Смутное время: выбор пути (итоговый урок для 10-го класса)
Цели:
- Систематизировать материал по теме;
- В результате исследования и применения выборной технологии сформировать у учащихся представление о том, что Смутное время – время выбора пути (путь для России и западничество и независимость):
- Продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умения искать пути решения задач.
Задачи:
- Учащиеся должны уяснить сложность исторического подхода к изучению событий;
- Учащиеся должны обобщить свои знания о причинах Смуты и выдвинуть свои предложения о путях выхода из кризиса начала XVII века.
Основные понятия: Смута, самозванство, патриотизм, единство, государственность.
Оборудование: карта, учебник, выставка книг по теме, видеоматериалы, портреты царей Смутного времени, необходимый реквизит для выборной кампании и инсценировок.
Ход урока.
Учитель:
Смутное время… Так назвали современники конец XVI- начало XVII века. Это был период народных бедствий: голод, безвластие, мятежи, самозванство, разделение страны, гражданская война, иностранная интервенция. Россия была на краю гибели! Но из этого кошмара был найден выход; период завершился мощным народным подъёмом, изгнанием захватчиков и восстановлением государственности.
Следует отметить, что подобные периоды не раз встречались в нашей истории: 1917 год и последующая гражданская война, 90-е годы XX века. Я просила вас узнать у родителей, какие чувства и мысли возникали у них в августе 1991 года, в октябре 1993 года. (Учащиеся отвечают) Действительно трудно понять, что происходит и кто в подобных ситуациях прав. Кто виноват и, что делать – исконно русские вопросы. Наверно, ещё сложнее было сориентироваться 400 лет назад.
Сегодня на уроке мы постараемся через ряд вопросов и действий представить начало XVII века и выяснить, что необходимо было сделать в то время для выхода из кризиса, то есть должны определить, каким образом был выбран путь России.
Обращаю ваше внимание на маленький видеофрагмент. К нему вопрос: “Какое отношение к Смуте имеет этот человек?” Демонстрируется видеофрагмент о Иване Грозном в конце царствования без указания на личность. Затем учащиеся говорят о причинах Смуты: экономических, социально-политических, династическом кризисе. Пpaктически все историки видят в опричнине один из факторов, подготовивших Смуту. Познакомимся с сообщением “Мнения историков о Смутном времени” Уч-ся выступает с сообщением на 2-3 минуты.
Мы знакомы с различными мнениями о Смуте. Все сходятся в одном – это было время испытаний Московского государства на жизнестойкость, когда определялась судьба России. Сможет ли она сохранить независимость, ориентируясь на Запад? Предстоял сложный выбор, в том числе и через выборы царей.
Давайте представим себя людьми того времени, но с современным уклоном. Включаем телевизор!!!
Сценка “Первая передача телеканала Борис Годунов”. (См. Приложение 1)
Итак, у нас два кандидата на московский трон. Начинаем выборы!
Двое уч-ся из избирательной комиссии раздают заранее приготовленные бюллетени, все присутствующие отмечают одного кандидата и бросают в специальную урну, раздававшие подсчитывают, чтобы позже объявить результаты.
Мы пока не знаем результатов голосования, зато можем объяснить свой выбор. Чем привлекают программы, а что настораживает, т.е. + и – ? Отвечать можно с учётом дальнейшей деятельности претендентов, как себя показали вообще.
Начнём с Лжедмитрия I. (Уч-ся отвечают) Теперь Шуйский Василий. (Уч-ся отвечают)
Кто же победил в нашем голосовании? Слово председателю избирательной комиссии. Объявляются результаты (сколько человек голосовало, кто победил). Примечательно, что и один и другой занимали российский трон, но не оправдали надежд, были свергнуты.
Снова включаем телевизор!!!
Сценка “Вторая передача телеканала Борис Годунов”. (См. Приложение 2)
Наступил день выборов! Вы получаете бюллетени с приличным списком кандидатов, подумайте, прежде чем отметить только одного.
ПроцеДypa голосования повторяется, как 1-й раз. В списке кандидатов Сигизмунд III, Владислав, Карл-Филипп, Д.Пожарский, В.Голицын, Ф.Мстиславский, М.Романов, Иван-ворёнок.
Пока подсчитывают, обсудим список и некоторые важные вопросы.
-- Кто из перечисленных иноземного происхождения? Их шансы? Почему? Отв. уч-ся.
-- Бояре ещё в 1710-11 годах делали ставки на заморских правителей, а в 1612 нет. О чём это свидетельствует? Отв. уч-ся.
Итак, 1-й путь выхода из кризиса – опора на патриотизм. Слово записывается на доске под проблемным вопросом: “Каков путь выхода из кризиса?”
-- Какова роль второго ополчения под руководством Минина и Пожарского, в том числе и в стратегии выхода из кризиса? Уч-ся: Ополчение освободило Москву от поляков, т.е. нижегородцы осознали себя одной нацией с москвичами и жителями других городов. Следовательно, наблюдается рост национального единства.
2-й путь – осознание единства и объединение сил. На доске единство.
-- Как вы оцениваете слова руководителя ополчения: “Нам без государя невозможно: сами знаете, что такому великому государству долгое время без государя стоять нельзя”? Уч-ся: Русские люди были убеждены, что в России должен быть царь обязательно).
3-е – царство, т.е. нельзя допускать безвластия. (Доска)
-- Как же быть с желанием всех слоёв населения в смутное неустойчивое время улучшить своё положение, добиться каких-то льгот, ведь только поэтому люди мечутся в поисках лучшего от одного к другому? Уч-ся: Надо постараться договориться, пойти на уступки, в конце концов, должен победить здравый смысл, иначе нельзя. Договориться, т.е.
4-е – компромисс (Доска) И сколько бы ни сражались, а бесконечно нельзя, должны сесть за стол переговоров.
Объявляются результаты голосования.
А теперь посмотрим репортаж с Земского собора 1613 года. Кстати, в то время голосовали не тайно, а открыто, объясняя свой выбор.
Показ видеофрагмента об избрании царём Михаила Романова.
-- Почему избрали Михаила Романова? (Молодой, политически нейтрален, “удобнейший”, сын патриарха, природный царь, т.к. близок по родству к Рюриковичам).
Таким образом, Михаил Романов оказался компромиссной консолидирующей фигурой в российском государстве. Горести и беды Смуты во всех частях Московского государства заставили рязанцев, москвичей, ярославцев осознать себя единым народом, примириться, осмыслить первоочередные роли общего перед частным, объединиться и отстоять независимость.
-- Можем ли мы применить черты стратегии пути выхода из кризиса XVII века к нашему тоже переходному времени? Что именно? (Ответы и выводы учащихся.)
Вывод учителя: Безусловно, патриотизм, единство, государственность (правовое государство), компромисс, вера в собственные силы помогут и в этот раз стать России Великой. Внутренняя прочность – главный залог блестящего будущего!
Литература
- Баpaбанов В.В. Справочные материалы по истории России для подготовки к экзаменам. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005. – С.72-88.
- Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII в.: Государственные деятели Смутного времени. – М.: Школа-Пресс, 2000.
- Морозова Л.Е. Смутное время в России. – М.: Знание, 1990.
- Сказание Авраамия Палицына. – М.-Л., 1955.
Урок дает возможность раскрыть духовный облик людей, воевавших под Сталинградом, показать, как каждый из писателей, видевших битву своими глазами, пытается провести своих героев через испытание войной с целью выявления их подлинной человеческой сущности....
27 03 2023 16:48:23
Цель занятия: знакомство школьников с историческими личностями начала XVII века и раскрытие понятия «Смутное время»....
26 03 2023 0:18:10
Выпускной экзамен по истории за курс основной школы может проводиться в разных формах, в том числе - в виде письменной экзаменационной работы. Согласно спецификации экзаменационной работы для проведения ГИА выпускников IX классов ОУ 2009 года (в новой форме) по истории России назначением экзаменационной работы является - оценить уровень общеобразовательной подготовки по истории России выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации.
...
25 03 2023 17:44:57
Урок призван охаpaктеризовать общественно-политическое развитие Казанской губернии в начале XX века, выявить общие черты и отличия политических сил России и Казанской губернии, проанализировать деятельность мусульманской фpaкции и депутатов в Государственной думе. Даются дополнительные сведения по истории Казанской губернии в начале XX века. Урок помогает активизировать гражданскую позицию, привлекает внимание к важным политическим событиям родного края....
24 03 2023 16:32:58
Данная разработка урока относится к разделу «История родного края». Проводится в форме открытого урока с изучением дополнительного материала и просмотра видеофильма....
23 03 2023 16:53:56
Автор знакомит учащихся с образом Владимира Красно Солнышка, целями проводимых им войн, походов и реформ....
22 03 2023 14:18:34
Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. В статье представлены разнообразные виды и формы контроля на уроках истории и обществознания, которыми могут воспользоваться все желающие....
21 03 2023 14:53:40
Перед учителем стоят задачи: научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, способствовать развитию желания работать над собой, воспитывать интерес к самому себе.
...
20 03 2023 21:31:39
Философы и юристы ХIX века считали Российскую самобытность несовместимой с торжеством правового начала. Правовой нигилизм наблюдается и сегодня, что объясняется как незнанием законов, так и корыстным использованием их в личных целях. Из этих факторов исходит задача воспитания правовой культуры и гражданского самосознания учащихся. В данном реферате представлены основные формы уроков, методы и приемы работы по формированию у учащихся УУД....
19 03 2023 17:22:22
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
18 03 2023 23:50:55
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
17 03 2023 18:29:50
Предлагаемая игра построена по образу и подобию интеллектуальной телевизионной игры с одноименным названием, показываемой каналом «Культура». Данная игра посвящена 455-летию Бориса Годунова. Компьютерная презентация позволяет сделать игру более наглядной, занимательной, интересной, расширить кругозор детей и акцентировать внимание не только на слуховую, но и на зрительную память учащихся....
16 03 2023 23:42:55
В ходе урока изучаются цели, содержание и значение реформ Столыпина. Учащиеся определяют причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране....
15 03 2023 17:37:15
Цель урока – определить, как проявился русский хаpaктер в деятельности советских людей в тылу фронта, в партизанском движении, в плену врага в годы Великой Отечественной войны, постичь своеобразие национального русского хаpaктера на примере судьбы человека, прошедшего испытания войной (М.Шолохов. «Судьба человека»); подвести к мысли о значимости идейных убеждений русского человека в годы войны 1941–1945 гг. Использованы фрагменты документальных фильмов о Великой Отечественной войне и фильма С.Бондарчука «Судьба человека».
...
14 03 2023 18:42:15
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
13 03 2023 19:59:30
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
12 03 2023 23:34:22
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
11 03 2023 17:24:30
C чего начинается Родина? Каждый человек имеет свой ответ на этот вопрос. Для меня Родина начинается с ее прошлого: истории своей страны, своего края… История Орловского края берет свое начало с VIII века, когда по берегам реки Оки расселилось одно из племен восточных славян. Это было племя вятичей....
10 03 2023 9:55:11
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
09 03 2023 0:42:44
Целью и задачей выполнения самостоятельных заданий по курсу "Отечественная история" является приобретение умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.
...
08 03 2023 20:53:56
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
07 03 2023 15:43:10
Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу «Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории.
...
06 03 2023 19:51:22
Урок истории, помимо решения образовательных и развивающих задач, способствует воспитанию интереса к народной культуре, к прошлому страны. Нельзя идти вперед, не оборачиваясь назад, но это не значит, что нужно жить прошлым, нужно жить с опорой на прошлое....
05 03 2023 8:22:13
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
04 03 2023 21:17:16
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
03 03 2023 16:38:17
Урок знакомит учащихся с произведениями литературы, архитектуры, скульптуры средневековья и заставляет почувствовать, пережить вместе с героями произведений тот период времени, в котором они жили. На уроке присутствуют межпредметные связи с литературой, музыкой, МХК, задания творческого хаpaктера. Для полного понимания эпохи средневековья используется презентация, аудиозаписи музыкальных произведений на стихи поэтов....
02 03 2023 5:36:59
Сложность и объёмность материала, необходимого усвоить школьнику, существенно затрудняет целостное его восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьниками проблему запоминания и усвоения теоретических и пpaктических знаний, получаемых в школе.
На мой взгляд, помогает решить данную проблему современного ученика и улучшить качество знаний по предметам гуманитарного цикла применение педагогического приёма "Своя опора".
...
01 03 2023 15:36:47
Конференция по истории Красноярского края развивает творческие способности учащихся, критическое мышление. Изучение истории развития своего города, села, улицы, семьи, различные методы и источники исследования учат самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, устанавливать причинно-следственные связи. В осмыслении местного материала сознается сопричастность судьбе России....
28 02 2023 13:35:55
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами театрализации, на котором учитель истории в образе богини истории Клио рассказывает древнегреческую легенду.
В качестве повторения проводится викторина по предыдущему параграфу, игра «молчанка» (учащиеся расставляют стрелки на доске между столбцами), задание – составить схему походов Александра Македонского....
27 02 2023 5:36:46
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах.
...
26 02 2023 13:51:50
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
25 02 2023 22:48:49

Урок знакомит учащихся с архитектурными памятниками Древнего Рима и повторяет архитектурные особенности Древней Греции. На уроке ученики смотрят репродукции, сцены из жизни древних греков. Основной метод подачи материала – беседа....
24 02 2023 7:22:14
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
23 02 2023 4:23:49
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний.
...
22 02 2023 11:26:17
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
21 02 2023 4:37:44
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
20 02 2023 19:27:56
Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем.
...
19 02 2023 21:57:30
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
18 02 2023 1:15:59
Урок обществознания по теме "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории" - урок с использованием ИКТ. Приёмы работы с текстовой информацией разнообразны, учащиеся могут работать не только с печатной информацией, но и с информацией на электронных носителях. Данные приёмы ориентированы на самостоятельную, индивидуальную работу с информационными текстами. Урок проводится в 11-м классе. Особенность урока - данный урок тесно связан с курсом истории, учащиеся уже имеют исторические знания и представления.
...
17 02 2023 14:48:37
Урок знакомит со своеобразием архитектурных стилей, господствовавших в Западной Европе в XI–XIII веках. У учащихся формируются навыки работы с иллюстративным материалом, умения сравнивать и выделять особенное, давать хаpaктеристику архитектурных стилей....
16 02 2023 1:37:52
Урок изучения нового материала с модульной технологией изучает участие ограниченного контингента советских войск в Афганской войне 1979–1989 годов. Цель урока: осмыслить драматические события тех лет, проследить причины, ход и последствия для СССР Афганской войны. Урок воспитывает ответственность за принятые решения и честное исполнение долга....
15 02 2023 0:36:49
Данная тема чрезвычайно важна для понимания процессов, происходивших в 20-е в России. Она помогает ответить на вопрос: чем был вызван резкий поворот в экономической политике государства, чем объясняются принятые решения и меры, каким образом осуществлялась новая экономическая политика? Какие изменения привнесла она в экономическую и социальную жизнь страны?
...
14 02 2023 5:35:11
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
13 02 2023 17:12:37
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
12 02 2023 22:47:20
Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....
11 02 2023 8:11:10
Сценарий интеpaктивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....
10 02 2023 4:45:47
Данная методическая разработка урока истории в 7-х и 10-х классах позволяет сформировать цельное представление о проблемных страницах истории России, побуждает учащихся к размышлению и высказыванию собственных суждений, помогает развить коммуникативные способности, навыки проведения дискуссии и оценить свое отношение к изучаемому историческому материалу.
...
09 02 2023 13:33:57
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
08 02 2023 10:31:50
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
07 02 2023 6:56:57
На уроке продолжаем формировать навыки работы с алгоритмом, в данном случае алгоритмом «Хаpaктеристика войны». Изучение материала происходит путем интеграции предметов история и информатика. Урок строится на основе электронного учебника «История России. ХХ век» М.: Клио Софт, 2001.
...
06 02 2023 7:38:43
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::