Интегрированное мероприятие по истории и православной культуре "Бесcмepтные поля России" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированное мероприятие по истории и православной культуре "Бесcмepтные поля России"


    Интегрированное мероприятие по истории и православной культуре "Бесcмepтные поля России"

Цели мероприятия:

  • донести до учащихся трагедию русского народа;
  • показать духовное величие человека, перенесшего суровые испытания, самоотверженность и мужество тех, кто отстоял свободу и независимость,
  • сохранять и приумножать славные традиции стойкости и безграничной преданности Родине, охранять связь поколений, развивать чувство осознанности, безграничной силы духа и воли человека,
  • показать роль православной церкви в обеспечении победы,
  • развивать творческие способности детей, активность, речь и внимание.

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА. 1380 год.

Слайд 1

1 чтец:

Куликовская битва, Бородинское, Прохоровское сражения – три великих поля ратной русской славы. Какие замечательные страницы Отечественной воинской доблести связаны с этими полями. Сколько существует Русь, столько и приходится ей сражаться за свою свободу и независимость. Сегодня мы перелистываем лишь некоторые страницы нашей истории, которые связаны победными сражениями на этих полях.

Много раз с мечом и огнем приходили к нам незваные гости. Кто только ни зарился на русские земли, на наши богатства, кто только ни пытался поработить свободолюбивый народ.

Шведы, немцы и монголы,
Польша, Турция, Литва,
Печенеги и хазары,
Даже Франция была...

2 чтец:

Но ни перед кем не вставала наша страна на колени. Недаром русская пословица говорит “Кто с Россией ни тягался, правым не оставался”. Разоренная, разграбленная и сожженная, она вновь и вновь освобождалась от чуждого ига, поднималась из пепла.

Москва страдала, горела, пустела
На окраине не встретишь ответ.
И снова сверкала, блестела,
Все злое забыв на послед.
Мы все прощали,
Мы – великороссы,
Всегда великодушны и добры.

Слайд 2

3 чтец:

Русское поле, разлеглось ты во все стороны, точно сказочный ковер, расшитый искусными руками, и кажется – нет ничего на свете красивее и величественнее тебя...

Русское поле! Много ты повидало на своем долгом веку: и хорошего и плохого. Ведь так повелось, что все самые главные и судьбоносные сражения разыгрывались в поле. Может, именно поэтому место сражения и зовется у нас полем брани?!

Слайд 3

4 чтец:

Поля да поля, зеленые перелески, тихие ручьи, холмы плавные и покатые...

Ширь да простор – вот оно, наше русское раздолье! А какая тишина! Только птицы поют. То кулики перекликаются, ведь не случайно поле Куликовым зовется.

Слайд 4

5 чтец:

Так прочтем же старинную повесть,
Как из сел, разоренных дотла,
В пламя битвы народная совесть
Всенародное войско вела.
Та заря разгорелась сурово,
Что когда-то пылала вдали –
Славься, поле побед – Куликово
Слава ранняя Русской земли.

Слайд 5

6 чтец:

Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла.
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За разливающейся мглой
Не слышно шума битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск, и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Не даром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем,
Теперь твой час настал,- Молись!

Слайд 6

7 чтец:

Шел год 1380-й...

“Эге-гeй, люд московский, православный. Мамай идет! Подымайся, Русь!”

И вот оно – огромное Куликово поле, открыто со всех сторон злым ветрам и стрелам.

Рассвет багров и насторожен
Над тихой русскою рекой,
Князь Дмитрий вынул меч из ножен,
И начался cмepтельный бой!
Ломались копья, точно колья,
И стрелы падали дождем,
По увядающему полю
Людская кровь текла ручьем.
– А ну, дружина, нажимай! –
И вот уж недруг отступает...

И пошли полки друг на друга. Взлетели стрелы, взметнулись копья, заржали кони. Шум поднялся невообразимый. Тяжелая конница Мамая, словно гигантский молот ударившая в Передовой полк, смяла его, мощный удар ее достал до Большого полка, в рядах которого в доспехах простого ратника сражался сам князь Дмитрий.

8 чтец:

Страшную картину представляло собой Куликово поле после битвы! “Дон река три дня кровью текла, – пишет летописец. – Восемь дней хоронили погибших”. Лишь каждый третий русский воин остался в живых... Великий князь был найден окровавленным, в помятых доспехах, среди трупов чужих воинов.

Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. Колокольным звоном встречали их Коломна и Москва.

9 чтец:

И все же значение Куликовской битвы нельзя недооценивать, ведь Московский князь доказал, что, если русские соберутся вместе, то они смогут противостоять даже самому страшному врагу. Разоренный, ограбленный и униженный народ шел на Куликово поле, чтобы победить или умереть! И он победил! Страшно подумать, что могло бы случиться, если бы верх на Куликовом поле взяла другая сторона, во-первых, были бы истрeблены все русские, так как отступать им было некуда – позади Дон, а во-вторых, земля московская тут же подверглась новым ударам безжалостной и чужеродной стихии.

Слайд 7, 8, 9

10 чтец:

Поле Куликово! Каждый школьник знает, что там впервые были разбиты татары. Мы-то теперь знаем. А вот Московский князь Дмитрий Иванович, будущий Дмитрий Донской, собирая войско, не знал, сможет ли он победить несметные полчища Мамаевы. Ведь уже более 100 лет не решался даже выступить против Орды.

Кто даст совет? Кто подскажет как правильно поступить? Может есть на Земле умудренный полководец, который оценив обстановку и расстановку сил противника, сможет дать прогноз об исходе битвы?

Но не воина, не полководца ищет князь Дмитрий. Он отправляется за советом в глухие леса Подмосковья в Св. Тр. Сергиеву Лавру к русскому святому Преподобному Сергию. “Идти на врага? Устоим или зря кровь прольем?” Сергий посмотрел ему в глаза: “Княже, твой долг заботиться о Родине. Смело иди в бой. Ты победишь супостатов наших. Знай: Мамая ждет погибель, а русское войско- победа. И помни: ты возвратишься невредимым, но многие из русских падут на поле брани. Вечная им память!”

Он дал в подмогу двух воинов-монахов: Александра Пересвета и Андрея Ослябу. Александр вступил в поединок с татарским богатырем Челубеем. Они сошлись на поле и одновременно поразили друг друга копьями. Пали замертво.

Воодушевленный напутствием, князь вел свои войска навстречу Мамаю. Поблизости от Москвы ему явилась чудесным образом икона Николая Чудотворца.

И теперь, когда мы читаем “Сказание о Мамаевом побоище”, мы с удивлением узнаем, что преподобный Сергий, находясь в своей келье, молясь за русских воинов, рассказывал о ходе битвы и тут же поминал по именам погибших.

Но еще больше удивляет нас свидетельство древних авторов “Сказания” о том, что наиболее чутким людям открывались картины духовной борьбы на поле Куликовом, они видели картины небесной помощи русским воинам.

По небу проносились фигуры Архангела Михаила, Ге opгия Победоносца, Александра Невского, жившего еще в 12 веке и братьев страстотерпцев, погибших еще в 11 веке от руки брата. Небесное воинство, помогая русским, осыпало татар огненными стрелами.

Видели люди и белоснежное облако над полем битвы, из которого опускались венцы на головы погибших во время сражения.

Крестным ходом несли в Москву икону Божьей Матери, осенившую православное воинство на Куликовом поле. Ее звали Донская. Спустя два столетия царь Федор Иоаннович основал Донской монастырь – памятник русским воинам.

БОРОДИНО 1812 год.

Слайд 10

1 чтец:

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
“Что ж мы? На зимние квартиры”
Не смеют, что ли комaндиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?”

(М. Лермонтов)

И вот – новое поле битвы... Да, да, именно поле. Бородинское! Потом кто-то остроумно заметит: “На Русь шагал Наполеон, и был побит на поле он”.

Слайд 11, 12

2 чтец:

У села Бородино, в ста восьми верстах от Москвы расположено еще одно поле русской воинской доблести – Бородинское поле. Выбрано оно было не случайно. М. И. Кутузов долго искал место для генерального сражения с французами.

Слайд 13

3 чтец:

Страшная битва Бородинская, происходившая на площади в одну квадратную версту, продолжалась 15 часов. Французы назвали эту битву сражением генералов, учитывая то, сколько их выбыло там из строя. По свидетельству очевидцев, поле сражения было пропитано кровью на три вершка. Неприятель, превосходивший численностью русскую армию, не сумел столкнуть ее ни на шаг с родной земли. Французы были поражены стойкостью русских, которые, потеряв половину войска, стояли так же твердо, как и в начале сражения. Бородинская битва разрушила мечту Наполеона о захвате России одним ударом. И именно тогда наша держава прославилась как его победительница.

Слайд 14

4 чтец:

Есть под Москвой большое поле
На Бородинские вершины,
Седой орел с детьми засел,
И там схватились исполины,
И воздух рделся и горел.
Кто вам опишет эту сечу,
Там гром орудий, стон долин?
Со всей Европой эту встречу
Мог русский выдержать один.

Ф. Глинка

Слайд 15

5 чтец:

Памятники, памятники ... Они стоят по всему Бородинскому полю на высотах, как часовые. Их поставили в день столетия Бородинской битвы в 1912 г. солдаты русской армии. Но есть в России еще более внушительный памятник, посвященный героям 1812г., – храм Христа Спасителя в Москве. Кто был под его сводами, тот, наверное, видел списки участников Бородинской битвы, начертанные на мраморных плитах.

Трудно перечислить всех тех, кто геройски сражался на Бородинском поле. Но все они и простые солдаты, и генералы достойные славы.

Слайд 16

6 чтец:

...Вам не видать таких сражений!
Носились знамена как тени,
В дыму огонь блестел
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась как наши гpyди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий,
Слились в протяжный вой.

Слайд 17

7 чтец:

“Французы метались с диким остepвенением; русские стояли с неподвижностью твердейших стен. Одни стремились загрести сокровища, им обещанные, и насладиться всеми утехами жизни в древней знаменитой столице; другие помнили, что заслоняют собою сию столицу – МАТЬ ГОРОДОВ. Бомбы, ядра летали здесь густо, как пули! Когда наступил вечер, неприятель начал уклоняться от боя. Русские устояли... Они сражались под отечественным небом и на родной земле... Французская армия расшиблась о русскую армию”

8 чтец:

Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар, –
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

Слайд 18, 19

9 чтец:

Никогда не переставали надеяться на помощь Божьей Матери русские люди.

“Во время Отечественной войны, – повествуется в летописи о нашествии французов, – в русской армии находилась общая святыня – Смоленская икона Божьей Матери, именуемая еще Одигитрией – Путеводительницей.

5 августа 1812 года при отступлении из Смоленска по распоряжению генерала А. П. Ермолова икона была вынесена из города. Генерал Барклай де Толли, исполнявший обязанности главнокомaндующего, распорядился, чтобы она постоянно следовала за войсками. Для ее охраны им была назначена первая артиллерийская рота третьей пехотной дивизии под комaндованием Глухова.

Главнокомaндующий Кутузов Михаил Илларионович приказал сделать для нее новый киот. Икона передвигалась с войсками вплоть до самого освобождения Смоленска. После каждой новой победы над неприятелем перед ней служился благодарственный молебен.

Накануне Бородинской битвы, 25 августа Смоленская икона Божьей матери была пронесена по всему военному лагерю.

Сама собой по влечению сердца стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была утолить своею кровью.

Везде творились крестные знамения, по местам случались рыдания. Главнокомaндующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли.

Вечером перед боем в присутствии Кутузова был отслужен молебен.

ПРОХОРОВСКОЕ СРАЖЕНИЕ. 1943 год.

Слайд 20

1 чтец:

Белгородчина всегда являлась форпостом Российского государства, защищала его границы от набегов иноземцев. Здесь в 16-17 веках была построена знаменитая Белгородская засечная черта, долгое время служившая надежным щитом от набегов врага.

Именно здесь в июле-августе 1943 года разыгралось одно из важнейших сражений Второй мировой войны – Курская битва.

12 июля 1943 года под Прохоровкой произошло беспримерное в истории войн встречное танковое сражение.

Слайд 21

2 чтец:

Здесь, под Прохоровкой , в 43-м,
Cмepть презрев, по сигналу атаки,
Шли солдаты в бесcмepтие,
Становились бесcмepтными танки.

3 чтец:

Сегодня мы чтим 12 июля как знаменательный день Российской истории. 12 июля 1943 года в районе поселка Прохоровка произошло величайшее в мире танковое сражение, где участвовало до 1200 боевых машин. План вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода, окружению Красной Армии и принуждению СССР к подписанию капитуляции был сорван.

Поселок Прохоровка до сражения был мало кому известен, теперь о нем знают не только у нас в стране но, и за рубежом, а легендарное Прохоровское поле по праву поставлено историей в один ряд с Куликовым и Бородинским полями...

4 чтец:

О поле, поле – кровушка России,
Тяжелый клин ее святой земли.
Кто мог тогда предугадать такое?
Что станет это поле вдруг равно
Победной славе поля Куликова
И мужеству полей Бородино.
Кто знал тогда,
Какую вражью силу
Переломает Русская земля?-
Что третьим полем назовут России
Святые Белгородские поля.

Слайд 22

5 чтец

Если мы с тобой уцелели
В пекле cмepтоносного огня –
Значит, эти парни не жалели
Жизни за тебя и за меня.
Высоко над Прохоровским полем
Пролетают, плача, журавли...
Нет святей и неизбывней боли
В памяти у матери-земли.

6 чтец

Родная Белгородская земля.
Частица необъятнейшей России!
Ухоженные августом поля
Опять успех твой мирный отразили.
Да разве можно по-иному жить –
Не радуясь, не строя, не дерзая –
На той земле, где были блиндажи,
Чтоб не прошла по ней фашистов стая.
Здесь каждая ложбинка дорога,
Здесь каждый холм от славы неотъемлем,
Здесь пролегала Курская дуга,
Навек в боях прославив эту землю.
Шаландин – в танке!
В небе – Горовец!
А тысячи героев безымянных,
Приблизивших нашествия конец
И как бы растворившихся в тумане?!
Но только солнца первый луч сверкнет
За горизонтом розовой горою –
Тумана покрывало упадет,
И взору открываются герои.
У магистрали, средь полей,
На площадях, – во всем краю свободном
Лежат цветы у ног богатырей,
Отлитых в бронзу памятью народной.
Они теперь бессменно на посту
Там, где кружили вихри огневые...
Им в сорок третьем памятном
Салютовала Родина впервые.

Слайд 23

7 чтец

Ах, сколько в Прохоровке крови!
Под плитами, в траве, в пыли...
Стою, смотрю, нахмурив брови,
Как пар восходит от земли.
Пар – словно дым, и пыль – как порох.
И, до упора взведена
Душа дрожит на каждый шорох:
Уж не вернулась ли война?..
Звон колокольный болен, болен,
И ветер майский странно лют...
Под белый мрамор колоколен
Тюльпаны свет кровавый льют...
Час замер. Взорвана минута.
Вновь поле – страшный танкодром.
Раскаты мирного салюта
Иной напомнили мне гром...
Вот маршалы и рядовые
И с "той", и с "этой" стороны
Вновь – ведь у Бога все живые –
Уходят в будни боевые,
Присяге принятой верны.
И трудно мне из нашей "нови"
Для песни отыскать слова,
Что были б ярче и суровей.
Ах, сколько в Прохоровке крови!
Она – во мне. Она – жива.

Слайд 24

8 чтец

Историки подсчитали: в битве на Прохоровском поле с обеих сторон участвовало около 1500 танков и самоходных орудий. Участники сражения и местные жители называли то, что здесь происходило 12 июля 1943 года, настоящим адом. Алым пламенем полыхала сама земля. Содрогание земли было настолько сильным, что опустились подземные воды, и из колодцев в Прохоровке и окрестных селах исчезла вода.

В канун 50-летия Великой Победы здесь под Прохоровкой взметнулась ввысь на 52 метра белокаменная звонница. Три раза каждый час над полем бьет колокол. Первый удар – в память героев Куликовской битвы, избавителей Руси от монгольского ига. Второй – о солдатах, сражавшихся за независимость страны на Бородино. Третий – в честь всех павших с фашизмом в годы Второй мировой войны и в честь победы в самом крупном танковом сражении 20 века.

Слайд 25, 26 27

9 чтец:

26 апреля 1995 года Президентом РФ был подписан Указ №414 “О создании государственного Музея- заповедника “Прохоровское поле”. Заповедник включает в себя места, где проходили основные события Прохоровского сражения, связанные с наиболее яркими проявлениями мужества и героизма защитников Отечества, подвигами отдельных воинов и воинских подразделений.

10 чтец:

Куликовское, Бородинское,
Поле Прохоровское – родня.
Все по духу, по кровному близкие
Хоть, конечно, из разного дня.
Веет дух Пересвета над вами,
Дух Кутузова, Дух Горовца...
Память Родины не убывает
И как прежде волнует сердца.

Слайд 28

11 чтец:

В архивах Великой Отечественной войны хранятся удивительные документы, повествующие о том, что когда немцы уже были на подступах к Москве, когда не было уже надежды на спасения, по приказу Сталина были открыты уцелевшие храмы, из лагерей возвращены священники. Народ повалил в церкви. Люди усилено молились. Вокруг Москвы на самолёте была обнесена икона Казанской Божьей Матери, которая потом шествовала по всем фронтам русской армии. Говорят, на войне не бывает неверующих. А у того, кто был таковым, открываются глаза.

Какие же нечеловеческие силы должен был иметь русский солдат, чтобы выжить, устоять и победить в танковом сражении под Прохоровкой. И как прежде во время сражения не прекращалась духовная битва с врагами нашего отечества.

Икона Божьей Матери, называемая “Знамение” по праву считается охранительницей Белгородской и Курской земель.

В беседах со старожилами села Прохоровка корреспонденты услышали удивительные рассказы.

Над Прохоровкой, говорили они, во время сражения в небе на некоторое время появилось изображение образа Божьей Матери, такого как на иконе “Знамение”. Если бы видели это 1-2 человека, то вряд ли придали этому значение, но очевидцами были десятки людей.

После боёв видели прохоровцы и лестницу, которая спускалась с неба и по ней поднимались души погибших солдат. Видение это повторялось несколько раз и в разных местах сражения.

Удивительно ещё и то, что в конце 80-х годов (40 лет спустя после танкового сражения) группа ребят и дeвyшек, прогуливались по центральной прохоровской улице, увидели лестницу, идущую к небесам. Увидели и все то, о чём рассказывали старики и старухи. Ребята от неожиданности присвистнули. Дeвyшки прижались к своим спутникам. Кто-то вспомнил, что в таких случаях полагается креститься. Крестом себя осеняли, глаза тёрли. Но видение было несколько минут ясным и чётким...

Слайд 29

12 чтец:

ТРИ ПОЛЯ РОССИИ...

Поля, безмолвные поля,
Поля заветные державы,
Родная Русская земля,
Святая Русская земля,
Земля и доблести и славы.
Когда орда, в степи пыля,
Поникли тучные поля,
И лишь восстало Куликово.
Поля, суровые поля,
Поля победные России.
Родная русская земля,
Святая Русская земля,
Ты столько горе выносила.
И вновь грохочет тишина.
Поля огнем объяты снова.
Москва сдана и сожжена,
Но поле есть Бородина,
Как продолженье Куликова.
Поля, великие поля,
Поля бесстрашия Отчизны.
Родная Русская земля,
Святая Русская земля.
Ты знала cмepть во имя жизни.
Вставай, огромная страна,
Спасай себя от зла и боли.
Идет священная война,
Чья правота в ней, чья вина –
Рассудит Танковое поле.
Поля бесcмepтные поля,
Их три навеки у державы.
Родная Русская земля,
Святая Русская земля,
Земля трагедии и славы...
Три поля России, три поля России,
Как русские гордость, отвага и честь.
Три поля России, три поля России,
Никто нам не страшен пока они есть.


Приемы работы с исторической картой на уроке истории в начальном и среднем звене


    Приемы работы с исторической картой на уроке истории в начальном и среднем звене

      Неумение работать с информацией является одной из проблем российских школьников. Историческая и контурная карты могут научить учащихся работать с информацией и сделать возможным обучение на продуктивном уровне. Отработка алгоритма работы с контурной картой является первым шагом на пути к освоению предметного навыка....

27 03 2023 1:31:15

Информационные технологии на уроках истории


    Информационные технологии на уроках истории

      После урока учащиеся способны охаpaктеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века. ...

26 03 2023 22:11:23

В гости к мастеру


    В гости к мастеру

      На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....

25 03 2023 14:40:16

Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")


    Урок истории в 5-м классе по теме "Женщины-фараоны" ("Жизнь египетского вельможи")

      Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....

24 03 2023 17:57:56

Викторина по Великой Отечественной войне "Достойные славы"


    Викторина по Великой Отечественной войне "Достойные славы"

      Представленную викторину можно проводить как обобщающий урок по теме: "Великая Отечественная война" или как внеклассное мероприятие, приуроченное к 9 мая. Участники викторины: 9-11-е классы. Цель викторины: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны; воспитание чувства патриотизма и гражданственности; воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения....

23 03 2023 2:20:27

Урок по истории России в 10-м классе "Монголо-татарское вторжение на Русь"


    Урок по истории России в 10-м классе "Монголо-татарское вторжение на Русь"

      Я представляю открытый урок в 10-м классе в формах организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа. Урок проведён с целью способствования усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через различные виды деятельности. ...

22 03 2023 0:29:44

Восстание декабристов


    Восстание декабристов

      На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к восстанию на Сенатской площади; выясняются цели тайных обществ, а также определяется роль, которую сыграло восстание на Сенатской площади в судьбе будущей России. Учащиеся формируют навыки работы с историческими источниками, фактами, а также умение выделять главное в тексте и документах; продолжается работа понятийного хаpaктера....

21 03 2023 8:39:11

Урок мужества "Подвиг народа бесcмepтен"


    Урок мужества "Подвиг народа бесcмepтен"

      Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....

20 03 2023 11:18:47

Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"


    Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?"

      Урок-дискуссия "Нужно ли идти на выборы?" проходил накануне выборов в V Государственную думу. Учащиеся 11-го класса ознакомились с избирательным законодательством, изучили принципы избирательного права в демократическом обществе, права избирателей; сформировали представление о роли различных участников избирательного процесса. Актуальность поставленной проблемы заключается в том, что активность граждан на выборах неуклонно снижается. "Нужно ли идти на выборы?" – этот вопрос стал предметом дискуссии старшеклассников, организованной с использованием различных технологий. Отношение к рассматриваемой проблеме учащиеся высказали в форме синквейна - "стихотворения", состоящего из пяти строк, выбрав ключевыми слова "выборы", "избиратель"....

19 03 2023 1:27:42

Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 40—80-х гг. Уроки горькие, но уроки необходимые". 9-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по теме "СССР в 40—80-х гг. Уроки горькие, но уроки необходимые". 9-й класс

      На уроке проверяются, обобщаются и углубляются знания учащихся по истории советского общества за период конца 40-х – начала 80-х гг.; развиваются умения анализировать, сравнивать и давать собственную оценку деятельности правительства во главе с лидером, а также развитию творческого воображения. Решается задача воспитания чувства ответственности за судьбу своего Отечества. Занимательный хаpaктер урока способствует усилению мотивации к изучению предмета....

18 03 2023 6:12:51

Развитие критического мышления на уроках истории Древнего мира


    Развитие критического мышления на уроках истории Древнего мира

      Урок по теме «Vita brevis, ars longa», или Искусство Древнего Египта» для учащихся 5-го класса служит примером развития критического мышления....

17 03 2023 12:52:34

Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"


    Информационные технологии на уроке обществознания в 8-м классе "Вечные вопросы"

      На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....

16 03 2023 7:47:52

Урок-игра "Умники и умницы" по теме "Пётр I и его время"


    Урок-игра "Умники и умницы" по теме "Пётр I и его время"

      В форме игры "Умники и умницы" предлагается провести повторительно-обобщающий урок по теме "Петр I и его время", повторить и закрепить знания, полученные при изучении темы. Продолжить работу по формированию умений самостоятельной работы с дополнительной литературой, развивать навыки ясно, четко и убедительно излагать свои мысли. Испытать гордость и уважение за достижения наших предков, воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. На короткое время ученики могут стать агонистами, побывать в роли теоретиков, получить за правильные ответы "Орден шёлкового умника". ...

15 03 2023 19:31:15

Урок истории по теме "Российское общество во второй половине 90-х гг. ХХ в.". 9-й класс


    Урок истории по теме "Российское общество во второй половине 90-х гг. ХХ в.". 9-й класс

      Совместная деятельность учителя и ученика учит навыкам осмысления текстового, статистического материала, учит не только высказывать свою точку зрения, но и её отстаивать, приводя свои аргументы. Организация такой учебной деятельности – залог успешного усвоения учебного материала. В конце урока учащиеся должны показать эволюцию социальной структуры постсоветского общества, назвав её причины, чтобы в последствии дать точную историческую оценку происшедшего в России в 90-е годы....

14 03 2023 2:56:37

Интегрированный урок (история + русский язык) "Средневековое рыцарство"


    Интегрированный урок (история + русский язык) "Средневековое рыцарство"

      Урок обобщения знаний по теме "Рыцарь тоже человек, он без стpaxa и упрека..." предполагает обобщение знаний по теме "Рыцари Средневековья" с привлечением исторического романа В.Скотта "Айвенго". Данный материал позволяет расширить познавательное прострaнcтво учащихся, развивать эмоциональный опыт учащихся, их творческие способности, умение на пpaктике использовать полученные знания; совершенствовать речевую и коммуникативную компетентности....

13 03 2023 0:49:42

Лабораторная работа с использованием иллюстративного ряда. Тема: "Личность протопопа Аввакума в его "Житие…"


    Лабораторная работа с использованием иллюстративного ряда. Тема: "Личность протопопа Аввакума в его "Житие…"

      Современному российскому обществу необходимы граждане, любящие свой край и своё Отечество, уважающие свой народ, его культуру и духовные традиции и в то же время уважительно и доброжелательно относящиеся к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Бесценным материалом для формирования названных качеств у учащихся на уроках истории являются исторические источники – летописи, древние рукописи, поучения, жития и др. Ярким примером подобного исторического источника является «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»....

12 03 2023 17:40:15

Урок обществознания "Общественный прогресс. Противоречия прогресса"


    Урок обществознания "Общественный прогресс. Противоречия прогресса"

      На занятии использованы следующие методы: мозговой штурм, ролевая игра, работа в малых группах, один из механизмов решения проблемных вопросов: "шкала мнений", работа в малых группах, работа с документами. Участники занятия обсудят противоречия общественного прогресса, предложат на основе документов критерии прогресса. Данное занятие может быть использовано в курсе обществознания в разделе: "Общество" в 10-м классе....

11 03 2023 2:33:35

Урок истории "Горожане и их образ жизни"


    Урок истории "Горожане и их образ жизни"

      Комбинированный урок истории с использованием ИКТ относится к Разделу II «Расцвет Средневековья» и является вторым в теме «Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....

10 03 2023 19:33:55

Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 г. 8-й класс


    Внеклассное мероприятие, посвященное 200-летию Отечественной войны 1812 г. 8-й класс

      Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....

09 03 2023 2:56:32

Интегрированный урок-игра (русский язык + литература + история) "Счастливый случай" для 6–7-х классов


    Интегрированный урок-игра (русский язык + литература + история) "Счастливый случай" для 6–7-х классов

      В статье представлена разработка интегрированного урока по русскому языку, литературе и истории в форме игры "Счастливый случай". Игра - очень естественная для ребёнка форма обучения. Через игру дети и подростки лучше понимают и усваивают материал. Игра - это всегда активная деятельность детей. Она объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. Игра создает условия, при которых развиваются творческие способности....

08 03 2023 7:47:42

Интегрированный урок (музыка + история) по теме "Шапки долой, господа, перед вами гений…"


    Интегрированный урок (музыка + история) по теме "Шапки долой, господа, перед вами гений…"

      Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф.Шопена....

07 03 2023 14:15:27

Внеклассное занятие по истории "Шумит, не умолкая, память-дождь"


    Внеклассное занятие по истории "Шумит, не умолкая, память-дождь"

      Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....

06 03 2023 1:48:46

Методическая разработка урока "Екатерина II: исторический портрет"


    Методическая разработка урока "Екатерина II: исторический портрет"

      Урок проводится как обобщающий по теме «Эпоха Екатерины II». Главный акцент в хаpaктеристике исторического деятеля делается на индивидуальном своеобразии, уникальности, неповторяемости, на психологических мотивах и нравственных аспектах его деятельности. ...

05 03 2023 11:18:38

Кавказская война 1817–1864 годов


    Кавказская война 1817–1864 годов

      В процессе изучения темы ребята узнают про основные направления внутренней политики царского правительства на Кавказе, причинах, последствиях и ходе войны. Учебное занятие формирует у учащихся навыки самостоятельной работы по тексту учебника и карте, развивая способности не получать готовую информацию от учителя, а трудом своих усилий выстраивать свою работу по определенному плану....

04 03 2023 0:17:57

"Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян" - урок к главе "Складывание феодальных отношений в странах Европы"


    "Рост крупного землевладения и закрепощение крестьян" - урок к главе "Складывание феодальных отношений в странах Европы"

      Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....

03 03 2023 1:15:49

Урок истории "Противостояние митрополита Филиппа и царя Ивана Грозного"


    Урок истории "Противостояние митрополита Филиппа и царя Ивана Грозного"

      Занятие является одним из серии уроков по истории России, изучающих отношения светской и духовной власти на протяжении веков. Представляется важным разработка методических приемов преподавания уроков, связанных с ролью Православной церкви в истории России, а также христианских подвижников, просиявших на земле русской. В центре внимания занятия - противостояние позиций царя и митрополита Филиппа в 60-е годы правления Ивана Грозного. Каким был митрополит Филипп, осмелившийся дать нелицеприятную нравственную оценку жестокому царю? Чем был его подвиг — эмоциональным порывом или закономерным итогом всей жизни? Что вообще нам известно о его жизни?...

02 03 2023 22:59:23

Версии происхождения религии


    Версии происхождения религии

      Тема отражает положения программы курса «История религии», версии происхождения религии: подходы на основе позиции «извне» и «изнутри» религии. В статье приведены план лекции с элементами дискуссии; иллюстрации; фрагменты текстов-первоисточников – работ религиоведов, философов, теологов, историков религии, культурологов. ...

01 03 2023 8:59:22

"Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс


    "Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс

      Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....

28 02 2023 6:19:46

План-конспект классного часа в 4-м классе


    План-конспект классного часа в 4-м классе

      Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....

27 02 2023 2:54:33

Урок по обществознанию в 11-м классе. "Политические партии". Базовый уровень


    Урок по обществознанию в 11-м классе. "Политические партии". Базовый уровень

      Модульное обучение представляет собой группу технологий программно-целевого управления познавательной деятельностью  обучающихся. В этом случае материал чётко структурируется, на каждом этапе осуществляется контроль над деятельностью ученика, двигаться вперед он может только после усвоения предшествующей дозы информации....

26 02 2023 2:17:18

Вторая мировая война. Нападение Германии на СССР и Тихоокеанская война


    Вторая мировая война. Нападение Германии на СССР и Тихоокеанская война

      Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....

25 02 2023 1:17:49

Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"


    Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"

      В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...

24 02 2023 2:44:41

Урок повторения по теме "Древняя Русь"


    Урок повторения по теме "Древняя Русь"

      Цель представленного урока для 6-го класса – закрепление и проверка усвоения знаний и умений учащихся по теме. Разнообразие форм работы позволяет учителю прививать интерес к предмету, развивать логическое мышление, память, умение работать с картой, выполнять творческие проекты. ...

23 02 2023 3:20:16

Интеpaктивный урок по курсу "Обществознание". 11-й класс


    Интеpaктивный урок по курсу "Обществознание". 11-й класс

      Урок помогает осознать включенность в общую работу, развить личную рефлексию, установить активную субъектную позицию в учебной и иной деятельности. Формирует навыки общения и взаимодействия, ценностно-ориентационное единство группы, повышается познавательная активность....

22 02 2023 2:12:41

Формирование толерантности старшеклассников средствами элективного предмета "История мировых религий"


    Формирование толерантности старшеклассников средствами элективного предмета "История мировых религий"

      Развитие толерантных качеств личности в рамках преподавания данного предмета может идти в двух основных направлениях: поиска общечеловеческих ценностей и формирования интереса, понимания, адекватного восприятия межконфессиональных различий. Материал содержит примеры творческих заданий, урока-интервью, мнения обучающихся. ...

21 02 2023 19:14:54

Историческое краеведение – важнейший компонент гуманитарного образования


    Историческое краеведение – важнейший компонент гуманитарного образования

      Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...

20 02 2023 5:38:50

Сценарий урока-исследования в 6-м классе на тему "Роль исторической личности в развитии древнерусского государства"


    Сценарий урока-исследования в 6-м классе на тему "Роль исторической личности в развитии древнерусского государства"

      Конспект урока-исследования для учащихся 6-го класса. При изучении темы использовались разные формы работы: групповая работа, работа с историческими документами, составление кластера и др. ...

19 02 2023 15:37:52

Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"


    Повторительно–обобщающий урок в 9-м классе "Россия с начала XX века по 1920 год"

      Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...

18 02 2023 9:46:38

Урок истории с использованием ИКТ


    Урок истории с использованием ИКТ

      Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....

17 02 2023 21:22:49

Обобщающий урок по истории в 10-м классе "Киевская РУсь"


    Обобщающий урок по истории в 10-м классе "Киевская РУсь"

      Урок для 10-го класса по теме «Киевская Русь» позволяет активизировать самостоятельную деятельность на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события....

16 02 2023 16:19:22

Тема урока "Атеизм и религия (мировоззренческая дискуссия о вере и неверии)"


    Тема урока "Атеизм и религия (мировоззренческая дискуссия о вере и неверии)"

      Вниманию учителей обществознания предлагается урок-диспут атеиста (учитель) и теиста (иерей Александр). Учащиеся 11-го класса присутствуют на своеобразном ток-шоу, имея возможность задать вопрос отцу Александру. Примерные подвопросы рассматриваемой темы: сущность религии и религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации, религия и мораль, религия в современном мире, свобода совести и вероисповеданий....

15 02 2023 14:38:29

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

14 02 2023 0:20:58

Некоторые аспекты использования компьютерных технологий на уроках истории


    Некоторые аспекты использования компьютерных технологий на уроках истории

      <p>Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем. Решать эти задачи в комплексе могут мультимедийные пособия по отдельным темам истории.</p> ...

13 02 2023 12:46:50

Потенциал школьного исторического музея «Моя семья в истории страны. Век ХХ» в преподавании истории


    Потенциал школьного исторического музея «Моя семья в истории страны. Век ХХ» в преподавании истории

      Образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности ‒ главная цель изучения истории в школе и в достижении этой цели поможет школьный музей....

12 02 2023 10:19:43

Правовые аспекты экономики


    Правовые аспекты экономики

      Предлагаемое занятие является интегрированным уроком (экономика + право (политическая сфера). Имеет место работа с документами, анализ задач, а также проблем, возникающих в обществе в рамках этих двух сфер деятельности. Учащиеся делятся на 4 группы, работа проводится в форме дискуссии. Разные взгляды могут быть у ребят по поводу решения задач. Перед организацией дискуссии учащиеся повторяют свой фактор производства, доказывают, чем привлекательнее данный ресурс....

11 02 2023 21:29:19

Урок истории, интегрированный с литературой, на тему "Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг."


    Урок истории, интегрированный с литературой, на тему "Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии 1813 – 1814 гг."

      Раскрывая проблему предлагаемого урока, следует помнить, что данный урок как по форме, так и по отбору содержания материала имеет свою вариативность. Не следует перегружать урок датами, терминами и т.п., главное - поднять мopaльный дух учеников, развить чувство гордости за свою Родину, пробудить патриотизм....

10 02 2023 4:28:26

Интегрированный урок (история + МХК) "Русская православная архитектура"


    Интегрированный урок (история + МХК) "Русская православная архитектура"

      Учебно-методический комплект к данному уроку состоит из трех презентаций («Православные святыни России. Золотое кольцо России», «Храмы Донского края», «Святыни города Шахты»), методических рекомендаций к уроку и рабочей тетради для учащихся. Это помогает учителю раскрыть содержание темы, предоставить учащимся возможность проявить свои исследовательские и творческие способности, тем самым активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся....

09 02 2023 9:14:36

Рекомендации по изучению курса истории России


    Рекомендации по изучению курса истории России

      Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....

08 02 2023 6:35:47

Урок истории в 5-м классе "Рыбы и Рим"


    Урок истории в 5-м классе "Рыбы и Рим"

      Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки. ...

07 02 2023 2:18:39

Комбинаторная программа интегративного курса "Художественный труд и введение в историю"


    Комбинаторная программа интегративного курса "Художественный труд и введение в историю"

      Целенаправленное воспитание культуры межнационального общения - это процесс социализации личности, организация которого призвана упорядочить влияние на людей этносоциальной среды, сформировать у них собственный позитивный опыт межнационального общения. ...

06 02 2023 13:34:48

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.