Интегрированное мероприятие по истории и православной культуре "Бесcмepтные поля России"
Цели мероприятия:
- донести до учащихся трагедию русского народа;
- показать духовное величие человека, перенесшего суровые испытания, самоотверженность и мужество тех, кто отстоял свободу и независимость,
- сохранять и приумножать славные традиции стойкости и безграничной преданности Родине, охранять связь поколений, развивать чувство осознанности, безграничной силы духа и воли человека,
- показать роль православной церкви в обеспечении победы,
- развивать творческие способности детей, активность, речь и внимание.
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА. 1380 год.
Слайд 1
1 чтец:
Куликовская битва, Бородинское, Прохоровское сражения – три великих поля ратной русской славы. Какие замечательные страницы Отечественной воинской доблести связаны с этими полями. Сколько существует Русь, столько и приходится ей сражаться за свою свободу и независимость. Сегодня мы перелистываем лишь некоторые страницы нашей истории, которые связаны победными сражениями на этих полях.
Много раз с мечом и огнем приходили к нам незваные гости. Кто только ни зарился на русские земли, на наши богатства, кто только ни пытался поработить свободолюбивый народ.
Шведы, немцы и монголы,
Польша, Турция, Литва,
Печенеги и хазары,
Даже Франция была...
2 чтец:
Но ни перед кем не вставала наша страна на колени. Недаром русская пословица говорит “Кто с Россией ни тягался, правым не оставался”. Разоренная, разграбленная и сожженная, она вновь и вновь освобождалась от чуждого ига, поднималась из пепла.
Москва страдала, горела, пустела
На окраине не встретишь ответ.
И снова сверкала, блестела,
Все злое забыв на послед.
Мы все прощали,
Мы – великороссы,
Всегда великодушны и добры.
Слайд 2
3 чтец:
Русское поле, разлеглось ты во все стороны, точно сказочный ковер, расшитый искусными руками, и кажется – нет ничего на свете красивее и величественнее тебя...
Русское поле! Много ты повидало на своем долгом веку: и хорошего и плохого. Ведь так повелось, что все самые главные и судьбоносные сражения разыгрывались в поле. Может, именно поэтому место сражения и зовется у нас полем брани?!
Слайд 3
4 чтец:
Поля да поля, зеленые перелески, тихие ручьи, холмы плавные и покатые...
Ширь да простор – вот оно, наше русское раздолье! А какая тишина! Только птицы поют. То кулики перекликаются, ведь не случайно поле Куликовым зовется.
Слайд 4
5 чтец:
Так прочтем же старинную повесть,
Как из сел, разоренных дотла,
В пламя битвы народная совесть
Всенародное войско вела.
Та заря разгорелась сурово,
Что когда-то пылала вдали –
Славься, поле побед – Куликово
Слава ранняя Русской земли.
Слайд 5
6 чтец:
Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла.
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.
За разливающейся мглой
Не слышно шума битвы чудной,
Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск, и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем,
Не даром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем,
Теперь твой час настал,- Молись!
Слайд 6
7 чтец:
Шел год 1380-й...
“Эге-гeй, люд московский, православный. Мамай идет! Подымайся, Русь!”
И вот оно – огромное Куликово поле, открыто со всех сторон злым ветрам и стрелам.
Рассвет багров и насторожен
Над тихой русскою рекой,
Князь Дмитрий вынул меч из ножен,
И начался cмepтельный бой!
Ломались копья, точно колья,
И стрелы падали дождем,
По увядающему полю
Людская кровь текла ручьем.
– А ну, дружина, нажимай! –
И вот уж недруг отступает...
И пошли полки друг на друга. Взлетели стрелы, взметнулись копья, заржали кони. Шум поднялся невообразимый. Тяжелая конница Мамая, словно гигантский молот ударившая в Передовой полк, смяла его, мощный удар ее достал до Большого полка, в рядах которого в доспехах простого ратника сражался сам князь Дмитрий.
8 чтец:
Страшную картину представляло собой Куликово поле после битвы! “Дон река три дня кровью текла, – пишет летописец. – Восемь дней хоронили погибших”. Лишь каждый третий русский воин остался в живых... Великий князь был найден окровавленным, в помятых доспехах, среди трупов чужих воинов.
Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. Колокольным звоном встречали их Коломна и Москва.
9 чтец:
И все же значение Куликовской битвы нельзя недооценивать, ведь Московский князь доказал, что, если русские соберутся вместе, то они смогут противостоять даже самому страшному врагу. Разоренный, ограбленный и униженный народ шел на Куликово поле, чтобы победить или умереть! И он победил! Страшно подумать, что могло бы случиться, если бы верх на Куликовом поле взяла другая сторона, во-первых, были бы истрeблены все русские, так как отступать им было некуда – позади Дон, а во-вторых, земля московская тут же подверглась новым ударам безжалостной и чужеродной стихии.
Слайд 7, 8, 9
10 чтец:
Поле Куликово! Каждый школьник знает, что там впервые были разбиты татары. Мы-то теперь знаем. А вот Московский князь Дмитрий Иванович, будущий Дмитрий Донской, собирая войско, не знал, сможет ли он победить несметные полчища Мамаевы. Ведь уже более 100 лет не решался даже выступить против Орды.
Кто даст совет? Кто подскажет как правильно поступить? Может есть на Земле умудренный полководец, который оценив обстановку и расстановку сил противника, сможет дать прогноз об исходе битвы?
Но не воина, не полководца ищет князь Дмитрий. Он отправляется за советом в глухие леса Подмосковья в Св. Тр. Сергиеву Лавру к русскому святому Преподобному Сергию. “Идти на врага? Устоим или зря кровь прольем?” Сергий посмотрел ему в глаза: “Княже, твой долг заботиться о Родине. Смело иди в бой. Ты победишь супостатов наших. Знай: Мамая ждет погибель, а русское войско- победа. И помни: ты возвратишься невредимым, но многие из русских падут на поле брани. Вечная им память!”
Он дал в подмогу двух воинов-монахов: Александра Пересвета и Андрея Ослябу. Александр вступил в поединок с татарским богатырем Челубеем. Они сошлись на поле и одновременно поразили друг друга копьями. Пали замертво.
Воодушевленный напутствием, князь вел свои войска навстречу Мамаю. Поблизости от Москвы ему явилась чудесным образом икона Николая Чудотворца.
И теперь, когда мы читаем “Сказание о Мамаевом побоище”, мы с удивлением узнаем, что преподобный Сергий, находясь в своей келье, молясь за русских воинов, рассказывал о ходе битвы и тут же поминал по именам погибших.
Но еще больше удивляет нас свидетельство древних авторов “Сказания” о том, что наиболее чутким людям открывались картины духовной борьбы на поле Куликовом, они видели картины небесной помощи русским воинам.
По небу проносились фигуры Архангела Михаила, Ге opгия Победоносца, Александра Невского, жившего еще в 12 веке и братьев страстотерпцев, погибших еще в 11 веке от руки брата. Небесное воинство, помогая русским, осыпало татар огненными стрелами.
Видели люди и белоснежное облако над полем битвы, из которого опускались венцы на головы погибших во время сражения.
Крестным ходом несли в Москву икону Божьей Матери, осенившую православное воинство на Куликовом поле. Ее звали Донская. Спустя два столетия царь Федор Иоаннович основал Донской монастырь – памятник русским воинам.
БОРОДИНО 1812 год.
Слайд 10
1 чтец:
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
“Что ж мы? На зимние квартиры”
Не смеют, что ли комaндиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?”
(М. Лермонтов)
И вот – новое поле битвы... Да, да, именно поле. Бородинское! Потом кто-то остроумно заметит: “На Русь шагал Наполеон, и был побит на поле он”.
Слайд 11, 12
2 чтец:
У села Бородино, в ста восьми верстах от Москвы расположено еще одно поле русской воинской доблести – Бородинское поле. Выбрано оно было не случайно. М. И. Кутузов долго искал место для генерального сражения с французами.
Слайд 13
3 чтец:
Страшная битва Бородинская, происходившая на площади в одну квадратную версту, продолжалась 15 часов. Французы назвали эту битву сражением генералов, учитывая то, сколько их выбыло там из строя. По свидетельству очевидцев, поле сражения было пропитано кровью на три вершка. Неприятель, превосходивший численностью русскую армию, не сумел столкнуть ее ни на шаг с родной земли. Французы были поражены стойкостью русских, которые, потеряв половину войска, стояли так же твердо, как и в начале сражения. Бородинская битва разрушила мечту Наполеона о захвате России одним ударом. И именно тогда наша держава прославилась как его победительница.
Слайд 14
4 чтец:
Есть под Москвой большое поле
На Бородинские вершины,
Седой орел с детьми засел,
И там схватились исполины,
И воздух рделся и горел.
Кто вам опишет эту сечу,
Там гром орудий, стон долин?
Со всей Европой эту встречу
Мог русский выдержать один.
Ф. Глинка
Слайд 15
5 чтец:
Памятники, памятники ... Они стоят по всему Бородинскому полю на высотах, как часовые. Их поставили в день столетия Бородинской битвы в 1912 г. солдаты русской армии. Но есть в России еще более внушительный памятник, посвященный героям 1812г., – храм Христа Спасителя в Москве. Кто был под его сводами, тот, наверное, видел списки участников Бородинской битвы, начертанные на мраморных плитах.
Трудно перечислить всех тех, кто геройски сражался на Бородинском поле. Но все они и простые солдаты, и генералы достойные славы.
Слайд 16
6 чтец:
...Вам не видать таких сражений!
Носились знамена как тени,
В дыму огонь блестел
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась как наши гpyди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий,
Слились в протяжный вой.
Слайд 17
7 чтец:
“Французы метались с диким остepвенением; русские стояли с неподвижностью твердейших стен. Одни стремились загрести сокровища, им обещанные, и насладиться всеми утехами жизни в древней знаменитой столице; другие помнили, что заслоняют собою сию столицу – МАТЬ ГОРОДОВ. Бомбы, ядра летали здесь густо, как пули! Когда наступил вечер, неприятель начал уклоняться от боя. Русские устояли... Они сражались под отечественным небом и на родной земле... Французская армия расшиблась о русскую армию”
8 чтец:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар, –
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Слайд 18, 19
9 чтец:
Никогда не переставали надеяться на помощь Божьей Матери русские люди.
“Во время Отечественной войны, – повествуется в летописи о нашествии французов, – в русской армии находилась общая святыня – Смоленская икона Божьей Матери, именуемая еще Одигитрией – Путеводительницей.
5 августа 1812 года при отступлении из Смоленска по распоряжению генерала А. П. Ермолова икона была вынесена из города. Генерал Барклай де Толли, исполнявший обязанности главнокомaндующего, распорядился, чтобы она постоянно следовала за войсками. Для ее охраны им была назначена первая артиллерийская рота третьей пехотной дивизии под комaндованием Глухова.
Главнокомaндующий Кутузов Михаил Илларионович приказал сделать для нее новый киот. Икона передвигалась с войсками вплоть до самого освобождения Смоленска. После каждой новой победы над неприятелем перед ней служился благодарственный молебен.
Накануне Бородинской битвы, 25 августа Смоленская икона Божьей матери была пронесена по всему военному лагерю.
Сама собой по влечению сердца стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была утолить своею кровью.
Везде творились крестные знамения, по местам случались рыдания. Главнокомaндующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли.
Вечером перед боем в присутствии Кутузова был отслужен молебен.
ПРОХОРОВСКОЕ СРАЖЕНИЕ. 1943 год.
Слайд 20
1 чтец:
Белгородчина всегда являлась форпостом Российского государства, защищала его границы от набегов иноземцев. Здесь в 16-17 веках была построена знаменитая Белгородская засечная черта, долгое время служившая надежным щитом от набегов врага.
Именно здесь в июле-августе 1943 года разыгралось одно из важнейших сражений Второй мировой войны – Курская битва.
12 июля 1943 года под Прохоровкой произошло беспримерное в истории войн встречное танковое сражение.
Слайд 21
2 чтец:
Здесь, под Прохоровкой , в 43-м,
Cмepть презрев, по сигналу атаки,
Шли солдаты в бесcмepтие,
Становились бесcмepтными танки.
3 чтец:
Сегодня мы чтим 12 июля как знаменательный день Российской истории. 12 июля 1943 года в районе поселка Прохоровка произошло величайшее в мире танковое сражение, где участвовало до 1200 боевых машин. План вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода, окружению Красной Армии и принуждению СССР к подписанию капитуляции был сорван.
Поселок Прохоровка до сражения был мало кому известен, теперь о нем знают не только у нас в стране но, и за рубежом, а легендарное Прохоровское поле по праву поставлено историей в один ряд с Куликовым и Бородинским полями...
4 чтец:
О поле, поле – кровушка России,
Тяжелый клин ее святой земли.
Кто мог тогда предугадать такое?
Что станет это поле вдруг равно
Победной славе поля Куликова
И мужеству полей Бородино.
Кто знал тогда,
Какую вражью силу
Переломает Русская земля?-
Что третьим полем назовут России
Святые Белгородские поля.
Слайд 22
5 чтец
Если мы с тобой уцелели
В пекле cмepтоносного огня –
Значит, эти парни не жалели
Жизни за тебя и за меня.
Высоко над Прохоровским полем
Пролетают, плача, журавли...
Нет святей и неизбывней боли
В памяти у матери-земли.
6 чтец
Родная Белгородская земля.
Частица необъятнейшей России!
Ухоженные августом поля
Опять успех твой мирный отразили.
Да разве можно по-иному жить –
Не радуясь, не строя, не дерзая –
На той земле, где были блиндажи,
Чтоб не прошла по ней фашистов стая.
Здесь каждая ложбинка дорога,
Здесь каждый холм от славы неотъемлем,
Здесь пролегала Курская дуга,
Навек в боях прославив эту землю.
Шаландин – в танке!
В небе – Горовец!
А тысячи героев безымянных,
Приблизивших нашествия конец
И как бы растворившихся в тумане?!
Но только солнца первый луч сверкнет
За горизонтом розовой горою –
Тумана покрывало упадет,
И взору открываются герои.
У магистрали, средь полей,
На площадях, – во всем краю свободном
Лежат цветы у ног богатырей,
Отлитых в бронзу памятью народной.
Они теперь бессменно на посту
Там, где кружили вихри огневые...
Им в сорок третьем памятном
Салютовала Родина впервые.
Слайд 23
7 чтец
Ах, сколько в Прохоровке крови!
Под плитами, в траве, в пыли...
Стою, смотрю, нахмурив брови,
Как пар восходит от земли.
Пар – словно дым, и пыль – как порох.
И, до упора взведена
Душа дрожит на каждый шорох:
Уж не вернулась ли война?..
Звон колокольный болен, болен,
И ветер майский странно лют...
Под белый мрамор колоколен
Тюльпаны свет кровавый льют...
Час замер. Взорвана минута.
Вновь поле – страшный танкодром.
Раскаты мирного салюта
Иной напомнили мне гром...
Вот маршалы и рядовые
И с "той", и с "этой" стороны
Вновь – ведь у Бога все живые –
Уходят в будни боевые,
Присяге принятой верны.
И трудно мне из нашей "нови"
Для песни отыскать слова,
Что были б ярче и суровей.
Ах, сколько в Прохоровке крови!
Она – во мне. Она – жива.
Слайд 24
8 чтец
Историки подсчитали: в битве на Прохоровском поле с обеих сторон участвовало около 1500 танков и самоходных орудий. Участники сражения и местные жители называли то, что здесь происходило 12 июля 1943 года, настоящим адом. Алым пламенем полыхала сама земля. Содрогание земли было настолько сильным, что опустились подземные воды, и из колодцев в Прохоровке и окрестных селах исчезла вода.
В канун 50-летия Великой Победы здесь под Прохоровкой взметнулась ввысь на 52 метра белокаменная звонница. Три раза каждый час над полем бьет колокол. Первый удар – в память героев Куликовской битвы, избавителей Руси от монгольского ига. Второй – о солдатах, сражавшихся за независимость страны на Бородино. Третий – в честь всех павших с фашизмом в годы Второй мировой войны и в честь победы в самом крупном танковом сражении 20 века.
Слайд 25, 26 27
9 чтец:
26 апреля 1995 года Президентом РФ был подписан Указ №414 “О создании государственного Музея- заповедника “Прохоровское поле”. Заповедник включает в себя места, где проходили основные события Прохоровского сражения, связанные с наиболее яркими проявлениями мужества и героизма защитников Отечества, подвигами отдельных воинов и воинских подразделений.
10 чтец:
Куликовское, Бородинское,
Поле Прохоровское – родня.
Все по духу, по кровному близкие
Хоть, конечно, из разного дня.
Веет дух Пересвета над вами,
Дух Кутузова, Дух Горовца...
Память Родины не убывает
И как прежде волнует сердца.
Слайд 28
11 чтец:
В архивах Великой Отечественной войны хранятся удивительные документы, повествующие о том, что когда немцы уже были на подступах к Москве, когда не было уже надежды на спасения, по приказу Сталина были открыты уцелевшие храмы, из лагерей возвращены священники. Народ повалил в церкви. Люди усилено молились. Вокруг Москвы на самолёте была обнесена икона Казанской Божьей Матери, которая потом шествовала по всем фронтам русской армии. Говорят, на войне не бывает неверующих. А у того, кто был таковым, открываются глаза.
Какие же нечеловеческие силы должен был иметь русский солдат, чтобы выжить, устоять и победить в танковом сражении под Прохоровкой. И как прежде во время сражения не прекращалась духовная битва с врагами нашего отечества.
Икона Божьей Матери, называемая “Знамение” по праву считается охранительницей Белгородской и Курской земель.
В беседах со старожилами села Прохоровка корреспонденты услышали удивительные рассказы.
Над Прохоровкой, говорили они, во время сражения в небе на некоторое время появилось изображение образа Божьей Матери, такого как на иконе “Знамение”. Если бы видели это 1-2 человека, то вряд ли придали этому значение, но очевидцами были десятки людей.
После боёв видели прохоровцы и лестницу, которая спускалась с неба и по ней поднимались души погибших солдат. Видение это повторялось несколько раз и в разных местах сражения.
Удивительно ещё и то, что в конце 80-х годов (40 лет спустя после танкового сражения) группа ребят и дeвyшек, прогуливались по центральной прохоровской улице, увидели лестницу, идущую к небесам. Увидели и все то, о чём рассказывали старики и старухи. Ребята от неожиданности присвистнули. Дeвyшки прижались к своим спутникам. Кто-то вспомнил, что в таких случаях полагается креститься. Крестом себя осеняли, глаза тёрли. Но видение было несколько минут ясным и чётким...
Слайд 29
12 чтец:
ТРИ ПОЛЯ РОССИИ...
Поля, безмолвные поля,
Поля заветные державы,
Родная Русская земля,
Святая Русская земля,
Земля и доблести и славы.
Когда орда, в степи пыля,
Поникли тучные поля,
И лишь восстало Куликово.
Поля, суровые поля,
Поля победные России.
Родная русская земля,
Святая Русская земля,
Ты столько горе выносила.
И вновь грохочет тишина.
Поля огнем объяты снова.
Москва сдана и сожжена,
Но поле есть Бородина,
Как продолженье Куликова.
Поля, великие поля,
Поля бесстрашия Отчизны.
Родная Русская земля,
Святая Русская земля.
Ты знала cмepть во имя жизни.
Вставай, огромная страна,
Спасай себя от зла и боли.
Идет священная война,
Чья правота в ней, чья вина –
Рассудит Танковое поле.
Поля бесcмepтные поля,
Их три навеки у державы.
Родная Русская земля,
Святая Русская земля,
Земля трагедии и славы...
Три поля России, три поля России,
Как русские гордость, отвага и честь.
Три поля России, три поля России,
Никто нам не страшен пока они есть.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
10 11 2024 21:20:15
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
09 11 2024 13:15:39
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
08 11 2024 19:46:47
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
07 11 2024 8:35:36
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
06 11 2024 16:33:42
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
05 11 2024 20:52:42
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
04 11 2024 11:14:30
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
03 11 2024 6:46:26
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
02 11 2024 18:47:53
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
01 11 2024 23:56:51
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
31 10 2024 21:40:17
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
30 10 2024 20:49:53
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
29 10 2024 16:52:31
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
28 10 2024 18:44:20
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
27 10 2024 7:47:30
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
26 10 2024 12:16:52
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
25 10 2024 7:58:36
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
24 10 2024 9:18:53
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
23 10 2024 12:41:26
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
22 10 2024 20:29:40
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
21 10 2024 9:58:12
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
20 10 2024 0:48:58
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
19 10 2024 13:50:31
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
18 10 2024 17:47:37
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
17 10 2024 13:35:37
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
16 10 2024 8:11:58
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
15 10 2024 1:58:40
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
14 10 2024 1:10:15
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
13 10 2024 22:15:59
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
12 10 2024 14:59:19
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
11 10 2024 9:50:29
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
10 10 2024 8:28:19
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
09 10 2024 22:31:36
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
08 10 2024 6:41:43
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
07 10 2024 16:45:52
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
06 10 2024 2:17:39
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
05 10 2024 7:10:47
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
04 10 2024 20:15:51
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
03 10 2024 22:11:12
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
02 10 2024 23:44:41
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
01 10 2024 23:39:19
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
30 09 2024 2:54:10
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
29 09 2024 0:53:54
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
28 09 2024 15:42:44
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
27 09 2024 13:52:50
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
26 09 2024 17:39:27
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
25 09 2024 14:28:27
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
24 09 2024 1:30:13
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
23 09 2024 12:41:52
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
22 09 2024 9:27:37
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::