Историко-литературная композиция, посвященная 1000-летию Елабуги "Городок мой старинный и тихий"
Цели мероприятия: пробудить у учащихся интерес к тысячелетней истории и культуре родного города, познакомить с творчеством елабужских поэтов, продолжить работу по воспитанию у учащихся любви к малой родине, к ее народу.
Аудитория: мероприятие проводится для учащихся среднего звена (5–9 классы)
Оборудование: в мероприятии целесообразно использование компьютерной презентации (фото-слайды с видами города).
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1 Ведущий:
В Елабуге осень, деревья вздохнули
И рыжие гривы к ногам отряхнули.
В Елабуге осень, ночами мне снится,
Что я улетаю со стаей, как птица.
В Елабуге осень, мой город в полет
Крылатая тройка по звездам несет.
2 Ведущий: 2007 год для Елабуги знаменательный. Наш город готовится встретить свой тысячелетний юбилей, это большое событие в жизни города, республики, России. Празднование юбилейной даты в этом году как никогда привлекает к себе внимание, поднимает интерес к истории города, к его архитектуре, к людям , которые оставили свой след в этой истории. Этой замечательной юбилейной дате мы и посвящаем историко-литературную композицию.
1 чтец:
Ю.Шурыгин.
ЕЛАБУГА
Прибыл я по направленью
В этот тихий городок.
Тридцать тысяч населенья
При отсутствии дорог…
Пароход гудит предлинно
По-над Камою-рекой,
Дикий берег с красной глиной
И домишки под горой.
Вот автобус номер первый,
Наполняется толпой
И народ совсем не нервный,
А какой-то уж родной
Обветшалые соборы
Промелькнули там и тут,
И опять дома, заборы…
Вдруг открылся институт.
Вед.: Елабуга раскинулась у слияния двух рек – Тоймы и Камы. До нашего времени без изменения дошла центральная часть города, где по –прежнему нет современных зданий, здесь ощущаются дух и уют старины российского провинциального города.
2 чтец:
С.Андарзянова.
ЕЛАБУГА ВО ВСЕЛЕННОЙ
Елабуга прозрачный дух сосны,
И чудный абрис старины,
И блики солнца,
В томных водах Камы,
И башня, тайна, яр упрямый,
И шпилей благостный полет,
И милых улочек черед,
И свет загадочных преданий,
И взлет в прострaнcтво новых зданий.
Все в облике твоем слилось,
И так к лицу тебе пришлось,
Есть много городов на свете,
Чьей славой я поражена.
Но ты, Елабуга, как капля,
В тебе Вселенная видна.
3 чтец: Возникновение Елабуги связано с угорскими племенами, часть этого пришлого населения осела в районе современной Елабуги и построило крепость, ставшую впоследствии одним из крупных опopных пунктов Болгарского государства. Крепость нашла тюркское название Алабуги.
Муз. номер “Восточный танец”.
4 чтец: После покорения Казани Иваном Грозным в 1552г.в разрушенной крепости Алабуге расположился мужской Троицкий монастырь. Его основатель Иоанн Зеленый из Костромского Богоявленского монастыря. Вокруг Троицкого монастыря образовалась монастырская слобода, впоследствии названная Подмонастыркой. Сам монастырь в 18в был закрыт.
5 чтец: Около монастыря продолжало существовать село Трехсвятское. Его название связывают с иконой “Трех святителей” (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) якобы, по легенде, подаренной самим Иваном Грозным.
6 чтец: После сокрушения Пугачева по указу Екатерины II в 1780 году образуется Елабужский уезд, и село Трехсвятское получает статус уездного города под названием Елабуга. Спустя год городу был предназначен герб и прислана жалованная грамота.
Вед.: С преобразованием села в город Елабуга становится местом оживленной торговли, превращается в купеческий центр Прикамья. В элиту Елабужского купечества входили: Стахеевы, Гирбасовы, Ушковы, Черновы. Размах меценатской общественной деятельности елабужских купцов не сравним ни с чем. На их средства построены больницы, двухэтажная больница для душевнобольных, школы, училище для слепых, ремесленные училища, детский приют, женская гимназия, епархиальное училище, женский монастырь. Главный православный храм Елабуги – Спасский собор.
7 чтец:
Д.Раисова
ЕЛАБУГЕ
…Собор Христа на улице Казанской,
А на Московской – минарет Мечети,
Колокола – наперебой с азаном
Доносят до небес благие вести
У местной власти нет врагов почти,
Звучит Корана пламенная сура.
Под тот мотив вершит свои мечты
Глава администрации Гафуров
Он обозначил ясный, четкий план –
Ни счесть построек, ярких перемен
Туристы в гости тучей едут к нам
Наш город на глазах похорошел.
Муз. номер “Татарский танец”.
Вед.: Наиболее значительным сооружением в Елабуге по сей день остается Епархиальное женское училище – ныне педагогический университет. Средства на его постройку пожертвовала в память своего покойного мужа Василия Григорьевича Стахеева, его вдова Глафира Федоровна. На средства купцов Стахеевых был выстроен Казанско-Богородицкий женский монастырь. В годы войны здесь был лагерь для немецких военнопленных.
Вед.: На набережной Елабуги стоит примечательный двухэтажный дом-музей русского художника, мастера пейзажной живописи И. И. Шишкина. Главная тема его произведений – тема Родины, раскрываемая в образах природы. Его знаменитые работы: “Лесная глушь”, “Пихтовый лес на Каме”, “Кама”, “Святой ключ близ Елабуги”, “Корабельная роща” приобрели мировую известность.
1 чтец:
А. Силкина
ТОСКУЮ О ПРИКАМСКОМ КРАЕ
Моя Елабуга…
Здесь каждый дом и скверик
Мне люб и дорог с давних пор.
И Тойма, и заросший берег,
И в ивах птичий разговор.
Все мило: шишкинские дали,
С пшеницей спелой ширь полей
И колокольни звон усталый,
И белоснежный вид церквей
… Хоть ненадолго уезжаю,
Бывает, лишь на пару дней,
Тоскую о прикамском крае
И о Елабуге моей.
Вед.: В Елабуге доныне сохранился деревянный дом, в котором провела последние годы жизни Н. А. Дурова, первая в России женщина-офицер – знаменитая “кавалерист-дeвица”.
2 чтец:
Н. Вердеревская
ДУРОВА В ЕЛАБУГЕ
Мужская одежда и рода мужского глагол:
“Я Вас посетил”. “Я решился”.
“Я знал”. “Я прочел”.
Ах, Дурова Надя, девчонка, дeвица, жена –
Та жизнь за пределом, да вправду была ли она?
Другая была – в озареньи походных костров:
Бесстрашный подросток в глазах комaндиров – отцов:
Неверные слухи, порою смущавшие полк
Рескрипт императора – право на службу и долг
Зеленые улочки полны такой тишиной…
А громы сражений остались давно за спиной.
Сюртук и штиблеты – одна из последних оград,
Мужская одежда – одна из последних отрад,
Холодная Кама – как Западная Двина,
И серые камни – надгробья Бородина.
Военные марши играют в саду городском,
Где рядом погост и церквушка на взгорье крутом.
Настанет пора, будет отдан последний приказ,
Оркестр полковой проиграет в положенный час.
Придут рядовые – по десять от роты полка,
И комья земли бросит в яму чужая рука.
Усталой бунтарке отмерян положенный срок,
Остались записки, которые Пушкин сберег.
Осталась легенда о ней, память огненных лет,
Могила ее на погосте, которого нет.
Муз. номер – пьеса для игры на фортепиано.
Вед.: Елабуга стала последним приютом для поэтессы Марины Цветаевой.
3 чтец:
Андрей Г.
* * *
Ни камина, ни дров, ни золы,
И Марина все моет полы –
Машет тряпкой направо, налево,
За собою таскает ведро.
Было золото – есть серебро
Постарела совсем королева
Все закончилось – речи, балы,
Коктебельские встречи средь мглы,
И Париж, и Сорренто, и Прага.
Все решилось, что нужно решить
Десять дней ей осталось прожить
И – повиснуть подобием флага.
Ах, у сына как глазоньки злы!
Ни камина, ни дров, ни золы
В тех глазах – лишь слепая отвага
И Марина выходит во двор,
выливает ведро под забор…
Десять дней до последнего шага.
Вед.: В настоящее время Елабуга с ее заводом-гигантом не без основания претендует на роль культурного центра Прикамья. Елабужане, а также жители всей республики, гордятся Елабугой и теми замечательными людьми, благодаря которым наш город стал жемчужиной Камы. И мы все готовимся к 1000-летнему юбилею нашего города, к этому замечательному празднику, и с нетерпением ждем гостей!
3 чтец:
Ю. Шурыгин
ПРАЗДНИК
Праздник города, память города
Пусть стучатся в каждый дом.
Ходим гордые, очень гордые,
Что в Елабуге мы живем.
Пусть блистают и Прага, и Вена,
Пусть чаруют Париж и Лион,
Но скажу вам, друзья, откровенно:
Я в Елабугу просто влюблен.
Хоть в ней нет ни дворцов и ни замков
И мосты не висят над рекой,
Но посмотришь вокруг спозаранку,
И охватит восторг и покой.
Сам я родом совсем не отсюда:
Там, на Волге, родные края,
Но пленили чудесные люди,
Не влюбиться в которых нельзя.
Будь ты русский, татарин, чувашин
Или, может, мариец, мордвин,
На земле не найдешь места краше,
Коль Елабуги верный ты сын!
Здесь озера, леса, перелески,
Старина с новизною сплелись,
Покорил город наш и ЮНЕСКО,
А не веришь – пешочком пройдись…
Муз. номер “Гимн Елабуге”.
ГИМН ЕЛАБУГЕ
1. Родились мы не в Нью-Йорке и не в Лондоне,
Но нисколько об этом не грустим.
Татарстан – наша милая Родина.
Это с гордостью вам говорим.Припев:
Цвети, цвети мой Татарстан,
Поверь, я все тебе отдам.
В росе березки на заре
Старинный город, что на Каме на реке.
Цвети, цвети мой край родной,
Поверь, навеки я с тобой.
Кусочек сердца для тебя –
С тобою связана судьба.2. Не выбирают дети маму или Родину.
Это все нам свыше послано судьбой.
Здесь растем мы спокойно и счастливо.
Татарстан мой, всегда будь со мной.Припев.
3. Здесь столько памятников
Древних и загадочных.
А сколько мест красивых –
Шишкин их любил.
“Нет прекраснее нашей Елабуги”, –
Так художник всегда говорил.Припев.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
17 09 2024 1:46:55
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
16 09 2024 13:31:22
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
15 09 2024 7:25:57
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
14 09 2024 11:41:47
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
13 09 2024 6:36:18
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
12 09 2024 8:17:58
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
11 09 2024 9:41:14
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
10 09 2024 16:19:19
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
09 09 2024 14:34:21
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
08 09 2024 20:35:42
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
07 09 2024 16:13:19
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
06 09 2024 7:45:31
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
05 09 2024 7:40:20
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
04 09 2024 4:41:34
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
03 09 2024 3:52:43
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
02 09 2024 1:51:59
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
01 09 2024 21:51:58
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
31 08 2024 1:26:14
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
30 08 2024 7:35:22
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
29 08 2024 20:35:26
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
28 08 2024 5:42:22
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
27 08 2024 11:43:13
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
26 08 2024 5:10:10
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
25 08 2024 7:45:33
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
24 08 2024 11:17:53
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
23 08 2024 18:55:22
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
22 08 2024 22:53:56
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
21 08 2024 19:38:46
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
20 08 2024 17:10:54
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
19 08 2024 10:30:34
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
18 08 2024 8:11:59
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
17 08 2024 19:54:40
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
16 08 2024 19:28:45
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
15 08 2024 9:50:40
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
14 08 2024 3:54:19
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
13 08 2024 5:18:51
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
12 08 2024 1:32:54
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
11 08 2024 0:54:21
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
10 08 2024 7:35:43
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
09 08 2024 22:47:28
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
08 08 2024 1:23:48
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
07 08 2024 4:19:35
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
06 08 2024 21:39:13
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
05 08 2024 19:50:28
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
04 08 2024 11:44:36
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
03 08 2024 10:37:23
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
02 08 2024 7:46:11
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
01 08 2024 4:23:53
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
31 07 2024 13:56:42
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
30 07 2024 10:38:22
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::