Урок "Патриотизм и мужество русского народа в войне 1812 года"
Цель: Воссоздать панораму героических событий 1812 г. Определить хаpaктер войны и главную причину победы. Обобщить факты доблестной борьбы русского народа. Воспитывать уважение к боевому прошлому Родины.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
(слайд)
“Умереть – так только за Отчизну,
Жить – так только Родиной дыша”.
- Эти слова Муссы Джалиля сегодня мы посвящаем доблести, мужеству, горячей любви к Родине русского народа в войне 1812 года. Мы перелистаем героические страницы тех великих событий и убедимся, что потомки помнят своих героев.
(слайд) - Шесть месяцев 1812 года, в которые наполеоновская армия вторглась в пределы России, дошла до Москвы, вступила в русскую столицу, а затем была изгнана с территории нашей страны, во многом определили хаpaктер эпохи. А мы с вами попробуем определить хаpaктер самой войны и главную причину победы, а также ответить на вопрос А.С. Пушкина:
(слайд)
“Гроза двенадцатого года
Настала – кто тут нам помог?
Остepвенение народа,
Барклай, зима иль русский бог”.
Решать поставленную задачу мы будем с вами по алгоритму (слайд).
- Ребята, каковы причины войны для России?
А задачи России в войне?
(слайд) Карта.
- В ночь с 11 на 12 июня 1812 года французские войска переправились через Неман. Наполеон рассчитывал дать генеральное сражение уже вблизи границы и навязать России невыгодные для неё условия.
Но армия Барклая-де-Толли и Багратиона отступали, уклоняясь от генерального сражения, увлекая за собой врага в глубь страны, ведя упopные бои с противником.
(слайд)
Смоленское сражение.
- 4 августа враг устремился к Смоленск и был встречен у стен его горстью неустрашимых россиян. 12 часов продолжалось сражение перед стенами и на стенах Смоленска.
(слайд) - Русские не отступали ни на шаг, дрались как львы. Французы ломились в ворота, бросались на валы, но не могли овладеть городом. Тогда Наполеон приказал жечь город, который не смог взять гpyдью.
(слайд) - Среди героев – защитников Смоленска был генерал Раевский, который с двумя своими сыновьями, встав впереди солдат воскликнул: “Вперед, ребята за веру и Отечество. Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь”.
- Ребята, назовите нравственные черты, хаpaктеризующие поступок генерала.
(любовь к Родине, мужество, отвага)
Русский народ проявлял такое мужество, перед которым склоняли голову даже враги.
(слайд) - Примером смелости и героизма служит подвиг А. Скалона, который возглавил контратаку русской кавалерии в битве за Смоленск и был сражён картечью. Тело попало в руки врага и Наполеон, лично увидев мужество героя, поставил его, а пример своим солдатам.
… В Смоленске среди других памятников есть памятник русскому генералу Антону Скалону. На нём кроме даты гибели высечены слова: “Похоронен в присутствии генерала Наполеона со всеми воинскими почестями”.
- Как вы считаете, кто кроме комaндиров, играет решающую роль в ходе любого сражения?
- Но самым главным героем Смоленского сражения был простой российский солдат. Среди защитников Смоленска были и наши земляки самарцы. В составе дивизии генерала Неверовского, 14 августа они отразили 40 атак противника, задержав французов почти на сутки. Здесь под Смоленском проявляя мужество и героизм, русские солдаты заслоняли порог Москвы, в Россию двери.
В тот день, когда над Волгой прогремел набат, извещающий о наступлении Наполеона они уже принимали боевое крещение.
- Какое сражение было главным в ходе войны?
Одна из самых героических страниц войны – Бородинская битва.
(слайд) - В зимнем дворце находится уникальный памятник войны 1812 года. В одном из музейных залов представлено более трёхсот портретов русских военачальников и офицеров – участников Бородинского сражения.
И один из них портрет Звезды первой величины – Главнокомaндующего князя М.И. Кутузова (Сообщения учащихся о Кутузове).
- Одному из комaндующих русской армией Д. Давыдов посвятил такие строки:
(О ком они?)
“О, ринь меня на бой
Ты опытный в боях
Ты, голосом своим рождающий в полках
Погибели врагов предчувственные крики
Вождь, героический (Багратион) великий”.
(слайд) Кутасов.
- Большинство русских офицеров – участников Бородинского сражения были очень молоды. Самым юным генералом был Александр Кутасов. Этот великий чин смельчак получил в 22 года, а в 27 лет он комaндовал всей артиллерией на Бородинском поле. (Сообщение о Кутасове).
(слайд) - В Бородинском сражении русские солдаты и офицеры проявили чудеса храбрости при обороне Шевардинского редута, Багратионовых флешей, подвиг батареи Раевского, всё это вошло в историю русской славы. Будущий декабрист Пестель стоял по колено в крови, но не отступил. Никогда ещё мир не знал такой кровопролитной битвы. На Бородинском поле было убито больше 100 тысяч человек. Узнав о потерях, М.И. Кутузов решил отступить.
(слайд) Наполеон о Бородинском сражении, сказал следующее:
Самое страшное из всех моих сражений – это то, которое я дал под Москвой. Французы в нём показали себя достойными одержать победу, а русские оказались достойными быть непобедимыми.
- Итак, Кутузов решил отступить.
На военном совете в деревне Фили Кутузов принял решение оставить Москву без боя.
- Можно ли назвать Кутузова истинным патриотом?
- Взяв всю ответственность за судьбу армии, и страны Михаил Илларионович заявил: “С потерей Москвы не потеряна Россия. Если же мы потеряем армию, то потеряем и Москву и Россию”. Как показала история, это было единственное верное решение”.
- Послушайте стихотворение А.С. Пушкина и объясните, какие события в нём отражены?
Нет, не пошла Москва моя
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливую рукою.
- Напрасно Наполеон ждал ключи от Москвы. Он принимал ключи Берлина и Вены, ключи многих городов Европы, и всюду депутации вручали эти ключи императору Франции с низким поклоном. Но здесь, под Москвой всё было иначе. Наполеон вступал в покинутую жителями столицу.
В Москве начался пожар в результате, которого захватчики лишились продовольствия.
Находясь в русской столице, в среднем потерял 1,5 тысячи солдат в сутки.
- В отсутствии русской армии кто же мог наносить такой урон Французам?
- С первых дней войны народ включился в борьбу с захватчиками, создавались партизанские отряды, ополчения. А после того, как была оставлена Москва, партизанское движение стремительно начинает шириться.
- Кого из партизан вы знаете? ( Сообщение о партизанах).
- Д. Давыдов, Герасим Курин, Александр Фигнер (владея французским языком) собирал ценные сведения в тылу врага, в том числе и в захваченной Москве. Все слои населения: дворяне, горожане, духовенство, крестьяне независимо от положения в обществе встали на защиту страны. В числе ополченцев были представители Самарско – Симбирского ополчения сформированного в конце 1812 года, 10 тысяч воинов участвовали в боевых действиях на Украине.
Алгоритм:
Итак, французы в Москве, давайте, определим дальнейшие пути действия Наполеон. (Анализ таблицы).
Первый путь: Зимовать в Москве.
Второй Путь: Подписать мир с Россией.
Третий путь: Зимовать на юге России.
Четвертый путь: Выход из Москвы.
Французы были вынуждены отступать по старой Смоленской дороге, неся огромные потери в сражениях с русской армией.
В начале войны 12 июня перешли русскую границу 420 тысяч французов, у Бородино сражались 135 тысяч, а при отступлении через реку Березину обратно переправились жалкие 10 тысяч человек.
Таким образом, каков итог войны для России? (полная победа).
А какова же самая главная причина победы? А кто же уничтожил эту многочисленную армию врага?
- Посмотрим, как на этот вопрос отвечал историк Тарле (работа с документом).
Теперь о войне мы знаем все и можем определить ее хаpaктер (справедливая, народная).
Такая война называется отечественной.
Итак, так каков же наш ответ Пушкину? (работа по алгоритму).
III. Итог урока.
- закончить урок мне хочется заветом потомкам вам, современному поколению:
В час испытаний поклонись Отчизне
По-русски, в ноги и скажи ей:
- Мать! Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою - жить,
С тобою - умирать!
Будь верен ей.
И как бы не был длинен
И тяжек день военной маяты, -
Коль пахарь ты,
Отдай ей все, как Минин,
Будь ей Суворовым,
Коль воин ты.
Люби ее, клянись,
Как наши деды,
Горой стояли за жизнь ее и честь
Чтобы сказать в желанный час ПОБЕДЫ:
И моего здесь капля меда ЕСТЬ.
А.Кедрин.
Урок изучения нового материала с модульной технологией изучает участие ограниченного контингента советских войск в Афганской войне 1979–1989 годов. Цель урока: осмыслить драматические события тех лет, проследить причины, ход и последствия для СССР Афганской войны. Урок воспитывает ответственность за принятые решения и честное исполнение долга....
22 03 2023 2:32:39
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
21 03 2023 2:47:17
Урок "Государственная Дума начала XX века" посвящен 100-летию Первой Государственной Думы. В учебнике этот материал разбросан, и ему не уделяется должного внимания, поэтому я постаралась его систематизировать и сделать простым для усвоения учащимися 9-го класса. Ученики имеют полное представление о работе первых Дум и имеют возможность сравнить их с Думой современной.
...
20 03 2023 2:48:13
На уроке показано влияние "оттепели" на внешнюю политику СССР, раскрыта противоречивость внешнеполитического курса Н.С. Хрущева. На примере Карибского кризиса показано, что конфликтные ситуации можно и необходимо решать мирным путем....
19 03 2023 23:26:57
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
18 03 2023 18:34:49
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....
17 03 2023 9:34:39
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
16 03 2023 10:23:42
Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего.
...
15 03 2023 8:21:47
Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....
14 03 2023 6:11:13
Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А.С.Пушкина А.П.Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта"....
13 03 2023 9:10:26
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
12 03 2023 9:17:39
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
11 03 2023 11:19:16
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
10 03 2023 11:48:36
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....
09 03 2023 11:31:38
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
08 03 2023 23:44:30
Урок помогает показать влияние пропаганды на формирование образа - "непобедимой страны", "непобедимого народа", проанализировать реальное положение дел в экономике и Красной Армии перед войной....
07 03 2023 22:31:34
Патриотизм - понятие равно эмоциональное и рациональное. Он появляется там, где есть любовь, вера, уважение. Главной задачей работы является изучение истории Омского автотрaнcпортного колледжа и событий, связанных с сотрудниками и студентами, принимавшими участие в военных действиях....
06 03 2023 14:46:24
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные.
...
05 03 2023 1:38:49

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
04 03 2023 23:48:34
Урок повторения по теме. 7-й класс. Это опрос-игра с использованием презентации. Ему предшествуют уроки, на которых учащиеся сами по группам знакомят класс с культурой европейских стран, проводя мультимедийные мини-занятия. И это помогает им подготовиться к игре. В презентации даны задания, правильные ответы. Используются иллюстрации, анимация и музыкальное сопровождение....
03 03 2023 3:33:21
В ходе урока рассматриваются различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе, раскрываются черты самобытности России и влияние западной цивилизации.
...
02 03 2023 0:18:42
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
01 03 2023 10:54:34
В ходе урока обобщаются знания учащихся по теме «Политическая система в 30-е годы XX века», отpaбатываются навыки анализа литературного текста, связанного с темой репрессий, развиваются умения работать с архивными документами, сопоставлять и сравнивать исторический факт и литературное произведение....
28 02 2023 5:51:23
В современном мире тема Холокоста не утратила актуальности. Социальная напряженность, межэтнические конфликты, всплески экстремизма – все это призывает к осмыслению Катастрофы. В центре истории всегда находился человек как носитель культуры и национального самосознания. Разработка урока ориентирует учителя на обращение к мемуарным источникам и использование художественных произведений при изучении представленной темы....
27 02 2023 21:38:48
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
26 02 2023 11:44:44
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего.
...
25 02 2023 6:41:14
Использование метода проекта на уроке позволяет повторить пройденный материал, синтезировать знания из других областей наук, формировать у учащихся навыки сотрудничества и создать проект музея, в котором располагаются залы: "Лики Ивана Грозного", "Книгопечатание", "Школа XVI века".
...
24 02 2023 10:23:26
Автор статьи формирует представление учащихся о времени правления Павла I; о роли личности в истории; знакомит с документами, отражающими особенности той эпохи.
...
23 02 2023 20:36:18
<p>Представлен урок с элементами лабораторной работы. На уроке широко используются извлечения из Городового положения (1870 г.), Положения о губернских и уездных земских учреждениях (1864 г.), Учреждения судебных установлений (1864 г.), адаптированные для восприятия учащимися 8 класса. Анализируя источники, учащиеся формируют своё отношение к реформаторской деятельности Александра II.</p>
...
22 02 2023 22:54:57
В данной разработке рассмотрены вопросы расселения и природных условий обитания ненцев, гипотезы об их происхождении, родовая организация. Через использование мультимедийной презентации и преданий повышается познавательный интерес обучающихся.
...
21 02 2023 12:21:27
Деловая игра позволяет поэтапно раскрыть содержание того, за что игроки отдают свои голоса в процессе выборов, а также освоить процесс выборов на основе личных предпочтений. Предоставляет возможность учащимся самим сделать политический выбор, предусмотрев при этом политические последствия.
...
20 02 2023 10:38:38
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
19 02 2023 3:42:48
Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....
18 02 2023 15:54:56
Рекомендуем провести урок "Советско-финская война в воспоминаниях участников 40-х годов" с целью ознакомления учащихся с неизвестным для них событием из истории своей страны, активизировать изучение теоретического материала (из учебника), проанализировав одно из художественных воспоминаний о войне. Акцент при изучении делается на 2 аспекта: влияние идеологии в воспоминаниях и проявление патриотизма.
Итогом работы считается эмоционально-оценочный вывод....
17 02 2023 12:12:31
В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа «Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....
16 02 2023 13:38:23
Сборник состоит из используемых различных правил, памяток, и рекомендаций по работе с исторической и различной информацией. Доступный для каждого ученика, он постоянно обновляется (не в последнюю очередь усилиями самих учащихся и учителей - коллег). Может использоваться как непосредственно на уроке, в том числе и в виде ксерокопированного раздаточного материала, так и для самостоятельной домашней работы учеников.
...
15 02 2023 2:12:24

Урок окружающего мира в 4-м классе по программе А.А. Плешакова к учебнику «Мир вокруг нас», часть 2. Цели урока: сформировать представления о войне 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать чувство патриотизма к своей Родине....
14 02 2023 20:50:58
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала.
...
13 02 2023 21:10:53
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
12 02 2023 21:55:27
На уроке углубляются знания студентов по основным началам трудового права, регулированию трудовых отношений. Развиваются умения систематизировать и обобщать, решать ситуационные задачи. Воспитывается уважение к закону, ответственность. На занятии используются карточки с разноуровневыми заданиями, ситуационные задачи, игровые моменты.
...
11 02 2023 18:44:47

Мозаика культур – интегративная модель, предусматривающая работу с отдельными блоками данного курса, связанными с соответствующими темами по истории, ориентированная на понимание и принятие ценностей многоликого мира, воспитание толерантности, гражданских качеств личности, выбор ориентиров деятельности в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры....
10 02 2023 8:20:32
Данное занятие проводится в 9-м классе базового уровня. При подготовке и проведении урока преподаватели двух предметов (обществознания и английского языка) взяли за основу курс обществознания, в рамках которого изучается тема «Права подростка». На рассмотрении данной темы отводится 1 час рабочего времени, поэтому целесообразно конкретизировать изучение данной теме на каком-либо одном праве подростка. В рамках курса английского языка изучается тема «Здоровый образ жизни» (16 часов)....
09 02 2023 15:30:56
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
08 02 2023 15:17:57
На уроке рассматривается ситуация,
сложившаяся в конце XV века на Руси.
Вместе с учащимися опледеляем, как связана
внутриполитическая деятельность Ивана III с
особенностями его хаpaктера и воспитания? Какой
отпечаток на проведение преобразований наложили
внешнеполитические проблемы? ...
07 02 2023 16:58:17
Уважение к Конституции, к её основополагающим принципам, их непреложное соблюдение происходит не само по себе. Его необходимо воспитывать. В преддверии важной даты в школе прошёл открытый урок, посвящённый юбилею Основного Закона страны. Учитель предлагает конспект урока, показывающий, что Конституция РФ – современный закон, который имеет значительный потенциал развития....
06 02 2023 2:51:21
Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны.
Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....
05 02 2023 13:51:46
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
04 02 2023 9:44:43
Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....
03 02 2023 20:12:28
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
02 02 2023 14:56:58
Цели урока: ознакомление учащихся с различными смыслами и аспектами понятия "свобода"; анализ некоторых философских, социально-политических, мopaльно-этических проблем, имеющих не только общественно-философский, но и глубоко личностный смысл; выявление различных подходов к решению этих проблем.
...
01 02 2023 2:47:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::