Повторительно-обощающий урок истории в 10-м классе: "Объединение Руси"
Задачи:
- Систематизация пройденного материала
- Закрепление важнейших фактов и основных понятий (историческая обусловленность и закономерность образования Русского централизованного государства, историческое значение образования единого Русского государства).
Цели:
- Мониторинг уровня знаний
- Совершенствование умения доказывать свобю точку зрения; умения делать выводы, обобщения; умение анализировать исторические документы, источники.
Ход урока
Презентация
I. Сообщение учащегося “Объединение русских земель”
№ слайда | Текст |
1. Повторительно-обобщающий урок “Объединение Руси” | Тема урока. Разъяснение целей и задач урока + структура урока |
2. Карта центров объединения Руси | Середина ХV столетия застала русские земли и княжества в состоянии политической раздробленности. Существовало несколько сильных центров, к которым тяготели все остальные области, каждый из подобных центров проводил вполне независимую политику и противостоял внешним врагам. Преодоление раздробленности и образование единых национальных государств закономерность в развитии европейских стран в эпоху позднего Средневековья. Но, что бы объединение стало возможным, необходим ряд условий или предпосылок |
3. Предпосылки объединения | Эти предпосылки можно разбить на 3
группы:
Политические:
Социально-экономические: восстановление и развитие экономики после монголо-татарского нашествия. Этнические: единство этнической общности русского народа (на основе единства языка и культуры) Такими центрами объединения были Москва, Великий Новгород, Тверь, А так же литовская столица – Вильно, которой подвластная была вся колоссальная русская область, именовавшаяся “Литовской Русью”. “Кто знал, что Москве государством слыти?” - спрашивали в ту эпоху русские книжники и летописцы, пытаясь осмыслить процесс “собирания земель” Северо-восточной Руси под главенством московских князей. Своей роли – центра объединения земель – Москва была обязана многим причинам. |
4. Причины возвышения Москвы (выходят по мере их говорения) | Прежде всего Москва занимала выгодное геополитическое положение. Она находилась на пересечении водных и сухопутных путей, что позволило ей стать быстро растущим торговым центром. Земли соседних княжеств и окрестные густые леса в какой-то мере прикрывали Москву от набегов. Большую роль в возвышении Москвы сыграли гибкая политика московских князей и проявление ими умения использовать слабости и просчеты соперников. После восстания в Твери 1327 г. золотая орда отказалась от сбора дани баскаками. Назначив московского князя Ивана Калиту – великим князем ордынцы возложили на него эту обязанности. И передали ему судебно- посреднические функции в решении споров между великими удельными князьями. Это решение сыграло важную роль в возвышении Москвы. Фактически в Москве начался процесс образования структуры сласти, ставшей впоследствии стержнем российской государственности. Спокойная и относительно зажиточная жизнь в Московии привлекала в нее жителей соседних княжеств, что способствовало росту народонаселения. С 1326 г. Москва стала – церковной столицей Руси – резиденцией митрополита. Возрождение Руси требовало не только материальных средств нужен был мopaльный импульс. |
5. Поединок Челубея и Пересвета. Куликовская битва 1380 г. | Таким импульсом стала победа в Куликовской битве над ордынским войском. В 1380 году беклярибек и фактический правитель Орды – Мамай повел свое войско на Русь. Московский князь Дмитрий донской за месяц смог собрать общерусское войско под единым комaндованием и развеять миф о непобедимости монголо-татарского войска. Москва стала безусловным лидером, вождем в деле объединения. Еще при Дмитрии Донском к Москве были присоединены Дмитров, Кострома, обширные территории в Заволжье и другие земли. |
6. Карта “Присоединение Нижегородского и Муромского княжеств” | Сын Дмитрия Донского Василий I еще больше укрепил положение Москвы. Он присоединил Нижегородское и Муромское княжества, некоторые владения Великого Новгорода. Более того, подавляющая часть князей, еще сохранявшая свой суверенитет. Вынуждены были в той или иной мере подчинятся ему. В военных и дипломатических отношениях с Ордой и Литвой Василий I выступал уже от имени всей Северо-восточной Руси. |
7. Карта “Присоединение Тулы” | К середине XV в. Московское княжество, включавшее в себя большую часть Северо-восточной Руси, представляло собой территориальное ядро формировавшегося русского государства. Завершающий этап создания единого государства занял примерно 50 лет и пришелся на время княжения Ивана III и его сына Василия III. |
8. Новгород Великий – изображение города | Наряду с московским княжеством наиболее крупным государственным образованием оставался Новгород Великий. Его боярство лавируя сохраняло свои привилегии и независимость Новгородской республики. |
9. Карта “Присоединение Ярославля и Твери” | Уже к середине 70-х гг. XV в. К Москве были окончательно присоединены Ярославское и Ростовское княжества, а в 1485 г. в результате военного похода – Тверское княжество. Отныне, подавляющая часть северо-восточных русских земель входила в состав Великого княжества Московского. |
10. Карта “Присоединение Новгорода” | В 1471 г. Иван III предпринял поход против Новгорода, который принял хаpaктер общерусского ополчения против “изменников христианству”. Победив в сражении на р. Шелони новгородское ополчение, Иван III расправился со многими представителями знати, отобрав у них земли и отправив их самих в центральные районы страны. Однако независимость Новгорода еще сохранялась. После 1471 г. обстановка в Новгороде еще обострилась, и в 1478 г. после семилетней дипломатической и военной борьбы Иван III сумел подчинить себе Новгородскую Республику. Ее самостоятельность была ликвидирована, вече распущенно, вечевой колокол увезен в Москву, в Новгороде поставлен наместник. |
11. Карта единого русского государства | В целом единое независимое русское
государство было создано. С присоединением
Новгорода и Вятской земли в состав единого
государства вошли нерусские народы Севера и
Северо-востока. Иван III стал именовать себя государем всея Руси. В качестве государственного герба Иван III принимает византийского двуглавого орла. Политику Ивана III продолжил его сын Василий III. При нем были присоединены Псков, Рязанская земля. В результате успешных войн с Литвой в к. XV-XVI вв. были присоединены Смоленская и частично черниговская земля. Русское государство вышло к верховьям Днепра, его граница проходила всего в 50-80 км. от Киева. Таким образом в первой четверти XVI в. Завершилось присоединение к Москве русских земель, не входивших в состав Великого княжества Литовского. Территория государства охватила восточную и северные части бывших древнерусских земель. В рамках этого государства складывалась русская (великорусская) народность. На западных русских землях, попавших под власть Литвы и Польши шло формирование украинской и белорусской народностей. С конца XV в. Русское государство стало называться “Россия” - наименование, происходящее от византийского, греческого названия Руси. |
II. Культура и быт XIV-XV вв.
12. Тема сообщения | Культура и быт XIV-XV вв. В III в. Русские земли подверглись монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Погибли памятники зодчества, изобразительного и прикладного искусства, письменности. Гибель городов, угон ремесленников в рабство привели к исчезновению многих ремесел, были утрачены искусство перегородчатой эмали, многие приемы обработки металла, умение изготовлять цветное стекло. На полстолетия прекратилось каменное строительство, а когда оно возродилось в к. XIII в. оказалось, что техника строительства стала гораздо примитивнее, чем до нашествия. Культурное влияние Орды на Русь оказалось незначительным. Оно проявилось лишь в проникших в русский язык тюркских словах (сарай, кафтан, колпак) и в восточных мотивах встречающихся в русском прикладном искусстве |
13. Таблица “Периоды развития культуры XIII-XV вв.” | Развитие культуры XIII-XV вв.
разделяется на ряд этапов:
Бытовые условия жизни русских людей мало изменились по сравнению с предшествующей эпохой. По-прежнему жили в курных избах. Лишь в боярских хоромах топили “по-белому” с дымоходом. Окна затягивались бычьим пузырем или слюдой. Помещение освещалось лучиной или масляными светильниками. |
14. Одежда | Одежда представителей разных слоев населения различалась материалом, но не покроем. Простолюдин носил домотканое платье, а знать бархатное или парчовое. Боярские шубы шились из соболя и горностая. Крестьяне носили лапти, горожане – кожаные сапоги. |
15. Летописец | Главной темой фольклора этого
периода являлась битва против монгольского
нашествия и ордынского ига. В XIII-XV вв. сложились
жанры исторической песни и сказания. Многие из
них составили основу литературных произведений
эпохи. Фольклор XIII-XV вв. сохранил черты былинного
эпоса Киевской Руси. В ряде исторических песен и
былин богатыри князя Владимира чаще всего Илья
Муромец и Алеша Попович участвуют в борьбе
против татар. Особый цикл былин о Садко и Василии
Буслаеве – сложившиеся в Новгороде. В средневековой Руси была распространена грамотность. Грамотными были не только служители церкви, но и многие горожане. С XIV в. Наряду с пергаментом использовалась привозная из Европы бумага. На смену “уставному” письму пришел более простой полуустав, а с конца XV в. – скоропись. Это говорит о распространении письменности. По-прежнему важнейшими произведениями письменности оставались летописи. Крупнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих городов за первенство. Тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю. Московские летописи напротив утверждали, что великое княжество – отчина московских князей. Единой общей темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей. |
16. Основные литературные произведения XIV-XV вв. | Эта же тема преобладает и в литературе. В к. XIV – н. XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтическая “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”. Оба произведения проникнуты восхищением подвигом русских воинов, патриотической гордостью. В XIII-XV вв. на Руси было создано много житий святых: Александра невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Жития часто имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма |
17. Коллаж по храмам. | В период монгольского нашествия
множество храмов было разрушено, прежние центры
каменного зодчества пришли в упадок. Крупнейшими
центрами каменного строительства являлись
Новгород и со II половины XIV в. Москва. Среди Новгородских храмов интересны церкви Николы на Липне, Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице. Все это сравнительно небольшие посадские храмы, мощные одноглавые с одной апсидой. Отличительной чертой новгородского зодчества XIV в. Было богатое декоративное украшение церковных фасадов. В Московском княжестве каменное строительство развернулось во II четверти XIV в. В Московском Кремле были построены 4 каменных храма, разобранных в к. XV в. В 60-х гг. XIV в. При Дмитрии Донском был построен первый на Северо-востоке каменный Кремль. |
18. Андрей Рублев | В изобразительном искусстве XIII-XV вв. выделяется творчество Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан, приехавших из Византии, работал а Новгороде и Москве. Для его фресок и икон хаpaктерна эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Иная манера была присуща Андрею Рублеву, стремившемуся к мягкости, плавности линий, умиротворенности. Росписи Рублева сохранились в Успенском Соборе во Владимире. Самым знаменитым его произведением является икона “Троица”. На иконе изображены трое ведущих беседу прекрасных юношей, символизирующих Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого духа. Композиция картины необыкновенно гармонична. Иконописец сосредотачивает внимание на главном – спокойных одухотворенных лицах и фигурах. Многие искусствоведы и историки склоняются к тому, что “Троица” символизирует объединение русских земель, как едины Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. |
III. Тест (см Приложение 2 и Приложение 3)
Презентация
IV. Подведение итогов урока.
На уроке истории систематизируются, обобщаются и закрепляются знания учащихся по истории Древней Греции. Повышается интерес к изучению истории. Развиваются творческие способности, формируется понимание взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умение работать в комaнде.
...
31 03 2023 11:34:51
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
30 03 2023 22:35:35
Данная работа представляет собой анализ педагогического опыта по использованию технологий и методов развивающего обучения на уроках истории. Рассмотрено применение коллективного способа обучения, ТРИЗ-педагогики, методов эвристического обучения. Показана целесообразность их использования учителем истории в условиях развивающего обучения....
29 03 2023 4:11:53
Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории.
...
28 03 2023 5:25:37
Занятие в номинации "Гражданское и патриотическое воспитание школьников" в рамках реализации национального образовательного проекта - комбинированный урок с элементами творческой, исследовательской работы учащихся. Его цели: знакомство с символами российского государства и их историей; развитие памяти, аналитического и творческого мышления; воспитание чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с отечественной историей и анализа "главной песни страны".
...
27 03 2023 19:37:20
Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 «На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы» по учебнику «История России» А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....
26 03 2023 13:36:31
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
25 03 2023 5:39:23
Урок разработан на основе базовой модели технологии развития критического мышления. Тема – «Циклы мировой политики». Урок завершает и обобщает изучение международных отношений во 2-й половине ХХ в....
24 03 2023 14:56:41
В статье приводится пример урока-диспута.
...
23 03 2023 23:19:37
Урок обобщает знания об одном из видных в истории страны реформаторов — П.А. Столыпина, его устремлениях, его удачах и неудачах. Систематизируются знания о столыпинских реформах, о той исторической обстановке, в которой они осуществлялись. Прослеживается связь между проблемами, которые стояли в России в начале XX века, и сегодняшними проблемами страны.
...
22 03 2023 10:44:33
На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная; методы и приёмы работы: беседа, лекция, ИКТ, составление опopного конспекта, решение творческой задачи и др. Применение разнообразных форм обучения требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил, а так же способствует развитию устойчивого познавательного интереса у школьников и помогает прочному усвоению учебного материала....
21 03 2023 5:52:49
Урок является уроком-экскурсией, который можно проводить как виртуальную экскурсию (в рамках учебного процесса), так и непосредственно на территории Большого Кремлёвского сквера. Урок-экскурсия интеpaктивен, т.к. в процессе его проведения учащиеся составляют свою карту Кремлёвского сквера. У учащихся формируется представление о Московском Кремле как уникальном комплексе архитектурных и исторических памятников, части всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО....
20 03 2023 11:13:17
Повторительно-обобщающий урок с целью итогового повторения и проверки знаний. Повторение проводится в форме исторического турнира.
...
19 03 2023 7:49:48
Интеллектуальная игра для 6–7-х классов по истории. Составлена на основе популярной телевизионной передачи «Своя игра». В ней отражены темы: Киевская Русь, Новосибирск, спорт, космос, чудеса света, мифы, история вещей. Игра состоит из трех туров. В двух турах представлены шесть тем с вопросами различной степени сложности, что выражается в их стоимости. Цель игры – расширение кругозора, формирование устойчивого интереса к предмету, развитие навыка индивидуальной деятельности....
18 03 2023 0:39:47
Приведены материалы урока истории, на котором знакомятся с судьбой белой эмиграции.
...
17 03 2023 21:35:44
Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла....
16 03 2023 14:23:53
В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....
15 03 2023 2:50:21

Урок проводится в форме конференции. В ходе урока у учащихся формируется представление о создании, структуре и деятельности ООН, а также об основных правах человека, закрепленных Всеобщей Декларацией прав человека, и способах их защиты на мировом уровне, совершенствуются умения работы с документами, развивается гражданственность и правовая культура....
14 03 2023 15:47:52
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
13 03 2023 10:22:16
Сценарий игры построен на основе известной телевикторины «Своя игра». Возможность выбора посильного задания создаёт на уроке «ситуацию успеха» для каждого пятиклассника.
...
12 03 2023 16:56:36
Цель проекта состоит в разработке методической системы развития учащимися профильной школы такой компетенции как целеполагание....
11 03 2023 20:33:10
Представлен сценарий вечера "Из истории русского романса". Своим происхождением в России романс был обязан русской песне и вначале мало чем от нее отличался. В сценарии показаны романсы с момента их возникновения вплоть до нашего времени....
10 03 2023 3:42:56
Урок проводится в 10-м классе, учащиеся закрепляют знания по теме прослеживается связь с уроками литературы. Урок можно использовать как для объяснения учебного материала, так и для закрепления знаний по теме.
...
09 03 2023 12:57:47
Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....
08 03 2023 18:32:33
В статье представлен кроссворд по всеобщей истории для 5-го класса....
07 03 2023 0:55:27
Данный урок позволит формировать у учащихся навыки поиска социальной информации; формулирования собственного мнения и позиции; выстраивать логическую цепочку рассуждений; самостоятельно находить способы решения проблем. На уроке учащиеся работают в группах с историческими документами, которые хаpaктеризуют органы государственной власти России данного периода. Весь урок посвящается поиску ответа на вопрос «Какие изменения произошли в политическом устройстве России в XVII веке?»....
06 03 2023 6:53:24
На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....
05 03 2023 17:29:30
Урок нацелен на то, чтобы определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества. Учащиеся узнают, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования. Также рассматривается ход развития профсоюзного движения в России. Раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества....
04 03 2023 11:59:12
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
03 03 2023 3:28:57
Научные работники и педагоги Кузбасса выстроили систему комплексного мониторинга, которая позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка....
02 03 2023 19:47:58
Тюменская область - это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века – примерно 15–20 тысяч лет назад, на исходе ледникового периода.
...
01 03 2023 7:42:10
Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией РФ, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет.
...
28 02 2023 9:41:24
Урок духовно-патриотического воспитания с использованием мультимедийных средств обучения. Изучение темы "Сталинградская битва" является составной частью цикла уроков и мероприятий "Память поколений", посвященного Победе в Великой Отечественной войне. Организация урока в форме проектной деятельности учащихся позволяет не только создать целостное представление о роли Сталинградской битвы в ходе войны, но и погрузиться в эпоху, понять и прочувствовать её на основе работы с историческими источниками.
...
27 02 2023 16:52:16
Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....
26 02 2023 8:18:33
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
25 02 2023 21:51:59
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция".
...
24 02 2023 18:15:14
<p>В соответствии с Базисным учебным планом Минобразования РФ на национально-региональный компонент отводится 15-20 % учебного времени. В 2001 году Правительством Мурманской области было принято Постановление «О порядке разработки, утверждения и введения в действие национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов». В 5 классе на НРК отводится только 4 часа. Предлагаемый урок преследует нацелен на формирование у учащихся системы знаний об историческом развитии родного края, ознакомление их с образом жизни, бытом коренных жителей Кольского полуострова. </p>
...
23 02 2023 15:14:24
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
22 02 2023 21:59:22
Работа расширяет круг представлений о родном городе, дает о нем некоторые исторические сведения. Живя в городе Томске, мы привыкаем видеть вокруг себя величественные здания и дома, причудливые памятники и живописные ландшафты; мы не задумываемся: кто и когда создал эти шедевры, а кто жил и ходил по этим улицам несколько десятилетий и веков назад, по какой причине был образован город именно на этом месте? На одни вопросы можно узнать ответы из презентации, а на другие - найти самостоятельно....
21 02 2023 14:31:38
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
20 02 2023 22:43:12
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
19 02 2023 19:53:55
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
18 02 2023 20:35:43
Главная цель данного урока — воспитание у учащихся патриотизма, уважения к военному прошлому страны, города Томска и края, в котором живут дети, приобщение к краеведческой деятельности.
...
17 02 2023 7:41:49
Материалы могут быть использованы не только на уроке истории, но и на внеклассном мероприятии. Занятие проводится в форме коллективного исследования, где учащиеся, жители Архангельской области, находят с помощью различных источников доказательства определяющей роли города Архангельска в создании регулярного военного морского флота в России при Петре I....
16 02 2023 12:23:19
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
15 02 2023 22:44:29
Классный час посвящен уникальным памятным местам родного города. С помощью краеведческого материала учащиеся знакомятся с прошлым и настоящим родного города. Цель: формирование активной гражданской жизненной позиции. Необходимо использовать презентацию «Уникальные памятные места города Пензы»....
14 02 2023 5:15:39
В ходе урока доказывается, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке. Подчеркивается значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрывается сущность «Русской Правды»....
13 02 2023 15:55:21
Задачи урока: систематизация знаний по теме «Символика России» (обществознание) и по темам «Нашествие с Востока. Борьба Руси с западными завоевателями»; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому и настоящему; развивать умение работать в комaнде, взаимовыручку и поддержку....
12 02 2023 13:16:19

Цель: воспитание патриотизма, формирование гражданской компетенции у студентов. I-й отборочный этап проводится в библиотеке. Студенты работают с электронным пособием «Свердловская область – история и современность». Приложение 1 содержит локальную версию программы для тестирования. II-й этап проводится в виде игры «Брейн-ринг». В ходе игры используются тематические профессионально озвученные презентации....
11 02 2023 8:53:57
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.
Современная Россия нуждается прежде всего в интеллектуально развитой личности, способной самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности....
10 02 2023 7:56:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::