Смутное время: выбор пути (итоговый урок для 10-го класса)
Цели:
- Систематизировать материал по теме;
- В результате исследования и применения выборной технологии сформировать у учащихся представление о том, что Смутное время – время выбора пути (путь для России и западничество и независимость):
- Продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умения искать пути решения задач.
Задачи:
- Учащиеся должны уяснить сложность исторического подхода к изучению событий;
- Учащиеся должны обобщить свои знания о причинах Смуты и выдвинуть свои предложения о путях выхода из кризиса начала XVII века.
Основные понятия: Смута, самозванство, патриотизм, единство, государственность.
Оборудование: карта, учебник, выставка книг по теме, видеоматериалы, портреты царей Смутного времени, необходимый реквизит для выборной кампании и инсценировок.
Ход урока.
Учитель:
Смутное время… Так назвали современники конец XVI- начало XVII века. Это был период народных бедствий: голод, безвластие, мятежи, самозванство, разделение страны, гражданская война, иностранная интервенция. Россия была на краю гибели! Но из этого кошмара был найден выход; период завершился мощным народным подъёмом, изгнанием захватчиков и восстановлением государственности.
Следует отметить, что подобные периоды не раз встречались в нашей истории: 1917 год и последующая гражданская война, 90-е годы XX века. Я просила вас узнать у родителей, какие чувства и мысли возникали у них в августе 1991 года, в октябре 1993 года. (Учащиеся отвечают) Действительно трудно понять, что происходит и кто в подобных ситуациях прав. Кто виноват и, что делать – исконно русские вопросы. Наверно, ещё сложнее было сориентироваться 400 лет назад.
Сегодня на уроке мы постараемся через ряд вопросов и действий представить начало XVII века и выяснить, что необходимо было сделать в то время для выхода из кризиса, то есть должны определить, каким образом был выбран путь России.
Обращаю ваше внимание на маленький видеофрагмент. К нему вопрос: “Какое отношение к Смуте имеет этот человек?” Демонстрируется видеофрагмент о Иване Грозном в конце царствования без указания на личность. Затем учащиеся говорят о причинах Смуты: экономических, социально-политических, династическом кризисе. Пpaктически все историки видят в опричнине один из факторов, подготовивших Смуту. Познакомимся с сообщением “Мнения историков о Смутном времени” Уч-ся выступает с сообщением на 2-3 минуты.
Мы знакомы с различными мнениями о Смуте. Все сходятся в одном – это было время испытаний Московского государства на жизнестойкость, когда определялась судьба России. Сможет ли она сохранить независимость, ориентируясь на Запад? Предстоял сложный выбор, в том числе и через выборы царей.
Давайте представим себя людьми того времени, но с современным уклоном. Включаем телевизор!!!
Сценка “Первая передача телеканала Борис Годунов”. (См. Приложение 1)
Итак, у нас два кандидата на московский трон. Начинаем выборы!
Двое уч-ся из избирательной комиссии раздают заранее приготовленные бюллетени, все присутствующие отмечают одного кандидата и бросают в специальную урну, раздававшие подсчитывают, чтобы позже объявить результаты.
Мы пока не знаем результатов голосования, зато можем объяснить свой выбор. Чем привлекают программы, а что настораживает, т.е. + и – ? Отвечать можно с учётом дальнейшей деятельности претендентов, как себя показали вообще.
Начнём с Лжедмитрия I. (Уч-ся отвечают) Теперь Шуйский Василий. (Уч-ся отвечают)
Кто же победил в нашем голосовании? Слово председателю избирательной комиссии. Объявляются результаты (сколько человек голосовало, кто победил). Примечательно, что и один и другой занимали российский трон, но не оправдали надежд, были свергнуты.
Снова включаем телевизор!!!
Сценка “Вторая передача телеканала Борис Годунов”. (См. Приложение 2)
Наступил день выборов! Вы получаете бюллетени с приличным списком кандидатов, подумайте, прежде чем отметить только одного.
ПроцеДypa голосования повторяется, как 1-й раз. В списке кандидатов Сигизмунд III, Владислав, Карл-Филипп, Д.Пожарский, В.Голицын, Ф.Мстиславский, М.Романов, Иван-ворёнок.
Пока подсчитывают, обсудим список и некоторые важные вопросы.
-- Кто из перечисленных иноземного происхождения? Их шансы? Почему? Отв. уч-ся.
-- Бояре ещё в 1710-11 годах делали ставки на заморских правителей, а в 1612 нет. О чём это свидетельствует? Отв. уч-ся.
Итак, 1-й путь выхода из кризиса – опора на патриотизм. Слово записывается на доске под проблемным вопросом: “Каков путь выхода из кризиса?”
-- Какова роль второго ополчения под руководством Минина и Пожарского, в том числе и в стратегии выхода из кризиса? Уч-ся: Ополчение освободило Москву от поляков, т.е. нижегородцы осознали себя одной нацией с москвичами и жителями других городов. Следовательно, наблюдается рост национального единства.
2-й путь – осознание единства и объединение сил. На доске единство.
-- Как вы оцениваете слова руководителя ополчения: “Нам без государя невозможно: сами знаете, что такому великому государству долгое время без государя стоять нельзя”? Уч-ся: Русские люди были убеждены, что в России должен быть царь обязательно).
3-е – царство, т.е. нельзя допускать безвластия. (Доска)
-- Как же быть с желанием всех слоёв населения в смутное неустойчивое время улучшить своё положение, добиться каких-то льгот, ведь только поэтому люди мечутся в поисках лучшего от одного к другому? Уч-ся: Надо постараться договориться, пойти на уступки, в конце концов, должен победить здравый смысл, иначе нельзя. Договориться, т.е.
4-е – компромисс (Доска) И сколько бы ни сражались, а бесконечно нельзя, должны сесть за стол переговоров.
Объявляются результаты голосования.
А теперь посмотрим репортаж с Земского собора 1613 года. Кстати, в то время голосовали не тайно, а открыто, объясняя свой выбор.
Показ видеофрагмента об избрании царём Михаила Романова.
-- Почему избрали Михаила Романова? (Молодой, политически нейтрален, “удобнейший”, сын патриарха, природный царь, т.к. близок по родству к Рюриковичам).
Таким образом, Михаил Романов оказался компромиссной консолидирующей фигурой в российском государстве. Горести и беды Смуты во всех частях Московского государства заставили рязанцев, москвичей, ярославцев осознать себя единым народом, примириться, осмыслить первоочередные роли общего перед частным, объединиться и отстоять независимость.
-- Можем ли мы применить черты стратегии пути выхода из кризиса XVII века к нашему тоже переходному времени? Что именно? (Ответы и выводы учащихся.)
Вывод учителя: Безусловно, патриотизм, единство, государственность (правовое государство), компромисс, вера в собственные силы помогут и в этот раз стать России Великой. Внутренняя прочность – главный залог блестящего будущего!
Литература
- Баpaбанов В.В. Справочные материалы по истории России для подготовки к экзаменам. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2005. – С.72-88.
- Морозова Л.Е. История России в лицах. Первая половина XVII в.: Государственные деятели Смутного времени. – М.: Школа-Пресс, 2000.
- Морозова Л.Е. Смутное время в России. – М.: Знание, 1990.
- Сказание Авраамия Палицына. – М.-Л., 1955.
Урок изучения нового в курсе 4-го класса по теме: "Новейшие достижения". УМК Д.Д. Данилов Мое Отечество по Образовательной программе "Школа-2100". Урок в системе тематического планирования, связан с предыдущим, работает на последующие уроки. По данной теме поставлены цели: образовательная - создание условий для формирования представления эпохи новейшего времени; развивающая - создание условий для развития аналитических навыков; воспитательная - воспитание чувства патриотизма. Урок построен на основе проблемно-диалогической технологии.
...
08 12 2023 16:51:47
Одним из основателей Благовещенска, давшим имя городу и сделавшим его духовным центром огромного Дальневосточного региона России, был святитель Иннокентий (Вениаминов). Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта - в день блаженной кончины и 23 сентября – в день его прославления
...
07 12 2023 22:40:38
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться
в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
06 12 2023 14:57:39
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
05 12 2023 3:21:20
Урок знакомит с ролью профсоюзов в становлении рабочего движения, объясняет необходимость существования и важность деятельности профсоюзного движения. На уроке используется метод ролевой игры, учащиеся становятся жителями середины XVIII – начала XIX века, которые пытаются бороться за свои права, с одной стороны, и отстаивают свои интересы, с другой. В игре используется элемент диспута и анализа сложившейся обстановки, позволяющие учащимся использовать свой интеллектуальный потенциал....
04 12 2023 21:34:51
На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....
03 12 2023 10:46:56
Мероприятие – встреча с ветеранами войны и тыла накануне Дня Победы воспитывает патриотизм, уважительное отношение к историческому наследию малой родины....
02 12 2023 8:53:41
Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....
01 12 2023 8:53:42
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
30 11 2023 15:16:31
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
29 11 2023 11:51:27
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала.
...
28 11 2023 2:48:59
Внеклассное мероприятие по обществознанию в 11-м классе проводится с целью воспитания правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека, научить пользоваться юридической терминологией; воспитывать нормы правовой культуры; развивать познавательные способности детей, их кругозор....
27 11 2023 23:29:21
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
26 11 2023 7:35:21
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
25 11 2023 3:19:33
Представлены дополнительные материалы из художественной литературы, презентация к уроку. Применяется рабочая тетрадь А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной при подготовке домашнего задания. Задачи, выполняемые на уроке: привлечение внимания учащихся к личности Павла I, показываются причины и особенности его внутренней и внешней политики, оцениваются противоречивые итоги правления Павла I....
24 11 2023 4:37:27
Урок несет в себе воспитательный потенциал, так как на первый план выходят личностные результаты изучения темы: испытания чувства гордости за свою Родину, умение определять и высказывать свое мнение, умение слушать, оценивать ответы одноклассников. Урок построен в соответствии с требованиями нового ФГОС. Цель урока: показать взаимосвязь восточных славян с их соседями, раскрыть сущность образа жизни и религиозных верований....
23 11 2023 9:13:33
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
22 11 2023 19:47:25
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия....
21 11 2023 15:51:36
Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения.
Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа....
20 11 2023 23:11:53
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках истории позволяет не только поставить вопросы и обозначить проблемы, но и подкрепить свой индивидуальный подход к их решению убедительной аргументацией, реализовать свои творческие замыслы через синквейны и даже рисунки, которые не имеют ничего общего с данной технологией....
19 11 2023 4:40:21
Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце
ХIХ–ХХ вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....
17 11 2023 14:42:41
Работа представляет собой сценарий внеурочного занятия, а также может быть применена и на уроке истории. Посвящена одному из знаменательных событий в ходе Великой Отечественной войны — битве под Курском.
...
16 11 2023 10:56:58
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
15 11 2023 9:58:46
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
14 11 2023 22:19:58
Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока.
...
13 11 2023 18:29:41
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
12 11 2023 9:24:58
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
11 11 2023 7:49:12
Мероприятие рассчитано на учащихся 8–11-х классов. Способствует развитию чувства патриотизма и гражданственности, формирует традиционные православные ценности. Адресовано учителям истории, мировой художественной культуры, заместителям директора по воспитательной работе. Может быть проведено в рамках недели истории. Актуальность мероприятия объясняется ростом потребности общества в повышении духовности и нравственности подрастающего поколения.
...
10 11 2023 3:11:29

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
09 11 2023 12:43:40
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
08 11 2023 18:59:59
Содержательный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся 8-го класса. Данный материал посвящен нравственным проблемам, которые являются опорой и основой нравственного поведения каждого человека. Цель: создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и зле, научить определять для себя значимые личностные ценности, совершенствовать навыки общения....
07 11 2023 8:42:43
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
06 11 2023 4:33:51
Конкурс для учащихся 5-х классов по истории Древней Греции. Данный вид деятельности предполагает систематизацию знаний, обобщение пройденного материала, вызывает интерес к изучению истории....
05 11 2023 0:46:13
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
04 11 2023 11:44:17
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны.
...
03 11 2023 16:33:59
По организации и порядку проведения эта игра напоминает хорошо знакомую телепередачу. Цели игры: обобщить и закрепить в форме игры знания учащихся исторических событий; развивать творческие способности через разные виды внеурочной деятельности....
02 11 2023 14:35:33
В начале изучения темы класс разбит на 5 групп в соответствии с альтернативами общественного развития; каждая группа получила задание разработать презентации, хаpaктеризующие альтернативу. Данная форма работы наиболее предпочтительна при работе с учащимися старших классов, поскольку позволяет привлечь многих учащихся к поиску разнообразной информации и подготовке ученических презентаций....
01 11 2023 20:26:33
Тест – один из видов учебной деятельности, который повышает интерес школьников к изучаемому предмету. В статье представлены четыре теста для учащихся 3–4-х классов.
...
31 10 2023 18:36:31
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
30 10 2023 21:49:34
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу.
...
29 10 2023 21:48:44
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
28 10 2023 15:25:21
Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...
27 10 2023 19:57:42
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
26 10 2023 18:57:30
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийного проектора, что повышает познавательную активность учащихся за счёт увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Воспитательный момент урока усиливает использование регионального краеведческого материала. Урок используется в общеобразовательной системе "Школа-2100".
...
25 10 2023 6:43:33
Представлена программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....
24 10 2023 19:31:46
Интеpaктивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....
23 10 2023 9:20:31
После урока учащиеся способны охаpaктеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века.
...
22 10 2023 12:49:49
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
21 10 2023 21:23:53
Представленный урок помогает осознать, что гражданская война стала национальной трагедией народа. Он формирует у учащихся представление о "третьей силе", которая противостояла белому и красному движениям. Ученики выясняют причины и хаpaктер "малой" гражданской войны. На уроке продолжается формирование умений анализировать, обобщать, оценивать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним; умение готовить и выступать с сообщениями....
20 10 2023 11:42:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::