Повторительно-обощающий урок истории в 10-м классе: "Объединение Руси" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Повторительно-обощающий урок истории в 10-м классе: "Объединение Руси"


    Повторительно-обощающий урок истории в 10-м классе: "Объединение Руси"

Задачи:

  • Систематизация пройденного материала
  • Закрепление важнейших фактов и основных понятий (историческая обусловленность и закономерность образования Русского централизованного государства, историческое значение образования единого Русского государства).

Цели:

  • Мониторинг уровня знаний
  • Совершенствование умения доказывать свобю точку зрения; умения делать выводы, обобщения; умение анализировать исторические документы, источники.

Ход урока

Презентация

I. Сообщение учащегося “Объединение русских земель”

№ слайда Текст
1. Повторительно-обобщающий урок “Объединение Руси” Тема урока. Разъяснение целей и задач урока + структура урока
2. Карта центров объединения Руси Середина ХV столетия застала русские земли и княжества в состоянии политической раздробленности. Существовало несколько сильных центров, к которым тяготели все остальные области, каждый из подобных центров проводил вполне независимую политику и противостоял внешним врагам. Преодоление раздробленности и образование единых национальных государств закономерность в развитии европейских стран в эпоху позднего Средневековья. Но, что бы объединение стало возможным, необходим ряд условий или предпосылок
3. Предпосылки объединения Эти предпосылки можно разбить на 3 группы:
  • политические,
  • социально-экономические,
  • этнические

Политические:

  • сохранение самобытных форм государственности на территории Северной и Северо-восточной Руси;
  • необходимость борьбы с внешними врагами;
  • усиление власти князей;
  • существование нескольких потенциальных центров объединения Руси.

Социально-экономические:  восстановление и развитие экономики после монголо-татарского нашествия. Этнические: единство этнической общности русского народа (на основе единства языка и культуры)

Такими центрами объединения были Москва, Великий Новгород, Тверь, А так же литовская столица – Вильно, которой подвластная была вся колоссальная русская область, именовавшаяся “Литовской Русью”. “Кто знал, что Москве государством слыти?” - спрашивали в ту эпоху русские книжники и летописцы, пытаясь осмыслить процесс “собирания земель” Северо-восточной Руси под главенством московских князей. Своей роли – центра объединения земель – Москва была обязана многим причинам.

4. Причины возвышения Москвы (выходят по мере их говорения) Прежде всего Москва занимала выгодное геополитическое положение. Она находилась на пересечении водных и сухопутных путей, что позволило ей стать быстро растущим торговым центром. Земли соседних княжеств и окрестные густые леса в какой-то мере прикрывали Москву от набегов. Большую роль в возвышении Москвы сыграли гибкая политика московских князей и проявление ими умения использовать слабости и просчеты соперников. После восстания в Твери 1327 г. золотая орда отказалась от сбора дани баскаками. Назначив московского князя Ивана Калиту – великим князем ордынцы возложили на него эту обязанности. И передали ему судебно- посреднические функции в решении споров между великими удельными князьями. Это решение сыграло важную роль в возвышении Москвы. Фактически в Москве начался процесс образования структуры сласти, ставшей впоследствии стержнем российской государственности. Спокойная и относительно зажиточная жизнь в Московии привлекала в нее жителей соседних княжеств, что способствовало росту народонаселения. С 1326 г. Москва стала – церковной столицей Руси – резиденцией митрополита. Возрождение Руси требовало не только материальных средств нужен был мopaльный импульс.
5. Поединок Челубея и Пересвета. Куликовская битва 1380 г. Таким импульсом стала победа в Куликовской битве над ордынским войском. В 1380 году беклярибек и фактический правитель Орды – Мамай повел свое войско на Русь. Московский князь Дмитрий донской за месяц смог собрать общерусское войско под единым комaндованием и развеять миф о непобедимости монголо-татарского войска. Москва стала безусловным лидером, вождем в деле объединения. Еще при Дмитрии Донском к Москве были присоединены Дмитров, Кострома, обширные территории в Заволжье и другие земли.
6. Карта “Присоединение Нижегородского и Муромского княжеств” Сын Дмитрия Донского Василий I еще больше укрепил положение Москвы. Он присоединил Нижегородское и Муромское княжества, некоторые владения Великого Новгорода. Более того, подавляющая часть князей, еще сохранявшая свой суверенитет. Вынуждены были в той или иной мере подчинятся ему. В военных и дипломатических отношениях с Ордой и Литвой Василий I выступал уже от имени всей Северо-восточной Руси.
7. Карта “Присоединение Тулы” К середине XV в. Московское княжество, включавшее в себя большую часть Северо-восточной Руси, представляло собой территориальное ядро формировавшегося русского государства. Завершающий этап создания единого государства занял примерно 50 лет и пришелся на время княжения Ивана III и его сына Василия III.
8. Новгород Великий – изображение города Наряду с московским княжеством наиболее крупным государственным образованием оставался Новгород Великий. Его боярство лавируя сохраняло свои привилегии и независимость Новгородской республики.
9. Карта “Присоединение Ярославля и Твери” Уже к середине 70-х гг. XV в. К Москве были окончательно присоединены Ярославское и Ростовское княжества, а в 1485 г. в результате военного похода – Тверское княжество. Отныне, подавляющая часть северо-восточных русских земель входила в состав Великого княжества Московского.
10. Карта “Присоединение Новгорода” В 1471 г. Иван III предпринял поход против Новгорода, который принял хаpaктер общерусского ополчения против “изменников христианству”. Победив в сражении на р. Шелони новгородское ополчение, Иван III расправился со многими представителями знати, отобрав у них земли и отправив их самих в центральные районы страны. Однако независимость Новгорода еще сохранялась. После 1471 г. обстановка в Новгороде еще обострилась, и в 1478 г. после семилетней дипломатической и военной борьбы Иван III сумел подчинить себе Новгородскую Республику. Ее самостоятельность была ликвидирована, вече распущенно, вечевой колокол увезен в Москву, в Новгороде поставлен наместник.
11. Карта единого русского государства В целом единое независимое русское государство было создано. С присоединением Новгорода и Вятской земли в состав единого государства вошли нерусские народы Севера и Северо-востока.

Иван III стал именовать себя государем всея Руси. В качестве государственного герба Иван III принимает византийского двуглавого орла.

Политику Ивана III продолжил его сын Василий III. При нем были присоединены Псков, Рязанская земля. В результате успешных войн с Литвой в к. XV-XVI вв. были присоединены Смоленская и частично черниговская земля. Русское государство вышло к верховьям Днепра, его граница проходила всего в 50-80 км. от Киева.

Таким образом в первой четверти XVI в. Завершилось присоединение к Москве русских земель, не входивших в состав Великого княжества Литовского.

Территория государства охватила восточную и северные части бывших древнерусских земель. В рамках этого государства складывалась русская (великорусская) народность. На западных русских землях, попавших под власть Литвы и Польши шло формирование украинской и белорусской народностей.

С конца XV в. Русское государство стало называться “Россия” - наименование, происходящее от византийского, греческого названия Руси.

II. Культура и быт XIV-XV вв.

12. Тема сообщения Культура и быт XIV-XV вв.

В III в. Русские земли подверглись монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Погибли памятники зодчества, изобразительного и прикладного искусства, письменности. Гибель городов, угон ремесленников в рабство привели к исчезновению многих ремесел, были утрачены искусство перегородчатой эмали, многие приемы обработки металла, умение изготовлять цветное стекло. На полстолетия прекратилось каменное строительство, а когда оно возродилось в к. XIII в. оказалось, что техника строительства стала гораздо примитивнее, чем до нашествия.

Культурное влияние Орды на Русь оказалось незначительным. Оно проявилось лишь в проникших в русский язык тюркских словах (сарай, кафтан, колпак) и в восточных мотивах встречающихся в русском прикладном искусстве

13. Таблица “Периоды развития культуры XIII-XV вв.” Развитие культуры XIII-XV вв. разделяется на ряд этапов:
  1. От вторжения Батыя до сер. XIV в. Упадок культуры и начало ее возрождения. Ведущими центрами культуры, наряду с непострадавшими от нашествия Новгородом и Псковом, становятся новые центры: Москва и Тверь.
  2. Вторая половина XIV – первая половина XVвв. Хозяйственный и культурный подъем, рост каменного строительства, появление рационалистических еретических учений.
  3. Вторая половина XV – начало XVI вв. Укрепление государственного единства, взаимообогащение местных культур, расцвет московского зодчества, расширение культурных контактов с Западом, широкая рационалистическая проповедь новгородских и московских еретиков.

Бытовые условия жизни русских людей мало изменились по сравнению с предшествующей эпохой. По-прежнему жили в курных избах. Лишь в боярских хоромах топили “по-белому” с дымоходом. Окна затягивались бычьим пузырем или слюдой. Помещение освещалось лучиной или масляными светильниками.

14. Одежда Одежда представителей разных слоев населения различалась материалом, но не покроем. Простолюдин носил домотканое платье, а знать бархатное или парчовое. Боярские шубы шились из соболя и горностая. Крестьяне носили лапти, горожане –  кожаные сапоги.
15. Летописец Главной темой фольклора этого периода являлась битва против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV вв. сложились жанры исторической песни и сказания. Многие из них составили основу литературных произведений эпохи. Фольклор XIII-XV вв. сохранил черты былинного эпоса Киевской Руси. В ряде исторических песен и былин богатыри князя Владимира чаще всего Илья Муромец и Алеша Попович участвуют в борьбе против татар. Особый цикл былин о Садко и Василии Буслаеве – сложившиеся в Новгороде.

В средневековой Руси была распространена грамотность.

Грамотными были не только служители церкви, но и многие горожане. С XIV в. Наряду с пергаментом использовалась привозная из Европы бумага. На смену “уставному” письму пришел более простой полуустав, а с конца XV в. – скоропись. Это говорит о распространении письменности. По-прежнему важнейшими произведениями письменности оставались летописи. Крупнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите.

В московских и тверских летописях отразилась борьба этих городов за первенство. Тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю. Московские летописи напротив утверждали, что великое княжество – отчина московских князей.

Единой общей темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей.

16. Основные литературные произведения XIV-XV вв. Эта же тема преобладает и в литературе. В к. XIV – н. XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтическая “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”. Оба произведения проникнуты восхищением подвигом русских воинов, патриотической гордостью. В XIII-XV вв. на Руси было создано много житий святых: Александра невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Жития часто имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма
17. Коллаж по храмам. В период монгольского нашествия множество храмов было разрушено, прежние центры каменного зодчества пришли в упадок. Крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород и со II половины XIV в. Москва.

Среди Новгородских храмов интересны церкви Николы на Липне, Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице. Все это сравнительно небольшие посадские храмы, мощные одноглавые с одной апсидой. Отличительной чертой новгородского зодчества XIV в. Было богатое декоративное украшение церковных фасадов.

В Московском княжестве каменное строительство развернулось во II четверти XIV в. В Московском Кремле были построены 4 каменных храма, разобранных в к. XV в. В 60-х гг. XIV в. При Дмитрии Донском был построен первый на Северо-востоке каменный Кремль.

18. Андрей Рублев В изобразительном искусстве XIII-XV вв. выделяется творчество Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан, приехавших из Византии, работал а Новгороде и Москве. Для его фресок и икон хаpaктерна эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Иная манера была присуща Андрею Рублеву, стремившемуся к мягкости, плавности линий, умиротворенности. Росписи Рублева сохранились в Успенском Соборе во Владимире. Самым знаменитым его произведением является икона “Троица”. На иконе изображены трое ведущих беседу прекрасных юношей, символизирующих Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого духа. Композиция картины необыкновенно гармонична. Иконописец сосредотачивает внимание на главном – спокойных одухотворенных лицах и фигурах. Многие искусствоведы и историки склоняются к тому, что “Троица” символизирует объединение русских земель, как едины Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух.

III. Тест (см Приложение 2 и Приложение 3)

Презентация

IV. Подведение итогов урока.


План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"


    План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"

      На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....

02 10 2023 15:21:59

Классный час на тему "История развития государственной символики России"


    Классный час на тему "История развития государственной символики России"

      Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....

01 10 2023 5:50:26

Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса


    Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса

      Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....

30 09 2023 4:51:22

"Времён связующая нить"


    "Времён связующая нить"

      Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...

29 09 2023 20:10:50

Методическое обоснование и оформление элективных, факультативных курсов


    Методическое обоснование и оформление элективных, факультативных курсов

      В материале описана процеДypa проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск-Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов. ...

28 09 2023 15:17:15

Система использования ИКТ-технологий на уроках истории


    Система использования ИКТ-технологий на уроках истории

      Апробированный опыт применения пошагового использования на уроках истории презентаций, отражающих план урока. ...

27 09 2023 21:10:32

Смутное время


    Смутное время

      Цель занятия: знакомство школьников с историческими личностями начала XVII века и раскрытие понятия «Смутное время»....

26 09 2023 0:39:39

Интеллектуальная игра "Морской бой"


    Интеллектуальная игра "Морской бой"

      Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....

25 09 2023 1:31:11

Урок истории "Горожане и их образ жизни"


    Урок истории "Горожане и их образ жизни"

      Комбинированный урок истории с использованием ИКТ относится к Разделу II «Расцвет Средневековья» и является вторым в теме «Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....

24 09 2023 12:25:15

Открытый урок по теме "Аграрная реформа П.А. Столыпина"


    Открытый урок по теме "Аграрная реформа П.А. Столыпина"

      Предложенный урок можно применять как в 9-м, так и в 11-м классе. Цель урока – в игровой форме изучить новую тему, на основании предложенных ученикам документов выяснить необходимые изменения в сельском хозяйстве....

23 09 2023 21:59:21

Историческая викторина по теме "Мир в начале Нового времени" для 7-х классов


    Историческая викторина по теме "Мир в начале Нового времени" для 7-х классов

      Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения....

22 09 2023 7:13:53

Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия


    Общественно-политическая жизнь страны в 30-е годы ХХ столетия

      На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР. ...

21 09 2023 19:56:47

Урок истории по теме "Вперед, сыны Эллады!" (греко-персидские войны 490-449 гг. до н.э.)


    Урок истории по теме "Вперед, сыны Эллады!" (греко-персидские войны 490-449 гг. до н.э.)

      Данные уроки являются началом темы «Экономический и политический расцвет греческих государств в V веке до н.э.». Цели уроков – усвоение учащимися причин греко-персидских войн; изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину. Уроки дают возможность развивать навыки работы с картой и историческими источниками. ...

20 09 2023 2:10:20

Урок по истории России по теме "Все для фронта, все для победы!"


    Урок по истории России по теме "Все для фронта, все для победы!"

      На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны. ...

19 09 2023 5:51:57

Здоровье людей. 6-й класс


    Здоровье людей. 6-й класс

      Цель урока – определить слагаемые здорового образа жизни. Использованы педагогические технологии: технологии кейсов, здоровьесберегающие технологии, технологии проектирования. Тему и цель урока учащимся предлагается определить самостоятельно....

18 09 2023 20:26:16

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

17 09 2023 7:24:23

Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"


    Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"

      На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....

16 09 2023 15:44:54

Элективный курс "Источники великой Победы". 9-й класс


    Элективный курс "Источники великой Победы". 9-й класс

      Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине....

15 09 2023 22:57:31

Интегрированный урок (история + МХК) "Русская православная архитектура"


    Интегрированный урок (история + МХК) "Русская православная архитектура"

      Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....

14 09 2023 17:20:11

План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"


    План-конспект урока по теме "Владимир Мономах и его время"

      На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....

13 09 2023 21:43:18

Интегрированный урок (история + география) по теме "Великие географические открытия". 7-й класс


    Интегрированный урок (история + география) по теме "Великие географические открытия". 7-й класс

      Урок позволяет педагогу увлечь школьников учебным предметом, повышает познавательную мотивацию учащихся через рассказ учителя истории, инсценированных диалогов учеников и выполнение пpaктических заданий, которые проводит учитель географии. Учащиеся совершенствуют свои умения и навыки работы с географической и исторической картой и углубляют полученные в курсе географии знания о путешествиях средневековых мореплавателей....

12 09 2023 7:50:49

Владимир Святославич. Принятие христианства


    Владимир Святославич. Принятие христианства

      Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...

11 09 2023 19:31:14

Урок по теме "Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики»"


    Урок по теме "Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики»"

      Интегрированный урок литературы и истории: «Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». (11класс). Цель данного урока - расширить знания учащихся по истории Афганской войны, показать ее агрессивный хаpaктер, рассмотреть войну через судьбы ее отдельных участников. Эмоциональную насыщенность придает анализ литературного произведения С.Алексиевич «Цинковые мальчики». Данный урок способствует развитию коммуникативной и информационной компетенции....

10 09 2023 10:57:24

Истоки духовной культуры русского народа. Семейно-бытовые обряды


    Истоки духовной культуры русского народа. Семейно-бытовые обряды

      Данный урок является интегрированным уроком по истории и литературе. Знакомит с истоками духовной культуры на основе регионального компонента. Целью урока является способствовать развитию у обучающихся уважения к своим предкам, как хранителям обрядового наследия, и побудить к работе над составлением своих родословных....

09 09 2023 8:35:29

Урок истории на тему «Нацизм: прошлое и настоящее». 9–11-е классы


    Урок истории на тему «Нацизм: прошлое и настоящее». 9–11-е классы

      Тема актуальна в связи с активизацией неонацизма в мире. Рассматриваются вопросы о зарождении идеологии нацизма, пpaктическом проявлении в годы войны. Подобрана информация о неонацизме в XXI веке, демонстрирующая опасность и губительность этой идеологии для общества в целом....

08 09 2023 23:23:18

Тема урока: "Пролетели года. Отгремели бои…" Повторительно-обобщающий урок по теме "Великая Отечественная война". Урок-конкурс (неролевая игра). 9-й класс


    Тема урока: "Пролетели года. Отгремели бои…" Повторительно-обобщающий урок по теме "Великая Отечественная война". Урок-конкурс (неролевая игра). 9-й класс

      Урок повторения и обобщения пройденного материала, урок развития интереса к предмету история, событиям уже далёкой, но одной из самых тяжелейших воин в истории человечества. Урок развития интереса к прошлому своей Родины. ...

07 09 2023 9:38:21

Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе


    Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе

      Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....

06 09 2023 10:18:53

Тема урока "Золотой век русской культуры". 8-й класс


    Тема урока "Золотой век русской культуры". 8-й класс

      В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....

05 09 2023 22:19:52

Программа элективного курса "Введение в политологию" для профильного обучения


    Программа элективного курса "Введение в политологию" для профильного обучения

      Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....

04 09 2023 4:23:59

Исследование на уроках истории по теме: "Православные праздники в русской культуре"


    Исследование на уроках истории по теме: "Православные праздники в русской культуре"

      После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...

03 09 2023 5:30:51

Использование групповых технологий при обучении истории


    Использование групповых технологий при обучении истории

      При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику....

02 09 2023 16:25:51

Внутренняя политика Ивана IV Грозного. 6-й класс


    Внутренняя политика Ивана IV Грозного. 6-й класс

      Урок по истории России на тему «Внутренняя политика Ивана IV Грозного» особенно рекомендуется молодым специалистам, так как в разработке чётко прописаны основные моменты, необходимые для анализа урока и дан фактический материал урока, чётко определено время каждого этапа урока....

01 09 2023 12:25:55

Урок истории в 5-м классе по теме "Культура Индии"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Культура Индии"

      Урок с использованием методики опopного конспекта повышает эффективность обучения, позволяет в игровой форме запоминать исторический материал, видеть значение достижений культуры Древней Индии для современной цивилизации. Воспитывает толерантное отношение к представителям разных народов мира....

31 08 2023 15:26:32

Внеклассное занятие по истории


    Внеклассное занятие по истории

      В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...

30 08 2023 1:35:29

История России XVII век. Экскурсия по Томску. Основание и современность


    История России XVII век. Экскурсия по Томску. Основание и современность

      Работа расширяет круг представлений о родном городе, дает о нем некоторые исторические сведения. Живя в городе Томске, мы привыкаем видеть вокруг себя величественные здания и дома, причудливые памятники и живописные ландшафты; мы не задумываемся: кто и когда создал эти шедевры, а кто жил и ходил по этим улицам несколько десятилетий и веков назад, по какой причине был образован город именно на этом месте? На одни вопросы можно узнать ответы из презентации, а на другие - найти самостоятельно....

29 08 2023 9:56:45

Предпрофильный курс "История моды". 9-й класс


    Предпрофильный курс "История моды". 9-й класс

      Всегда, во все времена любую женщину волновала мода. Стремление улучшить одежду, сделать ее красивее, удобнее породило моду. Учебный курс знакомит учащихся с историей развития модной одежды, работами известных модельеров. Итогом курса может стать проектная работа учащихся - коллекция исторических женских костюмов. ...

28 08 2023 22:15:33

"Люди эпохи викингов". Урок истории Средних веков в системе развивающего обучения с применением ИКТ


    "Люди эпохи викингов". Урок истории Средних веков в системе развивающего обучения с применением ИКТ

      История средних веков. Урок постановки и решения учебной задачи по технологии развивающего обучения с применением ИКТ. Приемы организации РО являются не только методом изучения новых знаний учащимися, но средством их развития: обучение выстраивается через самоконтроль, самооценку, самоанализ, учащиеся учатся управлять своим собственным развитием. Процесс познания и усвоения познаваемого проходит в самообучении, на основе и посредством активной субъектной позиции ученика....

27 08 2023 9:40:57

Урок истории в 5-м классе "Греко-персидские войны"


    Урок истории в 5-м классе "Греко-персидские войны"

      Урок изучения нового материала, построен с использованием интеpaктивной доски. Сочетание материалов традиционного учебника и учебнго электронного пособия значительно активизирует внимание учащихся к содержанию изучаемого учебного материала, повышает качество излагаемого материала. Урок представлен в технологии интеpaктивного обучения....

26 08 2023 11:10:29

Всеобщая история. Древняя Греция. 5-й класс


    Всеобщая история. Древняя Греция. 5-й класс

      В статье представлен кроссворд по всеобщей истории для 5-го класса....

25 08 2023 17:15:36

Урок по теме "Русь и Орда" (урок по истории России для 6-го класса)


    Урок по теме "Русь и Орда" (урок по истории России для 6-го класса)

      Конспект урока разработан в соответствии с программой «История России с древнейших времён до конца XVI века». 6-й класс. Авторский коллектив: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. ...

24 08 2023 1:46:42

Урок обобщения "Древний Восток". 5-й класс


    Урок обобщения "Древний Восток". 5-й класс

      Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу «Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории. ...

23 08 2023 23:10:22

Разработка урока истории по теме "Германия и Священная Римская империя в X–XV веках"


    Разработка урока истории по теме "Германия и Священная Римская империя в X–XV веках"

      Игра представляет собой поле с заданиями, по которому передвигается главный герой урока, благодаря помощи учащихся в выполнении поставленных задач, герой передвигается по полю от «Старта» до «Финиша». В данной игре героем является средневековый монах....

22 08 2023 17:12:40

Урок истории по теме "Экономическое развитие России в первой четверти XVIII в.". 7-й класс


    Урок истории по теме "Экономическое развитие России в первой четверти XVIII в.". 7-й класс

      В рамках урока учащиеся совершенствуют свои навыки работы с историческим источником, работы с текстовой информацией и преобразованием ее в табличную. Урок построен на использовании отдельных приемов технологии развития критического мышления («инсерт», «синквейн»). Урок нацелен на знакомство учащихся с хаpaктером экономической политики в первой четверти XVIII века, выделение главной черты ее – политики протекционизма....

21 08 2023 18:16:37

Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")


    Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами")

      Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....

20 08 2023 15:54:26

Внеклассное мероприятие по истории «Память о Чесме и Ильине»


    Внеклассное мероприятие по истории «Память о Чесме и Ильине»

      Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д.С.Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения....

19 08 2023 18:26:19

Открытый урок истории с использованием информационных технологий по теме "Нашествие с Востока". 6-й класс


    Открытый урок истории с использованием информационных технологий по теме "Нашествие с Востока". 6-й класс

      Целью урока является знакомство учащихся с ходом монгольского нашествия, определение причины поражения русских княжеств от войск Батыя. Урок включает в себя работу с картой и историческими источниками, самостоятельный поиск учебного материала. Даны приложения к уроку: презентация, самоанализ урока в виде презентации, системно-деятельностная основа урока. ...

18 08 2023 20:25:39

Игровая программа, посвященная 65-летию Победы "Ай да Теркин"


    Игровая программа, посвященная 65-летию Победы "Ай да Теркин"

      Программа рассчитана как на младших школьников, так и на учащихся 5–6-х классов. В игре используются отрывки из песен военных лет....

17 08 2023 20:46:50

Черниговский район: история и современность


    Черниговский район: история и современность

      Специфика образования Черниговского района объясняется глубокими историческими процессами, протекавшими в России в конце ХIХ–ХХ вв. Исследование обусловлено возросшим интересом к этнокультурной ситуации по России и в отдельных ее регионах. Географическая локализации проблемы исследования нисколько не уменьшает и не сужает значимость темы, так как территория и этнический состав населения Приморского края и Черниговского района отличается динамичностью....

16 08 2023 11:46:55

Программа элективного курса "Становление многопартийной политической системы России в начале XX века"


    Программа элективного курса "Становление многопартийной политической системы России в начале XX века"

      Курс направлен на расширение знаний учащихся по истории становления многопартийной политической системы России XX в. и формирование навыков политической культуры....

15 08 2023 20:48:20

Уроки объяснения нового материала по теме "Право как особая система норм" в курсе обществознания 10-го класса


    Уроки объяснения нового материала по теме "Право как особая система норм" в курсе обществознания 10-го класса

      Уроки "Источники права" (2 ч.) построены на основе методики деятельностного подхода в изучении обществознания. Главное место на уроках отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников. Сочетая объяснение нового материала с самостоятельной работой учащихся, учитель добивается развития разнообразных компетенций учеников. ...

14 08 2023 21:33:39

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид"

Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии.