Урок в 11-м классе "Нравственный подвиг русского человека"
Триединая цель урока: обратиться к примерам жизни и деятельности известных людей нашей страны, совершивших нравственные подвиги как к важнейшему воспитательному источнику традиции для новых поколений русских людей; проследить, как тема нравственного подвига раскрывается в русской классической литературе XIX века.
Познавательная цель: после урока ученики должны знать
- биографии известных людей нашей страны, совершивших нравственные подвиги, особенности их жизненного пути;
- тексты художественной литературы, в которых раскрывается данная тема
Развивающая цель: после урока учащиеся должны уметь:
- находить примеры подобных подвигов в литературе XIX века и в современной жизни;
- анализировать;
- выделять главное;
- сравнивать факты;
- доказывать и опровергать.
Воспитательная цель: после урока ученики должны понимать:
- в обычной жизни эти люди были лучшими людьми своего времени и по уму и по талантам, и по мужественности; их жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей;
- эти люди являются воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу;
- они обозначают для нас нравственные координаты духовного прострaнcтва.
Учебно-воспитательные задачи этапов урока:
- Организационный этап: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материла. Научить учеников формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.
- Этап усвоения новых знаний: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью “подвижников” земли русской- Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Сергия Страгородского; помочь осознать, что вкладывается в понятие “нравственный подвиг”;на примере биографии Л. Н. Толстого и его повести “Отец Сергий” показать учащимся, что человек способен к нравственному и становлению, пройдя путь духовных исканий; Добиться усвоения учащимися способов и методов воспроизведения изучаемого материала.
- Этап закрепления новых знаний. Закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по материалу; добиться в ходе закрепления повышение осмысления полученного материала.
- Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: сообщить учащимся о домашнем задании. Разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность выполнения. Подвести итоги урока.
Добиться усвоения учащимися способов и методов воспроизведения изучаемого материала.
Оборудование урока:
- мультимедийная презентация урока “Нравственный подвиг русского человека”
- мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютер;
- фонограмма колокольного звона;
- лампада;
- тексты повести Л.Н.Толстого “Отец Сергий”.
Конспект урока с теоретическим обоснованием.
I. Организационный этап.
Психологическая задача этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.
Содержание этапа:
1. Приветствие: “Здравствуйте ребята!”
Приветствие учителя выражает уважение, симпатию, желание добра. Это первый ключ к сотрудничеству.
Если приветствие учителя – это заявка на то, в каком психологическом режиме он проведет урок, ответ учеников – реакция на эту заявку.
2. Определение отсутствующих.
Учитель формирует и демонстрирует свою позицию к факту отсутствия кого – либо: порицает, если ученик отсутствует без уважительной причины, сочувствует тем, кто болеет, приветствует ребенка, который после долгого отсутствия вновь появился в классе; реализуется необходимость углубления сотрудничества.
3. Проверка готовности учащихся к уроку
Негласно учитель интересуется внешним видом учеников, их рабочей позой, состоянием рабочего места.
4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
Классное помещение – рабочее место класса и учителя, от состояния которого зависит, в том числе и здоровье. Забота учителя о своем самочувствии и здоровье каждого учащегося – важнейший канал формирования чувства собственного достоинства.
5. Организация внимания.
Учитель берет небольшую психологическую паузу. Психологическая пауза, взятая учителем, выражает твердое намерение перейти к уроку. Отсутствие многословия, ярко выраженная волевая настроенность учителя побуждает внимание учеников, настраивает класс на деловой лад.
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Учебно-воспитательная задача этапа:
Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала. Научить учеников формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.
Содержание этапа:
1. Мотивация учащихся к освоению нового материала
Звучит колокольный звон, на его фоне учитель читает стихотворение:
“Лесной ручей бежал, журча.
Благоухала сныть-трава,
Кругом раскинув кружева.
И в нежном пении ручья
Звучали мудрые слова:
“Ищите к Господу дорогу,
Любите и хвалите Бога!”
Весенний ветерок живой
Шептал, слегка шурша листвой:
“Ищите к Господу дорогу, Любите и хвалите Бога!”
Небес сияла синева, и золотом лились слова:
“Ищите к Господу дорогу, Любите и хвалите Бога!”
(В это время на экране - фотографии соборов, храмов)
2. Сообщение темы изучения нового материала Тема нашего урока: “Нравственный подвиг русского человека”. “Что такое подвиг? И как вы понимаете выражение “нравственный подвиг?”
. В качестве эпиграфа мы выбрали слова Л. Н. Толстого:
“Я думаю, что рождение духовное, как и все великое, в нашей жизни происходит ростом незаметным… такое рождение совершается во всяком человеке в продолжение всей жизни…” Как слова Л. Толстого соотносятся с темой нашего урока?
Примерные ответы учащихся: “Подвиг- поступок, который совершает человек во имя общего блага. Нравственный подвиг- Это подвиг не только во имя кого-то, а прежде всего во имя самосовершенствования”.
В понимании писателя нравственный подвиг- это духовное рождение человека, которое происходит благодаря постоянному самосовершенствованию.
(Данная формулировка темы и эпиграфа способствует механизму погружения учеников в изучаемый период времени, а также они составляют основу проблемной ситуации, которую предстоит разрешить в ходе занятия).
3. Постановка перед учащимися учебной проблемы:
На сегодняшнем уроке мы должны выяснить, в чем состоит жизненный подвиг С. Радонежского, С. Саровского. С. Страгородского? Можем ли мы их считать образцами для подражания? Можно ли привести примеры из художественной литературы и из жизни современного мира, доказывающие, что такие личности есть?
Ученики воспринимают и осмысливают учебную задачу. Учитель, используя проблемный метод, ставит перед учащимися учебную задачу, которая является точкой пересечения педагогической деятельности учителя и учебной деятельности ученика.
4. Формулировка цели и задач изучения темы.
Слова учителя: “Во все времена русская земля славилась духовными наставниками народа. Это и игумен земли русской, создатель жемчужины Православия- Троице-Сергиевой Лавры- преподобный Сергий Радонежский, и преподобный Серафим Саровский, и патриарх Московский и всея Руси Сергий. Люди разных сословий и званий со всего государства Российского стремились к ним за советами и наставлениями. Цель нашего урока - познакомиться с жизнью этих удивительных людей и определить какие духовные качества помогали им в трудные минуты их жизни, проследить как литература XIX века рассматривала эту проблему.
Учитель пытается вызвать личностное, заинтересованное отношение учащихся к достижению цели. В процессе данного УВМ используется проблемный метод.
III. Этап усвоения новых знаний.
Учебно-воспитательная задача этапа:
Познакомить учащихся с примерами жизни духовных наставников русского народа, с людьми высочайшего духа. Добиться усвоения учащимися способов и методов воспроизведения изучаемого материала.
Содержание этапа:
1. Организация внимания.
Учитель берет небольшую психологическую паузу, выражающую твердое намерение перейти к основному этапу урока.
2. Организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для учащихся материала.
Слова учителя: “Каждая рабочая группа получила опережающее задание- презентовать материал о каждом из подвижников земли русской. Задания выполнялись в виде презентации. Давайте посмотрим, что удалось сделать каждой группе.
1 группа – презентация “Сергий Радонежский”:
Уже семь веков прошло со времени кончины преподобного Сергия Радонежского. Но и сегодня, словно неземной город, на земле стоит созданная им Троице-Сергиева Лавра. Со всей России съезжаются сюда тысячи людей, ища здесь духовной помощи и поддержки.
2 группа – презентация “Серафим Саровский”
Серафим Саровский… Батюшка Серафим… Так называли этого человека русские люди. Он помогал советами, добрым словом всем, кто обращался к нему с просьбой. При этом он забывал о себе.
3 группа – “Сергий Страгородский”
Сергий Страгородский- патриарх Московский и всея Руси ( в миру Страгородский Иван Николаевич ), уроженец города Арзамаса. Всю свою жизнь связал с русской православной церковью. Перед ним стояла задача – найти основу взаимоотношений между церковью и Советской властью, легализировать церковь.
Вопрос учителя: “Можно ли считать жизнь этих людей нравственным подвигом?”
Да, действительно, путь духовных исканий проходит каждый человек на протяжении всей своей жизни. У одних он связан с самопожертвованием во благо народа, а у других- с самосовершенствованием своей души. И те и другие послужили основой для создания литературных образов как в житейной литературе, так и в классической литературе XIX века. Обратимся к творчеству Л. Н. Толстого. Вся его жизнь – это нравственные искания. “Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение людям”- писал в своем дневнике великий писатель. Он считал, что жить для себя одного нельзя. Это духовная cмepть, поэтому самыми счастливыми годами Л.Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим.
Та нравственная высота, которой достиг писатель, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы. Его учение о нравственном самоусовершенствовании связано с теорией непротивления злу насилием. Бороться со злом можно только добрыми делами: “Смысл жизни каждого отдельного человека…в постоянном делании добра. Не дожидаться, когда жизнь представит такую возможность, а искать ее”. Этому правилу писатель следовал всю свою жизнь. И герои его произведений тоже ищут смысл жизни. Пути их нравственных и духовных исканий сложны, но важны для осознания жизненной цели. Обратимся к повести Л.Толстого “Отец Сергий”.
Вопросы учителя:
1. Какой чертой хаpaктера отличался молодой Касатский?
Ответ ученика: Целеустремлённость, именно она помогла ему добиться определённого положения в обществе.
2. Что заставило Касатского принять решение уйти в монастырь?
Ответ ученика: Хотелось быть выше остальных; религиозное чувство.
3. Каким предстает отец Сергий будучи в монастыре?
Ответ ученика: Радовался внутреннему совершенствованию; он трудился, был кротким, смиренным, чистым не только в делах, но и в помыслах. “Пострижение было важным внутренним событием для Сергия” - пишет автор.
4. Что произошло в душе Сергия после того, как он стал затворником?
Ответ ученика: Жизнь его была трудная. Не трудами поста и молитвы, это были не труды, а внутренней борьбой, которой он никак не ожидал. Источников борьбы было два: сомнение и плотская пoxoть.
5. Как борется священник с мирскими coблaзнами, стремясь остаться настоящим затворником? Анализ эпизода “Встреча”.
Ответ ученика: Спасение в молитве, которую отец Сергий постоянно читал, но чувства не поддаются ни разуму, ни молитве. “Он чувствовал, что он слаб и что всякую минуту может погибнуть, и поэтому не переставал молиться”. Понимая, что не устоит перед coблaзном, он “приводит себя в чувства” жестоким методом: отрубает себе палец, чтобы испытать физическую боль и избавиться тем самым от coблaзна. После этого он ещё строже стал к себе относиться, “дожил до того, что не принимал больше ничего, кроме чёрного хлеба один раз в неделю”. Это своеобразная плата за те чувства, которые испытал.
6. Почему Сергий разочаровался в своей жизни после того, как начал исцелять людей?
Ответ ученика: “… он чувствовал, как внутреннее переходило во внешнее, как иссякал в нём источник воды живой, как то, что он делал, он делал всё больше и больше для людей, а не для Бога”.
7. Какую роль в повести играет сон?
Ответ ученика: После сна Сергий понял, что смысл жизни не в слепом служении Богу, а в служении людям, как это делала Пашенька. Чтобы быть ближе к народу, он становится странником. Когда поданные ему 20 копеек он отдал нищему, то почувствовал себя ближе к Богу. “Чем меньше имело значения мнение людей, тем сильнее чувствовался Бог”- размышляет Сергий.
Вывод: Трудный путь к постижению смысла жизни, который, по мнению автора, заключается в служении людям, проходит главный герой. Но именно это дает ему возможность стать духовно богаче.
Выполнение данного задания способствует включению всех учащихся в работу, обеспечивает максимальное участие детей в освоении нового материала, формирует коммуникативные умения учащихся. Усвоение нового материала осуществляется через групповую форму познавательной деятельности. Это позволяет включить в работу каждого ученика, воспитывать уважение друг к другу через атмосферу в группе. Задания, которые выполняют группы на этом этапе урока, нацелены на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного пpaктического результата. Кроме того, ответы учащихся являются итогом коллективной деятельности.
IV. Этап закрепления новых знаний.
Учебно-воспитательная задача этапа: закрепить те знания, умения, которые необходимы учащимся для самостоятельной работы, добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления полученного материала, глубины его понимания, выработать соответствующие навыки и умения.
Содержание этапа:
1.Закрепление новых знаний и умений.
Слова учителя: “Давайте подведем итоги. Что же включает в себя понятие “нравственный подвиг человека”? Встречаются ли в современной жизни люди, которые прошли сложный путь духовных исканий? Приведите примеры.
Ученики делают обстоятельные выводы.
Образец ответа учащихся: “Составляющими нравственного подвига являются: служение людям, служение Богу и служение самому себе. Таких ярких личностей, как С.Радонежский, С.Саровский, С.Страгородский,к сожалению, нет сегодня. Но это не значит, что понятие “нравственный подвиг” утратило свою актуальность. Каждый человек способен к нему и каждый должен стремиться к духовному самосовершенствованию через нравственный подвиг.
На данном этапе учитель применяет несколько методов обучения:
1.Репродуктивный метод позволяет закрепить сформированность умения выявлять главные хаpaктеристики; наряду с этим используется метод сравнения. 2.Частично – поисковый метод помогает проверить умение применить полученные знания, способствует развитию возможности сопоставлять, анализировать, обобщать. При выполнении заданий на этапе закрепления усвоенных знаний оправдана индивидуальная форма работы, т.к. цель – закрепить и углубить знания каждого ученика
2. Закрепление усвоенного материала на основе его применения при разрешении проблемной ситуации, созданной в начале урока.
Слова учителя: “А сейчас давайте вернемся к тем проблемам, которые мы определили в начале урока”.
Ученики актуализируют учебную задачу, заданную в начале урока, размышляют над поставленными проблемами.
Образец ответа учеников:
“Основные качества “подвижников” русской земли - безграничная доброта, милосердие, принятие чужой беды как своей; любовь ко всему живому на земле; чувство ответственности за всех живущих на русской земле. Этих людей можно назвать образцами для подражания. Они совершили настоящий нравственный подвиг - поставив общие идеи выше своих личных интересов, при этом пережив настоящее духовное перерождение. Именно такие качества и привлекали русских писателей XIX века, одним из которых был Л.Н.Толстой. Решение проблемной задачи урока осуществляется в процессе фронтальной познавательной деятельности учеников.
V. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Учебно-воспитательная задача этапа: сообщить учащимся о домашнем задании; разъяснить методику его выполнения; подвести итоги урока.
Содержание этапа:
1.Подведение итогов урока.
Слова учителя: “А теперь обратите внимание на класс - на расстановку парт. Они поставлены лучами. Наша земля- это солнце, вы - лучи, которые согревают землю. И вот насколько больше каждый из вас будет отдавать тепла другим, настолько богаче вы будете духовно, тем самым делая мир чище и добрее.. Горите и согревайте землю своим теплом”.
Учитель анализирует работу класса, отмечает тех учащихся, кто старался.
Учащиеся подводят итоги своей работы на уроке
2. Мотивировка домашнего задания; подробный, но сжатый инструктаж по его выполнению.
Слова учителя: “В качестве домашнего задания мы предлагаем два вида работы:
- сочинение- рассуждение “Способен ли я на нравственный подвиг?”
-подобрать примеры из литературы XIX века, показывающие героев, совершивших нравственный подвиг.
Учащиеся активизируют внимание, осмысляют предложенное домашнее задание, задают уточняющие вопросы, записывают его в дневники. В домашнее задание учитель включает задание, которое позволит углубить полученные учениками на уроке, а также позволит развить аналитические способности.
Презентация 1
Презентация 2
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
18 03 2024 16:51:48
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
17 03 2024 19:25:11
После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...
16 03 2024 11:42:57
Модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации....
15 03 2024 9:41:41
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
14 03 2024 0:37:41
Представлен материал по истории культуры и быта России XVI века "Россия глазами иностранцев". Данные источники вызывают у школьников живой интерес, желание подискутировать, найти произведения русских авторов того времени и сравнить с мнением иностранцев. ...
13 03 2024 17:22:39
Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела «Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....
12 03 2024 18:17:34
Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты-Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....
11 03 2024 20:31:25
Для современного этапа развития общества хаpaктерно становление принципиально новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение качества образования. Педагогический мониторинг качества образования – это отслеживание состояния учебного процесса, обеспечивающее прогнозирование и коррекцию развития обучающихся. Учителю педагогический мониторинг дает оперативную информацию о качестве усвоения каждым учеником необходимого материала....
10 03 2024 15:29:44
Цели занятия: активизировать интерес детей к средневековой эпохе, учить детей работе с дополнительной литературой, учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме. Такая работа сплачивает детей всего класса. ...
09 03 2024 19:35:24
Внеклассное мероприятие "Поле ратной славы", посвященное Прохоровскому танковому сражению, сопровождаемое компьютерной презентацией. Данная методическая разработка Урока мужества призвана познакомить юных граждан с военной историей малой Родины, ее духовным наследием, рассказать о героях, мужественно защищавших Отечество. ...
08 03 2024 15:39:18
В работе поднят актуальный для сегодняшнего дня вопрос социального неравенства. При этом особое внимание уделено проблеме неравенства в коллективах осужденных. ...
07 03 2024 21:30:24
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
06 03 2024 18:41:33
В работе на примере одного из уроков в рамках технологии образовательной системы "Школа-2100" показаны преимущества использования технологий личностно ориентированного развивающего образования в вопросах формирования информационной грамотности учащихся на современном этапе....
05 03 2024 5:30:18
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
04 03 2024 9:22:57
Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике. ...
03 03 2024 5:25:11
Урок помогает углубить представление о Культуре XVI–XVII веков, познакомить с эпохой Ивана IV, работать над обогащением словарного запаса, развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI–XVII вв....
02 03 2024 0:33:18
Существует много способов активизации учебного процесса. Задаваемые вопросы, дискуссия, проведённая по определённым правилам, а также направленная беседа напрямую влияют на уровень активизации обучения. И что немаловажно – учат ребят учиться. Один из основных структурных компонентов обучения – изложение материала и ответы на вопросы. Учительские вопросы представляют собой некий план получения систематических знаний по данному предмету. Дискуссия на уроке позволяет установить доверительные взаимоотношения с обучающимися, в ходе дискуссии ученики получают невербальные сообщения по выражению глаз педагога, его жестам и позе тела. Ученики вовлекаются в активную познавательную деятельность, учатся участвовать в дискуссиях, чётко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать своё мнение, выслушивать другие точки зрения, в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию. Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, обучающиеся добиваются истинного содержания обсуждаемых вопросов. ...
01 03 2024 10:46:53
В этой статье представлен опыт работы учителя по теме, работа по которой проводилась в течение нескольких лет. Интеграция во внеклассной работе по истории через такие формы, как кружок, музейная работа, проведение предметных недель и декад, показала, что происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права....
29 02 2024 5:46:57
Особенностью урока является активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся по овладению знаниями. Урок способствует «погружению» в эпоху XIX века, позволяет рассмотреть одно из драматических событий истории Казахстана, которое было «белым пятном истории» в советское время....
28 02 2024 13:47:33
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
27 02 2024 15:45:46
При изложении нового материала организуется беседа с целью воспитания неприятия жестокости и насилия. Активизации деятельности учащихся способствует обращение к личностным хаpaктеристикам главных участников революции, анализ документов, работа с картой, заполнение таблицы на основе текста учебника. Цель урока – охаpaктеризовать заключительный этап Великой французской революции, определить её историческое значение....
26 02 2024 3:51:54
Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....
25 02 2024 1:48:13
Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением. ...
24 02 2024 5:37:11
Особенностью этого урока является самостоятельное составление учащимися логических схем и умозаключений для решения поставленных учителем учебных задач. Также в ходе урока используются заранее подготовленные учащимися сообщения по дополнительному материалу. ...
23 02 2024 0:32:18
Тема "Эпоха просвещения" изучается в курсе "Новая история" 2 часа. Обилие фактического материала, яркие исторические персоны, богатейший спектр художественных произведений затрудняют целостное восприятие эпохи. Поэтому целесообразно провести повторительно-обобщающий урок в игровой форме. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа, элементы проектной деятельности – все это способствует высокому темпу работы на уроке. Для глубинного анализа темы использовались два художественные произведения: "Лунная соната" Людвига ван Бетховена и репродукция картины Уильяма Хогарта "Модный бpaк" (картина затрагивает нравственные проблемы общества эпохи Просвещения)....
22 02 2024 11:10:21
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
21 02 2024 17:11:30
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
20 02 2024 18:49:57
Особенность урока ‒ постоянный диалог учителя и учеников, основанный на постановке проблемы и совместный поиск ответов по презентации. Дидактический аппарат будет частично интересен и на уроках в 6-м классе (расселение славян, путь "из варяг в греки", слайд-шоу о язычестве). Основные материалы урока – текст, таблицы, схемы, большое количество иллюстраций, рефлексия-тесты....
19 02 2024 5:12:38
На данном уроке представлена технология модульного обучения. Специфика предмета такова, что блоки-модули целесообразно применять в старшем звене (10-11-й классы). При построении технологической карты учтены принципы модульного обучения. ...
18 02 2024 8:25:29
Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, хаpaктеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными. Они самым серьезным образом могут изменить представление о произведении, его образной системе, об авторском замысле....
17 02 2024 8:31:10
Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....
16 02 2024 15:28:18
Урок знакомит студентов с наиболее выдающимися произведениями культуры России XIX века, формирует музыкально-слуховые представления, воспитывает чувство гордости за великую русскую культуру, патриотизм. ...
15 02 2024 8:24:15
Урок, разработанный для учащихся 11-х классов, дает массу возможностей как для анализа темы, различных подходов к ее осмыслению, так и для работы с информационными технологиями при подготовке к уроку учителя и обучающихся. В ходе урока используется проблемное задание, на которое обучающиеся должны ответить в конце урока. Также для закрепления материала применяются задания на хронологию и на причинно-следственные связи. ...
14 02 2024 7:39:20
Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", "Война за независимость в США", "Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....
13 02 2024 10:12:51
В работе учителя обществознания со старшеклассниками необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты, что позволяет сделать проектная деятельность, в результате которой пpaктически каждый ученик сам приобщается к истории Великой Отечественной войны, повышается познавательная активность учащихся, изменяется эмоциональный настрой. Только путем перехода к личностно-ориентированному эмоциональному подходу можно достичь целей государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»....
12 02 2024 17:40:39
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
11 02 2024 5:54:15
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
10 02 2024 21:49:27
Новые социально-экономические условия, складывающиеся в нашей стране в последние годы, коренным образом изменили и усложнили задачи общеобразовательной школы в плане обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьника....
09 02 2024 5:33:11
Презентация по истории России может быть использована как иллюстративное сопровождение к урокам "Монголо-татарское нашествие" в 6-м классе, а также и к урокам в 10-м классе. Также возможно самостоятельное использование презентации в форме лекции по данной теме. Презентацию можно использовать при проведении внеклассного мероприятия в ходе предметной недели истории. ...
08 02 2024 23:43:46
Урок помогает повторить эпоху Александра I с точки зрения развития и результатов внутренней и внешней политики России в первой четверти XIX века и тех изменений, которые произошли во всех сферах жизни общества, их значение для дальнейшей истории России. ...
07 02 2024 22:21:51
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
06 02 2024 19:21:49
Цель мероприятия - расширение кругозора студентов по изучению истории родного края о сильном, мужественном и героическом сердце Кубанской женщине, матери Степановой Епистинии Федоровне, которая отдала Отечеству во время Великой Отечественной войны девять сыновей....
05 02 2024 15:13:48
Разработка урока предусматривает большой объем работы с иллюстративным, документальным и художественным материалом. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно получать информацию из разнообразных источников, уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать. Работа на уроке с различными источниками информации поможет наработать вышеперечисленные умения....
04 02 2024 2:43:42
Урок по истории России XIX в. в 8-м классе, на котором создается эмоциональное настроение при помощи музыкальных средств. Разговор с учителем создает у школьников представление о войне как о страшном событии в жизни человека. В течение урока идет составление алгоритма на тему «война». ...
03 02 2024 21:56:56
Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А.С.Пушкина А.П.Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта"....
02 02 2024 11:18:24
Развитие толерантных качеств личности в рамках преподавания данного предмета может идти в двух основных направлениях: поиска общечеловеческих ценностей и формирования интереса, понимания, адекватного восприятия межконфессиональных различий. Материал содержит примеры творческих заданий, урока-интервью, мнения обучающихся. ...
01 02 2024 22:20:39
Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....
31 01 2024 7:33:36
Что такое патриотизм? Какими средствами можно воспитать это чувство в маленьком человеке, чтобы он вырос настоящим гражданином? Патриотизм, прежде всего – это гордость, гордость за свою страну, за свой народ. Благо жителю России, россиянину, есть чем гордиться. Но поистине днем, связанным в нашей истории с общей идеей борьбы за независимость нашей Родины, является 9 мая – День Победы. Мной разработана целая серия вечеров памяти и внеклассных мероприятий, посвященных героическим подвигам простых защитников Родины, под общим названием «Война и судьба человека»....
30 01 2024 20:26:18
Урок обществознания в 6-м классе по учебнику Кравченко А.И. – урок получения новых знаний, на котором рассмотрена экономическая сфера общественной жизни. Ученики знакомятся с понятием «экономика», его многозначностью....
29 01 2024 11:41:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::