Организация краеведческой работы
Что такое краеведение – это по-большому счету
историческая память. Это память ныне живущих о
тех, кто ушел, оставив след в истории своей малой
Родины.
В Климоуцевской СОШ краеведческой работой
занимаются давно. Интерес к ней проявляют и
ученики, и учителя и выпускники, давно покинувшие
стены школы.
Последние годы организацию краеведческой работы взяли на себя учитель истории высшей категории Гаврилко Н.Н. (Приложение) и учитель истории первой категории И.П.Бриканова.
В начальной школе учащимся, прежде всего, дается представление о недвижимых памятниках истории и культуры. Они впервые узнают о том, что своя история есть у моего дома, улицы, села.
Появляются первые альбомы – это «Мой дом», «Моя улица». На уроках природоведения, «Окружающий мир», ОБЖ ребята с удовольствием рассказывают о самых старых зданиях на своей улице и о новостройках.
На уроках истории ребята впервые встречаются с понятием «Родословная». Они узнают, что история их семьи – это тоже история. Ее тоже надо знать, помнить и уважать. Ребята вместе с учителем и родителями пытаются составить генеалогическое древо своей семьи. С удивлением узнают, что бабушка – такая родная и добрая зовется серьезным словосочетанием «Ветеран войны и труда».
На данных уроках «Краеведение» выступает как важная, но все-таки часть урока.
Каково же содержания преподавания краеведения? Считаем, что есть несколько тем, которые чрезвычайно важны и являются как бы основой краеведческой работы:
1. История Родины в событиях в моем селе.
2. История Амурской области.
3. История Свободненского района – как все
начиналось.
4. Мое село: прошлое, настоящее, перспективы
развития.
5. Родная школа. Её история и традиции.
6. Мой дом. Родословная семьи.
Но самое важное – это уделить внимание всем шести темам, чтобы учащиеся и учитель понимали необходимость их единства, интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к близкому. Учащиеся испытывают интерес к тем событиям, которые близки им, с которыми их связывают близкие родные люди. Именно поэтому на уроках истории при изучении любой темы, педагоги нашей школы ищут возможность показать – а как в данном событии проявили себя наши односельчане, а какое отношении это событие имело к истории развития нашего села, а как село прореагировало на те или иные события. Например: при изучении темы развития нашего государства в годы индустриализации, затрагивается вопрос о проведении государственных займов среди населения на индустриализацию. Объясняя материал, учитель показывает ребятам облигации государственного займа этого периода времени, принесенные одной из учениц. При этом дeвyшка делает сообщение, при каких условиях эти облигации попали в дом ее бабушки.
Или изучая родословную своей семьи, ребята в книгах находят фамилии своих родственников. Так, после выхода в свет «Книги памяти» сразу несколько учащихся нашли в них имена своих родных и близких.
Можно взглянуть на проблему и с несколько другой стороны. Предметом исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае – жизнь людей в её развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах.
Чтобы понять эпоху, нужно очень ярко представить себе, а как жили люди в этот период времени? О чем они думали? Как рассуждали? Чем занимались? Как был организован их быт?
Чтобы узнать все это, необходимо провести исследование, обратившись к истории жизни самого обычного человека. Вступив на путь краеведческой исследовательской работы, ребята порой бывают очень удивлены тем, что их соседи, с детства им известные люди, оказываются причастными к таким историческим событиям.
Так при изучении темы «Великая Отечественная война. Борьба в тылу врага» одна из учениц рассказывает о бабушке Ахремченковой Ахристинье Азаровне, которая одиноко живет недалеко от ее дома. Оказывается, это старенькая сухонькая женщина во время войны была связной партизанского отряда. Пережила такое, о чем трудно было рассказывать спустя даже полвека. Да и сама ученица, рассказывая о зверствах фашистских карателей, говорила со слезами на глазах.
А другая школьница рассказала о поваре детского сада – Петровой Анне Кононовне, которая в годы войны жила девчонкой вместе со своей семьей на оккупированной фашистами территории. Немцы, боясь заминированных партизанами дорог, заставляли по очереди детей и подростков каждое утро «боронить» дорогу от села до станции. В число этих заложников, которые могли в любой момент взорваться на партизанской мине, попала и сестра Анны.
История края, местные события изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое, настоящее и будущее. Так изучая со школьниками историю села, важно познакомить их не только с прошлым, но и современным состоянием села, предположить перспективы развития.
История возникновения нашего села вызывает у учащихся неизменный интерес. События становятся более яркими и запоминающимися когда в них участвуют конкретные люди, особенно, если это родственники или знакомые.
Так ученица 10 класса, занимаясь воссозданием истории села, обратилась к семейному архиву, воспоминаниям родственников. В результате появилось очень красивое, поэтичное, наполненное живыми образами исследование:
Я знаю, что в мире огромном,
В далекой тайге у границы,
Живет своей жизнью деревня –
Души моей детской – частица.
Для меня мое село – не только место, где я родилась и выросла. Это место, где обосновался мой род в начале века, построив в непроходимой тайге дом и расчистив поле для пашни – прадед мой определил судьбу своих сыновей, внуков и правнуков на целое столетие. Не одно историческое событие не обошло нашу семью стороной. Я горжусь, что у моих родственников такие яркие судьбы. Хочу рассказать историю создания села Климоуцы и, следовательно, описать судьбу моего рода. Мой прапрадед Тимофей Кубышкин еще в 1908 г. В составе 85 семей вырвался из-под надзора румынских властей и бежал на родину, откуда в свое время они так же бежали от царского произвола с Гомельщины, как иноверцы-раскольники. До Иркутска добирались долго различным трaнcпортом, а оттуда по рекам на плотах до Благовещенска доплыли, как им казалось, в считанные дни. Но где же селиться? Власти медлили с разрешением этого вопроса. И тогда было решено отправить ходоков в поисках подходящего места. В их число и попал мой прапрадед Тимофей Кубышкин. После долгих скитаний по таежным дебрям они вышли на то место, где раскинулись нынче Климоуцы, перешли небольшую речушку, поднялись на взгорок, посмотрели влево и ... сквозь частокол деревьев «увидели» свое будущее село. Улицей в два ряда домов оно «сбегало» к сопке, у подножия которой, наверняка, должны быть родники, озера, пастбища.
– Вот где быть новому камню! – радостно
вскричал Тимофей. – Вот где приволье, какого
поискать!
– Верно, – зашумели одобрительно мужики, – и
камень к месту вспомнил. Но то в Румынии так
называлось наше село, а здесь к чему? Камень он и
есть камень, старый, новый. Надо как-то изменить
название. Чтобы и от прежнего часть сохранить и
новое добавить.
– Ну и станем зваться новокаменцами, – подвел
итог разговорам мой прапрадед. – Пока. А когда
наши все сюда прибудут, тогда и решим
окончательно с названием села. Согласны? А теперь
за дело!
Работа закипела: взялись за топоры и прошлись по
березам да лиственницам, делая зарубки, заодно
вырубили мелкий кустарник, тем самым обозначили
улицу».
Красиво и поэтично написано. Чтобы это
получилось необходимо сразу настроить ребят на
то, что любые исторические исследования
необходимо подавать с научных позиций, с позиций
правды и нравственности, с учетом особенностей
рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов
ценностей, разделяемых людьми того времени.
Чтобы понять эпоху и научиться правильно
выражать свои мысли необходимо познакомиться со
многими документальными историческими
материалами, прочитать художественную
литературу по данному вопросу. Что и было сделано
вышеназванным автором. Надежда не только сделала
выписки из архивных источников, она записала
воспоминания родственников, изучила
фотоматериалы, прочитала книги об освоении
амурских территорий, познакомилась с
экспонатами школьного музея.
При организации краеведческой работы с детьми в
нашей школе используются разные формы и методы
работы. Существует три направления работы с
учениками.
- Учебное. Это организация и проведение уроков по краеведению. Проведение уроков осуществляется в 5–9 классах. На каждый год обучения предусмотрена программа, причем продумана она таким образом, чтобы завершая курс краеведения ребята имели представление о всех шести самых важных краеведческих темах, названных выше.
- Внеурочное. Это занятия в краеведческой группе «Калинушка». Участники этой группы не только занимаются сбором и систематизацией краеведческого материала, но и пропагандируют традиции и обычаи нашего народа, через фольклорные праздники и конкурсы-концерты. Кроме того, ребята создают творческие художественно-поэтические композиции, основанные на материале поисковой краеведческой работы. Например, на основе документальных данных об учащемся нашей школы Алексее Кондрашове – погибшем в Афганистане, ребята с помощью учителя литературы Чан-сы-чан Надежды Николаевны приготовили литературно-музыкальную композицию «В памяти вечно».
- Внешкольное. Это организация поисковой краеведческой работы в сельском Доме культуры, при библиотеке. Здесь ребята не только систематизируют и оформляют материал, здесь они организуют и проводят вечера встречи с ветеранами войны и труда, «Огоньки воспоминаний», концерты для тружеников села.
Подробнее о некоторых формах
Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Здесь следует понимать, что региональный материал используется как часть урока по истории России или как самостоятельный урок по истории края в рамках учебного плана. Создавая учебные календарно-тематические планы учителя истории Климоуцевской СОШ, планируют внедрение краеведческого материала в учебные курсы.
Например, при рассмотрении темы «Столыпинские
реформы. Переселенческая политика» учитель
помимо рассмотрения общего вопроса дает
учащимся конкретный краеведческий материал по
истории села Климоуцы. Причем поскольку
первопоселенцами нашего села были
староверы-раскольники, рассматривать вопрос
надо начинать с середины XVII века, со времен
Раскола. Затем необходимо проследить путь их
скитаний в Бессарабии и Румынии и только тогда
обратиться к истории переселения во времена
Столыпинских реформ.
Существует несколько приемов включения
краеведческого материала в урок, учителями
Климоуцевской СОШ используются:
- Краеведческое вступление к уроку или к одному из вопросов урока.
- Краеведческая конкретизация.
- Краеведческое дополнение основных вопросов
- Краеведческий материал – как основа для изучения темы или отдельных вопросов урока.
Изучение рассматриваемых вопросов на уроках краеведения
Учителя школы разработали календарно-тематические планы в соответствии с рекомендациями областного ИППК и кафедры истории БГПУ. На уроках краеведения ребята получают начальные знания по истории Амурской области начиная с древности, и заканчивая современным развитием нашего края.
Внеклассные занятия. В Климоуцевской СОШ
они бывают массовыми, групповыми,
индивидуальными.
Каждый год проходит общешкольная краеведческая
конференция. Как правило, проходит она в апреле. А
в начале года каждый класс получает поисковое
задание, над выполнением которого работает целый
год. Задание дается дифференцированное с учетом
возраста ребят, наполняемости класса.
- Климоуцевская СОШ является опopной школой по краеведению в Свободненском районе. Именно поэтому на базе школы проводятся районные краеведческие конференции. На протяжении многих лет учащиеся школы готовят выступления на данную конференцию, собирая по крупицам материал, раскрывающий неизвестные страницы истории села.
- Ребята школы принимают участие и областных краеведческих конференциях и в Российском конкурсе «Человек в истории. ХХ век»
- Школа организует экскурсии для своих учащихся. Особая страница в жизни школы – это туристические походы и экспедиции. Учащиеся школы принимают участие в районных туристических слетах, где демонстрируют свои туристические навыки, соревнуются, устраивают концерты и просто общаются с людьми родными по духу.
- В Климоуцевской СОШ оформлена музейная комната. Здесь собраны экспонаты, поисковые материалы, принесенные и оформленные учащимися разных лет, документы, повествующие об истории села и людях здесь проживающих
Старшеклассники занимаются
краеведением в музейной комнате только по особой
любви и желанию. Они углубленно занимаются
определенными проблемами, проводят огромную
поисковую работу, пишут рефераты, выступают с
ними на районных и областных краеведческих
конференциях.
Первоклассники, только поступающие в школу, в
первый свой День Знаний приходят в кабинет
истории, чтобы в первый раз услышать о том, как
интересна история нашего села и школы.
Выпускники, прощаясь со школой, приходят в
кабинет истории, чтобы принести какой-нибудь
экспонат на память о себе и сделать свою
последнюю ученическую запись в «Летописи школы».
Учителя школы считают, что краеведение помогает
им сделать свои уроки более конкретными, более
интересными и близкими детям. Следовательно
«Краеведению» жить.
Историческое краеведение в школе является одним
из источников обогащения учащихся знаниями о
родном крае, воспитания любви к нему и
формирование настоящих граждан своей страны. Оно
раскрывает учащимся связь родного края, города,
села с Родиной, с величайшей историей своей
страны .Специфика краеведческой работы в школе
заключается в том, что она проводится с активным
участие детей, которые еще не имеют ни
специальных знаний, ни навыков научной
организации исследовательской работы. Поэтому
учителям – руководителям, организаторам
краеведческой работы необходимо уделять самое
серьезное внимание подготовке детского
коллектива к собирательной работе, выработке у
школьников умений и навыков проведения
элементарных исследований, привитию чувства
ответственности за оказанное доверие по охране и
использованию памятников истории и культуры
нашего Отечества.
Я знаю, с сотворения земли,
Наверно, не бывает по-другому.
Куда бы нас мечты не завели,
Дорога приведет к родному дому.
Где ничего не надо объяснять,
Где все без слов понятно и знакомо.Прийти лишь надо, тихо обувь снять,
И слушать тишину родного дома.
Потом ты можешь горы сдвинуть прочь,
Любые беды сможешь превозмочь.
Понятно только после этих встреч,
Как важно свою родину сберечь.
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «СССР в годы войны и мира». Это 3-й урок в теме, он рассчитан на 1 академический час. За две недели до урока учащиеся получают список литературы и самостоятельно изучают тему. Данный урок призван проверить эффективность использования дополнительной литературы, работы с документами при помощи ИКТ. В ходе работы с документами и их обсуждения раскрывается сущность реформ и их влияние на дальнейший ход развития государства....
18 03 2024 4:30:37
Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов. ...
17 03 2024 19:53:54
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
16 03 2024 19:38:17
Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....
15 03 2024 22:16:36
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
14 03 2024 12:13:42
Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
13 03 2024 0:10:11
Деловая игра - это пьеса, разыгрываемая учениками, в основном импровизированная. Её цель - оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Данная ролевая игра основывается на конкретной ситуации продажи рабочей силы на рынке труда и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности. Игра проводится для последующей рефлексии и обсуждения. Именно они, а не сам процесс игры имеют основную ценность для обучения. Игра рассчитана на 2 учебных часа. ...
12 03 2024 10:33:57
Оригинальная форма изучения нового материала по методике «Обучение в сотрудничестве» (Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....
11 03 2024 3:14:25
А.С. Грибоедов был современником тех событий, на которые дан намек в произведении "Горе от ума". Через призму текста произведения учащиеся взглянули на современников Грибоедова, оценили их устремления и желания, отметили изменения, произошедшие в обществе с 1812-го по 1825 г....
10 03 2024 2:13:56
Материалы работы помогут осознать связь истории малой родины с историей страны. В статье рассматривается происхождение названий некоторых населённых пунктов Угличского района. Приводимые сведения могут использоваться в курсе истории России XX–XXI века и в курсе исторического краеведения. Презентацию можно предложить использовать учителям литературы и краеведения, а также во внеклассной работе по патриотическому воспитанию....
09 03 2024 10:34:38
Урок сочетает в себе знания из разных областей и должен познакомить учащихся с лучшими произведениями русской культуры; выяснить, в чем заключаются особенности древнерусской культуры; воспитывать патриотическое отношение к своей Родине; развить умение анализировать текст и делать выводы....
08 03 2024 18:14:37
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
07 03 2024 9:20:39
В ходе урока используется системно-деятельностный подход. Цель урока: познакомить учащихся с реформами Солона, сформировать понимание об их значении; развивать умение давать хаpaктеристику конкретным событиям на основе текста; формировать умения работать со схемой, таблицей....
06 03 2024 10:53:18
После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...
05 03 2024 6:47:15
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
04 03 2024 0:26:56
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
03 03 2024 16:51:59
Работа посвящена одной из героических и трагических страниц военной поры блокаде Ленинграда. Благодаря беспримерному мужеству защитников и поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, удалось выдержать голод, болезни, бомбежки, морозы. Мужество ленинградцев вселяло уверенность в победе всему советскому народу....
02 03 2024 4:52:40
Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....
01 03 2024 18:17:50
Предлагаемая программа предусматривает подробное и последовательное изучение истории развития культуры Москвы с древнейших времён до наших дней. В каждом периоде выделены такие темы, как развитие архитектуры, науки и искусства, быта, нравов москвичей. Большое внимание уделяется людям, так много сделавшим для развития культуры Москвы, для сохранения её исторических, архитектурных, мемориальных памятников....
29 02 2024 0:28:51
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
28 02 2024 15:25:31
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники. ...
27 02 2024 23:19:38
Целью урока является познакомить учащихся с положением страны перед началом Отечественной войны 1812 года; проследить по карте ход военных событий 1812 года; показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий; формировать навыки работы с текстами документов....
26 02 2024 13:28:44
Урок помогает сформировать у учащихся представление о роли Вологодской области в борьбе с фашизмом, познакомить с историей области в годы войны, с подвигами вологжан на полях сражений и в тылу, развивает умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом....
25 02 2024 12:12:48
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
24 02 2024 2:30:39
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007). ...
23 02 2024 1:42:48
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
22 02 2024 19:44:44
Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....
21 02 2024 1:39:55
Представлен конспект статьи "Использование проектного метода на уроках истории"....
20 02 2024 1:40:55
Мероприятие направлено на создание в коллективе микроклимата, отвечающего идеям толерантности и доброжелательного отношения к окружающим, развитие навыков ведения дискуссии, а также воспитание гражданственности и патриотизма....
19 02 2024 10:38:31
Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения....
18 02 2024 23:52:40
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. В статье представлены разнообразные виды и формы контроля на уроках истории и обществознания, которыми могут воспользоваться все желающие....
17 02 2024 16:19:50
Цель урока: сравнить рабовладение в США и крепостное право в России; сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права путем анализа положений реформ, выявить их прогрессивные черты; на анимированной исторической карте отметить государства США и России. Урок проводится в форме исторической игры-путешествия с использованием мультимедиа....
16 02 2024 2:27:25
Игра носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер. Способствует развитию элементов творческой деятельности, умению работать с полученной информацией и применять её в пpaктической деятельности. Оригинальный способ закрепления полученных знаний. Игра положительно влияет на интерес к изучаемому материалу у детей с различным уровнем учебной мотивации. ...
15 02 2024 13:58:59
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
14 02 2024 3:26:28
Данное мероприятие преследует, прежде всего, воспитательные цели: учащиеся должны гордится историей своей Родины, чтить память о патриотах - защитниках Отечества, ценить предмет " история" как источник знаний о наших великих традициях. Данная форма внеклассного мероприятия наиболее эффективной, так как позволяет охватить большой и яркий период героических событий из нашей истории. Форма 3-х лотов аукциона позволяет решить и образовательную задачу - повторить учебный материал последних тем курса истории 9-го класса....
13 02 2024 16:43:34
На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная; методы и приёмы работы: беседа, лекция, ИКТ, составление опopного конспекта, решение творческой задачи и др. Применение разнообразных форм обучения требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил, а так же способствует развитию устойчивого познавательного интереса у школьников и помогает прочному усвоению учебного материала....
12 02 2024 8:55:42
Основные задачи диспута - развитие логического мышления, формирование самостоятельности мышления старшеклассников....
11 02 2024 21:59:39
Интегративный урок-конференция (обществознание, право, экономика) в 11-м классе. Урок может быть завершающим в теме "Трудовое право". Проведение его в форме конференции дает возможность использовать элементы проблемной и интеpaктивной технологии. Урок побуждает старшеклассников задуматься и ответить на вопрос, как современной молодежи найти свое место на рынке труда. ...
10 02 2024 22:59:20
Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников на всех этапах планирования и организации учебного процесса, в том числе пои организации и проведении контроля и оценке знаний. Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. В данной статье предлагается анализ подходов к решению проблемы оценивания по параметрам деятельности, по уровням обученности, где отправной точкой является образовательный стандарт. Приводится образец контрольной работы по истории и критерии оценки. ...
09 02 2024 13:30:50
Данная презентация поможет учителю при проведении уроков по курсу «Человек и общество» 10–11-й классы (Л.Н.Боголюбов). Ключевые понятия – человеческая деятельность; субъект и объект деятельности; цель и средства ее достижения; мотивы деятельности. Возможно использование презентации как основы для урока с интеpaктивной доской....
08 02 2024 14:44:48
Цель занятия: определение собственного отношения учащихся к понятию «Добро»....
07 02 2024 18:14:13
Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....
06 02 2024 16:51:10
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
05 02 2024 23:44:41
Урок-презентация способствует формированию у учащихся навыков публичного общения, умению отбирать наиболее важный материал из различных исторических источников, использовать его в выступлениях, а также воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов. Используются компьютерные презентации учащихся, музыкальное сопровождение. ...
04 02 2024 14:20:47
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
03 02 2024 1:16:11
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
02 02 2024 12:29:44
Цель урока: знакомство учащихся с ростом торговли в средние века; заочное путешествие по центральным торговым местам, выработка умений ориентироваться по карте; воспитание любви к уроку истории; нравственное воспитание....
01 02 2024 11:56:52
Урок помогает представить общую картину жизни в России начала XIX века; заинтересовать учащихся, пробудить интерес к изучению истории России и её народа....
31 01 2024 18:13:57
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
30 01 2024 23:42:20
Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету. В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме "Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта. Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории. ...
29 01 2024 19:16:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::