Открытый урок в 6-м классе по теме "Соседи восточных славян"
Цели урока:
- Сформировать у учащихся знания об истории, культурных особенностях жизни народов и государств, соседствующих с восточными славянами;
- Охаpaктеризовать хозяйственные занятия соседствующих с восточными славянами народов и государств, их влияние на развитие славянских племен.
- Рассмотреть взаимоотношения восточных славян с этими племенами, государствами;
- Развивать умения работать с картой;
- Развивать познавательные интересы учащихся;
- Продолжить работу по формированию мировоззренческих основ личности;
- Расширять кругозор учащихся;
- Воспитывать уважение к своим предкам, уважительное отношение к истории других народов;
- Воспитывать культуру общения через эмпатию, толерантность.
Задачи:
- Отработка навыков самообразования.
- Обучение приемам самостоятельной работы с учебником и картой.
- Обучение приемам составления презентации.
Тип урока: урок-взаимообучение.
Оборудование: мультимедиа оборудование, магнитная доска, конверты с дифференцированными заданиями для каждой группы, карточки с обозначением каждой группы.
Расстановка на уроке: парты сдвинуты, в центре экран для показа мультимедиа.
План урока.
1. Вызов.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня Вы побываете на интересном уроке, где каждый из вас сможет проявить себя и свои возможности. Для начала давайте с вами угадаем тему урока, и в этом нам поможет кроссворд. Разгадав его, вы узнаете, о чем будет речь на уроке. Для этого, вам надо будет прочитать ключевое слово кроссворда, выделенное желтым цветом.
/Приложение 1/
/Решение кроссворда. Ученики называют слово “соседи”/.
Учитель: Чтобы определить тему нашего урока, вспомните, что вы изучали на прошлом уроке и свяжите тему прошлого урока с ключевым словом кроссворда.
А теперь попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
/Ученики называют тему урока: “Соседи восточных славян”. Учитель показывает название темы урока на презентации/.
Учитель: А как вы считаете, что обозначает слово “соседи”?
/Ученики называют различные варианты своего понимания слова “соседи”/
Учитель: по словарю Ожегова “Сосед – это человек, проживающий вблизи кого-либо”.
Кроме того, мы сегодня пополним наш словарь следующими историческими терминами.
Дань – натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов.
Колонизация – заселение, освоение пустующих земель.
Каганат – государство у тюркских племен, го главе которого стоял хаган или каган.
А как вы думаете, какие народы могли проживать в соседстве со славянами?
А какие отношения могут быть между народами и государствами?
/Учащиеся называют: дружелюбные, торговые, враждебные…/.
Учитель: Давайте углубим наши знания по теме.
Сегодня на уроке мы познакомимся с народами и государствами, проживающими в соседстве со славянами, их бытом и взаимоотношениями.
2. Осмысление.
/Учащиеся распределены по группам заранее. На столах у каждой группы лежит конверт с информационными карточками и картинками, большой лист бумаги с контурами, информация о названии для каждой группы/.
Обозначения групп:
Славянские племена.
Финноугорские и скифосарматские племена.
Тюрский и Аварский каганаты.
Хазарский каганат.
Волжская Булгария.
Византия.
Учитель: Работать мы будем в группах.
Итак, выберите руководителя группы. Время пошло. /Пауза/. Руководители групп, поднимите руки.
А теперь, руководители групп, возьмите “Памятку для руководителей” и распределите обязанности. Вы должны распределить информационные карточки между члeнами группы и назначить одного или нескольких человек, которые будут отвечать перед классом. Один ученик из группы является ассистентом отвечающего и показывает территорию расселения народа или границы государства по карте. Другой участник группы – делает презентацию материала на контурной карте и магнитной доске. Остальные дополняют ответ и помогают работать с картой.
/Пауза, руководитель распределяет задания внутри группы/.
Учитель: Итак, начинаем работу. У вас на партах и на экране представлен алгоритм подготовки к презентации материала. Ознакомьтесь с ним. /Пауза/.Все ли вам понятно?
Если все понятно, начинайте работать. На подготовку презентации даю время 5 минут. Время пошло.
/Учитель засекает время, консультирует учащихся в группах/.
3. Стадия рефлексии.
Учитель: А теперь, вы должны внимательно выслушать представителей других групп, и в процессе их выступления заполнять контурную карту картинами и символами.
Время на представление презентации – 2 минуты.
По очереди презентацию представляют последовательно 1 группа “Восточные славяне”, 2 группа “Финноугорские и скифосарматские племена”, 3 группа “Тюркский и Аварский каганаты”, 4 группа “Хазарский каганат”, 5 группа “Волжская Булгария”, 6 группа “Византия”.
Учитель: Спасибо группам! Даю 30 секунд, чтобы закончить оформление контурной карты, и сдать ее экспертной группе.
/Экспертная группа, состоящая из учащихся этого же класса, оценивает ответы и презентации по имеющимся у них критериям/.
Учитель: А пока экспертная группа оценивает ваши ответы и презентации на контурной карте, давайте еще раз вспомним все, что мы с вами изучили и ответим на вопросы. Внимание на экран!
/Показ слайдов с вопросами, учащиеся отвечают на вопросы фронтально/.
Учитель: Спасибо! Все группы показали свои знания по пройденной теме. А что же скажет экспертная группа. Как справились наши ребята?
/Выступает представитель экспертной группы, подводит итоги работы ( раскрывает критерии, по которым оценивала экспертная группа, отмечает положительные моменты проявления высокой степени творчества учащихся, успехи коллективной деятельности)
Учитель: Поблагодарим экспертную группу, которая также ответственно и творчески подошла к решению своей задачи.
А теперь, ребята, мне бы хотелось узнать ваше мнение по поводу урока. Понравился ли он вам? Поднимите то солнышко, которое больше всего подходит для обозначения вашего настроения в конце урока (улыбается, грустит или не выражает эмоций).
/Учащиеся поднимают “солнышко”/.
Спасибо! Урок закончен.
Одним из путей совершенствования методики преподавания истории является использование мультимедийных технологий в сочетании с традиционными учебниками. Большие возможности предоставляют созданные автором мультимедийные конспекты уроков-презентаций, которые содержат краткий текст, иллюстрации, карты, видеофрагменты, анимации. Один из таких уроков-презентаций представлен в публикуемом материале. ...
28 03 2024 15:45:27
Урок является первым из двух занятий в разделе "Первая мировая война и её итоги" и носит интегрированный хаpaктер. Данный урок показывает несправедливый хаpaктер войны, формирует чувства патриотизма, учит работать с картой....
27 03 2024 20:46:48
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....
26 03 2024 4:48:45
На уроке учащиеся знакомятся с образовательной системой Российской империи в первой половине XIX века и с достижениями российской науки в это время. В ходе проведения урока учитель имеет возможность формировать у детей целостное представление о прогрессивном развитии культуры России в первой половине XIX века, а также развивать умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал. ...
25 03 2024 14:17:24
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
24 03 2024 6:30:12
В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке. ...
23 03 2024 4:24:11
Автором представлена собственная система работы, нацеленная на формирование информационных компетенций учащихся 6–9-х классов с помощью проектной технологии....
22 03 2024 18:19:38
Задача истории - воспитание гражданственности, патриотизма. А сделать это при помощи театра можно более эффективно. Театрализованная литературная композиция посвящена 180-летию восстания на Сенатской площади. Мероприятие рассчитано на старшеклассников. Упор сделан на нравственные ценности: честь, долг, верность, любовь. ...
21 03 2024 22:24:11
Урок обществознания для учащихся 11-го класса ориентирован на расширенное изучение пенсионного законодательства в общеобразовательных учреждениях в рамках элективного курса «Пенсионный всеобуч» и соответствующих тем учебных предметов «Обществознание» и «Право» в 9−11-х классах....
20 03 2024 1:20:24
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
19 03 2024 11:25:45
Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения. ...
18 03 2024 4:10:10
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
17 03 2024 3:50:33
Использование системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС. Использование приобретенных знаний и умений в пpaктической и повседневной деятельности. Ориентация в актуальных общественных событиях, нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей. Формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
16 03 2024 5:42:30
Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....
15 03 2024 10:57:11
Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....
14 03 2024 19:49:53
Концепция личностно-ориентированного обучения активно внедряется в современный образовательный процесс. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, чтобы добиться активизации познавательной деятельности учащихся, использую современные образовательные технологии на уроках истории. ...
13 03 2024 20:56:46
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
12 03 2024 2:44:20
Программа элективного курса предназначена для теоретической и пpaктической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках Единого государственного экзамена и ориентирована на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 10–11-х классов к ЕГЭ....
11 03 2024 10:40:39
На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....
10 03 2024 19:43:29
Сценарий урока включает в себя различные игровые формы работы с учащимися, такие как: экономический аукцион, экономическая перестрелка, экономическое лото, юридическая консультация, а также задания, способствующие формированию навыков решения несложных проблем экономического хаpaктера....
09 03 2024 22:52:20
Автор статьи знакомит учащихся с Египтом. ...
08 03 2024 2:46:16
Задачи урока: познакомить учащихся с удивительными памятниками Древней Руси – монастырями; представить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу; показать роль монастырей и монашества в государственном и культурном строительстве России....
07 03 2024 17:22:58
Представленный урок является вводным в огромный блок истории Древнего мира - Древняя Греция. Схема урока традиционная - сообщение новых знаний с элементами самостоятельной работы. Кроме того, на уроке используется мультимедийное учебное пособие "История - 5-й класс". Просвещение - МЕДИА. 2004....
06 03 2024 13:35:37
Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....
05 03 2024 5:32:44
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
04 03 2024 7:34:33
Форма урока - путешествие во времени. Учащиеся представляют себя учениками древнеегипетской школы. Учитель проводит четыре урока: письмо, арифметика, геометрия, астрономия, на которых раскрываются особенности египетской письменности, показаны ее сложности. Дети знакомятся с историей ее дешифровки. Пятиклассники узнают особенности египетского счета и системы мер. Работают с таблицей, сравнивая древнеегипетский и современный календарь. ...
03 03 2024 6:58:44
Представленный урок - один из уроков по вопросам права. Основным объектом изучения данного занятия является "Всеобщая декларация прав человека". Главная задача урока - на основе общего знакомства с содержанием декларации, первоначального усвоения ряда ее положений пробудить у школьников отношение к этому правовому документу как к особой социальной и личной ценности....
02 03 2024 18:56:32
Урок истории в 6-м классе посвящен эпохе правления Ивана IV (Грозного)....
01 03 2024 10:30:12
Концепция современного обучения подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Урок направлен на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся....
29 02 2024 4:43:20
Знакомство с историей возникновения и развития демократии; научиться выделять ключевые элементы демократии; обсуждение различных взглядов на демократию и высказывание собственного мнения по поводу различных теорий демократии (формирование навыка активного участия в дискуссии); научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать; приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов....
28 02 2024 22:35:41
Защитники России разных времен прошли нелегкий ратный путь, познали величие и радость победы, с честью выполнили свой долг перед народом, историей. Проходят годы, но не меркнет подвиг во славу Родины. Нынешнее поколение российских людей с большой признательностью воздает дань глубокого уважения своим героям, всем тем, кто в пору военного лихолетия, не щадя жизни, бесстрашно сражался с врагом....
27 02 2024 15:20:51
Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, ибо главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан. ...
26 02 2024 8:10:47
В статье представлен урок по теме «Возрождение казачества в нашей стране и в р.п. Иловля». Организуется проектная работа в 3 этапа. Цель:проследить процесс возрождения казачества в нашей стране и в р.п. Иловля, продолжить формирование умения учащихся работать в группах....
25 02 2024 3:15:53
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
24 02 2024 1:12:29
Игра может быть использована учителями истории, русского языка и литературы, во внеклассной работе, а отдельные ее элементы — на уроках по изучению культуры в качестве дополнения к основному материалу. Прививать учащимся любовь к народной культуре просто необходимо, а делать это намного увлекательнее и интереснее в игровой форме. ...
23 02 2024 15:39:23
Интеграционный подход в условиях профильного обучения на втором концентре создаёт возможности для реализации личностно-ориентированного образовательного процесса. Как технология обучения интеграционный подход предполагает содержательную интеграцию, где знания отдельных учебных предметов объединены в образовательную область для устранения дублирования, для согласованности и синхронности задач обучения....
22 02 2024 0:42:55
Разработка урока по истории для 9-го класса. Хаpaктер материала урока способствует не только повторению, закреплению пройденного материала, но и более активному его усвоению, так как в процессе урока акцент делается на визуальное и слуховое восприятие информации личностью. Активизируется индивидуальная и групповая работа учащихся. ...
21 02 2024 6:27:11
Впервые в курсе истории Древнего мира учитель проводит повторительно-обобщающий урок. Урок подобного типа важен и для учителя, и для учащихся. Учитель получает возможность выслушать многих учащихся, выявить типичные ошибки, скорректировать дальнейшую работу по их устранению. У ребят есть возможность высказаться, получить хорошие оценки....
20 02 2024 8:36:14
Игра "Древний Восток" составлена для учащихся 5-х классов. Её можно использовать не только на уроках повторения, но и во внеклассной работе для проведения интеллектуальных игр. При организации игры желательно подготовить презентацию, выполненную в PowerPoint. Если такой возможности нет, то применять карты, иллюстрации с изображением исторических деятелей, памятников архитектуры и живописи....
19 02 2024 6:38:59
Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
18 02 2024 15:58:17
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
17 02 2024 2:59:16
Урок посвящен 1150-летию Российской государственности. На уроке учащиеся приводят найденные ими в источниках необходимые сведения, комментируют их. Под руководством учителя анализируют разные точки зрения и формулируют выводы. Важно организовать работу на уроке так, чтобы у учащихся формировалась информационная компетенция и воспитывался интерес к историческому прошлому страны....
16 02 2024 17:27:24
Урок подводит итоги изучения темы "Гражданская война", затрагивает нравственный аспект этой темы. ...
15 02 2024 3:47:52
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по соответствующему разделу курса "Россия и мир", заинтересовать кадет изучением предмета. В ходе занятия используется мультимедийная презентация, реализуются межпредметные связи истории с географией, иностранным языком....
14 02 2024 2:16:10
Не ослабевает интерес к той романтической эпохе, когда, по преданию "помыслы были чисты". Почему же декабристы вызывают такое особое благоговение? Учащиеся изучали биографии декабристов, работали с мемуарами, воспоминаниями и программными документами тайных обществ, пытались оспаривать точки зрения известных историков. ...
13 02 2024 18:41:59
Урок истории в 4-м классе знакомит учащихся с историческими событиями времен правления Александра II и Николая II....
12 02 2024 17:44:53
Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся. ...
11 02 2024 15:45:53
Который год не сходит со страниц печати имя Сталина. Есть два противоположных лагеря - за и против. Уже написаны и перечитаны романы, воспоминания, статьи, исследования, и кажется, мы знаем уже все. Наш сегодняшнее занятие ставит своей целью обобщить фактический материал по теме «СССР в 30–50-е годы XX века», сосредоточив главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах ее проявления, в Республике Хакасии....
10 02 2024 14:22:55
Данный урок - урок закрепления, обобщения и систематизации знаний. Для проведения урока используется электронная презентация, в которой комбинируются различные средства наглядности: схемы, видеофрагменты, гиперссылки на документы, работа с интеpaктивной доской для заполнения схемы. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект....
09 02 2024 3:57:53
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
08 02 2024 14:46:13
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::