Использование элементов метода проектов при преподавании истории Древнего мира > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Использование элементов метода проектов при преподавании истории Древнего мира


    Использование элементов метода проектов при преподавании истории Древнего мира

В связи с идущими процессами модернизации российского образования современная школа стремится уделять все больше внимания развитию познавательной активности обучающихся, стремится научить их мыслить самостоятельно, сформировать у них умения и навыки, необходимые для исследовательской деятельности. На уроках истории от обучающихся требуется умение работать с большими объемами информации, различного рода источниками, документами. Формирование этих умений наиболее эффективно происходит при использовании метода проектов. Ведь он предполагает множество активных форм работы, вовлекающих в творческую, исследовательскую деятельность всех учащихся. Его использование позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их пpaктического применения. Разумеется, в средней и в старшей школе этот метод применяется в разных формах. Позвольте познакомить Вас с разработкой урока, на котором элементы метода проектов применялись в 5 классе при изучении культуры и искусства древней Индии.

Цели урока:

  1. Образовательные: опираясь на знания учащихся о природе, социальном строе и особенностях исторического пути Индии в эпоху древнего мира, сформировать первичные представления о вкладе этой страны в мировую культуру, об особенностях культурного процесса в этой стране.
  2. Развивающие: продолжить формирование умений учащихся выделять главную мысль в тексте, формулировать ответ на основании полученных данных, работать в группе, представлять результаты своего труда.
  3. Воспитывающие: создать условия для развития коммуникативных навыков у детей, продолжить формирование культуры поведения учащихся при работе в коллективе.

Оборудование урока:

  1. Листы картона для работы в группах
  2. Клей, карандаши, фломастеры
  3. Магниты для прикрепления плакатов к доске
  4. Пакеты с раздаточным материалом для работы в группах, содержащие в себе текст с новым материалом (1 экземпляр на каждого участника группы) и иллюстрации.

Ход урока

План Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Предлагает учащимся занять места за столами таким образом, чтобы в каждой группе было равное количество учеников; представителям групп предлагает подойти к столу и получить пакеты с раздаточным материалом. Распределение по рабочим группам, подготовка к занятию, получение пакетов с раздаточным материалом.
2. Введение в тему урока Объявляется тема урока – “Культура Древней Индии”. Дается задание – в течение 20 минут группе необходимо ознакомиться с содержимым пакета, подготовить устный ответ на вопросы к представленному тексту и подготовить плакат, иллюстрирующий тему их выступления. Для успешной работы предлагается распределить обязанности в группах – кто готовит в первую очередь плакат, кто – устный ответ, кто следит за временем. Распределяют обязанности, знакомятся с содержание раздаточных материалов.
3. Работа с новым материалом Следит за работой в группах, помогает в случае возникновения вопросов или каких-либо проблем. Готовят плакаты и устные ответы.
4. Закрепление материала Предлагает группам поочередно представить свою работу классу; в случае необходимости задает отвечающим наводящие вопросы. Учащиеся из других групп получают задание – подготовить свой вопрос докладчикам. На устный ответ и вопросы отводится 5 – 6 минут каждой группе. Вывешивают подготовленный плакат, проводят устную презентацию своего доклада, отвечают на вопросы учителя и учащихся из других групп.
5. Домашнее задание Чтение параграфа “Культура Древней Индии”, подготовка устных ответов на вопросы после параграфа. Запись домашнего задания

Оформление доски:

На одном из крыльев доски обозначена тема, время, отводимое для выполнения задания.

Центр доски остается свободным, там во второй половине урока магнитами крепятся плакаты, подготовленные учащимися. Желательно, чтобы перед доской было свободное место, где могут свободно разместиться выступающие.

Пример раздаточного материала для одной из групп.

Группа 1. “Ведическая религия и культура Индии”

Текст: Ведическая религия и её влияние на культуру Индии.

Вторгшиеся в Индию племена ариев объединяла вера в общих богов и почитание священной книги – Веды (“знания”). Уже в Индии их религиозные представления соединились с представлениями местных народов и возникла богатая религиозная культура - индуизм.

Издавна индусы поклоняются священной реке Ганг. По их представлениям она течет с неба из мира богов, протекает через мир людей и скрывается в подземном мире мертвых. Поэтому ежегодно сотни тысяч индусов приходит молиться к священному Гангу. Многие из них мечтают, что после cмepти их сожгут, а останки бросят в Ганг. Таким образом им будет легче очутиться в стране мертвых.

Отличительная особенность индуизма – многобожие. Древние индийцы считали, что боги, как и люди, любят вкусную еду, красивую одежду, так же дружат и ссорятся. Они живут во дворцах, сражаются и ездят на колесницах. Их мир организован подобно человеческому обществу.

Богами наиболее древнего происхождения считаются Сурья (бог солнца), Дьяус-Пи тар (бог неба), Ушас (богиня утренней зари), Парджанья (бог грозы), Сарасвати (богиня реки того же названия), Агни (бог огня). Особенно почитался Индра – повелитель дождя, победивший Вритру – демона засухи. Позже главными богами индийцев стали Брахма (начало всех начал в мире), Шива (разрушитель) и Вишну (охранитель).

Вишну древние индийцы представляли себе в виде прекрасного юноши, возлежащего на мифическом змее Шеше, который плавает в водах космического океана. У Вишну четыре руки, в них он держит paковину, колесо, палицу и цветок лотоса. Вишну обладает даром превращаться в животных и людей. Однажды, оборотившись карликом, Вишну пришёл к царю демонов Бали и попросил подарить ему столько земли, сколько он сможет покрыть тремя шагами. Рассмеявшись, Бали охотно дал разрешение, но скоро пожалел об этом: карлик вырос до гигантских размеров и первым же шагом покрыл небо, а вторым землю. Третьего шага, видя ужас Бали, великодушный Вишну делать не стал.

Высоко в Гималаях на горе Кайласа обитает бог Шива. Вид его грозен – Шива обвит кобрами, одет в тигровую шкуру, носит ожерелье из черепов. Он многолик и многорук, на лбу его всеиспепеляющий третий глаз. Как говорит предание, спасая людей, Шива выпил яд и его шея посинела. Поэтому его часто называют “Синегорлым”. В руке у Шивы трезубец, а выступает он всегда в сопровождении быка Нандина. У Шивы и его жены Парвати, что означает “Горянка”, два сына. Первый – четырёхрукий Ганеша, человек с головой слона, едущий на крысе. До сих пор Ганешу почитают как бога мудрости и удачи. Его брат, бог войны Сканда, имеет шесть голов. Ездит он на огромном павлине, держа в одной руке лук, а в другой – стрелы.

Древние индийцы обожествляли животных. Особенно почиталась священная корова Сурабхи, что в переводе означает “хорошо пахнущая”. По преданию, эта корова пребывает в раю бога Индры. Поклонялись индийцы и змеям – нагам.

Особым почтением в обществе ариев пользовались брахманы-жрецы. Для ариев это было естественно, ведь они считали, что брахманы, защищая и представляя людей перед богами, обеспечивали нормальное состояние для жизни человеческого коллектива. Индуизм – религия жертвоприношения и ритуалов.

Скоро распространилось мнение, что некоторые особенно набожные люди могут стать святыми, фактически равными богам. Для этого желающие уходили в леса и становились аскетами – проводили время только в молитвах и питались исключительно тем, что попадалось им в руки. Считалось, что такое умерщвление плоти давало им удивительную силу – тапас. Такие лесные аскеты, как считали индийцы, могли стать даже могущественнее богов.

Древние индийцы считали, что все предметы внешнего мира способны, как и человек, чувствовать боль, страдание, радость. Считалось, что каждое существо состоит из двух частей – материальной (тело) и бесплотной (душа). Тело cмepтно, а душа вечна. И древние индийцы верили в то, что cмepть, не окончательное прекращение существования. Душа после cмepти не погибает, а переселяется в другое тело. Это может быть тело человека того же общественного состояния, но царь может возродиться и разбойником, бедняк – богачом, брахман – шудрой. Человек может возродиться в виде любого растения или животного, даже самого презренного и нечистого.

Какое тело достанется душе человека после cмepти, поднимется ли она по лестнице, ведущей от низших видов жизни до небожителей, или, наоборот, опустится, зависело от поведения человека при жизни. Жизненное деяние (карма) определяет судьбу человека. Чтобы обеспечить благоприятное возрождение, человек должен совершать хорошие поступки и не совершать дурных. Нормы, определяющие добродетельность человека и правила жизни, назывались у индийцев дхармой.

Задание: на основании прочитанного текста, используя учебник и иллюстрации, подготовьте ответ на вопросы:

  1. Что такое ведическая религия?
  2. Как эта религия повлияла на жизнь и культуру индийцев?

Устный ответ комaнды не должен занимать более 3 минут

Иллюстрации для работы группы получены с CD-дисков, часть предложенных учащимся иллюстраций была вырезана из журналов; данное примечание касается всех групп; в качестве приложения каждая группа имела контурную карту Индии.

Тексты скомпилированы из книг, включенных в список литературы к уроку.

Образцы плакатов, полученных в результате работы учащихся в группах: (Приложение)

Литература:

  1. Атлас Древнего мира. (CD)
  2. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира: Учеб. для 5 кл. – М.: Просвещение, 1996.
  3. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. – М.: Просвещение, 2003.
  4. Индуизм (диск из серии “Библиотека Direct Media”).
  5. История. 5 класс. Мультимедийное пособие нового образца. Просвещение, 2002.
  6. Колпаков С.В., Селунская Н.А. История Древнего мира: учебник для 5 класса. – М.: “Новый учебник”, 2001.
  7. Мировая художественная культура. Учебник для 8 класса.
  8. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 класс. - М.: ВЛАДОС, 2004.
  9. Шевченко Н.И. Сборник проблемно-развивающих заданий по курсам “История Древнего мира” и “История средних веков”. – М.: АРКТИ, 2002.
  10. Энциклопедия “Аванта+” (тома – Всемирная история, География, История религии).


Разработка урока по истории России в 7-м классе на тему "Присоединение Хакасии к России"


    Разработка урока по истории России в 7-м классе на тему "Присоединение Хакасии к России"

      Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...

17 08 2022 11:14:26

Повторительно–обобщающий урок по истории Древнего Египта по теме "В стране большого Хапи"


    Повторительно–обобщающий урок по истории Древнего Египта по теме "В стране большого Хапи"

      Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....

16 08 2022 2:28:44

Нации и межнациональные отношения


    Нации и межнациональные отношения

      Межнациональные отношения – материя особенно тонкая. Нарушение или ущемление национальных интересов, дискриминация отдельных наций порождают чрезвычайно сложные проблемы и конфликты. В современном мире существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами. Следует иметь в виду, что международное сообщество при решении межнациональных конфликтов исходит из приоритета государственной целостности, нерушимости сложившихся границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия....

15 08 2022 22:30:30

Урок по теме "Отечественная война 1812 года"


    Урок по теме "Отечественная война 1812 года"

      Урок по теме рекомендуется для проведения в 8-м классе. Основной акцент при создании образа отечественной войны сделан на рассмотрение и изучение документальных источников, в основном это воспоминания современников. Достижению поставленной цели способствует презентация, в которую включена вставка видеосюжета. Очень важным считаю воспитание патриотизма на уроках истории, для более яркого проявления чувств использовала цвета, создание ромашки. Этот элемент урока использовался еще и как физкультминутка. Урок предполагает умение выражать собственное мнение и критическое мышление....

14 08 2022 21:59:57

Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."


    Урок по теме "Индустриализация и плановая экономика в СССР 1928–1940 гг."

      В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...

13 08 2022 11:22:34

Интегрированный урок (история + обществознание) "Российский парламентаризм: опыт и уроки"


    Интегрированный урок (история + обществознание) "Российский парламентаризм: опыт и уроки"

      На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....

12 08 2022 14:43:52

Медиаурок "Что я знаю о своей малой родине" с использованием медиаальбома


    Медиаурок "Что я знаю о своей малой родине" с использованием медиаальбома

      На уроке учащиеся повторяют и запоминают основные сведения из истории родного края. По ходу урока формируется чувство уважения и гордости за свой народ. ...

11 08 2022 22:23:52

Открытый урок по теме "Начало Великой Отечественной войны"


    Открытый урок по теме "Начало Великой Отечественной войны"

      Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках. ...

10 08 2022 11:29:59

Интегрированный урок истории, МХК и русской литературы в 10-м классе "Завершение Отечественной войны 1812 года. Освободительный поход русской армии"


    Интегрированный урок истории, МХК и русской литературы в 10-м классе "Завершение Отечественной войны 1812 года. Освободительный поход русской армии"

      На данном уроке целью было сформировать представление о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг.; познакомить учащихся с памятниками архитектуры, воздвигнутыми в честь победы в Отечественной войне 1812 г. ...

09 08 2022 6:51:14

Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы


    Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы

      Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...

08 08 2022 19:40:21

Бухенвальд – лагерь cмepти


    Бухенвальд – лагерь cмepти

      Автор формирует у учащихся представление о политике фашизма в отношении покоренных народов, которых они относили к «низшим расам»....

07 08 2022 9:58:55

Внеклассное занятие по истории


    Внеклассное занятие по истории

      В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...

06 08 2022 19:53:25

Методическая разработка урока-повторения в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Древняя Греция"


    Методическая разработка урока-повторения в 5-м классе с использованием ИКТ по теме "Древняя Греция"

      Урок-повторение по истории в 5-м классе проходит в форме викторины с целью систематизировать пройденный материал. Данная форма работа позволяет развить у учащихся умения работать с проблемными заданиями, с текстом с историческими ошибками, с картиной; сформировать навыки группового взаимодействия....

05 08 2022 5:15:45

Применение краеведческого материала в преподавании истории и обществознания как средство реализации личностно ориентированного подхода в образовании


    Применение краеведческого материала в преподавании истории и обществознания как средство реализации личностно ориентированного подхода в образовании

      Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение....

04 08 2022 4:40:52

Методика использования текстов с ошибками и пропусками на уроках истории


    Методика использования текстов с ошибками и пропусками на уроках истории

      Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....

03 08 2022 5:56:29

Урок-экскурсия "Царевококшайск глазами паломника"


    Урок-экскурсия "Царевококшайск глазами паломника"

      Ребята знакомятся с судьбой церквей г. Царевококшайска (Йошкар-Олы). Все они построены на пожертвования прихожан в XVIII в.: Троицкая (1736), Входоиерусалимская (1754), Вознесенская (1756), Воскресенская (1759), Тихвинская (1774) и Богородице-Сергиев монастырь (1888). Это места паломничества в городе. Храмы были разрушены или закрыты в первые годы Советской власти. В конце XX в. здания церквей были переданы общинам верующим. Сейчас 4 церкви из 5 – действующие....

02 08 2022 6:23:41

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция: по следам истории"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция: по следам истории"

      Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в комaнде....

01 08 2022 6:42:56

Урок истории и русского языка "Принятие христианства на Руси как социально-политический процесс"


    Урок истории и русского языка "Принятие христианства на Руси как социально-политический процесс"

      Урок истории и русского языка - поисковое занятие, раскрывающее не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного процесса. В описании картины С.Иванова "Христиане и язычники", отражающей суть социального противостояния эпохи, глубоко постигается её хаpaктер, а также пpaктически применяются знания о роли причастия в русской речи, реализуются в игровой форме творческие способности детей. ...

31 07 2022 0:30:21

Форма и структура права


    Форма и структура права

      Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...

30 07 2022 18:35:58

Урок проверки знаний по разделу «Западная Азия в древности»


    Урок проверки знаний по разделу «Западная Азия в древности»

      Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....

29 07 2022 18:58:33

Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири


    Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири

      Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....

28 07 2022 11:58:53

Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира


    Тематическое планирование курса "Мировая художественная культура" (5-й класс), параллельное преподаванию истории Древнего мира

      Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....

27 07 2022 16:21:15

Урок истории Древнего мира на тему "Греки и критяне". 5-й класс


    Урок истории Древнего мира на тему "Греки и критяне". 5-й класс

      Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....

26 07 2022 12:22:44

Методическая разработка урока истории донского казачества по теме «Органы власти у донских казаков в XVI–XVII веках»


    Методическая разработка урока истории донского казачества по теме «Органы власти у донских казаков в XVI–XVII веках»

      Цель урока: показать демократический хаpaктер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....

25 07 2022 13:37:22

Конспект урока обществознания "Человек в политической жизни". 11-й класс


    Конспект урока обществознания "Человек в политической жизни". 11-й класс

      Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, выpaбатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....

24 07 2022 21:54:41

"О блокадном детстве в стихах и прозе…"


    "О блокадном детстве в стихах и прозе…"

      Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....

23 07 2022 10:27:21

Проект как инновационный метод учебной деятельности


    Проект как инновационный метод учебной деятельности

      Актуальной проблемой современной педагогики становится использование методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Для работы над проектом создается группа из учащихся, мотивированных на исследование. Инициатором проектной деятельности может быть учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования. Основой для формирования темы может стать краеведческий материал, факты истории науки, политическая история России, родословная семьи и т.д....

22 07 2022 4:43:52

Программа учебного курса по гражданскому образованию "Российская символика: история и современность". 6-й класс


    Программа учебного курса по гражданскому образованию "Российская символика: история и современность". 6-й класс

      Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....

21 07 2022 12:12:51

Открытый урок по истории России "Начало Великой Отечественной войны". 9-й класс


    Открытый урок по истории России "Начало Великой Отечественной войны". 9-й класс

      Цель урока: изучить основные события начала Великой Отечественной войны. Задачи: познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны; причинами неудач Красной Армии; содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомaндования от 16 августа 1941 г.; ходом оборонительных сражений под Москвой....

20 07 2022 23:21:53

Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой"


    Интегрированный урок по курсу истории России и литературы в 8-м классе "Емельян Пугачев: кровавый убийца или народный герой"

      Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....

19 07 2022 13:44:12

Актуальные возможности музея сельской школы


    Актуальные возможности музея сельской школы

      Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....

18 07 2022 12:33:26

Урок истории в 11-м классе по теме "Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны"


    Урок истории в 11-м классе по теме "Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны"

      Урок истории России в 11-м классе по теме «Поляризация сил внутри страны в годы Гражданской войны». Способствует развитию навыков исследовательской и поисковой деятельности. В ходе урока используется мультимедийная презентация....

17 07 2022 8:22:21

"Средневековый город". Урок в 6-м классе с применением ИКТ на всех этапах урока. Аспектный анализ урока


    "Средневековый город". Урок в 6-м классе с применением ИКТ на всех этапах урока. Аспектный анализ урока

      В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем. ...

16 07 2022 4:37:45

План-конспект учебного занятия по теме «Учимся выбирать»


    План-конспект учебного занятия по теме «Учимся выбирать»

      Данное занятие является комбинированным уроком-пpaктикумом и рассчитано на обучающихся начального профессионального и среднего профессионального образования. Данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей....

15 07 2022 11:31:42

"Культура Древней Греции". Урок истории в 5-м классе


    "Культура Древней Греции". Урок истории в 5-м классе

      Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....

14 07 2022 20:58:11

Формирование правового самосознания члeнов общества, как основы правового, антикоррупционного воспитания детей и молодёжи


    Формирование правового самосознания члeнов общества, как основы правового, антикоррупционного воспитания детей и молодёжи

      В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....

13 07 2022 1:14:19

Греко-персидские войны, 5-й класс


    Греко-персидские войны, 5-й класс

      Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся. ...

12 07 2022 12:15:38

Политические права и свободы


    Политические права и свободы

      Учитель формирует у учащихся понимание значимости политических прав и свобод для гражданина и общества. Продолжает воспитание активной гражданской позиции школьников....

11 07 2022 3:50:43

Изучение официальных символов Мурманской области в школе (в помощь учителю)


    Изучение официальных символов Мурманской области в школе (в помощь учителю)

      В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....

10 07 2022 22:17:50

Пpaктические задания в работе учителя истории и обществознания


    Пpaктические задания в работе учителя истории и обществознания

      Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....

09 07 2022 20:23:43

Проектная деятельность на уроках обществознания в среднем звене. "Я выбираю свободу…"


    Проектная деятельность на уроках обществознания в среднем звене. "Я выбираю свободу…"

      Предлагаемый урок заканчивает очень сложную для восприятия и понимания школьниками тему. Она имеет принципиальное значение для понимания учениками таких философских категорий, как свобода, ответственность, нравственный выбор. Овладение данными понятиями позволит учащимся плавно перейти к пониманию следующей темы, посвященной изучению общей хаpaктеристики правовых норм. На примере предлагаемого материала ребята имеют возможность обобщить, закрепить и отработать на пpaктике такие понятия, как свобода, воля, мораль, закон, ответственность, общественное мнение, долг, выбор, цель, счастье. ...

08 07 2022 5:24:58

Урок исторического краеведения "Занятия бохайцев и их отношения с другими государствами"


    Урок исторического краеведения "Занятия бохайцев и их отношения с другими государствами"

      Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии. ...

07 07 2022 14:40:33

Урок обществознания по теме "Самопознание"


    Урок обществознания по теме "Самопознание"

      Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными. ...

06 07 2022 4:57:30

Смутное время в России


    Смутное время в России

      Урок изучения нового материала в 10-м классе. Вид урока - продвинутая лекция в технологии критического мышления. Урок способствует воспитанию свободного осознанного выбора личностной патриотической позиции, интереса к прошлому как "кладовой образцов дурного и хорошего", формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....

05 07 2022 19:56:55

Методическая разработка урока истории России в 7(10)-м классе по теме: "Смутное время (1598-1613 гг.)"


    Методическая разработка урока истории России в 7(10)-м классе по теме: "Смутное время (1598-1613 гг.)"

      Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу. ...

04 07 2022 9:55:38

Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства. Первые князья"


    Урок истории по теме "Образование Древнерусского государства. Первые князья"

      Урок истории предназначен для проведения в 6-м классе. На изучение данной темы по программе отводится 1 час. Изучая эту тему, учащиеся получают возможность познакомиться с историей создания института государства в России в IX веке. Определяют основные признаки государства, узнают, кто стоял у истоков образования государства в России, какие князья и какой вклад внесли в это важное дело. Основой урока являются задачи, способствующие не просто усвоению определенных фактов, подтверждающих появление государства у восточных славян в IX в., а также развитие умений и навыков самостоятельной работы с текстом, формированию научного мировоззрения. ...

03 07 2022 7:12:54

Методическая разработка урока "Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущева"


    Методическая разработка урока "Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущева"

      Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...

02 07 2022 4:41:30

Олимпийские игры в Древней Греции. Урок в 5-м классе


    Олимпийские игры в Древней Греции. Урок в 5-м классе

      Занятие с целью ознакомления учащихся с историей Олимпийских игр и спортивных традиций....

01 07 2022 1:33:30

Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"


    Урок по теме "Доколумбова Америка: народы, занятия, нравы"

      Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...

30 06 2022 1:42:59

Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11-м классе "Своя игра"


    Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11-м классе "Своя игра"

      Данная форма проведения урока предназначена для проверки знаний, умений и навыков на этапе повторения и закрепления изученного материала по истории России и обществознанию в старшей школе (11-й класс). Может служить базой для разработки уроков для основной школы в упрощенном варианте. ...

29 06 2022 13:11:36

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::