Гибель царской семьи > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Гибель царской семьи


    Гибель царской семьи

Проблемный вопрос: Как Вы считаете

  1. Расстрел всей царской семьи вместе с Николаем II и Александрой Федоровной был оправдан?
  2. Оправданным был расстрел только Николая II и Александры Фёдоровны?
  3. Оправданным был только расстрел Николая II?
  4. Расстрел всей царской семьи вместе с Николаем II и Александрой Федоровной не являлся оправданным?

Цель урока

  • показать неоправданность человеческих жертв во имя каких-либо идей;
  • воспитать чувства гуманизма и сострадания;
  • научить анализировать и доказывать свою правоту только словесными (вербальными) способами;

План нашего урока таков:

  1. С начала мы познакомимся (кратко) с жизнью царской семьи до расстрела в ночь на 17 июля 1918 года;
  2. Затем узнаем подробности расстрела и тайного захоронения останков царской семьи; ,
  3. А в оставшееся время мы с вами поспорим на тему, зададим друг другу вопросы и попробуем на них ответить
  4. В завершении урока мы с Вами займемся рефлексией, анализом проделанной работы на уроке.

Ход урока

Урок начинается с гимна царской России “Боже царя храни” (не более 1-2 минут). Именно так звучал гимн. Но Бог хранил царя только до 17 июля 1918 года. Итак, тема сегодняшнего урока “Гибель царской семьи”. Сейчас мы с вами должны разобраться в следующей проблеме. Вы уже прочли вышеприведённые 4 утверждения, а в ходе урока вы должны выбрать одно из них.

I. Знакомство с Николаем II Александровичем и его семьей

Рассказ о семье последних Романовых мы начнем немного издалека: с семейного альбома

Семьи (Здесь и далее, в основном, приведены иллюстрации из книги Э. Радзинского “Господи спаси и усмири Россию”.)Вот он в ранней молодости - в 14 лет. В центре его отец Александр Александрович, вверху слева его мать Мария Фёдоровна (кстати она переживёт Николая) и 2 его сестрёнки Ксения и Ольга, брат Ге opгий и Михаил. Как красив будущий царь и его мать на следующей фотографии. Прекрасное весёлое детство (подробнее в книге Ильи Сургучёва “детство Николая II). A здесь молодой Николай не ведает, что он станет последним российским царём. Ники и Алекс - прекрасная пара. Коронация в Москве: любовь и трагедия. А вот царевны: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Радость и боль пришла с рождением наследника Алексея, он был лишен счастья бегать, кататься на велосипеде, и даже играть в снежки. Царская охота в Беловежской пуще. Через несколько лет охотник превратится в предмет охоты. Святой черт - друг семьи Романовых. И единственная подруга Александры Фёдоровны - Танеева-Вырубова.

Жизнь семьи Николая II до дома Ипатьева

Николай II Александрович родился 6 мая 1868 года день Иова Многострадального. Последний российский император- с 21 октября 1894 по 2 марта 1917 года. Старший сын императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, дочери датского короля Христиана IХ. Вступил на престол после cмepти своего отца Александра III Александровича. Короновался 14 мая 1895 года. Был женат на дочери великого герцога гессенского Лудвига IV Алисе-Виктории-Елене-Луизе-Беатрисе (25 мая 1872 года).До 9 лет Николай получил домашнее воспитание, законоучитель протоирей Янышев. Любимый наставник и воспитатель учитель английского языка Хетс. Свободное владение (кроме русского) немецкий, французский, английский языками. Недурно играл на фортепьяно, рисовал. Обладал хорошей памятью на лица (в составе караула в доме Ипатьевых узнал солдата лейб-гвардейского полка). Хороший спортсмен: плавание, грeбля, теннис (большой). Дополнительное образование: в течении 8 лет получил усложнённый курс гимназии. В 19 лет — вступил в гвардейский Преображенский полк. После этого - 5 лет высшее юридическое и экономическое образование. В 22 года — ликующая запись в дневнике: “Сегодня окончательно и навсегда прекратил занятия!”.После этого отправился в кругосветное путешествие на фрегате “Память Азова”. Посетил Англию, Францию, Грецию, Египет, Индию, Китай, Индонезию, Японию. Перед поездкой знакомство с Аликс и 17-летней балериной Матильдой Кшесинской.29 апреля 1891 - покушение в Отсу некто по имени Санзо Цуда ударил наследника саблей по голове. Мистическое совпадение: в момент удара Николай скажет: “Что? Что?” (Тоже самое впервые секунды расстрела он скажет по словам Юровского).20 октября 1895 года - cмepть Александра III. 21 октября Аликс принимает православие под именем Александры Фёдоровны. 7 ноября - торжественное погребение Александра III. 14ноября(?!) - бpaкосочетание Николая и Александры. “Наша свадьба казалась мне просто продолжением панихиды, с тем отличием, что я надела белое платье вместо чёрного”- напишет Александра Фёдоровна в своем дневнике.1-я дочь - Ольга родилась 3 ноября 1895 г.. 2-я, Татьяна — 29 мая 1897 г.3-я, Мария - родилась 14 июня 1899 г. 4-я дочь, Анастасия - родилась 5 июня 1901 г. Наследник Алексей родился 30 июля 1904 г. 1 ноября 1905г. - появление Распутина в царской семье. Он будет другом семьи до 17 декабря 1916 года и предскажет Романовым: “Если меня не будет, то и вас тоже не будет”. 2 марта 1917 года - незаконное отречение Николая II в пользу Михаила. С 9 марта по 4 августа 1917 года - пребывание под арестом Временного правительства в Петрограде. С 13 августа 1917 года по 30 апреля - пребывание царской семьи в Тобольске. С 17(30) апреля - 17 июля 1918 года – Екатеринбург.

II. Расстрел и тайное захоронение останков царской семьи.

4 июля 1918 года - смена охраны и коменданта Авдеева. 10 чекистов во главе с бывшим фотографом, комиссаром Яковом Юровским. Тучи сгущались. Взглянем на карту гражданской войны в этом районе.26 мая 1918 года пал Челябинск, 28 мая - Златоуст, Кыштым (в 130 верстах от Екатеринбурга),1-2 июля - Омск, Самара, 3 июля - Оренбург, 8 июля - Уфа. Екатеринбург падёт только 25 июля. Значит, не рвались? В качестве знамени Белого движения Николай II никого не устраивал.

Что же чувствовали сами члeны царской семьи и слуги? Доктор Боткин (письмо 3 июля 1918 года): “Я умер, но ещё не похоронен или заживо погребен - последствия почти тождественны”. Расстрельная комaнда готовилась из охраны дома Особого Назначения (50 чел.) было выделено 7 “латышей” (венгров) и 5 главных расстрельщиков: Яков Юровский (комендант ДОН), Григорий Никулин (главный помощник Юровского), Михаил Медведев, Пётр Ермаков( руководил 1-м неудачным захоронением останков царской семьи), Алексей Кабанов.(полный список см. в Приложении) Они хорошо подготовились: 11 июля установлены решетка, вымыты полы, проведено электричество1 июля — последняя служба. Но и семья готовилась. 7 июля Александра Фёдоровна постригла бывшего царя. “Они стали совсем другими”. Одним из доказательств этого служит стихотворение великой княгини Ольги “Молитва”. (Cм. Приложение)

Расстрел

Я.М. Юровским было принято решение о порядке расстрела - каждый стрелок должен был расстрелять заранее намеченную жертву из револьвера. Двое латышей принять участие в расстреле отказались. Одновременно была выбрана комната для расстрела, находившаяся на первом этаже дома Ипатьева, где до этого располагались охранники. 16 июля утром Я.М.Юровский забрал из дома Леню Седнева, мальчика, помогавшего по хозяйству, объяснив это тем, что ему необходимо встретиться с дядей. Я.М. Юровский собрал 12 наганов, находившихся в распоряжении охраны, и около 23 часов раздал их расстрельной комaнде. Грузовик для перевозки трупов должен был прийти в 12 часов ночи, но появился только в 1.30. После прибытия грузовика разбудили доктора Боткина, которому сообщили о том, что в связи с тревожным положением в городе оставаться на верхнем этаже опасно и необходимо срочно перейти в другое место. На сборы у семьи ушло примерно 40 минут, после чего царскую семью и слуг перевели в полуподвальное помещение этого дома, окном выходящее на Вознесенский переулок. Царевича Алексея Николаевича Николай II нес на руках, поскольку тот не мог идти из-за болезни. По просьбе Александры Федоровны в комнату внесли два стула. На один села она, на другой царевич Алексей. Остальные расположились вдоль стены. Я.М. Юровский ввел в комнату расстрельную комaнду и прочитал приговор Николай II попытался получить объяснения, но Я.М. Юровский дал комaнду, после чего началась беспорядочная стрельба. Участники расстрела начали беспорядочную стрельбу, причем стрельба велась не только в помещении, где производился расстрел, но и из смежной комнаты. После первого залпа оказалось, что царевич Алексей, дочери царя, горничная А.С. Демидова, доктор B.C. Боткин подают признаки жизни. Закричала Великая княжна Анастасия, поднялась на ноги горничная Демидова, длительное время оставался жив царевич Алексей. Их застрелили из пистолетов и револьверов и добили штыком винтовки. После констатации cмepти все трупы начали переносить в грузовик. Как установлено, в ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в доме Ипатьева в Екатеринбурге были расстреляны: российский император Николай II, российская императрица Александра Федоровна, их дети - царевич Алексей Николаевич, Великие княжны Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, Мария Николаевна и Анастасия Николаевна, лейб-медик Е.С.Боткин, горничная А.С. Демидова, повар И.М. Харитонов и лакей А.Е. Трупп.

Тайное захоронение

Непосредственно после окончания расстрела несколько человек из комaнды пытались похитит драгоценности, находившиеся на мертвых телах. Юровского обеспокоило поведение солдат, и он решил сопровождать трупы до места их сокрытия. Выехали из дома Ипатьева около трех часов ночи. В 3 - 4 верстах от Верх-Исетского завода навстречу грузовику прибыл отряд красногвардейцев П.З. Ермакова. Люди из комaнды Ермакова выражали возмущение тем, что им самим не дали расстрелять царскую семью. Через 3 - 4 версты после встречи с красногвардейцами грузовик застрял. Так как телег не было, трупы переложили в пролетки и отвезли в район так называемой Ганиной Ямы - небольшого пруда в районе деревни Коптяки. По дороге к месту захоронения люди из отряда Ермакова обнаружили в одежде члeнов царской семьи драгоценности и пытались похитить их. По инициативе П.З. Ермакова было принято решение о том, чтобы трупы утопить в заброшенной “открытой шахте”, а затем шахту завалить бревнами, досками и мусором. К шахте подъехали около 6 - 7 часов утра. В связи с тем, что в одежде обнаружили драгоценности, Я.М. Юровский приказал раздеть трупы, выпороть из одежды драгоценности, а саму одежду сжечь. Трупы без одежды бросили в “открытую шахту” и завалили старыми досками, затем забросали шахту гранатами. Трупы не утонули, поскольку воды в шахте оказалось мало, и тела сверху хорошо просматривались. Убедившись, что место захоронения выбрано неудачно, около 10 - 11 часов 17 июля Я.М. Юровский выставил караулы и направился в Екатеринбург для того, чтобы посоветоваться с руководителями Уралсовета о трaнcпортировке трупов в другое место. По указанию Г.И. Сафарова и Ф.И. Голощекина было принято решение все трупы обезобразить серной кислотой, часть трупов сжечь, а часть мелкими группами бросить в глубокие шахты, расположенные по Московскому тpaкту в окрестностях Екатеринбурга. для этих целей было выделено около 170 л серной кислоты и бочка керосина емкостью около 10 - 12 пудов (160 - 180 л). достать трупы из шахты поручили П.З. Ермакову. В течение всего дня 17 июля 1918 г. Я.М. Юровский занимался поисками возможного места сокрытия трупов и осматривал глубокие шахты. Вернулся он в Екатеринбург только около 20 часов. В район Ганиной Ямы он направился около 0 час. 30 Мин. 18 июля 1918 г. и около 7 часов утра проследовал переезд № 184 Горнозаводской линии в сторону деревни Коптяки. Утром 18 июля 1918 г. под руководством П.З. Ермакова из “открытой шахты” достали все трупы расстрелянных. Трупы сложили недалеко от шахты и закрыли палатками. Мнения участников операции о том, куда девать трупы, разделились - одни предлагали закопать их посреди дороги, а дорогу заездить, другие - отвезти к Верх-Исетскому пруду. По указанию Юровского выкопали яму, но каким-то образом через оцепление к Ганиной Яме подошел знакомый П.З. Ермакова. Опасаясь, что место захоронения может быть раскрыто, Юровский приказал зарыть и замаскировать яму. для того, чтобы не раскрыть секрета, по словам Юровского, до темноты 18 июля 1918 г. трупы находились в районе “открытой шахты”. В ночь выехали из этого района и держали направление на Сибирский тpaкт. Трупы везли сначала в телегах, а затем их переложили в грузовик. Грузовик по дороге два раза застрял настолько, чтодля того, чтобы его вытащить, пришлось сгружать трупы. Неподалеку от переезда 184 км около 4 час. 30 мин. в Поросенковом Логу грузовик застрял окончательно, и его не могли вытащить в течение двух часов. Я.М. Юровский принял решение о захоронении трупов посредине дороги на Коптяки (в районе переезда № 184). В своей “Записке” Яков Юровский фиксирует местонахождение тайного захоронения: “Коптяки в 18 верстах от Екатеринбурга, к северо-западу линия ж\д проходит в 9 верстах, между Коптяками и Верх-Исетским заводом от места пересечения ж\д погребены в 100 саженях ближе к Верхне-Исетскому заводу”. 19 июля Юровский бежит от наступающей белой армии, увозя с собой 7 мест багажа(архив Романовых),при этом забывает деньги, документы и мать Эстер.

Расследование Намёткина, Сергеева, Соколова

30 июля для расследования обстоятельств гибели царской семьи постановлением Екатеринбургского окружного суда был назначен следователь по важнейшим делам А.П. Намёткин. 12 августа 1918 года расследование было поручено вести члeну Екатеринбургского окружного суда И.А.Сергееву, который осмотрел дом Ипатьева, в том числе и полуподвальную комнату, где была расстреляна царская семья, собрал и описал вещественные доказательства, найденные в “доме особого назначения” и на руднике.17 января 1919 года для надзора за расследованием дела об убийстве царской семьи Верховный правитель России адмирал А. В. Колчак назначил главнокомaндующего Западным фронтом генерал-лейтенанта М. К. Дитерихса. 26 января Дитерихс получил подлинные материалы следствия, проведённого Намёткиным и Сергеевым. Приказом от 6 февраля 1919 года расследование было возложено на следователя по особо важным делам Омского окружного суда Николая Алексеевича Соколова (1882—1924). 7 февраля Соколову в Омск были переданы от Дитерихса подлинное производство и вещественные доказательства по делу. С 8 марта по 11 июля Соколов продолжил следственные действия в Екатеринбурге. По приказу Дитерихса Соколов покинул Екатеринбург 11 июля 1919 года и вывез все акты подлинных следственных производств вместе с вещественными доказательствами. Соколов кропотливо и самоотверженно вёл порученное ему следствие. Уже был расстрелян Колчак, вернулась Советская власть на Урал и в Сибирь, а следователь продолжал свою работу в изгнании. С материалами следствия он проделал опасный путь через всю Сибирь на дальний Восток, затем в Америку. В эмиграции в Париже Соколов продолжал брать показания у уцелевших свидетелей. Он умер от разрыва сердца в 1924 году, так и не завершив своего расследования. Именно благодаря кропотливой работе Н. А. Соколова стали впервые известны подробности расстрела и захоронения царской семьи.

Поиск останков царской семьи

Летом 1979 было найдено захоронение царских останков группой Г.Рябова и А.Авдонина Обстоятельства гибели царской семьи расследовались в рамках уголовного дела, возбужденного 19 августа 1993 года по указанию Генерального прокурора РФ. Его возглавил старший прокурор криминалистического отдела криминалистики Главного Следственного Управления Генеральной Прокуратуры РФ Владимир Соловьев. В 1998 года оно было закончено Соловьевым. Вывод его однозначен. Здесь, в урочище Ганиной ямы, захоронены останки царской семьи( останки 9 человек, останки 2 тел пока не найдены),расстрелянные группой чекистов во главе с Яковом Юровским в ночь на 17 июля 1918 года в доме инженера Ипатьева и тайно здесь захороненные. Историческая часть исследования, занимает несколько томов уголовного дела. Здесь сосредоточены сведения из главных государственных архивов России, США, Великобритании, ФРГ, Дании, Лихтенштейна и т.д. Исследованию были подвергнуты Записки Юровского, следственное дело Соколова, телеграммы и шифротелеграммы советской власти, дипломатическая переписка, воспоминания очевидцев расстрела. Впечатляюща и экспертная часть уголовного дела о расстреле царской семьи. Кроме обычных для таких дел баллистических, судебно-медицинских, судебно-биологических экспертиз, были проведены тщательные генетические исследования. В состав экспертных групп входили более 50 лучших специалистов из Москвы, Санкт-Петербурга , Воронежа, Киева, Саратова, Красноярска и других городов. Работа выполнялась на базе Криминалистического центра МВД Великобритании в г.Алдермастоне в рамках совместного российско-британского соглашения. Итоги проведенного генетического анализа, были одобрены на Конгрессе Международной ассоциации криминалистики в Дюссельдорфе (август 1993 г.) и Международном симпозиуме по идентификации личности в Фениксе (сентябрь 1993 г.). Генетический анализ, полностью подтвердил результаты исследований традиционными антропологическими методами по каждому из пяти скелетов, идентифицированных российскими экспертами как останки члeнов семьи Романовых. 17 июля 1998 9 останков погребены в усыпальнице Романовых в Петропавловском соборе г. Санкт-Петербурга.

Альтернативные теории

Существуют ничем не подтвержденные альтернативные версии казни царской семьи. К ним относятся и теории заговора, и версии о спасении кого-либо из царской семьи, и что казнь царской семьи явилась ритуальным убийством, осуществленное жидомасонами. В подтверждение этих теорий приводятся якобы каббалистические знаки, найденные в комнате, где проходил расстрел. При их рассмотрении вопросов возникает больше, чем ответов.

Вопрос о реабилитации

В 1990—2000-е годы перед различными инстанциями ставился вопрос о юридической реабилитации Романовых. В сентябре 2007 Генеральная прокуратура РФ отказалась рассматривать такое решение, так как не обнаружила по факту расстрела Романовых “обвинений и соответствующих решений судебных и несудебных органов, наделявшихся судебными функциями”; таким образом, расстрел царской семьи был официально признан не казнью, а убийством.

Канонизация и церковный культ царственных мучеников

В 1981 году царская семья была прославлена (канонизирована) Русской православной церковью за рубежом, а в 2000 — Русской православной церковью.20 сентября 1990 года Горсовет Екатеринбурга принял решение об отводе участка, на котором стоял снесённый дом Ипатьева, Екатеринбургской и Верхотурской Епархии. Здесь в 2000-х годах был сооружен храм в память о невинно убиенных. В 1991 г. архиепископ Мелхиседек благословил установить Поклонный Крест в урочище Ганина Яма на месте уничтожения останков Царской Семьи. В 2000 г., во время визита на Уральскую Землю, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил создание на этом месте монастыря в честь Святых Царственных Страстотерпцев. На территории монастыря было построено 7 храмов (2000-2003). Один из них - Храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев. Останки Святых Царственных Страстотерпцев сделали это место особо почитаемым, освященным Их прахом и пеплом. Ныне монастырь на Ганиной Яме является символом покаяния нашего народа в грехе богоотступничества.

Какие у вас есть вопросы по услышанному, может быть, что-то неясно, непонятно? Пожалуйста, не стесняйтесь. Хорошо. Спасибо.

Вопросы на размышление

Теперь, когда мы с вами познакомились с обстоятельствами жизни, cмepти Николая II и его семьи, попробуем ответить на несколько вопросов.

  1. Что бы Вы почувствовали в ночь перед расстрелом, если бы оказались на месте члeнов царской семьи?
  2. Как бы развивались события, на Ваш взгляд, если бы белая армия освободила бы царскую семью?
  3. Как Вы думаете, какова была бы судьба Романовых в случае проведения над ними пролетарского суда?
  4. Как Вы считаете, почему семью Романовых не приняла ни одна страна, ведь дом Романовых имел много родственников за рубежом?
  5. Можно ли, на Ваш взгляд, оправдать убийство 11 человек какими-либо идеями, пускай даже самыми благородными?
  6. Какие чувства у Вас вызывает расстрельная комaнда во главе с Юровским?
  7. Как Вы думаете, отнеслись к расстрелу царской семьи в России? за рубежом?
  8. Смогли бы Вы участвовать в расстреле Романовых?
  9. Кто для вас является мopaльными победителями: Романовы или их убийцы?
  10. Как Вы думаете, почему до сих пор Русская Православная Церковь не признала останки 9 человек останками царской семьи и их слуг?

Рефлексия

  1. .Как Вы оцениваете свое участие на уроке по 1 0-бальной шкале 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
  2. Как вы оцениваете данный урок по 1 0-бальной шкале 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
  3. Что бы Вам хотелось изменить в структуре урока?
  4. Что Вы узнали нового?
  5. Что в уроке Вам понравилось больше всего?

Выводы по уроку. Оценка работы.

Список рекомендуемой литературы:

  1. К.В. Рыжов “(Великие и знаменитые монархи”. М: Астрелъ,2003. “Всемирная история: 500 биографий “. — М.:Современник; 2000.
  2. А.П.Лаврин “1001 cмepть “.М: Ретекс, 1991.
  3. М.К.Касвинов “23 ступени вниз “. М: Мысль, 1989.
  4. Генрих Иоффе “(Революция и судьба Романовых”. М.:Республика, 1992.
  5. Л.Л. Танеева — Вырубова “Распутин”. М.: Панорама, 1990.
  6. Татьяна Мельник “(Воспоминания о царской семье и её жизни до и после революции”. М.:Анкор, 1993.
  7. Р.К. Баландин “(Всемирная история — 500 биографий”. М.:Современник., 2000.
  8. Ю.Буранов, В.Хрусталёв “Гибель императорского дома 1917-1919 гг . М: .Прогресс, 1992.
  9. В.(В.Водовозов “Граф С.Ю. Витте и император .Николай II”.Петроград: Мысль, 1922
  10. “Великие тайны прошлого” — Германия.: (РидерзДайджест, 1998.
  11. Надежда Опрышко “Православные святые: почитание и прославление “. М.: Олма-пресс, 2002.
  12. Эдвард Радзинский “Господи, спаси и усмири Россию “. —М: Вагриус, 1993.
  13. С.Ю. Витте “Воспоминание”. — М.: 1960. том I, II.
  14. Бьюкенен Джордж “Мемуары дипломата “. М, 1923.
  15. А.Ф.. Керенский “Издалёка”. — Петроград.:,1921.
  16. Н.А.Соколов У6ийство царской семьи . — М.: 1991.
  17. А.А.Волков “Около царской семьи “. — Частная фирма Анкор М.:1993.
  18. Родина 1995 №8;1996 №1;1997 №6;!998 №2, 1998 №7;1995 №8;

 Электронные ресурсы, Интернет:

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://www.femida.ru
  3. http://www.monarchia.ru

Приложение


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

16 06 2024 20:21:45

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

15 06 2024 16:38:16

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

14 06 2024 4:16:29

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

13 06 2024 5:14:49

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

12 06 2024 1:11:34

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

11 06 2024 10:29:12

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

10 06 2024 21:13:24

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

09 06 2024 3:18:25

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

08 06 2024 13:49:19

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

07 06 2024 13:30:34

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

06 06 2024 3:13:45

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

05 06 2024 18:29:12

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

04 06 2024 9:54:48

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

03 06 2024 11:25:53

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

02 06 2024 9:25:10

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

01 06 2024 22:30:26

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

31 05 2024 10:48:44

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

30 05 2024 3:34:31

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

29 05 2024 3:59:20

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

28 05 2024 12:59:52

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

27 05 2024 21:57:29

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

26 05 2024 9:31:37

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

25 05 2024 15:11:10

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

24 05 2024 7:28:30

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

23 05 2024 13:23:42

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

22 05 2024 17:35:22

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

21 05 2024 0:42:40

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

20 05 2024 17:28:58

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

19 05 2024 4:24:55

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

18 05 2024 20:10:34

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

17 05 2024 0:50:45

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

16 05 2024 18:50:39

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

15 05 2024 3:25:23

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

14 05 2024 22:20:37

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

13 05 2024 20:50:50

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

12 05 2024 14:23:12

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

11 05 2024 8:49:26

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

10 05 2024 13:47:40

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

09 05 2024 12:27:48

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

08 05 2024 13:47:13

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

07 05 2024 22:52:39

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

06 05 2024 13:46:32

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

05 05 2024 0:23:15

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

04 05 2024 19:32:42

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

03 05 2024 2:19:50

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

02 05 2024 13:40:24

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

01 05 2024 15:53:20

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

30 04 2024 23:16:37

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

29 04 2024 10:22:23

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

28 04 2024 6:21:36

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::