Респрессии в Республике Хакасия в 1920–1950 гг. > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Респрессии в Республике Хакасия в 1920–1950 гг.


    Респрессии в Республике Хакасия в 1920–1950 гг.

Цели и задачи:

  1. Обобщить фактический материал по теме “СССР в 30–50-е годы XX века”, сосредоточив главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах ее проявления, в Республике Хакасии.
  2. Попытаться разобраться в “сталинизме” как в явлении, выявив “его связь и идентичность” в российской и всемирной истории.
  3. Организовать активную познавательную деятельность учащихся, используя коллективные дискуссионные вопросы, драматизированные изображения событий.
  4. Преподнести информацию ярко, необычно, интенсивно, чтобы вызвать эмоционально-оценочное восприятие событий.
  5. Продолжить работу над развитием навыков конспектирования, умения вести диалог, дискуссию, развивать аналитическое мышление.
  6. Воспитывать потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей малой родины, в установлений причастности своего “я” к прошлому и настоящему. Учить воспринимать историю как свое минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.

Оборудование:

  1. Карта “Народное хозяйство СССР в 1926–1940 гг. + карта Хакасии” показать где формировались лагеря для политических заключенных 30-х гг.
  2. Плакаты, фотографии репрессированных.
  3. Мультимедиа с презентационным сопровождением урока.

Оформление доски: Тема, план урока, новые слова (репрессированные, спец.контингент, Гулаг, спец.поселенцами), домашнее задание.

План работы:

  1. Коллективизация, раскулачивание в Республики Хакасия.
  2. Начало репрессий в Хакасии.
  3. Количество репрессированных в Хакасии.
  4. Проверка домашнего задания.
  5. Беседа с учащимися по вопросам.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Изучение новой темы.

  1. В чьих руках сосредоточилась вся власть в СССР к 30-х гг.?
  2. Какими методами коммунистическая партия добивалась полного подчинения граждан СССР своей воле?
  3. Кто мог занимать важные государства должности в стране?
  4. Как назывался партийный орган, без одобрение которого не принимался ни одного решения государственных вопросов?
  5. Какова роль ВКП(б) в жизни нашего государства в 1920–1950-х гг.?

Коллективизация, раскулачивание в Республики Хакасии (слайд 1)

Учитель. Ну, что ж, не вспоминать – это самый простой вы ход. Пытаться разобраться в прошедшем – значительно сложней. Тем более что текущий день нельзя разглядеть из него самого, надо отойти, отдалиться, чтобы оценить значение того или иного политического явления, требуется взгляд из прошлого, чтобы совершить прорыв в будущее. Почему именно сейчас мы так часто напоминаем сталинское время? Не потому ли, что долгое замалчивание проблем, считавшихся решенными, все ещё отзывается эхом и сегодня?

Мы вынуждены возвращаться к этому времени ещё и потому, что, защищая Сталина, защищаем право на произвол. Мы учимся анализировать пережитое, учимся говорить вслух, читать заново свою историю, которую, к сожалению, знаем пока слабо.

История – это память народа, дающая знание того, что было. А было разное. Было то, чем по праву гордимся, бережно храним, поклоняемся, было и то, о чем предпочитаем молчать.

Который год не сходит со страниц печати имя Сталина. Равнодушных к нему нет. Есть два противоположных лагеря – за и против. Уже написаны и перечитаны романы, воспоминания, статьи, исследования, и кажется, мы знаем уже все. Наш сегодняшнее занятие ставит своей целью обобщить фактический материал по теме “СССР в 1930–1950-е годы XX века”, сосредоточив главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах ее проявления, в Республике Хакасии.

Сообщение учащегося о коллективизации и раскулачивание в Республики Хакасия.

(Дополнение учителя)

В мировой истории впервые в советской стране правящая партия и послушное ей правительство теоретически обосновали и пpaктически претворили геноцид против собственного народа. Были уничтожены десятки миллионов своих граждан от имени революции, государства, партии и народа. Репрессиям подверглись по социальному признаку дворяне, крестьяне, интеллигенция, военные, священнослужители всех религий, по национальному признаку выселялись целые народы с исконных мест проживания.

В процессе коллективизации за несколько лет были ликвидированы зажиточные крестьянские хозяйства во время пресловутой политики – ликвидации кулачества как класса. Все недовольные, а тем более противодействующие коллективизации карались как государственные преступники.

Раскулачивание проводилось с конфискацией Имущества и высылкой крестьянских семей. Эта карательная акция была организована дифференцировано по категориям. Наиболее богатая часть кулаков, баев, арестовывалась, а семьи высылались в самые отдаленные районы. Из Хакасии высылали на север Красноярского края, Иркутскую область, Томский округ. Большая группа зажиточных крестьян переселилась в пределах округа на специально отводимые места. После все они являлись спец.поселенцами, находящиеся под неусыпным контролем спец.комендатур ОГПУ–НКВД.

Официальная кампания по раскулачиванию началась после Постановления ЦК Политбюро от 30 января 1930 года, когда вся государственная машина насилия обрушилась не на действительные, а на бывшие кулацкие хозяйства и с легкостью распространилась на середняцкие хозяйства. Вся эта кампания проводилась по строго жесткому плану, как на военном положении: с какого округа, сколько хозяйств раскулачить, куда выслать эти семьи, что конфисковать, что оставить кулакам для поддержания жизни, сколько, куда подать эшелонов, вагонов, подвод, как производить оплату труда и т.д. Так, согласно секретного Постановления Сибкрайисполкома от 12.02.30 г. конфискации подлежали рабочий, продуктивный скот, жилые здания, постройки, сложный и простой сельхозинвентарь, оборудование и постройки промышленных заведений, трaнcпортный инвентарь, зерновые продукты, фураж, масло семена, волокна, промышленное сырье, полуфабрикаты и фабрикаты, животное сырье (кожа, шерсть и т.д.), торговые заведения, склады, всякого рода товары, произведенные озимые посевы, денежные вклады, паи, ценные бумаги и ценности, находящиеся на хранении в государственных, кооперативных, общественных организациях. Имея в виду, что переселяемое на север кулачество будет выдворено в совершенно необжитые или малообжитые районы разрешалось из конфискованного имущества оставлять на дорогу часть продуктов и иметь денег до 500 рублей на семью.

Президиум Сибкрайисполкома от 11.02.1930 года принял под грифом "совершенно секретно" Постановление, в котором определялись контрольные цифры выселения по сибирскому краю 30 тыс. кулацких хозяйств в отличие по Хакасскому округу 354 хозяйств. 18 февраля 1930 года Хакасский окрисполком выносит свое "секретное" постановление, где эту контрольную цифру доводит до районов:

Аскизскому району выселить 70 хозяйств в Приангарский район, Канский округ. Боградскому району 90, Таштыпскому 60 , Чарковскому 70, Чебаковскому 64.

Срок выселения должны были закончить к 25 февралю 1930 года. Этот план Хакасия (единственный округ из 17 округов Сибири) выполнила на 100%, а по Сибирскому краю задание было “выполнено на 53,4%. В числе 354 высланных семей числилось 1961 человек в т.ч. детей до 18 летнего возраста 858 человек. На сотнях подвод с вооруженной охраной по Хакасии насильно переселялись самые трудолюбивые крестьяне в то время, когда им надо было заниматься весенним севом, готовить почву, семена. Такое творилось по всей Хакасии. Даже Чингиз-Хан не позволял перемещать покоренные народы с места на место в период сева окота скота и уборки урожая.

3. Начало репрессий в Хакасии.

Рассказ учителя о началах репрессий в Хакасии с мультимедийной демонстрацией слайдов.

- Начавшиеся в начале 30-х годов репрессивные меры с каждым годом ужесточались (слайд 2). В 1934 году ОГПУ Запсибкрая раскрыла контрреволюционную националистическую организацию" среди хакасской интеллигенции в составе около 30 человек. В приговоре специальной коллегии Западно-Сибирского краевого суда эта группa была обвинена в том, что проводит работу за объединение трех южно-сибирских народностей (хакасов, шорцев, алтайцев ) в одну автономную социалистическую республику. (На суде в качестве обвиняемых были и представители Горного Алтая и Горной Шории, студенты-хакасы Ленинградского и Иркутского институтов. 30 августа 1934 года суд вынес приговор обвиняемым. Все они были осуждены на 3–8 лет исправительно-трудовых лагерей ИТЛ). До сих пор они были не реабилитированы. Только в августе 1992 года прокуратура Новосибирской области реабилитировала всех за отсутствием в их действиях состава преступления и восстановила их доброе имя.

Пик репрессивных мер приходится на 1937–1938 годы, когда контрольные цифры" на аресты приходится не сотни, а тысячи людей. Тройки УНКВД осуждали "врагов народа" не только в Абакане, Минусинске, Ачинске, но и в Красноярске. В Красноярске работала выездная сессия Военной коллегии Верховного Суда СССР. По указанию Сталина в десяти регионах страны работали выездные сессии Военной коллегий, в том числе в Красноярском крае.

В мировой истории подобного еще не было: миллионы советских граждан было уничтожены, загнаны в концлагеря, ошельмованы. За два-три года страна, признанная во всем мире одной из сильнейших, оказалась обезглавленной. Сталинскими репрессивными органами было уничтожено 43 тысяч комaндиров Красной Армии, 20 тысяч чекистов, миллионы рабочих, крестьян и представителей интеллигенции.

Всякое упущение на производстве расценивалось как диверсия или предательство. Девятого декабря 1937 года тройка УНКВД осудила 13 человек из Усть-Абаканского лесокомбината: 6 чел. были расстреляны, остальные получили 5–10 лет ИТЛ. За вредительство были осуждены Савин И.Д. – обвинения: умышленно не докармливал лошадей (работал конюхом), перебил ногу гoлyбого мерина – (10 лет), Воронин СИ. – в пригородном Черногорском хозяйстве небрежно относился к скоту, увечил телят, Допустил падеж скота, при вывозке сена в зародах оставлял большое количество сена, которое потом сгнило (5 лет ИТЛ). Высказывание недовольства, считалось как покушение на Советскую Власть террористический акт. Особенно беспощадно и последовательно выкорчевывалось инакомыслие. Более половины репрессированных проходила по статье за антисоветскую агитацию (АСА) и пропаганду. Пилюгина С. из прииска Кизас обвинили в том, что он предлагал выдвинуть кандидата в депутаты Верховного Совета из своего коллектива и за него голосовать (10 лет ИТЛ). Васильева М.Ф.народного судью Боградского района – исключили из партии и репрессировали, обвинив в том , что он высказывал антипартийную теорию о невозможности построения социализма в одной стране. Репрессиям подвергались по обвинению в буржуазном национализме, в подготовке вооруженного восстания, в троцкизме, в офицерско-белогвардейском заговоре и т.д. В области были обнаружены десятки, сотни заговоров. Судьба человека вершилась по материалам следственных органов. "Органы не ошибаются" – такое было расхожее изречение тех трагических лет. Из следственных застенков были лишь две дороги – одна в камеру cмepтников, другая в бесчисленные лагеря, из которых большинству не было суждено выйти на свободу (слайд 3).

Руководящие партийные и советские работники молчаливо соглашались на арест десятков и сотен коммунистов и беспартийных. Если ознакомиться с решением пленумов и бюро Хакасского обкома и Усть-Абаканского райкома ВКП(б) за вторая половину 1937 года.

Члeны выборных партийных органов единогласие решая исключить из своих рядов своих единомышленников, друзей и товарищей по работе. В 1937 году были исключены из партии 3 секретаря Обкома ВКП(б), как враги народа. С июля по декабрь 1937 г. на бюро обкома ВКП(б) были исключены как враги народа 6 – зав. отделами обкома, 19 – секретарей райкомов партии, 14 руководителей облисполкома, 19 – руководителей рудников, трестов, совхозов, колхозов, 5 – редакторов газет, 8 – прокуроров и судей, всего более 1000 человек.

Страна находилась под воздействием массового психоза поиска ,"врагов народа", "вредителей", "шпионов" и т.д. Создавалась соответствующая обстановка в парторганизациях, коллективах предприятий, организаций. На втором пленуме обкома партии 11 октября 1937 г. с докладом выступил начальник НКВД по Хакаской автономной области, члeн бюро, Хмарин, который говорил : “ В области был блок правых троцкистов и националистов. Этот блок объединял бывших работников обкома, члeнов бюро. Они были врагами народа, члeнами контрреволюционной организации. Нет ни одного участка в советских и хозяйственных организациях, где бы враги народа не посадили своих ставленников. Цель, которая их объединяла состояла в том, что они хотели ряд областей, в том числе и Танну-Туву сделать буржуазным государством. Враги вели работу по ослаблению мощи обороны страны и экономики, основная работа их была диверсия и шпионаж. Ведя подготовку к свержению Советской власти они сблизились с белогвардейцами...” (слайд 5, 6).

Это была установка НКВД для всех партийных, хозяйственных организаций Хакасии. Между прочим, за полгода все члeны бюро обкома были исключены из партии, репрессированы и расстреляны, кроме одного Хмарина. Органы НКВД отпускали контрольные цифры на аресты, также как на раскулачивание. Существовали специальные бланки-задания: сколько предстояло арестовать, из них должно быть рабочих, служащих, адвокатов, врачей, агрономов, инженеров, ученых, крестьян, кулаков, середняков, бедняков, комaндиров и солдат Красной Армии, чекистов, служителей культа и т.д.

Допускались в камерах следственных изоляторов беззакония и перегибы. Руководство НКВД СССР со ссылкой на решения ЦК ВКП(б) разрешило при допросах применять физические меры насилия.

Система репрессивных мер была разработана так, что одна категория людей должна была доносить на других, а те на вторых и т.д. День и ночь проводились аресты, следователи НКВД фабриковали дела, надо было выполнять план репрессий. Только 27 ноября 1937 года тройками в Хакасии было осуждено 137 человек, из них приговорено к расстрелу 107, 27 человек осуждено к 10 годам ИТЛ и т.д.

Имена, имена, имена,
Как в шеренгах солдатские плечи.
Память здесь и твоя, и моя,
Озарённая пламенем вечным...

(Слайд 7)

Сообщение учащегося: “Сколько людей репрессированию всего в Хакасии?

(Дополнения учителя)

Редко можно найти семью которой не коснулись бы репрессивные меры. Вот примерные сведения: Хакасский облсуд в 1956–1963 гг. реабилитировал свыше 2 тыс. человек осужденных тройками УНКВД в 1937–1940 гг. Краевой суд в 1956–1982 гг. реабилитировал свыше 500 человек, репрессированных из Хакасской автономной области. Прокуратура Новосибирской области ходатайству Республики реабилитировала 24 человека, осужденных в 1934 г. из среды хакасской интеллигенции по обвинению в буржуазном национализме. Десятки справок о реабилитации представили родственники репрессированных. К настоящему времени примерно на 3 тыс. человек осуждённых из Хакасии политическим мотивам и реабилитированных судами и органами прокуратуры. Еще много граждан из Хакасии были осуждены Военной коллегией Верховного Суда СССР, работавшей в Красноярске и другими судебными органами. Нет о них сведений по реабилитации, пока нет допуска в архивы в Красноярске.

В годы коллективизации были лишены избирательных прав, раскулачены и высланы из родных мест за пределы области, района более 2 тыс. семей, а это свыше 10 тыс. человек, считая детей, женщин, стариков. Часть их умерла в ссылке, на специальных поселениях в Томской, Иркутской областях. Только в Хакасском гос. архиве хранится свыше 2 тыс. дел на "лишенцев". Понятно, что в на всех оформлялись и сохранились дела.

Следует сказать, что Хакасия являлась местом политической ссылки, спец.поселения и исправительно-трудовых лагерей систем ГУЛАГа (было свыше 10 лагерей). В 1930 году в Саралинском, Усть-Абаканском районах были размещены на спец.поселении сотни семей из Калининской, Псковской и других областей (слайд 8).

Перед войной сюда были отправлены ссыльные поляки, прибалтийцы, в годы войны – немцы Поволжья, калмыки, чеченцы, ингуши, греки и т.д. Здесь хакасы, русские приняли их дружелюбно, оказали посильную помощь в жилье и продуктах, мopaльно поддержали. Бывшие ссыльные поляки пишут в Хакасию благодарственные письма за поддержку и сочувствие им со стороны хакасов.

В настоящее время в Республике Хакасия проживает свыше 200 человек, которые были репрессированы в других регионам непосредственно репрессированных из Хакасии в живых осталось более 20 человек – это меньше одного процента из числа репрессированных в 1937–1938 годах. Они безвинно пострадали, прошли пытки и допросы следователей НКВД, рабский труд в самых тяжелых климатических и бытовых условиях. Они вместе совсем народом ковали победу над фашизмом в Отечественной войне. Но их труд не отмечен ничем. За все время нахождения в концлагерях они или их родственники получили только двухмecячную зарплату.

Тяжелая участь постигла семьи репрессированных. Они объявлялись женами и детьми "врагов народа", подвергались унижению, выселению с прежних квартир, увольнялись с работы. Детей не принимали в учебные заведения. К сожалению, наше правительство пока не может возместить наследниками нанесенный материальный ущерб в период раскулачивания вдовам и детям за безвинно погибшего своего кормильца в период сталинских репрессий.

Государство и общество в огромном долгу перед жертвами незаконных политических репрессий. Еще в психологии наших граждан не изменилось окончательно отношение к жертвам незаконных репрессий. И сейчас еще имеется боязнь людей говорить о своем лагерном прошлом и своих близких. Среди некоторых граждан и даже руководителей бытует еще предвзятое, настороженное отношение к репрессированным и их семьям.

Сколько их, этих жертв? Тысячи, миллионы? Чем можно оправдать геноцид против собственного народа? Чем можно оправдать детские колонии ГУЛАГа, куда свозились дети политзаключённых? Чем оправдать систему дикой безнравственности, заставляющей сына отрекаться от отца? Великими целями? Они оправдывают средства?

(Два-три мнения учащихся)

4. Работа учащихся с историческим документом. Политические и личные права советских граждан по Конституции СССР 1936 г. (Раздаточный материал, приложение 1)

5. Беседа с учащимися по во вопросам к документу (слайд 10).

  • Какие права по Конституции 1936 года имели граждане СССР?
  • Что можно сказать о правах, данных Конституцией и реальной обстановкой, сложившейся в СССР в 30-х гг.?

6. Закрепление изученного на уроке.

Как вы думаете каково было значение репрессий в республики Хакасии?

7. Подведение итогов.

8. Домашнее задание: Читать записи в тетради, подготовить развернутый ответ. Написать эссе на тему: “Цена стpaxa”.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

29 05 2024 5:35:57

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

28 05 2024 23:10:29

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

27 05 2024 20:36:29

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

26 05 2024 7:18:30

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

25 05 2024 3:29:17

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

24 05 2024 16:40:41

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

23 05 2024 7:59:48

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

22 05 2024 5:55:59

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

21 05 2024 12:22:43

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

20 05 2024 7:47:51

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

19 05 2024 0:47:15

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

18 05 2024 18:17:53

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

17 05 2024 6:45:53

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

16 05 2024 16:57:47

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

15 05 2024 6:12:50

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

14 05 2024 1:13:34

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

13 05 2024 10:48:13

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

12 05 2024 21:54:37

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

11 05 2024 7:40:24

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

10 05 2024 1:16:52

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

09 05 2024 4:39:38

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

08 05 2024 8:17:18

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

07 05 2024 21:46:20

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

06 05 2024 7:54:31

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

05 05 2024 5:17:48

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

04 05 2024 17:21:39

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

03 05 2024 22:52:54

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

02 05 2024 4:16:16

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

01 05 2024 9:17:20

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

30 04 2024 21:36:51

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

29 04 2024 6:41:49

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

28 04 2024 11:44:26

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

27 04 2024 7:34:50

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

26 04 2024 16:44:38

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

25 04 2024 16:28:40

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

24 04 2024 10:49:26

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

23 04 2024 10:39:20

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

22 04 2024 5:23:29

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

21 04 2024 14:16:24

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

20 04 2024 21:56:36

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

19 04 2024 10:59:19

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

18 04 2024 20:30:55

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

17 04 2024 11:22:32

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

16 04 2024 7:34:24

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

15 04 2024 12:24:20

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

14 04 2024 13:38:47

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

13 04 2024 1:33:42

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

12 04 2024 16:35:29

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

11 04 2024 19:55:32

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

10 04 2024 6:51:43

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::