Россия на историческом переломе. Адаптированная программа спецкурса для учащихся 11-го класса гуманитарного профиля
Одним из негативных последствий перевода исторического образования на концентрическую преподавания стало резкое, более чем двукратное сокращение количества учебных часов, выделяемых на прохождение истории XX века. Если в 1992 году история данного периода преподавалась в 10-11 классах в объеме 238 учебных часов (4 часа в неделю в 10 классе, и 3 - в 11), то сейчас она проходится в рамках первого концентра в 9 классе в объеме 102 часов. С 2005-2006 учебного года предполагается еще большее сокращение количества учебных часов в 9 классах - до 68. Сокращение учебного времени, а также снижение возраста учащихся привели к существенному упрощению преподаваемого материала. Минимизировать данный негативный эффект можно лишь за счет системы специальных курсов.
Данный спец. курс охватывает переломный этап в отечественной истории – с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий – возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905-1907 гг., период “успокоения и реформ” 1907-1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918-1920 гг.
Изучение программы предполагается начать с 1894 года – года cмepти Александра III и начала царствования Николая II. Приход к власти молодого царя стал, пожалуй, последним шансом мирного разрешения экономических, социальных и политических проблем и противоречий. Однако Николай II не оправдал возложенные на него надежды российского общества. Завершить прохождение спецкурса я предполагаю концом гражданской войны и утверждением власти большевиков.
Целью данной программы является максимально эффективное освоение учащимися всего комплекса систематизированных знаний об отечественной истории конца XIX начала XX веков, роли России как активного участника и творца всемирной истории.
Основными задачами данного спецкурса являются:
1) воспитание гражданственности, патриотизма,
уважения к историческому пути своего и других
народов;
2) развитие исторического мышления, овладение
конкретно историческим подходом к событиям и
явлениям прошлого;
3) формирование навыков работы с источниками знаний о прошлом и настоящем, умение рассматривать события и явления действительности, применяя приемы исторического анализа;
4) выработка навыков самостоятельной оценочной деятельности, осознанного отношения к явлениям и проблемам прошлого и настоящего;
Общее количество часов, выделяемых для прохождения программы – 34. Изучение данного спецкурса предполагается осуществлять в ХI классе в течение одного полугодия по два учебных часа в неделю.
В структурном отношении программа делится на два раздела.
Первый раздел рассматривает отечественную историю с 1894 г. по март 1917 – то есть от начала царствования Николая II до крушения Российской монархии. Общее количество часов, предусмотренных на изучение раздела – 15. Данный раздел разбит на пять тем, кроме того, предусмотрен один час на выполнений самостоятельной работы. Самостоятельная работа проводится в форме сочинения-рассуждения по одной из предложенных тем.
Второй раздел охватывает относительно небольшой, но очень насыщенный этап Российской истории от свержения Николая II до окончания гражданской войны, то есть с марта 1917 г. по ноябрь 1920 г. Общее количество часов, предусмотренных на изучение раздела – 19. Данный раздел разбит на четыре темы, кроме того, предусмотрен один час на выполнение самостоятельной работы. Самостоятельная работа проводится в форме хронологического и терминологического диктанта, составленного, на базе приложений данной программы.
Составной частью данной программы является список рекомендованной литературы. Вся литература разделена на 3 блока.
- Учебники и учебные пособия. Данный список составлен на основании Федерального комплекта учебников и учебных пособий.
- Научная литература. Большинство изданий данного списка предназначены для преподавателей, но могут представлять интерес и для учащихся.
- Художественная литература. Большинство изданий данного списка предназначены для учащихся, но могут представлять интерес для учителей.
Во втором и третьих блоках литература структурирована в соответствии с разделами программы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Общее количество часов – 34
Раздел I
Россия при Николае II (1894-1917 гг.) – 15 часов.
Тема 1. Россия на рубеже веков (1894-1904гг) – 4 часа
Аграрный вопрос. Промышленное развитие. Социальные и межнациональные отношения. Политический строй. Самодержавие. Общественное движение. Внешняя политика. Русско-японская война (1904-1905 гг.). Оборона Порт-Артура. Цусимская катастрофа. Портсмутский мир.
Тема 2. Революция 1905-1907 гг. – 4 часа.
Кровавое воскресенье и его последствия. Революция весной и летом 1905 г. Всероссийская октябрьская политическая стачка и манифест 17-го октября 1905 г. Вооруженные восстания зимой 1905-1906 гг. Формирование российской многопартийности. Возникновение парламентаризма. I и II Государственные Думы. Спад революции. Итоги и историческое значение революции 1905-1907 гг.
Тема 3. Россия в 1907-1914 гг. – 2 часа.
Столыпинская аграрная реформа. Переселенческая политика и ее результаты. Третьеиюньский политический режим. III Государственная Дума. Партия большевиков в 1907-1914 гг. Ленский расстрел.
Тема 4. Россия в первой мировой войне – 2 часа.
Россия и международный кризис лето 1914 г. Военные кампании 1914,1915, 1916 годов. Отношения народа к войне. Политические партии и война.
Тема 5. Февральская 1917г. революция – 2 часа.
Причины революции. Г.Распутин и распутинщина. Февральское вооруженное восстание в Петрограде. Приказ №1. Отречение Николая II.
Самостоятельная работа – 1 час.
Раздел II.
Россия в 1917-1920 гг. – 19 часов.
Тема 1. Россия в марте-октябре 1917г. – 4 часа.
Система двоевластия. Политика Временного правительства. Проблема войны. Аграрный и рабочий вопрос. Партия большевиков в 1917г. Апрельский кризис. Июльские события в Петрограде. Корниловский мятеж. Итоги деятельности Временного правительства.
Тема 2. Октябрьская революция и первые мероприятия большевиков – 4 часа.
Кризис политики Временного правительства. Подготовка революции. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. “Триумфальное шествие” советской власти. Формирование советской государственности. Создание органов защиты революции. Судьба Учредительного собрания. Экономическая политика большевиков. Политические реформы большевиков. Брестский мир.
Тема 3. Гражданская война в России – 8 часов.
Признаки гражданской войны. Иностранная интервенция. Ее причины и провал. Начало гражданской войны. Ледяной поход. Гражданская война на юге России. Поход Деникина на Москву. Гражданская война в Сибири. Разгром Колчака. Гражданская война на севере и северо-западе России. Внутренняя политика “белых”. Советско-польская война. Окончание гражданской войны. Причины поражения “белого” движения.
Тема 4. Политика военного коммунизма и ее провал – 2 часа.
Создание Красной армии. Политика большевиков в деревне. Политика большевиков в городах. Красный террор. Крах политики военного коммунизма.
Самостоятельная работа – 1 час.
Календарно-тематическое планирование
Общее количество часов – 34.
Раздел 1. | Россия при Николае II (1894-1917 гг.) | 15 часов |
Тема 1. | Россия на рубеже веков (1894-1904 гг.) | 4 часа |
1. Экономическое развитие | 1 час | |
2. Политический строй | 1 час | |
3. Русско-японская война (1904-1905 гг.) | 2 часа | |
Тема 2. | Революция 1905-1907 гг. | 4 часа |
1. Начало революции. Революция весной и летом 1905 г. | 1 час | |
2. Апогeй революции 1905 -1907 гг. | 1 час | |
3. Формирование многопартийной системы | 1 час | |
4. Возникновение парламентаризма | 1 час | |
Тема 3. | Россия в 1907-1914 гг. | 2 часа |
1. Столыпинская аграрная реформа | 1 час | |
2. Третьеиюньская монархия | 1 час | |
Тема 4. | Россия в первой мировой войне | 2 часа |
1. Начало войны. Военная кампания 1914 г. | 1 час | |
2. Военные кампании 1915,1916 гг. | 1 час | |
Тема 5. | Февральская 1917г. революция | 2 часа |
1. Россия накануне 1917г. | 1 час | |
2. Февральское вооруженное восстание в Петрограде | 1 час | |
Самостоятельная работа 1 час | ||
Раздел 2. | Россия в 1917-1920 гг. | 19 часов |
Тема 1. | Россия в марте-октябре 1917 г. | 4 часа |
1. Система двоевластия | 1 час | |
2. Политика Временного правительства | 1 час | |
3. Партия большевиков в 1917г. | 1 час | |
4. Кризисы Временного правительства | 1 час | |
Тема 2. | Октябрьская 1917г. революция и первые мероприятия Советской власти | 3 часа |
1. Октябрьская революция | 1 час | |
2. Формирование органов Советской власти | 1 час | |
3. Политика большевиков (осень 1917-весная 1918гг.) | 1 час | |
4. Брестский мир | 1 час | |
Тема 3. | Гражданская война в России | 8 часов |
1. Особенности гражданской войны | 1 час | |
2. Иностранная интервенция и ее провал | 1 час | |
3. Гражданская война на юге России | 1 час | |
4. Поход Деникина на Москву | 1 час | |
5. Гражданская война в Сибири | 1 час | |
6. Внутренняя политика “белых” | 1 час | |
7. Советско-польская война | 1 час | |
8. Окончание гражданской войны | 1 час | |
Тема 4. | Политика “военного коммунизма” и ее провал | 2 часа |
1. Политика большевиков в деревне | 1 час | |
2. Политика большевиков в городах | 1 час | |
Самостоятельная работа | 1 час |
Приложения: Рекомендуемая литература
Учебники и учебные пособия
Научная литература
Художественная литература
Историческая хронология
Историческая терминология.
Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе.
...
29 06 2022 20:39:34

Историческая игра «Первые Романовы» активизирует знания по истории России XVII века, может быть проведена на предметной декаде, а также использоваться на уроках истории. Игра состоит из 6 этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
28 06 2022 9:21:48
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
27 06 2022 10:36:18
Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....
26 06 2022 8:33:46
Обобщающий урок в изучении курса истории России XIX века – урок комплексного применения знаний в новой ситуации: урок-взаимодействие, ориентированный на процесс общения, а также урок-дискуссия. Дидактическая цель – создать условия для осознания и осмысления изученного материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
...
25 06 2022 12:47:51
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
24 06 2022 5:57:33
Урок-игра проводится как повторно-обобщающий урок по истории Древнего мира и показательно-развлекательное мероприятие на неделе истории», которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях. Урок включает в себя 2 этапа. Первый – отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный, может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно....
23 06 2022 21:58:18
В статье представлены два варианта урока-размышления с элементами эвристической беседы, в ходе которых учащиеся на основе базовых знаний учатся выявлять причины определенной исторической ситуации, сложившейся в нашей стране в тот или иной период....
22 06 2022 2:33:51
Урок по истории России с древнейших времен до конца XIX века для учащихся 8-10-х классов, построенный по типу популярной телевизионной интеллектуальной игры "Своя игра" и рассчитан на 1-2 часа. Это один из способов сделать повторительно-обобщающее занятие увлекательным и запоминающимся, поддержать интерес учащихся к изученному материалу.
Целью данной разработки является активизация изучения и закрепления учащимися понятий, определений, терминов, событий, явлений, фактов, хронологии и т.д.
Эту разработку можно использовать и для внеклассного мероприятия, и для недели истории в школе.
...
21 06 2022 11:49:12

Интегрированная историческая игра посвящена XXII-м зимним Олимпийским играм «Сочи-2014». Ученики знакомятся с историей Олимпийских игр и олимпийского движения в России....
20 06 2022 5:21:28
Содержанием материалов является план открытого урока для слушателей областных курсов ИППК Амурской области в разделе «Духовная жизнь советского общества 1930-х гг. XX века». Ход урока не является традиционным, а предполагает предварительную подготовку учащихся и их готовность высказывать свои суждения по вопросам духовной жизни советских людей соответствующего периода....
19 06 2022 22:42:17
Урок по теме "Средневековые рыцари" знакомит с понятиями "рыцарь", "рыцарство", как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями. Развивает умение работать с документами, заданиями творческого хаpaктера, с учебником....
18 06 2022 1:59:22
Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....
17 06 2022 0:53:16
Прокурор Парабельского района и разговорчивый собеседник Андрей Рябцев рассказал, что он думает о Лаврентии Берии и геях, почему он предпочитает слушать «Эхо Москвы», и ответил на вопросы о том, смог ли бы он расстрелять человека и принять бесcмepтие от самого дьявола....
16 06 2022 7:39:58

Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
15 06 2022 15:46:13
Стремительно развивающийся научно-технический прогресс стал основой глобального процесса информатизации и интеграции всех сфер жизни общества. Предлагаемая стратегия призвана раскрыть возможности обучающихся на основе преемственности и многоуровневых программ....
14 06 2022 13:24:10
Экономическая политика всегда была и будет приоритетным направлением в развитии любого государства. Насколько продуманно проводятся мероприятия в этой сфере, зависит положение государства в мире. Россия в определенные периоды своего исторического пути имело разные направления в развитии экономики. Во времена Петра I начинаются коренные реформы, и экономика не стала исключением. Царь понимал, что Россия без этих преобразований могла бы остаться второстепенной в ряду великих держав....
13 06 2022 4:59:16
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....
12 06 2022 12:47:59
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
11 06 2022 15:28:21
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
10 06 2022 11:28:53
Урок проведен по учебнику А.А. Вигасина с использованием дополнительной литературы. Работа организуется так, чтобы учащиеся не только извлекали историческую информацию из учебника, но и находили ее в других источниках. Материал урока позволяет детям анализировать события прошлого и настоящего.
...
09 06 2022 21:10:20
Цель представленного урока – закрепление пройденного материала; расширение кругозора и повышение интереса к истории....
08 06 2022 20:51:25
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...
07 06 2022 9:15:43
Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения.
...
06 06 2022 17:58:36
В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся. Задания формируют и развивают необходимые универсальные учебные действия учащихся....
05 06 2022 11:19:59
В течение тысячелетий политика являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества. Программа курса ставит целью дать знания, необходимые для выработки мнения о событиях, происходящих в стране, её истории. «Основы политологии» – интегративный курс, пересекающийся с модулями курса «Обществознание» в 10–11-х классах и курсами 10–11-х классов «Всеобщей истории», где преобладает цивилизационный подход в изучении истории. Программа может быть использована в качестве элективного курса по обществознанию в 10–11-х классах....
04 06 2022 11:48:28
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение.
...
03 06 2022 1:35:28
Цель урока: способствовать созданию представлений обучающихся о труде, о трудовых правах несовершеннолетних и роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений....
02 06 2022 3:51:28
Представлен урок объяснения нового материала. При этом учитель заполняет вместе с учащимися технологическую карту, которая поможет классу в усвоении новой темы. Данная карта выступает как метод организации самостоятельной работы учащихся и как прием познавательной деятельности. Целью урока является проанализировать причины, ход, последствия Крымской войны....
01 06 2022 4:10:54
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
31 05 2022 5:17:25
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
30 05 2022 9:33:25
Авторская программа по краеведению "Родная сторона" предназначена для учащихся 10-го класса. Является логическим завершением процесса изучения малой Родины. Рассчитана на 35 часов. Предполагает изучение истории Нижегородчины, Спасского края, родного села Вазьянка. Способствует формированию у учащихся любви к Родине, навыков исследования и творчества как способов самореализации. ...
29 05 2022 21:53:58
Мероприятие является финальным соревнованием в конкурсе "Лучшие знатоки истории". Участие принимают три комaнды первого и второго курса. Игра включает пять конкурсов: "Историческая мозаика", "Маска, я вас знаю", "Исторические события", "Аукцион", Финал.
...
28 05 2022 11:20:30
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
27 05 2022 12:21:49
Рабочая программа является составной частью развивающей образовательной системы «Школа–2100», в ней отражен федеральный компонент государственного стандарта по предмету. Новизна программы заключается в том, что она предусматривает синхронное изучение событий, происходящих в России и мире в XX – начале XXI века, что дает возможность анализировать роль России в мире, проводить сравнительный анализ исторического развития стран, а также показать единство мира в XX – начале XXI века....
26 05 2022 16:32:16
Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны.
Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....
25 05 2022 3:50:36
Учащимся предлагаются различные виды заданий, что способствует развитию творческих способностей учащихся, расширению кругозора, определяет перспективы развития. Игра предполагает деятельность в комaнде, что способствует развитию коммуникативных навыков, выработке единой точки зрения, способности терпимо принять иные взгляды....
24 05 2022 10:36:28
Занятие призвано продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства, направлено на повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции....
23 05 2022 21:50:28
В 2000 г. в связи с «миллениумом» составлялись списки по номинациям: «Человек тысячелетия», «Открытие тысячелетия», «Событие тысячелетия». «Ошибка тысячелетия» была совершена в XIX веке, а потом повторена в XX веке. Урок посвящен повторению и обобщению знаний учащихся об Отечественной войне 1812 года. Применение информационных технологий и интеpaктивной доски SMARTboard делает урок эффективным, наглядным, динамичным, что, в свою очередь, повышает успеваемость учащихся и их заинтересованность предметом....
22 05 2022 4:39:36
Представленная викторина может быть проведена в рамках Недели истории в школе. Викторина проводится по принципу "Своей игры", в три тура. Презентация сделает занятие более увлекательным и интересным.
...
21 05 2022 10:50:32
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
20 05 2022 23:48:14
Урок дает знания об основных положениях Конституции Российской Федерации о праве гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Иметь представления об основных принципах участия граждан в выборах. Понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства....
19 05 2022 23:38:32
Предлагаемые уроки разработаны на основе системно-деятельностного подхода, в нём обозначены планируемые результаты: предметные умения, личностные качества, метапредметные универсальные учебные действия; ключевые компетенции; сформулированы педагогические цели. Сценарий урока содержит тесты из авторской рабочей тетради на печатной основе, что позволяет использовать их для подготовки учащихся к итоговой аттестации....
18 05 2022 5:49:44
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
17 05 2022 8:22:10
Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....
16 05 2022 23:12:44
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
15 05 2022 5:32:27
Несколько групп учащихся готовят мини-исследования по различным темам. В ходе работы дети овладевают такими методами исследования, как анкетирование, интерпретация полученных результатов. Для оформления материалов проекта используются компьютерные технологии. На уроке у ребят есть возможность продемонстрировать свои информационные умения, навыки публичного выступления....
14 05 2022 19:14:44
Цели и задачи урока: продолжить знакомство учащихся с Петровской эпохой; определить роль Архангельска в истории русского военно-морского флота на рубеже XVII–XVIII веков, которую он сыграл благодаря Петру I; выpaбатывать навыки анализа исторических источников, умений работать с дополнительной литературой; содействовать воспитанию уважения к истории России....
13 05 2022 22:58:53
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
12 05 2022 5:33:18
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
11 05 2022 12:15:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::