Сценарий урока по истории "Отмена крепостного права"
Источник:
|
Цель уроков: изучить историческую закономерность падения крепостного права в России.
Задачи уроков:
- Рассмотреть причины и последствия кризиса феодально-крепостнической системы, включающие экономические, социальные, политические и идеологические факторы.
- Проанализировать причины крестьянской реформы.
- Разобрать значение и последствия крестьянской реформы.
- Продолжить работать над развитием мыслительных операций учащихся: анализом, выделением главного, классификацией, делать вывод.
- Формировать навыки работы с различными источниками информации.
- Совершенствовать навыки диалогической речи учащихся.
Вопросы:
- Личность Александра II.
- Крестьянский вопрос в первой половине XIX в.
- Основные положения записки Д.К.Кавелина.
- Реакция общественного мнения на записку.
- Негласный комитет 1857 г. и образование Редакционных комиссий.
- Обсуждение проекта отмены крепостного права
- Основные положения “Манифеста” от 19 февраля 1861 г.
- “Временнообязанные” отношения.
- Выкупные сделки.
- Крестьянские выступления.
- Историческое значение отмены крепостного права.
Основные понятия: Негласный комитет, Редакционные комиссии, “временнообязанные”, отрезки, круговая порука, выкупные платежи.
Учебник. Зырянов П.Н. История России XIX век. 8 класс. М.: Дрофа, 2001 г.
Атлас. История Отечества XIX век.
Оборудование. Мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
1 вариант
I. Этап актуализации знаний учащихся по теме осуществляется через вступительное слово учителя и ставится проблемный вопрос, на который учащиеся отвечают в конце занятий.
Почему отмена крепостного права была первым шагом на пути превращения России в буржуазную монархию?
В середине XIX в. крепостническая экономика России находилась в состоянии серьезного кризиса. Это выразилось, в частности, в росте крестьянских повинностей и платежей, временами достигавших предельного уровня, за которым крестьянскому хозяйству грозило неминуемое разорение. Распространяемый в черноземных районах перевод крестьян на мecячину свидетельствовал о прямой деградации крепостничества и превращении его в неприкрытое рабство. Оборотной стороной разорения крестьянского хозяйства становилось оскудение местного дворянства, которое для поддержания привычного уровня жизни все чаще закладывало имения.
В то же время в нечерноземной полосе крестьяне все чаще стали заниматься строительством, ремеслом, извозом, наниматься на мануфактуры. В основном за счет сторонних заработков существовали крестьянские семьи и выплачивался оброк. Таким образом, фактически нарушался один из важнейших принципов крепостнической системы – прикрепление крестьян к земле.
Уже складывался капиталистический уклад. В 50-х гг. XIX в. усилилось имущественное расслоение крестьянства. Капиталистические крестьяне арендовали землю (нередко покупали на имя своих господ), основывали мануфактуры и торговые предприятия.
Их имущественное положение пришло в резкое несоответствие с нищетой и бесправием людей, оставшихся в крепостной зависимости.
В промышленности купеческие и крестьянские мануфактуры, основанные на вольнонаемном труде, постепенно одерживали верх в конкурентной борьбе над вотчинными и посессионными мануфактурами, использовавшими подневольный труд. В 30-х гг. в России начался промышленный переворот. Однако он сдерживался слабым развитием рынка свободной рабочей силы. Большинство рабочих оставались крепостными – отходниками. Поэтому они сохраняли тесные связи с деревней, вынуждены были возвращаться туда во время сельскохозяйственной страды.
К тому же помещик всегда мог отозвать своего крепостного с фабрики. Дальнейшее развитие промышленности требовало отмены крепостного права.
Среди историков нет единства в мнении, исчерпал ли крепостнический строй к середине XIX в. возможности дальнейшего экономического развития. Ясно, однако, что сохранение крепостного права обрекало Россию на растущее экономическое отставание от ведущих европейских держав. Крепостное право порождало постоянные волнения крестьян. Их выступления были разрозненными, малочисленными, легко подавлялись властями и сами по себе не создавали угрозы свержения существующего строя. Однако постоянное недовольство крестьян беспокоило власть и дворянство, напоминая о возможности новой пугачевщины.
Необходимость отмены крепостного права была ясна значительной части российских правящих кругов уже в 30-40-х гг. XIX в. Но пойти на решительные меры власть не рискнула. Правительство в случае освобождения крестьян опасалась как массовых волнений, так и недовольства помещиков.
Перелом наступил после позорно проигранной Крымской войны, когда невозможность дальнейшего сохранения крепостного права стала очевидной.
II. Изучение нового материала по теме проходит с использованием компьютерной программы.
Факторы отмены крепостного права. (Слайды 4,5,6)
1.Социально-экономический кризис.
Вследствие не заинтересованности работника в результатах производства в дореформенной России сохранялась низкая производительность труда. При этом крепостничество, предопределяя крайне низкие темпы развития страны, обрекая ее на застой и растущее отставание от стран Европы, в середине XIX в. еще не демонстрировало явных признаков своего краха, что создавало иллюзию его прочности, а у многих – и необходимости сохранения как основы стабильности, самобытности и даже гарантированного благополучия крестьян и помещиков.
Наметилось экономическое и социальное расслоение крестьянства, обнищание одних и успешное вхождение в рыночные отношения – других.
Происходило прогрессирующее обезземеливание крестьян – их превращение в отходников, либо – чрезмерное увеличение работы на барщине.
Росла помещичья задолженность государству. В конце 50-х годов 65% крепостных крестьян были заложены помещиками в кредитные учреждения.
Промышленный переворот, начавшийся в стране в 40-х годах порождал необходимость в свободной и квалифицированной рабочей силе, а также в емком рынке сбыта промышленной продукции. Однако:
- крепостное право, сохраняя личную зависимость крестьянина от помещика, затрудняло его переход в категорию наемных рабочих;
- крепостной крестьянин-отходник обязан был делиться заработком с помещиком, а это удорожало рабочую силу, сохраняло паразитический хаpaктер помещичьих доходов. Кроме того, отходник оставался сезонным, малоквалифицированным рабочим, чей труд был несовместим с потребностями машинного производства;
- крепостная система консервировала бедность подавляющей массы населения, ее низкую покупательную способность, а это тормозило развитие рынка сбыта промышленной продукции.
Ухудшилось финансовое положение, вырос дефицит бюджета в результате Крымской войны.
2.Положение в социальной сфере.
Нарастание социальных конфликтов:
- увеличилось число покушений недовольных крестьян на жизнь помещиков (с 1836 по 1851 г. было убито 139 помещиков);
- произошел рост крестьянских волнений (в 1850 -1856 гг. их было 215, а в 1856 – 1860 гг. – 833). Правда, их основная масса была направлена не против крепостного права, а являлась частью так называемого движения трезвенников;
- в надежде на получение свободы крестьяне целыми уездами устремлялись в города и записывались в годы Крымской войны в ополчение. Приходилось силой водворять их обратно в поместье.
Но на правительство воздействовали не сами волнения, масштаб которых не угрожал государственной безопасности, а скорее нарастание крестьянского недовольства, вселявшего в верхи страх перед новой “пугачевщины”.
3.Политическая сфера.
Без отмены крепостного права оказалось невозможным укрепить и усовершенствовать государственную систему управления, кризис которой, после правления Николая I, стал очевиден для наиболее просвещенной и патриотически мыслящей части правящей элиты.
Кроме того, она понимала, что без реформ невозможно преодолеть отсталость страны, вернуть ей утраченные после крымской катастрофы величие и международное влияние.
Активизировалась общественно-политическая жизнь в стране, сложились три общественных течения:
- консервативное, не предполагавшее серьезных преобразований;
- либеральное, предлагавшее освободить крестьян с землей;
- радикальное, призывавшее к революционной ликвидации существующего строя.
4.Духовная сфера.
В обществе получили распространение идеи либерализма. Они стали воздействовать и на часть правящей элиты, которая все более осознавала безнравственность крепостничества, его пагубное воздействие на все сферы жизни русского общества.
Свое влияние оказывал и опыт передовых европейских стран, где эффективно, хотя и с издержками развивался капитализм, складывалось гражданское общество, утверждались свободы и права человека.
5.Внешнеполитическая сфера.
Поражение в Крымской войне явилось катализатором отмены крепостного права, ускорившим этот процесс. В результате:
- Выявилась отсталость России, была подорвана иллюзия о превосходстве российских порядков по сравнению со странами Запада.
Было ущемлено национальное сознание, общество и часть правящих кругов пробудились к поиску путей преодоления отсталости.
Возникла необходимость возвращения России статуса великой державы, потерянного в результате поражения и выполнения условий парижского мирного договора. Восстановить свое международное значение могла лишь обновленная Россия.
6.Личные качества Александра II.
Образованность, широкий кругозор, англомания, “доброе сердце”, благожелательное отношение к людям, большая, чем у Николая I, готовность к реформам ради предотвращения революционных потрясений, позволили Александру II осознать необходимость коренных преобразований и приступить к ним. Однако в душе “Освободителя” боролись два начала: гуманное, привитое его наставником – поэтом В.А.Жуковским, и державно-милитаристское, унаследованное от отца. Их противостояние во многом предопределяло непоследовательность курса либеральных преобразований, начатых в 1861 г. Не всегда хватало императору и силы хаpaктера.
Подготовка реформы. (Слайды 7,8,9,10)
1.Первый импульс.
30 марта 1856 г. во время коронации в Москве Александр II, выступая перед предводителями дворянства, сделал историческое заявление, что лучше освободить крестьян сверху, чем ожидать, пока они сделают это сами снизу. Это была смелая установка на подготовку реформы.
2.Деятельность Главного комитета и Редакционных комиссий.
В начале 1857 г. в соответствии с традициями был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, но его деятельность оказалась мало продуктивной.
Тогда по указанию царя были учреждены губернские дворянские комитеты по подготовке реформы и Главный комитет в Петербурге. При нем образованы Редакционные комиссии (руководитель – Я.И.Ростовцев), призванные составить проект реформы, передать его для обсуждения в губернии, а затем обобщить результаты. В состав комиссий вошли как представители либеральной части бюрократий (в том числе, Н.А.Милютин, Н.Х.Бунге), так и либеральной общественности (Ю.Ф.Самарин), что и предопределило ведущую роль комиссий в деле подготовки освобождения крестьян.
Огромное влияние на ход разработки реформы оказала также гласность, выражавшаяся предоставленной властью с начала 1858 г. возможности открыто обсуждать крестьянский вопрос на страницах прессы. Открытое обсуждение наболевшей проблемы придало процессу подготовки реформы необратимый хаpaктер.
3.Проекты реформ.
В ходе острых дискуссий при неприятии большинством помещиков самой идеи освобождения крестьян выявилось несколько подходов.
Консервативные деятели, составляли большинство в губернских комитетов, смиряясь с неизбежным для них “злом”, допускали освобождение крестьян, но без земли или с очень маленьким наделом. Члeн Редакционных комиссий П.А.Шувалов в своем проекте предложил оставить землю в собственности помещиков, а крестьянам ее передавать в аренду. П.П.Гагарин предполагал предоставить крестьянам лишь право выкупа усадьбы, но без пахотной земли.
Либералы (К.Д.Кавелин, А.М.Унковский) защищали идею освобождения крестьян землей, которой они владели, но за большой выкуп. При этом Кавелин, оказавший благодаря своей “Записки об освобождении крестьян” (1855) значительное влияние как на общественное мнение страны так и на представителей бюрократии ( с ним был дружен Н.А.Милютин, пытавшийся реализовать основные идей записки), считал, что выкупную операцию должно провести государство с учетом интересов крестьян и помещиков. В дальнейшем это могло привести к образованию единого класса землевладельцев, предотвратило бы обезземеливание крестьян, что, в свою очередь, не допустило бы нарастание социальных противоречий в пореформенный период.
Радикалы (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов) какое-то время не имели собственной программы и отчасти поддерживали позицию либералов. В “Современнике” была даже опубликована записка Кавелина. Но уже в 1859 г. они выдвинули идею перехода земли в руки крестьян без выкупа.
После реформы, разочаровавшись в ее результатах, революционно настроенная часть разночинской интеллигенции стала обосновывать и пропагандировать необходимость насильственного захвата сил помещичьей земли и ее уравнительного (“черного”) передела в пользу крестьян.
Проект, составленный Редакционными комиссиями, носил либеральный хаpaктер, но его окончательный вариант после обсуждения высших правительственных органов, прежде всего в Государственном совете, был ухудшен и изменен в интересах помещиков.
Основные положения реформы 1861 г. (Слайды 11,12,13,14,15)
1.Крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу, статус “сельских обывателей” и элементарные экономические и гражданские права:
Имели право на собственность; могли защищать свои права в суде; крестьянам дозволялось свободно торговать, основывать фабрики, торговые и ремесленные заведения; разрешалось вступать в купеческие гильдии и ремесленные цехи; крестьяне могли вступать в бpaк без согласия помещика.
2.Крестьяне становились после завершения выкупной операции собственниками земельного надела, т.е. усадьбы ( дом с огородом) и пахотной земли.
Размер надела, выкупа, а также повинностей, которые крестьянин нес до начала выкупной операции, определялись с согласия помещика и крестьянина и фиксировались в уставной грамоте. Время ее составления, согласно закону, не должно было превышать двух лет. В случае, если помещик и крестьяне не приходили к единому мнению, в дело вступал мировой посредник, который и принимал окончательное решение по спopным вопросам.
В 4-местных положениях устанавливались максимальные и минимальные размеры наделов. В этих пределах и должны были договориться помещик с крестьянами. В случае невозможности компромисса вопрос решался мировым посредником. Максимальные и минимальные размеры были различны по трем зонам:
- в черноземной зоне был введен уменьшенный душевой надел – от 2,75 до 6 десятин;
- в нечерноземной – пределы устанавливались от 3 до 7 десятин, что пpaктически означало сохранение в руках крестьян дореформенных площадей пахотной земли;
- в степных районах надел мог колeбaться в размере от 3 до 12 десятин.
“Отрезки”. Земли сверх нормы изымались – “отрезались” - у крестьянина. В целом по стране, за вычетом 8 западных губерний, где наделы даже были увеличены, крестьяне потеряли до 20% угодий.
3.Выкупная операция.
Размер выкупа полевого надела исчислялся, исходя из размера оброка, который прежде выплачивался крестьянином и существенно превышал рыночную цену земли.
Помещику крестьянин выплачивал сам 20 – 25% выкупа, иногда в рассрочку. Часто эта доля выкупа заменялась отработками.
Государство оплачивало 75 – 80% выкупа, но эту сумму крестьянин получал в виде ссуды и должен ее возвратить государству в течение 49 лет, выплачивая, кроме того, 6% годовых.
До перехода на выкуп крестьянин считался временнообязанным и исполнял четко зафиксированные повинности (оброк, барщину) в пользу помещика. Сроки перехода крестьян из временнообязанного состояния “на выкуп” не были определены Положениями и фактически зависели от воли помещика. Выкуп усадебной земли мог производиться в любое время по требованию крестьянина.
4.Крестьянская община.
Освобожденные крестьяне оставались члeнами общины, которая:
- Становилась юридическим собственником земли крестьян.
- Распределяла землю между общинниками, занималась хозяйственными вопросами, принимала решения о выходе крестьян из общины или приеме новых члeнов.
- Отвечала за административный, полицейский порядок, а также сбор налогов, который совершался с помощью системы круговой поруки. На период временнообязанного состояния за помещиком оставалась “обязанность” следить за общественным поведением крестьян и выполнять другие полицейские функции.
Сельский сход (сход общинников), на котором могли присутствовать лишь (главы семей), являлся главным органом управления общины. На сходе избирался сборщик податей и староста, исполнявший решения схода, а также распоряжения волостного старшины и мирового посредника.
На сельском сходе выдвигались также представители (1 от каждых 10 дворов) на волостной сход, где избирался волостной старшина и волостной суд. Вместе с сельскими старостами волости он формировал волостную управу.
В ходе работы учащиеся записывают в тетрадь опopный конспект.
III. На этапе закрепления знаний по теме учащиеся работают в паре. Отвечают на вопросы с помощью учебника (вопросы записаны на доске).
Параграф 67 (п.2,3) Рассмотрите различные точки зрения на освобождение крестьян, раскрытые в параграфе. Распишите их и представителей в схему 3.
Дайте определение понятиям: Негласный комитет, Редакционные комиссии, “временнообязанные”, отрезки, круговая порука, выкупные платежи. (Параграф 68,69)
Ответьте на вопрос, поставленный в начале урока.
IV. Итог.
Значение и последствия крестьянской реформы. (Слайд 16)
Реформа была величайшим прогрессивным событием в русской истории. Она положила начало ускоренной модернизации страны, т.е. переходу, притом высокими темпами, от аграрного к индустриальному обществу. Реформа дала мощный импульс экономическому и социальному прогрессу страны, открыла возможность для широкого развития рыночных отношений. Она создала условия для либеральных преобразований в сфере управления, суда, образования и др., положила начало становлению гражданского общества. Однако интересы помещиков и, особенно, государства в ней учитывались больше, чем крестьян, что предопределило сохранение ряда фундаментальных пережитков крепостничества и элементов традиционных структур.
В целом результаты реформы 1861 г. соответствовали преобразовательному потенциалу русского общества 50 – 60-х годов, ибо их проведение инициировалось лишь небольшой частью правящей элиты и не имело мощной поддержки в стране. Власть опасалась, с одной стороны, возмущения дворян-помещиков, а с другой – неадекватной реакции крестьян. Но сняв остроту противоречий и добившись динамичного экономического развития при относительной политической стабильности, она постепенно отказывалась от продолжения либеральных преобразований. Вскоре это выявило все недостатки реформы 1861 г. А они, нарастая как снежный ком, в итоге и привели к революционным потрясениям начала XX в.
V. Домашнее задание.
По схемам в тетради рассказать об отмене крепостного права; знать основные понятия.
2 вариант
I. Этап актуализации знаний учащихся по теме осуществляется через вступительное слово учителя и ставится проблемный вопрос, на который учащиеся отвечают в конце занятий (взять из 1 варианта).
II. Изучение нового материала по теме.
Изучение нового материала можно организовать в группах. Класс разбивается на группы, каждая из которых получает карточку с вопросами-заданиями. 10 минут работает каждый сам по вопросам, 15 минут идет обсуждение, планируется ответ, 5 минут выступают у доски. Внимательно прослушав все выступление, учащиеся отвечают на вопрос
Каковы прогрессивные черты реформы 1861 года? Какие “крепостнические черты” она сохранила? Можно ли назвать эту реформу Великой?
1 группа. Причины отмены крепостного права.
1. Прочитайте параграф 15 п.2,3.
2. Составьте схему.
3. Обсудите схему в группе.
4. Подготовьте ответ у доски. Составьте вопрос, который вы зададите после окончания своего ответа у доски.
2 группа. Деятельность Главного комитета и Редакционных комиссий.
1. Прочитайте параграф 16 п.1,2.
2. Составьте схему.
3. Обсудите схему в группе.
4. Подготовьте ответ у доски. Составьте вопрос, который вы зададите после окончания своего ответа у доски.
3 группа. Проекты реформ.
1. Прочитайте параграф 15 п.2,3.
2. Составьте схему.
3. Обсудите схему в группе.
4. Подготовьте ответ у доски. Составьте вопрос, который вы зададите после окончания своего ответа у доски.
4 группа. Основные положения реформы 1861 г.
1. Прочитайте параграф 17 п.1,2.
2. Составьте схему.
3. Обсудите схему в группе.
4. Подготовьте ответ у доски. Составьте вопрос, который вы зададите после окончания своего ответа у доски.
5 группа. Значение и последствия крестьянской реформы.
1. Прочитайте параграф 17 п.3,4.
2. Составьте схему.
3. Обсудите схему в группе.
4. Составьте схему (таблицу) по данным вопросам.
5. Подготовьте ответ у доски. Составьте вопрос, который вы зададите после окончания своего ответа у доски.
В ходе работы учащиеся записывают в тетрадь опopный конспект.
Учащиеся 3 минуты обсуждают ответ на главный вопрос. Каждая группа представляет свой ответ.
III. Итог (взять из 1 варианта).
IV. Домашнее задание.
По схемам в тетради рассказать об отмене крепостного права; знать основные понятия.
Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....
08 12 2023 10:15:45
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
07 12 2023 1:21:16
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
06 12 2023 9:52:30
На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции; формируют яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю....
05 12 2023 5:49:17
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь"....
04 12 2023 14:34:37
Задача интегрированного урока (история + литература): выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну....
03 12 2023 14:49:54
В данной статье проводится сравнительный анализ УМК Е.Е. Вяземского "История России, XX век" с традиционными учебниками по истории России, 9-й класс. Показаны преимущества учебного пособия, основные формы, методы и приёмы работы.
...
02 12 2023 0:56:40
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
01 12 2023 4:15:43
Данная работа составлена с учётом программ школьного курса истории России с древнейших времён до наших дней. Тесты носят историко-хронологический хаpaктер и могут быть использованы в работе при изучении истории Отечества соответствующей эпохи на основе тематического принципа отбора содержания краеведческого материала.
...
30 11 2023 8:25:21
Конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию. Занятие предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, прочтение некоторых статей «Всеобщей декларации прав и свобод человека», так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира невозможна активная гражданская позиция.
...
29 11 2023 10:46:29
Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны.
При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся.
...
28 11 2023 10:11:28
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
27 11 2023 3:17:25
На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют пpaктические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....
26 11 2023 1:24:10
Содержание урока дает возможность изучить этапы заселения Кубани, окунуться в атмосферу повседневной жизни черноморских казаков: обустройство хозяйства, строительство жилищ. Проанализировать трaнcформацию нравов, обычаев, традиций украинских переселенцев в конце XVIII-XIX вв.
Данная тема может быть изучена в курсе Отечественной истории, в рамках часов отводимых на региональный компонент, на уроках Кубановедения, на факультативных, кружковых занятиях, курсах по выбору и т.д. Или может быть проведено как самостоятельное внеклассное мероприятие по истории Родного края.
...
25 11 2023 1:40:35
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
24 11 2023 3:11:53
Урок проводится в 10-м классе по разделу «Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод «Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....
23 11 2023 7:57:21
Цель работы: изучить содержание школьных учебников и дополнительных источников (хрестоматия, архивные документы) и оценить возможности учителя при организации изучения темы плена на уроках и внеклассной деятельности....
22 11 2023 1:59:49
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Активизировать работу с одарёнными детьми позволяет использование инновационных технологий, позволяющих достичь высоких результатов при изучении истории для детей с разными способностями....
21 11 2023 9:16:19
В статье рассмотрен один из вариантов работы с документами, изучение которых активизирует творческую, познавательную деятельность учащихся, учит сравнивать, анализировать, делать выводы, а при решении познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала. Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о гуситских войнах, вовлекая учащихся в повествование. ...
20 11 2023 17:15:21
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
19 11 2023 7:44:14
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв".
...
18 11 2023 9:10:18
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
17 11 2023 20:37:49
Новый материал изучается несколькими способами: составление ответа по плану на основе учебника; обобщение фактов, приведенных в сообщении ученика; работа с историческими документами. Значение и недостатки реформ заносятся в таблицу, на основе которой ученики формулируют свою оценку преобразований....
16 11 2023 13:14:40
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
15 11 2023 23:47:35
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
14 11 2023 23:27:18
Олимпиада по конституционному праву состоит из 10 заданий, прилагаются ключи....
13 11 2023 19:16:18
Урок с использованием презентации PowerPoint и летописных данных. Цель урока: на примере народных восстаний доказать, что XVII век был действительно "бунташным". Опора на знания учащихся, смена видов деятельности и логические вопросы позволят подвести учащихся к пониманию причин и итогов социальной борьбы в XVII веке.
...
12 11 2023 10:29:59
Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать ее красивее, удобнее породило моду. Учебный курс знакомит учащихся с историей развития модной одежды, работами известных модельеров. Итогом курса может стать проектная работа учащихся - коллекция исторических женских костюмов.
...
11 11 2023 14:13:16
Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика....
10 11 2023 18:38:55
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
09 11 2023 6:59:50
Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения (ФГОС НОО). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....
08 11 2023 15:14:18
Программа дает возможность учащимся сформировать свой взгляд на историю России, ознакомиться с ее правовыми традициями, проследить развитие права с Древней Руси до начала ХХI в. Данный курс является межпредметным: наряду с юридическими фактами, в его содержание входит изучение закономерностей исторического развития. Главная методологическая предпосылка курса – историческая преемственность в развитии государства и права.
...
07 11 2023 14:55:39

Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
06 11 2023 14:43:20
Вашему вниманию предлагается статья, в которой повествуется о блокаде Ленинграда....
05 11 2023 5:34:42
Урок разработан для 7-го класса по учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной "История России" и направлен на создание условий для рассмотрения и определения значения Русско-турецких войн второй половины XVIII века в судьбе России....
04 11 2023 23:21:46
Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....
03 11 2023 17:25:43
В работе представлены тесты для контрольных и лабораторных работ "Средневековье", "Русь и Византия", схема опopного конспекта "Великие географические открытия", разработанные автором к учебнику Н.В Загладина для 10-го класса "Всемирная история. История России и мира с древнейших времён до конца XIX века"....
02 11 2023 1:39:43
Цель урока: пробудить интерес к изучаемому предмету; самореализация обучающихся: проявление личностных свойств; социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм общения....
01 11 2023 22:49:15

Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....
31 10 2023 17:54:19
Статья посвящена актуальной проблеме возрождения русских усадеб и истории их владельцев. Елизаветино – одна из забытых подмосковных усадеб, владельцами которой были богатейшие аристократы Всеволожские, Сипягины. В краеведческой литературе об усадьбе сведений нет. Материал можно использовать в курсе истории Подмосковья....
30 10 2023 2:21:32
Цель представленного урока – закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории....
29 10 2023 14:38:19
Вопросы для викторины для Недели истории в средней и старшей школе. Викторина проводится в 4 раунда: первые 3 раунда – это ответы на вопросы по истории Древнего мира и Средних веков, по истории России, по истории культуры и науки. В викторине могут участвовать классы с 5-го по 11-й: от каждого класса выбираются по несколько игроков (от 4 до 6). В конце каждого этапа комaнда, набравшая меньше всего баллов, выбывает. Выигрывает комaнда, ответившая на большинство вопросов....
28 10 2023 12:40:24
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители.
...
27 10 2023 0:42:12
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...
26 10 2023 3:45:53
Учащиеся в группах или индивидуально выбирают тему для исследования. Материал урока расширяет изучаемый по программе материал. Особенность подхода – в повышении интереса к изучению истории края через рассмотрение многих слов и понятий, через быт людей. Разработку можно использовать как на уроке краеведения, истории, литературы, так и во внеклассной деятельности....
25 10 2023 2:35:24
Цели занятия: активизировать интерес детей к средневековой эпохе, учить детей работе с дополнительной литературой, учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме. Такая работа сплачивает детей всего класса.
...
24 10 2023 11:20:49
Цели занятия: познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом....
23 10 2023 19:44:13
Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....
22 10 2023 19:28:21
Разработка урока дает возможность на занятии поработать с первоисточником, используя при этом индивидуальную форму работы по карточкам. Карточки разной сложности и предоставляются детям на усмотрение учителя. Изучение Конституции в 6-м классе - это первая попытка "по-взрослому" рассмотреть этот документ.
...
21 10 2023 17:27:42
Лекторий рекомендован учителям, воспитателям, социальным педагогам. Материал может быть использован на уроках истории и обществоведения, а также во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, бесед....
20 10 2023 18:28:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::