Гибель царской семьи
Проблемный вопрос: Как Вы считаете
- Расстрел всей царской семьи вместе с Николаем II и Александрой Федоровной был оправдан?
- Оправданным был расстрел только Николая II и Александры Фёдоровны?
- Оправданным был только расстрел Николая II?
- Расстрел всей царской семьи вместе с Николаем II и Александрой Федоровной не являлся оправданным?
Цель урока
- показать неоправданность человеческих жертв во имя каких-либо идей;
- воспитать чувства гуманизма и сострадания;
- научить анализировать и доказывать свою правоту только словесными (вербальными) способами;
План нашего урока таков:
- С начала мы познакомимся (кратко) с жизнью царской семьи до расстрела в ночь на 17 июля 1918 года;
- Затем узнаем подробности расстрела и тайного захоронения останков царской семьи; ,
- А в оставшееся время мы с вами поспорим на тему, зададим друг другу вопросы и попробуем на них ответить
- В завершении урока мы с Вами займемся рефлексией, анализом проделанной работы на уроке.
Ход урока
Урок начинается с гимна царской России “Боже царя храни” (не более 1-2 минут). Именно так звучал гимн. Но Бог хранил царя только до 17 июля 1918 года. Итак, тема сегодняшнего урока “Гибель царской семьи”. Сейчас мы с вами должны разобраться в следующей проблеме. Вы уже прочли вышеприведённые 4 утверждения, а в ходе урока вы должны выбрать одно из них.
I. Знакомство с Николаем II Александровичем и его семьей
Рассказ о семье последних Романовых мы начнем немного издалека: с семейного альбома
Семьи (Здесь и далее, в основном, приведены иллюстрации из книги Э. Радзинского “Господи спаси и усмири Россию”.)Вот он в ранней молодости - в 14 лет. В центре его отец Александр Александрович, вверху слева его мать Мария Фёдоровна (кстати она переживёт Николая) и 2 его сестрёнки Ксения и Ольга, брат Ге opгий и Михаил. Как красив будущий царь и его мать на следующей фотографии. Прекрасное весёлое детство (подробнее в книге Ильи Сургучёва “детство Николая II). A здесь молодой Николай не ведает, что он станет последним российским царём. Ники и Алекс - прекрасная пара. Коронация в Москве: любовь и трагедия. А вот царевны: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Радость и боль пришла с рождением наследника Алексея, он был лишен счастья бегать, кататься на велосипеде, и даже играть в снежки. Царская охота в Беловежской пуще. Через несколько лет охотник превратится в предмет охоты. Святой черт - друг семьи Романовых. И единственная подруга Александры Фёдоровны - Танеева-Вырубова.
Жизнь семьи Николая II до дома Ипатьева
Николай II Александрович родился 6 мая 1868 года день Иова Многострадального. Последний российский император- с 21 октября 1894 по 2 марта 1917 года. Старший сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, дочери датского короля Христиана IХ. Вступил на престол после cмepти своего отца Александра III Александровича. Короновался 14 мая 1895 года. Был женат на дочери великого герцога гессенского Лудвига IV Алисе-Виктории-Елене-Луизе-Беатрисе (25 мая 1872 года).До 9 лет Николай получил домашнее воспитание, законоучитель протоирей Янышев. Любимый наставник и воспитатель учитель английского языка Хетс. Свободное владение (кроме русского) немецкий, французский, английский языками. Недурно играл на фортепьяно, рисовал. Обладал хорошей памятью на лица (в составе караула в доме Ипатьевых узнал солдата лейб-гвардейского полка). Хороший спортсмен: плавание, грeбля, теннис (большой). Дополнительное образование: в течении 8 лет получил усложнённый курс гимназии. В 19 лет — вступил в гвардейский Преображенский полк. После этого - 5 лет высшее юридическое и экономическое образование. В 22 года — ликующая запись в дневнике: “Сегодня окончательно и навсегда прекратил занятия!”.После этого отправился в кругосветное путешествие на фрегате “Память Азова”. Посетил Англию, Францию, Грецию, Египет, Индию, Китай, Индонезию, Японию. Перед поездкой знакомство с Аликс и 17-летней балериной Матильдой Кшесинской.29 апреля 1891 - покушение в Отсу некто по имени Санзо Цуда ударил наследника саблей по голове. Мистическое совпадение: в момент удара Николай скажет: “Что? Что?” (Тоже самое впервые секунды расстрела он скажет по словам Юровского).20 октября 1895 года - cмepть Александра III. 21 октября Аликс принимает православие под именем Александры Фёдоровны. 7 ноября - торжественное погребение Александра III. 14ноября(?!) - бpaкосочетание Николая и Александры. “Наша свадьба казалась мне просто продолжением панихиды, с тем отличием, что я надела белое платье вместо чёрного”- напишет Александра Фёдоровна в своем дневнике.1-я дочь - Ольга родилась 3 ноября 1895 г.. 2-я, Татьяна — 29 мая 1897 г.3-я, Мария - родилась 14 июня 1899 г. 4-я дочь, Анастасия - родилась 5 июня 1901 г. Наследник Алексей родился 30 июля 1904 г. 1 ноября 1905г. - появление Распутина в царской семье. Он будет другом семьи до 17 декабря 1916 года и предскажет Романовым: “Если меня не будет, то и вас тоже не будет”. 2 марта 1917 года - незаконное отречение Николая II в пользу Михаила. С 9 марта по 4 августа 1917 года - пребывание под арестом Временного правительства в Петрограде. С 13 августа 1917 года по 30 апреля - пребывание царской семьи в Тобольске. С 17(30) апреля - 17 июля 1918 года – Екатеринбург.
II. Расстрел и тайное захоронение останков царской семьи.
4 июля 1918 года - смена охраны и коменданта Авдеева. 10 чекистов во главе с бывшим фотографом, комиссаром Яковом Юровским. Тучи сгущались. Взглянем на карту гражданской войны в этом районе.26 мая 1918 года пал Челябинск, 28 мая - Златоуст, Кыштым (в 130 верстах от Екатеринбурга),1-2 июля - Омск, Самара, 3 июля - Оренбург, 8 июля - Уфа. Екатеринбург падёт только 25 июля. Значит, не рвались? В качестве знамени Белого движения Николай II никого не устраивал.
Что же чувствовали сами члeны царской семьи и слуги? Доктор Боткин (письмо 3 июля 1918 года): “Я умер, но ещё не похоронен или заживо погребен - последствия почти тождественны”. Расстрельная комaнда готовилась из охраны дома Особого Назначения (50 чел.) было выделено 7 “латышей” (венгров) и 5 главных расстрельщиков: Яков Юровский (комендант ДОН), Григорий Никулин (главный помощник Юровского), Михаил Медведев, Пётр Ермаков( руководил 1-м неудачным захоронением останков царской семьи), Алексей Кабанов.(полный список см. в Приложении) Они хорошо подготовились: 11 июля установлены решетка, вымыты полы, проведено электричество1 июля — последняя служба. Но и семья готовилась. 7 июля Александра Фёдоровна постригла бывшего царя. “Они стали совсем другими”. Одним из доказательств этого служит стихотворение великой княгини Ольги “Молитва”. (Cм. Приложение)
Расстрел
Я.М. Юровским было принято решение о порядке расстрела - каждый стрелок должен был расстрелять заранее намеченную жертву из револьвера. Двое латышей принять участие в расстреле отказались. Одновременно была выбрана комната для расстрела, находившаяся на первом этаже дома Ипатьева, где до этого располагались охранники. 16 июля утром Я.М.Юровский забрал из дома Леню Седнева, мальчика, помогавшего по хозяйству, объяснив это тем, что ему необходимо встретиться с дядей. Я.М. Юровский собрал 12 наганов, находившихся в распоряжении охраны, и около 23 часов раздал их расстрельной комaнде. Грузовик для перевозки трупов должен был прийти в 12 часов ночи, но появился только в 1.30. После прибытия грузовика разбудили доктора Боткина, которому сообщили о том, что в связи с тревожным положением в городе оставаться на верхнем этаже опасно и необходимо срочно перейти в другое место. На сборы у семьи ушло примерно 40 минут, после чего царскую семью и слуг перевели в полуподвальное помещение этого дома, окном выходящее на Вознесенский переулок. Царевича Алексея Николаевича Николай II нес на руках, поскольку тот не мог идти из-за болезни. По просьбе Александры Федоровны в комнату внесли два стула. На один села она, на другой царевич Алексей. Остальные расположились вдоль стены. Я.М. Юровский ввел в комнату расстрельную комaнду и прочитал приговор Николай II попытался получить объяснения, но Я.М. Юровский дал комaнду, после чего началась беспорядочная стрельба. Участники расстрела начали беспорядочную стрельбу, причем стрельба велась не только в помещении, где производился расстрел, но и из смежной комнаты. После первого залпа оказалось, что царевич Алексей, дочери царя, горничная А.С. Демидова, доктор B.C. Боткин подают признаки жизни. Закричала Великая княжна Анастасия, поднялась на ноги горничная Демидова, длительное время оставался жив царевич Алексей. Их застрелили из пистолетов и револьверов и добили штыком винтовки. После констатации cмepти все трупы начали переносить в грузовик. Как установлено, в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в доме Ипатьева в Екатеринбурге были расстреляны: российский император Николай II, российская императрица Александра Федоровна, их дети - царевич Алексей Николаевич, Великие княжны Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, Мария Николаевна и Анастасия Николаевна, лейб-медик Е.С.Боткин, горничная А.С. Демидова, повар И.М. Харитонов и лакей А.Е. Трупп.
Тайное захоронение
Непосредственно после окончания расстрела несколько человек из комaнды пытались похитит драгоценности, находившиеся на мертвых телах. Юровского обеспокоило поведение солдат, и он решил сопровождать трупы до места их сокрытия. Выехали из дома Ипатьева около трех часов ночи. В 3 - 4 верстах от Верх-Исетского завода навстречу грузовику прибыл отряд красногвардейцев П.З. Ермакова. Люди из комaнды Ермакова выражали возмущение тем, что им самим не дали расстрелять царскую семью. Через 3 - 4 версты после встречи с красногвардейцами грузовик застрял. Так как телег не было, трупы переложили в пролетки и отвезли в район так называемой Ганиной Ямы - небольшого пруда в районе деревни Коптяки. По дороге к месту захоронения люди из отряда Ермакова обнаружили в одежде члeнов царской семьи драгоценности и пытались похитить их. По инициативе П.З. Ермакова было принято решение о том, чтобы трупы утопить в заброшенной “открытой шахте”, а затем шахту завалить бревнами, досками и мусором. К шахте подъехали около 6 - 7 часов утра. В связи с тем, что в одежде обнаружили драгоценности, Я.М. Юровский приказал раздеть трупы, выпороть из одежды драгоценности, а саму одежду сжечь. Трупы без одежды бросили в “открытую шахту” и завалили старыми досками, затем забросали шахту гранатами. Трупы не утонули, поскольку воды в шахте оказалось мало, и тела сверху хорошо просматривались. Убедившись, что место захоронения выбрано неудачно, около 10 - 11 часов 17 июля Я.М. Юровский выставил караулы и направился в Екатеринбург для того, чтобы посоветоваться с руководителями Уралсовета о трaнcпортировке трупов в другое место. По указанию Г.И. Сафарова и Ф.И. Голощекина было принято решение все трупы обезобразить серной кислотой, часть трупов сжечь, а часть мелкими группами бросить в глубокие шахты, расположенные по Московскому тpaкту в окрестностях Екатеринбурга. для этих целей было выделено около 170 л серной кислоты и бочка керосина емкостью около 10 - 12 пудов (160 - 180 л). достать трупы из шахты поручили П.З. Ермакову. В течение всего дня 17 июля 1918 г. Я.М. Юровский занимался поисками возможного места сокрытия трупов и осматривал глубокие шахты. Вернулся он в Екатеринбург только около 20 часов. В район Ганиной Ямы он направился около 0 час. 30 Мин. 18 июля 1918 г. и около 7 часов утра проследовал переезд № 184 Горнозаводской линии в сторону деревни Коптяки. Утром 18 июля 1918 г. под руководством П.З. Ермакова из “открытой шахты” достали все трупы расстрелянных. Трупы сложили недалеко от шахты и закрыли палатками. Мнения участников операции о том, куда девать трупы, разделились - одни предлагали закопать их посреди дороги, а дорогу заездить, другие - отвезти к Верх-Исетскому пруду. По указанию Юровского выкопали яму, но каким-то образом через оцепление к Ганиной Яме подошел знакомый П.З. Ермакова. Опасаясь, что место захоронения может быть раскрыто, Юровский приказал зарыть и замаскировать яму. для того, чтобы не раскрыть секрета, по словам Юровского, до темноты 18 июля 1918 г. трупы находились в районе “открытой шахты”. В ночь выехали из этого района и держали направление на Сибирский тpaкт. Трупы везли сначала в телегах, а затем их переложили в грузовик. Грузовик по дороге два раза застрял настолько, чтодля того, чтобы его вытащить, пришлось сгружать трупы. Неподалеку от переезда 184 км около 4 час. 30 мин. в Поросенковом Логу грузовик застрял окончательно, и его не могли вытащить в течение двух часов. Я.М. Юровский принял решение о захоронении трупов посредине дороги на Коптяки (в районе переезда № 184). В своей “Записке” Яков Юровский фиксирует местонахождение тайного захоронения: “Коптяки в 18 верстах от Екатеринбурга, к северо-западу линия ж\д проходит в 9 верстах, между Коптяками и Верх-Исетским заводом от места пересечения ж\д погребены в 100 саженях ближе к Верхне-Исетскому заводу”. 19 июля Юровский бежит от наступающей белой армии, увозя с собой 7 мест багажа(архив Романовых),при этом забывает деньги, документы и мать Эстер.
Расследование Намёткина, Сергеева, Соколова
30 июля для расследования обстоятельств гибели царской семьи постановлением Екатеринбургского окружного суда был назначен следователь по важнейшим делам А.П. Намёткин. 12 августа 1918 года расследование было поручено вести члeну Екатеринбургского окружного суда И.А.Сергееву, который осмотрел дом Ипатьева, в том числе и полуподвальную комнату, где была расстреляна царская семья, собрал и описал вещественные доказательства, найденные в “доме особого назначения” и на руднике.17 января 1919 года для надзора за расследованием дела об убийстве царской семьи Верховный правитель России адмирал А. В. Колчак назначил главнокомaндующего Западным фронтом генерал-лейтенанта М. К. Дитерихса. 26 января Дитерихс получил подлинные материалы следствия, проведённого Намёткиным и Сергеевым. Приказом от 6 февраля 1919 года расследование было возложено на следователя по особо важным делам Омского окружного суда Николая Алексеевича Соколова (1882—1924). 7 февраля Соколову в Омск были переданы от Дитерихса подлинное производство и вещественные доказательства по делу. С 8 марта по 11 июля Соколов продолжил следственные действия в Екатеринбурге. По приказу Дитерихса Соколов покинул Екатеринбург 11 июля 1919 года и вывез все акты подлинных следственных производств вместе с вещественными доказательствами. Соколов кропотливо и самоотверженно вёл порученное ему следствие. Уже был расстрелян Колчак, вернулась Советская власть на Урал и в Сибирь, а следователь продолжал свою работу в изгнании. С материалами следствия он проделал опасный путь через всю Сибирь на дальний Восток, затем в Америку. В эмиграции в Париже Соколов продолжал брать показания у уцелевших свидетелей. Он умер от разрыва сердца в 1924 году, так и не завершив своего расследования. Именно благодаря кропотливой работе Н. А. Соколова стали впервые известны подробности расстрела и захоронения царской семьи.
Поиск останков царской семьи
Летом 1979 было найдено захоронение царских останков группой Г.Рябова и А.Авдонина Обстоятельства гибели царской семьи расследовались в рамках уголовного дела, возбужденного 19 августа 1993 года по указанию Генерального прокурора РФ. Его возглавил старший прокурор криминалистического отдела криминалистики Главного Следственного Управления Генеральной Прокуратуры РФ Владимир Соловьев. В 1998 года оно было закончено Соловьевым. Вывод его однозначен. Здесь, в урочище Ганиной ямы, захоронены останки царской семьи( останки 9 человек, останки 2 тел пока не найдены),расстрелянные группой чекистов во главе с Яковом Юровским в ночь на 17 июля 1918 года в доме инженера Ипатьева и тайно здесь захороненные. Историческая часть исследования, занимает несколько томов уголовного дела. Здесь сосредоточены сведения из главных государственных архивов России, США, Великобритании, ФРГ, Дании, Лихтенштейна и т.д. Исследованию были подвергнуты Записки Юровского, следственное дело Соколова, телеграммы и шифротелеграммы советской власти, дипломатическая переписка, воспоминания очевидцев расстрела. Впечатляюща и экспертная часть уголовного дела о расстреле царской семьи. Кроме обычных для таких дел баллистических, судебно-медицинских, судебно-биологических экспертиз, были проведены тщательные генетические исследования. В состав экспертных групп входили более 50 лучших специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга , Воронежа, Киева, Саратова, Красноярска и других городов. Работа выполнялась на базе Криминалистического центра МВД Великобритании в г.Алдермастоне в рамках совместного российско-британского соглашения. Итоги проведенного генетического анализа, были одобрены на Конгрессе Международной ассоциации криминалистики в Дюссельдорфе (август 1993 г.) и Международном симпозиуме по идентификации личности в Фениксе (сентябрь 1993 г.). Генетический анализ, полностью подтвердил результаты исследований традиционными антропологическими методами по каждому из пяти скелетов, идентифицированных российскими экспертами как останки члeнов семьи Романовых. 17 июля 1998 9 останков погребены в усыпальнице Романовых в Петропавловском соборе г. Санкт-Петербурга.
Альтернативные теории
Существуют ничем не подтвержденные альтернативные версии казни царской семьи. К ним относятся и теории заговора, и версии о спасении кого-либо из царской семьи, и что казнь царской семьи явилась ритуальным убийством, осуществленное жидомасонами. В подтверждение этих теорий приводятся якобы каббалистические знаки, найденные в комнате, где проходил расстрел. При их рассмотрении вопросов возникает больше, чем ответов.
Вопрос о реабилитации
В 1990—2000-е годы перед различными инстанциями ставился вопрос о юридической реабилитации Романовых. В сентябре 2007 Генеральная прокуратура РФ отказалась рассматривать такое решение, так как не обнаружила по факту расстрела Романовых “обвинений и соответствующих решений судебных и несудебных органов, наделявшихся судебными функциями”; таким образом, расстрел царской семьи был официально признан не казнью, а убийством.
Канонизация и церковный культ царственных мучеников
В 1981 году царская семья была прославлена (канонизирована) Русской православной церковью за рубежом, а в 2000 — Русской православной церковью.20 сентября 1990 года Горсовет Екатеринбурга принял решение об отводе участка, на котором стоял снесённый дом Ипатьева, Екатеринбургской и Верхотурской Епархии. Здесь в 2000-х годах был сооружен храм в память о невинно убиенных. В 1991 г. архиепископ Мелхиседек благословил установить Поклонный Крест в урочище Ганина Яма на месте уничтожения останков Царской Семьи. В 2000 г., во время визита на Уральскую Землю, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил создание на этом месте монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев. На территории монастыря было построено 7 храмов (2000-2003). Один из них - Храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Останки Святых Царственных Страстотерпцев сделали это место особо почитаемым, освященным Их прахом и пеплом. Ныне монастырь на Ганиной Яме является символом покаяния нашего народа в грехе богоотступничества.
Какие у вас есть вопросы по услышанному, может быть, что-то неясно, непонятно? Пожалуйста, не стесняйтесь. Хорошо. Спасибо.
Вопросы на размышление
Теперь, когда мы с вами познакомились с обстоятельствами жизни, cмepти Николая II и его семьи, попробуем ответить на несколько вопросов.
- Что бы Вы почувствовали в ночь перед расстрелом, если бы оказались на месте члeнов царской семьи?
- Как бы развивались события, на Ваш взгляд, если бы белая армия освободила бы царскую семью?
- Как Вы думаете, какова была бы судьба Романовых в случае проведения над ними пролетарского суда?
- Как Вы считаете, почему семью Романовых не приняла ни одна страна, ведь дом Романовых имел много родственников за рубежом?
- Можно ли, на Ваш взгляд, оправдать убийство 11 человек какими-либо идеями, пускай даже самыми благородными?
- Какие чувства у Вас вызывает расстрельная комaнда во главе с Юровским?
- Как Вы думаете, отнеслись к расстрелу царской семьи в России? за рубежом?
- Смогли бы Вы участвовать в расстреле Романовых?
- Кто для вас является мopaльными победителями: Романовы или их убийцы?
- Как Вы думаете, почему до сих пор Русская Православная Церковь не признала останки 9 человек останками царской семьи и их слуг?
Рефлексия
- .Как Вы оцениваете свое участие на уроке по 1 0-бальной шкале 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
- Как вы оцениваете данный урок по 1 0-бальной шкале 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
- Что бы Вам хотелось изменить в структуре урока?
- Что Вы узнали нового?
- Что в уроке Вам понравилось больше всего?
Выводы по уроку. Оценка работы.
Список рекомендуемой литературы:
- К.В. Рыжов “(Великие и знаменитые монархи”. М: Астрелъ,2003. “Всемирная история: 500 биографий “. — М.:Современник; 2000.
- А.П.Лаврин “1001 cмepть “.М: Ретекс, 1991.
- М.К.Касвинов “23 ступени вниз “. М: Мысль, 1989.
- Генрих Иоффе “(Революция и судьба Романовых”. М.:Республика, 1992.
- Л.Л. Танеева — Вырубова “Распутин”. М.: Панорама, 1990.
- Татьяна Мельник “(Воспоминания о царской семье и её жизни до и после революции”. М.:Анкор, 1993.
- Р.К. Баландин “(Всемирная история — 500 биографий”. М.:Современник., 2000.
- Ю.Буранов, В.Хрусталёв “Гибель императорского дома 1917-1919 гг . М: .Прогресс, 1992.
- В.(В.Водовозов “Граф С.Ю. Витте и император .Николай II”.Петроград: Мысль, 1922
- “Великие тайны прошлого” — Германия.: (РидерзДайджест, 1998.
- Надежда Опрышко “Православные святые: почитание и прославление “. М.: Олма-пресс, 2002.
- Эдвард Радзинский “Господи, спаси и усмири Россию “. —М: Вагриус, 1993.
- С.Ю. Витте “Воспоминание”. — М.: 1960. том I, II.
- Бьюкенен Джордж “Мемуары дипломата “. М, 1923.
- А.Ф.. Керенский “Издалёка”. — Петроград.:,1921.
- Н.А.Соколов У6ийство царской семьи . — М.: 1991.
- А.А.Волков “Около царской семьи “. — Частная фирма Анкор М.:1993.
- Родина 1995 №8;1996 №1;1997 №6;!998 №2, 1998 №7;1995 №8;
Электронные ресурсы, Интернет:
- http://ru.wikipedia.org
- http://www.femida.ru
- http://www.monarchia.ru
Приложение
КВН является заключительным звеном в цепи уроков по теме «Древняя Греция». Целью игры являются: привитие интереса к предмету; углубление и расширение материала по предмету; подведение итогов, обобщение изученного материала; развитие толерантности, состязательности, умения показать свои способности, умения держаться на сцене....
28 03 2024 21:26:18
Предлагается урок-презентация, который дает представление учащимся о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении. ...
27 03 2024 13:31:33
Нетрадиционный урок в игровой форме проводится после изучения материала. Основные цели урока – определить хаpaктер исторической эпохи; познакомить учащихся с атмосферой повести "Тарас Бульба", понять, как те или иные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, актуализировать и интегрировать знания, полученные на уроках литературы и истории....
26 03 2024 1:29:37
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
25 03 2024 4:55:45
Результаты поисковой работы краеведческого кружка ДДЮТ г. Всеволожска....
24 03 2024 2:43:19
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта. ...
23 03 2024 17:17:14
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
22 03 2024 18:32:43
Урок – деятельностная игра, в ходе которой учащиеся, работая в группах, изучают Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ – законодательные акты, защищающие семью, материнство, детство. Семья – общественный институт государства. Распад семьи влечёт снижение устойчивости общества. Знание семейного права способствует снижению количества разводов, укреплению семьи и государства. ...
21 03 2024 7:22:56
Цель урока – познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником, составлять рассказ....
20 03 2024 4:26:58
Урок закрепляет знания учащихся о средневековом городе, его устройстве, занятиях населения, управлении городами, борьбе городов с сеньорами. Знакомит учащихся с историей некоторых итальянских городов и их расцветом в период Крестовых походов. Элементы театрализованной игры урока развивают творческие способности учащихся....
19 03 2024 7:31:49
Данный урок направлен на формирование у учащихся представления о республиканской форме правления, о многообразии республик в мире. Вместе с тем, урок позволяет расширить представления учащихся о некоторых странах, о таком международном объединении, как "Большая восьмёрка". Использование презентации позволяет учащимся не только лучше воспринимать новый материал, но и увидеть много нового, например, гербы, флаги стран, их лидеров. Урок тесно связан с курсом истории....
18 03 2024 0:45:57
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России. ...
17 03 2024 10:13:24
Урок содержит материал по исследованию восприятия Наполеона А.С. Пушкиным на разных этапах его творческого пути....
16 03 2024 15:36:11
Тема нестандартного урока-КВН - "Олимпийские игры в древности". На уроке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю раскрыть индивидуальные, способности ученика....
15 03 2024 15:55:37
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
14 03 2024 5:39:56
Учебная тема предназначена для изучения истории на ступенях начального и среднего профессионального образования. Содержание учебной темы структурировано с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе....
13 03 2024 9:53:31
Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....
12 03 2024 6:16:27
Особенность урока ‒ постоянный диалог учителя и учеников, основанный на постановке проблемы и совместный поиск ответов по презентации. Дидактический аппарат будет частично интересен и на уроках в 6-м классе (расселение славян, путь "из варяг в греки", слайд-шоу о язычестве). Основные материалы урока – текст, таблицы, схемы, большое количество иллюстраций, рефлексия-тесты....
11 03 2024 4:32:52
Учебная игра остается одним из наиболее широко используемых средств обучения в пpaктике преподавания истории. Игра дает возможность развивать интерес школьников к предмету, реализует интеллектуальный потенциал учащихся....
10 03 2024 13:29:42
На уроке рассматриваются способы интегрированного изучения смежных предметов как форма использования межпредметных связей для расширения и углубления знаний учащихся, формирования целостной картины мира. У ребят развиваются знания о демократическом политическом режиме на примере российского парламентаризма – одного из важнейших признаков и механизмов демократии....
09 03 2024 8:31:35
Урок построен в виде семинарско-пpaктического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спopных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме. ...
08 03 2024 10:26:36
Владение ИКТ, грамотное их применение на уроках - непременное условие успешной работы современного учителя. А социальный заказ на воспитание творческой, активной личности заставляет отказаться от традиционной системы передачи знаний "учитель - ученик", активно использовать современные образовательные технологии для развития критического мышления. Урок "Мечты Третьего рейха: блицкриг" построен с использованием ИКТ и приемов технологии креативного мышления. ...
07 03 2024 15:49:39
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
06 03 2024 17:49:40
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
05 03 2024 3:10:50
В городе Чехове Московской области «Музей памяти 1941–1945 года» является единственным муниципальным музеем, и поэтому он взял на себя формирование краеведческой базы данных. И не только собирательством знаний о прошлом малой родины он занимается, но и популяризацией каждого обнаруженного факта. И даже негативный, казалось бы, факт, неудачное описание или отрицательное событие может способствовать любви к тем местам, где это событие произошло....
04 03 2024 14:56:41
Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности, личная ответственность обучающихся. Технологии индивидуально-ориентированного обучения, в основе которой лежит организация коллективных учебных занятий и индивидуальный хаpaктер усвоения ЗУН, и ИКТ дают ученику право выбора уровня обучения и его темпа....
03 03 2024 11:43:52
Одним из способов усиления интереса к предмету являются внеклассные мероприятия. На конкурс предложен сценарий для учащихся 5-го класса "Восточное путешествие". Он рассчитан на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагает различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
02 03 2024 22:20:13
Цели урока: познакомить учащихся со структурой избирательной системы Российской Федерации; содействовать формированию активной гражданской позиции молодого поколения по вопросам политической и правовой культуры общества; развивать умение решать проблемные задачи и навыки исследовательской работы....
01 03 2024 23:12:52
Урок помогает сформировать представления о роли Русской Православной Церкви в государственной системе во второй половине XIX века, познакомить с подвижниками веры православной, обратить на роль в общественной жизни монастырей; развивать мышление, умения работать с документом, анализировать, делать выводы; воспитывать милосердие, скромность, доброе отношение к окружающим....
29 02 2024 1:15:10
Данная игра рассчитана на учащихся старших классов, но её можно использовать и на факультативах по истории. В игре принимают участие несколько комaнд. Учитель напоминает ученикам правила игры и объявляет, что она состоит из 14 раундов....
28 02 2024 7:52:22
Воспитательная цель урока: формирование чувства патриотизма, гражданской позиции, любви и уважения к русской литературе и истории страны. Цель: показать обучающимся трагическую судьбу человека в тоталитарном государстве; историю народного мученичества; культ личности Сталина; политику беспросветной лжи, глумления и издевательства над человеком....
27 02 2024 20:34:48
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
26 02 2024 19:38:22
Учитель дает представление учащимся о сущности понятия социального партнерства; выявить проблемы и перспективы его развития на различных уровнях. У ребят развиваются навыки работы с различными источниками (выдержками из законодательных актов, прессой, учебной литературой, информацией, взятой из интервью и Интернета)....
25 02 2024 5:41:11
Конспект урока истории в 10-м классе с использованием мультимедийной презентации. Урок разработан по технологии развивающего обучения. Применение информационных технологий на уроке расширяет возможности творчества учителя, учащихся, повышает интерес к предмету. При некоторой корректировке возможно использование презентации в 8-х классе при изучении данной темы. ...
24 02 2024 15:50:38
Урок проводится в форме комaндной игры "Знатоки истории". Игра состоит из трех этапов: каждой комaнде нужно найти и исправить ошибки в предложенном тексте; решить кроссворд; поочередно предлагается ответить на вопросы исторической викторины. Выигрывает та комaнда, у которой по окончании игры будет больше очков....
23 02 2024 2:46:29
Данное учебное занятие посвящено работе над формированием грамотности школьников как будущих избирателей. На уроке используются активные методы преподавания: решение проблемных задач, работа с понятийным аппаратом, актуализация собственного жизненного опыта учащихся. Материал будет интересен учителям обществознания, классным руководителям, так как может быть использован в качестве основы для классного часа....
22 02 2024 12:24:36
Внеклассное мероприятие по военно-патриотическому воспитанию рекомендовано для учащихся 9–11-х классов и проводится накануне Дня защитника Отечества. На мероприятии воссоздаются картины героического прошлого нашей Родины, грозных битв во имя защиты Отечества....
21 02 2024 13:46:26
Урок по истории предназначен для учащихся 9–11-х классов. Урок разработан для работы учащихся в группах. Форма урока предполагает интеpaктивную работу: анализ материала и составление схемы, защита презентации, обмен мнениями, дискуссию. Урок по предложенной теме может быть заявлен при изучении курса обществознания. ...
20 02 2024 9:34:56
Во внеклассной работе заложены большие возможности формирования интереса к предмету "История". Творческая встреча "Под солнцем пламенной Эллады" нацеливает учащихся на углублённое изучение предмета, знание понятий и терминов, дат, имён, развитие умения делать выводы, а также способствует: закреплению знаний, умений и навыков, полученных на уроках истории по теме Древняя Греция; развитию творческих способностей личности, эмоциональному выражению своих чувств, умения видеть прекрасное; проявлению оформительских способностей, а также дружбе и сплоченности коллектива ребят, развитию чувства ответственности за себя и свою комaнду. ...
19 02 2024 0:36:16
Мероприятие воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ. У ребят формируется осознание исторического прошлого....
18 02 2024 5:43:37
Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....
17 02 2024 4:22:12
Игра – одна из эффективных форм проведения урока, позволяющая формировать интерес учащихся к материалу. Данный урок предполагает закрепление изученной темы, поэтому вместо традиционного опроса проводится всем известная телеигра «Поле чудес». Победители игры получают подарки и призы, а также участников можно поощрить хорошими отметками в журнале....
16 02 2024 19:45:23
Урок основан на работе с письмами выпускника-афганца Мелешина В.Н., погибшего при выполнении воинского долга в Афганистане. Ход афганской войны рассматривается через судьбы её отдельных участников – выпускников школы. На уроке идет словарная работа, работа в группах, подготовка к сжатому изложению. ...
15 02 2024 4:12:57
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
14 02 2024 22:51:48
Учащиеся получают обзорное представление о темах в разделе «История России в XIX веке»; особенностях развития нашей страны в указанный период. В течение урока предполагается активная мыслительная и коммуникативная деятельность учащихся, работа с картой, повторение терминов, выступление учащихся, связь с региональной историей....
13 02 2024 0:33:25
Урок знакомит с уникальными памятниками культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи). Изучая памятники культуры Египта, учащиеся объясняют связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян....
12 02 2024 17:16:31
Внеклассное мероприятие, посвященное односельчанам, труженикам тыла, работавшим на оборонном заводе и в колхозе для нужд фронта. Материал можно использовать на уроках краеведения в 8–9-х классах, а также на классном часе....
11 02 2024 1:22:57
Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения. ...
10 02 2024 5:27:35
Материал является методической разработкой повторительно-обобщающего урока по теме "Форма и структура права" в курсе "Право" для учащихся 10-х классов профильного социально-гуманитарного направления. Урок строится по схеме презентации и представляет собой ряд пpaктических и творческих заданий по изученным вопросам для работы как в группе, так и индивидуально. ...
09 02 2024 12:55:53
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
08 02 2024 13:35:14
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::