Внеклассное мероприятие по истории "Земляки в боях за Родину"
1. Июль 1941 года в Томске был необыкновенно теплым и солнечным. Под вечер 21 июня состоялась торжественная линейка выпускников школ. Погожее воскресное утро 22 июня позвало многих томичей с семьями на отдых за город. День обещал быть хорошим и радостным…
В 16 часов местное радио прервало свою работу, а затем прозвучало сообщение болью и тревогой отозвавшееся в сердцах томичей: “Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня, в 4 часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу страну…”
2. Весть о войне быстро облетело весь Томск. Несмотря на выходной день приступили к работе райкомы партии, комсомольские организации, создаются комиссии по оказании помощи военкомату в проведении мобилизации людей, трaнcпорта и средств, необходимых для обороны. Проходят митинги людей, возмущенных нападением Германии. При этом слова томичей не расходились с делом: отмечается трудовой подъем на предприятиях, отказываются от каникул студенты, ученые ВУЗов Томска приняли решение о создании комитета для “мобилизации научных сил города по обслуживанию промышленных предприятий, трaнcпорта, сельского хозяйства и нужд Красной Армии”. Появляются очереди желающих попасть на фронт.
И как во все века на Руси в стороне от беды не смогли остаться женщины. Из 973 заявлений о добровольном зачислении в Красную Армию, поданных в Томске в первую неделю войны , 436 были написаны дeвyшками и женщинами.
1. Война с фашистской Германией с первых дней приобрела хаpaктер Отечественной, народной войны. И эту войну возглавила коммунистическая партия. За годы войны из Томска и районов, вошедших в Томскую область, на фронт ушли 129 тыс. 187 человек, в том числе тысячи коммунистов и комсомольцев.
2. 26 июня 1941 года из Томска ушел первый эшелон с войнами 166 стрелковой дивизии, сформированной в 1939 году. К середине июля дивизия, в составе сибирской 24 армии, заняла оборону линии Белый – Дорогобуж – Ельня. Сибирякам предстояло принять на себя удар группы армий “Центр”, рвавшимся к Москве. Боевое крещение дивизия приняла 19 июля, когда 2 батальона 517 полка и дивизион 499 артполка вступили в бой с превосходящими силами противника и нанесли ему ощутимый удар. В результате кровопролитных боев дивизия понесла большие потери - к 14 ноября 1941 года в ее составе осталось только 517 человек. Оставшиеся в живых, уходили в партизанские отряды. На территории Смоленской области действовало несколько партизанских отрядов.
1. Эти отряды контролировали большие территорию, и доставляли много хлопот врагу: за шесть месяцев провели160 операций, в которых уничтожили 3600 немецких солдат и офицеров, 50 – взяли в плен, взорвали и сожгли 39 танков и бронемашин, 139 автомашин, сбили 5 самолетов, подорвали 52 моста, пустили под откос 37 эшелонов.
Недолгим был путь 166 дивизии – первые месяцы войны, непростая фронтовая судьба досталась ей – жестокие кровопролитные бои, окружение… В течение долгих лет несправедливо обходили и замалчивали ее историю. Уцелевшие бойцы дивизии и после Победы длительное время были лишены признания за свои подвиги.
2. В конце августа 1941 года в Томске формируется 366 стрелковая дивизия. Город взял шефство над ней. 9 ноября 1941 дивизия отбыла на Волховский фронт и в Тихвине вошла в состав 2ой ударной армии. В конце 1941 – начале 1942 годов проводятся ряд операций по дeблокированию Ленинграда на Любанском и Мгинско-Синявском направлениях. Полки дивизии расширили прорыв вражеской обороны по фронту до 10 и в ширину до 40 километров. За проявленную отвагу в районе Мясного Бора, стойкость, мужество, дисциплину, героизм личного состава дивизия была преобразована в 19 гвардейскую стрелковую дивизию. В дальнейшем дивизия принимает участие в боях под Ленинградом, на Смоленщине, в освобождении Белоруссии, где за успешные действия на Витебском направлении награждается орденами Красного знамени и Суворова 2 степени. Принимает участие в боях в Восточной Пруссии, разгроме Квантунской армии. Около 17тыс. солдат и офицеров были награждены орденами и медалями, 6 человек стали Героями Советского Союза.
1. Славный боевой путь прошла 370 стрелковая дивизия, сформированная в Асине в основном из призывников Асиновского, Колпашевского и Чаинского районов в сентябре 1941 года. Дивизия входила в состав 16 армии Северо-Западного фронта и участвовала в боях по обороне Ленинграда. За время боев на Северо-Западном фронте 1483 воина были награждены орденами и медалями.
В апреле 1944 года дивизия перебрасывается на 1 Белорусский фронт и вошла в состав 68 армии. Участвует в освобождении Белоруссии, Польши, в штурме Бранденбурга. Дивизия награждена орденами Красного Знамени и Кутузова 2 степени, 8 воинов дивизии стали Героями Советского Союза и 30 – полными кавалерами ордена Славы.
2. В боях под Москвой в конце 1941 года начинает свой боевой путь в составе 5 армии Западного фронта 43 отдельная курсантская стрелковая бригада, сформированная в Новосибирске. Призывники из Томска составляли значительную часть состава бригады. В 1942 году 43 отдельная стрелковая бригада была переформирована в 258 стрелковую дивизию, которая участвует в боях за Сталинград, форсирует Дон. За мужество, проявленное в боях, дивизия была преобразована в 96 гвардейскую дивизию. В дальнейшем дивизия участвует в боях на Украине, в форсировании Днепра, освобождении Белоруссии, Польши, в Германии, Чехословакии. За время боевых действий 96 дивизия была награждена орденами Ленина, Красного Знамени и Суворова 2 степени. Более 14 тыс. солдат и офицеров дивизии были награждены орденами и медалями, 8 стали Героями Советского Союза, 3 – полными кавалерами ордена Славы.
1. Одним из прославленных соединений Великой Отечественной войны по праву считается 79 гвардейская Запорожская ордена Ленина Краснознаменная, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого 2 степени стрелковая дивизия. О доблести дивизии, мужестве и героизме ее воинов писали Константин Симонов и Илья Эренбург, высоко оценивал воинскую доблесть сибирского соединения комaндарм прославленной 62 армии В.И.Чуйков.
284 дивизия была сформирована в конце 1941 года в Томске, в ее составе были призывники Томска, районов вошедших в состав Томской, Новосибирской и Кемеровской области. Дивизия приниет участие в Сталинградской битве в составе 62 армии. Здесь у Сталинграда приняла свой главный бой 284 дивизия. Своим под –вигом, своей жизнью заслужила оценку, данную маршалом В.И. Чуйковым: “ Сибиряки были душой сражения за Мамаев курган, за Сталинград”. Указом Президиума Верховного Совета от 9 февраля 1943 года 284 стрелковая дивизия была награждена орденом Красного Знамени и преобразована в 79 гвардейскую стрелковую дивизию. Дивизия участвует в форсировании Северного Донца и Днепра, освобождении Запорожья, Никополя, Одессы, форсировали Днестр. В составе 1 Белорусского фронта освобождает Люблин и другие польские города, форсировала Вислу, Варту, Одер, сражалась на Зееловских высотах и в Берлине, принимала капитуляцию 56 танкового корпуса гитлеровцев на Потсдамском мосту.
2. В составе томских формирований сражался каждый четвертый из воинов томской земли. Многие Томичи воевали в составе других частей и соединений. На все фронты Великой Отечественной войны уходили из Томска и Асина эшелоны с маршевыми ротами на пополнение частей действующей армии. Они были людьми разных возрастов и профессий, но общим для всех было стремление отстоять свою Родину и победить. Ради этого проявляли мужество, стойкость, выносливость, совершали чудеса героизма, и отваги и самопожертвования. Вспомним имена некоторых героев…
В первые дни войны встретил врага в небе над Белоруссией младший лейтенант И.С.Черных. 62 боевых вылита было на его счету, последний – вылет в бесcмepтие. Выполняя боевое задание бомбардировщик Ивана Черных был подбит и загорелся. Сбить пламя не удалось. После того, как был израсходован весь боевой запас, Черных направил свой горящий самолет на автоколонну с немецкими солдатами и врезался в ее центр, похоронив под обломками самолета десятки гитлеровцев.16 января 1942 года Президиум Верховного Совета присвоил Ивану Черных и двум его товарищам звание Героев Советского Союза поcмepтно.
1. С честью выполнил свой долг выпускник Томского артиллерийского училища старший лейтенант Александр Земляков, о чем свидетельствуют его награды, к которым он был представлен за короткий срок с октября по декабрь 1941 года. Ордена Красного знамени, Красной Звезды, орден Ленина поcмepтно. Всего лет было Алексею Лебедеву в январе 1945 года, “солидный” стаж 1,5 года и несколько минут на принятие решения. Во время одой из атак в Чехословакии прикрыл пулемет. Его подвиг Родина отметила подвиг – он был удостоен звания Героя Советского Союза поcмepтно. За годы войны 76 воинов, ушедших на фронт с томской земли, были удостоены звания Герой Советского Союза, Афанасий Петрович Шилин был удостоен этого звания дважды. Среди них есть женщина Мария Васильевна Октябрьская, получившая это звание за бои под Витебском, где была cмepтельно ранена. 2.Решающее значение в победоносном завершении Великой Отечественной войны было единство фронта и тыла.
В Томске было сформировано несколько военных госпиталей, где проходили лечение и поправляли здоровье многие бойцы Красной Армии. В городе готовились комaндные кадры для армии. Всего в Томске были подготовлены тысячи офицеров. Западная Сибирь стала одним из районов, куда эвакуировали многие предприятия из захваченных западных территорий СССР. Томск не стал исключением – сюда было эвакуировано тридцать заводов из Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Ярославля и других городов. За годы войны в Томск принял около сорока промышленных предприятий, 15 учреждений, 16 научно-исследовательских института и учебных заведений, разместил около 50 тыс. эвакуированных рабочих, служащих и члeнов их семей. В годы войны в Томске начинают работать манометровый, электроламповый, электромеханический и другие заводы.
1. На службу фронту была поставлена творческая мысль изобретателей и ученых. Проводятся исследования процессов бронепробиваемости, методы защиты танков, изыскания местного сырья и топлива, были открыты месторождения полиметаллических руд на Алтае, молибдена, изучаются проблемы энергоснабжения, трaнcпорта. После войны Томичи участвуют в восстановлении пострадавших районов, городов и сел.
2. Победа в Великой Отечественной войне досталась страшной ценой гибели миллионов наших соотечественников. Свидетельст –вом бесчисленные братские могилы и одинокие могильные холмики на полях Отечества. Жизнь человеческая неповторима и утрата каждого живущего – невосполнима. Не вернулся с войны каждый второй ушедший на фронт с томской земли, - убиты, умерли от ран, пропали без вести более 61 тысячи наших земляков. Не затихает горечь и боль в памяти народной об этих потерях. И заклинанием звучат слова Александра Твардовского:
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе, -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь. –
Речь не о том, но все же, все же, все же.
1. Среди воинов, призванных в ряды Красной Армии с Колпашевского района четверым было присвоено звание Героя Советского Союза.
Барышев Николай Герасимович родился 16 августа 1923 года в деревне Мысовая Колпашевского района, в семье крестьянина. Окончил четыре класса Инкинской семилетней школы и работал в колхозе “Красное Знамя” в родном селе.
В 1942 году Колпашевским райвоенкоматом призван в армию. С 27 декабря 1942 года участник Великой Отечественной войны.
Разведчик взвода управления 10078 легко-артиллерийского полка Н.Г. Барышев отличился при освобождении Речинского района Гомельской области. 29 марта 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме того, он награжден орденом Отечественной Войны 1 степени, медалями. В 1946 году демобилизовался, жил в городе Глухове Сумской области. Умер в январе 1965.года.
2. Голищихин Григорий Васильевич родился в 1925 году в деревне Петропавловка Колпашевского района, в семье крестьянина. Окончил Кузуровскую семилетнюю школу. Работал в колхозе “Советский Север”.
В мае 1943 года призван в армию Колпашевским райвоенкоматом. Окончил полковую артиллерийскую школу младших комaндиров. В Великую Отечественную воевал на Воронежском, Первом Украинском фронтах. Наводчик орудия 317 истребительно-противотанкового полка гвардии сержант Г.В. Голищихин отличился в боях за Днепр в декабре 1943 года. 9 февраля 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. Кроме того, награжден двумя орденами Отечественной войны, медалью “За отвагу” и другими медалями.
В марте 1945 года вернулся к мирному труду. Несколько лет работал в органах МВД, откуда в 1966 году в звании капитана ушел в отставку. Работал начальником штаба гражданской обороны в авиапредприятии Колпашева. Умер
1. Жданов Ефим Афанасьевич родился в 1912 году в Колпашеве, в семье крестьян. Окончил неполную среднюю школу. В 1934 – 1937 годах служил в армии, демобилизовавшись, работал в Колпашеве.
В январе 1942 года вновь призван в армию. Окончил пехотное училище. На фронте с 1942 года. Лейтенант, комaндир взвода пешей разведки 267 гвардейского полка 89 гвардейской Белгородско-Харьковской дивизии Е.А.Жданов отличился при форсировании Днепра. 20 декабря ему присвоено звание Героя Советского Союза.
Демобилизовался в 1947 году. С марта 1948 по март 1949 года работал на Колпашевской электростанции, а затем в системе горкомхоза. Погиб 30 июля 1949 года при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в Колпашеве.
2. Трифонов Феоктист Андреевич родился в 1921 году в селе Новоильинка Колпашевского района, в семье крестьянина-рыбака.
Окончил Колпашевскую среднюю школу №1.
В Красной Армии с 1940 года. Прошел ускоренный курс Томского артиллерийского училища и с апреля 1943 года участник Великой Отечественной войны. Воевал на Центральном и Белорусском фронтах.
Комaндир батареи 89 тяжелой гаубичной артбригады старший лейтенант Ф.А.Трифонов отличился в боях на Днепровском плацдарме в районе города Речица. 24 декабря 1943 года ему поcмepтно присвоено звание Героя Советского Союза. Был награжден орденом Красной Звезды.
Погиб в бою 18 ноября 1943 года, похоронен в Речице Гомельской области. Именем героя названы улицы Томска, Речицы, Колпашева. На здании школы в селе Новоильинка, где учился герой, установлена мемориальная доска.
Чтец 1.
Помните!
Через века,
Через года –
Помните!
О тех,
Кто уже не придет
Никогда, -
Помните!
Пусть
Не все герои –
Те,
Кто погибли, -
Павшим
Вечная слава!
Вечная слава!..
Вспомним всех поименно,
Горем
Вспомним
Своим…
Это нужно –
Не мертвым!
Это надо –
Живым!
Р.Рождественский.
Чтец 2.
Когда наклоняется знамя
Над павшими в грозном бою,
Роняет печальное солнце
Слезу золотую свою.
На свежем высоком кургане
У черной могильной плиты
В глубоком и скорбном молчанье
Встают на колени цветы,
А ветер, летящей над чащей,
Разносит над ширью земной
Наш залп,
На кургане гремящий,
Как клятва Отчизне родной…
…Но снова взвивается знамя,
И трубы оркестров гремят,
И пушки стальными стволами
Вбивают заряды в закат,
И ветер, свистящий над чащей,
Разносит грозней, чем вчера,
На Запад, как буря, летящей
Раскат громового “ура”.
Александр Безыменский.
Чтец 3.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.Нам свои боевые
Не носить ордена,
Вам – все это, живые,
Нам – отрада одна:Что недаром боролись
Мы за родину-мать,
Пусть не слышен наш голос, -
Вы должны его знать.
А.Твардовский.
Чтец 4.
Уже не доехать
Бойцу молодому
До края родного,
До отчего дома.Лежит он, раскинувшись,
Руки разбросив,
Над ним обгорелые
Никнут колосья.Лежит он, как витязь,
В потоптанном жите.
Родную увидите –
Не говорите.
Микола Сурначев.
Чтец 5.
…Не быть paбыней Отчизне,
И нам paбами не жить!
За счастье свободной жизни
Не жалко голов сложить!
Отсюда наше бесстрашие
Начало свое берет.
Священна ненависть наша,
Расплаты близок черед!
Нет краше, страна родная,
Счастья – тебе служить,
Идем мы, cмepть презирая,
Не умирать, а жить!
Е.Брезницкий.
Чтец 6.
ИЗ ФРОНТОВЫХ ПИСЕМ СИБИРЯКОВ.
15.07.41 год 24 день войны.
В. Шарапов – матери в Томск.
“…Вот и настали дни боевой жизни.
…Наша Красная Армия дерется стойко и , конечно, фашизм во главе с Гитлером зароем в землю, а мы снова будем жить счастливой жизнью… если мне придется умереть, не оплакивай, помни, что умру за правое дело Ленина, за народ, за Родину, а за такую Родину, как наша, не жалко и жизни…”
31.10.41.год 130 день войны.
И.С. Черных – матери в Томск.
“…Сейчас в голове одна мысль – не допустить фашистскую гадину к городу Ленина…Я буду драться до последней капли крови…”
(Комaндир экипажа бомбардировщика Герой Советского Союза младший лейтенант Иван Сергеевич Черных погиб 16.112.41года под Ленинградом).
23.12.42год 542 день войны.
В.И. Васильев – родным в Томск.
“…Я работаю по-прежнему комaндиром партизанского отряда “Cмepть фашизму”. Дела идут хорошо… Наш отряд крепко держит переходящее Красное Знамя подпольного Батуринского райкома партии и райсполкома…”
(Преподаватель Томского политехнического института Василий Иннокентьевич Васильев, комaндир партизанского отряда, погиб на Смоленщине 5.02.43 года).
26.10.44 год 1197 день войны.
К.М. Удалов – матери в Томск.
“Дорогая мама, прошло восемь месяцев, как я расстался с тобой, и какой длинный путь остался позади?! Прошел Украину, Белорус-сию, Литву, и Латвию – много пришлось посмотреть! А впереди дорога большая, но все-таки она проходит через Берлин, домой возврата нет, не будет и конца войны. Это знает каждый солдат…”
(Младший лейтенант Коммир Михайлович Удалов погиб в бою 31.01.45 года в Латвии).
Чтец 7.
Клянусь: назад ни шагу!
Скорей я мертвый сам
На эту землю лягу,
Чем эту землю сдам.
Клянусь, мы будем квиты
С врагом. Даю обет,
Что кровью будут смыты
Следы его побед!..
А если я нарушу
Ту клятву, что даю,
Я если вдруг я струшу
Перед врагом в бою,
Суровой мерой мерьте
Позор моей вины:
Пусть покарает cмepтью
Меня закон войны!
Иосиф Уткин.
Чтец 8.
Я сегодня весь вечер буду,
Задыхаясь в табачном дыме,
Мучиться мыслями о каких-то людях,
Умерших очень молодыми,
Неожиданно и неумело
Умирали,
Не дописав неровных строчек,
Не долюбив,
Не досказав,
Не доделав.
Борис Смоленский.
Чтец 9.
Живым поверка – слава мертвым.
В строю не стало одного.
Он от меня стоял четвертым,
И я равнялся на него.
Был бой…Он пал, я жив остался.
Он как герой исполнил долг…
Я по нему один равнялся.
Теперь равняется весь полк.
Ге opгий Трифонов.
Чтец 10.
Когда ты приходишь
На поле сраженья,
Склони свою голову
Скорбно и низко.
Отдай им достойную дань
Уваженья –
Солдатам, что спят
Под литым обелиском.
Пускай имена их
Тебе неизвестны,
А почесть они
Заслужили по праву -
Стояли здесь наcмepть -
И храбро и честно,
И вечный огонь им,
И вечная память.
… Нацелены к звездам,
Как будто paкеты,
Молчат обелиски
На русском раздолье.
Без них бы
Не видеть нам
Белого света,
И счастья не знать,
И не видеть бы воли.
Владимир Кулагин.
Чтец 11.
Как я люблю людей родной России!
Они тверды. Их вспять не повернешь!
Они своею кровью оросили
Те нивы, где сегодня всходит рожь.
Их не согнули никакие беды.
И славить вечно вся земля должна
Простых людей, которым за победы
Я бы звезды перелил на ордена.
Вадим Сикорский.
Чтец 12.
Хорошо, товарищ, после боя,
Выдыхая дым пороховой,
Посмотреть на небо гoлyбое –
Облака плывут над головой…
И в затихшем орудийном гуле,
Что в ушах моих еще звеня,
Вся страна в почетном карауле
Над убитым воином стоит.
Владимир Чугунов.
Чтец 13.
Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой.
Человеку было двадцать лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток.
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток.
Алексей Сурков.
Чтец 14.
Победа – сладка, говорят.
Ты о ней спроси у солдат.
Гулкий пламень, глаза бессонные,
На губах кровяной прикус…
Пот
И слезы,
И кровь – соленые:
У победы соленый вкус.
Семен Сорин
Чтец 15.
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным комaндирам и бойцам,
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья, -
Всем миром, всем народом, всей землей.
Поклонимся за тот великий бой,
Поклонимся за каждый cмepтный бой!
М.Львов.
Чтец 16.
Мужество.
Мы знаем, что нынче лежит на весах,
И что свершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
13 12 2024 13:57:54
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
12 12 2024 22:59:53
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
11 12 2024 6:15:17
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
10 12 2024 6:27:38
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
09 12 2024 10:42:15
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
08 12 2024 9:34:10
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
07 12 2024 16:52:33
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
06 12 2024 15:21:56
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
05 12 2024 5:42:42
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
04 12 2024 9:49:50
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
03 12 2024 15:31:51
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
02 12 2024 20:37:28
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
01 12 2024 18:36:52
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
30 11 2024 16:13:31
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
29 11 2024 23:35:34
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
28 11 2024 20:28:20
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
27 11 2024 7:57:21
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
26 11 2024 8:18:57
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
25 11 2024 7:57:31
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
24 11 2024 6:34:18
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
23 11 2024 0:31:33
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
22 11 2024 9:28:57
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
21 11 2024 14:33:12
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
20 11 2024 16:54:59
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
19 11 2024 20:56:12
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
18 11 2024 21:53:20
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
17 11 2024 20:43:37
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
16 11 2024 17:23:17
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
15 11 2024 3:17:47
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
14 11 2024 21:37:45
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
13 11 2024 16:13:29
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
12 11 2024 19:51:47
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
11 11 2024 8:37:53
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
10 11 2024 6:11:49
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
09 11 2024 17:47:57
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
08 11 2024 16:18:59
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
07 11 2024 5:21:23
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
06 11 2024 13:13:43
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
05 11 2024 4:35:19
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
04 11 2024 6:54:39
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
03 11 2024 2:45:53
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
02 11 2024 15:59:53
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
01 11 2024 11:31:10
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
31 10 2024 8:28:43
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
30 10 2024 14:48:17
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
29 10 2024 2:42:27
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
28 10 2024 6:47:28
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
27 10 2024 7:11:43
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
26 10 2024 11:18:23
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
25 10 2024 21:17:20
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::