Интегрированный урок по истории России и немецкому языку "Российские немцы в истории и культуре страны"
Тип урока: бинарный (история и немецкий язык) итогово-обобщающий урок с элементами изучения нового материала
Форма урока: урок-экскурсия.
Цели урока:
- Образовательные:
- обобщение знаний учащихся о роли личности в истории;
- пополнение материала об этапах расселения немцев в России;
- «вычлeнение» наличия немецкой крови на русском престоле;
- закрепление у учащихся раннее полученных знаний по теме «Российские немцы в истории и культуре страны».
- Воспитательные:
- формирование уважительного отношения к историческому прошлому страны;
- воспитание толерантного отношения учащихся друг к другу, представителям других национальностей;
- расширение культурно-страноведческой компетенции учащихся.
- Развивающие:
- продолжить освоение навыков учащихся элементам групповой работы;
- проведение параллелей между школьными предметами;
- умение самостоятельного поиска знаний и анализа найденных материалов;
- дальнейшее развитие монологической и диалогической речи.
Оборудование урока: телевизор с DVD приставкой, мультимедиапроектор, газеты с результатами исследования учеников, стенд используемой литературы, карты и схемы по теме урока, магнитофон, кроссворд
Подготовка урока:
1. Учителя истории и немецкого языка согласовывают тему урока.
2. Ученики совместно с учителями подбирают дополнительную информацию по теме урока.
3. Собранная информация сортируется и состыковывается согласно тематике занятия.
4. Разработка структуры урока с учетом его бинарности.
5. Подготовка иллюстрационного материала и презентации.
Эпиграф к уроку:
Учится немец усердно любому искусству и в каждом
Высказать может талант, если возьмётся всерьёз.Гёте, Эпиграммы.(Венеция,1790) Пер. С. Ошерова.
Samtliche Kunste lernt und treibet der Deutsche; zu jeder
Zejgt er ein schones Talent, wenn er sie ernstlich ergreift.Goethe, Venezianische Epigramme
ХОД УРОКА
I. ВСТРЕЧА ДЕЛЕГАЦИЙ
1 ведущий (русский).
В этом году Москва отметила свое 860-летие. среди многочисленных гостей столицы прибыла и делегация немецких школьников из г. Кельна.
История развития отношений между Россией и Германией уходит в глубь веков. Сегодня мы вместе с немецкими друзьями посетим памятные места российско-германских отношений.
2 ведущий (немецкие дети).
– Guten Tag!
Ich hei?e Susanne.
Ich bin mit einer Jugenddelegation gekommen.
Члeны делегаций обмениваются литературными приветствиями. (см.Приложение № 1).
II. ИСТОРИЯ ПОСЕЛЕНИЯ НЕМЦЕВ В РОССИИ
1 ведущий. Людям XX в., пережившим два ужасающих военных противоборства наших государств, нелегко до конца освоиться с мыслью, что Россия и Германия гораздо чаще были в истории добрыми соседями и даже союзниками, чем непримиримыми противниками. Но это все-таки так – иначе ни о каком массовом поселении немцев в России, конечно, не могло быть и речи, и тогда не представился бы и повод для нашей встречи.
Предлагаю вам вспомнить места проживания немцев в Москве, историю их зарождения. .
1578 г. – первое вынесенное за пределы Москвы иноземное поселение.
Оно возникло во времена Ивана IV, когда в ходе Ливонской войны увеличивается приток пленных из Прибалтики, а также иностранцев принятых царем к себе на службу. К концу XVI в. в Немецкой слободе проживало уже около 4 тыс. человек. Примечательно, что слово «немецкая» в названии слободы обозначало не конкретно выходцев из немецких земель, а вообще всех иностранцев.
2 ведущий. Schon 1578 kann man in historischen Urkunden einen neuen Namen lesen: „Nemezkaja Sloboda" – Deutsche Siedlung. Eine andere Bezeichnung fur die Siedlung war „Kukuj". So hie? der Bach, der fruher durch diesen Ort floss.
Alle Auslander, die nach Moskau kamen, siedelten sich hier an. Meist waren es Hollander, Deutsche, Schweden und Englander. Die Deutschen hatten eigene Kirchen und eigene Schulen, Auch ihre Hauser sahen anders aus als russische Hauser: Sie hatten spitze Dacher.
In den Hofen gab es Springbrunnen. Nur der Ofen im Haus war russisch: Im kalten Moskauer Winter musste es im Haus warm sein.
In der Deutschen Siedlung lebten viele gute Handwerker. Sie machten wunderschonen Schmuck, treffsichere Gewehre und nutzliche Dinge aus Leder. Sie hatten russische Schuler. Auch die Arzte und Apotheker waren damals alle Deutsche.
In Russland wurden fruher nur Ikonen gemalt. Die deutschen Kunstler malten auch Portrats und Landschaften. Das war etwas Neues.
1692 – образование Лефортова.
Немцы. Dem jungen Zaren Peter dem Gro?en gefielen Traditionen und Gewohnheiten auf dieser europaischen „Insel". Peter der Gro?e verbrachte auf dieser „Insel" viel Zeit. Er trug deutsche Kleidung, lernte neue Tanze, erlernte hier die deutsche und die hollandische Sprache. Die Handwerker zeigten ihm, wie man Eisen gie?t, Segel naht und Schiffe baut.
Der hollandische Ingenieur Franz Timmermann unterrichtete ihn in der Rechen-und-Artilleriekunst und lehrte ihn, Festungen zu bauen. Patrick Gordon brachte ihm die Kriegskunst bei.
Peter befahl, dass auch die russischen Adligen
deutsche Kleidung tragen sollten. Ihre Kinder sollten in der Deutschen Siedlung zur Schule gehen, Fremdsprachen und Mathematik lernen.
Peter lernte hier seinen zukunftigen Freund und Mitstreiter Franz Lefort kennen. Mit ihm besprach er spater die wichtigsten Fragen in Politik und Wirtschaft. Heute hei?t dieser Stadtteil Lefortowo.
Русские. Указом от 4 октября 1652 г. Царь Алексей Михайлович повелел выселить всех уроженцев Западной Европы за пределы Москвы, туда, где прежде находилась старая Иноземная слобода, получившая теперь название Ново-Немецкой, или просто Немецкой слободы. От Земляного вала, границы Москвы, Ново-Немецкая слобода находилась примерно в получасе хотьбы. К 1655 г. в слободе уже было построено около 150 домов.
Со второй половины1690-х гг. Немецкая слобода включается в сферу внимания Петра I. Неподалеку от слободы располагались московские села Семеновское, Измайлово, Преображенские, где в основном проводил время юный царь. Частые контакты молодого ПетраI с жителями Немецкой слободы зародили в нем дух преобразований. Молодой царь не только завел европейскую моду, но и старался «перекроить» на иностранный лад все сферы государственной деятельности России. В 1696–1698 гг. именно здесь было построено первое здание на средства казны – Лефортовский дворец, ставший по существу, неофициальной резиденцией Петра, где проводились приемы послов, празднества и увеселения царского двора.
Немцы. Zu Beginn des 18. Jahrhunderts siedeln sich in der Deutschen Sloboda (Vorstadt) in Moskau auch russische Adlige an. Zugleich ging die Zahl der deutschen Bewohner der Sloboda stark zuruck. Viele von Ihnen zogen nach St. Petersburg um. Die Deutsche oder Fremdlandische Sloboda wurde in diesen Jahren auch Dobraja Slobodka genannt, im Sinne "bequem furs Wohnen, schon, wohlgestaltet". Ein Teil ihrer Bevolkerung siedelte – besonders nach der Feuersbrunst von 1737 – in den Stadtbezirk Pokrowka uber.
1763 – первые колонии времен Екатерины II
Немцы. Es war einmal ... vor 250 Jahren. In Russland gab es viel fruchtbares Land. Aber es lebten hier zu wenig Menschen, die das Land bearbeiten konnten.
Die Zarin Katharina die Zweite hatte im Jahre 1763 eine Idee. Sie schrieb ein Manifest. Die wichtigsten Punkte dieses Manifestes lauteten:
«Gestatten wir allen Auslandern, in unser Reich zu kommen, um sich in allen, Gouvernements, wo es einem jedem gefallig, hauslich niederzulassen.» «Gestatten wir ... die freie Religionsausubung nach ihren kirchlichen Satzungen ..» «Soll keiner der nach Russland gekommenen Auslander an unsere Kassa die geringsten Abgaben entrichten ... »
Das Manifest war eine Einladung an Auslander, die nach Russland kommen wollten. Katharina versprach ihnen Land. Sie brauchten keine Steuern zu zahlen. Sie durften ihre Religion behalten.
Damals war Deutschland kein gro?es Land. Es gab viele kleine oder gro?e Furstentumer. Die Fursten fuhrten oft Krieg. Vielen Deutschen gefiel das nicht. Sie wollten ruhig leben. Sie horten von dem Manifest der russischen Zarin und gingen nach Russland.
Die ersten Deutschen aus dem Rheinland, aus Hessen und Sachsen fuhren mit dem Schiff uber die Ostsee nach Sankt Petersburg. Von dort fuhren sie mit dem Pferdewagen weiter. Die Reise dauerte ein ganzes Jahr! Und sie war nicht einfach, das konnt ihr euch sicher vorstellen.
Die kurzeste Reise hatten die Deutschen, die in Kolonien in der Nahe von Sankt Petersburg blieben. Die anderen fuhren weiter – an die Wolga. Am 29. Juni 1764 wurde die erste Kolonie an der Wolga gegrundet. Sie hie? Nischnjaja Dobrinka. Jede Familie baute ein Haus. In Saratow bekam jede Familie 150 Rubel. Das war viel Geld. Eine Kuh kostete namlich nur sieben Rubel.
Die Deutschen wunderten sich uber viele Dinge in Russland: Der Winter war sehr kalt, und es lag viel Schnee. Die russischen Bauern schliefen auf dem Ofen. In manchen russischen Bauernhausern gab es keine Schornsteine. Die Fenster waren ohne Glas.
Die deutschen Dorfer sahen anders aus als die russischen. Jeder Bauer pflanzte einen Baum. Bald gab es viele Baume in der Steppe an der Wolga. Deutsche Bauern achteten darauf, dass ihr Dorf sauber war. Alle deutschen Kinder gingen in die Schule. Die Schuler, kleine und gro?e, sa?en in einer Klasse. Der Pfarrer war gleichzeitig Lehrer.Sie hatten kein Lehrbuch – lesen und schreiben lernten sie mir der Bibel. Sie rechneten auch. Physik oder Chemie gab es damals noch nicht.
Русские. При Екатерине немцы впервые стали составлять заметную часть населения не только в столичных городах, но и в целом по стране.
В результате многочисленных войн Россия приобрела выход к Черному морю. Одним из первых манифестов, собственноручно подготовленных Екатериной II после вступления на российский престол, был т.н. "вызывной" манифест от 4 декабря 1762, который и послужил сигналом для начала исторического переселения немцев в Россию.
В период с 1764 по 1770 г. колонисты из Германии появились главным образом в Нижнем Поволжье, Воронеже, в Черниговской и Санкт-Петербургской губерниях. Ко времени прекращения первой волны переселения в стране насчитывалось более 100 иностранных колоний. В целом по стране в 80–90-е гг. XVIII в. немецкое население достигло около 0,6% населения.
1810 – поселения немцев под Санкт-Петербургом.
Немцы. Am 18. November 1810 versammelten sich deutsche Siedler in einem niedrigen Holzhaus in Neudorf, dem deutschen Teil der Siedlung Strelna bei Sankt Petersburg. Die Manner mit Strickwesten aus Wolle sa?en am Holztisch und tranken Bier aus Tonkrugen. Die Frauen mit Hauben und Schurzen plauderten am Ofen. Alle horchten dabei, was im Nebenraum geschah. Schlie?lich horten sie dort das Geschrei eines Neugeborenen. Die Anwesenden lachelten. Und da sagte der alteste von den Siedlern aufgeregt: „Kameraden, ein neuer Mensch ist zu uns gekommen. Fur ihn ist Russland seine wahre Heimat. Nun gibt es kein Zuruck fur uns. Von nun an ist das auch unsere Heimat. Wir wollen dieses Land lieben und fur sein Wohl und Gedeihen sorgen."
Dieser Tag, der 18. November 1810, gilt als offizielles Grundungsdatum der Deutschen Kolonie in Strelna. Die Siedler lebten gut organisiert und waren zufrieden. Aber dann kam der Zweite Weltkrieg und die Besetzung durch die Wehrmacht. Die deutsche Kolonie verschwand fur mehrere Jahrzehnte.
1998 entstanden in Strelna neue komfortable Hauser. Man baute sie im Rahmen eines gemeinsamen deutsch-russischen Projekts.
1825 – ответные поселения русских (Александровка)
Немцы. Es gab auch eine russische Kolonie in Deutschland.Zum Beispiel, Alexandrowka. Wie sie dahin kam?
Alexandrowka ist eine russische Kolonie im Norden Potsdams. Am I. Dezember 1825 starb der russische Zar Alexander I. Er hatte mit dem preu?ischen Konig Friedrich Wilhelm III. siegreich gegen Napoleon gekampft. Friedrich Wilhelm III. beschloss ihm zum Andenken ein au?ergewohnliches Denkmal zu errichten. So wurde im Jahre 1826 mitten in der Residenzstadt Potsdam eine russische Siedlung in Form eines Andreaskreuzes gebaut. Sie bestand aus 13 Blockhausern im russischen Stil und bekam den Namen des Zaren Alexander. Die Hauser waren ein – oder zweistockig und mit Holzschnitzereien verziert. Zu jedem Haus gehorte ein Garten, eine Kuh und alles, was eine Familie brauchte, darunter ein Kinderbett und ein Spinnrad. Die Bewohner dieser Siedlung waren 62 russische Sanger aus dem Soldatenchor des Konigs Friedrich Wilhelm. Sie zogen in die neuen Hauser mit Tanz, Spiel und Gesang ein. Heute zahlt das Dorf zum UNESCO-Weltkulturerbe. Es sieht so aus, wie zu Zeiten des Zaren Alexander I.: braune Blockhauser, Birken und Sonnenblumen. Auf einem Hugel steht eine Kapelle mit Zwiebelturmen. Das malerische russische Dorf inmitten der deutschen Stadt ist ein Anziehungspunkt fur zahlreiche Touristen, In den Hausern kann man russischen Schmuck und viele Gegenstande besichtigen, zum Beispiel Samoware, Truhen und Ikonen. Ein Freundeskreis der russischen Kultur sorgt fur das Dorf.
1861 – формирование поволжских немцев.
Русские.Наиболее крупным поселением немцев в России с середины XIX века становится Поволжье. История немцев Поволжья и ряда других бывших немецких районов изобилует событиями, свидетельствующими о тяжелых экономических трудностях, которые приходилось им преодолевать на необжитых просторах вековой целины. Но сохранившиеся литературные памятники неоспоримо свидетельствуют, что уже в те далекие годы в людях росло и крепло сознание неразрывной связи с судьбами России. За два с половиной века в России сложилась особая этническая общность – российские немцы. В XVIII–XIX веках положение немцев в России было относительно благополучным. Волевые качества, активность, педантичность и преданность престолу позволили им добиться высот в политике, армии и администрировании.
Немцы. Ende des 18. Jahrhunderts siedeln sich Deutsche auch neben derMarosejka-Stra?e, in der Kosmodemjanski-Gasse (heute Starosadski) und der Petrowerigski-Gasse an. Diese Siedlungsstatte bestand bis Anfang des 20. Jahrhunderts.
III. НЕМЕЦКАЯ КРОВЬ НА РУССКОМ ПРЕСТОЛЕ
1 ведущий.Совместная история русского и немецкого народов не ограничивается отдельными поселениями. Тесно переплелись и династические связи двух государств.
Традиция российско-германских династических связей ведёт свое начало от Петра Первого. Своего сына Петр хотел обязательно породнить с каким-нибудь из немецких королевских семейств.Участники русской делегации рассказывают о биографиях и судьбах немецких принцесс на русском престоле. (см.Приложение №2).
Многие немецкие принцессы впервые приучили русский двор к широкой и продуманной благотворительности. Эту традицию продолжили супруга великого князя Михаила Павловича Елена Павловна (урожденная принцесса Вюртембергская), жена Александра Второго, императрица Мария Александровна (Максимилиана-Вильгельмина Дармштадская) и другие немецкие принцессы на русском троне. Оборвалась эта традиция (как и многие другие российские традиции) вместе с трагической гибелью расстрелянной в Екатеринбурге императрицы Александры Федоровны (Алисы Гессен-Дармштадской).
IV.ВЫДАЮЩИЕСЯ НЕМЦЫ РОССИИ
1 и 2 ведущие задают вопрос зрителям:
– Welche hervorragenden Russlanddeutschen wohnten in Moskaua?
Was wissen Sie uber diese Menschen?
«А знаете ли вы выдающихся немцев, проживающих в России?»
В полемику вступают участники встречи.
Доктор Гааз.
Немцы. Zu allen Zeiten gab es Menschen, die Hilfe fur Notleidende zu ihrem Lebenswerk und nicht zu einem Mittel machten, in den Augen anderer Anerkennung zu finden oder ihr Gewissen zu beruhigen, wie dies manchmal vorkommt. Solche Menschen konnen auf der Insel des eigenen Wohlergehens fremden Kummers keine Ruhe finden.
Русские. 225 лет назад в южногерманском городке Мюнстерейфель в семье аптекаря родился Фридрих Иосиф Гааз, вошедший в историю России под совсем русским именем-отчеством Федор Петрович и с устойчивым личным титулом «добрый доктор Гааз» . (участники русской делегации рассказывают эпизоды биографии доктора).
На могиле доктора Газа высечен девиз. Попробуем отгадать его. Немецкая делегация проводит викторину на родном языке.
Entschlusseln Sie den Ratselspruch!
(См.Приложение №3).
Доктор Лодер.
Русские. В 1828 году в Москве, на Остоженке, известный московский медик профессор Христиан Иванович Лодер открыл «Заведение искусственных минеральных вод». …Члeны русской делегации раскрывают секрет появления в русской речи слова «лодырь».
Немцы. На немецком языке дополняют материал русской делегации.
(См.Приложение №4).
Немецкая и русская делегации вспоминают о немецких корнях русских поэтесс К.Яниш и М.Цветаевой. Ребята читают стихи на русском и немецком языках. (см.Приложение № 5)
V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Учитель немецктго языка. Wir hoffen, da? Sie jetzt etwas mehr uber die Ru?landdeutschen wissen, uber ihre Geschichte in Ru?land, ihre Kultur. Sie haben auch einige hervorragende Deutsche naher kennengelernt, deren Beitrag zur russischen Kultur bis heute gewurdigt wird.
Учитель истории. О роли немцев в истории России уже написаны целые тома, и число их продолжает расти – настолько многообразной, неоднозначной и непростой является данная тема. В литературе нередко предпринимались попытки обрисовать роль немцев в жизни России одной краской – то черной, то белой. В данном случае абсолютно ясно одно: без многовековых усилий сотен тысяч и миллионов своих немецких жителей Россия была бы совсем другой страной. Как следствие, немцы занимали ответственные посты на государственной службе. Достаточно вспомнить министра финансов Е.Ф. Канкрина, канцлера К.В. Нессельроде, шефа жандармов А.Х. Бенкендорфа и премьер-министра С.Ю. Витте. За свое новое Отечество в многочисленных войнах сражались и достигли высот в армии Б.-Х. Миних, А.И. Остерман и Л.Л. Беннингсен. Значительных успехов в торговле добились банкирский дом Штиглицев, мебельные фабриканты Мельцеры, владельцы «электрической империи» Сименсы. В XVIII веке из 111 действительных члeнов Академии наук 67 были немцами. Русские немцы открывали новые континенты (Ф.Ф. Беллинсгаузен, И.Ф. Крузенштерн).К сожалению, в XX в. русско-германские отношения значительно ухудшились. Но не надо забывать, что противостояние идет от политиков, простой народ желает жить в мире, сотрудничать и взаимообагащаться. Так пусть эта мечта сбывается.
VI. ПРОЩАЛЬНЫЙ ПОДАРОК РУССКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ
Русский народный танец – совместное исполнение песни «Подмосковные вечера» Слова М. Матусовского, музыка В. Соловьева-Седого. (см.Приложение № 6).
Список литературы (см.Приложение №4)
1. В.Деннингхаус. Немцы в общественной жизни Москвы: симбиоз и конфликт (1494–1941).–М., 2004.
2. В.Балазин. Тайны дома Романовых. – М., 2007.
3. Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. Ч.II.– Саратов, 1994.
4. Дитц Я.Е. История поволжских немцев-колонистов. – М., 2000.
5. Немцы в истории России: Документы высших органов власти и военного комaндования. 1652–1917 / Сост. В. Ф. Дизендорф — М., 2006.
6. Плеве И.Р. Немецкие колонии на Волге во второй половине 18 века. – М.,
7. Светлова В.И., Данилова Н.Н. Российская немцы в истории и культуре Москвы. (Учебное пособие по немецкому языку для учащихся старших классов общеобразовательных учебных учреждений, гимназий, лицеев для факультативных занятий). – М.,1997.
8. Яковлева Л.Н., Лукьянчикова М.С., Бузоева М.Д., Штарк К. Мозаика: Учебник немецкого языка для XI кл. школы с углубленным изучением немецкого языка.– М.,:Просвещение,2005.
9. «Schrumdirum», детский художественно-образовательный журнал.– № 3, 4; 2000.ЗАО «НК-пресс».

Небольшое количество часов, отведенное на изучение зарубежной истории, требует творческого подхода к освещению событий и выделения роли личности в истории. Презентация – форма работы, положительным образом сказывающаяся на знаниях учащихся. Цель урока: знакомство учащихся с процессом объединения германских земель в XIX веке, определение влияния 'nb[ событий на дальнейший ход истории, выделение роли Бисмарка и Вильгельма I....
27 05 2023 13:22:35
В ходе представленного урока прослеживается весь путь развития парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы в 1906 году и заканчивая Госдумой, избранной в 2007 году. Рассматриваются вопросы полномочий, деятельности члeнов Совета Федерации и Госдумы. Наглядно приводится процесс принятия законов в Думе. На уроке используется презентация, дающая возможность увидеть и сравнить составы разных Государственных Дум....
26 05 2023 2:42:51
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
25 05 2023 18:18:11
В ходе изучения новой темы учащиеся систематизируют свои знания по политологии и усваивают понятие «политическая система». Дается хаpaктеристика институтам политической системы, выделяются подсистемы и проводится работа структурного анализа на примере политических институтов. ...
24 05 2023 15:43:21
Представленная методическая разработка дает возможность учителю самостоятельно, не прибегая к услугам платных гидов, провести экскурсию для учеников и родителей. Это – великолепная возможность не только расширить свой кругозор и попробовать себя в ином качестве, но и поднять свой авторитет в глазах детей и их родителей. Используя презентацию, можно провести заочную экскурсию....
23 05 2023 22:44:48
Использование технологии критического мышления на уроках позволяет сформировать умения и навыки работы с информацией: находить, осмысливать, использовать нужную информацию. Анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков....
22 05 2023 5:38:34
Предлагаемое занятие является интегрированным уроком (экономика + право (политическая сфера). Имеет место работа с документами, анализ задач, а также проблем, возникающих в обществе в рамках этих двух сфер деятельности. Учащиеся делятся на 4 группы, работа проводится в форме дискуссии. Разные взгляды могут быть у ребят по поводу решения задач. Перед организацией дискуссии учащиеся повторяют свой фактор производства, доказывают, чем привлекательнее данный ресурс....
21 05 2023 4:42:12
Урок формирования новых знаний в форме урока-путешествия с использованием мультимедийной презентации (учебник: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2009). Цель урока: познакомить учащихся с религиозными представлениями древних египтян; проанализировать те изменения, которые произошли в религиозных представлениях египтян с возникновением неравенства (загробное воздаяние, главный и второстепенный боги, обожествление фараона)....
20 05 2023 2:32:59
Проблемно-модульная технология с личностно ориентированным и дифференцированным подходом с применением информационных технологий позволяет применяемые приемы организации индивидуальной и групповой работы привести в систему. Именно систематичность способна обеспечить эффективность решения многих задач исторического образования....
19 05 2023 8:20:27
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
18 05 2023 22:26:56
По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....
17 05 2023 14:28:43
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения.
...
16 05 2023 23:44:46
Урок посвящён прекрасным и могущественным богам Древней Греции. Урок способствует формированию образного представления о божественном пантеоне Древней Греции. В ходе урока ребята используют карту самоконтроля, в карте ученики будут отмечать каждый этап урока, в котором они примут участие....
15 05 2023 20:24:27
Курс относится к предметной области «Обществознание». В содержание социально-гуманитарного образования входит введение в мир социологии, политики, права, психологии, дается возможность учащимся окунуться в мир предметов, которые будут изучаться на старшей ступени обучения. Главное на данном этапе — не «давать знания», а вести обучение с учетом максимального приближения учащихся к изучаемым темам или проблемам, опираясь на имеющийся у них жизненный опыт и «картину мира»....
14 05 2023 19:27:51
Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....
13 05 2023 18:46:35
Цели урока: повторить материал о событиях в Западной Европе VI-XI вв; повторить причины образования государств в Европе; закрепить основные понятия темы; закрепить навыки работы с картой....
12 05 2023 18:57:23
На фронтальном опросе происходит опрос учащихся на знание феодального общества, сословий, их хаpaктеристики.
На уроке применены различные способы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, творческая. Присутствуют инновационные технологии, такие как тесты, методы рефлексии, игры. Урок способствует формированию умений и навыков учащихся.
...
11 05 2023 15:18:32
Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: «Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?» Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы. В конце урока предлагается тест....
10 05 2023 21:32:59
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
09 05 2023 1:32:45
Урок проводится в соответствии с программой по курсу истории России с древнейших времён до конца XVI века. Правильно построенная презентация содержит интересный, познавательный материал, полностью соответствующий уроку. Это позволило учащимся быть внимательными и активными на занятии.
...
08 05 2023 8:59:57
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
07 05 2023 15:11:16
7 ноября 1941 г. в Москве на Красной площади состоялся военный парад. Почему из всех парадов, проводившихся на Красной площади, выделяется именно этот? В чем его особенность? Ответ на эти вопросы содержится в рассказе педагога....
06 05 2023 16:53:48
Работа на уроке освещена в соответствии с существующими сегодня требованиями образовательных стандартов. Нами предложен опopный конспект, позволяющий получить учителю как методическую, так и информационную поддержку.
В течение всего занятия предлагается осуществление рефлексивных действий, дающих возможность педагогу контролировать степень и глубину восприятия учениками нового материала. А различные формы и методы организации обучения повышают активность учащихся....
05 05 2023 6:38:31
Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....
04 05 2023 4:23:54

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
03 05 2023 17:58:29
На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал.
...
02 05 2023 1:46:37
Главной международной проблемой сегодня является мировой экономический кризис. Прецеденты этого процесса есть в мировой истории. Мы с учениками 11-го класса решили проанализировать процесс выхода из «Великой депрессии» 1930-х гг. в США, Германии и Франции и вывести уроки Великой депрессии применительно к сегодняшней ситуации в мире. Урок строится на основе кейс-технологии, интеpaктивных методов обучения, использования ИКТ-технологий.
...
01 05 2023 5:40:40
Урок для 6-го класса, на котором дети закрепляют знания об истории крещения Руси, об основных идеях христианства, выявляют связь становления отечественной истории с принятием христианства.
...
30 04 2023 1:12:45
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
29 04 2023 21:32:33
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
28 04 2023 15:50:11

Работа посвящена 1125-летию зарождения государственности нашей страны. Содержит исторические, литературные сведения о России. Разработку классного часа можно использовать на уроках истории, литературы. Материал классного часа содержит патриотический, гражданско-правовой, эстетический воспитательный аспект....
27 04 2023 10:19:58
Цели урока: познакомить с причинами и предпосылками объединения Франции; объяснить причины и особенности учреждения Генеральных штатов; дать целостное представление о централизации государств Европы; совершенствование навыков работы с информацией; создание условий для самовыражения личности; формировать устойчивую мотивацию к изучению нового материала....
26 04 2023 6:50:20
Приоритетной целью образования стало развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели и задачи, контролировать и оценивать достижения. Комплект Рабочих тетрадей по обществознанию, о котором идет речь, должен обеспечить выполнение и этой функции....
25 04 2023 3:18:27
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
24 04 2023 10:57:46
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
23 04 2023 19:38:23
Статья посвящена такой форме урока как интернет-урок. Использование возможностей образовательных ресурсов Интернет как на уроке, так и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения интеpaктивным, ярким и запоминающимся. Приведен пример урока по обществознанию "Человек - часть природы"....
22 04 2023 23:49:32
Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять мopaльный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....
21 04 2023 10:34:19

Представленный вариант урока с презентацией возможно использовать в качестве повторительного урока по истории России IX–XV веков, внеклассной интеллектуальной игры по истории, внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. Урок построен в виде викторины "Своя игра"....
20 04 2023 2:18:44
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США.
...
19 04 2023 22:51:33
Цели занятия: активизировать интерес детей к средневековой эпохе, учить детей работе с дополнительной литературой, учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме. Такая работа сплачивает детей всего класса.
...
18 04 2023 17:19:12
Викторина знакомит учащихся с героическими страницами истории России с древних времен до Великой Отечественной войны. Ее можно использовать как на внеклассных мероприятиях, так и на уроках истории....
17 04 2023 1:14:43
Игра носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер. Способствует развитию элементов творческой деятельности, умению работать с полученной информацией и применять её в пpaктической деятельности. Оригинальный способ закрепления полученных знаний. Игра положительно влияет на интерес к изучаемому материалу у детей с различным уровнем учебной мотивации.
...
16 04 2023 19:47:43
Урок обществознания в 6-м классе по учебнику Кравченко А.И. – урок получения новых знаний, на котором рассмотрена экономическая сфера общественной жизни. Ученики знакомятся с понятием «экономика», его многозначностью....
15 04 2023 20:25:22
Цели урока: обобщить и систематизировать знания об этапах философии, формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах «того» времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу....
14 04 2023 5:33:40
Цели урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми....
13 04 2023 23:46:46
Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....
12 04 2023 14:49:36
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
11 04 2023 14:53:22
Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей.
...
10 04 2023 18:19:52
"Познавательное застолье" - это уникальная возможность "попробовать историю на зубок". Отличительной особенностью данного урока является его наглядность и иллюстративность. Особый колорит придает костюмированность и театрализованность мероприятия. Нетрадиционность подачи материала позволяет сделать урок по-настоящему ярким, праздничным, запоминающимся и одновременно информативным. Отсутствие школьно-письменных принадлежностей и нестандартный способ оценки помогают создать атмосферу максимального психологического комфорта для детей....
09 04 2023 6:58:14
Опopный конспект – это визуальная модель содержания учебного материала, построенная по специальным принципам, позволяющим существенно сократить учебный материал. Это наглядное свёрнутое знание, готовое развернуться в объёмное, созданное с помощью различных символов, дат и событий. Наглядность цветовых гамм создаёт положительный эмоциональный настрой при изучении и раскрытии материала в устной и письменной формах....
08 04 2023 15:44:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::