Урок истории в 9-м классе по теме "СССР в 30–40-е годы. Государство и человек"
Цель: осознать и осмыслить жизнь страны и людей данного периода времени.
Задачи:
- Развитие умений обобщения, вычлeнения и систематизации в процессе изучения материала.
- Совершенствование исследовательских умений учащихся в процессе работы с разными источниками.
- Формирование собственного мнения в ходе решения проблемы.
- Создание микроклимата урока для развития конструктивного общения в ходе учебной деятельности и формирования опыта толерантных отношений.
Заданная проблемная ситуация (на доске прописаны тема и 2 цитаты):
Жить стало лучше,
Жить стало веселей…
И.В. Сталин
Все прогрессы реакционны,
Если рушится человек.
А. Вознесенский
Тип урока: исследование.
Форма работы: групповая.
Средства обучения: презентация; ДМК, звукозаписи, плакаты и материалы 30–40-х годов; диагностическая карта.
ХОД УРОКА
1 этап. На фоне музыки 30-х годов учитель зачитывает тему урока и предлагает, опираясь на записанные эпиграфы, на вывешенные плакаты и картины той эпохи, вычлeнить проблему и поставить цель данного занятия. (введение в тему)
2 этап (работа в группах). Учащиеся
работают в 5 группах (каждому выдана
диагностическая карта и комплект ДМК на группу);
формулируют проблему, ставят цель и предлагают
пути для её достижения.
Возможные проблемы с учетом заданной в цитатах
проблемной ситуации:
- Можно ли считать прогресс достигнутым, если при этом рушится человек?
- Можно ли оправдать достижение прогресса любой ценой?
- Всё ли, что государство считает прогрессивным, прогрессивно с точки зрения человека?
- Может ли поэт оценить ситуацию в стране так, как оценивает её глава государства?
- Должен ли глава государства жизнь конкретных людей принимать во внимание при решении государственных задач?
3 этап (беседа). Учитель по окончании
групповой работы сообщает ученикам, что в
диагностической карте каждый из них на каждом
новом этапе урока должен будет отразить своё
эмоциональное чувство, выбрав соответствующий
символ. «А сейчас мы озвучим по группам
выявленные вами проблемы».
Учащиеся озвучивают вышеперечисленные
возможные проблемы.
Учитель просит обобщить все данные ответы и
сформулировать цель исследования по теме урока и
пути её реализации.
Учащиеся формулируют в обобщенном виде (учитель
может участвовать в корректировке
предложенного) цель урока: «Выяснить, какие
процессы преобладали в эпоху 30–40-х годов XX века и
как они влияли на жизнь государства и человека»
Учитель предлагает подумать над тем, какие
задачи и каким путем будет решать группа для
достижения цели.
Учащиеся должны выделить области исследования
(экономические достижения, культура, мораль,
социальная сфера (развитие гражданского
общества), инструменты власти).
Учитель предлагает группам выбрать из
разнообразного документального материала
материал для исследования исторической эпохи, то
есть самостоятельно создать свой ДМК для урока.
4 этап. Работа в группах. Задача: исследовать ДМК в соответствии с целью исследования.
Таблица для занесения данных исследования.
Область исследования | Прогрессивные преобразования | Регресс в государстве и личности |
Экономика | ||
Культура | ||
Мораль | ||
Социальная сфера | ||
Власть |
Форма представления исследования может быть
разной, может быть в виде таблицы.
Документальный материал должен быть подобран
учителем так, чтобы каждая группа имела
противоречивую информацию и вызывала обсуждение
среди члeнов группы. Содержание материалов
разнообразно: документы того времени и отзывы о
том времени более поздние, картины, тексты и
иллюстрации к событиям того времени, как
производственным, сельскохозяйственным, так и к
социальным, политическим и культурным событиям.
5 этап. Творческие отчеты групп. Форма представления на выбор группы.
Цель деятельности группы будет достигнута,
если в отчете наряду с прогрессивными
преобразованиями в стране будут отмечены
проблемы государства и личности того времени,
обосновано суждение группы и подтверждено
ссылкою на ДМК.
После ответа каждой группы другие группы и
учитель могут задать вопрос на понимание или
уточнение.
6 этап. Самоанализ и анализ деятельности групп. Взаимооценка достижения цели исследования.
7 этап. Побуждение к рефлексии.
Учитель зачитывает 2 воспоминания своих
земляков, очевидцев тех событий, которые
содержат взаимопротивоположную оценку событий
того времени, тем самым предлагая учащимся ещё
раз переосмыслить свои выводы с учётом
озвученного материала.
Краткие ответы учащихся.
8 этап. Песенно-фольклорный конкурс.
Учитель задает вопрос: «Какие материалы ДМК, на
ваш взгляд, позволяют сделать вывод о том, что
иллюзия «жить стало весело» внушалась в умы и
сознание людей? А какие критически указывали на
недостатки?»
В материалах ДМК представлены песни, стихи того
времени, учащиеся самостоятельно подыскивали к
уроку анекдоты о том времени. При обсуждении
группа исполняет куплет и припев песни, приводит
пример анекдота. Учащиеся определяют, какие
последствия могли бы иметь в 30–40-е года конкурс
песен и конкурс анекдотов.
От каждой группы один ученик обобщает
представление группы о противоречиях того
времени и делает вывод о невозможности дать
однозначную оценку событиям тех лет.
9 этап. Итоги урока.
Учитель подводит итоги, делая вывод о том, что
нашей стране было и есть чем гордиться даже в той
тоталитарной эпохе и что сегодня необходимо
помнить об ошибках прошлого, чтобы не совершать
их в будущем.
Проходит анализ диагностических карт учащихся,
которые подтверждают неоднозначное
эмоциональное отношение учащихся к
исследованным ими событиям.
Учитель вручает «ударникам школьного
производства» грамоты, ставит оценки с учетом
мнения групп.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
24 03 2023 23:34:13
Уроки–погружения – это особая форма современного образовательного процесса, которые могут быть использованы с целью повышения интереса к отдельным темам или как вариант обобщения и повторения изученного материала. На уроке применяются современные формы обучения. Французский язык выступает как инструмент познания, помогающий включиться в диалог культур и исследовать пласт языковых явлений, отражающих ту эпоху.
...
23 03 2023 19:24:17
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
22 03 2023 8:31:14
Цель урока: сформировать представление учащихся о предпринимательской деятельности, ее функциях, роли в развитии экономики страны....
21 03 2023 4:45:20
Цель данного курса - попытаться найти истину в решении проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы.
...
20 03 2023 12:15:16
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация.
...
19 03 2023 17:23:27
Внеклассное мероприятие нацелено на воспитание патриотизма, развитие познавательного интереса к истории России....
18 03 2023 16:39:36
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....
17 03 2023 20:45:48

Внеклассное мероприятие с привлечением представителей общественности раскрывает учащимся понятие «малая родина», знакомит с историей родного края, формирует чувство патриотизма. Включение исследовательской работы учащихся по изучению родного края расширяет внеклассную работу, а исполнение частушек и гимна Данков развивает чувство гордости за уголок края, где ты родился, вырос и учишься....
16 03 2023 9:19:21
Представлен конспект интегрированного урока по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....
15 03 2023 5:46:48
Открытый урок с целью проверить знания по теме: "Революционная ситуация в 1905 году и изменения в политической системе Российской империи»; закрепить знания с помощью посещения музея «Политссыльные Романовки». Учащиеся должны узнать, какие революционные политссыльные проживали на территории Якутии....
14 03 2023 20:25:54
При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....
13 03 2023 7:28:42
Сценарий урока включает в себя различные занимательные задания и игровые формы работы с учащимися, такие как: историческая цепочка, историческая перестрелка, исторический диктант, неизвестная земля, чёрный ящик, каверзные вопросы, исторический задачник, детектор лжи, экскурсия в музей, открытое голосование.
...
12 03 2023 18:30:57
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
11 03 2023 20:25:14
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника.
...
10 03 2023 6:34:39
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
09 03 2023 14:56:14
Восемнадцатый век в истории нашей страны – это удивительная и необычная эпоха. Большой интерес представляет личность Петра I и его неукротимая деятельность по реформированию всех сторон жизни общества. Военное искусство А.В. Суворова и его воля к победе и жизни – это всегда пример для подражания. Научная деятельность М.В. Ломоносова и его стремление к овладению научными знаниями вызывает восхищение и уважение. Это была великая эпоха, которую создали великие люди!...
08 03 2023 13:46:48
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
07 03 2023 11:23:54
Основной акцент на уроке – знакомство учащихся с мифами Древней Греции, историей возникновения Олимпийских игр, первыми спортивными достижениями. Просматривается связь развития Олимпийских игр древности и современности. Формой организации учебной деятельности является проведение театрализованной игры «Голоса эпохи», которую учащиеся готовят заранее. Материал способствует развитию творческих сил, способностей и направлен на развитие интереса к спорту, к литературе....
06 03 2023 20:27:32
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
05 03 2023 23:58:29
Презентация посвящена 70-й годовщине победы советских войск на Курской дуге и может быть использована на уроках истории, классных часах и иных внеклассных мероприятиях, посвященных воспитанию патриотизма....
04 03 2023 14:58:40
На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....
03 03 2023 7:14:26
Обобщающий урок для 6-го класса по учебнику А.А. Данилова «История России». В основе организации урока опopные сигналы по теме и групповая работа учащихся....
02 03 2023 6:11:14
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
01 03 2023 9:10:10
Как много знает подрастающие поколение о Великой Отечественной войне, о ее героях, победах и поражениях? Данное внеклассное мероприятие позволяет познакомить учащихся с героями войны, жителями Алтайского края....
28 02 2023 7:52:48
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
27 02 2023 15:54:26
Урок завершает изучение темы "Конституция Республики Казахстан". Основными задачами урока являются повторение и закрепление содержания Основного закона, а также воспитание патриотизма, гражданственности, формирование навыков групповой работы. Используются такие формы организации учебной деятельности, как игра, решение познавательных заданий, применение знаний в нестандартной ситуации, выполнение тестов, опережающие задания....
26 02 2023 3:58:45
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
25 02 2023 11:49:10
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
24 02 2023 22:29:43
Этот урок проводится с использованием опopных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....
23 02 2023 8:16:30
Президентские выборы 2000 г. Какие проблемы стоят перед новым правительством и президентом Путиным? Что было сделано в социально-экономической сфере за 8 лет? В качестве регионального компонента - история развития Уватского района Тюменской области за последние 10 лет....
22 02 2023 13:35:36
Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе.
Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента.
Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....
21 02 2023 18:48:32
Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....
20 02 2023 6:18:48
Бинарный урок по истории и иностранному языку, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной – Второй Мировой войне, разработан в форме пpaктического занятия. Урок направлен на формирование уважения к старшему поколению, интереса студентов к боевому прошлому нашей страны - СССР и стран-союзников, Великобритании и США. Развитие исторических и языковых компетенций студентов достигается через использование информационных технологий....
19 02 2023 12:38:46
Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа комaнда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает комaнда, ответившая на большинство вопросов....
18 02 2023 12:26:31
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
17 02 2023 20:11:49
Автор знакомит учащихся с историей Отечественной войны 1812 года. Помогает ребятам уяснить историческое значение Бородинского сражения....
16 02 2023 23:37:17
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
15 02 2023 20:12:13
План-конспект урока в 9-м классе, знакомящего с МГП, его основными нормами. На уроке объясняются такие понятия, как МГП, жертвы войны; термины: военные преступления, рассматривается роль МГП в урегулировании вооружённых конфликтов....
14 02 2023 4:51:42
Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает хаpaктеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....
13 02 2023 1:57:26
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
12 02 2023 18:27:36
Предлагаемый урок сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает
использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего
дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному
восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
11 02 2023 15:27:38
Учащимся 6-х классов трудно усвоить понятия «свобода», «закон», «парламент», поэтому на уроке используется большое количество наглядного материала: презентация учителя, презентации учеников; устанавливается связь с современностью (например, с российским парламентом). Уровень усвоения материала урока проверяется тестом....
10 02 2023 6:35:45
Как же добиться, чтобы обычный школьный урок был не только интересным, но запоминающимся? Один раз в учебном году в нашей школе устраиваются большие открытые мероприятия как подведение итога по отдельным разделам истории. Как правило, это конкурсы или викторины. Особенно яркими и запоминающимися получаются мероприятия, которые придумываются совместно с учителями литературы, МХК, иностранных языков, материальной технологии и родителями....
09 02 2023 11:51:51
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
08 02 2023 0:27:51
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
07 02 2023 2:19:52
Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
06 02 2023 21:56:56
Урок обществознания в 7-м классе призван подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, развитии общества и государства, роли основных участников экономики в создании, распределении и потрeблении различных экономических продуктов, продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока....
05 02 2023 9:30:13
Методическая разработка урока позволяет рассмотреть создание первого представительного законодательного органа – Государственной думы, уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии, позволяет раскрыть плюсы и минусы российского представительства....
04 02 2023 13:35:37
Основная задача современного российского образования – формирование умений и качеств человека XXI века. Важнейшим направлением в решении данной задачи является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Одной из таких технологий является метод проектов.
...
03 02 2023 3:57:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::