Интегрированный урок (обществознание + история) по теме "Право на жизнь – важнейшее из прав человека"
Цели урока:
- учебная – определить значение права на жизнь в истории и в современности;
- воспитательная – осознать ценность человеческой жизни, воспитать чувство терпимости и толерантности;
- развивающая – развить умение работать с разными видами исторических источников и нормативно-правовыми актами; формировать и развивать навык ведения дискуссии.
Тип урока: бинарный, проблемно-развивающий.
Оформление урока (средства):
- Ватман и маркер.
- Портреты и иллюстрации событий 30-х – 40-х годов XX века и конца XX – начала XXI веков (Приложение № 4).
- Раздаточный материал (Приложение № 1-2).
- Конверты с карточками для голосования: черными, белыми и черно-белыми.
- Компьютер, проектор, экран.
- Презентации:
“Экстремистские организации в современной России”.
“Правозащитные организации современной России”.
“Жертвы репрессий 30-х – 40-х годов”.
“Жертвы нацизма”. - Магнитофон.
- Музыкальное сопровождение:
ДДТ, Ю. Шевчук “Не стреляй”.
А. Розенбаум “Вальс 1937 года”. - Коллажи учащихся 11-х классов на тему: “Права человека”.
- Рисунки учащихся 9-х классов на тему “Что такое “жизнь”?” (Приложение № 4).
- Таблички: “Право на жизнь!”, “Право на жизнь?”, “Право на жизнь…” (они являются оглавлениями каждого этапа урока).
- Полотнища красного и гoлyбого цвета, на которых прикреплены портреты и иллюстрации.
- Гитара.
- Эпиграфы к уроку (Приложение № 3)
- 1)Сохранение жизни и здоровья человека в
современной глобальной ситуации – одна из
острейших задач, стоящих перед мировой
цивилизацией (Когой Е.А. Экология и здоровье
человека // Социально-гуманитарные дисциплины.
2000. №3).
2) “Чего нет в документах – нет на свете” (Сенека). - Определения понятия “жизнь”.
- Фрагменты из сочинений учащихся (Приложение
№ 3):
1) “Что такое жизнь?”.
2) “В каком государстве я хотел (а) бы жить?” - Таблички разных цветов по количеству групп: красные, синие, зеленые, желтые.
- Результаты социологического опроса “Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас?”.
Участники: учащиеся 9-х и 11-х классов; ученики сидят по группам (в каждой группе есть представители и 11-х, и 9-х классов).
План урока:
- Право на жизнь!
- Право на жизнь?
- Право на жизнь…
Ход урока
1. Право на жизнь.
Воронова М.Л. (далее В.): Сегодня у нас не совсем обычный урок - встреча двух гуманитарных классов: 11-го и 9-го. Ребятам 11-го класса 16-17 лет и у них свои взгляды на многие проблемы, девятиклассникам – 14-15 лет и они также учатся находить ответы на волнующие их вопросы. И тем интересней увидеть, что думают одиннадцатиклассники и девятиклассники, тем интересней сравнить взгляды тех, кто, через несколько месяцев войдет во взрослую жизнь и тех, кому еще предстоит преодолевать два года нелегкой школьной жизни.
Иконникова Е.М. далее И.): На уроках истории и обществознания мы не раз говорили о существовании различных групп прав человека и гражданина. Прежде, чем объявить тему нашего урока, я хочу задать вопрос – Как вы думаете, какие права принадлежат к естественным правам человека? Т.е. к таким правам, которые считаются неотчуждаемыми, священными, которые вытекают из самой природы человека? Неотчуждаемыми права называют потому, что мы не можем никому их передать.
Вопрос: Как вы думаете, какие права принадлежат к естественным правам человека?
Предполагаемые ответы учащихся (далее - ответ):
- право на жизнь;
- право на свободу слова и совести;
- право на собственность;
- право на свободу передвижения;
- т.д.
Учитель записывает ответы ребят на ватмане маркером. Прикрепляет его на доске.
Вопрос: Какое право вы считаете самым важным и почему?
Ответ: Право на жизнь, т.к. с потерей жизни все остальные права утрачивают смысл.
И. Вы правы. Действительно право на жизнь является важнейшим из прав человека. Тема нашего урока так и звучит “Право на жизнь – важнейшее из прав человека” (учитель открывает тему урока). Тема выбрана не случайно, ведь жизнь человека – самая главная ценность, заботится о сохранении которой, должно не только государство, но и все окружающие человека люди, да и сам человек в первую очередь. Жизнь – это (зачитывается определение, которое написано на доске).
В: Подчеркнем еще раз: право на жизнь – есть естественное, неотъемлемое право каждого человека. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Это право охраняется законом (Эпиграф №1). Мы открываем первую “страничку” нашего урока: “Право на жизнь!” (учитель прикрепляет табличку на доске).
И: Обратите внимание. У вас на столах лежат пакеты с документами (Приложение № 1).
Организуется работа по группам:
- “Красные” - “Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН, 10 декабря 1946г).
- “Синие” - Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.).
- “Зеленые” - Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989г.).
- “Желтые” - Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950г.).
Вопрос: Сделайте вывод о том, как в данных отрывках отражено право на жизнь.
Ответ: Все документы признают высшей ценностью право на жизнь. На государство возложена обязанность признать, соблюдать и защищать данное право.
2. Право на жизнь?
И: Но всегда ли так было? И чтобы ответить на это вопрос нам надо обратиться к истории. Этому посвящена вторая “страничка” нашего урока “Право на жизнь?” (учитель прикрепляет табличку на доске).
В: Вспомним историю нашей страны в 30-е – 40-е годы XX века. В стране действовала Конституция 1936 г., “сталинская” Конституция.
Организуется работа с документом: отрывок из Конституции 1936 г .(Приложение № 2. Раздаточный материал. Рабочий лист № 1, документ №1).
Вопрос: Какие права провозглашала Конституция 1936г.?
Ответ:. В Конституции провозглашались многие права, никогда ранее не звучавшие в документах: право на труд, право на отдых, право на получение образования, право на материальное обеспечение в старости и т.д. Эти принципы заслужено обрели необходимую историческую известность. Но среди таких прав как свобода слова и печати, неприкосновенность личности, жилища, мы не находим права на жизнь.
И: Сенека (?) говорил: “Чего нет в документах, того нет на свете”. Мы можем предположить, что право на жизнь, которого нет в Конституции 1936г. не соблюдалось.
Вопрос: Так ли это?
Ответ: Да. Не соблюдались и многие другие права, которые провозглашала Конституция 1936г. Большинство из этих прав оставались только на бумаге. Поэтому данный документ часто называют “бумажной” Конституцией.
Вопрос: Какой политический режим был установлен в СССР в 30-е годы XX века?
Ответ: Тоталитарный.
Вопрос: Назовите основные черты тоталитарного политического режима.
Ответ:
- политическая система опирается на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сфера жизни общества;
- существует единственная массовая партия (однопартийная система);
- уничтожение внутрипартийной оппозиции;
- слияние партийного и государственного аппаратов;
- культ вождя;
- существование массовых общественных организаций, которые способствуют установлению контроля над обществом;
- сверхцентрализация управления экономикой, господство государственной собственности;
- массовые репрессии и террор как основные средства политики, борьба с “врагами народа” и т.д.
В: Одной из черт тоталитаризма вы назвали борьбу с “врагами народа”. Кто же были эти так называемые “враги”?
Учитель обращает внимание учеников на портрет Тухачевского М.Н. – начальника штаба РККА, автору трудов по вопросам военной теории и военному искусству, маршалу Советского Союза. Организуется работа над отрывком из повести А. Рыбакова “Страх” (Приложение № 2. Раздаточный материал. Рабочий лист № 1, документ № 2).
И: Но репрессии были направлены не только против военных.
Учитель привлекает внимание учащихся к портрету Мейерхольда В.Э. – режиссера и новатора театрального искусства, репрессированного в конце 30-х годов. Организуется работа с отрывком из письма Мейерхольда В.Э. Молотову В.М. (Приложение. Раздаточный материал. Рабочий лист № 2, документ №3).
В: Обратимся к статистике.
Организуется работа с таблицей, в которой приводятся данные о социальном составе и количестве репрессированных по годами к документам (Приложение № 2. Раздаточный материал. Рабочий лист № 1, документы № 4 - 5).
И: Мы видим, что репрессии были направлены против выходцев из разных социальных групп и категорий населения, а пик их приходится на 1937г. Я думаю, здесь уместно познакомит вас с отрывком из доклада Л.М. Кагановича в институте советского строительства и права: “У нас есть законы. Наши законы определяют функции и круг деятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законы определяются революционной целесообразностью в каждый данный момент”.
Вопрос: Как автор объясняет хаpaктер советских законов? Были ли они призваны защитить права человека?
Ответ: Законы в СССР, по мнению Л.М. Кагановича, определялись “революционной необходимостью”. Их цель – не защитить права и свободы человека, а отстоять существующую в стране идеологию. Это позволяло государству лишать человека права на жизнь. Репрессии, оправданные законами, создавали атмосферу стpaxa. Страх “скреплял” общество, давал возможность государству беспрепятственно управлять людьми в своих интересах.
Учитель зачитывает отрывок из пьесы А. Афиногенова “Страх”: “80% … живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин – насильственной коллективизации, советский работник – непрерывных чисток, партийный работник боится обвинения в уклоне, научный работник боится обвинения в идеализме, работник техники – обвинения во вредительстве. Мы живем в эпоху великого стpaxa”.
В: Анна Ахматова вспоминала: “В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то “опознал” меня. Тогда, стоящая за мной женщина с гoлyбыми губами, очнулась от свойственного всем нам оцепенения и спросила на ухо: “А это вы можете описать?”. Я сказала: “Могу”.
Учитель зачитывает отрывок из стихотворения А. Ахматовой “Reqiem”:
Из вступления
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.
Звезды cмepти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
И: Александр Розенбаум написал песню “Вальс 1937 года”, которую посвятил жертвам репрессий 30-х годов в СССР.
Учитель исполняет песню А. Рознебаума “Вальс 1937 года”, песня сопровождается компьютерной презентацией “Жертвы репрессий 30-х – 40-х годов”.
В: Но наше государство было не единственной страной, которая “лишала” человека права на жизнь. 1 сентября 1939г. разгорелась Мировая война, в которой людей уничтожали просто потому, что у них другой цвет глаз или кожи, они другой национальности, имели другие убеждения. И автор этого уничтожения – фашизм. “Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем. Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом. Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным работником. Затем они пришли за мной. Не осталось никого, кто мог бы помочь мне” (Пастор Мартин Нимеллер, узник нацистских концлагерей).
И: Немецкие солдаты получали памятки, которые “освобождали” их от общечеловеческой морали: “Помни и исполняй:
- У тебя нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа…
- …Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, дeвoчка или мальчик…
- …Мы поставим на колени весь мир… Германец – абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России, Америки… Уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути. Ни одна мировая сила не уступит перед германским напором. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир”.
Об этом же пишет Рауль Хильберг: “Вы не имеете права жить среди нас как евреи. Вы не имеете права жить среди нас. Вы не имеете права жить”.
Учащиеся знакомятся с презентацией “Жертвы нацизма”.
И: 1945-1946 гг. – состоялся Нюрнбергский процесс над главными нацистскими преступниками, которым было предъявлено обвинение
- в преступлениях против мира,
- организации принудительного труда населения оккупированных территорий,
- в преступлениях против человечности (массовые убийства и депортации, принудительные переселения гражданского населения и т.д.).
Из заключительной речи главного обвинителя от США Роберта Джексона в Международном трибунале в Нюрнберге 26 июля 1946г.
“…Никогда в течение полустолетия не происходило такого количества кровавых убийств и в таком масштабе, не совершалось таких жестокостей и бесчеловечных поступков, не производилось такого массового угона людей в рабство, такого уничтожения национальных меньшинств… Эти деяния войдут в историю как неопровержимые факты, по которым будущие поколения будут судить о нашем десятилетии. Если мы не сумеем уничтожить причины и предотвратить повторение подобного варварства, можно будет с основанием сказать, что XX столетие приведет к гибели цивилизации”.
В: Закончилась Вторая Мировая война. Закончилось время тоталитарных режимов. Как показала история, тоталитарные режимы долго не держатся. Немецкий фашизм – нацизм просуществовал как политический режим двенадцать лет. Итальянский – на десять лет больше. Тоталитаризм в СССР перерос в афторитаризм и этот режим продлился в течение семидесяти с небольшим лет.
3. Право на жизнь…
И: В 1945г. была образована Организация Объединенных Наций (ООН), одной из задач, которые ставились перед этой организация, является именно защита права человека на жизнь. Человечество осознало необходимость защиты этого права. Мы работали сегодня с документами, в которых зафиксировано право человека на жизнь, как неотъемлемое право. Но соблюдается ли право на жизнь в наши дни? Мы переходим к третьей “странице” нашего урока “Право на жизнь…” (учитель прикрепляет табличку “Право на жизнь…” на доске).
В: Учащимся 9-х классов было дано задание провести социологический опрос “Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас?”.
Выступление учеников 9-го класса, которые знакомят с результатами социологического опроса.
В: Э Берк говорил: “Скажи мне, какие настроения преобладают в умах молодых людей, и я скажу тебе о хаpaктере следующего поколения”. И нам очень интересно Ваше мнение по вопросу – Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране?
И: У вас на столах лежат конверты с карточками для голосования. Если вы считаете, что право на жизнь соблюдается, то поднимите карточку белого цвета, если нет – черного, если считаете, что право на жизнь соблюдается не всегда – черно-белого цвета (проходит голосование).
В результате голосования выявляются группы учащихся:
- право на жизнь в нашей стране не соблюдается;
- право на жизнь соблюдается;
- право на жизнь в нашей стране соблюдается не всегда.
Между группами учителя организуют дебаты, в ходе которых ученики обмениваются мнениями и аргументами, приводят примеры в защиту своей точки зрения.
В: Безусловно, мы не можем дать однозначный ответ на вопрос – Соблюдается ли право на жизнь в нашей стране сейчас? Это вопрос очень сложный.
И: Казалось бы, человечество, пережив страшную войну, должно было осознать всю ценность человеческой жизни, осудить любые проявления экстремизма и фашизма. Но даже в нашей стране, потерявшей в Великой Отечественной войне 25 млн. человек, есть сторонники идеологии нацизма. По данным статистики в 2000г. среди молодежи количество людей, разделяющих принципы национализма, насчитывается 1,5 – 2% и эти показатели растут. Что же такое фашизм сегодня?
Учащиеся знакомятся с презентацией “Экстремистские организации в современной России” (9 класс).
В: Следует отметить, что альтернатива фашизму есть. В последние годы в нашей стране и в нашем городе были созданы организации и движения, призванные бороться с фашизмом и за соблюдение права на жизнь.
Учащиеся знакомятся с презентацией “Правозащитные организации современной России” (11 класс).
И: Таким образом, мы видим, что только само общество, осознав угрозу фашизма и ценность человеческой жизни, в состоянии защитить свои права. Такое самоорганизующееся, обладающее высокой правовой культурой общество называется гражданским обществом. Это общество возможно только в правовом государстве, т.е. государстве, которое признает высшей ценностью права и свободы человека. Большинство государств мира, в том числе и Россия, в своих Конституциях закрепили право на жизнь и другие права. Правовое государство – это идеал, к которому должны стремиться все народы и государства.
В: Мы просили вас написать эссе на тему: “В каком государстве я хотел (а) бы жить?”. Вот некоторые выдержки.
Учителя зачитывают отрывки из сочинений учеников 9-х и 11-х классов (Приложение № 3).
И: Сегодняшний урок – это продолжение разговора. На предыдущих уроках уч-ся 11-х классов защищали, подготовленные ими коллажи на тему “Права человека”, многие из них представлены сейчас (учитель обращает внимание учеников на коллажи).
В: Среди учеников 9-х классов проводился конкурс рисунков “Что такое “Жизнь”?”. Эти рисунки также находятся здесь (учитель обращает внимание на работы ребят). Вы попытались изобразить “жизнь” в виде символа. На многих работах можно увидеть цветы, солнце, небо и т.д. Мы выбрали лучший, на наш взгляд, символ (Приложение № 4).
И: Сегодняшний урок мы начали с определения понятия “жизнь”, которое дается в словаре, но вам было предложено дать свое определение этому понятию. Вот некоторые определения (учитель зачитывает некоторые определения понятия “жизнь”, которые дали сами ребята. Приложение).
В: Вот какое определение понятия “жизнь” дала Рива Гольцман, школьница из Днепропетровска, она была ранена во время расстрела 25 октября 1941года и спрятана учительницей Екатериной Григорьевной: “Жизнь – это наше бескрайнее небо и яркое солнце, это вечно цветущая земля,… Убивать людей – это значит погасить солнце. Жизнь дана человеку природой, и люди не имеют права её отбирать, потому что это против природы, разума человека…”. Посмотрите, как созвучны её слова с вашими мыслями и рисунками (Приложение).
И: Это внушает надежду, что в нашей стране живут люди, которые понимают важность соблюдения права человека на жизнь. Символом надежды является гoлyбой цвет (учитель привлекает внимание присутствующих к оформлению кабинета к уроку). Гoлyбое полотнище переплетается с красным – символом жизни.
В: Но, все-таки, одного осознания ценности человеческой жизни не достаточно, важно реальное участие в конкретных делах, направленных на реализацию этого права в нашей стране.
И: Юрий Шевчук, лидер группы ДДТ написал песню “Не стреляй”, которой мы хотим закончить наш урок (звучит музыка).
В: На память о нашем разговоре мы хотим подарить вам символ жизни со словами Ривы Гольцман (символ, изображенный на рисунке, выбранном лучшим, Приложение № 4).
И: На дом вы получаете задание – напишите эссе на тему “Что должны сделать граждане России для того, чтобы право на жизнь стало реальностью?”.
Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....
27 03 2024 14:38:29
Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования. ...
26 03 2024 11:50:52
Статья содержит описание особенностей лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам с целью помочь преподавателю, работающему со взрослыми обучающимися, осмыслить феномен обучения взрослого человека в контексте непрерывного образования, изучить и апробировать наряду с традиционными и инновационные формы подачи лекционного материала, которые используются в современной пpaктике обучения взрослых....
25 03 2024 11:20:41
Урок истории в 8-м классе "Движение и выступление декабристов" является первым в разделе "Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов. Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации. ...
24 03 2024 17:47:53
На этом уроке рассматриваются действия с информацией и хранение информации. Урок является интегрированным с предметами история и литература. Для наглядности используется презентация....
23 03 2024 4:47:58
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
22 03 2024 5:11:35
Конспект урока-презентации с полным методическим сопровождением для учащихся 5-х классов. В нем формируется представление о социальном и политическом устройстве Индии. Используя интернет-ресурсы, учащиеся знакомятся с религиозными верованиями индийцев, сравнивают природные условия нашей страны с природными условиями Древней Индии, работают в творческих группах. ...
21 03 2024 5:51:52
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
20 03 2024 13:45:45
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
19 03 2024 2:35:31
Мастерская создаёт условия для "восхождения" каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главная цель данной мастерской - проанализировать противоречивость экономического развития России. Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное прострaнcтво. ...
18 03 2024 8:25:58
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
17 03 2024 2:46:16
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
16 03 2024 23:23:22
Статья посвящена внешней политике России на Кавказе и в странах Причерноморья в первой половине XIX века. Раскрываются историографические аспекты: оценка этих отношений дореволюционными, советскими и постсоветскими историками. Материал может служить опорой учителю при подготовке к ЕГЭ, при проведении организационных форм работы в урочное и внеурочное время....
15 03 2024 5:16:47
На уроке изучаются причины дворцовых переворотов XVIII века. Учащиеся знакомятся с ходом дворцовых переворотов; исследуются сущность и хаpaктер....
14 03 2024 21:27:37
Кейс-технология – это интеpaктивная педагогическая технология, использующаяся для активизации учебного процесса. Ее суть состоит в том, что учащимся дается описание определенной ситуации, созданной на основе реальных или вымышленных событий. Одна из важнейших хаpaктеристик кейс-метода ‒ умение воспользоваться теорией, обращение к фактическому материалу. Главное его предназначение – развивать способность проpaбатывать различные проблемы и находить их решение....
13 03 2024 2:40:12
Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....
12 03 2024 17:32:49
Статья рассказывает о традиционных верованиях и обрядах эвенков-орочонов. Сделана попытка проследить преемственность сюжетов и обрядов древних и современных эвенков-орочонов. ...
11 03 2024 1:52:22
Вашему вниманию предлагается урок обобщения и систематизации знаний учащихся по истории России с применением информационно-компьютерных технологий в 8-м классе. Для компьютерного тестирования использована программа "Конструктор тестов". ...
10 03 2024 16:51:59
Урок истории в 10-м классе объединил две эпохи: правление Александра Невского и сегодняшнее время. ...
09 03 2024 22:52:32
Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии. ...
08 03 2024 9:15:37
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
07 03 2024 9:37:56
Урок проводится по традиционной методике. Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой. Материал данного урока может быть успешно рассмотрен при условии предварительного чтения текста учебника учащимися дома. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала....
06 03 2024 19:36:59
Разработка урока создает содержательные и организационные условия для развития у школьников исследовательских навыков, формирует познавательные, коммуникативные компетенции учащихся. Урок разработан в технологии критического мышления....
05 03 2024 4:56:55
Использование регионализма и этнических элементов в обучении и воспитании младших школьников способствует эмоционально-ценностному отношению учащихся к государственным языкам в нашей республике, чувству их сопричастности к сохранению уникальности и чистоты обоих языков. Оно пробуждает в детях познавательный интерес к двуречью, к стремлению совершенствовать свою речь на адыгeйском и русском языке....
04 03 2024 1:27:28
Основная цель урока - систематизировать изученный материал по изученной теме. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации. Накануне класс делится на две группы, и каждой было предложено задание: подготовить рассказ о лидерах «белого» и «красного» движения. В конце урока проводится проверка знаний учащихся (тестовые задания) и подводится итог урока....
03 03 2024 0:43:58
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
02 03 2024 22:44:13
Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции. ...
01 03 2024 2:47:31
Задача урока - обеспечить формирование у учащихся индивидуального стиля поведения, основанного на лучших качествах рыцарства. Создать условия для выработки ценностных установок на неприятие жестокости, благородное отношение к женщине, соблюдение правил, хаpaктеризующих кодекс части рыцарства. ...
29 02 2024 2:11:24
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
28 02 2024 12:40:20
Место где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с ощущением, в котором ты живешь, с видом родной и единственной до боли знакомой улицы, образа людей, которых ты видел каждый день и говорил им «здравствуйте». Чувство малой Родины греет и сопровождает нас всю жизнь, помогает преодолевать самые трудные вершины жизни....
27 02 2024 3:50:45
Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
26 02 2024 4:30:35
Урок по истории России в 8-м классе. Цель урока: раскрыть причины движения декабристов, показать его объективную закономерность, обусловленность ходом исторического развития России; рассмотреть содержание программ обществ декабристов, их революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное преобразование России....
25 02 2024 4:42:41
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
24 02 2024 3:55:25
Данный урок является ролевым, проблемным по теме "Могла ли Россия стать демократическим государством в 1918 году?"....
23 02 2024 21:25:29
На уроке дети узнают, что такое этнос, какие существуют типы этносов, что влияет на образование этносов и какова роль этносов в истории....
22 02 2024 13:52:27
Цель урока: формирование системы знаний учащихся о причинах возникновения движения декабристов, целях участников тайных организаций, итогах и историческом значении восстания декабристов. Статья содержит значительный объём вопросов и заданий, имеющих межпредметный хаpaктер, рассчитана на 90-минутный объем учебного времени....
21 02 2024 1:52:46
Комбинированный урок для 6-го класса сочетает традиционные формы работы (с документом, картой, учебником и словарем, закрепление в форме теста) с поэтичностью изложения материала и насыщенной, с использованием анимационных карт и сюжетов из мультипликационного фильма "Лебеди над Непрядвой", презентацией, что позволяет сделать урок эмоциональным, а значит, запоминающимся. Теме урока соответствуют и награды – памятные медали....
20 02 2024 13:40:33
Гражданская война – один из самых трагичных этапов в истории России. В её период погибло более десяти с половиной миллионов человек. Из них погибло во время действий около 2,5 млн. человек, все остальные – в результате террора (2 млн.), голода и эпидемий (6 млн.). В эти дни братоубийственной войны люди одной страны шли грабить, убивать и разорять своих же соотечественников, ближайших знакомых, родственников....
19 02 2024 7:54:14
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...
18 02 2024 21:25:51
На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....
17 02 2024 7:27:47
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
16 02 2024 3:47:31
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
15 02 2024 11:13:43
Исследовательская работа по теме....
14 02 2024 0:31:57
В статье даётся методическая разработка урока истории России или МХК. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним. ...
13 02 2024 16:26:16
Цель урока: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления....
12 02 2024 15:19:40
Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг....
11 02 2024 22:51:45
Цель урока: сформировать представление об эволюции народнического движения в России во второй половине XIX века. В ходе занятия проводится пpaктическая работа в группах. В конце урока делаются выводы о деятельности организации народников....
10 02 2024 16:46:58
Урок погружения в эпоху начала XX века в России, которое начинается с определения особенностей этого исторического периода, а затем происходит знакомство с поэзией поэтов-символистов (на примере К.Бальмонта), поэтов-акмеистов (Н.Гумилев), поэтов-футуристов (И.Северянин, А.Крученых), а также знакомство с творчеством художников-модернистов (М.Врубель, К.Петров-Водкин, М.Шагал, В.Кандинский, П.Филонов). ...
09 02 2024 19:12:57
Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность мopaльно-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....
08 02 2024 6:16:41
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
07 02 2024 2:11:33
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::