Краеведческий материал в работе учителя истории
…для человека естественно любить свою семью,
своё село и город, свою страну и её народ …Д.С. Лихачёв
В современном историческом образовании краеведение приобретает важное значение. В Базисном учебном плане 2004 года отводятся часы для введения интегрированного предмета “Краеведение” или краеведческих модулей в рамках учебных предметов федерального компонента (история, география, биология, искусство, технология). Это является как бы продолжением традиций краеведческого образования в России. Е.А. Звягинцев, известный педагог дореволюционной России считал, что локализация учебного материала способствует развитию самостоятельной мыслительной деятельности учащихся. В советской школе был накоплен богатый опыт использования краеведческого материала на уроках истории и во внеклассной работе. По мнению А.А. Baгина, автора методики преподавания истории “краеведческий подход в обучении истории имеет ряд преимуществ в познавательном и воспитательном отношениях”.
Астpaxaнский край имеет богатую историю благодаря её географическому положению и экономическому значению в жизни страны. Астpaxaнь располагалась на пересечении торговых путей, здесь пролегал знаменитый шёлковый путь. Первые поселения людей в нашем крае относятся к XII тысячелетию до н. э., Прикаспийская низменность сохранила следы обитания скифо-сарматских племён, аланов, гуннов, положивших начало Великому переселению народов, до сих не разгадана тайна хазарского Итиля. Отсюда грозили южным окраинам России печенеги и половцы, в XIII веке здесь сложилось крупнейшее государство Золотая Орда. Присоединение к России в XVI веке усиливает роль Астpaxaни в качестве южного форпоста России, высоко оценивали значение города Иван Грозный, царь Алексей Михайлович, Петр I. Здесь создаётся флотилия. Одним из губернаторов Астpaxaнской губернии был В.Н. Татищев. Не осталась безучастной Астpaxaнь к событиям Отечественной 1812 года, неувядаемой славой покрыли себя калмыцкие полки. Среди участников декабристского движения были выходцы из Астpaxaни. Сырая осень, бесснежная и ветреная зима, жаркое лето, гнус сделали Астpaxaнь местом ссылок, среди ссыльных - И. Шевченко, Н.Чернышевский. События 1917 года, гражданская война ещё одна яркая страница истории нашего края. Астpaxaнь имела важное стратегическое значение в период Сталинградской битвы. Сегодня Астpaxaнь возвращает себе позиции южного форпоста России. История нашего края тесно сплетена с великой российской историей.
Изучение истории страны, событий далёкого прошлого, настоящего нашей страны невозможно без обращения к истории нашего края, нашей малой родины. С целью конкретизации исторического материала при изучении истории Руси VI-XII в.в. в 6 классе привлекаю краеведческий материал в занимательной форме (кроссворды, ребусы), дети готовят дома сообщения об Итиле, о быте и занятиях хазар, печенегов и половцев. Всё это помогает создать у учащихся исторические представления, в силу занимательности предлагаемого материала развиваются любознательность и познавательные способности, повышается качество знаний.
Изучая культуру России в XVI-XVII в.в. в 7 классе провожу дополнительный урок, посвящённый астpaxaнскому кремлю - историческому памятнику XVI века в форме урока – экскурсии. Подготовке экскурсоводов и иллюстративного материала уделяю особое внимание, в каникулярное время организую экскурсию в Астpaxaнь, в кремль, а во внеурочное время провожу викторину “Астpaxaнский кремль”.
“Введение на уроке местного материала создаёт своеобразную психологическую ситуацию, хаpaктеризующуюся “живым ощущением” исторического прошлого” (А.А. Baгин. Методика обучения истории в школе. М., “Просвещение”,1972, стр. 298). Привлекая краеведческий материал, я стараюсь приблизить историческое прошлое к сознанию школьников. Далёкая петровская эпоха становится близкой и понятной, когда на уроке проходит защита ученического проекта “Пётр I в Астpaxaни”. Задание было дано учащимся задолго до изучения темы. На подготовительном этапе ребята собирали материал о пребывании Петра I в Астpaxaни. Затем оформили альбом, в котором содержались историческая справка о цели пребывания, о Персидском походе, о вкладе Петра I в жизнь города, края, исторические портреты, рисунки и мини-сочинения учащихся. Значение такой работы в том, что учащиеся становятся как бы соучастниками событий и привлекаются к осознанию роли родного края в жизни страны того периода.
При изучении темы “Отечественная война 1812 года” в 8 классе в целях воспитания патриотических чувств уделяю большое внимание героическим страницам войны. Материал о славных сынах родного края постоянно вкрапливаю в содержание уроков для конкретизации излагаемого материала, убедительности анализа тех или иных событий. Причастность наших предков к героическому прошлому подтверждаю, используя дополнительный материал о помощи города борьбе с наполеоновским вторжением, о героических подвигах астpaxaнских калмыцких полков, дошедших до Парижа, о славном князе Тюмене. Наглядным подтверждением является калмыцкий хурул в с. Речное, построенный в память о героях.
Краеведческий материал способствует самостоятельной умственной деятельности учащихся, позволяет осуществлять поисковую работу на более доступном и близком материале. Учащиеся 9, 11 классов имеют определённые навыки самостоятельной и исследовательской работы, поэтому я привлекаю их к подготовке исследовательских работ: “Вклад астpaxaнцев в победу”, “Героический путь 28-й армии”, “Значение Астpaxaни в коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны”, “Герои – астpaxaнцы”, “Герои - володарцы”, со своими работами учащиеся выступают на ученических конференциях, наиболее интересными находками делятся на уроке при прохождении программного материала.
Активно использую краеведческий материал во внеурочной и внеклассной работе. Традиционным стало участие в областной интеллектуально-познавательной игре “Знай наших” по истории, культуре и природе нашего края. Историко-культурологический мecячник в школе включает проведение мероприятий, связанных с краеведением. В его рамках провожу познавательные игры по типу телевизионных игр “Звёздный час”, “О, счастливчик!”, “Своя игра”, “Брейн-ринг”, конкурсы краеведческих кроссвордов, ребусов, знатоков истории края. Программа “Люби и знай свой отчий край”, которая является составной частью воспитательной системы школы, даёт широкие возможности самостоятельной поисковой работы, в которую вовлекаются большие группы учащихся. Они занимаются сбором материала об истории села и его улиц, школы, колхоза, кирпичного завода, фотографий, рассказов очевидцев, писем. Эта работа помогает учащимся в познании современности, в установлении связи с изучаемым на уроке материалом. “Богатое, знаемое вами прошлое – ваше личное или вашего города, села, страны – делает человека мудрым, всепонимающим” - писал академик Д.С. Лихачёв. (Кожухова Е.А. Воспитание историей. Наследие и личность: путь к причастности. – М.: Знание, 1984. (Новое в жизни, науке, технике. Серия “Этика”, № 10, стр. 3) знаменитым Тредиаковским, деятелями культуры Максаковой и Барсовой и использовали свои познания на уроках литературы, музыки, а на уроках родного языка применили свои познания из истории астpaxaнских казахов, о Курмангазы Сагырбаеве и его ученице Дине Нурпеисовой и их виртуозной игре на домбре. Последние сведения очень близки учащимся, т.к. жизнь и творчество Курмангазы Сагырбаеве связаны с нашим районом, в нескольких километрах от нашего села расположен мавзолей Курмангазы, который стал культурным памятником нашего края и символом содружества с Республикой Казахстан. На таких примерах воспитывается гордость за свою малую родину, приходит осознание причастности к истории родного края.)
Ежегодно в школе проходит Всероссийская акция “Я – гражданин России”, привлечение учащихся к участию в социальном проектировании считаю важным делом. В рамках социального проекта “Книга в дар библиотеке” учащиеся 6 класса пополнили библиотеку книгами по истории края, т.к. без хороших книг нет хороших знаний. Наш край готовится к празднованию 450-летия города Астpaxaни, в связи с этим событием готовится ученическая конференция “Славлю тебя, любимый город”.
Краеведческий материал способствует установлению межпредметных связей. На занятиях кружка учащиеся познакомились с выходцами из Астpaxaни: баснописцем Агафи,
Краеведческий материал как неисчерпаемый источник открывает всё новые возможности его использования на уроке и вне урока, стимулирует творческую деятельность учителя, познавательную активность учащихся, воспитывает человека, гражданина, патриота.
Композиция приурочена к 200-летию открытия Царскосельского лицея. Учащиеся знакомятся с историей создания Царскосельского лицея, его основателями и первыми выпускниками, обратившись к страницам книги Тынянова Ю. «Пушкин», «Кюхля», к публицистическим статьям, написанным к 200-летию лицея, и статьям, посвященным истории и современности Российского образования....
18 03 2024 9:18:26
Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. ...
17 03 2024 6:17:30
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
16 03 2024 23:21:46
Групповые занятия по основам православной культуры для 4-го класса. ...
15 03 2024 14:47:42
В ходе работы над проектами ребята изучают литературу по истории Великой Отечественной войны и истории Ставропольского края, Ге opгиевского района и станицы Подгорной. Ребята периодически ведут записи бесед с тружениками тыла. Учащиеся анализируют отобранную информацию, создают компьютерные презентации....
14 03 2024 17:26:21
На уроке защищаются групповые проекты «Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), «Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – пpaктико-ориентированный), «Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....
13 03 2024 11:48:36
На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления. ...
12 03 2024 16:35:26
Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека. ...
11 03 2024 10:38:48
В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями. ...
10 03 2024 0:41:16
В ходе освоения дисциплины студенты приобретают знания и умения, которые позволят им толерантно воспринимать адептов иной конфессии, распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем. С учетом специфики задач указанной дисциплины и содержания изучаемого материала в преподавании рекомендуется использовать проблемный и интеpaктивный подходы, метод сравнительного анализа, разнообразную методику семинарских занятий - обсуждение, дискуссию, фронтальную беседу....
09 03 2024 21:11:30
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
08 03 2024 19:42:47
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
07 03 2024 18:10:58
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
06 03 2024 8:50:57
Урок - ролевая игра "Выборы президента" раздела "Конституционное право". Игра в миниатюре представляет предвыборную кампанию. Как демонстрационный материал на пороге получения учащимися права избирать и быть избранными. Предоставляется возможность в игровой форме проявить свою точку зрения....
05 03 2024 2:33:11
Историческая игра «Первые Романовы» активизирует знания по истории России XVII века, может быть проведена на предметной декаде, а также использоваться на уроках истории. Игра состоит из 6 этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
04 03 2024 4:14:35
Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....
03 03 2024 16:36:13
Урок обществознания предполагает создание синквейна по теме, достаточно сложной для понимания учащихся. Урок рассчитан на сильный класс. Планом-конспектом предполагается включенность всех учащихся класса в учебно-познавательный процесс, способствующая развитию представлений учащихся о партийной системе нашего государства. ...
02 03 2024 19:20:36
На уроке учащиеся узнают об античной демократии, а также совершенствуют свои навыки работы с текстом учебника и историческими документами. ...
01 03 2024 15:56:17
Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....
29 02 2024 15:46:17
Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....
28 02 2024 16:46:50
Технологическая карта позволяет учащимся не получать знания как готовый продукт для пассивного восприятия, а выpaбатывает потребность в непрерывном саморазвитии, подготавливает к ситуации постоянных изменений, создает условия для самостоятельной деятельности учащихся. Работа с технологическими картами позволяет повысить мотивацию к изучению истории, управлять учебным процессом, отработать умения и навыки, необходимые для успешного выполнения заданий ЕГЭ....
27 02 2024 11:43:24
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
26 02 2024 3:48:45
На уроке использована технология развития критического мышления, способствующая повышению мотивации учащихся, формированию навыков работы с информацией. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учащихся в группе....
25 02 2024 20:41:50
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории. ...
24 02 2024 7:59:12
В современных условиях развития правового государства большую роль приобретает правовое воспитание учащихся. Цель мероприятия: закрепить юридические умения и навыки, развивать умение применять их; воспитывать гражданские качества и правовую политическую культуру. Мероприятие можно использовать как на обобщающем уроке по ОПЗ, так и во внеурочной работе....
23 02 2024 20:11:47
Данная форма проведения урока предназначена для проверки знаний, умений и навыков на этапе повторения и закрепления изученного материала по истории России и обществознанию в старшей школе (11-й класс). Может служить базой для разработки уроков для основной школы в упрощенном варианте. ...
22 02 2024 5:11:42
Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе. ...
21 02 2024 23:34:37
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
20 02 2024 7:56:13
Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....
19 02 2024 13:28:29
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
18 02 2024 6:28:12
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...
17 02 2024 23:37:52
Урок-семинар показывает учащимся историю создания Северного и Южного обществ; раскрывает содержание программ декабристов и их отличие, революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное развитие; объясняет историческое значение восстания декабристов....
16 02 2024 5:55:40
Методическая разработка урока истории, подготовленная на основе научных исследований ученых-сибиреведов последних лет, позволит провести познавательное занятие, в рамках которого ребята смогут познакомиться с жизнедеятельностью сибирского купечества, узнать, что полезного сделали купцы для развития своих городов и региона в целом. На примере купеческих биографий учитель сможет наглядно раскрыть значение таких понятий, как «милосердие», «меценатство», «благотворительность»....
15 02 2024 20:29:58
Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права, или противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным, совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями. Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность. ...
14 02 2024 7:38:44
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
13 02 2024 15:37:32
Занятие призвано продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства, направлено на повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции....
12 02 2024 19:35:54
Урок является частью курса "Обществознание" для 9-го и 11-го классов. Идея данного интегрированного урока возникла в связи с необходимостью усиления базовой части курса дополнительными знаниями по психологии. ...
11 02 2024 5:13:54
В разработке рассматриваются различные функции песни на уроках истории, указываются типы уроков, на которых может использоваться песня, и предлагаются конкретные методические приемы работы с ней....
10 02 2024 18:15:21
Урок целесообразно проводить по окончании изучения курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторов Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Урок сопровождается презентацией. На каждый слайд можно перейти по гиперссылке. Вопросы сгруппированы по трем разделам: «Древняя Русь», «Политическая раздробленность на Руси», «Московская Русь». В ходе урока решаются задачи повторения и систематизации изученного материала; воспитания чувства патриотизма через обращение к героическому прошлому нашей страны....
09 02 2024 1:10:33
Урок духовно-патриотического воспитания с использованием мультимедийных средств обучения. Изучение темы "Сталинградская битва" является составной частью цикла уроков и мероприятий "Память поколений", посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Организация урока в форме проектной деятельности учащихся позволяет не только создать целостное представление о роли Сталинградской битвы в ходе войны, но и погрузиться в эпоху, понять и прочувствовать её на основе работы с историческими источниками. ...
08 02 2024 18:48:18
Урок проведен по учебнику А.А. Вигасина с использованием дополнительной литературы. Работа организуется так, чтобы учащиеся не только извлекали историческую информацию из учебника, но и находили ее в других источниках. Материал урока позволяет детям анализировать события прошлого и настоящего. ...
07 02 2024 7:39:16
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
06 02 2024 1:25:22
На уроке происходит повторение и обобщение материала по Древней Греции, вовлечение учащихся в творческую деятельность, основанную на любви и интересе к предмету "история". Особое внимание уделяется духовной культуре эллинов и роли античного наследия в современном мире. Урок проводится в основной школе после изучения истории Древней Греции. Задачи урока - развивать умение работать в группах и коллективе, умение слушать и высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения....
05 02 2024 6:37:18
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
04 02 2024 13:40:46
Материал описывает проектную деятельность учащихся по дисциплине "История" на тему "Россия между реформами и контрреформами", реализованную через информационные технологии (презентация Power Point), раскрывает основные этапы исследования и подготовки к защите проекта. Приведены образцы основных методических материалов, необходимых для оптимальной реализации проектной деятельности учащихся....
03 02 2024 21:12:17
Представлен интегрированный урок в блоке тем по культуре Древней Греции. Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, изготавливают театральные маски, играют отрывки из комедий и трагедий античных авторов. ...
02 02 2024 11:27:27
Представленная методическая разработка классного часа сможет оказать большую помощь учителям, классным руководителям и всем педагогическим работникам в подготовке, организации и проведении мероприятий гражданско-патриотической направленности, нацеленных на расширение и углубление знаний учащихся о своей Родине. Материал позволит в увлекательной, занимательной форме разносторонне узнать о судьбе своей страны, проверить полноту и прочность уже полученных знаний о ней....
01 02 2024 17:33:20
Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
31 01 2024 7:56:22
Наглядность на уроках истории повышает интерес учащихся к предмету, способствует лучшему восприятию материала. Одной из проблем является недостаточное количество наглядного материала или трудность его использования. Выходом из данной проблемы является использование на уроках истории мультемидийной презентации, в которую можно включить видеофрагменты, портреты исторических деятелей, карты и схемы. ...
30 01 2024 3:10:47
На уроке истории по теме "Солнечные боги славян" рассматриваются религиозные представления древних славян эпохи язычества....
29 01 2024 8:26:35
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::