Урок истории в 9-м классе по теме "СССР в 30–40-е годы. Государство и человек"
Цель: осознать и осмыслить жизнь страны и людей данного периода времени.
Задачи:
- Развитие умений обобщения, вычлeнения и систематизации в процессе изучения материала.
- Совершенствование исследовательских умений учащихся в процессе работы с разными источниками.
- Формирование собственного мнения в ходе решения проблемы.
- Создание микроклимата урока для развития конструктивного общения в ходе учебной деятельности и формирования опыта толерантных отношений.
Заданная проблемная ситуация (на доске прописаны тема и 2 цитаты):
Жить стало лучше,
Жить стало веселей…
И.В. Сталин
Все прогрессы реакционны,
Если рушится человек.
А. Вознесенский
Тип урока: исследование.
Форма работы: групповая.
Средства обучения: презентация; ДМК, звукозаписи, плакаты и материалы 30–40-х годов; диагностическая карта.
ХОД УРОКА
1 этап. На фоне музыки 30-х годов учитель зачитывает тему урока и предлагает, опираясь на записанные эпиграфы, на вывешенные плакаты и картины той эпохи, вычлeнить проблему и поставить цель данного занятия. (введение в тему)
2 этап (работа в группах). Учащиеся
работают в 5 группах (каждому выдана
диагностическая карта и комплект ДМК на группу);
формулируют проблему, ставят цель и предлагают
пути для её достижения.
Возможные проблемы с учетом заданной в цитатах
проблемной ситуации:
- Можно ли считать прогресс достигнутым, если при этом рушится человек?
- Можно ли оправдать достижение прогресса любой ценой?
- Всё ли, что государство считает прогрессивным, прогрессивно с точки зрения человека?
- Может ли поэт оценить ситуацию в стране так, как оценивает её глава государства?
- Должен ли глава государства жизнь конкретных людей принимать во внимание при решении государственных задач?
3 этап (беседа). Учитель по окончании
групповой работы сообщает ученикам, что в
диагностической карте каждый из них на каждом
новом этапе урока должен будет отразить своё
эмоциональное чувство, выбрав соответствующий
символ. «А сейчас мы озвучим по группам
выявленные вами проблемы».
Учащиеся озвучивают вышеперечисленные
возможные проблемы.
Учитель просит обобщить все данные ответы и
сформулировать цель исследования по теме урока и
пути её реализации.
Учащиеся формулируют в обобщенном виде (учитель
может участвовать в корректировке
предложенного) цель урока: «Выяснить, какие
процессы преобладали в эпоху 30–40-х годов XX века и
как они влияли на жизнь государства и человека»
Учитель предлагает подумать над тем, какие
задачи и каким путем будет решать группа для
достижения цели.
Учащиеся должны выделить области исследования
(экономические достижения, культура, мораль,
социальная сфера (развитие гражданского
общества), инструменты власти).
Учитель предлагает группам выбрать из
разнообразного документального материала
материал для исследования исторической эпохи, то
есть самостоятельно создать свой ДМК для урока.
4 этап. Работа в группах. Задача: исследовать ДМК в соответствии с целью исследования.
Таблица для занесения данных исследования.
Область исследования | Прогрессивные преобразования | Регресс в государстве и личности |
Экономика | ||
Культура | ||
Мораль | ||
Социальная сфера | ||
Власть |
Форма представления исследования может быть
разной, может быть в виде таблицы.
Документальный материал должен быть подобран
учителем так, чтобы каждая группа имела
противоречивую информацию и вызывала обсуждение
среди члeнов группы. Содержание материалов
разнообразно: документы того времени и отзывы о
том времени более поздние, картины, тексты и
иллюстрации к событиям того времени, как
производственным, сельскохозяйственным, так и к
социальным, политическим и культурным событиям.
5 этап. Творческие отчеты групп. Форма представления на выбор группы.
Цель деятельности группы будет достигнута,
если в отчете наряду с прогрессивными
преобразованиями в стране будут отмечены
проблемы государства и личности того времени,
обосновано суждение группы и подтверждено
ссылкою на ДМК.
После ответа каждой группы другие группы и
учитель могут задать вопрос на понимание или
уточнение.
6 этап. Самоанализ и анализ деятельности групп. Взаимооценка достижения цели исследования.
7 этап. Побуждение к рефлексии.
Учитель зачитывает 2 воспоминания своих
земляков, очевидцев тех событий, которые
содержат взаимопротивоположную оценку событий
того времени, тем самым предлагая учащимся ещё
раз переосмыслить свои выводы с учётом
озвученного материала.
Краткие ответы учащихся.
8 этап. Песенно-фольклорный конкурс.
Учитель задает вопрос: «Какие материалы ДМК, на
ваш взгляд, позволяют сделать вывод о том, что
иллюзия «жить стало весело» внушалась в умы и
сознание людей? А какие критически указывали на
недостатки?»
В материалах ДМК представлены песни, стихи того
времени, учащиеся самостоятельно подыскивали к
уроку анекдоты о том времени. При обсуждении
группа исполняет куплет и припев песни, приводит
пример анекдота. Учащиеся определяют, какие
последствия могли бы иметь в 30–40-е года конкурс
песен и конкурс анекдотов.
От каждой группы один ученик обобщает
представление группы о противоречиях того
времени и делает вывод о невозможности дать
однозначную оценку событиям тех лет.
9 этап. Итоги урока.
Учитель подводит итоги, делая вывод о том, что
нашей стране было и есть чем гордиться даже в той
тоталитарной эпохе и что сегодня необходимо
помнить об ошибках прошлого, чтобы не совершать
их в будущем.
Проходит анализ диагностических карт учащихся,
которые подтверждают неоднозначное
эмоциональное отношение учащихся к
исследованным ими событиям.
Учитель вручает «ударникам школьного
производства» грамоты, ставит оценки с учетом
мнения групп.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему.
...
17 08 2022 14:26:37
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....
16 08 2022 16:34:23
Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа комaнда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает комaнда, ответившая на большинство вопросов....
15 08 2022 10:18:35
Урок представляет собой интегрированное занятие по русскому языку и истории, которое может быть использовано для повторения пройденного учащимися 5-х классов по курсу истории Древнего мира, закрепления знаний орфографии и фразеологии, а также для отработки навыков работы с текстом на уроках русского языка в рамках подготовки к ГИА....
13 08 2022 8:59:32
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
12 08 2022 18:21:41
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
11 08 2022 11:24:56

Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
10 08 2022 6:10:49
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
09 08 2022 17:30:59
Человек с древнейших времен полюбил причинять боль, страдания себе подобному – война, казни, набеги, пытки. Именно пытки стали средством развязывания языков «молчунам», не желающим сказать правду, военнопленным… В данной электронной презентации будут показаны самые известные орудия пыток Древнего мира и средневековой Европы....
08 08 2022 11:13:23
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
07 08 2022 18:40:14
Историческая викторина представляет собой дидактическую игру. Автор мероприятия стремился показать ученикам уникальность исторических событий, роль личности в истории как основного двигателя исторического процесса, тем самым желая пробудить интерес детей к изучению предмета и развить творческий подход в изучении интересующих тем и предметной дисциплины....
06 08 2022 14:48:14
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
05 08 2022 15:57:36
Задачи урока: показать значение деятельности князя Владимира для укрепления государства, выяснить причины возникновения христианства у восточных славян, показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси. Урок сопровождается презентацией. Для проверки используется тестирование. Домашнее задание заключается в разгадывании кроссворда по теме урока.
...
04 08 2022 14:16:17

Цели урока: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной истории; овладение методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации и применение на пpaктике полученные знания....
03 08 2022 9:31:34

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
02 08 2022 1:16:58
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла....
01 08 2022 1:59:10
Урок обществознания в 11-м классе с применением ИКТ. Для активизации познавательной деятельности автор использует пpaктическую работу на этапе подготовки к изучению нового материала, предлагает исследовательскую самостоятельную работу творческого хаpaктера при усвоении учебного материала. Применяется групповая форма организации познавательной деятельности....
31 07 2022 9:23:49
Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....
30 07 2022 17:40:31
Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины.
...
29 07 2022 8:42:19
При подготовке к уроку учащиеся делают слайды с биографиями исторических личностей периода, учитель проверяет, корректирует и объединяет слайды в единую презентацию, которая будет использована на уроке. Учащиеся делают на уроке сообщения с опорой на презентацию, заполняют обобщающую хронологическую таблицу....
28 07 2022 20:35:37
Готовясь к уроку, учащиеся получили индивидуальные задания. Группа «Операторов» готовила мультимедийную презентацию. Болельщики получили задание оформить тематические буклеты. Это способствовало созданию эмоционального фона игры. Особое место в уроке занимают информационные технологии. ...
27 07 2022 17:58:47
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
26 07 2022 0:35:52

Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют комaнды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....
25 07 2022 0:28:50
История - это могучая и вечная сила, которая творит гражданина, патриота. Дни воинской славы, установленные Федеральным законом, стали тематической канвой данного урока. Его содержание создаёт своеобразное прострaнcтво патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, солидарности, гордости за историческое прошлое своего народа, чувство ответственности за его настоящее и будущее.
...
24 07 2022 23:54:46
Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....
23 07 2022 6:10:37
Цель урока: сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны; развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы....
22 07 2022 10:53:42
Данное мероприятие проводится в старших классах, оно проходит в форме КВН, служит средством повышения интереса к истории России, активизации познавательной деятельности учащихся. Цель его — углубить знания школьников по истории России, формирование чувства патриотизма, любви к Родине....
21 07 2022 5:42:52
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
20 07 2022 21:57:47
Представлен конспект урока, по материалам школьного музея: "Герои трудового фронта"....
19 07 2022 6:18:28
Стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал основой глобального процесса информатизации и интеграции всех сфер жизни общества. Предлагаемая стратегия призвана раскрыть возможности обучающихся на основе преемственности и многоуровневых программ....
18 07 2022 16:34:44
Конференция проводится с целью раскрыть значение Висло-Одерской стратегической наступательной операции, показать роль освободительной миссии Красной Армии в Европе, воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине, гордость за героизм и мужество советских солдат....
17 07 2022 2:43:32
Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....
16 07 2022 12:52:39
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
15 07 2022 6:19:19
Цель урока – систематизировать знания учащихся по истории и культуре стран Древнего Востока, повысить интерес школьников к предмету. Путешествие в таинственный и загадочный мир древних цивилизаций проходит по станциям, на которых комaнды получают золотые и серебряные ключи от спрятанных "кладов" с сокровищами. ...
14 07 2022 14:59:46
Для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения автором была разработана программа курса "В мире вспомогательных исторических дисциплин", конспекты занятий и дидактические материалы. Занятия ориентированы на пpaктическое применение исторических знаний, формирование различных умений работать с информацией....
13 07 2022 3:15:27
Цели урока: знать хаpaктеристику кастового строя в Индии, работать над развитием устной речи; формирование интереса к истории....
12 07 2022 1:18:55
Целью урока является воспитание политической культуры, формирование активной гражданской позиции и развитие компетентности и компетенций через создание ситуации выбора. В ходе изучения темы учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки работы с теоретическим материалом и анализа современных политических событий, определяют на сознательном уровне свою гражданскую позицию....
11 07 2022 16:10:23
Целью: показать учащимся роль семьи в общей структуре общества. На уроке используются такие методы работы, как эвристический (частично поисковая беседа), деятельностный (работа в группах), дедуктивный (от общего к частному), а так же метод классификации. На одном из этапов урока (работа с материалом) учащиеся создают проект-коллаж «Мое представление о семье», на основе которого приходят к осознанному пониманию терминов, относящихся к семье и семейным отношениям.
...
10 07 2022 0:19:27
На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления.
...
09 07 2022 14:15:44
Подготовка к этому мероприятию начинается с начала учебного года. Учащиеся посещают музеи других школ, встречаются с ветеранами войны, участвуют в творческих конкурсах, встречаются с родственниками погибших воинов, участвуют в городских и районных мероприятиях, посвященных патриотической тематике.
...
08 07 2022 1:39:16
Оригинальность проекта состоит в соотнесении культуры ХХ в. со своими социокультурными, духовными ценностями. Проблемы искусства рассматриваются на материале конкретных, часто общеизвестных культурных явлений, событий, имен не только русской, но и мировой культуры.
Проект направлен на тех, кто в нем участвует, и на поиск единомышленников. Опора на особенности современного ученика совпадает с возможностями интеpaктивного подхода к проекту....
07 07 2022 1:32:49
Фрагмент рабочей тетради представляет собой дополнение к учебнику. Данное пособие важно тем, что значительно облегчает (но не упрощает) работу учителя и ученика, экономит время проверки знаний. С помощью рабочей тетради проще организовать дифференцированное обучение: есть возможность варьировать набор заданий.
...
06 07 2022 13:21:57
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
05 07 2022 2:31:46
Гражданская война в России - это особая страница нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на "своих" и "чужих". Независимо от того, кто победил, главной жертвой Гражданской войны был народ.
Представленная разработка урока и мультимедийная презентация может быть использована при проведении уроков обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России в 9-х классах всех видов и типов школ.
...
04 07 2022 20:54:24
Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся расширяют свои знания о великом русском полководце А.В. Суворове. Урок-игра имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ и любовь к Родине. Урок показывает связь исторических событий с современностью. Это способствует развитию исторической эрудиции учащихся и их интереса к предмету.
...
03 07 2022 0:41:45
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
02 07 2022 2:31:59
Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Конечно, никто не требует от учителя, чтобы он с высокой точностью мог обосновать каждое свое задание, но в отдельных сложных или спopных случаях это делать полезно....
01 07 2022 23:59:59
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
30 06 2022 5:56:53

В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
29 06 2022 0:10:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::