Повторительно-обощающий урок истории в 10-м классе: "Объединение Руси"
Задачи:
- Систематизация пройденного материала
- Закрепление важнейших фактов и основных понятий (историческая обусловленность и закономерность образования Русского централизованного государства, историческое значение образования единого Русского государства).
Цели:
- Мониторинг уровня знаний
- Совершенствование умения доказывать свобю точку зрения; умения делать выводы, обобщения; умение анализировать исторические документы, источники.
Ход урока
Презентация
I. Сообщение учащегося “Объединение русских земель”
№ слайда | Текст |
1. Повторительно-обобщающий урок “Объединение Руси” | Тема урока. Разъяснение целей и задач урока + структура урока |
2. Карта центров объединения Руси | Середина ХV столетия застала русские земли и княжества в состоянии политической раздробленности. Существовало несколько сильных центров, к которым тяготели все остальные области, каждый из подобных центров проводил вполне независимую политику и противостоял внешним врагам. Преодоление раздробленности и образование единых национальных государств закономерность в развитии европейских стран в эпоху позднего Средневековья. Но, что бы объединение стало возможным, необходим ряд условий или предпосылок |
3. Предпосылки объединения | Эти предпосылки можно разбить на 3
группы:
Политические:
Социально-экономические: восстановление и развитие экономики после монголо-татарского нашествия. Этнические: единство этнической общности русского народа (на основе единства языка и культуры) Такими центрами объединения были Москва, Великий Новгород, Тверь, А так же литовская столица – Вильно, которой подвластная была вся колоссальная русская область, именовавшаяся “Литовской Русью”. “Кто знал, что Москве государством слыти?” - спрашивали в ту эпоху русские книжники и летописцы, пытаясь осмыслить процесс “собирания земель” Северо-восточной Руси под главенством московских князей. Своей роли – центра объединения земель – Москва была обязана многим причинам. |
4. Причины возвышения Москвы (выходят по мере их говорения) | Прежде всего Москва занимала выгодное геополитическое положение. Она находилась на пересечении водных и сухопутных путей, что позволило ей стать быстро растущим торговым центром. Земли соседних княжеств и окрестные густые леса в какой-то мере прикрывали Москву от набегов. Большую роль в возвышении Москвы сыграли гибкая политика московских князей и проявление ими умения использовать слабости и просчеты соперников. После восстания в Твери 1327 г. золотая орда отказалась от сбора дани баскаками. Назначив московского князя Ивана Калиту – великим князем ордынцы возложили на него эту обязанности. И передали ему судебно- посреднические функции в решении споров между великими удельными князьями. Это решение сыграло важную роль в возвышении Москвы. Фактически в Москве начался процесс образования структуры сласти, ставшей впоследствии стержнем российской государственности. Спокойная и относительно зажиточная жизнь в Московии привлекала в нее жителей соседних княжеств, что способствовало росту народонаселения. С 1326 г. Москва стала – церковной столицей Руси – резиденцией митрополита. Возрождение Руси требовало не только материальных средств нужен был мopaльный импульс. |
5. Поединок Челубея и Пересвета. Куликовская битва 1380 г. | Таким импульсом стала победа в Куликовской битве над ордынским войском. В 1380 году беклярибек и фактический правитель Орды – Мамай повел свое войско на Русь. Московский князь Дмитрий донской за месяц смог собрать общерусское войско под единым комaндованием и развеять миф о непобедимости монголо-татарского войска. Москва стала безусловным лидером, вождем в деле объединения. Еще при Дмитрии Донском к Москве были присоединены Дмитров, Кострома, обширные территории в Заволжье и другие земли. |
6. Карта “Присоединение Нижегородского и Муромского княжеств” | Сын Дмитрия Донского Василий I еще больше укрепил положение Москвы. Он присоединил Нижегородское и Муромское княжества, некоторые владения Великого Новгорода. Более того, подавляющая часть князей, еще сохранявшая свой суверенитет. Вынуждены были в той или иной мере подчинятся ему. В военных и дипломатических отношениях с Ордой и Литвой Василий I выступал уже от имени всей Северо-восточной Руси. |
7. Карта “Присоединение Тулы” | К середине XV в. Московское княжество, включавшее в себя большую часть Северо-восточной Руси, представляло собой территориальное ядро формировавшегося русского государства. Завершающий этап создания единого государства занял примерно 50 лет и пришелся на время княжения Ивана III и его сына Василия III. |
8. Новгород Великий – изображение города | Наряду с московским княжеством наиболее крупным государственным образованием оставался Новгород Великий. Его боярство лавируя сохраняло свои привилегии и независимость Новгородской республики. |
9. Карта “Присоединение Ярославля и Твери” | Уже к середине 70-х гг. XV в. К Москве были окончательно присоединены Ярославское и Ростовское княжества, а в 1485 г. в результате военного похода – Тверское княжество. Отныне, подавляющая часть северо-восточных русских земель входила в состав Великого княжества Московского. |
10. Карта “Присоединение Новгорода” | В 1471 г. Иван III предпринял поход против Новгорода, который принял хаpaктер общерусского ополчения против “изменников христианству”. Победив в сражении на р. Шелони новгородское ополчение, Иван III расправился со многими представителями знати, отобрав у них земли и отправив их самих в центральные районы страны. Однако независимость Новгорода еще сохранялась. После 1471 г. обстановка в Новгороде еще обострилась, и в 1478 г. после семилетней дипломатической и военной борьбы Иван III сумел подчинить себе Новгородскую Республику. Ее самостоятельность была ликвидирована, вече распущенно, вечевой колокол увезен в Москву, в Новгороде поставлен наместник. |
11. Карта единого русского государства | В целом единое независимое русское
государство было создано. С присоединением
Новгорода и Вятской земли в состав единого
государства вошли нерусские народы Севера и
Северо-востока. Иван III стал именовать себя государем всея Руси. В качестве государственного герба Иван III принимает византийского двуглавого орла. Политику Ивана III продолжил его сын Василий III. При нем были присоединены Псков, Рязанская земля. В результате успешных войн с Литвой в к. XV-XVI вв. были присоединены Смоленская и частично черниговская земля. Русское государство вышло к верховьям Днепра, его граница проходила всего в 50-80 км. от Киева. Таким образом в первой четверти XVI в. Завершилось присоединение к Москве русских земель, не входивших в состав Великого княжества Литовского. Территория государства охватила восточную и северные части бывших древнерусских земель. В рамках этого государства складывалась русская (великорусская) народность. На западных русских землях, попавших под власть Литвы и Польши шло формирование украинской и белорусской народностей. С конца XV в. Русское государство стало называться “Россия” - наименование, происходящее от византийского, греческого названия Руси. |
II. Культура и быт XIV-XV вв.
12. Тема сообщения | Культура и быт XIV-XV вв. В III в. Русские земли подверглись монгольскому нашествию. Это нанесло непоправимый ущерб русской культуре. Погибли памятники зодчества, изобразительного и прикладного искусства, письменности. Гибель городов, угон ремесленников в рабство привели к исчезновению многих ремесел, были утрачены искусство перегородчатой эмали, многие приемы обработки металла, умение изготовлять цветное стекло. На полстолетия прекратилось каменное строительство, а когда оно возродилось в к. XIII в. оказалось, что техника строительства стала гораздо примитивнее, чем до нашествия. Культурное влияние Орды на Русь оказалось незначительным. Оно проявилось лишь в проникших в русский язык тюркских словах (сарай, кафтан, колпак) и в восточных мотивах встречающихся в русском прикладном искусстве |
13. Таблица “Периоды развития культуры XIII-XV вв.” | Развитие культуры XIII-XV вв.
разделяется на ряд этапов:
Бытовые условия жизни русских людей мало изменились по сравнению с предшествующей эпохой. По-прежнему жили в курных избах. Лишь в боярских хоромах топили “по-белому” с дымоходом. Окна затягивались бычьим пузырем или слюдой. Помещение освещалось лучиной или масляными светильниками. |
14. Одежда | Одежда представителей разных слоев населения различалась материалом, но не покроем. Простолюдин носил домотканое платье, а знать бархатное или парчовое. Боярские шубы шились из соболя и горностая. Крестьяне носили лапти, горожане – кожаные сапоги. |
15. Летописец | Главной темой фольклора этого
периода являлась битва против монгольского
нашествия и ордынского ига. В XIII-XV вв. сложились
жанры исторической песни и сказания. Многие из
них составили основу литературных произведений
эпохи. Фольклор XIII-XV вв. сохранил черты былинного
эпоса Киевской Руси. В ряде исторических песен и
былин богатыри князя Владимира чаще всего Илья
Муромец и Алеша Попович участвуют в борьбе
против татар. Особый цикл былин о Садко и Василии
Буслаеве – сложившиеся в Новгороде. В средневековой Руси была распространена грамотность. Грамотными были не только служители церкви, но и многие горожане. С XIV в. Наряду с пергаментом использовалась привозная из Европы бумага. На смену “уставному” письму пришел более простой полуустав, а с конца XV в. – скоропись. Это говорит о распространении письменности. По-прежнему важнейшими произведениями письменности оставались летописи. Крупнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих городов за первенство. Тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю. Московские летописи напротив утверждали, что великое княжество – отчина московских князей. Единой общей темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей. |
16. Основные литературные произведения XIV-XV вв. | Эта же тема преобладает и в литературе. В к. XIV – н. XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтическая “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”. Оба произведения проникнуты восхищением подвигом русских воинов, патриотической гордостью. В XIII-XV вв. на Руси было создано много житий святых: Александра невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Жития часто имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма |
17. Коллаж по храмам. | В период монгольского нашествия
множество храмов было разрушено, прежние центры
каменного зодчества пришли в упадок. Крупнейшими
центрами каменного строительства являлись
Новгород и со II половины XIV в. Москва. Среди Новгородских храмов интересны церкви Николы на Липне, Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице. Все это сравнительно небольшие посадские храмы, мощные одноглавые с одной апсидой. Отличительной чертой новгородского зодчества XIV в. Было богатое декоративное украшение церковных фасадов. В Московском княжестве каменное строительство развернулось во II четверти XIV в. В Московском Кремле были построены 4 каменных храма, разобранных в к. XV в. В 60-х гг. XIV в. При Дмитрии Донском был построен первый на Северо-востоке каменный Кремль. |
18. Андрей Рублев | В изобразительном искусстве XIII-XV вв. выделяется творчество Феофана Грека и Андрея Рублева. Феофан, приехавших из Византии, работал а Новгороде и Москве. Для его фресок и икон хаpaктерна эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Иная манера была присуща Андрею Рублеву, стремившемуся к мягкости, плавности линий, умиротворенности. Росписи Рублева сохранились в Успенском Соборе во Владимире. Самым знаменитым его произведением является икона “Троица”. На иконе изображены трое ведущих беседу прекрасных юношей, символизирующих Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого духа. Композиция картины необыкновенно гармонична. Иконописец сосредотачивает внимание на главном – спокойных одухотворенных лицах и фигурах. Многие искусствоведы и историки склоняются к тому, что “Троица” символизирует объединение русских земель, как едины Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. |
III. Тест (см Приложение 2 и Приложение 3)
Презентация
IV. Подведение итогов урока.
Цели урока: обобщить и систематизировать знания об этапах философии, формировать навыки самостоятельно делать выводы, анализировать и проецировать знания о проблемах «того» времени на современность; выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий; провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым темам, разделам, всему изученному разделу....
01 07 2022 10:32:17
Исследовательская работа по теме....
30 06 2022 15:58:31
Повторительно-обобщающий урок построен на использовании различных методов: понятийного, визуального, визуально-ассоциативного, логического, метода исключения заведомо неверных ответов, метода оперирования теоретическим материалом. Предложенные методы позволяют учащимся мобилизовать полученные знания, активизировать деятельность и существенно повысить уровень усвоения фактического материала.
...
29 06 2022 1:30:48
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
28 06 2022 20:48:54
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
27 06 2022 2:11:15
Основные цели урока – это знакомство с историей возникновения и развития пожарных машин в России, привитие интереса подрастающего поколения к истории России. Применение мультимедийной презентации позволяет провести урок максимально эффективно....
26 06 2022 16:33:21
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
25 06 2022 16:30:17
Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....
24 06 2022 3:35:52
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли.
...
23 06 2022 11:25:24
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
22 06 2022 23:16:51
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
21 06 2022 11:44:28
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев.
...
20 06 2022 1:22:16
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
19 06 2022 3:22:17
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
18 06 2022 14:24:48
Уже больше четверти века прошло с тех пор, как последний советский солдат покинул Афганистан. У тех, кому тогда было за двадцать, взрослые дети, которые должны знать и помнить о том, что их отцы, также как деды в Великую Отечественную войну, достойно выполнили приказ Родины. Они должны знать и чтить имена тех, кто не вернулся с той войны, как это делают их отцы, создав организацию «Боевое братство»....
17 06 2022 18:41:40
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
16 06 2022 19:28:16
Урок позволяет сформировать у учащихся яркое, образное, полное представление об основных исторических фактах изучаемой темы. Предоставляет учащимся фактологический банк данных, необходимый для самостоятельных выводов и обобщений на завершающем этапе урока. Помогает ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами, и научить понимать их.
...
15 06 2022 7:39:44
Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением.
...
14 06 2022 2:40:49
Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....
13 06 2022 15:42:26
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов. Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор....
12 06 2022 6:30:34
«Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....
11 06 2022 7:15:15
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
10 06 2022 2:17:35
Урок изучения нового знания проводится в форме проблемного. Его цель заключается в том, чтобы подвести учащихся к пониманию сущности тоталитарного режима и механизмов его становления. Урок способствует развитию у учащихся умения анализировать материал учебника, интерпретировать источники, высказывать аргументированное мнение по обсуждаемым проблемам, выявлять причинно-следственные связи....
09 06 2022 9:35:49
Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, выpaбатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....
08 06 2022 14:40:37
В условиях профильной школы в классах технической направленности, сложно воспринимаются предметы социально-экономического профиля. На помощь приходит информатика, которая является для таких классов одним из профильных предметов. Поэтому учитель может удачно сочетать информатику и обществознание.
...
07 06 2022 3:39:58
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
06 06 2022 14:40:29
Во второй половине XIX – начале XX века в России особенно расцвела благотворительность. Именно в этот период появилась целая плеяда предпринимателей. До сих пор мы пользуемся плодами их добрых дел. Сохранилась и память об этих замечательных людях в сердцах благодарных потомков. Рассказы об этих людях, несомненно, будут способствовать воспитанию патриотизма у современных молодых людей, желанию последовать их примеру....
05 06 2022 13:47:10
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
04 06 2022 19:57:58
При детальном ознакомлении с содержанием современных педагогических технологий невольно приходишь к выводу о том, что все они - производное от традиционной технологии. Показаны структурные элементы витагенной технологии, технологии развития критического мышления, технологии глобального образования, технологии уровневого обучения и традиционной технологии. Элементы пpaктически совпадают, имеют лишь разные названия и предполагают расстановку акцентов. На примере урока в 10-м классе доказано, что в зависимости от желания учителя, урок можно заявить как воплощение любой из названных технологий. Главное в нашей работе - не поиск интригующих названий технологии, а соответствие результатов целеполаганию и оптимизация затрат усилий педагога и его времени на подготовку к уроку.
...
03 06 2022 11:41:20
Автор знакомит учащихся с определениями причин Первой мировой войны, определением целей стран-участниц, хаpaктеристикой основных военных действий, анализом влияния войны на положение российского общества. Урок проводится в виде исследования на основе групповой работы и рассчитан на два часа....
02 06 2022 6:46:15
Урок знакомит с выдающимся деятелем кубанской исторической науки Е.Д. Фелицыным. Уроженец Ставрополя, офицер Кубанского казачьего войска, Фелицын всю жизнь посвятил очень мирному и доброму занятию – изучению родного края....
01 06 2022 14:43:13
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
31 05 2022 22:12:52
Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....
30 05 2022 8:22:55
Данный урок посвящен изучению Всеобщей декларации прав человека как важного международного документа, открывшего целую эпоху по борьбе за права личности и ее свободы. Основными целями урока являются: раскрытие значимости для международного права Всеобщей декларации прав человека; формирование ценностных ориентаций и убеждений, основанных на современных правовых и мopaльных ценностях общества; воспитание правовой культуры учащихся....
29 05 2022 0:18:22
Интегрированный урок истории и литературы выявляет взаимосвязь таких понятий, как Родина, человеческий род с исторической и социальной позиции.
...
28 05 2022 10:10:55
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
27 05 2022 3:49:42
Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии.
...
26 05 2022 19:15:40
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
25 05 2022 19:56:46
Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....
24 05 2022 21:15:39
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века.
...
23 05 2022 10:34:40
В статье предложена система работы при подготовке учащихся 8–9-х классов к ГИА по предмету. Система на каждом из этапов формирует у выпускников адекватную самооценку и приемы самоанализа своей деятельности на экзамене. Структура подготовки к Г(И)А отpaбатывалась и изменялась на протяжении нескольких лет....
22 05 2022 22:22:26
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
21 05 2022 20:57:44
Воспитание любви к Родине - одна из главных задач истории. Изучение вопросов региональной истории по теме «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года» должно быть социально ориентированным, интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого школьника. Этого можно достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников, через организацию проектной деятельности на уроках....
20 05 2022 2:20:59
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
19 05 2022 22:14:55

Урок-путешествие дает термины и понятия, анализ карт и параграфа учебника, создает у учеников общее представление о культуре древних Афин, их роли в мировой истории....
18 05 2022 1:48:45
Цели урока:объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков, знать причины и хронологические рамки периода раздробленности; хаpaктеризовать особенности географического положения, социально-экономического, политического развития отдельных княжеств и земель....
17 05 2022 10:26:31
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....
16 05 2022 20:58:26
Повторительно-обобщающий урок для 5-го класса дается в форме звездного часа. В самом уроке использованы: наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал, видеофрагменты, рисунки учащихся....
15 05 2022 9:59:39
На уроке на основе фрагмента исторического источника, текстов учебника, иллюстративного материала учащимися 5-го класса изучаются причины, ход, последствия и значение греческой колонизации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией, содержащей богатый иллюстративный материал, анимированную карту, основные выводы, к которым приходят учащиеся в ходе изучения темы. К статье прилагаются дидактические материалы по теме урока....
14 05 2022 15:10:32
Любовь к родному городу, гордость за свою малую Родину имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к родному краю и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота. Богата событиями история Ревды, богата интересными людьми, но, к сожалению, с годами теряется не только связь времен, но и связь поколений. А без прошлого нет настоящего, нет будущего....
13 05 2022 10:40:41
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::