Урок по истории в 11-м классе. "Репрессии в СССР. Как все начиналось? Почему это было возможно?"
Обоснование темы и методики урока.
История нашей страны богата разнообразными событиями. Много героических подвигов совершил наш народ и в борьбе с монголо-татарами, в борьбе с немцами и шведами, с французами и фашистами. Много прекрасных городов построено руками строителей. История это люди, прежде всего. Но о периоде репрессий в нашей стране говорят не много. Всем известно, что это было. Репрессии затронули многих людей, многие семьи. Пострадали невинные люди, дети, которые были лишены родителей. Но сегодняшние ученики об этих событиях знают очень мало. Считаю необходимо регулярно проводить уроки на тему политических репрессий. Тогда они не смогут повториться в истории нашего народа. Думаю, что ученики будут больше любить свою Родину, если поймут что такое Добро и Зло, Справедливость и Человеколюбие. Урок даст начало знакомству с Соловецким монастырём, местом, где появился первый лагерь. Позже в систему ГУЛАГа будет входить множество лагерей. После проведения урока я планирую, повести ребят в музей Сахарова, где мы продолжим знакомство с этой темой.
Тип урока: урок усвоения новой информации, работа с документами разного типа.
Форма урока: урок, комбинированный с показом презентации.
Цели и задачи:
- ознакомить учащихся с историей политических репрессий,
- познакомить с Соловецким монастырём, местом, которое стало первым лагерем в будущей системе ГУЛАГа.
- показать с каким мужеством переносили люди все испытания выпавшие на их долю, многие продолжали вести активную жизньнаходясь на грани жизни и cмepти. Не теряли человеческого обликаи верили, что история всё расставит по местам.
- развивать у учащихся чувство сопричастности и уважения к прошлому своего народа.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа по группам.
Методы и технология урока:
- объяснительно-иллюстративные,
- поисково-исследовательские,
- использование коммуникативных технологий.
Предварительная работа:
- создание презентации, выбор фильма о Соловецком монастыре.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- телевизор для
- показа видеозаписи, портреты репрессированных военачальников.
План занятия:
- Репрессии в СССР. Когда начались, кто первым попадал под колесо репрессивной машины.
- Соловецкий монастырь – первый лагерь для инакомыслящих.
- Самые известные заключённые Соловецкого лагеря.
- Эти события не должны повториться?
Ход урока
Урок начинается песней “Широка страна моя родная”.
На экране презентация по теме “Репрессии в СССР”. Приложение.
Учитель задаёт вопрос: Что такое репрессии? (Даем определение понятию и смотрим на экран).
1 кадр. Количество репрессированных. Официальные и неофициальные данные.
2 кадр. Репрессии в армии.
3 кадр. Число репрессированных в 1948-1953 годах.
4 кадр. Когда начались репрессии в СССР? Против кого они были направлены? Почему репрессии были возможны в СССР? (Это главные вопросы для рассмотрения на уроке).
5 кадр. Карта, на которой нанесены места лагерей в СССР.
Учитель задаёт вопрос: Когда начались репрессии в СССР?
Ученики дают ответы. Учитель сообщает о том, что первые лагеря возникают ещё в 1918 году. Одним из таких первых лагерей был Соловецкий лагерь.
6 кадр. Изображение Соловецкого монастыря.
Ученик рассказывает кратко историю возникновения Соловецкого монастыря.
В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга.
В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигают Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобные Савватий и Герман прожили шесть лет.
Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Текст жития повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь.
Преподобный Зосима стал игуменом обители. Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.
Учитель: - Что такое СЛОН? Это Соловецкий лагерь особого назначения. После 1917 года большевики, конечно, закрыли монастырь. Затем в монастыре появился первый лагерь, в который начали ссылать…?
Реально же захват большевиками власти в стране означал для Соловков замораживание привычных форм жизни. Монастырь переименовали в Кремль, Белое озеро - в Красное. "Суровая климатическая обстановка, трудовой режим и борьба с природой будут хорошей школой для всяких порочных элементов!" - постановили победители и создали в 1920 году на территории монастыря, известного своими тюремными традициями, концентрационный лагерь для своих соотечественников - военнопленных Гражданской войны. В 1923 году этот лагерь перерос в СЛОН - Соловецкие лагеря Особого Назначения. Парадоксально, но первыми узниками СЛОНа оказались активисты тех политических партий, которые прежде были союзниками большевиков в борьбе за власть. Особое Назначение Соловецких лагерей состояло в том, что там для "исправления", а не за провинность, первоначально изолировались люди, представляющие угрозу для советской идеи лишь только фактом своего существования. Активных противников власти, посмевших взять в руки оружие или пытавшихся публично высказывать свое мнение, большевики уничтожали сразу. В концлагеря же заключались те, чье воспитание не согласовывалось с коммунистической пpaктикой, те, кто в силу своего образования, происхождения или профессиональных знаний оказались "социально-чуждыми". Большая часть этих людей была брошена в Соловки не по приговорам суда, а по решениям различных коллегий, комиссий, совещаний...
У Полярного круга возник полигон - там, вдали от посторонних глаз, постепенно стала отpaбатываться организация охраны и пpaктика расстрелов, обсуждалась вероятность применения отравляющих газов и технология захоронения трупов; определялись нормы питания и изучались возможности массового использования принудительного труда. Соловецкие охранники, прошедшие школу на островах, возглавляли потом лагерные Управления по всему СССР. На Соловках внедрялась индустрия создания граждан с принципиально новым - советским сознанием. Руководители системы считали, что ими создана "ФАБРИКА ЛЮДЕЙ".
Заключенный Михаил Никонов назвал это предприятие "АДСТРОЕМ".
- Кого начали ссылать в этот лагерь? (беседа по этому вопросу)
Смотрим видеозапись о Соловецком монастыре (5минут).
7 кадр презентации. Схема Соловецкого лагеря.
Комaндировка Секирная гора штрафной изолятор лагпункта № 2 (Савватиево).
На Секирной горе содержатся приговоренные к тяжелым работам. Например, заставляют носить воду десять раз в день по лестнице протяженностью около трехсот ступеней.
Из воспоминаний Б. Седерхольма
С Секирной горы редко кто возвращается обратно, а если и возвращается, то с увеличенным сроком пребывания в лагере, так как административная коллегия имеет право выносить приговоры, помимо Москвы, включительно до cмepтной казни! Этим правом коллегия пользуется в самом широком объеме. Однажды мы наблюдали партию заключенных с Секирной горы, гонимых для работ по засыпке кладбища цинготных и тифозных. Это кладбище отравляло окрестности зловонием, так как подпочвенная вода размыла ямы-захоронения. О приближении штрафников с Секирной горы мы догадались по громкой комaнде: - Прочь с дороги! Разумеется, все шарахнулись в стороны, а мимо нас вели истощенных, совершенно звероподобных людей, окруженных многочисленным конвоем. Некоторые были одеты, за неимением платья, в мешки. Сапог я не видел ни на одном.
Из отчета польской разведки "УСЛАГ.1928п1932 гг."
В большом соборе помещался страшный Секирный изолятор. Там же, у этого изолятора производилась большая часть расстрелов заключенных по приговорам ИСО. Здесь, в лагере, в уменьшенном виде воспроизводилась жизнь на воле. В лагере было свое ГПУ п это ИСО и своя Лубянка - это Секирный изолятор. Попавший в Соловки мог поиметь за преступления в лагере новое "дело", получить по этому делу новый срок или расстрел на Секирной горе. Мы, иронизируя по этому поводу, делили СССР на большие Соловки и "Соловки малые" - наше теперешнее место пребывания.
М. Никонов.
Остров Анзер в шести километрах от Главного острова штрафная комaндировка. В 1932 году численность заключенных в лагпункте Анзер - около 400 человек.
Как на материке заключенные боялись попасть в Соловки, так узники Большого Соловецкого острова боялись попасть на Анзер. И, наоборот, все рвались перебраться с острова Анзер на Соловецкий остров.
Из воспоминаний Н. Жилова
Из следственного дела № 885
Я видел в окно, как из четвертого баpaка гoлых людей в двадцатиградусный мороз гнали с горы вниз, к озеру, где находилась баня, и после бани обратно в гору. После этого часть из них попадала в лазареты. В день умирало до двадцати человек.
Показательные расстрелы
"Людей расстреливали днем. Что ж, нельзя было ночью, тихо? А зачем же тихо? - тогда и пуля пропадает зря. В дневной густоте пуля имеет воспитательное значение. Она сражает как бы десяток за раз.
Расстреливали и иначе - прямо на Онуфриевском кладбище, за женбаpaком (бывшим странноприимным домом для богомолок) - и та дорога мимо женбаpaка так и называлась расстрельной. Можно было видеть, как зимою по снегу там ведут человека босиком в одном белье (это не для пытки! это чтоб не пропала обувь и обмундирование!) с руками, связанными проволокою за спиной - а осужденный гордо, прямо держится и одними губами, без помощи рук, курит последнюю в жизни папиросу.
Работа с документом: “ Письмо заключенных Соловецкого концентрационного лагеря в президиум ЦИК ВКП (б) о невыносимых условиях своей жизни. 14 декабря 1926 года”.
Письмо заключенных Соловецкого концентрационного лагеря в президиум ЦИК ВКП (б) о невыносимых условиях своей жизни. 14 декабря 1926 года
Обращаемся с просьбой, которой просим уделить минимум внимания.
Мы заключенные, которые возвращаемся из Соловецкого концлагеря по болезни, которые отправлялись туда полные сил и здоровья, – в настоящее время возвращаемся инвалидами, изломанными и искалеченными мopaльно и физически. Просим обратить внимание на произвол и насилие, царящие в Соловецком концлагере, в Кеми и на всех участках концлагеря. Такого ужаса, произвола и насилия и беззакония даже трудно представить человеческому воображению. Отправляясь туда, даже в мыслях не предполагали такого кошмара и теперь искалеченные, сами и от нескольких тысяч людей, там находящихся, взываем к руководящему центру Советского государства положить предел царящему там ужасу. Недостаточно того, что ОГПУ бесконтрольно, без суда высылает туда даже в большинстве случаев невинных, в большинстве рабочих и крестьян (не говоря о преступниках, заслуживающих наказания). Бывшая царская каторга в сравнении с Соловками на 99% имела больше гуманности, справедливости и законности. Высылаются люди в Соловки, в большинстве пролетарии, без всякого повода и дела, имевшие несчастье в годы общей разрухи, нищеты, голода и холода попасть в водоворот борьбы за существование и совершившие преступления, за каковые в свое время наказание перед законом и обществом понесли и возвратились к честному труду, от которого временно, повторяем, уклонились. Т. е. считаем, что кошмарное прошлое с голодом и муками прошло и тихо, и мирно работали на госфабриках и заводах, и несмотря на это, большинство находящихся на Соловках сняты с работ, оторваны от честного труда и семьи. Семьи и дети брошены на произвол судьбы, увеличив тем и без этого огромные кадры беспризорных. Это не выдумка, а факты, которые всегда можно проверить. Но этого недостаточно. Пусть было бы так, раз существует такое право или закон, что людей можно невинно наказывать. Но почему нельзя дать хотя бы возможное существование, не обрекая на муки и страдание. Например: люди, имеющие деньги, устраиваются за те же деньги и вся тяжесть опять ложится на рабочих и крестьян, к несчастью не имеющих денег. И влачат жалкое существование при непосильных работах раздетые, чуть ли не гoлые, питаясь падалью, так как паек выдается при непосильных работах ничтожный. Если я сапожник, то за 20–30 руб. могу быть слесарем, так же и другие примеры есть сотни и тысячи. Избиение и издевательство дошло до таких кошмарных пределов, что выразить невозможно. Люди мрут как мухи, т. е. умирая медленной, мучительной cмepтью. Повторяем, что все эти муки и страдания ложатся на плечи лишь пролетариату, не имеющему денег. Т. е. на рабочих, имевших несчастье, повторяем, попасть в полосу голода и разрухи, сопровождавшихся после октябрьских событий, и, совершив преступления, лишь спасая себя и семьи от голодной cмepти, за каковые наказания в свое время понесли однажды, и громадное большинство стали на честную трудовую дорогу. Теперь за прошлое, за которое вину искупили, караются снова, срываются с работ и главное, что вся тяжесть вопиющего произвола насилия и беззакония, царящего в Соловках и других участках концлагеря ОГПУ, ложится на плечи рабочих и крестьян. Другие же, как то контрреволюционеры, спекулянты и т. д., имея полный кошелек, в социалистическом государстве устраиваются и живут припеваючи. А рядом, в буквальном смысле слова, от произвола и беззакония, благодаря надзору, который сплошь состоит из отбывающих наказание агентов и сотрудников ГПУ и др[угих], погибают с голода и холода при непосильной 14–16-ти часовой работе рабочие и пролетарии, не имеющие денег.
Жаловаться или писать что-либо – “сохрани Аллах”, подведут махинацию под искусственный побег или что-либо другое и расстреляют как собаку. Выстраивают на линейку гoлых и босых при 30-ти градусном морозе и держат по часу. Трудно описать весь тот хаос и ужас, который творится в Кеми, на Соловках и других участках концлагеря. Все приезжающие ежегодно комиссии открывают массу злоупотрeблений. Но все это в сравнении с действительностью только часть того ужаса и произвола, которые случайно открывает комиссия (например, этот факт один из тысячи, который зарегистрирован в ГПУ и за который виновные понесли наказание – “заставляли есть свое испpaжнeние”). Проверьте, “товарищи”, если смеем так выразиться, этот факт, о действительности которого, повторяем, имеются в ОГПУ официальные доказательства, и посудите до какой степени доходит наглость и издевательство надзора, желающих пробить себе карьеру. Все то, что удается случайно открыть комиссии, это одна сотая доля, так как все показывается в таком виде комиссии, как светлейший князь Потемкин показывал Екатерине II живые картины при проезде ее по Таврии в Крым. Да и комиссия бывает один раз в году, а остальное время заключенные отрезаны от всего мира: гoлые, голодные и стонущие от непосильных работ по 16-ти часов в сутки остаются во власти издевательств и разных унижений, не смеют ни говорить, ни жаловаться. Не преувеличивая можно сказать, что это “испанская инквизиция”. Кодекс о труде и 8-ми часовой рабочий день или праздный отдых – одна фантазия. И если 50% оттуда возвращается, то в большинстве случаев (не говоря про людей, имеющих деньги, так как за деньги их хорошо устраивают) это живые трупы. А везде и всюду говорится и пишется, что советская власть не карает, а исправляет. Мы – также живые трупы, решили описать, хотя приблизительно, как умеем жизнь в соловецких концлагерях ОГПУ. И нельзя далее привести пословицу: “Это – не жизнь, а каторга”, так как это сравнение, как говорят люди, бывшие в каторге, не подходит. Мы уверены и надеемся, что в партии ВКП(б), как нам сказали, есть люди гуманные и отзывчивые. Возможно, что Вы подумаете, что это наша выдумка, но клянемся вам всем, что есть для нас святого, что это только частица той кошмарной правды, так как нет никакого смысла выдумывать. Мы повторяем, будем 100 раз повторять, что, да, действительно есть и виновные, но большинство страдает невинно, как выше описано. Слово “закон” по закону в концлагерях ГПУ не существует, а есть лишь единая самодержавная воля самодуров, т. е. сотрудников, отбывающих наказание и имеющих власть над жизнью и cмepтью. Все вышеописанное есть правда, и мы просим, сами стоящие на краю могилы за 3 года на Соловках, в Кеми и других участках, улучшить жалкое мученическое существование людей там находящихся и стонущих под игом произвола, насилия и полнейшего беззакония ОГПУ. С настоящим посылаем письмо в таком же духе в МОПР, в РКИ и (даже совестно сказать) хотим описать нашим братьям рабочим других стран о таком неслыханном произволе и беззаконии в соловецких концлагерях ОПТУ с надеждой, что справедливость восторжествует.
К сему подписываем: Г. Железнов, Виноградов, Ф. Белинский.
Ребята, читая документ, выясняют:
- с какой просьбой обращаются заключённые в президиум ЦИК ВКП (б)?
- что они говорят о своей жизни в лагере?
В начале 1937 года СЛОН были преобразованы в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). На протяжении почти двух десятилетий, до 1939 года, сотни тысяч заключённых плотно заполняли помещения кремля и отдельных скитов, осуждённые жили в старых землянках, душных баpaках, едва отапливаемых монастырских зданиях. Администрация лагеря равнодушно относилась к протестам заключённых и постепенно ужесточала режим. Во второй половине 30-х годов с ростом в стране репрессий на острова попадают многие учёные, старые партийные кадры, работники Коминтерна, работники НКВД, эмигранты, деятели культуры. Среди заключённых Соловецкого лагеря выдающийся философ, математик, химик, инженер П.А. Флоренский. Историки Никольский, Анциферов, Гордон, крупнейший исследователь древнерусской литературы Лихачёв Дмитрий Сергеевич. И огромное количество нам неизвестных имён.
Сейчас работники Соловецкого музея составляют списки бывших заключённых Соловецкого лагеря. Соловецкий лагерь входил в общую систему ГУЛАГа. Первое упоминание собственно о ГУЛАГе (Главное управление лагерей ОГПУ) можно найти в приказе ОГПУ от 15 февраля 1931.
В книге российского политического деятеля, бывшего заключенного ГУЛАГа И. Л. Солоневича “Россия в концлагере”(1934, София) отмечалось: “Я не думаю, чтобы общее число всех заключенных в этих лагерях было меньше пяти миллионов человек. Вероятно, – несколько больше. Но, конечно, ни о какой точности подсчета не может быть и речи”. Известный публицист A. В. Антонов-Овсеенко (сын растрелянного советского военачальника В. А. Антонова-Овсеенко) считает, что с января 1935 по июнь 1941 было репрессировано почти 20 млн. человек, из которых 7 млн. расстреляли.
Учитель задаёт вопрос:
- Почему это было возможно? Зачем нужно было запускать эту репрессивную машину? (выслушиваем мнения учащихся).
Культурно-просветительские программы лагеря – театр, библиотека, музей, выпуск литературного журнала – были слабым утешением для заключённых.
Ученик рассказывает о поэте Юрии Казарновском. Читаем несколько его пародий на стихи известных поэтов.
Другой ученик рассказывает об актёре Вацлаве Яновиче Дворжецком и театре на Соловках. (Если на первом уроке времени будет недостаточно, то о поэзии, театре и журнале речь пойдёт на втором уроке.)
Подводим итог урока. В итоге урока говорим о том, как не допустить повторения этих событий. Как должно развиваться государство, чтоб репрессии не повторились.
Литература и источники:
- Скопин В.В. “На соловецких островах” М. 1990 год
- Школьные уроки по теме “История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР”. Публикации Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова. М. 2006 год.
- Материалы сети Интернет посвященные Соловецкому монастырю.
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
28 03 2024 5:43:39
Цель занятия – определить роль и место святого Ге opгия Победоносца в истории России. Работа осуществляется в группах. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Ге opгия Победоносца, выясняют, как сложился культ святого Ге opгия на Руси, изучают историю ордена Ге opгия Победоносца. На занятии присутствует краеведческий элемент – ученики знакомятся с церквами Святого Ге opгия в Волгограде. В ходе подготовки к уроку учащиеся подбирают иллюстрации, стихотворения, выполняют рисунки....
27 03 2024 9:34:14
Развитие речи обучающихся является неотъемлемой частью развивающего обучения. Умеют ли наши ученики говорить – является не только показателем развития ученика, но и показателем педагогического мастерства учителя, научившего или не сумевшего научить своего подопечного этому виду деятельности. В работе освещены примеры организации работы обучающихся по развитию речи, формированию понятийного аппарата....
26 03 2024 20:56:32
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
25 03 2024 17:57:30
Урок "Поиск клада" по теме «Великие географические открытия» с применением игровых технологий. Тип урока – повторительно-обобщающий. С целью закрепить конкретное представление об эпохе Великих географических открытий; систематизировать и обобщить знания учащихся по этой теме....
24 03 2024 10:33:25
Окружающая жизнь предлагает человеку разные понимания мира, разные точки зрения на его осмысление. Тем не менее человек ищет ответа на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что есть красота и что является эстетическим эталоном? Изучение и пропаганда русской культуры, творчества её великих творцов, её традиций сегодня как никогда актуальны и необходимы. ...
23 03 2024 19:10:30
Урок по теме «Театр в Греции» входит в состав темы «Культура Древней Греции». Занятие способствует развитию интереса учащихся к мировой культуре и позволяет расширить знания в области театрального искусства, его происхождения и развития в Древней Греции. Главное внимание уделяется формированию аналитического мышления, благодаря которому дети учатся выявлять отличительные черты современного театра и древнегреческого....
22 03 2024 9:39:54
В настоящее время существует острая необходимость воспитания духовности, нравственных качеств личности учащихся. Представленный материал сценария, вручения юным гражданам страны паспорта РФ, способствует формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. ...
21 03 2024 22:53:14
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
20 03 2024 11:49:37
Урок проблемного изложения материала с использованием активных и интеpaктивных форм обучения при работе с разнообразными источниками информации, в том числе с широкой документальной базой, способствует формированию ключевых компетенций. Урок сочетает изучение вопросов общероссийского масштаба и углубленное изучение краеведческого компонента. ...
19 03 2024 5:50:40
Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....
18 03 2024 19:47:29
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
17 03 2024 8:36:21
Урок в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в древности". Ученики в результате частично-поисковой, исследовательской работы, ролевой игры знакомятся с историей Олимпийских игр получают образное представление о знаменитом празднике, о его культурном значении. В процессе исследования и ролевой игры выявляется, что они сами являются участниками "малых" Олимпийских игр у себя в школе. ...
16 03 2024 17:52:59
Предлагается разработка проекта по теме "Дворянский быт второй половины XVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс и реализация его итогов на уроке "Один день из жизни дворян в усадьбе XVIII в.". На уроке используется метод проживания в эпохе с элементами театрализации. Учащиеся, работая в группах, готовят выступления по отдельным вопросам. Эта тема позволяет окунуться в эту эпоху: услышать музыку и речь; увидеть, а может быть, и попробовать меню из блюд дворянской кухни; оценить моду, вкусы, пристрастия людей того времени; приобщиться к культурным ценностям и народному достоянию. На уроке предполагается использование ИКТ учащимися....
15 03 2024 1:36:34
Интегрированное занятие по новой истории и английскому языку. Форма проведения урока – воображаемая пресс-конференция, на которой рассматриваются вопросы от основания первых английских колоний на территории Северной Америки до окончания Гражданской войны середины XIX века. Одним из ключевых вопросов является плантационное рабство....
14 03 2024 8:30:22
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
13 03 2024 8:54:29
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
12 03 2024 0:10:14
В ходе урока учащиеся сравнительно сопоставляют основные тенденции экономического развития России первой половины XIX века; выделяют своеобразие экономического развития России; участвуют в дискуссиях по актуальным историческим проблемам....
11 03 2024 20:30:11
Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами. ...
10 03 2024 19:52:43
Цель урока: пробудить интерес к изучаемому предмету; самореализация обучающихся: проявление личностных свойств; социализация: включение в систему общественных отношений, усвоение норм общения....
09 03 2024 13:53:19
Урок разработан в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование современных компьютерных технологий во время урока позволяет наиболее полно использовать речевые способности учащихся, существенно увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, а также развивает и совершенствует их индивидуальные творческие способности путем применения индивидуально-личностного подхода....
08 03 2024 12:23:59
Урок предполагает повторение отдельных аспектов внутренней и внешней политики Александра I и Николая I. Особое внимание уделяется дискуссионным вопросам истории России первой половины XIX века, в ходе работы с которыми учащихся развивают умение анализировать противоположные точки зрения и аргументировать собственную позицию....
07 03 2024 13:12:38
Учащиеся на основе примеров обсуждают роль государства в создании и решении экологических проблем; анализируют связи между целями и принципами государственной политики защиты окружающей среды и применяемыми для их достижения правовыми, экономическими и неформальными инструментами; учатся принимать решения по экологически грамотному поведению, предлагают меры по решению экологических проблем для развития....
06 03 2024 15:51:22
Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению. ...
05 03 2024 13:53:17
Урок построен на использовании мотивационного видеофильма, систематизирующего знания учащихся по изученной теме, творческих работ учащихся, использовании ИКТ в виде презентации....
04 03 2024 16:35:36
В настоящее время, чтобы овладеть вниманием учащихся, удивить, заинтересовать, увлечь своим предметом, повысить эффективность занятий необходимо внедрять в свою работу нестандартные формы обучения. Подготовка к этим урокам сложная, требует мобилизации знаний, времени, более высокого уровня организации труда как самого учителя, так и учащихся....
03 03 2024 6:18:16
Урок знакомит учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры, воспитывает бережное отношение к историческому прошлому, формирует гражданскую позицию учащихся....
02 03 2024 11:19:51
Это конкурс-викторина в форме известной телевизионной игры "Умники и умницы". В соревновании учащиеся должны показать свои знания о выдающихся наших полководцах, начиная со времён Киевской Руси и до нашего времени. Тема представляет интерес как для учителей истории, так и для организаторов внеклассной работы в средней школе. ...
01 03 2024 14:11:40
В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....
29 02 2024 3:23:10
Игра-викторина, посвященнная историческому событию, с помощью которой создаются условия для развития познавательной и творческой активности учащихся. Игра формирует патриотическое самосознание учащихся, чувство гордости за доблесть и славу русской армии, развитие чувства коллективизма у учащихся....
28 02 2024 21:59:47
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем. ...
27 02 2024 10:31:54
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
26 02 2024 23:56:51
Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО. ...
25 02 2024 18:57:27
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
24 02 2024 23:57:17
Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование. ...
23 02 2024 4:36:45
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
22 02 2024 11:28:20
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
21 02 2024 8:30:19
Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....
20 02 2024 0:59:44
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе изучения истории Татарстана; развивать быстроту мышления и коммуникативные способности; совершенствовать умения доказывать свое мнение; формировать понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве....
19 02 2024 19:11:34
На изучение данной темы в 11-м классе отводится пять часов. Блочно-модульная система позволяет за счёт использования активных форм обучения, посредством работы с несколькими учебными пособиями, документами, монографиями расширить объём знаний по данной теме. ...
18 02 2024 18:50:34
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
17 02 2024 12:39:46
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
16 02 2024 21:35:48
Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....
15 02 2024 19:51:33
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
14 02 2024 16:38:23
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта. ...
13 02 2024 19:29:56
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
12 02 2024 11:52:19
Особенностью урока является активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся по овладению знаниями. Урок способствует «погружению» в эпоху XIX века, позволяет рассмотреть одно из драматических событий истории Казахстана, которое было «белым пятном истории» в советское время....
11 02 2024 1:44:30
Урок преследует цели: показать предпосылки возникновения индустриального общества, его особенностей, познакомить с понятием первоначального накопления капитала, с новыми ценностями, зарождением западноевропейского парламентаризма. Главной проблемой урока является появление человека Новой эпохи. ...
10 02 2024 2:35:20
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
09 02 2024 19:28:11
Цели урока: выяснить условия жизни знатных египтян; определить отношение фараона к вельможам; учить детей приемам самостоятельной работы....
08 02 2024 7:34:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::