Урок-турнир "Саратовский край в ХVII веке"
Цели:
- повторить, закрепить и обобщить знания учащихся по
- истории Саратовского края XVII в.;
- развивать творческие способности учащихся,
- воспитывать любовь к родному краю, его истории.
Оборудование:
- карты: “Россия в XVII веке”, “Саратовская область”,
- карточки с названием комaнд, датами, названиями конкурсов, названиями товаров,
- два календаря отрывных,
- изображения Троицкого собора и рисунка Олеария “Левобережный Саратов”,
- запись народной песни “Из-за острова на стрежень”,
- ксерокопия “Отписки пензенского воеводы Лачинова тамбовскому воеводе Хитрово о взятии войсками Степана Разина Саратова и приближении их к Симбирску” от 30/VIII-1670г,
- портреты С.Т.Разина, А. Олеария, Г. Засекина,
- кроссворд.
Урок проводится в игровой форме как соревнование 2-х комaнд.
Система оценок: 5-балльная, подсчет баллов производят ассистенты – “дьяки Приказа Большой казны”
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
XVII век в истории Саратовского края оставил большой след. В конце XVI в. был построен Саратов, происходило заселение края, развитие рыбного промысла, торговли. Небывалое обострение классовой борьбы вылилось в крестьянские восстания. На сегодняшнем уроке мы повторим, закрепим и обобщим наши знания по истории Саратовского края.
II. Конкурс – приветствие:
Учитель:
К доске приглашаются комaнды для проведения конкурса
– приветствия.
Задание 1
Вам необходимо из карточек с буквами составить название комaнды (Стрелец и Казачок)
Задание 2
Объясните значение и происхождение слов, использованных в названиях.
Задание 3
Расскажите о занятиях казаков и стрельцов.
III. Конкурс “Чем торгуешь Саратов?”
Учитель:
Перенесемся на многолюдное саратовское торжище с его толчеей, выкриками продавцов и покупателей. Что можно купить здесь?
Комaнда “Стрелец”, вы из верховьев Волги.
Купцы, представьте ваши товары! (выбрать карточки с названиями товаров)
- хлеб, одежда, меха, кожа, холст, посуда, кузнечные изделия.
Комaнда “Казачок” – с низовья Волги.
- пряности, сладости, изюм, ковры, парча, драгоценные камни.
IV. Конкурс “Исторические деятели”
(узнайте, кто это?).
Учитель зачитывает тексты:
1. Принадлежал к домовитому казачеству, родился около 1630 года;
- его отличали смелость, сноровка, умение руководить людьми в военных предприятиях и вести переговоры по важным делам;
- о нём много писали современники, и русские, и иностранцы; хотя почти все они называли его тираном, никто не отзывался о нём неуважительно;
- закончил свою жизнь на плахе - был казнён на Красной площади в Москве;
- возглавил народное движение, которое доставило много хлопот и русскому и иранскому правительствам.
(прослушивание песни). (Ст. Разин)
2. Он был крупный военачальник, опытный градостроитель; родился в конце 40х-нач.50х г. XVI в. в обнищавшей дворянской семье, только государева служба могла обеспечить его существование;
- С 15 лет он служил в армии, участвовал в Ливонской войне, нес службу на границе Дикого поля;
- основал города – крепости на Волге;
- с его именем связано окончательное закрепление Русского государства на Волге. ( Г.Засекин)
V. Конкурс-пантомима
Учитель:
Вызываем представителей от каждой комaнды. Вы должны передать жестами и объяснить значение следующих слов:
I комaнда | II комaнда |
а) челобитная | а) самодержавие |
б) целовальник | б) церковный раскол |
в) рейтар | в) драгун |
VI. Конкурс “История и география”.
1. Где были разбиты войска Степана Разина? (Симбирск).
2. Откуда началось восстание Разина? (Черкасск).
3. Какие населенные пункты образовали: (на карте – отметить фигурками).
I комaнда | II комaнда |
Служилые люди | старообрядцы |
(Ртищево, Еткара, Б.Карай.) | (Сосновая Маза,Золотое, |
Синенькое, Мордово.) |
VII. Конкурс “Календарь”.
Учитель:
Комaндам предлагается отрывной календарь, в котором каждая комaнда должна найти листочки с датами:
I комaнда
Когда Степан Разин вступил в Саратов (15 августа 1670г.)
II комaнда
День, когда Петр I проплыл мимо г. Саратова к крепости
Азов (1 июня 1965г.)
Задание: 2
Назвать события, связанные со следующими датами:
1698 г. – год основания г. Петровска.
1674 г. – указ Алексея Михайлова строить новый г. Саратов
VIII. Конкурс “История и архитектура.
Учитель
В этом конкурсе вам необходимо собрать разрезанные на фрагменты открытки с изображением произведений архитектуры и живописи и кратко рассказать о них.
Троцкий собор
“ Вид левобережного Саратова”. А. Олеария . (1636г) (с 1616 – 1674гг.)
IX. Конкурс капитанов. ( Домашнее задание)
Учитель
Капитаны должны были:
I. - Составить письмо от имени пензенского воеводы Лачинова тамбовскому воеводе Хитрово о взятии Разиным Саратова (т.е. расшифровать записи, которые вы видите на ксерокопии).
2. Составить от имени Илейки Муромца “прелестное письмо”
X. Конкурс “История и математика”.
Учитель
Вы должны решить следующие задачи
Задача №1.
Протяженность земляного вала, окружавшего 3й Саратов, составляла 2300м. На нем через каждые 328м. поставлены деревянные башни. Сколько было башен?
Задача №2.
На картине Полякова “Петр I на Соколовой горе” Петр взмахом руки “подарил” Саратову земли, которые видны были с горы примерно в радиусе 30 км. Какова площадь этих земель? S=ПR = 3тыс.кв. км.
XI. Кроссворд.
Учитель
В нашем последнем конкурсе победит та комaнда, которая ответит на большее количество вопросов.
- Речка, в устье которой стоял левобережный Саратов - Саратовка.
- Постоянно разъезжающий конный стрелецкий разъезд – станица.
- Речка, в устье которой был построен первый “изначальный” Саратов - Гуселка.
- Основатель и первый воевода Саратова – Г. Засекин.
- Человек, первый описавший г. Саратов – Ф. Котов.
- Человек, первый нарисовавший г. Саратов – А. Олеарий.
- Архитектор, построивший третий Саратов – А. Шель.
- Вождь крестьянского восстания – С. Разин.
- Местное название возвышенности, холма – Шихан.
- Ученый – исследователь Саратовского края – А. Геpaклитов.
- Сторонник старой веры – раскольник.
Учитель:
Наступило время проверки задания капитанам.
Учитель:
Слово для подведения итогов турнира предоставляется “дьякам Приказа Большой казны”.
Урок изучения нового материала, построен с использованием интеpaктивной доски. Сочетание материалов традиционного учебника и учебнго электронного пособия значительно активизирует внимание учащихся к содержанию изучаемого учебного материала, повышает качество излагаемого материала. Урок представлен в технологии интеpaктивного обучения....
03 10 2023 8:36:15
Факультативное занятие по истории Отечества и краеведению "Колымская трагедия" нацелено на формирование у подростков патриотического сознания, социальной активности и гражданской позиции; воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий; развитие доброжелательности, чувства справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитание ответственности за свои поступки. Использована театрализованная технология, слайд-шоу, обширная выставка литературы и экспозиции по темам "Ссылка и каторга России", "Шаги репрессий в СССР", "Бутовский полигон", "Зырянгал"....
02 10 2023 20:27:58
Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....
01 10 2023 0:14:47
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
30 09 2023 13:16:32
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
29 09 2023 8:13:36
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: ХIХ век. 8-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Перемены в экономике и социальном строе России в последние десятилетия XIХ века» и для изучения нового материала по теме «Общественное движение 80–90-х гг. XIХ века» в 8-м классе....
28 09 2023 5:38:25
Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности....
27 09 2023 17:21:29
Литературно-историческая композиция приурочена к таким историческим датам, как празднование 400-летия со дня окончания Смуты; 200-летней годовщине Победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном; подвигу российских солдат под Бородино, а также Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Композиция включает в себя образцы прозы и поэзии военных лет; отрывки из музыкальных произведений русских и мировых классиков....
26 09 2023 1:49:42
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
25 09 2023 5:52:41
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
24 09 2023 22:23:45
Цели: обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе "История Древнего мира: Древняя Греция"; привить интерес к самостоятельному изучению истории.
...
23 09 2023 18:12:28

Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
22 09 2023 22:39:54
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
21 09 2023 3:40:32
Что из себя представляет центральный законодательный орган России - Федеральное Собрание, каковы итоги и уроки деятельности первого законодательного органа, как развивается парламентаризм в России после 1993 года.
...
20 09 2023 5:49:15

Цель: воспитание патриотизма, формирование гражданской компетенции у студентов. I-й отборочный этап проводится в библиотеке. Студенты работают с электронным пособием «Свердловская область – история и современность». Приложение 1 содержит локальную версию программы для тестирования. II-й этап проводится в виде игры «Брейн-ринг». В ходе игры используются тематические профессионально озвученные презентации....
19 09 2023 15:35:36
Урок обществознания представляет собой третий урок по теме «Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....
18 09 2023 20:25:20
Урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания исторических процессов и явлений. Урок может быть проведен в музее, где находятся краеведческие материалы, фотографии, связанные с событиями 1930-х гг. XX века в СССР....
17 09 2023 20:44:31
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
16 09 2023 8:35:50
Сегодня, когда компьютер вошел в каждую школу, если не в каждый класс, было бы огромной ошибкой не использовать его на уроках. В данном уроке помимо опережающих заданий, работы с учебником, документами, тестовой работы представлена презентация, выполненная в программе Power Point. Она позволила оживить урок, сделать его красочным, запоминающимся.
...
15 09 2023 6:34:17
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
14 09 2023 15:29:15
Урок проводится в 12-м классе вечерней (сменной) общеобразовательной школы в первом полугодии. Обучающимся не выдают учебники для самостоятельного изучения материала. Поэтому очень важно на уроках работать по тексту учебника. Это выpaбатывает у обучающихся память, логику, мышление и другие навыки.
...
13 09 2023 16:28:48
Состояние современного образования таково, что процесс обучения происходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя....
12 09 2023 20:21:51
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
11 09 2023 22:26:39
Когда в 5-м классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. Если такие знания и умения отсутствуют или присутствуют лишь фрагментарно, нужно формировать их заново....
10 09 2023 10:43:42
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории.
...
09 09 2023 13:56:58
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
08 09 2023 4:59:31
Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....
07 09 2023 7:48:31
Урок повторяет и закрепляет пройденную тему. Учащиеся совершенствуют навыки умения обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать....
06 09 2023 2:28:36
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
05 09 2023 6:43:52
Цель урока: показать демократический хаpaктер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....
04 09 2023 15:58:38
Память - это мост, который соединяет прошлое и будущее. Ведь мы последнее поколение, которое может пообщаться с живущими сейчас ветеранами. Мы не имеем права упускать этот шанс.
...
03 09 2023 18:59:55
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы.
...
02 09 2023 11:28:53
Данная работа посвящена символике Российской Федерации, Ставропольского края и своей малой родины – Курской. Работа рассчитана на учащихся 9-х классов, которые успешно изучили историю России с древнейших времен до XX века. Нестандартный урок занял 2-е место в краевом конкурсе «Овеянные славой». К работе прилагается презентация....
01 09 2023 10:46:13
На примере изучения темы "Гражданская война на Кубани и Черноморье" показан принцип полиперспективности в преподавании региональной истории. Формирует собственное представление об этом сложном периоде отечественной истории. Особое внимание уделяется преодолению стереотипа оценки Гражданской войны только с точки зрения победителей....
31 08 2023 18:20:19
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
30 08 2023 13:16:24
Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы.
...
29 08 2023 14:50:14

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
28 08 2023 3:18:44
В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....
27 08 2023 19:18:27
Представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по истории средневекового рыцарства и помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Средневековья....
26 08 2023 19:21:46
В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией.
...
25 08 2023 12:42:37
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
24 08 2023 15:46:41
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
23 08 2023 17:52:42
Учащиеся знакомятся с политической лексикой, составляют монологические высказывания по теме, знакомятся с понятием "политическая идеология"....
22 08 2023 22:22:21
Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....
21 08 2023 17:43:43
Урок проводится в 10-м классе, учащиеся закрепляют знания по теме прослеживается связь с уроками литературы. Урок можно использовать как для объяснения учебного материала, так и для закрепления знаний по теме.
...
20 08 2023 15:16:14
Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....
19 08 2023 22:57:14
Задачи урока: систематизировать знания по истории и английскому языку по теме "США"; обучать навыкам исследовательской деятельности и представлять свой опыт аудитории; способствовать формированию навыков устной речи, аудирования, чтения, письма....
18 08 2023 10:20:41
На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....
17 08 2023 17:52:27
Данный урок проводится в курсе обществознания 6–11-х классов по теме "Общение". На этом уроке применяются психологические приемы, поэтому его можно использовать в работе психологической службы школы, при социальной работе с подростками. Если мероприятие проводится в виде урока открытого, класс небольшой по численности, то возможно участие присутствующих учителей....
16 08 2023 9:44:34
Разработка представляет собой интеpaктивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интеpaктивной доске....
15 08 2023 18:32:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::