Взгляд на Россию XX века. Вводный урок по истории Отечества в 11-м классе
Цели: способствовать формированию представления о месте и значении 20 века в истории России; познакомить учащихся с людьми и главнейшими событиями века; способствовать развитию умений учащихся объективно оценивать деятельность людей, влияние событий на ход истории, корректно и аргументировано высказывать и отстаивать собственные взгляды, мнение; способствовать формированию исторического сознания.
Задачи: развитие умений и навыков работы с различными источниками: обработка информации, представление полученной информации в различных видах; развитие коммуникативных способностей, умение работать в группах, парах, проявляя терпимость, объективность, критичность в подготовке и представлении точек зрения.
Планируемые результаты. Учащиеся узнают о выдающихся людях 20 века, вспоминают главнейшие события истории, выявляют проблемы века, спopные вопросы. Отpaбатывают умения излагать полученную информацию в различных видах (схемах, таблицах, тезисах и т.д.), совершенствуют умение работы с различными источниками, анализируют полученную информацию и делают выводы, прогнозируют развитие дальнейших событий. Учатся объективному оцениванию деятельности людей.
Подготовительная работа.
1. Из учеников, проявляющих интерес к изучению истории, формируются группы из разных классов. Самостоятельно выбирают одно из предложенных опережающих заданий.
А..Выделить главнейшие события века и подготовить кратную информацию о каждом событии. Вид оформления полученной информации выбрать самостоятельно (таблица, схема, логическая цепочка, электронная презентация и др.)
Б. Выделить выдающихся людей века, подготовить краткую историческую справку о деятелях. Оформить в виде картинной галереи.
В.Отметить наиболее выдающиеся научные открытия, достижения века. Оформление в виде презентации, слайдов.
2.Ученики получают задание просмотреть учебные пособия для 9,11 классов по истории Отечества 20 века.
3. Ученикам предлагается список литературы, электронных учебников, пособий библиотеки.
Оборудование урока: комплекты раздаточного материала по периодам истории 20 века, атласы “Россия.20 век”, Компьютерная версия энциклопедии Кирилла и Мефодия, хрестоматии, учебные пособия кабинета, дополнительная литература библиотеки школы.
План урока.
- Проблемы века 19 в век 20.
- Главнейшие события и люди российской истории 20 века.
- Представление о времени и о себе.
Оформление доски: линия времени “20 век “с выделенными временными отрезками: 1900-1916, 1917-1940,1941-1945,1945-1953,1953-1964-1965-1985,1985-1991-2000 , 2000-2007.
Эпиграф урока: В нашем настоящем слишком много прошедшего; желательно было бы, чтобы вокруг нас было поменьше истории. (В.О. Ключевский)
Вступительное слово учителя. Наш урок - первый блока уроков, посвященного изучению истории России 20 века. Мы вспомним (потому что изучали историю России 20 века, будучи учениками 9 класса), новым взглядом окинем век 20; события, люди века минувшего пройдут перед нашим взором; с новых, уже взрослых позиций оценим историю России. Постараемся выяснить, почему же Ключевский желает, “… чтобы вокруг нас было поменьше истории”.
Обратим внимание на 19 век. Многие проблемы 19 века не были решены, их предстояло решать в веке 20.Какие же проблемы века 19 вы выделите?
Высказывания учеников. Слайдовое представление о проблемах века (одно из опережающих домашних заданий). Приложение №1.
Учитель. Итак, мы выделяем главные проблемы века: вопрос о власти и крестьянский вопрос. Эти и другие проблемы предстояло решать в 20 веке. Как решались насущные проблемы 19 и 20 веков мы выясним на ближайших уроках. Сейчас мы рассаживаемся по группам, работаем с выбранными самостоятельно источниками, выполняем следующие задания:
- выбираем любой временной отрезок,
- при помощи компьютерной версии энциклопедии Кирилла и Мефодия выясняем: главнейшие события данного времени, главных действующих лиц того времени,
- подбираем название данного исторического периода,
- оформляем полученную информацию в любой форме: таблицы, схемы и т.п.
Известно, что сборные комaнды из классов получили опережающее домашнее задание поработать над данными вопросами и предложить вам свои представления о главных событиях века и главных действующих лицах. Совпадут ли ваши точки зрения в выявлении главных событий и лиц времени, мы увидим через 15-20 минут. В вашем распоряжении атласы истории России, компьютерные программы, учебные пособия, дополнительная литература библиотеки школы, исторического кабинета.
Учащиеся работают с различными источниками информации, обpaбатывают, обсуждают представление и оформление материала, готовят устное выступление, обсуждают предполагаемые вопросы, консультируются с учителем по спopным вопросам.
Звучит музыка А.Хачатуряна “Время, вперед!”- сигнал к завершению работы.
Представитель группы выходит к доске, на линии времени 20 века под датами периода подписывает выбранное название своего времени, перечисляет события периода, фамилии, имена выдающихся, по мнению группы, людей.
Второй представитель группы устно рассказывает о главных событиях, о лидерах того времени.
В тот же момент работают ученики, получившие опережающие домашние задания: на линии времени отмечают другими цветами те события, которые они посчитали важнейшими, оформляют портретную галерею выдающихся людей. Ученики объясняют свой выбор событий и персоналий.
Наглядно видно совпадение или несовпадения мнений учеников.
Учитель комментирует наиболее спopные моменты, предлагая учащимся обсудить проблемные вопросы в процессе углубленного изучения периодов истории.
После выступления учащихся подводятся итоги.
Учитель: у каждого времени свои герои, достижения и потери. У каждого времени свои глашатаи. Попробуйте определить о каком времени строки поэтов. ( Высказывания даются без подписи авторов и не в хронологическом порядке.)
1.
Я сижу в темноте. И она не хуже
в комнате, чем темнота снаружи.
…Гражданин второсортной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли, и дням грядущим
я дарю их как опыт борьбы с удушьем.
(197 г. Бродский.)
2.
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
(1919 г. М. Волошин.)
3…
.Мы
с планетой своей
говорили на “ты”,
нас несли самолеты.
Везли поезда…
Жаль, что времени
нам не хватало всегда.
( 70-е г. 20 века Р. Рождественский.)
4.
И поверженный в бою,
я воскресну и спою,
Быть может через сто веков
В стране не Дypaков, а гениев.
(1990-е годы И. Тальков.)
5.
Революционный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг!
(1917 г. А. Блок.)
6.
- Словом, Теркин, тот, который
На войне лихой солдат,
На гулянке гость не лишний,
На работе - хоть куда…
(40-50-е гг. 20 века А. Твардовский.)
7.
О власти.
Кумиров создаем и низвергаем,
А все на месте продолжаем бег.
Один сказал: “ Мы долго запрягаем…”
Другой подумал: “ Главное, не тех…”
(70-е г. 20 в. Е. Самоварщиков.)
Заключительное слово учителя. У каждого времени свои приоритеты, свои ценности, свои достижения и потери, свои герои.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь...
Коллингвуд ответил на вопрос: “Для чего нужна истории?”: “Для человеческого самопознания”.
На последующих уроках мы более подробно остановимся на ключевых моментах истории России 20 века, поговорим о людей таких далеких и таких родных, о нас с вами. Сегодня мы бросили взгляд…
Учитель благодарит учащихся за работу, отмечает наиболее активных участников групп, оценивает работы учащихся.
Презентация.
Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов.
...
28 06 2022 10:24:11
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
27 06 2022 14:14:48
В ходе урока учащиеся вспоминают месторасположение географических объектов, указывают их на карте. Посмотрев сцену из жизни paба, попавшего волею случая в Вавилон, учащиеся понимают необходимость жизни государства и общества согласно законам. На заключительном этапе школьники выступают в качестве детективов и восстанавливают испорченный мошенниками исторический документ....
26 06 2022 7:36:49
Интегрированный урок-презентация по истории и литературе в 10-м классе по теме "Путешествие по Петербургу". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме. Данная презентация позволяет ученику проверить свои ответы прямо на экране компьютера.
...
25 06 2022 5:33:41
Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....
24 06 2022 18:33:43
Цели урока: познать хаpaктерные черты богов древних египтян; сформировать представления о богах Египта; воспитать интерес к истории Древнего мира....
23 06 2022 13:40:48

Цель урока: дать учащимся представление о ходе Курской битвы, разъяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г., понятие «Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество....
22 06 2022 1:16:59
Мой личный педагогический опыт преподавания истории и обществознания в школе позволяет сделать вывод о том, что использование проблемного метода обучения в учебном процессе обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся и плодотворный творческий труд педагога по обучению и воспитанию молодежи....
21 06 2022 1:52:49
Работа посвящена развитию познавательной активности учащихся при изучении летописных документов Древней Руси.
...
20 06 2022 14:13:28
Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем.
Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
19 06 2022 2:43:15
Урок проведен по учебнику А.А. Вигасина с использованием дополнительной литературы. Работа организуется так, чтобы учащиеся не только извлекали историческую информацию из учебника, но и находили ее в других источниках. Материал урока позволяет детям анализировать события прошлого и настоящего.
...
18 06 2022 9:55:31
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
17 06 2022 0:21:16
Цели урока: осмысление учащимися опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых российских ценностей российского общества; формирование умения организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, находить общее решение, аргументировать и отстаивать своё мнение; воспитание чувства патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому многонационального народа России....
16 06 2022 10:13:42
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией.
Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры.
Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав.
...
15 06 2022 10:41:50
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
14 06 2022 13:19:45
Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....
13 06 2022 17:51:20
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д.
...
12 06 2022 22:35:11
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
11 06 2022 15:59:27
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения.
...
10 06 2022 16:12:49
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
09 06 2022 19:24:19
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
08 06 2022 21:53:20
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
07 06 2022 8:14:13
Цель урока — обобщение, систематизация и закрепление знаний учащихся по данному разделу. Методика проведения урока разработана с учётом современных педагогических технологий, таких как технология развивающего обучения, технология педагогического сотрудничества, игровые технологии, технология работы в группах. Урок основан на проблемно-дискуссионных, поисковых, исследовательских заданиях.
...
06 06 2022 11:16:17
Представлен конспект урока по обществознанию для учащихся 10–11-х классов с использованием интеpaктивных приёмов обучения: "займи позицию", "мозговой штурм", работа в малых группах. Актуальность урока заключается в том, что рассматриваются проблемы современной молодежи и пути их решения....
05 06 2022 7:19:52
Урок обществознания в форме защиты проектов с использованием информационных технологий. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссии, умения грамотно и логично излагать свои мысли, работать в группах.
...
04 06 2022 14:24:57
Основными задачами урока являются: развитие исследовательской мыслительной деятельности на примере спopных вопросов Смутного времени; развитие умения самостоятельно выбирать из вариантов правильный ответ, доказывать его состоятельность; на примере возрожденного национального самосознания 17 века воспитание личной ответственности за судьбу страны.
...
03 06 2022 22:43:14
Данное занятие может быть проведено в рамках элективного курса по истории России в профильном 10–11-м классе. Предлагаемые методы обучения основаны на критическом мышлении. Познавательные задания подготовлены на основе приемов перспективного подхода к изучению истории, многоуровневого анализа исторических источников....
02 06 2022 21:22:47
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
01 06 2022 12:25:22
Деловая игра "Политические дебаты" - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания, работающих в 10–11-х классах ОУ и преподавателей НПО. Она содержит рекомендации по проведению деловой игры при изучении темы "Политическая жизнь современной России". Материал разработан с учетом последних политических событий страны. Данный методический прием способствует формированию политической культуры, гражданской активности учащихся, развивает умения аргументированных выступлений по вопросам политики....
31 05 2022 23:48:15
Предлагаемое мною мероприятие помогает воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма, заинтересовать школьников в изучении песен военных лет и проверить знания по истории Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к славному прошлому нашей страны, чувство национальной гордости и патриотизма....
30 05 2022 23:52:48
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
29 05 2022 21:59:51
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
28 05 2022 16:37:28
Одним из важных направлений разрешения назревающих проблем в образовании
является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным
признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической
системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации
познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения
требованиям школы....
27 05 2022 7:49:13
Урок построен в технологии системно-деятельностного обучения, предполагающей применение таких методов и форм работы на уроке, как: методы наглядной передачи информации и её зрительного восприятия, методы передачи информации с помощью пpaктической деятельности. Цель урока – повторить и закрепить ранее изученный материал, опираясь на основные понятия, термины и имена (Венский конгресс, консульство, континентальная блокада, Наполеон Бонапарт, реставрация Бурбонов, «Сто дней»)....
26 05 2022 14:21:29
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти.
...
25 05 2022 13:20:45
Статья содержит материалы об интеpaктивных методах, которых можно активно использовать на уроках истории и обществознания. Это: "мозговой штурм", дискуссия, ролевая игра, метод "синквейна", "Три предложения" и др. Применение в пpaктике преподавания интеpaктивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока.
...
24 05 2022 9:33:35
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
23 05 2022 19:24:52
Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны.
...
22 05 2022 2:33:34
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
21 05 2022 20:16:37
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
20 05 2022 20:32:36

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
19 05 2022 17:36:32
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
18 05 2022 8:44:43
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
17 05 2022 12:45:36
Цели урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми....
16 05 2022 16:21:25
Компетентностный подход ведёт ребят к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Представление об изучаемой эпохе, её анализ, дискуссия по проблеме позволяют ученику иметь собственную точку зрения, занять активную гражданскую позицию. Аргументация мнения, умение слушать и осмысливать материал формируют навык конструктивного и толерантного общения....
15 05 2022 7:57:53
Разные формы и виды работы на уроке позволяют познакомиться с историей образования и гибели государства Ассирия. По ходу объяснения нового материала учитель и учащиеся составляют, объясняют схемы в опopном конспекте.
...
14 05 2022 23:38:22
Представлен урок изучения новой темы с элементами лабораторной работы. В ходе занятия учащиеся анализируют исторические документы, самостоятельно определяя причины неудач первых дней войны, отвечают на сопутствующие вопросы в ходе урока, с помощью электронной методической разработки знакомятся с основными событиями и фактами, предполагается заслушивание сообщений, подготовленных учащимися. Данный урок является попыткой правдиво рассказать о трагических событиях первых дней войны, проанализировать их и дать оценку. Таким образом, учащиеся учатся критически оценивать происходившие события, устанавливать причинно-следственные связи, сопереживать.
...
13 05 2022 4:22:33
Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....
12 05 2022 8:11:26
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: ХIХ век. 8-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Перемены в экономике и социальном строе России в последние десятилетия XIХ века» и для изучения нового материала по теме «Общественное движение 80–90-х гг. XIХ века» в 8-м классе....
11 05 2022 0:43:23
Вашему вниманию предлагается статья, в которой повествуется о блокаде Ленинграда....
10 05 2022 10:30:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::