Информационные технологии на уроках истории. "Государственные реформы Петра I"
Цель урока:
- Охаpaктеризовать государственные реформы Петра I; определить цель и итоги реформирования центрального и местного государственного управления.
Задачи урока:
- Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме “Государственные реформы Петра I”; используя информационно-компьютерную технологию, обеспечить систематизацию знаний учащихся по теме;
- Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников навыков анализа, выделения главного, обобщения;
- Содействовать формированию познавательного интереса учащихся к изучению истории родной страны.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мультимедиааппаратура, компьютерная презентация (Приложение 1)
Структура урока:
1. Актуализация темы.
2. Введение новой темы:
Государственные реформы Петра I:
- Реформа центрального и местного управления
- Церковная реформа
- Завершение реформы центрального управления
3. Подведение итогов.
4. Домашнее задание.
1.
Мы изучаем с вами период правления Петра I. Он известен как реформатор.
- С какими реформами Петра мы уже знакомы?
(военная реформа) - Как вы считаете, этого достаточно для успешного ведения войны, превращения страны в могущественную державу?
- Какие реформы, на ваш взгляд, необходимо провести еще?
Слайд 2 (тема урока).
- Предлагаю вам самим сформулировать цель нашего урока по данной теме.
После обсуждения предложений учащихся формулируется цель урока: как изменилось управление страной во время царствования Петра I?
Слайд 2 (цель урока).
- Для ответа на поставленный перед нами вопрос необходимо вспомнить, каким было управление страной в XVII веке.
Во время обсуждения вопроса идет заполнение слайда 3.
2.
После выполнения задания учитель ставит перед учащимися учебную задачу: по ходу изучения новой темы заполнить таблицу:
Слайд 4.
Далее идет рассказ учителя о реформах Петра с использованием слайдов презентации (значок O обозначает выведение на слайде новой информации)
Слайд 5.
Около 1700г. старая Боярская дума исчезает как постоянное учреждение и заменяется (O) Ближней канцелярией государя, в которой, как в старину, происходит иногда совещание бояр.
Во время своих беспрестанных поездок ведение
государственных дел в Москве Петр поручал не
учреждению, а нескольким доверенным лицам из
думных чинов и лицам новых чинов и званий.
В 1707-1710 гг. началась реформа органов
местного управления. Между уездом и столицей
появилось промежуточное звено – губерния. Всего
губерний образовано 8.
Далее учитель организует работу учащихся с фрагментом документа “Инструкция Сенату” (слайд 6)
- В чем заключались функции нового органа?
- Как в Сенате принимались решения?
В качестве иллюстрации учитель зачитывает слова Петра о работе Сената (учебник, с.124)
Слайд 7.
К 1719 г. стала очевидна несовершенность системы
местного управления. Губернии оказались слишком
велики и управлять ими было сложно.
Основной единицей территориального
деления стала провинция во главе с воеводой.
В это время продолжалась и реформа органов центрального управления. Многочисленные приказы, чья работа была запyтaнной и уже не отвечала потребностям времени, (O) были заменены на 12 коллегий.
Слайд 8.
Порядок работы коллегий определялся Генеральным регламентом. Он делал их штаты единообразными, а функции четко определенными. Решения принимались коллегиально.
Слайд 9.
Коллегиям подчинялись губернские, провинциальные, уездные власти.
- В 1720 г. был создан Главный магистрат, возглавивший городское самоуправление.
В 1700 г. умирает патриарх Андриан. Петр не спешил с избранием нового патриарха, а местоблюстителем патриаршего престола назначил Рязанского митрополита Ст. Яворского.
- Лишь в 1721 г. был учрежден “Синод” - Духовная коллегия, имевший всю полноту власти над церковью.
Слайд 10.
В 1722 г. Петр учреждает новую должность – генерал-прокурор.
Слайд 11.
- Ознакомьтесь с Указом о должности. Каковы функции генерал-прокурора?
Слайд 12.
Надзор за деятельностью низших должностных лиц осуществляли фискалы.
- Еще в 1711 г. появилась должность обер-фискал.
Обязанность фискала – доносить Сенату и государю о всех злоупотрeблениях, проступках и любых нeблаговидных деяниях должностных лиц.
- Часть приказов продолжали существовать. Самым страшным был Преображенский приказ, занимающийся политическим сыском.
После окончания рассказа о государственных реформах Петра I учитель организует обсуждение заполненной учащимися таблицы.
По ходу обсуждения заполняется слайд 13:
3.
На завершающем этапе работы учитель предлагает сравнить схемы государственного управления XVII и начала XVIII века.
Слайд 14.
Что в целом изменилось в системе органов государственной власти при Петре I?
Во время обсуждения на экран выводятся основные выводы урока (слайд 15)
- Произошла бюрократизация управления
- Государственный аппарат значительно усилился и стал профессиональным
- Церковь превратилась в государственное учреждение
- Произошло окончательное установление абсолютизма.
4.
Учитель предлагает учащимся определить, достигнута ли цель урока, оценивает работу класса.
Домашнее задание: § 23-24, вопросы 1,2,3 (устно)
Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на комaнды в классе (3 большие комaнды) и мини-комaнды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....
23 09 2023 5:31:23
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
22 09 2023 12:18:31

Цель игры: повторение и обобщение пройденного материала; развитие логического мышления, самостоятельности, навыков публичной речи; формирование навыков общения в игре; развитие познавательного интереса....
21 09 2023 5:32:48

Презентация поможет лучше усвоить материал, формирует уважение к героическому прошлому страны на примере подвигов, совершенных детьми в годы войны....
20 09 2023 9:38:35
Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....
19 09 2023 9:19:39
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
18 09 2023 21:25:27
Изучается и повторяется материал по истории средних веков. Результатом работы должен стать заполненный кроссворд, по предложенному описанию учащиеся должны угадать историческую личность, поработать с источником и решить историческую задачу. Можно выполнять задание как всей комaндой, так и распределив задания для каждого члeна группы....
17 09 2023 23:56:25

Урок окружающего мира в 4-м классе по программе А.А. Плешакова к учебнику «Мир вокруг нас», часть 2. Цели урока: сформировать представления о войне 1812 года; развивать познавательный интерес, умение делать выводы; воспитывать чувство патриотизма к своей Родине....
16 09 2023 0:27:53
В статье рассказывается о новых подходах в оценке учебных достижений, затруднениях российских школьников 14–15 лет при выполнении заданий PISA 2006, 2009; о приемах организации условий для взаимодействия учащихся индивидуально и в группе. Дается описание приема активизации учеников при чтении и осмыслении большого по объему материала (1–2 параграфа) через "ролевое чтение" - один из приемов технологии критического мышления "Пять шляп", адаптированный для анализа учебного текста....
15 09 2023 6:10:46
Цели доклада: изучить особенности познавательной деятельности учащихся; апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно спланировать и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории. При планировании познавательной деятельности учащихся на уроках, необходимо учить ребят уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу....
14 09 2023 3:22:28
История - это могучая и вечная сила, которая творит гражданина, патриота. Дни воинской славы, установленные Федеральным законом, стали тематической канвой данного урока. Его содержание создаёт своеобразное прострaнcтво патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, солидарности, гордости за историческое прошлое своего народа, чувство ответственности за его настоящее и будущее.
...
13 09 2023 17:43:43
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
12 09 2023 22:42:33
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур.
...
11 09 2023 2:24:13
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
10 09 2023 17:50:19
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
09 09 2023 10:48:54
В ходе урока доказывается, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке. Подчеркивается значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрывается сущность «Русской Правды»....
08 09 2023 22:49:37
Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям ФГОС. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....
07 09 2023 12:50:51
Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....
06 09 2023 14:28:47
Работа представляет собой урок-пpaктикум в профильном 11-м классе, цель которого проанализировать изученный материал по теме «СССР в 1953–1964 гг.» и закрепить умение работы с источниками. Урок сопровождается презентацией. Учащиеся анализируют предложенные тексты, делают самостоятельные выводы, которые обобщаются на слайдах....
05 09 2023 20:53:22
Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....
04 09 2023 19:15:45
Учитывая в личностно-ориентированный подход к обучению, предполагается вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность, выполнение ими целого ряда самостоятельных заданий с целью осмысления, обобщения и систематизации знаний. Данный урок связан с предыдущими, на которых ученики познакомились с понятиями демократия, научились выявлять её признаки. Урок призван подготовить учащихся к более трудным вопросам управления в древних государствах....
03 09 2023 12:34:52
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами.
...
02 09 2023 23:44:44
Цели и задачи урока: охаpaктеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....
01 09 2023 12:17:58

В 2011 году наша страна отметила поистине важную памятную дату. 70 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне 194–1945 годов. Битва под Москвой предрешила весь исход той страшной войны, вселила в людей уверенность в Победе над фашистской Германией. Мероприятие "Страна стояла под Москвой..." помогает эмоционально, в доступной форме познакомить ребят с событиями той битвы, рассказать на примерах о героях войны и их славных подвигах....
31 08 2023 14:42:54
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
30 08 2023 22:17:55
Урок краеведения. Подвиг и героизм местного населения во время Великой Отечественной войны, памятники культуры Кубани....
29 08 2023 13:17:49
Урок проводится в 10-м классе, учащиеся закрепляют знания по теме прослеживается связь с уроками литературы. Урок можно использовать как для объяснения учебного материала, так и для закрепления знаний по теме.
...
28 08 2023 18:11:33
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
27 08 2023 3:12:16
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
26 08 2023 5:57:44
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
25 08 2023 6:12:11
После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке
рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...
24 08 2023 7:34:48
Сегодня, когда компьютер вошел в каждую школу, если не в каждый класс, было бы огромной ошибкой не использовать его на уроках. В данном уроке помимо опережающих заданий, работы с учебником, документами, тестовой работы представлена презентация, выполненная в программе Power Point. Она позволила оживить урок, сделать его красочным, запоминающимся.
...
23 08 2023 4:58:38
Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации «Россия на рубеже веков», сайтов Интернета и модели «Шесть шляп мышления». На уроке совершенствуется работа с различными источниками, анализируется полученная информация. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
22 08 2023 21:31:56
Представлен урок сообщения новых знаний, направленный не только на изучение нового материала, но и активацию мыслительной деятельности, развитие навыков работы с дополнительными материалами и источниками, а также ведение живой беседы и умению правильно задавать вопросы по теме. На урок приглашён ветеран Сталинградской и Курской битв Андреев Павел Алексеевич. Живое общение с очевидцем и участником войны придаёт уроку эмоциональность и содержательность....
21 08 2023 5:54:21
Игра для учащихся по образцу телеигры "Счастливый случай". В игре участвуют две комaнды или от одного класса, или из разных классов. Каждая комaнда придумывает себе название, девиз.
Игра состоит из гeймов, за каждый из которых комaнда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы "Лучшей комaнде", "Лучшему игроку" (призами могут служить книги).
...
20 08 2023 14:11:33
В ходе урока раскрывается понятие «Новый империализм», выделяются основные черты империализма и хаpaктерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....
19 08 2023 10:30:16
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
18 08 2023 6:46:47
Тюменская область - это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века – примерно 15–20 тысяч лет назад, на исходе ледникового периода.
...
17 08 2023 6:39:13
Внеклассное мероприятие по обществознанию в 11-м классе проводится с целью воспитания правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека, научить пользоваться юридической терминологией; воспитывать нормы правовой культуры; развивать познавательные способности детей, их кругозор....
16 08 2023 8:41:32
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
15 08 2023 21:20:58
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
14 08 2023 23:52:37
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
13 08 2023 19:12:36
Урок знакомит учащихся с основными событиями войны 1812 года. Внимание акцентируется на Бородинском сражении, значении для хода войны, партизанском движении, роли народных масс в победе над французскими завоевателями. На слайдах представлены фрагменты из гравюр XIX века, репродукции картин, которые живо воссоздают события Отечественной войны. Текст слайдов –воспоминания участников этих событиий, наполненные эмоциями от пережитого....
12 08 2023 21:17:26
Сценарий урока по истории Древнего мира. С помощью наглядных средств: мультимедийной презентации, атласа и учебника по истории Древнего мира, учащиеся 5-го класса изучают географические и общественные особенности развития афинского полиса, знакомятся с терминами: полис, демос, архонты, ареопаг, сравнивают греческий и финикийский алфавиты, анализируют особенности развития афинского полиса. Урок является частью темы "Зарождение Древнегреческой цивилизации. Архаический период в истории Древней Греции" в рамках раздела "Цивилизация Древней Греции". Урок снабжён пособием – мультимедиа презентация. Основной метод урока – метод диалога, т.е. беседа как метод повторения, разъяснения и проверки знаний.
...
11 08 2023 19:55:20
Цели курса: научить учащихся работать с компьютерными дисками по истории Отечества и на этой основе углубить их знания по предмету, расширить круг знаний по национально-региональному компоненту.
...
10 08 2023 9:40:19
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
09 08 2023 10:10:11
Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла....
08 08 2023 9:30:43
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную хаpaктеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....
07 08 2023 10:28:22
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
06 08 2023 16:29:36
Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке.
...
05 08 2023 9:55:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::