Информационные технологии на уроках истории. "Государственные реформы Петра I"
Цель урока:
- Охаpaктеризовать государственные реформы Петра I; определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.
Задачи урока:
- Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме “Государственные реформы Петра I”; используя информационно-компьютерную технологию, обеспечить систематизацию знаний учащихся по теме;
- Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников навыков анализа, выделения главного, обобщения;
- Содействовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории родной страны.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мультимедиааппаратура, компьютерная презентация (Приложение 1)
Структура урока:
1. Актуализация темы.
2. Введение новой темы:
Государственные реформы Петра I:
- Реформа центрального и местного управления
- Церковная реформа
- Завершение реформы центрального управления
3. Подведение итогов.
4. Домашнее задание.
1.
Мы изучаем с вами период правления Петра I. Он известен как реформатор.
- С какими реформами Петра мы уже знакомы?
(военная реформа) - Как вы считаете, этого достаточно для успешного ведения войны, превращения страны в могущественную державу?
- Какие реформы, на ваш взгляд, необходимо провести еще?
Слайд 2 (тема урока).
- Предлагаю вам самим сформулировать цель нашего урока по данной теме.
После обсуждения предложений учащихся формулируется цель урока: как изменилось управление страной во время царствования Петра I?
Слайд 2 (цель урока).
- Для ответа на поставленный перед нами вопрос необходимо вспомнить, каким было управление страной в XVII веке.
Во время обсуждения вопроса идет заполнение слайда 3.
2.
После выполнения задания учитель ставит перед учащимися учебную задачу: по ходу изучения новой темы заполнить таблицу:
Слайд 4.
Далее идет рассказ учителя о реформах Петра с использованием слайдов презентации (значок O обозначает выведение на слайде новой информации)
Слайд 5.
Около 1700г. старая Боярская дума исчезает как постоянное учреждение и заменяется (O) Ближней канцелярией государя, в которой, как в старину, происходит иногда совещание бояр.
Во время своих беспрестанных поездок ведение
государственных дел в Москве Петр поручал не
учреждению, а нескольким доверенным лицам из
думных чинов и лицам новых чинов и званий.
В 1707-1710 гг. началась реформа органов
местного управления. Между уездом и столицей
появилось промежуточное звено – губерния. Всего
губерний образовано 8.
Далее учитель организует работу учащихся с фрагментом документа “Инструкция Сенату” (слайд 6)
- В чем заключались функции нового органа?
- Как в Сенате принимались решения?
В качестве иллюстрации учитель зачитывает слова Петра о работе Сената (учебник, с.124)
Слайд 7.
К 1719 г. стала очевидна несовершенность системы
местного управления. Губернии оказались слишком
велики и управлять ими было сложно.
Основной единицей территориального
деления стала провинция во главе с воеводой.
В это время продолжалась и реформа органов центрального управления. Многочисленные приказы, чья работа была запyтaнной и уже не отвечала потребностям времени, (O) были заменены на 12 коллегий.
Слайд 8.
Порядок работы коллегий определялся Генеральным регламентом. Он делал их штаты единообразными, а функции четко определенными. Решения принимались коллегиально.
Слайд 9.
Коллегиям подчинялись губернские, провинциальные, уездные власти.
- В 1720 г. был создан Главный магистрат, возглавивший городское самоуправление.
В 1700 г. умирает патриарх Андриан. Петр не спешил с избранием нового патриарха, а местоблюстителем патриаршего престола назначил Рязанского митрополита Ст. Яворского.
- Лишь в 1721 г. был учрежден “Синод” - Духовная коллегия, имевший всю полноту власти над церковью.
Слайд 10.
В 1722 г. Петр учреждает новую должность – генерал-прокурор.
Слайд 11.
- Ознакомьтесь с Указом о должности. Каковы функции генерал-прокурора?
Слайд 12.
Надзор за деятельностью низших должностных лиц осуществляли фискалы.
- Еще в 1711 г. появилась должность обер-фискал.
Обязанность фискала – доносить Сенату и государю о всех злоупотрeблениях, проступках и любых нeблаговидных деяниях должностных лиц.
- Часть приказов продолжали существовать. Самым страшным был Преображенский приказ, занимающийся политическим сыском.
После окончания рассказа о государственных реформах Петра I учитель организует обсуждение заполненной учащимися таблицы.
По ходу обсуждения заполняется слайд 13:
3.
На завершающем этапе работы учитель предлагает сравнить схемы государственного управления XVII и начала XVIII века.
Слайд 14.
Что в целом изменилось в системе органов государственной власти при Петре I?
Во время обсуждения на экран выводятся основные выводы урока (слайд 15)
- Произошла бюрократизация управления
- Государственный аппарат значительно усилился и стал профессиональным
- Церковь превратилась в государственное учреждение
- Произошло окончательное установление абсолютизма.
4.
Учитель предлагает учащимся определить, достигнута ли цель урока, оценивает работу класса.
Домашнее задание: § 23-24, вопросы 1,2,3 (устно)
Данный урок проводился в 7-м классе Стерлитамакской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида и способствовал развитию
представлений об истории восточных славян....
01 07 2022 10:26:26
Цель урока – изучение истории древнерусского государства середины Х века, знакомство с тем, как на Руси распространялись идеи христианства; углубление представления о русской летописи как особой литературной форме отражения исторических событий; закрепление умения работать с историческими документами, умения собирать материал для хаpaктеристики героя, выявлять авторскую позицию. Использованы такие методы обучения как эвристическая беседа, самостоятельная работа, решение ситуативных задач, ролевая игра.
...
30 06 2022 20:55:15
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
29 06 2022 0:17:25
Учащиеся на уроке должны понять главные особенности первого антикрепостнического этапа революционного движения в России, его социальный состав и направленность, уяснить, почему именно с декабристов ведет свою историю русское революционное движение в России, в чем его отличие от стихийных крестьянских бунтов.
...
28 06 2022 19:55:20
На совместном уроке отслеживается "лестница идей", на основе которых появились новые двигатели. Техника – это не только показатель научно-технического прогресса, это и показатель тех общественных отношений, при которых она используется. Каковы же были научные предпосылки появления тепловых двигателей?
...
27 06 2022 13:28:21
Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....
26 06 2022 9:29:59
Урок для тех, кто интересуется политикой и экономикой, перспективами развития общества, о проблеме сосуществования элементов социализма и капитализма в современном обществе. Обосновывается объективная необходимость такого сосуществования, ищется оптимальное соотношение между "социалистическим" и "капиталистическим". Рассматриваются преимущества и недостатки капитализма и социализма....
25 06 2022 6:51:29
Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в комaнде....
24 06 2022 19:40:33
На примере изучения истории Великой Отечественной войны рассказывается об опыте патриотического воспитания школьников.
...
23 06 2022 11:58:22
Аграрная реформа П.А. Столыпина сыграла важнейшую роль не только в истории России, но и Челябинска в целом. Важнейшей особенностью методической разработки является включение широкого круга источников как уже давно зарекомендовавших себя (письменные, фотографии, статистика), недавно опубликованных (фотографии), так и визуальные источники из семейных архивов учеников школы (фотографии)....
22 06 2022 13:10:39
Урок "Культура древнегреческого полиса" предназначен для учащихся 10-го класса в курсе "Всеобщая история".
Данный урок замыкает блок, посвященный античной цивилизации Греции периода Рассвета.
Познавательная, дидактическая, аксиологическая цели урока соответствуют требованиям ФОС.
Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся.
Предусматривает подготовку к ЕГЭ к форме тестов.
В ходе урока варьируются виды самостоятельной работы учащихся с учебником.
Домашнее задание предусматривает задание по выбору.
...
21 06 2022 4:59:52
В ходе урока проводится анализ деятельности Н.С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории....
20 06 2022 6:44:30
В связи с уменьшением количества учащихся в классах снижаются отдельные виды мотивации обучения: соревновательная, сравнительная; снижается познавательная активность учащихся. Для преодоления этого приходится перестраивать учебную работу в классе, делая основной упор на те виды деятельности, которые позволяют заинтересовать учащихся, обеспечить усвоение учебного материала....
19 06 2022 1:53:44
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
18 06 2022 7:38:21
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
17 06 2022 6:15:57
Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....
16 06 2022 8:23:51
Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....
15 06 2022 10:53:53
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли.
...
14 06 2022 21:52:19
Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения....
13 06 2022 11:47:45
В статье приводятся примеры из опыта работы по формированию представления у учащихся о социальных нормах, их значения в воспитании гражданской позиции. Учащиеся, опираясь на знания, полученные во время уроков, и свой жизненный опыт самостоятельно формулируют нормы, правила, которыми они готовы руководствоваться в пpaктической жизни. Знакомство с правилами становится основой выработки тех жизненных принципов и смыслов, которыми руководствуются учащиеся в реальной жизни....
12 06 2022 9:34:53
Урок относится к мастерской типа «Построение знаний». Мастерская – это такая форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новым знаниям. Обучение происходит методом самостоятельного изучения материала, позволяя участникам осознать движение истории, понять ее закономерности. Знания, приобретенные участниками в ходе данной мастерской, будут востребованы при изучении темы «Первая мировая война»....
11 06 2022 9:53:34
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
10 06 2022 10:39:54
Педагогический замысел урока состоит в том, чтобы на примере краеведческого материала помочь учащимся обратиться к исторической памяти, сконструировать конкретные картины коллективизации, проходившие в родном селе, почувствовать себя субъектами исторического процесса, тем самым способствовать развитию исторического и критического мышления....
09 06 2022 5:31:37
Уватский район – самый северный район юга Тюменской области. Общая площадь его территории составляет 48 320,9 км². Граничит на севере и северо-востоке с Ханты-Мансийским автономным округом, на юго-западе с Тобольским районом, на юге – с Вагайским районом и Омской областью, на небольшой части на востоке – с Томской областью. Предложенный видеоролик – небольшой рассказ о этой земле....
08 06 2022 15:44:32
Тексты с ошибками служат эффективным средством усвоения фактического материала и повышения мотивации при изучении истории. Представленные в статье материалы по всеобщей и отечественной истории предназначены для работы с учащимися 5-х и 7-х классов....
07 06 2022 23:33:45

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
06 06 2022 13:21:41
Урок нацелен на раскрытие значения Полтавской битвы как переломного момента в ходе Северной войны. Способствует развитию умений анализировать исторические события, выявлять их роль и причинно-следственные связи. В проведении урока используются выдающиеся памятники русской литературы и искусства....
05 06 2022 10:23:24
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
04 06 2022 3:27:11
Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....
03 06 2022 22:15:20
Урок позволяет изучить причины экспансии крестоносцев на Русь, ход Невской битвы и Ледового побоища, развивать умение приводить оценки деятельности Александра Невского, соотносить факты и общие процессы борьбы русского народа против захватчиков....
01 06 2022 11:33:43
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
31 05 2022 12:41:40
Статья посвящена научно-пpaктической организации выставочных экспозиций в школе. Освещена поэтапная подготовка, организация и создание выставочных экспозиций, представлен собственный опыт учителя. Показана воспитательная роль совместной деятельности по организации выставок учащихся и учителя, роль родителей, муниципальных и общественных организаций. Рассмотрены научно-пpaктические аспекты деятельности учащихся в организации выставок и связанные с ними исследовательские работы....
30 05 2022 9:44:11
Данный урок рассматривает процесс вхождения Древнерусского государства в период раздробленности. Цель урока – формирование у обучающихся знаний о развитии Древнерусского государства во II половине 12 века, выявление причин раздробленности. Работа с историческими документами способствует развитию критического мышления, коммуникативных, исследовательских навыков обучающихся....
29 05 2022 11:44:16
Автор знакомит учащихся с основным ходом Куликовской битвы и ее значением. Формирует навык исследовательской, аналитической работы с историческим и художественным текстом. Воспитывает уважение к истории страны через изучение ее героического прошлого....
28 05 2022 23:10:23
Урок формирует у учащихся знания об основных периодах политической истории Казанского ханства и знакомит с населением ханства....
27 05 2022 12:20:55
Главная цель музеев в исследовательских работах – это формирование интереса школьников к истории, к самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательских умений. Все материалы, хранимые в музеях, служат основой для создания учащимися школы творческих исследовательских работ....
26 05 2022 11:15:59
Данный урок - урок закрепления, обобщения и систематизации знаний. Для проведения урока используется электронная презентация, в которой комбинируются различные средства наглядности: схемы, видеофрагменты, гиперссылки на документы, работа с интеpaктивной доской для заполнения схемы. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект....
25 05 2022 21:35:27
Урок истории в 10-м классе, раскрывающий предпосылки, дающий хаpaктеристику, определяющий цели и итоги реформ Петра I. Урок представляет собой лекцию учителя, сопровождающуюся показом слайдов компьютерной презентации. В качестве закрепления материала учащимся предлагается тест.
...
24 05 2022 5:36:40
Рабочая программа по истории для 10—11-х классов разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. Мониторинг уровня подготовки обучающихся дополнен инструментарием, который может быть использован учителем для отслеживания индивидуального развития учащихся. В организации проектной деятельности используется информационно-методическая карта....
23 05 2022 23:22:41
Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д'Арк....
22 05 2022 8:53:48
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
21 05 2022 13:56:51
В октябре 1917 года наша страна оказалась в условиях экономической и политической блокады. Это выдвинуло на первый план внешней политики прагматический фактор: первые договоры были подписаны РСФСР с сопредельными государствами; Рапалльский договор открыл полосу признания СССР; идея мировой революции приводила к напряженной ситуации в Европе....
20 05 2022 16:47:10
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения.
...
19 05 2022 8:58:28
Уроки-конкурсы всегда интересны, носят соревновательный хаpaктер. В своей пpaктике я использую урок-аукцион, урок — деловую игру, брейн-ринг, пресс-конференцию. Это наиболее эффективные и интересные формы работы, с помощью которых осуществляется индивидуальный подход в обучении, стимулируется познавательная деятельность учащегося и выpaбатываются коллективные начала деятельности.
...
18 05 2022 14:42:12
Урок по обществознанию в 10-м классе (базовый уровень) по теме "Человек в системе социальных связей" даёт возможность в течение всего урока вовлечь учащихся в активную мыслительную деятельность, где им постоянно необходимо самостоятельно разрешать проблемы. Работа в группах дает возможность учащимся раскрыть свои способности, "раскрепостить" их мышление и обеспечить интерес к уроку....
17 05 2022 15:11:32
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
16 05 2022 5:11:42
На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....
15 05 2022 2:48:33
Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....
14 05 2022 15:35:55
Цель представленного урока для 6-го класса – закрепление и проверка усвоения знаний и умений учащихся по теме. Разнообразие форм работы позволяет учителю прививать интерес к предмету, развивать логическое мышление, память, умение работать с картой, выполнять творческие проекты.
...
13 05 2022 14:13:37
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::