Урок по истории в 11-м классе. "Репрессии в СССР. Как все начиналось? Почему это было возможно?"
Обоснование темы и методики урока.
История нашей страны богата разнообразными событиями. Много героических подвигов совершил наш народ и в борьбе с монголо-татарами, в борьбе с немцами и шведами, с французами и фашистами. Много прекрасных городов построено руками строителей. История это люди, прежде всего. Но о периоде репрессий в нашей стране говорят не много. Всем известно, что это было. Репрессии затронули многих людей, многие семьи. Пострадали невинные люди, дети, которые были лишены родителей. Но сегодняшние ученики об этих событиях знают очень мало. Считаю необходимо регулярно проводить уроки на тему политических репрессий. Тогда они не смогут повториться в истории нашего народа. Думаю, что ученики будут больше любить свою Родину, если поймут что такое Добро и Зло, Справедливость и Человеколюбие. Урок даст начало знакомству с Соловецким монастырём, местом, где появился первый лагерь. Позже в систему ГУЛАГа будет входить множество лагерей. После проведения урока я планирую, повести ребят в музей Сахарова, где мы продолжим знакомство с этой темой.
Тип урока: урок усвоения новой информации, работа с документами разного типа.
Форма урока: урок, комбинированный с показом презентации.
Цели и задачи:
- ознакомить учащихся с историей политических репрессий,
- познакомить с Соловецким монастырём, местом, которое стало первым лагерем в будущей системе ГУЛАГа.
- показать с каким мужеством переносили люди все испытания выпавшие на их долю, многие продолжали вести активную жизньнаходясь на грани жизни и cмepти. Не теряли человеческого обликаи верили, что история всё расставит по местам.
- развивать у учащихся чувство сопричастности и уважения к прошлому своего народа.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа по группам.
Методы и технология урока:
- объяснительно-иллюстративные,
- поисково-исследовательские,
- использование коммуникативных технологий.
Предварительная работа:
- создание презентации, выбор фильма о Соловецком монастыре.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- телевизор для
- показа видеозаписи, портреты репрессированных военачальников.
План занятия:
- Репрессии в СССР. Когда начались, кто первым попадал под колесо репрессивной машины.
- Соловецкий монастырь – первый лагерь для инакомыслящих.
- Самые известные заключённые Соловецкого лагеря.
- Эти события не должны повториться?
Ход урока
Урок начинается песней “Широка страна моя родная”.
На экране презентация по теме “Репрессии в СССР”. Приложение.
Учитель задаёт вопрос: Что такое репрессии? (Даем определение понятию и смотрим на экран).
1 кадр. Количество репрессированных. Официальные и неофициальные данные.
2 кадр. Репрессии в армии.
3 кадр. Число репрессированных в 1948-1953 годах.
4 кадр. Когда начались репрессии в СССР? Против кого они были направлены? Почему репрессии были возможны в СССР? (Это главные вопросы для рассмотрения на уроке).
5 кадр. Карта, на которой нанесены места лагерей в СССР.
Учитель задаёт вопрос: Когда начались репрессии в СССР?
Ученики дают ответы. Учитель сообщает о том, что первые лагеря возникают ещё в 1918 году. Одним из таких первых лагерей был Соловецкий лагерь.
6 кадр. Изображение Соловецкого монастыря.
Ученик рассказывает кратко историю возникновения Соловецкого монастыря.
В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга.
В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке достигают Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобные Савватий и Герман прожили шесть лет.
Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Текст жития повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь.
Преподобный Зосима стал игуменом обители. Преподобный Зосима преставился 17 апреля 1478 года и был погребен за алтарем Спасо-Преображенского храма.
Учитель: - Что такое СЛОН? Это Соловецкий лагерь особого назначения. После 1917 года большевики, конечно, закрыли монастырь. Затем в монастыре появился первый лагерь, в который начали ссылать…?
Реально же захват большевиками власти в стране означал для Соловков замораживание привычных форм жизни. Монастырь переименовали в Кремль, Белое озеро - в Красное. "Суровая климатическая обстановка, трудовой режим и борьба с природой будут хорошей школой для всяких порочных элементов!" - постановили победители и создали в 1920 году на территории монастыря, известного своими тюремными традициями, концентрационный лагерь для своих соотечественников - военнопленных Гражданской войны. В 1923 году этот лагерь перерос в СЛОН - Соловецкие лагеря Особого Назначения. Парадоксально, но первыми узниками СЛОНа оказались активисты тех политических партий, которые прежде были союзниками большевиков в борьбе за власть. Особое Назначение Соловецких лагерей состояло в том, что там для "исправления", а не за провинность, первоначально изолировались люди, представляющие угрозу для советской идеи лишь только фактом своего существования. Активных противников власти, посмевших взять в руки оружие или пытавшихся публично высказывать свое мнение, большевики уничтожали сразу. В концлагеря же заключались те, чье воспитание не согласовывалось с коммунистической пpaктикой, те, кто в силу своего образования, происхождения или профессиональных знаний оказались "социально-чуждыми". Большая часть этих людей была брошена в Соловки не по приговорам суда, а по решениям различных коллегий, комиссий, совещаний...
У Полярного круга возник полигон - там, вдали от посторонних глаз, постепенно стала отpaбатываться организация охраны и пpaктика расстрелов, обсуждалась вероятность применения отравляющих газов и технология захоронения трупов; определялись нормы питания и изучались возможности массового использования принудительного труда. Соловецкие охранники, прошедшие школу на островах, возглавляли потом лагерные Управления по всему СССР. На Соловках внедрялась индустрия создания граждан с принципиально новым - советским сознанием. Руководители системы считали, что ими создана "ФАБРИКА ЛЮДЕЙ".
Заключенный Михаил Никонов назвал это предприятие "АДСТРОЕМ".
- Кого начали ссылать в этот лагерь? (беседа по этому вопросу)
Смотрим видеозапись о Соловецком монастыре (5минут).
7 кадр презентации. Схема Соловецкого лагеря.
Комaндировка Секирная гора штрафной изолятор лагпункта № 2 (Савватиево).
На Секирной горе содержатся приговоренные к тяжелым работам. Например, заставляют носить воду десять раз в день по лестнице протяженностью около трехсот ступеней.
Из воспоминаний Б. Седерхольма
С Секирной горы редко кто возвращается обратно, а если и возвращается, то с увеличенным сроком пребывания в лагере, так как административная коллегия имеет право выносить приговоры, помимо Москвы, включительно до cмepтной казни! Этим правом коллегия пользуется в самом широком объеме. Однажды мы наблюдали партию заключенных с Секирной горы, гонимых для работ по засыпке кладбища цинготных и тифозных. Это кладбище отравляло окрестности зловонием, так как подпочвенная вода размыла ямы-захоронения. О приближении штрафников с Секирной горы мы догадались по громкой комaнде: - Прочь с дороги! Разумеется, все шарахнулись в стороны, а мимо нас вели истощенных, совершенно звероподобных людей, окруженных многочисленным конвоем. Некоторые были одеты, за неимением платья, в мешки. Сапог я не видел ни на одном.
Из отчета польской разведки "УСЛАГ.1928п1932 гг."
В большом соборе помещался страшный Секирный изолятор. Там же, у этого изолятора производилась большая часть расстрелов заключенных по приговорам ИСО. Здесь, в лагере, в уменьшенном виде воспроизводилась жизнь на воле. В лагере было свое ГПУ п это ИСО и своя Лубянка - это Секирный изолятор. Попавший в Соловки мог поиметь за преступления в лагере новое "дело", получить по этому делу новый срок или расстрел на Секирной горе. Мы, иронизируя по этому поводу, делили СССР на большие Соловки и "Соловки малые" - наше теперешнее место пребывания.
М. Никонов.
Остров Анзер в шести километрах от Главного острова штрафная комaндировка. В 1932 году численность заключенных в лагпункте Анзер - около 400 человек.
Как на материке заключенные боялись попасть в Соловки, так узники Большого Соловецкого острова боялись попасть на Анзер. И, наоборот, все рвались перебраться с острова Анзер на Соловецкий остров.
Из воспоминаний Н. Жилова
Из следственного дела № 885
Я видел в окно, как из четвертого баpaка гoлых людей в двадцатиградусный мороз гнали с горы вниз, к озеру, где находилась баня, и после бани обратно в гору. После этого часть из них попадала в лазареты. В день умирало до двадцати человек.
Показательные расстрелы
"Людей расстреливали днем. Что ж, нельзя было ночью, тихо? А зачем же тихо? - тогда и пуля пропадает зря. В дневной густоте пуля имеет воспитательное значение. Она сражает как бы десяток за раз.
Расстреливали и иначе - прямо на Онуфриевском кладбище, за женбаpaком (бывшим странноприимным домом для богомолок) - и та дорога мимо женбаpaка так и называлась расстрельной. Можно было видеть, как зимою по снегу там ведут человека босиком в одном белье (это не для пытки! это чтоб не пропала обувь и обмундирование!) с руками, связанными проволокою за спиной - а осужденный гордо, прямо держится и одними губами, без помощи рук, курит последнюю в жизни папиросу.
Работа с документом: “ Письмо заключенных Соловецкого концентрационного лагеря в президиум ЦИК ВКП (б) о невыносимых условиях своей жизни. 14 декабря 1926 года”.
Письмо заключенных Соловецкого концентрационного лагеря в президиум ЦИК ВКП (б) о невыносимых условиях своей жизни. 14 декабря 1926 года
Обращаемся с просьбой, которой просим уделить минимум внимания.
Мы заключенные, которые возвращаемся из Соловецкого концлагеря по болезни, которые отправлялись туда полные сил и здоровья, – в настоящее время возвращаемся инвалидами, изломанными и искалеченными мopaльно и физически. Просим обратить внимание на произвол и насилие, царящие в Соловецком концлагере, в Кеми и на всех участках концлагеря. Такого ужаса, произвола и насилия и беззакония даже трудно представить человеческому воображению. Отправляясь туда, даже в мыслях не предполагали такого кошмара и теперь искалеченные, сами и от нескольких тысяч людей, там находящихся, взываем к руководящему центру Советского государства положить предел царящему там ужасу. Недостаточно того, что ОГПУ бесконтрольно, без суда высылает туда даже в большинстве случаев невинных, в большинстве рабочих и крестьян (не говоря о преступниках, заслуживающих наказания). Бывшая царская каторга в сравнении с Соловками на 99% имела больше гуманности, справедливости и законности. Высылаются люди в Соловки, в большинстве пролетарии, без всякого повода и дела, имевшие несчастье в годы общей разрухи, нищеты, голода и холода попасть в водоворот борьбы за существование и совершившие преступления, за каковые в свое время наказание перед законом и обществом понесли и возвратились к честному труду, от которого временно, повторяем, уклонились. Т. е. считаем, что кошмарное прошлое с голодом и муками прошло и тихо, и мирно работали на госфабриках и заводах, и несмотря на это, большинство находящихся на Соловках сняты с работ, оторваны от честного труда и семьи. Семьи и дети брошены на произвол судьбы, увеличив тем и без этого огромные кадры беспризорных. Это не выдумка, а факты, которые всегда можно проверить. Но этого недостаточно. Пусть было бы так, раз существует такое право или закон, что людей можно невинно наказывать. Но почему нельзя дать хотя бы возможное существование, не обрекая на муки и страдание. Например: люди, имеющие деньги, устраиваются за те же деньги и вся тяжесть опять ложится на рабочих и крестьян, к несчастью не имеющих денег. И влачат жалкое существование при непосильных работах раздетые, чуть ли не гoлые, питаясь падалью, так как паек выдается при непосильных работах ничтожный. Если я сапожник, то за 20–30 руб. могу быть слесарем, так же и другие примеры есть сотни и тысячи. Избиение и издевательство дошло до таких кошмарных пределов, что выразить невозможно. Люди мрут как мухи, т. е. умирая медленной, мучительной cмepтью. Повторяем, что все эти муки и страдания ложатся на плечи лишь пролетариату, не имеющему денег. Т. е. на рабочих, имевших несчастье, повторяем, попасть в полосу голода и разрухи, сопровождавшихся после октябрьских событий, и, совершив преступления, лишь спасая себя и семьи от голодной cмepти, за каковые наказания в свое время понесли однажды, и громадное большинство стали на честную трудовую дорогу. Теперь за прошлое, за которое вину искупили, караются снова, срываются с работ и главное, что вся тяжесть вопиющего произвола насилия и беззакония, царящего в Соловках и других участках концлагеря ОГПУ, ложится на плечи рабочих и крестьян. Другие же, как то контрреволюционеры, спекулянты и т. д., имея полный кошелек, в социалистическом государстве устраиваются и живут припеваючи. А рядом, в буквальном смысле слова, от произвола и беззакония, благодаря надзору, который сплошь состоит из отбывающих наказание агентов и сотрудников ГПУ и др[угих], погибают с голода и холода при непосильной 14–16-ти часовой работе рабочие и пролетарии, не имеющие денег.
Жаловаться или писать что-либо – “сохрани Аллах”, подведут махинацию под искусственный побег или что-либо другое и расстреляют как собаку. Выстраивают на линейку гoлых и босых при 30-ти градусном морозе и держат по часу. Трудно описать весь тот хаос и ужас, который творится в Кеми, на Соловках и других участках концлагеря. Все приезжающие ежегодно комиссии открывают массу злоупотрeблений. Но все это в сравнении с действительностью только часть того ужаса и произвола, которые случайно открывает комиссия (например, этот факт один из тысячи, который зарегистрирован в ГПУ и за который виновные понесли наказание – “заставляли есть свое испpaжнeние”). Проверьте, “товарищи”, если смеем так выразиться, этот факт, о действительности которого, повторяем, имеются в ОГПУ официальные доказательства, и посудите до какой степени доходит наглость и издевательство надзора, желающих пробить себе карьеру. Все то, что удается случайно открыть комиссии, это одна сотая доля, так как все показывается в таком виде комиссии, как светлейший князь Потемкин показывал Екатерине II живые картины при проезде ее по Таврии в Крым. Да и комиссия бывает один раз в году, а остальное время заключенные отрезаны от всего мира: гoлые, голодные и стонущие от непосильных работ по 16-ти часов в сутки остаются во власти издевательств и разных унижений, не смеют ни говорить, ни жаловаться. Не преувеличивая можно сказать, что это “испанская инквизиция”. Кодекс о труде и 8-ми часовой рабочий день или праздный отдых – одна фантазия. И если 50% оттуда возвращается, то в большинстве случаев (не говоря про людей, имеющих деньги, так как за деньги их хорошо устраивают) это живые трупы. А везде и всюду говорится и пишется, что советская власть не карает, а исправляет. Мы – также живые трупы, решили описать, хотя приблизительно, как умеем жизнь в соловецких концлагерях ОГПУ. И нельзя далее привести пословицу: “Это – не жизнь, а каторга”, так как это сравнение, как говорят люди, бывшие в каторге, не подходит. Мы уверены и надеемся, что в партии ВКП(б), как нам сказали, есть люди гуманные и отзывчивые. Возможно, что Вы подумаете, что это наша выдумка, но клянемся вам всем, что есть для нас святого, что это только частица той кошмарной правды, так как нет никакого смысла выдумывать. Мы повторяем, будем 100 раз повторять, что, да, действительно есть и виновные, но большинство страдает невинно, как выше описано. Слово “закон” по закону в концлагерях ГПУ не существует, а есть лишь единая самодержавная воля самодуров, т. е. сотрудников, отбывающих наказание и имеющих власть над жизнью и cмepтью. Все вышеописанное есть правда, и мы просим, сами стоящие на краю могилы за 3 года на Соловках, в Кеми и других участках, улучшить жалкое мученическое существование людей там находящихся и стонущих под игом произвола, насилия и полнейшего беззакония ОГПУ. С настоящим посылаем письмо в таком же духе в МОПР, в РКИ и (даже совестно сказать) хотим описать нашим братьям рабочим других стран о таком неслыханном произволе и беззаконии в соловецких концлагерях ОПТУ с надеждой, что справедливость восторжествует.
К сему подписываем: Г. Железнов, Виноградов, Ф. Белинский.
Ребята, читая документ, выясняют:
- с какой просьбой обращаются заключённые в президиум ЦИК ВКП (б)?
- что они говорят о своей жизни в лагере?
В начале 1937 года СЛОН были преобразованы в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). На протяжении почти двух десятилетий, до 1939 года, сотни тысяч заключённых плотно заполняли помещения кремля и отдельных скитов, осуждённые жили в старых землянках, душных баpaках, едва отапливаемых монастырских зданиях. Администрация лагеря равнодушно относилась к протестам заключённых и постепенно ужесточала режим. Во второй половине 30-х годов с ростом в стране репрессий на острова попадают многие учёные, старые партийные кадры, работники Коминтерна, работники НКВД, эмигранты, деятели культуры. Среди заключённых Соловецкого лагеря выдающийся философ, математик, химик, инженер П.А. Флоренский. Историки Никольский, Анциферов, Гордон, крупнейший исследователь древнерусской литературы Лихачёв Дмитрий Сергеевич. И огромное количество нам неизвестных имён.
Сейчас работники Соловецкого музея составляют списки бывших заключённых Соловецкого лагеря. Соловецкий лагерь входил в общую систему ГУЛАГа. Первое упоминание собственно о ГУЛАГе (Главное управление лагерей ОГПУ) можно найти в приказе ОГПУ от 15 февраля 1931.
В книге российского политического деятеля, бывшего заключенного ГУЛАГа И. Л. Солоневича “Россия в концлагере”(1934, София) отмечалось: “Я не думаю, чтобы общее число всех заключенных в этих лагерях было меньше пяти миллионов человек. Вероятно, – несколько больше. Но, конечно, ни о какой точности подсчета не может быть и речи”. Известный публицист A. В. Антонов-Овсеенко (сын растрелянного советского военачальника В. А. Антонова-Овсеенко) считает, что с января 1935 по июнь 1941 было репрессировано почти 20 млн. человек, из которых 7 млн. расстреляли.
Учитель задаёт вопрос:
- Почему это было возможно? Зачем нужно было запускать эту репрессивную машину? (выслушиваем мнения учащихся).
Культурно-просветительские программы лагеря – театр, библиотека, музей, выпуск литературного журнала – были слабым утешением для заключённых.
Ученик рассказывает о поэте Юрии Казарновском. Читаем несколько его пародий на стихи известных поэтов.
Другой ученик рассказывает об актёре Вацлаве Яновиче Дворжецком и театре на Соловках. (Если на первом уроке времени будет недостаточно, то о поэзии, театре и журнале речь пойдёт на втором уроке.)
Подводим итог урока. В итоге урока говорим о том, как не допустить повторения этих событий. Как должно развиваться государство, чтоб репрессии не повторились.
Литература и источники:
- Скопин В.В. “На соловецких островах” М. 1990 год
- Школьные уроки по теме “История политических репрессий и сопротивление несвободе в СССР”. Публикации Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова. М. 2006 год.
- Материалы сети Интернет посвященные Соловецкому монастырю.
История – это тот предмет, где через элементы краеведения можно более глубоко изучить тот или иной исторический факт или историческое событие. В старших классах при изучении истории, кроме констатации исторического факта, необходим ещё и анализ происходящего, его оценка. Поэтому необходимо привлекать учащихся к научной работе по изучению края и прививать умение правильно оформлять свои работы....
18 03 2024 14:51:28
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
17 03 2024 17:53:46
"Познавательное застолье" - это уникальная возможность "попробовать историю на зубок". Отличительной особенностью данного урока является его наглядность и иллюстративность. Особый колорит придает костюмированность и театрализованность мероприятия. Нетрадиционность подачи материала позволяет сделать урок по-настоящему ярким, праздничным, запоминающимся и одновременно информативным. Отсутствие школьно-письменных принадлежностей и нестандартный способ оценки помогают создать атмосферу максимального психологического комфорта для детей....
16 03 2024 12:34:41
Представленный урок основан на методе исследовательского сравнения, который позволяет развивать у учащихся способность осмысливать сущность общественных явлений и событий посредством отработки умений и навыков сравнительного анализа; способствует самореализации личности учащегося, развитию базовых навыков гражданского участия, аналитического и критического мышления. В ходе урока используются разнообразные методики сравнения. Урок можно использовать как целиком, так и фрагментами в зависимости от поставленных целей и подготовки учащихся. ...
15 03 2024 11:26:59
Сценарий урока с использованием презентации. Целью данного урока является формирование правовой компетентности современного подростка, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение ориентироваться в правовом прострaнcтве. На уроке у учеников формируются такие понятия, как юридический факт, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. ...
14 03 2024 8:39:21
Вопрос об отмене cмepтной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема cмepтной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. Тема cмepтной казни предоставляет большую почву для размышлений и касается каждого из нас. Урок носит проблемный хаpaктер, стимулирует познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевает деятельностный подход к изучению темы....
13 03 2024 22:17:52
Цель игры: формирование гражданственности для становления ценностей, развивающих цивилизованное общество, справедливость, демократию, уважение закона, успешную социализациюи интеграции в социум....
12 03 2024 12:29:45
Цели: познакомить учащихся с участниками Великой Отечественной войны, жителями села Мостовское; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей малой родины; способствовать патриотическому воспитанию учащихся....
11 03 2024 18:59:47
Каждый учитель стремится оптимизировать педагогический процесс, выбирая при этом свой индивидуальный путь, который наиболее отвечает его требованиям. Позитивная технология обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью. Предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, коррекции результатов. Она эффективна по результатам и оптимальна по затратам, а также гарантирует достижение стандарта обучения....
10 03 2024 20:18:29
Материал собран учащимися 9-го класса в курсе предпрофильной подготовки. Урок явился итоговым в форме зачетной работы. Элективный курс связан с изучением основ профессии экскурсовода ...
09 03 2024 1:24:27
Цели занятия: познакомить с концепцией гражданского образования и объяснить, что такое гражданство, а также рассмотреть существующие точки зрения по поводу конфликта: знать и уметь описать права и обязанности граждан, а также помогать всем людям, начиная с тех, кто живет в ближайшем окружении, реализовывать их права: брать инициативу на себя, с тем чтобы активно участвовать в управлении своим обществом....
08 03 2024 14:22:23
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
07 03 2024 3:29:15
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
06 03 2024 17:22:39
Урок по обществознанию в 10-м классе (базовый уровень) по теме "Человек в системе социальных связей" даёт возможность в течение всего урока вовлечь учащихся в активную мыслительную деятельность, где им постоянно необходимо самостоятельно разрешать проблемы. Работа в группах дает возможность учащимся раскрыть свои способности, "раскрепостить" их мышление и обеспечить интерес к уроку....
05 03 2024 17:23:22
Цель урока: выявить факторы международной политики, влиявшие на формирование внешнеполитического курса СССР и США. Учащиеся работают с документами, смотрят презентацию и заполняют схему....
04 03 2024 8:52:32
Представляется конспект проблемного урока истории в 10-м классе. Данный урок позволяет учащимся развивать исследовательские навыки (работа с документами, статистическим материалом), самостоятельность и творчество в изучении исторического материала (подготовка презентации к уроку). Использование информационных технологий ликвидирует перегрузку учащихся (обобщения в свернутом виде после обсуждения проблемы) способствует прочному усвоению знаний, приобщает учащихся к современной информационной культуре. ...
03 03 2024 9:51:55
На уроке продолжаем формировать навыки работы с алгоритмом, в данном случае алгоритмом «Хаpaктеристика войны». Изучение материала происходит путем интеграции предметов история и информатика. Урок строится на основе электронного учебника «История России. ХХ век» М.: Клио Софт, 2001. ...
02 03 2024 4:19:38
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
01 03 2024 22:17:22
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
29 02 2024 4:33:38
Внеклассное мероприятие к юбилею Сергия Радонежского можно использовать для всех возрастов учащихся. В конце его используется игровой материал....
28 02 2024 15:26:26
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. ...
27 02 2024 20:27:34
Урок построен в строгой логике развивающего обучения: постановка учебной задачи через создание проблемной ситуации; решение учебной задачи учащимися по материалам исторических источников, самостоятельное изучение законов с отработкой умений мыслительной деятельности (анализировать, сравнивать, обобщать), аргументированно представлять свою точку зрения, делать выводы, работать в группах; рефлексивно-оценочный этап. ...
26 02 2024 9:40:44
Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....
25 02 2024 10:16:34
Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....
24 02 2024 20:33:30
В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края»....
23 02 2024 1:20:53
Цель урока - расширить знания учащихся о жизни и быте прошлых поколений на примере русского жилища. Особенности постройки дома, история его частей и предметов, бытующих суеверий вызывает искренний интерес учащихся к теме, помогает им постичь народную мудрость. Урок способствует развитию навыков логического мышления, интереса к предмету, традициям и обычаям предков. Материалы урока можно использовать во внеклассной работе по предмету....
22 02 2024 6:41:19
Итоговый урок по теме "Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях, верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется компьютер....
21 02 2024 21:27:57
Цель: популяризация исторических знаний в увлекательной форме – интеллектуальная комaндная игра, повторение материала, изученного в курсе истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени на морскую тематику. Игра составлена с электронным табло, представляющим собой поле (наподобие известной игры "Морской бой")....
20 02 2024 5:52:49
Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся расширяют свои знания о великом русском полководце А.В. Суворове. Урок-игра имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ и любовь к Родине. Урок показывает связь исторических событий с современностью. Это способствует развитию исторической эрудиции учащихся и их интереса к предмету. ...
19 02 2024 4:51:33
Поскольку история Древнего мира изучает особенности различных цивилизаций, то ключевыми моментами в теме урока «Индийские касты» являлась социальная структура общества, изобретения и открытия древних индийцев, зарождение мировой религии буддизма и его нравственные основы. Урок строится с использованием иллюстраций, слайдов, а также словесных методов....
18 02 2024 18:18:17
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л.Косулина. "История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....
17 02 2024 6:21:37
Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....
16 02 2024 9:43:13
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
15 02 2024 5:24:20
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
14 02 2024 6:22:59
В статье описана система работы по следующим направлениям: формирование гражданской ответственности; правовое воспитание; нравственное воспитание. Разработана и представлена презентация, иллюстрирующая эту программу и результаты ее реализации. ...
13 02 2024 4:47:35
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
12 02 2024 14:10:15
Цели урока: показать взаимосвязь истории и литературы; взаимосвязь истории прошлого века и современности; провести исследование и выяснить, как исторические события отразились в поэме А.Блока; показать полемический хаpaктер поэмы; раскрыть тему Бога, веры; выявить авторскую позицию; учить анализировать поэтический текст, находить нужную информацию в научном тексте, видеть общее и частное; развивать критическое мышление; выражать свое мнение....
11 02 2024 23:54:47
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
10 02 2024 9:36:50
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
09 02 2024 20:23:51
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
08 02 2024 23:35:13
Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса «Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов «Обществознание» и «Право» в 9−11-х классах....
07 02 2024 5:28:59
Урок по теме: "Права человека в Великой Французской революции" ставит своей целью воспитание уважения к человеку, его правам. Данный урок может быть вариантом повторительно-обобщающего урока по теме "Великая Французская революция"; материалы к уроку могут быть использованы на уроках обществознания и права. ...
06 02 2024 14:39:36
Уроки словесности в нашей гимназии начинаются с 5-го класса. И это не случайно. Мы считаем, что, чем младше ученик, тем больше наблюдений он может сделать на уровне интуиции, подсознания; он более открыт для диалога с текстом, эмоционален, детское непосредственное чувство, неклишированное сознание помогут ощутить всю прелесть слова....
05 02 2024 17:31:31
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
04 02 2024 21:51:11
Цель курса: заложить основу знаний о родном крае, его климатических и природных условиях, о традициях, культуре, истории народов, населяющих область (русские, мордва, татары и др.), привитие умений и навыков бережного отношения к окружающему миру, творческого подхода к полученным знаниям, любви и преданности родным местам. ...
03 02 2024 9:26:41
На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и знаний....
02 02 2024 22:25:10
Вряд ли есть тема в русской истории лучше освещенная, чем эпоха Петра I. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого всегда делали эту тему привлекательной, и на этой ниве написано немало трудов, в том числе и методических разработок. У ребят есть прекрасная возможность не только углубить свои знания об императоре, но и, что наиболее ценно, использовать эти знания в новой для них ситуации – работая с предложенной литературой, анализируя ее, делая выводы, сравнивая разные точки зрения, формируя собственное мнение, учась аргументировать его....
01 02 2024 12:10:35
Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....
31 01 2024 7:24:51
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
30 01 2024 17:20:24
Марафон проводится как повторительно-обобщающий урок в игровой форме среди пятиклассников. Школьникам предлагается выполнить занимательные задания, которые проверяют и развивают имеющиеся у них умения и навыки по истории, а также углубляют исторические знания и укрепляют интерес учеников к античной истории. ...
29 01 2024 13:10:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::