Урок по всемирной истории на тему "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945—1964 гг.)"
Цели:
- определить основные тенденции развития СССР в 1945 – 1964 гг.; охаpaктеризовать последние годы правления И. Сталина и реформы Н.Хрущева, раскрыть причины отстранения Н. Хрущева от власти, используя новейшие мультимедийные и интеpaктивные технологии;
- закрепить навыки анализа и сопоставления исторического материала, умения рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях, разграничивать объективные факты и субъективные мнения (стереотипы);
- усилить мотивацию учащихся к самостоятельному познанию; способствовать обогащению их социального опыта.
Тип урока: комбинированныИ.
Вид урока: урок-портрет эпохи (урок погружения в историю).
Основные понятия и термины: сверхдержава, восстановление, сталинизм, культ личности, “ленинградское дело”, “дело врачей”, “ждановщина”, космополитизм, “оттепель”, десталинизация, реабилитация, реформы Н.Хрущева.
Основные даты: 1946 р. – первые послевоенные выборы в Верховный Совет СССР; 1946-1947 гг. – засуха и голод; 1946-1951 гг. – четвертая пятилетка; 5 марта 1953 г. – cмepть И.Сталина; 1953-1964 гг. – пребывание при власти Н.Хрущева; 1956 г. – ХХ съезд КПСС, критика “культа личности Сталина”.
Оборудование:
Учебник “Всемирная история. Новейшее время. 1939-2001 гг.” (авторы Ю.В.Буpaков, Г.М.Кипаренко, С.П.Мовчан), настенная карта “СССР в 1950 – 1980-х гг.”, мультимедийные презентации урока, созданные с использованием программы Power Point 2003.
Оформление класса:
На стенах в классе размещены портреты Н.Хрущева, Л.Брежнева, карта “СССР в 1950 – 1980-х годах”, пионерский галстук, плакаты времен эпохи “застоя”. На учительском столе, накрытом скатертью, - тома собрания сочинений В.И.Ленина, радиола, грампластинки, советские монеты, старые семейные фотографии. На полу – половики, как в квартире-“хрущовке” советских времен.
Во время урока используется мультимедийный проектор. Учитель пользуется ноутбуком с подключенным звуковым вуфером.
Музыкальное оформление:
На перемене перед началом урока играют патриотические, пионерские и комсомольские песни времен 50-х годов.
ХОД УРОКА
І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Перед началом урока учащиеся при помощи цветного жребия распределяются на четыре группы.
ІІ. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ (5 минут).
Учитель: Добрый день, уважаемые друзья! Сегодня мы с Вами начинаем изучение темы “Советский Союз и постсоветские страны”. Предлагаю вам записать название этой темы в своих тетрадях.
Используются слайды презентации “От сталинизма к “оттепели”.
Слайд № 1. Тема: “Советский Союз и постсоветские страны”.
Тема состоит из трех уроков изучения нового материала и урока тематического оценивания.
Что мы узнаем во время изучения этой темы?
У нас будут совсем необычные уроки – уроки погружения в эпоху. Мы попытаемся почувствовать то, что чувствовали ваши бабушки и дедушки, когда были совсем молодыми в годы правления Никиты Хрущева, попробуем поставить себя на место еще юных в период брежневского “застоя” ваших родителей, узнаем про то, как распалось могущественное государство – Советский Союз и как развиваются страны, возникшие на его руинах.
ІІІ. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (30 минут).
Учитель: Урок, с которого мы начинаем изучение данной темы, называется “СССР от сталинизма к “оттепели”. Давайте запишем его название.
Слайд № 2. Тема урока: “СССР от сталинизма к “оттепели” (1945-1964 гг.).
Учитель: В 1945 году закончилась самая трагическая для советского народа война. Каковы были ее последствия для Советского Союза? Давайте вспомним об этом, используя пункт “Послевоенная разруха в стране” параграфа 17.
Предлагаю вам работать над текстом этого пункта всей группой, выделяя основные последствия войны. Даю вам на выполнения этого задания три минуты.
Задания выполняются в группах с использованием метода “Круг идей”. Когда группы завершили выполнение задания и готовы предоставить свою информацию, учитель просит каждую группу по очереди предоставить лишь один аспект, который они обговаривали. Продолжая по кругу, учитель опрашивает каждую группу по очереди, пока не исчерпаются все ответы.
После завершения выполнения задания учитель предлагает сделать выводы:
Уважаемые друзья, сделайте, пожалуйста, выводы, охаpaктеризовав последствия этой войны для СССР двумя-тремя предложениями.
Ответы учащихся. Оценивание ответов.
Учитель: Мы на уроках по истории Украины уже говорили с вами про восстановление народного хозяйства в СССР. Давайте вспомним основные особенности восстановительного периода. Сделаем это, используя метод мозгового штурма. Запомните его основные правила:
А. Говорите все, что придет вам в голову.
Б. Не обсуждайте и не критикуйте высказывания других.
В. Можно повторять идеи, предложенные кем-нибудь другим.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что правила мозгового штурма находятся и на плакате в классе.
Учитель: При выполнении этого задания вы можете пользоваться пунктом “Восстановление хозяйства” параграфа 17.
Путем использования интеpaктивной методики “Мозговой штурм” учащиеся вспоминают основные особенности послевоенного восстановительного периода.
После окончания выполнения задания учитель благодарит учащихся за работу.
Учитель делает выводы:
Как вы видите, результаты восстановительного периода были неоднозначными. С одной стороны, на протяжении 1946-1950 гг. затянулись страшные раны войны. Полностью восстановлена промышленность и даже увеличено производство. С другой – цена восстановления была слишком высока. Снижение реального уровня жизни, тяжелые жилищные и бытовые условия были хаpaктерными для большинства населения.
Другим негативным последствием стало окончательное разорение сельского хозяйства. На крестьян, которые получали мизерные заработки, не распространялись социальные гарантии, они были лишены права иметь паспорта, а, соответственно, свободно перемещаться по стране. Также им приходилось платить высокие налоги на приусадебные участки. Для интенсификации труда колхозников сталинское руководство продолжало применять принудительные и репрессивные методы, что и привело к голоду в засушливые 1946-1947 гг.
На экране появляется слайд № 3.
Слайд № 3. Портрет И. Сталина. Слово “сталинизм”.
Учитель предлагает учащимся объяснить понятие “сталинизм”.
Ответы учащихся. Оценивание ответов.
Учитель: Как вы думаете, изменилась ли власть И. Сталина в результате победы советского народа в войне?
Учащиеся отвечают, указывая на укрепление власти Сталина. Оценивание ответов.
Учитель: Да, действительно, произошло укрепление власти Йосифа Сталина. Происходила дальнейшая централизация государственного управления, увеличение государственного аппарата, сворачивание любой самостоятельности на местах (хотя в 1946 году прошли первые послевоенные выборы в Верховный Совет СССР, их результат был уже заранее известен – депутатские места заняли выдвиженцы Коммунистической партии). Продолжались репрессии против военнопленных и репатриированных. Про усиление репрессий говорили и “ленинградское дело”, “дело врачей”, борьба с космополитизмом, усиление идеологического давления – ждановщина.
Слайд № 4.
Во время рассказа учителя на доске появляются слова и словосочетания:
Выборы.
Репрессии.
“Ленинградское дело”.
“Дело врачей”.
“Борьба с космополитизмом”.
Усиление идеологического давления – “ждановщина”.
Учитель: 5 марта 1953 г. умер И. Сталин. В стране сразу начинается борьба за власть между секретарем ЦК КПСС Н. Хрущевым, главой Совета Министров Г.Маленковым и главой Министерства внутренних дел Л. БериеИ. В результате борьбы между этими политическими деятелями к власти пришел Никита Сергеевич Хрущев.
Слайд № 5-7.
Во время рассказа учителя на доске появляется схема: слово “власть” и портреты Н. Хрущева, Г. Маленкова и Л. Берии.
Приход к власти Хрущева стал началом процесса, который вскоре получил название “оттепель”.
Скажите, пожалуйста, с чем у вас ассоциируется слово “оттепель”?
Слайд № 8.
Рисунок “Оттепель”.
В данном случае оттепелью называли попытку либерализации общественно-политической жизни, проведения значительных социально-экономических реформ.
Давайте запишем это определение в ваши тетради.
Слайд № 9.
Процесс “оттепели” - попытка либерализации общественно-политической жизни, проведения значительных социально-экономических реформ.
Забегая вперед, хочется вспомнить историю создания надгробного памятника Н.С.Хрущеву известным российским скульптором Эрнестом Неизвестным, который, создав его из белого и черного мрамора, сказал: “Я так и не понял, чего в нем было больше: белого или черного…”.
Слайд № 10.
Надгробный памятник Н.С. Хрущеву.
Чего же более было в этом человеке: белого или черного? Давайте попытаемся сегодня это выяснить.
14 февраля 1956 года открылся ХХ съезд КПСС, на котором Хрущев развенчал культ личности Сталина, раскрыв его преступления против советского народа.
Как вы думаете, почему Хрущев пошел на осуждение культа личности? Это была историческая необходимость или Хрущев преследовал личные цели?
Ответы учащихся. Оценивание ответов.
Как вы думаете, какой была реакция общества на ХХ съезд КПСС?
Во время ответов учащихся на данный вопрос учитель подводит их к проведению дискуссии. Оценивание учащихся.
Учитель: Уважаемые друзья! Хрущев осуществил попытки провести целый ряд экономических реформ. Предлагаю вам сейчас выяснить, в чем была их сущность и каковы были их последствия. Прошу вас открыть пункт “Попытки экономических реформ” параграфа 18. На ваших столах находятся листы с формой таблицы “Экономические реформы Хрущева”. Попытайтесь, пользуясь текстом учебника, вписать в эти таблицы позитивные и негативные последствия реформ Никиты Сергеевича.
Работа в группах.
После окончания работы учитель предлагает выйти к доске двух учащихся – представителей разных групп. С использованием дискуссионных элементов и элементов интеpaктивной методики “Круг идей” проводится выявление позитивных и негативных последствий реформ Никиты Хрущева.
Оценивание учащихся.
Учитель: Вот и смогли мы ответить на наш проблемный вопрос. Но каждый из нас составит свою точку зрения в отношении деятельности Никиты Сергеевича Хрущева – очень неординарного человека, во время нахождения при власти которого в космос полетел первый человек и осваивалась целина, улучшились отношения с США и бездумно внедрялась в сельское хозяйство кукуруза, человека, который, выступая в ООН, в раздражении стучал по трибуне своим снятой туфлей, человека, который первым выдвинул лозунг: “Догоним и перегоним Америку!”.
Рассказ учителя сопровождается показом слайдов.
Слайд № 11.
Портрет Н.С.Хрущева и Ю.А.Гагарина. Фотография космического корабля.
Слайд № 12.
Плакат “Поднимай целину!”
Слайд № 13.
Изображение кукурузы.
Слайд № 14.
Фотография – Хрущев на трибуне в ООН и соответствующая карикатура.
Слайд № 15.
Лозунг: “Догоним и перегоним Америку!”.
ІV. ИТОГИ УРОКА (5 минут).
Учитель: Как вы видите, попытка Н.С.Хрущева модернизировать тоталитарную систему не удалась. На октябрьском пленуме ЦК КПСС в 1964 году в результате заговора партийно-государственного аппарата Никита Хрущев был снят со своей должности и отправлен на пенсию. Его место занял один из организаторов заговора – Леонид Ильич Брежнев. Период “оттепели” закончился.
Про следующий период в истории СССР мы поговорим на следующем уроке.
Слайд № 16.
Портрет Л.И. Брежнева.
Учитель: Прошу вас записать домашнее задание.
Слайд № 17.
Домашнее задание: Прочитать параграфы 17, 18. Выяснить, что означает термин “диссидентство”.
При наличии времени учитель предлагает ученикам охаpaктеризовать правление Н.С. Хрущева путем составления стихотворения методом “синквейн”.
В курсе истории, начиная с 5-го класса, происходит знакомство учащихся с процессом формирования человеческого общества. Цель урока: подвести учеников к пониманию причин появления неравенства в первобытном обществе. С помощью анализа иллюстраций учебника, решения логической задачи, построения логических цепочек, выявления причинно-следственных связей происходит формирование исторического мышления учащихся. Использование ИКТ способствует повышению внимания и росту активности детей на уроке....
27 03 2024 4:58:54
Урок является органическим продолжением предыдущего урока в 7-м классе. Ряд слайдов с текстом, картами, таблицами, иллюстрациями, позволяет оживить рассказ учителя и организовать повторение, обсуждение, закрепление предлагаемых вопросов. Презентация дает возможность работать самостоятельно тем учащимся, которые имеют навыки работы на компьютере. ...
26 03 2024 19:33:52
На основе анализа материалов Сталинградской областной комиссии по установлению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками, документов Сталинградского городского комитета обороны, свидетельств очевидцев учащиеся устанавливают, какой урон был нанесен городу и его жителям во время Сталинградской битвы, как масштабы разрушений повлияли на условия жизни сталинградцев, а также на их мopaльное состояние. ...
25 03 2024 4:35:52
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
24 03 2024 7:13:41
На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал. ...
23 03 2024 18:17:48
Музей "Йорвик" на территории Великобритании – главный источник информации о пребывании викингов на Британских островах. Учащиеся получают виртуальную возможность пополнить коллекцию музея новыми экспонатами, которые возможно отобрать в ходе изучения темы, а затем презентовать в форме буклета (таким образом в ходе урока осуществляется формирование информационной и социокультурной компетенции)....
22 03 2024 4:56:59
На данном уроке представлена технология модульного обучения. Специфика предмета такова, что блоки-модули целесообразно применять в старшем звене (10-11-й классы). При построении технологической карты учтены принципы модульного обучения. ...
21 03 2024 11:14:16
Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....
20 03 2024 15:56:12
Урок истории проблемно-дискуссионного игрового моделирования для 8-го класса базового уровня. Плюсом таких уроков является тот факт, что в классе не остается ни одного ученика, не вовлеченного в процесс обучения, роли им дают исполнять посильные (ту, где меньше информации, более «слабым» ученикам). Оценку получает группа, исходя из результатов выступления, следовательно, каждый ученик в классе за урок оценен. Кроме того, каждый ученик может получить учебную информацию, рассказать её, осмыслить и проанализировать, задав вопросы. Вопросы оппонентов помогают учащимся закреплять и анализировать учебный материал не только по истории, но и по литературе, пополнять знания, расширять кругозор....
19 03 2024 13:30:57
Интегрированный урок история–музыка в 6-м классе по теме "Борьба Руси с западными завоевателями" разработан на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с примерной федеральной программой основного общего образования. Во главу урока поставлена цель, создать представление о том, какой трудной и дорогой ценой удалось русскому народу остановить и ослабить вторжение крестоносцев. Главное внимание на уроке уделяется изучению полководческого таланта Александра Невского, образ которого не раз приходил на выручку в годы Великой Отечественной войны офицерам и солдатам. Также на уроке уделяется внимание воспитанию любви к Родине через музыку. Данный урок может быть использован на пpaктике не только на уроках истории и музыки, но и на уроках изобразительного искусства, литературы, на внеклассных занятиях. ...
18 03 2024 21:26:17
Игра с информационными технологиями «Кто хочет стать историком» в форме телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Цель мероприятия: в игровой форме повторить и закрепить материал по истории своего города....
17 03 2024 4:52:19
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
16 03 2024 23:21:10
Представлена разработка урока-игры по обществознанию для учащихся 6-го класса. В ходе учебного занятия в игровой форме с использованием ИКТ (игра "Что? Где? Когда?") осуществляется повторение и обобщение изученного материала по теме "Родина", формируются умения работы учащихся в группе. При подготовке урока используются вопросы, сформулированные шестиклассниками....
15 03 2024 12:26:57
Важной частью воспитательной работы нашей школы является её краеведческая составляющая. Работа творческого объединения базируется на формировании навыков исследовательской деятельности, формировании культуры исторического мышления. Этой работой в школе увлечены не только администрация школы и педагоги ДО, но и учителя-предметники и классные руководители. ...
14 03 2024 8:55:14
В современных условиях переоценки исторического прошлого своей страны, духовных ценностей на учителе лежит огромная ответственность за судьбы юных граждан России, умение беречь созданное нашими предшественниками, продолжать народные традиции. ...
13 03 2024 14:29:48
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
12 03 2024 21:46:55
Урок способствует формированию и развитию нравственных, патриотических качеств личности школьника. Он помогает донести до сознания учащихся мысль о том, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации. ...
11 03 2024 0:52:32
Представлен вариант изучения истории через анализ личностей императоров. Курс поделен на четыре блока, по правившим императорам. Каждый блок начинается с изучения личности императора. Предлагаются материалы для вводных уроков, представляющие собой набор авторских оценок императоров, данных и современниками, и историками. Ученики должны составить собственную историческую версию, которая поможет понять события правления....
10 03 2024 14:30:45
Урок повторяет и закрепляет пройденную тему. Учащиеся совершенствуют навыки умения обобщать и систематизировать материал, доказывать и опровергать....
09 03 2024 17:25:23
В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся. ...
08 03 2024 8:51:32
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
07 03 2024 9:25:26
Это конкурс-викторина в форме известной телевизионной игры "Умники и умницы". В соревновании учащиеся должны показать свои знания о выдающихся наших полководцах, начиная со времён Киевской Руси и до нашего времени. Тема представляет интерес как для учителей истории, так и для организаторов внеклассной работы в средней школе. ...
06 03 2024 5:29:10
Мероприятие отражает подвиг декабристов в литературе, кино, живописи; связь декабристов с А.С. Пушкиным; тема декабристов в творчестве Н.А. Некрасова. Нравственное воспитание на примере лучших людей эпохи начала XIX века. Эстетическое воспитание....
05 03 2024 4:41:30
Урок-путешествие по истории для 8-го класса. В ходе урока учащиеся узнают об особенностях индустриального общества, его проблемах и ценностях; учатся объяснять причины роста городов, массовых миграций; также развивается логическое мышление....
04 03 2024 9:40:42
Урок изучения нового материала. В основе методики – сочетание рассказа учителя и работы учащихся с документами эпохи с последующим их обсуждением и комментариями. Особое внимание уделено краеведческому аспекту, тем зданиям и сооружениям в Санкт-Петербурге, с которыми связаны события правления Николая I....
03 03 2024 18:27:22
Предлагаемое мною мероприятие помогает воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма, заинтересовать школьников в изучении песен военных лет и проверить знания по истории Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма....
02 03 2024 2:49:57
Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и пpaктических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками....
01 03 2024 23:53:10
Программа составлена для учащихся 10-го класса общеобразовательных учреждений в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень), задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения....
29 02 2024 13:29:36
Задача уроков истории – показать события прошлого и их связь с настоящим. Особенное место занимает изучение периодов, во время которых происходили важные для патриотического воспитания события....
28 02 2024 19:41:56
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
27 02 2024 1:18:47
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
26 02 2024 1:54:27
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
25 02 2024 1:39:15
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
24 02 2024 16:57:34
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
23 02 2024 0:15:26
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
22 02 2024 21:44:53
Использование системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС. Использование приобретенных знаний и умений в пpaктической и повседневной деятельности. Ориентация в актуальных общественных событиях, нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей. Формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
21 02 2024 0:53:26
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
20 02 2024 4:55:38
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
19 02 2024 2:41:18
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
18 02 2024 17:41:53
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интеpaктивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
17 02 2024 5:56:42
В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....
16 02 2024 1:54:20
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
15 02 2024 2:51:32
Урок можно разделить условно на две части: теоретическую и пpaктическую. В процессе изучения ученики работают самостоятельно по учебнику, слушают доклады, в качестве закрепления материала работают с тестом и решают проблемный вопрос. Данная работа может быть использована на уроках истории с целью повышения интереса у учащихся к историческому прошлому. ...
14 02 2024 15:14:55
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
13 02 2024 22:14:55
В ходе урока изучаются цели, содержание и значение реформ Столыпина. Учащиеся определяют причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране....
12 02 2024 9:44:23
Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему. ...
11 02 2024 14:37:15
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
10 02 2024 20:18:17
Преподавание спецкурса "Мы - славяне" ведется в школе с 2000 года. Курс способствует формированию у обучающихся чувства национального самосознания через изучение мифологии, фольклора, быта наших предков - древних славян. Предложенный урок относится к изучению раздела "Жилище" и содержит элементы поисковой краеведческой деятельности. Занятие имеет большое значение для понимания того, что жилище является воплощением мифологического мировоззрения наших предков. В процессе преподавания осуществляется межпредметное взаимодействие уроков истории, литературы, изобразительного искусства, с науками: филологией, этимологией и фольклором и этнографией. ...
09 02 2024 15:25:47
Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....
08 02 2024 14:19:57
Структура урока выдержана в соответствии с методическими рекомендациями: М.А. Кубышева "Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7–9-х классов основной школы. Учащиеся формируют способности к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов....
07 02 2024 18:55:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::