Урок на тему "Ниппон — Страна восходящего солнца"
Тема урока: «Ниппон – страна восходящего солнца».
Цели:
- узнать особенности японской архитектуры, садово-паркового искусства, такие национальные традиции как чайная церемония и икэбана;
- научиться анализировать произведения японской культуры; научиться осуществлять поиск и критический информации в источниках различного типа;
- научиться интерпретировать явления японской культуры на основе актуализации личного эмоционального эстетического и социокультурного опыта;
- применять приобретенные знания для выбора путей своего культурного развития, организации личного и культурного досуга;
- развивать толерантное отношение к миру, что необходимо для адаптации в современном мире;
- развивать память и воображение; мотивировать учеников к дальнейшему глубокому самостоятельному освоению культурного наследия Японии;
Тип урока: изучение нового материала.
Форма обучения: сочетание коллективной и групповой форм обучения.
Время занятия: два урока по 45 минут.
Структура урока:
- Мотивационная беседа. Постановка целей урока.
- Изучение нового материала.
- Проекты учащихся.
- Заключение.
- Домашнее задание.
Опережающее задание: разделив учащихся на две группы, предложить, используя научно-познавательную литературу, собрать материал по национальным традициям Японии и представить в виде проекта:
1 группа – «чайная церемония»;
2 группа – «икебана».
Оборудование: Компьютер;
мультимедийный проектор; компьютерная
презентация; кимоно, чайные чашки; вазы, цветы.
Урок проводится в мультимедийном кабинете.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Вводное слово учителя
– Тема нашего урока: культура Японии – «Страны восходящего солнца», как называют свою родину сами японцы (Приложение. Слайды1–2). Япония – это одно из более полутора сотен государств, существующих на земном шаре и зачем нам знать о Японии и японцах? (Приложение. Слайд 6) В отличие от РФ Япония уже вступила в период постиндустриального общества и развивается все динамичнее. Это наш дальневосточный сосед и наша страна имеет неоднозначные отношения с Японией: это и нерешенные территориальные вопросы по поводу Курил; и проблемы бpaконьерства в российских территориальных водах; и долгосрочные, обещающие большую прибыль проекты поставки природного газа в Японию. Что же мы о Японии знаем? (Приложение. Слайд 7) Мы знаем о них, до обидного мало, в сравнении с той ролью, какую играет Япония в современном мире: марки «Тойота», «Сони», «Панасоник», каратэ, кимоно, покемоны – все это на слуху. Но ведь нельзя, например, слыть сведущим в русской жизни, зная о России лишь: медведи, блины, морозы. Понимаем ли мы японцев? (Приложение. Слайд 8) Английский путешественник Петри Ватсон писал: «Если вы пробыли в Японии шесть недель, то вы все понимаете. Через шесть месяцев вы начинаете сомневаться. Через шесть лет вы ни в чем не уверены». Действительно, входя в дом, мы снимаем шапку – японцы ботинки. Русская мать обычно пугает ребенка: «Смотри из дома больше не выйдешь!», а японская говорит: «Смотри, в дом не войдешь»; строгая, мы ведем рубанок от себя, а японцы к себе; объяснившись в любви, мы бросаемся друг другу в объятия, а японцы поворачиваются спиной. Как же понять японцев? (Приложение. Слайд 9) Поэт Догену, живший в XIII веке, писал:
Цветы – весной,
Кукушка – летом.
Осенью – луна,
Чистый и холодный снег – зимой.
Что останется после меня? (Перевод Н.Конрада).
(Приложение. Слайд 10)
Попытаться понять эти строки – попытаться понять душу японцев. (Приложение. Слайд 11) Мы сегодня рассмотрим особенности архитектуры Японии, садово-парковое искусство и некоторые национальные традиции. Итак, «Не плакать, не смеяться, но понимать». (Б.Спиноза).
III. Работа с терминами. (Приложение. Слайд 13)
Каркас (фр.скелет, остов) – металлический
или деревянный остов какого-либо сооружения.
Седзи – наружные стены из бумаги.
Фусума – внутренние раздвижные переборки.
Татами – мат, циновка 1,8 x 0,9м
Токонома – ниша «красоты».
Икебана («помочь цветам проявить себя») –
искусство выявлять сущность цветов и своего
настроения через составление букета.
Дзен – наиболее влиятельное течение
буддизма в Японии.
Дземон – древнейшая культура, название
которой означает «след веревки».
IV. Рассказ учителя
1. Архитектура
а) Жилище
– Древнейшие памятники архитектуры Японии относятся к культуре дземон (след веревки). (Приложение. Слайд 15) Это земляночные постройки из массивных бревен, лишенные окон. Они перекрывались 2-скатной соломенной крышей. Расчищенная вокруг них площадь служила местом земледельческих обрядов. По типу этих древних построек были возведены синтоистские святилища в Исе и Идзумо. (Приложение. Слайды 16–18) Они сохранились до наших дней благодаря обычаю перестраивать его через каждые двадцать лет. Японская архитектура соответствует масштабам человека, размерам своей страны. Главным строительным материалом служило дерево. (Приложение. Слайды 20–21) Основой жилища является каркас из столбов и поперечных балок. Столбы, на которые опирается здание, не уходят глубоко в землю. При землетрясении они колeблются, но выдерживают подземные толчки. Между домом и землей оставлено прострaнcтво для изоляции от влажности. Стены не имеют опopного значения, три из четырех стен дома и каждой комнаты можно в любой момент раздвинуть или снять. Наружные стены оклеивают белой рисовой бумагой. Они называются седзи. Внутренние перегородки именуются фусума. Пол покрывают татами – жесткими в три пальца толщиной матами из простеганных соломенных циновок. Внутри комнат нет никакой мебели. Везде лишь неокрашенное дерево опopных столбов, потолка из выструганных досок. В специальной нише – токономе – висит один свиток – картина или каллиграфически написанное стихотворение для созерцания. Все должно не только соответствовать друг другу и дому, но и времени года и событию, если ожидаются гости. При японском доме устраивался небольшой сад, который как бы расширял границы дома. Прострaнcтво его строилось с таким расчетом, чтобы зритель мог чувствовать себя окруженным природой. С разных точек зрения открывались для глаза новые перспективы, и каждое растение, каждый камень занимали в нем глубоко продуманное и точно найденное место.
Задание. Соотнесите понятие и его определение:
1) дземон 2) токонома 3) каркас 4) седзи 5) дзен 6) Исе и Идзумо 7) фусума 8) татами 9) икебана |
а) мат, циновка 1,8 x 0,9м б) наружные стены из бумаги. в) наиболее влиятельное течение буддизма в Японии. г) искусство выявлять сущность цветов и своего настроения через составление букета. д) внутренние раздвижные переборки. е) ниша «красоты» ж) синтоистские святилища з) металлический или деревянный остов какого-либо сооружения. и) древнейшая культура, название которой означает «след веревки». |
Правильные ответы: 1 – и; 2 – е; 3 – з; 4 – б; 5 – в; 6 – ж; 7 – д; 8 – а; 9 – г. (Приложение. Слайды 22–23)
б) Дворцы. (Приложение. Слайды 24–35)
Особенности японского дома распространяются и
на дворцы правителей. Здесь та же простота и
отсутствие вещей, разве что гораздо больше
занимаемая площадь и внутренние перегородки
расписаны. В загородных резиденциях правителей
особенно интересны небольшие легкие павильоны,
предназначенные для занятий музыкой и поэзией.
Самое знаменитое из подобных сооружений – Золотой
павильон или Кинкакудзи,
построенный в к XIV в. и получивший свое название
от покрывавшего стены и столбы тонкого слоя
листового золота. Павильон предназначен для
занятий музыкой и поэзией. Он воспринимается как
часть большого тенистого сада. Искусно
продуманный озерно-островной ландшафт был
непосредственным продолжением самого здания,
отражающегося в спокойной глади пруда.
Кацура Рикю – дворцовый ансамбль на
берегу реки Кацура занимает площадь в 56000 кв. м.
Стиль иHTиMного, камерного зодчества воплотился
в этой загородной резиденции. Подчеркнутая
простота, почти полное отсутствие декора
отличают его от парадных замков.
Предназначавшийся для уединенных размышлений и
неторопливых прогулок, ансамбль вмещал
несколько групп небольших строений, вольно
распланированных среди искусно продуманного в
своей естественности парка. У главного
сооружения как бы нет фасада. Три примыкающие
друг к другу постройки соприкасаются углами и
образуют скользящую, зигзагообразную единую
линию. По берегам озера среди деревьев раскинуты
части ансамбля – павильоны сосны, лютни,
любования цветами ит. д. Все это соединено
дорожками и мостиками. В центре находится
большой пруд своеобразной формы с пятью
островками, соединенными мостиками. Основное
здание дворца состоит из трех частей. Здания
расположены таким образом, что солнечные лучи
летом в них не проникают, но мягко падают зимой.
Первый этаж каждой постройки окружен верандой,
которая отделена раздвижными стенками – седзи. С
одной стороны есть помост для любования луной.
Вдоль здания дворца и через сад проложены
дорожки из камней.
Главное здание дворца Нидзе в Киото (XVII
в) объединяет цепь асимметрично составленных
одноэтажных павильонов, соединенных переходами.
Интерьеры каждого из них со скользящими
перегородками располагаются на разных уровнях.
Завершаются они главным приемным залом,
украшенным по потолку и стенам многоцветными
декоративными росписями. На золотом фоне яркими
пятнами выделяются цветы и травы, огромная
густо-зеленая крона сосны заполняет собой целую
стену.
в) Храмы. (Приложение. Слайды 36–39)
Храмы Японии строятся по типу китайских пагод. Самый старый из сохранившихся монастырей – Хорюдзи близ Нары VI – н.VII в. Главное его сооружение его – Кондо («Золотой зал»), увенчанный массивной двухъярусной крышей, которую поддерживают столбы и резные кронштейны. Рядом возвышается тридцатидвухметровая пятиярусная деревянная пагода, крыши которой были, как бы нанизаны на огромный столб-мачту, пpeдoxpaняющий ее от подземных толчков.
г) Замки. (Приложение. Слайды 40–44)
Они появились с к XVI в., когда Япония, терзаемая междоусобицами была объединена сегунами, которые, стремясь утвердить свою власть и могущество, стали строить замки, имевшие каменные стены – цоколи и деревянные этажи. Самой высокой частью замка была башня – тэнсю, увенчанная нарядной изогнутой крышей. При многих чертах сходства, каждый замок имел свой неповторимый облик и по-своему вписывался в японскую природу. Один из самых известных замков – замок Хакуpoдзе («Белая цапля») близ Кобе. Это огромный и сложный комплекс сооружений с лабиринтами, тайными переходами, множеством построек внутри стен. Три малые башни группировались вокруг главной, украшенной множеством фронтонов, повторяющихся в разных сочетаниях. Ее плавно уменьшающиеся кверху черепичные крыши с изгибами подобно крыльям устремляли все белоснежное здание ввысь, что и дало ему поэтическое прозвище «Хакуро» («Белая цапля»).
Задание. Сгруппируйте понятия по следующим признакам: а) дворцы; б) храмы; в) замки. («Хакуро» («Белая цапля»); Кацура Рикю; Хорюдзи; Нидзе; Кинкакудзи).
Правильные ответы: а) Кацура Рикю; Нидзе; Кинкакудзи; б) Хорюдзи; в) Хакуpoдзе («Белая цапля») (Приложение. Слайды 45–46)
2. Садово-парковое искусство. (Приложение. Слайды 47–70)
– Садовое искусство вместе с буддизмом пришло в Японию из Индии, через Корею и Китай в VIв. На протяжении всей своей истории, насчитывающей почти полторы тысячи лет, японский сад формировался в русле пейзажного стилевого направления. Этому способствовала природа Японии с ее мягким климатом, богатой флорой и разнообразием пейзажей (скалистые горы, озера, реки, ручьи, водопады, песчаные отмели, лесистые холмы ит.д.). Любовь японцев к природе нашла свое выражение в стремлении сконцентрировать все это разнообразие на незначительной площади сада. Пейзаж, созданный в таком саду, далек от естественной природы, но образ природы положен в его основу. Главная функция японского сада — созерцание и оценка красоты пейзажей с определенных мест обзора — террас, окон дома, видовых точек прогулочного маршрута. Развитие садового искусства было связано с дзенским учением о достижении истины путем познания природы – огромной, изменчивой, бесконечной. Художниками-садоводами были дзенские монахи. Основой их искусства стало тесное сотрудничество человека с природой. Сады были многообразными и делились на несколько типов: плоский или сухой сад – сад камней, еще называемый философским; сад мхов; сад воды; сад пейзажей и т.д. Примером «сухого» сада может служить сад монастыря Реандзи в Киото. Он представляет собой небольшую прямоугольную площадку (23 x 9 м), расположенную перед домом с верандой, предназначенную для созерцания. На площадке, засыпанной белым песком, расположено группами 15 камней. С любой точки веранды видны только 14 камней. На небольшом клочке земли воспроизведена картина, словно увиденного с огромной высоты мира. Сады назывались «философскими», так как они взывали к воображению зрителей, которые видели в них то безбрежный океан с островами, то грозный поток с плывущими кораблями, то тигрицу, бредущую через поток со своими тигрятами. Вода – основа жизни любого сада. Она присутствует в форме водоема с заливом и островами. Главное место отводится «острову журавля» и «острову черепахи», а также «райскому острову», который не соединяется с берегом. Излюбленным элементом сада является водопад. В пейзажных садах особое внимание уделяется растениям. С помощью растений акцентируется смена времен года: весна – цветением плодовых, осень – окраской листьев клена, зима – рисунком обнаженных ветвей.
Задание. Соотнесите изображения и относящиеся к ним определения. (Приложение. Слайд 71)
3. Чайная церемония (Приложение. Слайды 72–81)
(Выступление I группы. Учащиеся в кимоно и гриме разыгрывают чаепитие, рассказывая о правилах церемонии и угощая присутствующих).
– В XV–XVI веках питье чая, завезенного из Китая, превратилось в настоящий ритуал. Был разработан специальный тип чайного павильона, намеренной простотой напоминающий хижину отшельника. Внутреннее помещение чайного павильона делалось очень маленьким и с таким расчетом, чтобы люди, сидящие в нем, чувствовали бы себя участниками общего обряда. Небольшие, затянутые бумагой окна пропускали внутрь мягкий свет, но не позволяли выглянуть наружу, изолируя присутствующих от мира суеты и забот. Этим же целям служил монохромный пейзажный свиток в нише и маленький сад с дорожкой из неровных камней, которая подводила участников ритуала к низкой двери. При чайных церемониях как самая большая драгоценность употрeблялась посуда, вылепленная руками. Ее мягкий, глянцевитый и неровный черепок как бы хранил след пальцев, лепивших сырую глину. Настроение создавалось и непритязательной скромностью железных котелков для кипячения воды. В них вкладывались металлические пластинки. Когда вода закипала, сидящие в тишине вокруг жаровни люди как бы слышали свист ветра, шум дождя и шорохи листвы.
Задание. Соедините слова с соответствующими по смыслу фразами:
Питье чая в Японии превратилось в …
Внутреннее помещение чайного павильона
делалось очень…
Как самая большая драгоценность употрeблялась
посуда …
(вылепленная руками; настоящий ритуал; маленьким, чтобы люди чувствовали себя участниками общего обряда). (Приложение. Слайд 82)
4. Икебана (Приложение. Слайды 83–84)
(Выступление II группы. Учащиеся составляют икебану, одновременно рассказывая о правилах составления букета. В петлицах – цветы, имеющие символическое значение. На столы кладутся цветы и сухие ветки для следующего задания.)
– Икэбана – это искусство составления композиций из цветов, в котором нашли отражение философские идеи синто и законы японского стихосложения. Япония – страна цветов. Их можно видеть на склонах гор почти круглый год. В феврале цветут камелии, в апреле – вишни, летом – лилии, азалии, гортензии, до поздней осени – хризантемы. Начало цветения каждого вида цветов отмечается в храмах как большой праздник. Цветы – излюбленный мотив орнаментации тканей и бытовых предметов. Почти всегда в священной нише японского дома можно увидеть несколько цветов в плоской вазе рядом со свитком, на котором изображена святыня Японии – гора Фудзи. Составление букетов – искусство исключительно женское. Ему обучают в специальных школах. Канонические принципы составления букетов имеют символическое значение. В основе принципов икебаны лежат образы Вселенной, разделенной на три уровня: небесный, земной и подземный, а также фигура человека, который склонился в молитвенной позе.
Задание. Составьте букет, означающий пожелание долголетия. (Приложение. Слайд 85)
V.Заключение
– На сегодняшнем уроке мы попытались понять людей иной национальности, иной культуры. Удалось ли нам это?
Цветы – весной,
Кукушка – летом.
Осенью – луна,
Чистый и холодный снег – зимой.
Что останется после меня?
Цветы – весной
Кукушка – в горах
Осенью листья клена. (Перевод Н.Конрада). (Приложение. Слайд 87)
– Художественная культура Древней Японии, ее
своеобразие, смысл и содержание раскрываются
через отношение человека к природе, законы
которой были для древнего японца так же священны,
как и законы нравственности. Поэтому на
протяжении тысячелетий японцы стремились не к
покорению природы, а к гармонии с ней, к выявлению
ее одухотворенности, разумности, красоты. Японцы
с детства воспитывают в себе особую культуру,
которая находит выражение в умении восхищаться
природой. Дети учатся у родителей созерцанию
окружающего мира и умению «думать глазами».
Японцы способны часами наслаждаться красотой
пейзажа, состоянием цветения или увядания
природы. Они умеют соотносить свое душевное
состояние с состоянием природы.
Более глубокое знакомство с культурой Японии
позволит использовать ее, поучительный во многих
отношениях, опыт, что-то заимствовать, чего-то
избежать способствовать сближению народов,
основанному на знании и уважении друг друга. В
этом плане особый интерес представляет опыт
Японии, в котором сочетаются возможности
развития, с одной стороны, по классическому
восточному пути, с другой стороны – в
соответствии с западной, европейской моделью,
найдено своеобразное равновесие, органическое
соединение современных, новых тенденций в
культуре и бережного сохранения и развития
культурных традиций.
Дисциплина, упорство и прилежание – вот
качества, что и по сей день определяют японский
национальный хаpaктер, которому страна обязана
своим взлетом и превращением в одну из самых
передовых держав мира. (Приложение.
Слайд 88).
Список использованной литературы:
1. Данилова Г.И. «Мировая художественная
культура» 10 кл., М., «Дрофа», 2006 г.
2. Каптерева Т.П., Виноградова Н.А. «Искусство
средневекового Востока». М., «Детская
литература», 1989 г.
3. «Сто великих заповедников и парков». М., «Вече»,
2002 г.
4. Тарновский В. «Самураи. Рыцари Дальнего
Востока». Слово/Slovo,1997 г.
5. Цветов В. «Пятнадцатый камень сада
Реандзи». М., Издательство политической
литературы, 1986 г.
6. «Японская архитектура скульптура». «Читаем,
учимся, играем», № 4, 2004 г.
Мультимедиаресурсы:
1. БЭКМ – 2006. 2. Атлас Древнего мира Maris
Multimedia
3. «Дворцы и замки Европы». Новый диск.
4. «История средних веков». 6 класс,
Образовательная коллекция CorDis
5. «Ландшафтная архитектура». Новый диск.
6. «МХК. Культура стран Древнего и средневекового
Востока». Новый диск.
Урок-игра для учащихся 7-го класса. Материал можно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний по истории Отечества XVII–XVIII веков или в ходе декады истории....
08 12 2023 1:53:21
В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений.
...
07 12 2023 22:50:10
Внеклассное мероприятие посвящено главному празднику нашей страны – празднику со слезами на глазах – 9 Мая....
06 12 2023 20:46:13
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования.
...
05 12 2023 18:52:33
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
04 12 2023 13:46:28

Урок истории древнего мира в 5-м классе построен на сравнении двух греческих полисов по следующим направлениям: природа и местоположение, хозяйство жителей, управление в полисе. Урок содержит презентацию, помогающую наглядно демонстрировать материал по теме, учит сравнивать, формулировать свою мысль, направлен на формирование основных компетентностей учащихся....
03 12 2023 3:39:25
Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе.
...
02 12 2023 12:36:29
Мероприятие используется в работе как знакомство с Ханты-Мансийским автономным округом. В ходе внеклассного мероприятия материал представлен в виде ряда слайдов с текстом и иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов....
01 12 2023 4:24:54
Цель урока: познакомить учащихся с воспитанием мальчиков и девочек в XVI–XVII веках в семье казаков; воспитывать взаимопомощь, любовь к близким, любовь к родному краю....
30 11 2023 18:44:42
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
29 11 2023 10:54:22
Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....
28 11 2023 4:51:21
Представлена разработка выступления агитбригады для молодежи 13-18 лет. Необходимо формировать у молодежи активную жизненную позицию, готовность участвовать в общественной политической жизни страны. Очень важным, по нашему мнению, распространять знания в области избирательных прав среди подрастающего поколения самой молодежью, а так же повышать значимость выборов в глазах будущих избирателей.
...
27 11 2023 9:15:24
В разработке предлагаются новые модели заданий, направленных на проверку умений систематизировать исторические факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, использовать источники информации для решения познавательных задач, такие, как карты, картины, схемы. Предлагаемые задания соответствуют демоверсии ЕГЭ по истории 2013 года....
26 11 2023 11:41:39
Данная работа - взаимодействие двух предметов: истории и информатики. Представленный интегрированный урок помогает глубже и полнее усвоить исторический материал средствами ИКТ. Эта работа - один из способов возбудить интерес к русской истории, сделать ее доступнее и понятнее....
25 11 2023 19:46:23
На уроке продолжаем формировать навыки работы с алгоритмом, в данном случае алгоритмом «Хаpaктеристика войны». Изучение материала происходит путем интеграции предметов история и информатика. Урок строится на основе электронного учебника «История России. ХХ век» М.: Клио Софт, 2001.
...
24 11 2023 5:19:37

Работа посвящена 1125-летию зарождения государственности нашей страны. Содержит исторические, литературные сведения о России. Разработку классного часа можно использовать на уроках истории, литературы. Материал классного часа содержит патриотический, гражданско-правовой, эстетический воспитательный аспект....
23 11 2023 11:13:14
На уроке данная тема рассматривается с использованием таких педагогических технологий, как кластер, RAFT-технология, эвристическая беседа, «мозговой штурм». В увлекательной форме происходит изучение нового материала: представляя себя журналистами, ребята дают хаpaктеристику новым явлениям в экономике России и сами делают выводы о начале развития капитализма в России XVII в....
22 11 2023 17:26:46
Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....
21 11 2023 11:17:26
Урок для 5-го класса по всеобщей истории, посвященный культуре Древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требованиями к уроку. Проводится в форме интеллектуальной игры с использованием приемов сравнения, обобщения, противопоставления; индивидуальной и коллективной (в группах) форм работы, возможности выбора учащимся подходящего для него вида деятельности.
...
20 11 2023 11:43:49
Современный этап развития образования хаpaктеризуется интенсивным поиском нового в теории и пpaктике. Изменился социальный заказ общества по отношению к системе НиСПО: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению свой деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели....
19 11 2023 6:34:30
Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в пpaктическую и научно-исследовательскую деятельность. Проекты в классическом понимании предполагают большой объем времени и усилий, как со стороны учителя, так и со стороны ученика....
18 11 2023 23:36:50
Цели урока: дальнейшее знакомство с жизнью и творчеством казахского композитора Курмангазы Сагырбаева; развитие интереса к культуре своего края и приобщение к духовному наследию казахов; воспитание толерантности и уважения к традициям народов, проживающих на территории Астpaxaнской области.
...
17 11 2023 23:44:18
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач, которые осваиваются учащимися в ходе обучения. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий - универсальных и специфических для каждого учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных....
16 11 2023 12:52:40
Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах.
...
15 11 2023 10:30:23
Урок посвящен теме «Советский Союз в последние годы жизни И.В. Сталина» в 9-х и 11-х классах. При изучении темы автор использовал разные источники. Работа с источником как учебная деятельность наиболее полно формирует важнейшие учебные компетенции: историко-познавательную и информационную; развивает мышление....
14 11 2023 2:21:14
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
13 11 2023 6:56:17
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
12 11 2023 12:30:57
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
11 11 2023 12:30:40
Перспективная, стратегическая цель, которую мы ставим и имеем в виду при изучении всех тем по культуре всех периодов, выработать навыки системно-научного подхода к истории культуры России, а также познать основные этапы культурно- исторического развития России. На данном уроке учащиеся должны познать специфические особенности храмового искусства Киевской Руси....
10 11 2023 1:47:53
Цели: обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе "История Древнего мира: Древняя Греция"; привить интерес к самостоятельному изучению истории.
...
09 11 2023 15:18:14
История 20–30-х гг. прошлого столетия нашей страны полна событиями, вокруг которых остаётся много вопросов и неоднозначных оценок. Этот урок позволяет обобщить и закрепить тему "Сталинская модернизация в России", способствует формированию у учащихся самостоятельных убеждений как основы их мировоззрения через умения сопоставлять события с их описанием в художественной литературе.
...
08 11 2023 3:46:34
Цель: формировать духовное и физическое здоровье человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России.
...
07 11 2023 18:35:12
На конкурс представлен урок для 6-го класса по теме "Доколумбова Америка". Тип урока - урок изучения нового материала. При проведении урока автор использовал активную доску, так как она имеется в кабинете истории нашей школы. За неимением таковой можно воспользоваться АРМ. Во время урока пpaктически не использовался учебник, вся необходимая информация была представлена в письменных исторических источниках, с которыми и проводилась работа. Такая форма деятельности интересна ученикам, так как позволяет им выступить в качестве историков-исследователей, вызывает повышенный интерес к предмету и способствует лучшему усвоению материала....
06 11 2023 3:28:13
В Интернете содержится множество статей, посвященных уклонению от армии. Причем эти советы опираются на старую редакцию ФЗ, а с 1 января 2008 г. вступили в силу поправки к ФЗ, в которых часть отсрочек ликвидирована. Журналисты, политики активно обсуждают эту проблему. На анализе этих источников и строится занятие.
...
05 11 2023 0:26:11
Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....
04 11 2023 9:45:19
Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....
03 11 2023 7:27:47
Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту.
...
02 11 2023 20:49:38
Урок построен как лабораторное занятие. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (устные ответы, составление схем). Форма урока позволяет совершенствовать умения обучающихся анализировать исторические источники, сравнивать, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемым проблемам. В используемых документах сохранен стиль и орфография XVII века, что, с одной стороны, затрудняет работу, но с другой — позволяет глубже погрузиться в изучаемую эпоху.
...
01 11 2023 16:57:39
Учитывая возрастные особенности учеников седьмого класса и специфику темы, большой объем материала, считаю, что наиболее целесообразным типом урока является изучение нового материала и его первичное закрепление. Изучение новой темы построено на сообщении учителем нового материала, одновременно организовано осмысление, обобщение и систематизация нового материала учащимися. Для этого использованы разнообразные методы.
...
30 10 2023 3:36:36
Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....
29 10 2023 13:58:27

Урок изучения нового материала соответствует структуре Петербургской тетради по краеведению (Ермолаева Л.К. и др. "Давным-давно на наших землях…") и состоит из следующих частей: названия племен, населявших в древности наш край, места расселения, занятия, верования, современное состояние финно-угорских племен....
28 10 2023 10:13:21
На примере данной темы рассматривается один из возможных вариантов оценивания работы учащихся на уроке. Каждый этап урока предполагает выполнение конкретных заданий с последующим их оцениванием. За урок набирается определённое количество баллов. С учётом максимально возможного количества баллов за урок каждый учащийся получает оценку по набранному количеству баллов (количество зависит от качества выполнения заданий)....
27 10 2023 15:13:12
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
26 10 2023 2:37:52
Предлагаемый урок призван сформировать образ культуры Древней Руси как множества великих памятников письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем окунуться в мир мыслей и чувств наших предков....
25 10 2023 3:44:37
Мероприятие разработано для воспитания в детях бережного отношения к животному миру.
Построено в форме экскурсии по залам музея, посвященного кошке. Посетив исторический и литературный залы, учащиеся смогут перенести знания из курса истории в курс литературы, проявить свои творческие способности, осознать необходимость чуткого отношения к братьям нашим меньшим. В историческом зале ребята узнают о роли кошки и ее влиянии на человечество в разные эпохи. Литературный зал посвящен изображению кошачьей натуры в рассказе "Кот-ворюга".
...
24 10 2023 9:44:56
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
23 10 2023 3:54:39
Цель работы: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса. Организация развивающего обучения предполагает освоение определённой системой знаний, создание условий для овладения приёмами умственной деятельности. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Для формирования и развития общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся в преподавании истории и обществознания используются развивающие игры и интеллектуальные упражнения.
...
22 10 2023 20:28:30
Разработка представляет собой урок-игру с различными типами заданий на знания фактического материала, умения учащимися сопоставлять, анализировать, давать оценку историческим событиям, проявлять находчивость, смекалку; формируется умение работать в комaнде, анализировать допущенные ошибки.
...
21 10 2023 12:38:58
В ходе проблемной беседы у школьников формируется преставление о том, что долг и совесть – важнейшие мopaльно-этические регуляторы поведения человека....
20 10 2023 1:47:10
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::