"Город древний нам дарован!" (к 855-летию основания Костромы)
Тема урока: «Город древний нам дарован!» (к 855-летию основания Костромы).
Цели:
- познакомить учащихся с событиями исторического прошлого нашего города, сохранившихся в памятниках культуры;
- воспитывать бережное отношение к историческому прошлому; формировать гражданскую позицию учащихся.
Задачи:
- формирование навыков работы с историческими источниками;
- формирование умения выделять главное, формулировать выводы;
- развитие навыков групповой работы.
Оборудование урока:
- компьютер, проектор;
- плакаты с видами Костромы;
- оформление выставки, посвященной Костроме.
ХОД УРОКА
Учитель: Послушайте внимательно отрывок из стихотворения.
Посреди России-матушки,
Словно в сказке терема,
На церквах златые маковки,
В кружевах резьбы дома.
Наша маленькая родина,
Ты не так уж и мала:
Всю историю российскую
Ты вместить в себя смогла.
Образ Светлой Богородицы
Город древний защищал.
Кремль на речке величавый
Всем врагам отпор давал.
– Скажите, этот отрывок рассказывает о
конкретном городе или обо всех русских городах?
– Подтвердите свой вывод строками из
стихотворения.
– Именно о нашем городе Костроме идет речь в этом
отрывке.
– Тема нашего сегодняшнего урока «Город древний
нам дарован».
– Вдумайтесь в тему, выделите ключевые слова.
– Исходя из понимания темы, определите цель
сегодняшнего урока.
(Учащееся, совместно с учителем, формулируют цели урока)
– Я предлагаю вам вдуматься в слово «дарован». Что оно означает? (Подарен в дар).
– А кто может сделать такой бесценный дар? Для того, чтобы выдвинуть версии, воспользуйтесь карточкой-подсказкой.
Дети выдвигают версии.
– Итак, мы работаем с тремя версиями:
- город дарован князем;
- он основан древними жителями, племенами;
- создан природой, Волгой, благодаря географическому положению.
– Докажите свои версии, опираясь на текст источника. У вас на партах лежат отрывки из исторического источника и предложены вопросы, по которым вы сможете выстроить логичный ответ и сделать выводы. На работу отводится 7 минут.
Заслушивание выступления групп. Обобщение выводов.
– Таким образом, древняя Кострома нам дарована древними жителями, русскими князьями, а также выгодным географическим положением.
– Обратимся к слову «древний». Что свидетельствует о древности Костромы? (Памятники)
– Действительно, в нашем городе много памятников. А все ли памятники мы с вами знаем? Давайте ближе познакомимся с памятниками и историческими событиями, с которыми они связаны.
– Вашему вниманию предлагается лото. В нем есть игровое поле, в клеточках которого дана информация об исторических памятниках и фактах, связанных с их появлением. Вам необходимо закрыть клеточки изображениями.
(Дети работают 5 мин.)
– Все ли клеточки игрового поля оказались
закрытыми?
– Назовите памятники, изображение которых
отсутствует.
– Кто знает, что случилось с ними?
(Учитель уточняет ответы и делает вывод: действительно, многие памятники были разрушены. На экране появляются не сохранившиеся памятники архитектуры.)
– А что необходимо, чтобы памятники не погибали? (Памятники необходимо сохранять от разрушения, бережно относиться к ним, реставрировать…).
Учитель: Известный историк XIX века
Николай Иванович Костомаров, обращаясь к
потомкам, писал:
«Настанет время, от которого наша эпоха будет
также далеко стоять, как от нас эпоха Гостомысла
и Рюрика. Чем вспомнят тогда нас грядущие после
нас века?... Произойдет то, о чем мы и мыслить не
можем…Но несомненно грядущим временам наше
стремление, что потомки наши примут то, что мы им
приготовим…. В нашей истории отразятся
неизбежные последствия наших теперешних
желаний, понятий и взглядов».
– О чем писал Костомаров? (О бережном отношении к истории своей земли, сохранении культурных ценностей и передачи их следующим поколениям).
– Итак, город древний нам подарен, и мы должны его сберечь, сохранить для будущих поколений.
– Давайте помечтаем: каким вы хотели бы видеть наш город в будущем? Какие люди должны жить в этом городе? (Высказывания детей)
Учитель: У меня родилась идея: давайте и мы, как Николай Иванович Костомаров, напишем современникам и потомкам наш наказ. В своей работе вы можете использовать подсказку № 2. На работу вам отводится 10 минут.
(Зачитывают, вывешивают на доску).
Учитель: Будем любить, хранить, приумножать дарованный нам древний город Кострому.
Древний, новый город Кострома,
Берендея царства терема,
У Костромки с Волгой разговор
Про леса, поля, простор.
Бегут года, уходит время,
Стареем мы, но край родной
В душе и сердце только с теми,
Кто краем горд, своей страной.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Интегрированный урок литературы и истории по произведению А.С. Пушкина «Борис Годунов». Урок составлен по технологии развития критического мышления....
17 08 2022 9:20:32
Занятие-пpaктикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....
16 08 2022 5:33:14
С появлением этого документа открылась новая страница в истории планового воспроизводства квалифицированной рабочей силы, новый этап в развитии профессионального образования, подготовке молодых квалифицированных рабочих. Принятие указа – хоть и не начальный в истории обучения профессии, тем не менее он считается поворотным в истории профессионального образования. Цель урока: знакомство учащихся с прошлым, настоящим и будущим профессионального образования....
15 08 2022 22:16:29
Сценарий внеклассного мероприятия "С любовью к Родине" включает в себя природно-географические особенности России, русский фольклор, государственные символы, русские народные традиции. Это мероприятие направлено на систематизацию знаний учащихся о России, на более углубленное изучение особенностей истории нашей Родины....
14 08 2022 0:13:26
В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием инновационных педагогических технологий, наиболее приемлемые для обучения истории и обществознанию в условиях формирования ключевых компетенций у учащихся.
...
13 08 2022 6:15:23
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
12 08 2022 20:31:50
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
11 08 2022 6:14:33

Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО–Югра – ханты и манси....
10 08 2022 4:42:50
В статье рассмотрены особенности проектирования учебного занятия в системно-деятельностном подходе на примере темы «Отмена крепостного права в России». 8-й класс....
09 08 2022 22:23:52
Урок – деятельностная игра, в ходе которой учащиеся, работая в группах, изучают Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ – законодательные акты, защищающие семью, материнство, детство. Семья – общественный институт государства. Распад семьи влечёт снижение устойчивости общества. Знание семейного права способствует снижению количества разводов, укреплению семьи и государства.
...
08 08 2022 9:17:19
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
07 08 2022 1:36:53
В 2015 году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, использовать ИКТ. Игра основана на межпредметных связях (литература, музыка, изобразительное искусство). Урок-игра воспитывает патриотизм учащихся....
06 08 2022 5:29:38
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян....
05 08 2022 17:22:33
Данный урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению политической системы РФ. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках «Избирательное право. Избирательный процесс», дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока «Политический статус личности».
...
04 08 2022 22:35:59
Такие уроки-игры являются хорошим помощником учителя. Используя по каждому классу определенную систему игр, можно добиться прочных, осознанных знаний. Данный урок в форме КВН лучше использовать в средних классах. В старших классах необходимо усложнять игровой материал, используя новые формы игры (дебаты, диспуты и другие).
...
03 08 2022 6:46:57
Автор знакомит учащихся с определениями причин Первой мировой войны, определением целей стран-участниц, хаpaктеристикой основных военных действий, анализом влияния войны на положение российского общества. Урок проводится в виде исследования на основе групповой работы и рассчитан на два часа....
02 08 2022 13:49:29
На уроке учащиеся рассматривают эпоху после cмepти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....
01 08 2022 3:59:14
Учащиеся знакомятся с этапами становления и развития антифашистской коалиции; раскрывается роль и историческое значение антифашистской коалиции в борьбе с фашизмом; продолжается работа над формированием умения анализировать исторические документы, статистические данные; давать оценку историческим и политическим деятелям.
...
31 07 2022 6:39:36
Учитель формирует у учащихся понимание значимости политических прав и свобод для гражданина и общества. Продолжает воспитание активной гражданской позиции школьников....
30 07 2022 3:12:34
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
29 07 2022 16:41:50
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
28 07 2022 15:28:52
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
27 07 2022 11:21:10
Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бесcмepтными творениями изобразительного искусства.
...
26 07 2022 19:28:35
В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории....
25 07 2022 3:40:25

Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....
24 07 2022 10:53:52
Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....
23 07 2022 21:54:42
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
22 07 2022 9:38:49
Основные цели проведения конференции — показать политическое развитие СССР в 40—50 годы, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свёртывание демократии; формировать у учащихся умение работать с историческими документами, различной литературой, периодикой, навыков самостоятельной исследовательской деятельности; формировать культуру публичного выступления.
...
21 07 2022 18:34:59
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
20 07 2022 7:15:24
Неуспеваемость - острейшая проблема современной школы. Поэтому в каждой школе необходима специальная глубоко продуманная повседневная деятельность всего педагогического коллектива, нацеленная на предупреждение неуспеваемости и индивидуальной помощи слабоуспевающим обучающимся.
...
19 07 2022 8:47:32
Содержание урока предполагает рассмотреть особенности политического развития и социальную структуру российского общества в начале ХХ века, историческую необходимость их реформирования. Дети учатся искать и анализировать историческую информацию в источниках разного типа....
18 07 2022 2:12:22
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
17 07 2022 7:42:12
Основные задачи диспута - развитие логического мышления, формирование самостоятельности мышления старшеклассников....
16 07 2022 13:45:31
Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая хаpaктеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны.
...
15 07 2022 16:10:34
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
14 07 2022 15:12:39
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
13 07 2022 0:30:25
Данный урок является продолжением изучения проблемы взаимосвязи процессов образования единого государства и борьбы за независимость от Золотой Орды....
12 07 2022 11:35:28
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история.
...
11 07 2022 3:36:52
Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся расширяют свои знания о великом русском полководце А.В. Суворове. Урок-игра имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ и любовь к Родине. Урок показывает связь исторических событий с современностью. Это способствует развитию исторической эрудиции учащихся и их интереса к предмету.
...
10 07 2022 20:20:50
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
09 07 2022 14:18:26
Учитель формирует у учащихся образные представления о занятиях, религии, культуры и войнах Древней Греции посредством игры. Воспитывает интерес к далекому прошлому различных народов, чувство ответственности за свои знания....
08 07 2022 16:47:58
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....
07 07 2022 11:45:24
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
06 07 2022 14:31:57
Рабочая программа разработана к учебнику Кравченко А.И., Певцовой Е.А. «Обществознание. 6 класс» (2013) в соответствии с требованиями ФГОС и рассчитана на 34 часа, включая часы на промежуточный и итоговый контроль и 1 резервный час. Календарно-тематическое планирование включает развернутые домашние задания....
05 07 2022 22:57:30
Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....
04 07 2022 13:30:36
15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана. Афганская война – это не простая и во многом драматичная история. Этот урок посвящен одной из проблем афганской войны – проблеме возвращения на Родину бывших советских военнослужащих, пропавших без вести или захваченных в плен при исполнении интернационального долга в Афганистане.
...
03 07 2022 11:27:21
Используя информационно-коммуникативные технологии, автор привлекает внимание учащихся к изучению темы, активизирует их познавательную деятельность. Раскрывает предпосылки общенародного движения в Чехии, показав, как в условиях хозяйственного подъема второй половины XIV века в стране происходило усиление феодального гнета, сочетавшееся с засильем немецких колонизаторов и господством католической церкви....
02 07 2022 22:55:45
Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её пpaктическое применение.
...
01 07 2022 20:14:16
Цель урока: формирование интереса учащихся к истории Средних веков и их роли в истории развития человечества.
...
30 06 2022 6:53:37
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально.
...
29 06 2022 8:35:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::