Урок в 10-м классе "Флаг России — символ государственности"
План урока
I. Современные, официальные, государственные флаги России.
II. История государственных флагов России.
III. История российского флага.
IV. Современный государственный флаг России.
Оборудование:
Компьютерная
презентация
Указы и законы о государственном флаге России,
указ о знамени Победы
Иллюстрации
Цель:
Содействовать становлению, формированию духовно-нравственных и патриотических качеств личности.
Задачи:
- Воспитывать чувство патриотизма и гражданской ответственности, уважительного отношения к символам государственности России.
- Обеспечить учащихся более полной информацией об истории появления государственного флага России, об истории штандартов и знамен в России.
- Повышать мотивацию учебной деятельности за счет использования нетрадиционных форм подачи материала, средств ИКТ, элементов игровой деятельности
- Находить, систематизировать и анализировать информацию.
- Учить анализировать исторические источники и делать выводы.
- Учить доносить информацию до слушателей, аргументировано защищать свою точку зрения.
- Развивать творческие способности учащихся.
Ход урока.
Учитель:
Сегодня мы проводим конференцию на тему “Флаг России – символ государственной власти”.
У нас в гостях: научный сотрудник Института статистики и общественного мнения, кандидаты исторических наук, занимающиеся вопросами флаговедения и знаменоведения, доктор исторических наук, специалист по вексиллологии, занимается советским периодом в истории нашего государства, политолог.
На нашей конференции присутствуют учащиеся старших классов и студенты вузов. Вы можете по ходу конференции участникам задавать вопросы, принимать участие в дискуссии, отвечать на вопросы. (В роли участников конференции учащиеся 10 классов)
Итак, начинаем нашу конференцию, и слово предоставляем специалисту по статистике
Статистик:
…Я с коллегами нашего института провели анкетирование (мониторинг) с целью выяснить на сколько хорошо учащиеся вашей школы знают символы государственной власти России. Были заданы следующие вопросы:
- Назовите символы государственной власти России.
- Назовите цвета государственного флага России и порядок их расположения на флаге.
- Что символизируют цвета государственного флага России?
- Назовите первую строчку государственного гимна России.
В опросе участвовало 155 учащихся 6-11 классов. Итоги опроса выглядят следующим образом:
Вопрос |
Верные ответы |
Не верные ответы |
1. Назовите символы государственной власти России. | 96 |
59 |
2. Назовите цвета государственного флага России и порядок их расположения на флаге. | 149 |
6 |
3. Что символизируют цвета государственного флага России? | 42 |
113 |
4. Назовите первую строчку государственного гимна России. | 125 |
30 |
Очень приятно, что цвета государственного флага и первую строчку гимна России знают очень многие, но что удивительно и неприятно, что почти половина учащихся (96) не смогли назвать все символы государственной власти и очень мало кто объяснить символику цветов флага (42).
Таким образом, можно обозначить проблему: пpaктически все знают как выглядит российский флаг, но пpaктически никто не знает символику цветов на российском флаге и историю его появления. Поэтому мы акцентируем внимание присутствующих на проблеме символики государственной власти, в частности поговорим о государственных знаменах и российском флаге. Но в анкетировании не участвовали присутствующие и поэтому мы предлагаем вам принять участие в мониторинге и в конце конференции мы увидим как изменилась ситуация в таблице.
(Ребята отвечают на вопросы анкет и стают работы)
Учитель:
Слово предоставляется кандидату исторических наук………….
Кандидат исторических наук 1:
Исходя из ситуации, целью сегодняшней конференции мы поставили знакомство с символикой государственности России, а для кого-то напоминание о том, что забылось. Мы не просто назовем символы государственности, символы президентской власти, официальные знамена России, но и расскажем об истории появления государственного флага, символике цветов, значимости флага для государства и граждан.
Начнем с символов государственной власти России. Ими сегодня являются:
– государственный флаг
– государственный герб
– государственный гимн
Кроме символов государственной власти существуют еще и символы президентской власти. К ним относятся:
- Конституция России
- Президентский штандарт
- Орден “За заслуги перед отечеством”
У нас есть три знамени, которые являются государственными:
- Государственный флаг
- Штандарт президента
- Знамя Победы
Нас сегодня в большей степени интересует флаг.
В русском языке существует два слова для обозначения одного понятия “флаг”, “знамя”. Слово “флаг” – голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. Слово “знамя” происходит от слова знамение, знак. Оно указывает на того, кому принадлежит.
Знамена бывают разных видов:
– хоругвь (изначально это церковное знамя:
икона изображенная на полотне)
– штандарт (полковые кавалерские знамена, особый
флаг главы государства)
– вымпел (знамя особой формы, имеющее узкое
полотнище)
– бунчук (знамя тюркских народов, древко с
привязанным к нему конским хвостом)
С течением времени на Руси появились знамена в виде полотна, крепившемуся к древку. Они назывались стягами, собирали вокруг себя воинов.
Стяги могли быть разной формы, но на Руси часто встречались в виде вытянутого треугольника.
С XV века для обозначения стяга и хоругви все чаще использовали слово “знамя”. Отныне знамя воспринималось не просто как знак, а как реликвия, общая для всего войска, подобно иконе обладающая спасительными свойствами. На знаменах изображали лик Иисуса Христа, Богородицы, святых, сцены из Библии, текст Евангелия, крест. В средневековой Руси знаменами так же называли и воинские подразделения, и военные регалии. Знамя – это символ объединения. Войско встречались вокруг боевого знамени. Знамя означало ставку полководца или центр боевого порядка. По числу знамен определялось и число войск. Поднять знамя означало объявить готовность к бою, опустить – признать поражение. Утеря знамени ложилась тяжелым позором на все воинское подразделение. Захват вражеского знамени в бою считался особым отличием.
Трудно судить о цветовой гамме, но в исторических источниках названы: красный, зеленый, гoлyбой, синий, белый.
В XVII-XVIII на Руси появилась разновидность знамен – прапор (небольшое знамя с длинными хвостами). Таким образом, еще во второй половине VII на Руси не было государственного, национального флага, а царское знамя не могло считаться таковым.
Учитель:
Теперь поговорим о появлении современного российского флага, но его история началась еще в XVIII веке. Слово предоставляется кандидату исторических наук, специалисту по гербам……………………
Кандидат исторических наук 2:
Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту.
В 1667-1669 гг. в селе Дединове на Оке была построена первая флотилия Руси. Она предназначалась для защиты торговых караванов, плававших по Волге и Каспийскому морю, и состояла из трехмачтового корабля “Орел” и четырех более мелких судов.
К тому времени ведущие морские державы уже имели свои флаги, которые поднимали на кораблях. Флаги служили опознавательным знаком корабля и государства, которому принадлежало судно. Именно от морских флагов берут начало многие государственные фаги.
Известно, что первый флаг, установленный на корабле “Орел” состоял из белого, синего и красного цветов, но они располагались не горизонтальными полосами. Так считают некоторые историки. Они считают, что флаг состоял из четырех частей. Синий крест делил полотнище на 4 части, а белый и красный цвета располагались в шахматном порядке. Существует и другое мнение о том, что флаг выглядел так, как современный флаг России.
Известно, что в 1693 году в Архангельске на кораблях Петр I поднял флаг с горизонтальными полосами (белая – синяя – красная), назван флагом царя Московского. В 1690 году бело-сине-красный флаг стал символом Российского государства, прежде всего на море.
Российский триколор (трехцветный флаг)возник, вероятно, по голландскому образцу. Голландия в XVII веке была одной из великих морских держав. Её флаг сочетал цвета оранжевый, белый и гoлyбой. Вскоре оранжевый цвет был заменен на красный.
Расположение полос на российском флаге было иным, а символика цветов отражала русские традиции. Порядок цветов на флаге – белая, синяя, красная.
Красный цвет, цвет крови, как бы обозначал земной мир, синий – небесную сферу, белый – божественный свет. Все три цвета издавна почитались на Руси.
Красный цвет считался символом отваги и мужества, а так же синонимом красивого. Гoлyбой цвет считался символом Богоматери. Белый цвет олицетворял мир, чистоту, благородство. Все три цвета соответствовали и московскому гербу: на белом коне Святой Ге opгий в синей мантии на красном поле щита.
В эпоху Петра появились и другие российские флаги. Один из них Андреевский флаг – гoлyбой косой крест на белом поле. Апостол Андрей считался покровителем России и мореплавания. Андреевский флаг стал флагом военного флота России, его поднимают на военных кораблях. Но и триколор не был забыт. В 1705 году царь издал указ о том, каким должен быть флаг на торговых российских судах. Текст указа сопровождался рисунком флага из трех полос – белой, синей и красной. В будущем этот флаг станут называть торговым, купеческим, гражданским и, наконец, Русским Национальным.
Официально государственного флага в России не было очень долго, хотя нередко бело – сине – красный триколор воспринимался как государственный флаг. В 1812 году в Париже русские войска были встречены бело-сине-красными флагами, которые парижане считали русским флагом.
После cмepти Петра в качестве государственных цветов все более используется черно-золотая гамма. Сочетание черного и желтого цветов в XVIII веке стало хаpaктерным знаком русской армии (лента военного ордена св. Ге opгия).
При Александре I черно-золотые цвета стали восприниматься как государственные. Одновременно эти цвет считались императорскими.
11 ноября 1858 года император Александр II утвердил первый официальный государственный флаг Российской империи – черно-желто-белое полотнище. Цвета флага сочетались с цветами государственного герба. Черно-желто-белый флаг было предписано вывешивать в торжественных случаях, а также поднимать его над правительственными учреждениями. Бело-сине-красный флаг можно было вывешивать только на гражданских зданиях. Население воспринимало государственный флаг как казенный, а бело-сине-красный триколор считало по истине государственным и народным.
В 1883 году император Александр III официальным государственным флагом назвал бело-сине-красный флаг, а цвета черный, желтый, белый стали цветами династии Романовых. Цвета государственного флага отныне символизировали единство русского, украинского и белорусского народов. Таким образом, государственным флагом Российской империи с 1883 по 1914 гг. был бело-сине-красный триколор.
В 1914 году появился симбиоз двух знамен. Петровский бело-сине-красный триколор был дополнен элементом. В верхнем углу у древка флага отныне изображали черно-желтый императорский штандарт.
Учитель:
На смену Российской империи в XX веке пришло советское государство. Многое изменилось, в том числе и государственный флаг и об этом расскажет доктор исторических наук………………….
Доктор исторических наук:
Начавшаяся в 1917 году революция проходила под красными знаменами. Российский триколор считался теперь символом старой России. Временное правительство оставило бело-сине-красный флаг, но императорский штандарт был с него удален.
Возрождение триколора произошло в годы Гражданской войны. Сторонники Белого движения считали его символом свободной России. Бело-сине-красное знамя почиталось в эмиграции как символ ушедшей России, святыня.
На смену империи пришла молодая советская республика. Она нуждалась в новом флаге. 8 апреля 1918 года было утверждено знамя революционной республики. Это было красное знамя с надписью Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, но в 1920 году специальным декретом было установлено, что флаг будет красный с золотыми буквами РСФСР, в левом верхнем углу. В октябре 1918 года красный флаг был поднят над Кремлем, а на Красной площади была устроена символическая публичная казнь – были сожжены эмблемы “старого строя”, в том числе и бело-сине-красные флаги. С тех пор их использование было запрещено, а хранение могло привести к аресту.
В 1922 году был образован Союз Советских Социалистических Республик. В 1924 году была принята новая Конституция, которая утвердила флаг нового государства.
Это был красный флаг, на котором в верхнем левом углу были изображены серп и молот, а так же звезда. В таком варианте флаг оставался государственным до 1991 года.
В годы Великой Отечественной войны красный флаг был символом борьбы с врагом, символом победы. Это был флаг народа, который сражается за свою независимость.
В целях увековечения народного подвига в 1941-1945 гг., в знак благодарности потомков победителям над фашистскими захватчиками 15 апреля 1996 года Президент РФ Борис Николаевич Ельцин подписал указ о знамени Победы. Речь идет о знамени, водруженном над рейхстагом в мае 1945 года.
Учитель:
О том, когда и как был возрожден триколор современного флага России и о том какое значение имеет государственный флаг в жизни страны и ее граждан расскажет политолог ……………….
Политолог:
Исторические изменения в России сделали возможным возвращение бело-сине-красного флага в нашу жизнь. В 1989 по случаю очередной годовщины Февральской революции его подняли митингующие на площади Маяковского в Москве и перед Казанским собором в Ленинграде. В апреле 1991 года Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила использование трехполосного флага как символа новой России. В конце 2000 года бело-сине-красное полотнище утверждено в качестве Государственного флага РФ законодательно.
- Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего, нижней – красного. Отношение ширины флага к его длине -2:3.
- Государственный флаг Российской Федерации поднят постоянно на зданиях органов государственной власти, в дни государственных праздников на жилых домах, на мачтах и флагштоках.
- Государственный флаг установлен постоянно : в залах заседаний палат Федерального Собрания, Правительства России, залах судебных заседаний, в рабочих кабинетах Президента и других должностных лиц.
- Государственный флаг поднимается в местах дислокации воинских частей, во время официальных церемоний и в торжественных случаях, а также по специальным правилам использования в дни траура и на траурных церемониях. В последних случаях в верхней части древка флага крепится черная лента, длина которого равна длине флага.
- Изображение Государственного флага наноситься на российские воздушные суда, космические аппараты, корабли, катера и суда пограничной службы.
- Государственный флаг размещается на зданиях дипломатических посольств, на трaнcпортных средствах президента Российской Федерации и других должностных лиц.
- Государственный флаг ежедневно поднимается в местах постоянной дислокации воинских частей и отдельных подразделений Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований.
- Флаг может быть поднят во время торжественных мероприятий на предприятиях, в учреждениях, во время семейных торжеств.
Все эти положения содержатся в федеральном конституционном законе “О Государственном флаге Российской Федерации” от 25 декабря 2000 года
Государственный флаг получает особую защиту. Другие флаги не могут быть идентичны Государственному флагу ; не разрешено его использовать в качестве геральдической основы для других флагов. Он должен всегда находиться с левой стороны от флага субъекта Федерации; не допустимо, чтобы иные флаги были большего размера или поднимались выше, чем Государственный флаг.
Государственный флаг России – символ нашего государства. В целях воспитания у нынешнего поколения и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам истории российского трехцветного государственного флага 15 апреля 1994 г. был подписан указ о Дне государственного флага Российской Федерации. День государственного флага отмечается 22 августа.
Учитель: Подводим итоги анкетирования о символах.
Каждое государство имеет свои отличительные знаки – государственные символы, к которым относятся герб, флаг, гимн. Знать и понимать их значение – долг каждого гражданина. Нам суждено было родиться в России, и мы должны уважать ее символы и историю, мы должны испытывать гордость за свой народ. Этому трудно научить, это надо понять и почувствовать. И мне бы очень хотелось, чтобы вы поняли, что флаг, герб, гимн – это символы исторической преемственности основных ценностей государства.
Известный русский мыслитель В. Белинский писал: “Древняя эмблема или цвет нации, подобна гербу древнего рода, должны быть всегда и неизменно сохраняемы нетронутыми. В противном случае сама эмблема теряет символическое и историческое свое значение, не приобретает популярности в народе и становится не более как официальным, казенным штемпелем”. Очень хотелось бы, что бы этого не произошло с нашим флагом. И это зависит во многом и от вас.
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
24 03 2023 9:29:57
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
23 03 2023 2:48:59
Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения
большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы
работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах.
...
22 03 2023 17:35:36
Цели урока: обобщение материала, изученного пятиклассниками на уроках по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе, о росте гражданского самосознания греков, хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации....
21 03 2023 1:45:13
Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса.
...
20 03 2023 23:35:43
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
19 03 2023 11:30:54
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
18 03 2023 3:48:38
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
17 03 2023 19:52:21
Урок обобщает знания учащихся о глобальных проблемах современности. Показывает их взаимосвязь и взаимодействие, акцентирует внимание на необходимости совместных усилий для их решения....
16 03 2023 18:27:16
Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме «Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным.
...
15 03 2023 0:56:49
Урок по истории России предназначен для проведения в 11-м классе. Рассмотрены причины, основные противоборствующие силы Гражданской войны. Выделены этапы Гражданской войны, которым дана общая хаpaктеристика. Выявлены причины победы "красных" и поражения "белых" в вооружённом противостоянии. Присутствует электронное приложение к уроку.
...
14 03 2023 2:11:12
Цель: познакомить студентов с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм нашего народа....
13 03 2023 22:52:26
На уроке изучается образ жизни в XIX веке: проявление Викторианской эпохи в технических усовершенствованиях, архитектуре, интерьере, одежде, в отношениях между людьми. Урок проводится в виде конкурса телевизионных передач с применением презентации, с демонстрацией первого фильма братьев Люмьер «1895 Baby's lunch» и фрагментами аудиокниги Т.Диттрич «Повседневная жизнь Викторианской Англии».
...
12 03 2023 8:51:39
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
11 03 2023 4:34:45
Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....
10 03 2023 1:55:37
Интеллектуально-познавательная игра "Правовой калейдоскоп" воспитывает гражданскую ответственность и чувство собственного достоинства, дисциплинированность, уважение к правам и свободам человека, демократические правовые ценности....
09 03 2023 20:20:38
Урок по истории России для 6-го класса по учебнику С.В.Перевезенцева посвящен теме духовного единства государства, влияния церковных деятелей на борьбу с врагами. На занятии воспитывается бережное отношение к культуре русского народа и сохранение исторической памяти....
08 03 2023 8:54:43
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
07 03 2023 23:52:55
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные.
...
06 03 2023 23:46:31
Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....
05 03 2023 11:43:48
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
04 03 2023 15:38:35
Лекторий рекомендован учителям, воспитателям, социальным педагогам. Материал может быть использован на уроках истории и обществоведения, а также во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, бесед....
03 03 2023 19:42:46
Урок истории с использованием игровых ситуаций. На уроке раскрываются вопросы о культурно-бытовых преобразованиях Петра I, о новшествах в общественной и повседневной жизни, многие из которых прочно вошли в современную жизнь.
...
02 03 2023 5:43:58
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
01 03 2023 16:49:50
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий....
28 02 2023 2:29:48
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
27 02 2023 7:50:22
Учащимся очень интересно изучать тот материал, который сопоставляется с современностью. Урок в 5-м классе "Формирование гражданских ценностей на основе афинской демократии" является повторительно-обобщающим уроком в большом блоке "Древняя Греция".
...
26 02 2023 17:18:49
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийной презентации, что повышает познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Данный урок помогает расширить представления о мужестве и героическом подвиге старшего поколения в Великой Отечественной войне; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной....
25 02 2023 13:30:48
В рамках мероприятия дается информация об источниках, развитии и последствиях геноцида, имевшего место в истории, в частности о Холокосте. В ходе урока закладываются основы национальной и религиозной терпимости, ответственности и милосердия....
24 02 2023 17:52:36
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов по курсу истории Cредних веков "Рождество в средневековом городе".
Время проведения - конец декабря, после прохождения всего курса, в качестве итогового занятия.
...
23 02 2023 6:18:16
В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....
22 02 2023 14:20:13

Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и МХК; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....
21 02 2023 7:40:12
Раскрытие темы на основании опыта работы автора....
20 02 2023 12:49:39
Урок истории в 5-м классе средней общеобразовательной школы по учебнику В.И. Уколовой и И.Е. Уколовой «История Древнего мира». В качестве стержня, организующего разнородный материал учебника, рекомендую использовать так называемые программы урока для каждого ученика, которые они заполняют в течение урока по мере объяснения учителя и чтения параграфа. Хорошим дополнением к уроку является рабочая тетрадь. Задание в ней может быть дано на дом....
19 02 2023 23:27:33
Урок обществознания в 6-м классе по учебнику Кравченко А.И. – урок получения новых знаний, на котором рассмотрена экономическая сфера общественной жизни. Ученики знакомятся с понятием «экономика», его многозначностью....
18 02 2023 15:24:26
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала.
...
17 02 2023 20:30:22
Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования.
...
16 02 2023 21:27:39
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
15 02 2023 16:33:39
В работе представлены различные приемы мнемотехники, примеры их использования, задания для тренировки. ...
14 02 2023 1:46:56
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....
13 02 2023 21:14:59

Урок систематизации и обобщения знаний в форме интеллектуальной игры. Ученики повторяют, закрепляют и приобретают новые знания, материалы, включенные в урок, выходят за рамки школьного учебника. Игра состоит из занимательных заданий с компьютерными программами, презентацией для групповой, индивидуальной и коллективной работы....
12 02 2023 2:16:38
Цели: закрепление знаний, формирование уважения к историческому и культурному наследию Средневековья.
...
11 02 2023 22:54:58
Урок формирует обобщённое представление учащихся о жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе, учит различать повинности крестьян. Занятие запланировано в форме пpaктической работы....
10 02 2023 7:59:59
Прослеживается эволюция политического и экономического курса, проводившегося в СССР Н.С. Хрущевым; анализируется его успех и поражение, раскрывается значение экономических реформ в период «оттепели». Учащиеся знакомятся с основными переменами, прошедшими в политической системе СССР, основными результатами экономических преобразований....
09 02 2023 18:18:20
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная
деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет
познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные
режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
08 02 2023 8:21:41
На основе использования фрагментов кинофильма «Древний Египет» ученики совершают увлекательное путешествие на берега Нила. Ребята выполняют разнообразные задания в ходе своего путешествия, что позволяет ответить на главный вопрос урока: согласны ли вы с утверждением Геродота: «Египет – дар Нила». ...
07 02 2023 13:35:20
Урок истории «Отечественная война 1812 года. Орловский край в войне 1812 года» для 4-го класса по учебнику
А.Плешакова. Урок интегрированный (музыка, литература, живопись), в нетрадиционной форме – историческая гостиная, с использованием компьютерной презентации....
06 02 2023 8:51:48
На каждом уроке необходимо обращать внимание на формирование гражданской позиции учащихся. Необходимо ярко показывать достижения наших прадедов. Для этого стараюсь, чтобы ни один урок не проходил без изучения достойных личностей. Вот и получается, что история – это и есть учитель. Учитель, помогающий понимать действительность, искать достойные примеры и в прошлом, и в настоящем. Учитель, помогающий воспитать не просто гражданина, а настоящего патриота своей Родины....
05 02 2023 3:13:30
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: конец XVI–XVIII века. 7-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Экономика России в первой четверти XVIII века» и для изучения нового материала по теме «Народные движения первой четверти XVIII века» в 7-м классе....
04 02 2023 13:18:59
Сценарий внеклассного мероприятия "С любовью к Родине" включает в себя природно-географические особенности России, русский фольклор, государственные символы, русские народные традиции. Это мероприятие направлено на систематизацию знаний учащихся о России, на более углубленное изучение особенностей истории нашей Родины....
03 02 2023 0:46:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::