Урок-портрет "Княгиня Ольга"
Тип урока: урок-портрет, посвященный правительнице Древнерусского Государства княгине Ольге (945–957).
Цели и задачи урока:
- знакомство учащихся с становлением Древнерусского государства;
- путем анализа письменных источников определить вклад княгини Ольги в развитии Древнерусского государства;
- сформировать навыки составления образной хаpaктеристики и оценки деятельности Исторического персонажа; содействовать воспитанию уважения к истории России.
Оборудование урока:
- компьютер и проектор;
- СД “Энциклопедия истории России” (раздел “Княгиня Ольга”);
- учебник Данилова А.А. и Косулиной Л.Г.
- История государства и народов России с древнейших времен до начала XVI века.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с биографией правительницы Ольги.
По преданию, она родилась недалеко от Пскова, в незнатной и небогатой семье.
Имя приняла в честь князя Олега.Варяжское имя Хельга, в русском произношении Ольга, соответствует мужскому имени Хельги (Олег), что значит “святой”.
Прослушайте устное сообщение о жизни и деятельности княгини Ольги.
На доске вы видите вопросы, на которые надо ответить письменно в тетради.
Вопросы:
- Какие черты хаpaктера были свойственны княгине Ольге?
- Какие из них вызывают у вас симпатию/антипатию?
- Как вы считаете, какие обстоятельства повлияли на княгиню Ольгу?
Подготовленная ученица. (Биографические данные)
В начале X века княжил в Киеве Игорь, сын князя Рюрика.
Охотился он как-то по берегам реки Великой, на Псковской земле.
Там он увидел дeвyшку удивительной красоты. Когда пришло время Игорю вступать в бpaк, он попросил своего дядю, князя Олега, разыскать Дeвyшку и посватать ее. Что было сделано. Ольга стала женой князя Игоря.
После гибели князя Игоря от рук древлян, правление перешло к княгине Ольге. Их сыну Святославу тогда исполнилось три года.
Прежде всего она наказала убийц мужа и утвердила власть над древлянами.
Отличаясь редким умом и большими способностями, правительница Обеспечила внутренний порядок в государстве.
В ту пору христианство постепенно распространялось на Руси.
В Киеве уже была построена греками церковь св. Ильи. Ольга отправилась в Константинополь. Византийский император Константин, стал ее крестным Отцом. Наставлял и крестил ее патриарх. В крещении она была наречена Еленой.
Возвратившись в Киев, Ольга, уговаривала сына Святослава креститься.
Но он отказался и жил по языческим обрядам.
Умерла Ольга в 969 году 24 июля. Погребена по христианскому обычаю.
Предание нарекло Ольгу Хитрою, церковь – Святою, история – Мудрою.
Учитель: Мы познакомились с нашей героиней заочно, пришло время взглянуть на ее портреты, исполненные в разные исторические эпохи.
(На экран проецируется один из портретов (икон) княгини Ольги)
Опишите внешний облие нашей героини.
(Выслушиваются ответы учеников)
Работа с раздаточным материалом (Приложение № 1)
Вопросы и задания:
- На основе документальных источников (летопись и мнения историков).
- Выясните, как относились к княгине Ольге ее современники.
- Можно ли сказать, что эти оценки объективны? Подтвердите свой ответ фактами.
На следующем этапе урока ученикам предстоит определить роль княгини Ольги в истории, оценить ее деятельность, выбрать наиболее соответствующие.
По их мнению изображение на иконе или на портрете.
Учитель организует групповую работу учащихся: класс делится на 4 группы, каждая из которых получает указания к тексту учебника.
Раздаточный материал и вопросы к ним. (Приложение № 2).
Вопросы для групп:
1. Назовите события, в которых принимала участие княгиня Ольга?
2. Оцените ее деятельность:
- в чьих интересах она действовала?
- содействовала ли она укреплению Древнерусского государства?
- как ее деятельность повлияла на последующий ход исторических событий?
3. Выскажите свое отношение к действиям княгини Ольги. Какими средствами?
Она достигала цели?
Выберите наиболее реалистичное изображение (портрет, икона).
По завершении работы в группах учитель организует проверку выполненной учениками работы.
Учитель: Подведем итоги нашего урока. Мы можем выделить несколько точек зрения на личность княгини Ольги.
Ученики отвечают на поставленный вопрос.
Домашнее задание.
Объяснить значение принятия христианской веры княгиней Ольгой, для развития Древнерусского государства.
Найдите дополнительную литературу, содержащую сведения о Княгине Ольге, прочитайте ее и расширьте полученные на уроке знания.
Нарисуйте свой портрет княгини Ольги.
Библиография:
- Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах: Россия от Рюрика до 1917 года. М . 2002. C.56–58.
- Карамзин Н.М. История государства Российского. Ростов-на-Дону. 1995. С.130–140.
- Кулюгин А.И. Правители России. Чебоксары. 1994. C.26–29.
- Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий 862–1917 гг.. М. 1997. C.31–34.
- Рассказы русских летописей. М. 1993. C.17–22.
- Токмакова И. Ольга. М. 2004. C.16.
В рамках мероприятия дается информация об источниках, развитии и последствиях геноцида, имевшего место в истории, в частности о Холокосте. В ходе урока закладываются основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия....
23 09 2023 18:13:14
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении.
...
22 09 2023 10:28:55
На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал.
...
21 09 2023 7:47:17
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края.
...
20 09 2023 6:25:53
Игра "Древний Восток" составлена для учащихся 5-х классов. Её можно использовать не только на уроках повторения, но и во внеклассной работе для проведения интеллектуальных игр. При организации игры желательно подготовить презентацию, выполненную в PowerPoint. Если такой возможности нет, то применять карты, иллюстрации с изображением исторических деятелей, памятников архитектуры и живописи....
19 09 2023 12:32:24
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
18 09 2023 21:38:33
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
17 09 2023 21:33:18
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
16 09 2023 22:17:23
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
15 09 2023 16:44:29
Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....
14 09 2023 6:26:42
Статья рассказывает о традиционных верованиях и обрядах эвенков-орочонов. Сделана попытка проследить преемственность сюжетов и обрядов древних и современных эвенков-орочонов.
...
13 09 2023 22:57:16
В материале описана процеДypa проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск-Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов.
...
12 09 2023 22:18:51
Урок "Государственные реформы Петра I" предусматривает использование компьютерных технологий. Иллюстрации, используемые на уроке, позволяют создать живой образ той эпохи, анимированные схемы обеспечивают наглядную демонстрацию изменений в структуре государственного управления России в начале XVIII века, приведенные фрагменты документов конкретизируют изучаемый материал. Эффект анимации дает возможность поставить перед учащимися задачу, обсудить ее выполнение в конце урока и тут же проверить....
11 09 2023 22:49:29
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
10 09 2023 2:21:59
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья.
...
09 09 2023 9:13:15
Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охаpaктеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....
08 09 2023 22:20:39
Урок сочетает в себе знания из разных областей и должен познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать патриотическое отношение к своей Родине; развить умение анализировать текст и делать выводы....
07 09 2023 19:40:10
Урок раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота.
...
06 09 2023 16:15:25
Знаем ли мы самих себя? Урок формирует представления человека о самом себе, его "я-концепции", которая определяет деятельность и поведение индивида в контактах с людьми и возможности развития в будущем. На уроке решаются воспитательные и развивающие задачи; используются компьютерные технологии, предварительная подготовка; групповые формы работы с целью развития коммуникативных, информационных, интеллектуальных компетенций....
05 09 2023 6:32:28

Презентация расширяет знания учащихся, развивает умение анализировать, обобщать, делать выводы. ТСО повышают познавательный интерес к изучаемому материалу, что несомненно, сказывается на его усвоении....
04 09 2023 9:11:26
Многие проблемы, разpaбатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.
...
03 09 2023 17:39:43
Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....
02 09 2023 16:19:35
Образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, аргументировать, т. е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, эффективно использовать учебное время. Выбираемая технология должна быть безопасна для здоровья ребенка. Автор описывает технологии, которые использует в своей пpaктике....
01 09 2023 0:19:17
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
31 08 2023 5:36:16
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
30 08 2023 12:37:28
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
29 08 2023 19:17:39
На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная; методы и приёмы работы: беседа, лекция, ИКТ, составление опopного конспекта, решение творческой задачи и др. Применение разнообразных форм обучения требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил, а так же способствует развитию устойчивого познавательного интереса у школьников и помогает прочному усвоению учебного материала....
28 08 2023 23:18:30

Урок по теме «Ассирийская держава» с учетом требований ФГОС, сопровождается презентацией, которую можно использовать как в работе учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе учащимися при изучении темы....
27 08 2023 12:23:24
Урок истории комбинированного типа с применением аудиовизуальных технических средств обучения: видеомагнитофона, телевизора, компьютера с мультимедийным проектором. Использование ТСО на данном уроке даёт возможность повысить эффективность преподавания путём налаживания систематического контроля знаний, сократить недостаток учебного времени, повысить наглядность, дать учащимся наиболее точную и полную информацию об изучаемом явлении....
26 08 2023 17:27:16
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
25 08 2023 9:58:17
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
24 08 2023 18:25:42
Цели и задачи: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс; сплочение учащихся 6–9-х классов в единый коллектив.
...
23 08 2023 2:43:32
На уроке формируются представления о рыночном механизме регулирования экономики. Учащиеся учатся определять условия функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке. Повышается мотивация к учебе, ученики ориентируются в экономических и нравственных поступках, использують речь для регуляции своего действия....
22 08 2023 14:31:36
Урок обществознания в 11-м классе посвящен проблеме, которая на фоне последних событий, произошедших в Москве, становится очень актуальной, тем более что патриотизм – это и нравственная категория. В ходе урока учащиеся сравнивают понятия патриотизм и национализм, находят в них общее и различие, должны прийти к выводу, что патриотизм, перешедший в национализм, может принести страдания и боль, привести к геноциду, ксенофобии, антисемитизму, религиозной нетерпимости....
21 08 2023 12:43:49
Урок – семинарское занятие с элементами лабораторной работы предназначен для учеников 9-го класса и проводится в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта по новейшей истории. Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными истории европейских государств 20–30-х гг. ХХ в. Он нацелен на понимание причин прихода фашистов к власти, социальной базы фашизма, внутренней и внешней политики фашистских государств....
20 08 2023 19:30:15
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
19 08 2023 15:21:32
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
18 08 2023 22:40:28
Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....
17 08 2023 0:20:21
Урок изучения нового материала в 7-м классе служит обеспечению усвоения материала по теме; продолжению формирования умений и навыков работы с наглядными источниками; развитию способностей к обобщению и систематизации учебного материала; развитию аналитических навыков....
16 08 2023 8:39:35
Не секрет, что заинтересовать учеников изучать Всеобщую историю очень трудно. Данный урок для учащихся 9-го класса, представляющий собой урок-игру с элементами состязательности, решает эту задачу. На уроке используется страноведческий подход. Для рассмотрения предлагаются следующие страны: Великобритания, Франция, Италия, Германия....
15 08 2023 3:35:11
Интегративный урок-конференция (обществознание, право, экономика) в 11-м классе. Урок может быть завершающим в теме "Трудовое право". Проведение его в форме конференции дает возможность использовать элементы проблемной и интеpaктивной технологии. Урок побуждает старшеклассников задуматься и ответить на вопрос, как современной молодежи найти свое место на рынке труда.
...
14 08 2023 10:56:28
В статье раскрывается содержание урока обществознания. Цель: определение трaнcформации труда в XX–XXI вв., определяются качественные хаpaктеристики достойного труда и современного работника. Постиндустриальное общество изменило главный предмет труда и его главный конечный продукт. Вместо материалов и вещей им становится сам человек, его способности, интересы и потребности, его основные черты и хаpaктеристики....
13 08 2023 10:46:45
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
12 08 2023 4:38:29
Урок является первым в изучении новой главы темы «От сталинизма - к «оттепели»: Советский союз в 1945–1964 гг.». Занятие формирует у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах. ...
11 08 2023 16:49:52
Материал про участника Курской битвы и знаменитого Прохоровского сражения – Чичварина В.И., чьё имя носит школьный музей....
10 08 2023 22:23:25
Учащимся показан ход Северной войны, постепенный переход от поражений к победам и к решению главной задачи войны - выходу к морю и становлению морской державой европейского статуса. Современные ИКТ делает возможным подойти к процессу обучения творчески, повышать мотивацию познавательного процесса.
...
09 08 2023 6:41:46
Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....
08 08 2023 13:41:17
Учащиеся формируют представления об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике развития отдельных цивилизаций. Прослеживают взаимосвязь исторической науки с другими областями научных знаний (социологией, лингвистикой, философией, этнографией, географией и др.)....
07 08 2023 14:59:23
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интеpaктивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
06 08 2023 9:42:52
Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....
05 08 2023 13:22:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::