Урок по теме "Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики»" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок по теме "Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики»"


    Урок по теме "Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики»"

 

Тема урока: Спрятанная война  в  Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики».

Тип урока:  Интегрированный урок (история, литература).

Цель урока: Расширить знания учащихся по  истории Афганской войны, показать ее агрессивный хаpaктер, рассмотреть войну через судьбы его отдельных участников.

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с освещением темы Афганской войны в литературе на примере произведения С.Алексиевич «Цинковые мальчики».
  • Развивать умение вести  поисковую работу, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
  • Воспитывать у учащихся гражданскую позицию.

Методы и приемы, используемые на уроке  беседа, монолог, ролевая игра, рассказ учителя, дискуссия, выразительное чтение, работа с текстом.

Оборудование урока:

Музыка: Моцарт «Реквием», песни Розенбаума, политическая  карта  мира, карта  Афганистана.
Иллюстрации, фото афганской жизни, таблички: «историк», «политолог», «журналист».

Эпиграфы  к  уроку:  

«За  ошибки  политических  деятелей  расплачивается  нация» 
Н. Бердяев

«Состраданья  не  ждем  от правителей,  партий  и  судей,
Но  хотелось бы  знать,  кто,  куда  и  зачем  нас  пошлет?
Не  пристало  нам быть  на  ролях  бессловесных  орудий,
Выполняя  приказы,  которых  не  отдал  народ»  

А.  Коволев

Ход урока

1. Вступительное слово учителя литературы и  истории , сообщение учащимся темы, цели и задач урока. Учитель  истории  зачитывает  эпиграфы   к  уроку.

2. Чтение учеником эпиграфа к уроку (из стихотворения, посвященного Афганской войны).

Хранит земля войны минувшей шрамы,
Погибших имена, бесчувственный гранит,
Гвоздики красные, холодный мрамор,
Рыданье женщин у могильных плит.
Афган, Чечня, Таджикская граница-
И снова сыновей мы отправляем в бой,
Безусых, не успевших опериться
И костыли уже вновь стучат по мостовой.
О, Русь моя, о, боль моя- Россия!
Где мне слова такие отыскать
И где мне взять такие силы
Чтоб о судьбе твоей без слез сказать.

 Учитель истории:

Слишком много суровых испытаний перенесла наша страна. Цена этих испытаний исчисляется миллионами человеческих жизней.
9 мая народ будет праздновать 57 лет со дня победы над фашисткой Германией.
57 лет, казалось бы, мирной жизни. Но продолжает литься кровь наших солдат, Это Афганистан.  А сегодня- Чечня.

3. Историческая справка об Афганской войне.

Учитель литературы:

Мы живем в переломное время. Это время прозрения от слепоты, когда вечные истины оборачиваются для нас новой стороной.
Мы узнаем о «белых» пятнах истории нашего государства. Одной из трагических страниц истории нашей страны стала «спрятанная» война в Афганистане.

Ученик- «историк».

1979 год- начало Афганской войны.
Это было время «застоя» в нашей стране, время правления, как тогда говорили «величайшие» деятели эпохи Л.И.Брежнева. Отвечая корреспонденту газеты «Правда» в январе 1980 г., о причине ввода советских войск в Афганистан, он сказал: «Непрекращающиеся вооруженные интервенции, далеко зашедший заговор внешних сил реакции создали реальную угрозу утраты Афганистаном своей независимости превращения его в империалистический  военный плацдарм на южных  границах нашей страны. Иными словами, настал момент, когда мы уже не могли не откликнуться на просьбу правительства дружественного нам Афганистана. Поступить иначе означало бы отдать Афганистан на растерзание империализму».
Официальной версией ввода наших войск в Афганистан стала помощь дружественному афганскому народу и защита южных рубежей нашей Родины.
В декабре 1979 года ограниченный континент советский войск  был введен в Афганистан.

 Учитель истории:

Что такое Афган?
Афган- это спрятанная война. Зачем и кто ее спрятал? И от кого? Наверное, от нас с вами. Чтобы мы не знали о коллекциях засушенный ушей, об обгоревшей коже, которая сворачивается в трубочку, точно лопнувший капроновый чулок, о солдате в целлофановом мешке…отдельно голова, отдельно руки…сдернутая кожа. Может, поэтому мы называем ее спрятанной?
О чем говорили все тогда?
О воинском долге, об интернационализме державных интересах и южных рубежах нашей Родины?
Но глухо ходили слухи о похоронах в панельных домах и цинковых гробах.

Учитель литературы:

Афганская война- это часть биографии нашей. И какая бы она ни была –героическая, кровавая, позорная- такой теперь она останется навсегда. Наша задача, изучая историю своей страны, не повторять ошибок прошлого.
Посмотрим на эпиграф нашего урока. Он как нельзя точно выражает суть того, о чем мы будем сегодня говорить.

Звучит песня А. Розенбаума «Черный тюльпан».

Учащийся- «историк»:

Еще в 19 веке Афганистан стал объектом английской экспансии, однако, покорить его и превратит в колонию не удалось. Еще не раз были предприняты попытки со стороны Великобритании покорить Афганистан, но и они все заканчивались победой Афганского народа.
Англичане укрепились во мнении, что афганский народ победить нельзя. И когда Советский Союз был втянут в войну в Афганистане, английские политики и пресса предупреждали наше руководство об этом.

Учащийся- «политолог»:

В огненный 1978-79 гг. лидеры Афганистана неоднократно обращались за военной помощью для удержания завоеваний апрельской революции. СССР снабжал Афганистан боевой техникой и оружием, посылал туда военных специалистов. Однако, этого для удержания власти было недостаточно.

Учащийся- «политолог»:

25 декабря 1979 года на территорию суверенного государства Афганистан был введен «ограниченный континент» советский войск. Такое непродуманное решение было принято лишь несколькими члeнами советского руководства во главе с Брежневым. Даже некоторые члeны правительства узнали об этом из газет, не говоря уже обо всем народе.

Учитель истории:

Но афганский народ - храбрый и свободолюбивый народ, и поэтому он воспринял вмешательство Советского Союза в свои внутренние дела как оккупацию. Весь афганский народ поднялся на борьбу с советскими оккупантами.

4. Работа с произведением «Цинковые мальчики».

  
Учитель литературы:

Каждый момент истории находит свое отражение на  страницах художественной литературы. Есть в истории нашей страны события, которые необъяснимы сточки зрения здравого смысла, неоправданны (потерей, жертвами, слишком большой ценой). Один из таких моментов нашей истории- война в Афганистане 1979-1980 гг. Эта война во всей своей обнаженности представлена в произведении С.Алексиевич «Цинковые мальчики».
Это документальная повесть. Сама автор определила жанр своего произведения как «жанр голосов». Повесть построена на дневниковых записях , воспоминаниях очевидцев, участников войны, их матерей, их родственников. Мы слышим голоса рядовых солдат, младших и старших офицеров, военных советников, медсестер, военврачей, служащих…
Вот как автор объясняет, почему она решила написать о закрытой теме, об Афганской войне.

Ученица(от имени С.Алексиевич):

-Не думала, что еще буду писать о войне. Когда окончила «У войны не женское лицо», долго не могла видеть, как от обыкновенного ушиба из носа ребенка идет кровь. Меня сводил с ума вой подбитой машиной кошки, отворачивалась от раздавленного дождевого червя. Мой запас боли был израсходован.
И вдруг!
На автобусной станции офицер, рядом с ним худой мальчишка копал столовой вилкой в ящике с засохшим фикусом. Офицер сопровождал домой солдата, сошедшего с ума. Первый раз я увидела зрачки величиной с глаз. Может, с этого начался мой Афганистан? А может, еще раньше? Когда на кладбище молодая мать на коленях перед свежей могилой и кричала. Так кричат, наверное, только раненые звери.
Мальчишек вырывали из обыкновенной жизни: училище, школа, танцплощадка, музыка..- и бросали в ад, в грязь. 18-летних мальчиков, которым можно было внушить все. Это потом к ним придет «Хотел стать героем, а теперь не знаю кого из меня сделали» Прозрение придет, но не скоро и не ко всем.
О войне, которая оказалась в два раза длиннее ВОВ, мы знаем ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, каким мы есть, не испугаться.
И тогда я взяла магнитофон и пошла к солдатским матерям, двадцатилетним вдовам, 19- летним калекам-пенсионерам.

Песня А.Розенбаума «На войне как на войне».

Вот они перед нами- участники войны. Послушаем их рассказы, постараемся увидеть настоящее лицо этой войны.

 Художественный пересказ монологов подготовленными учениками на фоне «Реквием» Моцарта:


  • Монолог рядового- мотострелка
  • Монолог матери погибшего солдата
  • Монолог жены погибшего офицера
  • Монолог комaндира взвода пехоты
  • Монолог медсестры.

Монолог  матери  читает  ученица  в  черном  платье  с  черным  шарфом  на голове. Все  герои,  выступающие  с  монологами  одеты  в  соответствующие  костюмы.

Учитель  литературы:

Спрятанная  война  страшна  и  тем,  что не  только  матери,  но  и  дeвoчки,  дeвoчки в  17  лет  стали  не венчанными  вдовами.

Звучит  песня  в  исполнении  И. Шведовой  « Белый  вальс».   
Под  звуки  вальса  в  классе  появляется  дeвoчка  в белом  платье,  это  символ  песни,  символ  невесты,  юности,  ожидания. Она  вальсирует,  движется  по  классу  и  невольно  останавливается   перед  траурной  фигурой  матери,  замирает,  глядя  на нее.  Дeвyшка  в  черном  накидывает  на  нее  свой  черный  шарф,  как  черную  отметину,  знак  беды.  Печально  и  скорбно  уходит   дeвoчка  в  белом  платье.

Учащийся  читает  стихотворение  Е. Евтушенко «Афганский  муравей»

Русский  парень  лежит  на  афганской  земле.
Муравей- мусульманин  ползёт  по  скуле.
Очень  трудно  ползти.…Мёртвый  слишком   не брит,
И , тихонько  ему  муравей  говорит:
« Ты  знаешь,  где  точно  скончался  от  ран,
Знаешь  только  одно -  где – то  рядом  Иран.
Почему  ты  явился  с  оружием  к  нам,
Здесь впервые  услышавши  слово  «ислам»?
Что  ты  дашь  нашей  родине – нищей,  босой?
Если  в  собственной – очередь  за  колбасой.
Разве  мало  убитых  вам,  чтобы  опять
К  двадцати   миллионам  ещё  прибавлять?
Русский  парень  лежит  на  афганской  земле
Муравей – мусульманин  ползёт  по  скуле…

5. Анализ прослушанных монологов (дискуссия)

- Как вы относитесь к событиям войны и поступкам героев?
- Какую правду вы узнали об афганской войне и ее участниках?
- Как вы понимаете слова автора: «Война не делает человека лучше, только хуже? Какими еще эпизодами повести вы можете проиллюстрировать эти слова?
- Проследите, как война меняет психологию людей?
- Какой след она оставляет в душах людей?
- От каких иллюзий избавились воины- афганцы?
- Что означает выражение «Афганский синдром»?

В ходе проведения дискуссии проводится словарная работа:

«Пересылка», «учебка», «черный тюльпан», «зеленка», «бочкаревки», бочата», «груз-200» …

Ученик- «журналист».

Книга С.Алексеивич  «Цинковые мальчики»   вызвала разноречивые отклики, шквал писем, телефонных звонков. От угрозы о физической распрве до слов благодарности за правдивый и честный рассказт о событиях в Афганистане.
И во мне, и, думаю в вас всех эта книга вызвала разные противоречивые чувства.
Л.Н.Толстой окончил «Войну и мир» на границах Отечества. Русский солдат пошел дальше, а великий писатель за ним не пошел. Всю жизнь теперь на нашей земле эти могильные красные камни с памятью о душах, которых уже нет, с памятью о нашей наивной доверчивой вере.

Несколько учащихся  (от лица участников Афганской войны):

Татарченко Игорь Леонидович (1961-1981)
Выполняя боевое задание, верный воинской присяге, проявив стойкость и мужество, погиб в Афганистане. Любимый Игорек, ты ушел из жизни, не познав ее. Мама, папа.

Бобков Леонид Иванович (1964-1984)
Погиб при исполнении интернационального долга. Зашла луна, погасло солнышко дорогой сыночек, без тебя. Мама, папа.

Козлов Андрей Иванович (1960-1982)    Погиб в Афганистане. Единственному сыночку. Мама.

Загуги Виктор Сергеевич (1960-1980).
Погиб при защите Родины. Опустела без тебя земля.

6. Итог урока:

 Учитель литературы и истории:

Подводят  итог урока.  Дают  домашнее  задание.
Выразите свое отношение к героям произведения в домашней творческой работе - напишите отзыв об этой книге - «Размышление над прочитанной книгой». Учитель  истории: собрать  материал  о  воинах-афганцах,  являющихся  жителями  п. Малиновка.

 Звучит  «Реквием»  Моцарта    

 Учащийся  читает  стихотворение А. Твардовского

Я  знаю, никакой  моей  вины
В  том, что  другие  не  пришли  с  войны.
В  том,  что  они – кто  старше,  кто  моложе –
Остались  там,  и  не  о  том  же  речь,
Что  я  их  мог,  но  не  сумел  сберечь,-
Речь  не  о  том,  но  все  же,  все  же,  все  же…


История Древнего мира. 5-й класс.Контрольно-обобщающий урок за I четверть


    История Древнего мира. 5-й класс.Контрольно-обобщающий урок за I четверть

      Предлагается контрольная работа по пройденному материалу: жизнь первобытных людей, жизнь жителей Египта и Древнего Двуречья: их внешность, занятия, отношения между людьми....

19 05 2022 0:36:54

Урок-игра "Реформы Солона". 5-й класс


    Урок-игра "Реформы Солона". 5-й класс

      Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....

18 05 2022 22:10:12

Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9–11-х классов "Мы - будущие избиратели"


    Внеклассное мероприятие по обществознанию для 9–11-х классов "Мы - будущие избиратели"

      Форма проведения мероприятия – игра, где каждый участник может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, члeном избирательной комиссии, представителем СМИ. Игра пропагандирует политическую и правовую культуру среди молодежи....

17 05 2022 7:18:33

Путешествие во времени. Остановка "Век девятнадцатый"


    Путешествие во времени. Остановка "Век девятнадцатый"

      Метод проектной деятельности предполагает создание так называемых "инициативных групп", которым предлагается на рассмотрение или решение комплексная задача. Формы презентации проекта весьма разнообразны: доклад, конференция, дискуссия, рекомендации, коллаж. ...

16 05 2022 19:20:50

Урок-панорама "По историческим вехам романа В.С. Пикуля «Богатство»"


    Урок-панорама "По историческим вехам романа В.С. Пикуля «Богатство»"

      Историко-литературный урок-панорама призван помочь научить учащихся сравнивать историческую реальность и художественный вымысел в изображении исторической действительности литературными произведениями, заинтересовать в нравственных и духовных проблемах, особенностях творчества В.С. Пикуля. ...

15 05 2022 0:33:36

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"


    Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

      Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ. ...

14 05 2022 17:19:50

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

13 05 2022 20:25:31

Самодержавие и Земские соборы в России


    Самодержавие и Земские соборы в России

      Организация современного урока истории предполагает использование педагогических технологий, основанных на разных видах активности учащихся. Примером такого урока является проблемно-лабораторное занятие. В его основе изучение и обсуждение учащимися документального материала, составленного на основе принципа противоречия. ...

12 05 2022 5:31:26

Литературно-музыкальная композиция "Доброе дело – в память о Великой Победе"


    Литературно-музыкальная композиция "Доброе дело – в память о Великой Победе"

      Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....

11 05 2022 22:48:37

"Вечные города Римской империи". Урок с применением компьютерного учебника "История Древнего мира, 5-й класс" и мультимедийной презентации


    "Вечные города Римской империи". Урок с применением компьютерного учебника "История Древнего мира, 5-й класс" и мультимедийной презентации

      Урок изучения нового материала с использованием компьютерного учебника "История древнего мира" и мультимедийной презентации "Вечные города Римской республики". На уроке применяются маршрутные листы, листы самооценки и рефлексии, индивидуальные задания-карточки, таким образом, достигается большая индивидуализация в обучении истории....

10 05 2022 1:26:38

Авторская программа элективного курса "Основы конституционного строя РФ"


    Авторская программа элективного курса "Основы конституционного строя РФ"

      Становление гражданского общества и правового государства в России, новые геополитические реалии определяют значимость формирования социально ориентированного поколения россиян. В связи с этим современное воспитание ориентировано на формирование у школьников активной гражданской позиции, социальной ответственности, патриотизма. Необходимо воспитывать новую, демократического типа личность, сочетающую в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру....

09 05 2022 17:27:54

Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме "Отечественная война 1812 года"


    Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме "Отечественная война 1812 года"

      В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....

08 05 2022 19:20:41

Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 г. 8-й класс


    Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 г. 8-й класс

      Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....

07 05 2022 8:43:38

Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне, 9-й класс


    Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне, 9-й класс

      Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....

06 05 2022 17:13:15

Урок истории в 6-м классе "Феодальная раздробленность"


    Урок истории в 6-м классе "Феодальная раздробленность"

      В настоящее время для работающего учителя выпускается огромное количество методической литературы, поурочного планирования, дидактические материалы к урокам, но всегда бывает интересно узнать, как эту или иную тему изучает коллега в другой школе, в другом городе. Целями урока являются изучение особенностей государства в период феодальной раздробленности; выяснение причины феодального раздробления, объяснение закономерности феодальной раздробленности, создание представлений о феодальной морали и обычаях, формирование умения устанавливать взаимосвязи причин и следствий....

05 05 2022 6:34:30

Методическая разработка курса по выбору "Школа прав человека"

Курс построен с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму обществоведческих знаний, готовы к восприятию правовых основ Российской Федерации. Темы прав человека в курсе "Обществознания" так обобщены, что без дополнительных пpaктических занятий сложно усвоить ученикам данные темы....

04 05 2022 11:15:49

Государственные символы России (урок с элементами творческой и исследовательской работы учащихся)


    Государственные символы России (урок с элементами творческой и исследовательской работы учащихся)

      Занятие в номинации "Гражданское и патриотическое воспитание школьников" в рамках реализации национального образовательного проекта - комбинированный урок с элементами творческой, исследовательской работы учащихся. Его цели: знакомство с символами российского государства и их историей; развитие памяти, аналитического и творческого мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа "главной песни страны". ...

03 05 2022 18:11:39

Эпоха Петра Великого


    Эпоха Петра Великого

      Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется ИКТ, стимулируются познавательные процессы....

02 05 2022 2:36:54

Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся


    Неделя истории в школе — одна из форм воспитания творческих способностей учащихся

      Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....

01 05 2022 1:43:16

"Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"


    "Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"

      Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....

30 04 2022 5:14:16

Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"


    Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"

      Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....

29 04 2022 8:42:46

Урок истории по теме "Долгий путь на Амур: Ерофей Павлович Хабаров". 7-й класс


    Урок истории по теме "Долгий путь на Амур: Ерофей Павлович Хабаров". 7-й класс

      Цели урока: объяснить цели, задачи и результаты походов землепроходцев; познакомить с историей Приамурья, жизнью и деятельностью Е.П. Хабарова, показать на карте маршруты походов Е.П. Хабарова на Амур; дать определение понятиям – землепроходец, ясак, «отписки», «скаски», «росписи», пушнина, острог....

28 04 2022 17:35:42

Обобщающий урок по теме: "Изменение в гербе: в чем причина?" (От Ивана III к Ивану IV)


    Обобщающий урок по теме: "Изменение в гербе: в чем причина?" (От Ивана III к Ивану IV)

      В России государственные символы стали строго регламентированы только в конце ХIХ века. До этого изображение государственного герба менялось при каждом новом царствовании. При подробном знакомстве с историей России соответствующего периода видишь, что эти изменения не случайны и, как и во всяком символе в гербе воплощается основная идея того или иного исторического периода. Именно этот факт и использован для обобщения материала по истории России конца ХV - начала ХVI века, завершающего периода в образовании Российского централизованного государства. ...

27 04 2022 6:22:51

Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона


    Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона

      Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....

26 04 2022 17:13:11

Урок истории в 10-м классе "Внутренняя политика Екатерины II"


    Урок истории в 10-м классе "Внутренняя политика Екатерины II"

      Урок разработан для 10-го класса. Основная идея: благодаря работе с документами уяснить суть политики просвещенного абсолютизма, дать представление о развитии производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности России во второй половине XVIII века, развивать интеллектуальные умения учащихся, их коммуникативные навыки....

25 04 2022 1:11:34

Повторительно-обобщающий урок по истории на тему: "Раннее Средневековье: Запад и Восток"


    Повторительно-обобщающий урок по истории на тему: "Раннее Средневековье: Запад и Восток"

      Урок повторения и обобщения пройденного материала, выделения особенностей развития стран Востока и Запада в Раннее Средневековье. Учащиеся должны показать умение работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи, продемонстрировать знание исторических терминов и дат. ...

24 04 2022 12:46:20

Древнегреческий театр


    Древнегреческий театр

      На уроке создается ситуация погружения в эпоху. Учащиеся в костюмах и масках представляют сцену по мотивам поэмы Гомера «Суд Париса», затем идет обсуждение всем классом особенностей древнегреческого театра. Знакомясь с видами представлений, учащиеся работают в группах и содержание трагедии или комедии представляют мимикой и жестами....

23 04 2022 4:13:59

Интегрированный урок истории и литературы «Пореформенная Россия XIX века и поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"»


    Интегрированный урок истории и литературы «Пореформенная Россия XIX века и поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"»

      Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской хаpaктеристики поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения....

22 04 2022 17:18:51

Рабочая программа по курсу "Россия и мир в ХХ – начале XXI в.". 9-й класс, образовательная система "Школа–2100"


    Рабочая программа по курсу "Россия и мир в ХХ – начале XXI в.". 9-й класс, образовательная система "Школа–2100"

      Рабочая программа является составной частью развивающей образовательной системы «Школа–2100», в ней отражен федеральный компонент государственного стандарта по предмету. Новизна программы заключается в том, что она предусматривает синхронное изучение событий, происходящих в России и мире в XX – начале XXI века, что дает возможность анализировать роль России в мире, проводить сравнительный анализ исторического развития стран, а также показать единство мира в XX – начале XXI века....

21 04 2022 0:58:14

Программа элективного курса "Герои России"


    Программа элективного курса "Герои России"

      Элективный курс "Герои России" предназначен для предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Программа направлена на формирование гражданственности, патриотизма, нравственных идеалов, любви к Родине, что является одной из важнейших задач по патриотическому воспитанию. Курс дает ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, способствует выбору профиля обучения. ...

20 04 2022 19:23:52

Урок-игра "Поклонимся великим тем годам" (навстречу празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне)


    Урок-игра "Поклонимся великим тем годам" (навстречу празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне)

      В 2015 году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, использовать ИКТ. Игра основана на межпредметных связях (литература, музыка, изобразительное искусство). Урок-игра воспитывает патриотизм учащихся....

19 04 2022 0:13:24

Интеллектуальный марафон "Исторический калейдоскоп"


    Интеллектуальный марафон "Исторический калейдоскоп"

      В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....

18 04 2022 15:55:38

Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты


    Урок истории в 10-м классе "Петр Великий – чудо или чудовище?". Попытка ускоренной модернизации и ее результаты

      Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....

17 04 2022 20:59:46

Урок истории в 9-м классе по теме "СССР в 30–40-е годы. Государство и человек"


    Урок истории в 9-м классе по теме "СССР в 30–40-е годы. Государство и человек"

      Компетентностный подход ведёт ребят к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Представление об изучаемой эпохе, её анализ, дискуссия по проблеме позволяют ученику иметь собственную точку зрения, занять активную гражданскую позицию. Аргументация мнения, умение слушать и осмысливать материал формируют навык конструктивного и толерантного общения....

16 04 2022 1:25:56

Формирование познавательной активности и мыслительной самостоятельности обучающихся на уроках истории (из опыта работы)


    Формирование познавательной активности и мыслительной самостоятельности обучающихся на уроках истории (из опыта работы)

      В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....

15 04 2022 15:47:46

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Путешествие в страну Гомера — автора героических поэм «Илиада» и «Одиссея»"

      Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....

14 04 2022 10:57:17

Интегрированный урок (история + литература) в 11-м классе "Три цвета гражданской войны. Гражданская война: правомерны ли стереотипы?"


    Интегрированный урок (история + литература) в 11-м классе "Три цвета гражданской войны. Гражданская война: правомерны ли стереотипы?"

      Задача интегрированного урока (история + литература): выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну....

13 04 2022 8:18:25

Ребусы к урокам истории


    Ребусы к урокам истории

      Презентации помогут сделать повторение на уроках более интересным, запоминающим. Благодаря этим ребусам, можно проводить проверку домашнего задания в разных формах, используя разные технологии....

12 04 2022 10:45:53

Интегрированный урок "Возникновение городов в Европе в Средние века (на примере Англии)"


    Интегрированный урок "Возникновение городов в Европе в Средние века (на примере Англии)"

      Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....

11 04 2022 5:36:31

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Классическое Средневековье в Европе"


    Повторительно-обобщающий урок по теме: "Классическое Средневековье в Европе"

      Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему "Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории. ...

10 04 2022 0:54:24

"Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона. Старообрядчество" – факультативное занятие


    "Церковь в XVII веке. Реформы патриарха Никона. Старообрядчество" – факультативное занятие

      Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....

09 04 2022 2:44:36

Формирование патриотизма на материале истории в рамках компетентностного подхода


    Формирование патриотизма на материале истории в рамках компетентностного подхода

      Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной системе СПО является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности....

08 04 2022 4:30:17

История общества через призму закона диалектики


    История общества через призму закона диалектики

      Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....

07 04 2022 4:27:47

Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории"


    Внеклассное мероприятие по истории "Колесо истории"

      По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....

06 04 2022 15:55:28

Урок обществознания "Делу — время, потехе — час" (6-й класс)


    Урок обществознания "Делу — время, потехе — час" (6-й класс)

      Урок поможет шестиклассникам осознать смысл понятий "время", «хобби». Научит рационально и с пользой использовать свое свободное время. Занятие позволяет раскрыть творческие способности ребят, научит их вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения....

05 04 2022 21:58:34

Международные отношения в 30-е годы XX века


    Международные отношения в 30-е годы XX века

      «Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....

04 04 2022 1:21:23

Тема урока "Отечественная война 1812 г."


    Тема урока "Отечественная война 1812 г."

      Урок проводится с целью дать представление об историческом событии XIX века – Отечественной войне 1812 года; рассказать о героических личностях того времени; воспитывать патриотизм на исторических примерах. ...

03 04 2022 3:56:30

Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"


    Урок истории в 3-м классе по теме "Сельские поселения. Русская изба"

      Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....

02 04 2022 19:23:53

Конспект урока по теме: "Отечественная война 1812 года". 10-й класс; презентация к уроку


    Конспект урока по теме: "Отечественная война 1812 года". 10-й класс; презентация к уроку

      Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы. ...

01 04 2022 10:19:57

Смутное время


    Смутное время

      Урок-семинар в форме дидактической игры. На уроке происходит заседание исследовательских отделов института истории России. Целью урока является осмысление причин Смуты, которая явилась во многом следствием опричнины и вызванного ею экономического и социального кризиса в стране....

31 03 2022 13:31:27

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::