ!

ТВОРИТЕ МИР НА ЗЕМЛЕ, БУДЬТЕ МИРОТВОРЦАМИ!

ПОСТУПАЙТЕ С ЛЮДМИ ТАК, КАК ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ОНИ ПОСТУПАЛИ С ВАМИ!

Учитель. – Прочитайте заповеди и выберите, что для современных людей подходит?

Князь Владимир давно княжил на Руси – тысяча лет прошло с тех пор, а люди до сих пор помнят его. Он превратил Русь в огромную державу, которую стали уважать в Европе, Хотели торговать с русичами, а не воевать.

Родословную наших князей мы будем продолжать на следующих уроках. Эксперты зачитайте новые слова в словаре.

Итог: Теперь мы можем ответить на вопросы, записанные на доске.

Дети отвечают на вопросы и оценивают работу своих товарищей в группах. Учитель объявляет оценки.

Учитель. – Ребята, скажите, что понравилось вам сегодня на уроке, что было интересно?


"Древний Восток"


    "Древний Восток"

      Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....

31 03 2023 12:14:31

Конспект занятия по истории с использованием цифровых образовательных ресурсов и авторских презентаций


    Конспект занятия по истории с использованием цифровых образовательных ресурсов и авторских презентаций

      Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....

30 03 2023 11:10:44

Игра "Страны Древнего Востока"


    Игра "Страны Древнего Востока"

      Учащимся предлагаются различные виды заданий, что способствует развитию творческих способностей учащихся, расширению кругозора, определяет перспективы развития. Игра предполагает деятельность в комaнде, что способствует развитию коммуникативных навыков, выработке единой точки зрения, способности терпимо принять иные взгляды....

29 03 2023 6:23:51

Обобщающий урок по теме "Древний Египет"


    Обобщающий урок по теме "Древний Египет"

      Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....

28 03 2023 7:19:12

Новый империализм. Происхождение Первой мировой войны


    Новый империализм. Происхождение Первой мировой войны

      В ходе урока раскрывается понятие «Новый империализм», выделяются основные черты империализма и хаpaктерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....

27 03 2023 17:40:22

Классный час "Это нашей истории строки…"


    Классный час "Это нашей истории строки…"

      В разработке классного часа, посвященного изучению истории села Чернышевка, показано, как можно формировать личность учащихся, воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес, творческие способности ребят. Материалы можно использовать и на факультативных занятиях по истории Приморского края, и на внеклассных занятиях, приобщая учащихся к поисковой работе. ...

26 03 2023 13:49:33

Интегрированный урок (история + информатика) на тему "История письменности". 5-й класс


    Интегрированный урок (история + информатика) на тему "История письменности". 5-й класс

      Цель урока: изучить особенности возникновения письменности в государствах: Двуречье, Древний Египет, Финикия, Древняя Греция, Древний Китай, Древняя Индия, Древняя Русь....

25 03 2023 5:15:51

Урок истории в 5-м классе "В афинских школах и гимназиях"


    Урок истории в 5-м классе "В афинских школах и гимназиях"

      Выбор темы обусловлен необходимостью изучения культуры Древней Греции, ставшей фундаментом европейской культуры. В разработку урока включены: цели, формируемые навыки обучающихся, предполагаемые ответы, разноуровневые задания; материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Содержание материала соответствует обязательному минимуму содержания образования. ...

24 03 2023 22:59:59

Интегрированный урок (история + информатика)


    Интегрированный урок (история + информатика)

      Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....

23 03 2023 0:48:59

Интегрированный урок (новйшая история + информационные и коммуникативные технологии) по теме "Возникновение общества массового потрeбления"


    Интегрированный урок (новйшая история + информационные и коммуникативные технологии) по теме "Возникновение общества массового потрeбления"

      Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....

22 03 2023 3:36:55

Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён"


    Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён"

      Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....

21 03 2023 3:39:21

Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"


    Интегрированный урок по Отечественной истории. XIX век. Тема урока "Движение декабристов"

      Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....

20 03 2023 9:56:48

Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года


    Конспект урока по истории России по теме "Трагические дни войны" 1942 года

      В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....

19 03 2023 7:10:43

Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе (2 часа)


    Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе (2 часа)

      Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....

18 03 2023 3:24:22

Урок по теме "Библейские сказания". История. 5-й класс


    Урок по теме "Библейские сказания". История. 5-й класс

      Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием ИКТ. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником. ...

17 03 2023 10:34:25

Задания для самостоятельной работы студентов по отечественной истории "Генезис российской государственности"


    Задания для самостоятельной работы студентов по отечественной истории "Генезис российской государственности"

      Целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу "Отечественная история" является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты. ...

16 03 2023 21:34:45

Проект "Непарадная война"


    Проект "Непарадная война"

      В данном проекте «Непарадная война» была сделана попытка классифицировать различные стихотворения военной и довоенной лирики, связанные с Великой Отечественной войной. На мой взгляд, лирика эта была связана с двумя важнейшими, экзистенциональными темами: отношение к cмepти и отношение к любви на войне и, вытекающих из них третья тема – как жить после войны? как вписаться в гражданскую жизнь, так не похожую на военную? Работа носит полностью субъективный хаpaктер....

15 03 2023 6:40:51

Возникновение ислама. Арабский халифат. 6-й класс


    Возникновение ислама. Арабский халифат. 6-й класс

      Урок истории средних веков в 6-м классе знакомит учащихся с историей возникновения и распространения ислама. Материал урока показывает тесную связь двух религий – христианства и ислама. Урок дает возможность осознать, что каждая культура сыграла свою роль в развитии общества, толерантно определять свое отношение к иным мировоззренческим позициям....

14 03 2023 8:54:38

Программа "Основы административного и уголовного права России"


    Программа "Основы административного и уголовного права России"

      Предлагаемая программа построена по принципу концентрических кругов: в центре - личность, её "я", затем (условно) круги "Основы административного права в России". Далее рассматривается более широкий круг "Основы уголовного права в России". Во время выполнения программы соблюдается важный методический принцип — диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа позволяет без идеологического нажима способствовать развитию демократического мировоззрения школьников, обеспечить им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции. То, что этот принцип является ведущим в программе, обусловливает уважение к точке зрения, позиции любого участника занятий по программе (курсу). ...

13 03 2023 6:28:25

Черниговский район: история и современность


    Черниговский район: история и современность

      Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце ХIХ–ХХ вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....

12 03 2023 3:53:36

Восьмое чудо света


    Восьмое чудо света

      О чудесах света. От античности до современности....

11 03 2023 15:46:25

"Холодная война". Выбор политического курса СССР

Цель урока: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления....

10 03 2023 21:48:58

Внеклассное мероприятие по истории – интеллектуальная игра для 6–7-х классов "Своя игра"


    Внеклассное мероприятие по истории – интеллектуальная игра для 6–7-х классов "Своя игра"

      Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи «Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности....

09 03 2023 6:37:54

Тезисы ДОС; статья ДОС. Разработка урока. Тема урока: "Образование централизованных государств в Европе XI–XIV вв. накануне Столетней войны"

Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...

08 03 2023 5:28:10

Деловая игра "За честные выборы"


    Деловая игра "За честные выборы"

      Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....

07 03 2023 4:44:55

Историческая наука о социально-экономических проблемах российского Средневековья


    Историческая наука о социально-экономических проблемах российского Средневековья

      Проблема генезиса феодальных отношений на Руси. Специфика по сравнению с проявлениями феодальных черт в странах Западной Европы. ...

06 03 2023 23:45:41

Маски из папье-маше по мотивам венецианских масок


    Маски из папье-маше по мотивам венецианских масок

      В статье рассказывается, как вместе с учащимися начальной школы изготовить маски из папье-маше....

05 03 2023 18:46:10

Урок-презентация по истории средних веков "Самая долгая война в истории"


    Урок-презентация по истории средних веков "Самая долгая война в истории"

      Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету. В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме "Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта. Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории. ...

04 03 2023 5:16:53

Программа учебного курса по выбору для учащихся 9-х классов "Вспомогательные исторические дисциплины"


    Программа учебного курса по выбору для учащихся 9-х классов "Вспомогательные исторические дисциплины"

      Материал содержит пояснительную записку и учебно-тематический план курса по выбору для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ «Вспомогательные исторические дисциплины». В учебно-тематическом плане предлагается изучение одиннадцати разделов: исторические источники, палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика, хронология, историческая ономастика, метрология, генеалогия, система социального этикета. Для проведения занятий по курсу автором разработаны научно-методические материалы к каждому занятию....

03 03 2023 11:38:27

История России. 10-й класс


    История России. 10-й класс

      Что являлось главной движущей силой присоединения Сибири: народные массы или государственная власть? Этот вопрос давно интересовал историков, и ответ на него не прост. С одной стороны, в деле присоединения Сибири к России явно прослеживается соблюдение государственных интересов, а с другой - если сосредоточим внимание на деятельности торгово-промыслового населения, приходящего в Сибирь, то увидим, что они первыми, продвигаясь вперед, узнавали о новых землях, открывали их богатства. ...

02 03 2023 3:40:18

Урок мужества "Поле ратной славы"


    Урок мужества "Поле ратной славы"

      Внеклассное мероприятие "Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество. ...

01 03 2023 22:11:14

Урок по теме "Методы социального познания"


    Урок по теме "Методы социального познания"

      Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет. ...

28 02 2023 16:50:30

Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"


    Сценарий внеклассного мероприятия "Судьба казачества в истории России"

      Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....

27 02 2023 0:40:58

Урок по истории Отечества на тему "Вера благодатная". 6-й класс


    Урок по истории Отечества на тему "Вера благодатная". 6-й класс

      Урок по истории России для 6-го класса по учебнику С.В.Перевезенцева посвящен теме духовного единства государства, влияния церковных деятелей на борьбу с врагами. На занятии воспитывается бережное отношение к культуре русского народа и сохранение исторической памяти....

26 02 2023 15:15:35

Урок "Восстание декабристов"


    Урок "Восстание декабристов"

      Урок-презентация посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся знакомятся с первыми организациями декабристов, с их программами и ролью декабристов на Кубани. ...

25 02 2023 12:43:24

Интегрированный урок по обществознанию и грамматике "О нравственности" в 9-м классе


    Интегрированный урок по обществознанию и грамматике "О нравственности" в 9-м классе

      На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....

24 02 2023 1:41:52

Элективный курс "Источники великой Победы". 9-й класс


    Элективный курс "Источники великой Победы". 9-й класс

      Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....

23 02 2023 0:24:33

Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 40—80-х гг. Уроки горькие, но уроки необходимые". 9-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 40—80-х гг. Уроки горькие, но уроки необходимые". 9-й класс

      На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный хаpaктер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....

22 02 2023 5:57:16

Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики


    Формирование единого образовательного прострaнcтва молодежи как важная задача современной российской педагогики

      Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....

21 02 2023 1:25:15

Методическая разработка интеллектуального марафона "Отечественная война 1812 года"


    Методическая разработка интеллектуального марафона "Отечественная война 1812 года"

      Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года. ...

20 02 2023 23:49:55

История России в стихах


    История России в стихах

      Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....

19 02 2023 3:50:45

Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"


    Разработка урока по истории Отечества в 11-м классе. "Коренной перелом в годы войны. Сталинградская и Курская битвы"

      Урок предполагает тщательную предварительную подготовку. За две недели до занятия формируются проблемные группы, группа экспертов, краеведческая группа, группа по оборудованию урока. Вывешивается перечень вопросов для обсуждения, заранее с классом определяются проблемы, вывешивается список рекомендованной литературы. До урока проводится конкурс рефератов, докладов учащихся о Великой Отечественной войне, конкурс сочинений "Моя семья в годы Великой Отечественной войны". Краеведческая группа посещает совет ветеранов Великой Отечественной войны, участников Сталинградской и Курской битв, выпускает стенную газету "Они защищали Сталинград", "Участники Курской битвы", "Волгоград сегодня", приглашает на урок участника Сталинградской битвы. ...

18 02 2023 22:15:20

Аграрная реформа П.А. Столыпина


    Аграрная реформа П.А. Столыпина

      Урок раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота. ...

17 02 2023 15:30:31

"Поклонимся вечным святыням"


    "Поклонимся вечным святыням"

      Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины....

16 02 2023 2:18:20

Литературная игра на тему «Древняя Русь» для учащихся 8-го класса


    Литературная игра на тему «Древняя Русь» для учащихся 8-го класса

      Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....

15 02 2023 0:45:58

"Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"


    "Своя игра" – внеклассное мероприятие на тему "Отечественная война 1812 года"

      В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....

14 02 2023 23:26:38

Повторительно-обобщающий урок "Древний Восток"


    Повторительно-обобщающий урок "Древний Восток"

      Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....

13 02 2023 13:58:19

Что? Где? Когда? Игра по истории Древнего мира


    Что? Где? Когда?  Игра по истории Древнего мира

      Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....

12 02 2023 20:18:18

Урок истории по теме "Демократия: теория и пpaктика"


    Урок истории по теме "Демократия: теория и пpaктика"

      Знакомство с историей возникновения и развития демократии; научиться выделять ключевые элементы демократии; обсуждение различных взглядов на демократию и высказывание собственного мнения по поводу различных теорий демократии (формирование навыка активного участия в дискуссии); научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать; приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов....

11 02 2023 8:11:21

Урок истории по теме "Ответ ровеснику из 1937 года". 9-й класс


    Урок истории по теме "Ответ ровеснику из 1937 года". 9-й класс

      В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....

10 02 2023 23:54:44

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс

Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи.

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.

Урок обобщающего повторения по главе "Русь Древняя" в форме игры "Счастливый случай". 6-й класс

Разработка урока обобщающего повторения с использованием игровой технологии. В качестве образца использована известная телеигра. Класс делится на три комaнды, выбирается жюри из числа учеников. Учитель объясняет правила и проводит урок в игровой форме. Можно провести и внеклассное мероприятие, например, в период декады истории. В нашей школе такие декады проводятся традиционно ежегодно по всем предметам, в том числе и по истории. На игру приглашаются представители всех параллельных классов (у нас их пять), комaнды по пять-шесть человек. В жюри в этом случае можно пригласить учащихся старших классов или коллег-учителей. Такие формы проведения уроков достигают своих целей и очень нравятся детям. Процесс подготовки таких уроков очень трудоемкий. При желании, вопросы-задания можно изменить и использовать эту форму на другом материале. Желаю удачи.

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.