Урок в 10-м классе "Флаг России — символ государственности"
План урока
I. Современные, официальные, государственные флаги России.
II. История государственных флагов России.
III. История российского флага.
IV. Современный государственный флаг России.
Оборудование:
Компьютерная
презентация
Указы и законы о государственном флаге России,
указ о знамени Победы
Иллюстрации
Цель:
Содействовать становлению, формированию духовно-нравственных и патриотических качеств личности.
Задачи:
- Воспитывать чувство патриотизма и гражданской ответственности, уважительного отношения к символам государственности России.
- Обеспечить учащихся более полной информацией об истории появления государственного флага России, об истории штандартов и знамен в России.
- Повышать мотивацию учебной деятельности за счет использования нетрадиционных форм подачи материала, средств ИКТ, элементов игровой деятельности
- Находить, систематизировать и анализировать информацию.
- Учить анализировать исторические источники и делать выводы.
- Учить доносить информацию до слушателей, аргументировано защищать свою точку зрения.
- Развивать творческие способности учащихся.
Ход урока.
Учитель:
Сегодня мы проводим конференцию на тему “Флаг России – символ государственной власти”.
У нас в гостях: научный сотрудник Института статистики и общественного мнения, кандидаты исторических наук, занимающиеся вопросами флаговедения и знаменоведения, доктор исторических наук, специалист по вексиллологии, занимается советским периодом в истории нашего государства, политолог.
На нашей конференции присутствуют учащиеся старших классов и студенты вузов. Вы можете по ходу конференции участникам задавать вопросы, принимать участие в дискуссии, отвечать на вопросы. (В роли участников конференции учащиеся 10 классов)
Итак, начинаем нашу конференцию, и слово предоставляем специалисту по статистике
Статистик:
…Я с коллегами нашего института провели анкетирование (мониторинг) с целью выяснить на сколько хорошо учащиеся вашей школы знают символы государственной власти России. Были заданы следующие вопросы:
- Назовите символы государственной власти России.
- Назовите цвета государственного флага России и порядок их расположения на флаге.
- Что символизируют цвета государственного флага России?
- Назовите первую строчку государственного гимна России.
В опросе участвовало 155 учащихся 6-11 классов. Итоги опроса выглядят следующим образом:
Вопрос |
Верные ответы |
Не верные ответы |
1. Назовите символы государственной власти России. | 96 |
59 |
2. Назовите цвета государственного флага России и порядок их расположения на флаге. | 149 |
6 |
3. Что символизируют цвета государственного флага России? | 42 |
113 |
4. Назовите первую строчку государственного гимна России. | 125 |
30 |
Очень приятно, что цвета государственного флага и первую строчку гимна России знают очень многие, но что удивительно и неприятно, что почти половина учащихся (96) не смогли назвать все символы государственной власти и очень мало кто объяснить символику цветов флага (42).
Таким образом, можно обозначить проблему: пpaктически все знают как выглядит российский флаг, но пpaктически никто не знает символику цветов на российском флаге и историю его появления. Поэтому мы акцентируем внимание присутствующих на проблеме символики государственной власти, в частности поговорим о государственных знаменах и российском флаге. Но в анкетировании не участвовали присутствующие и поэтому мы предлагаем вам принять участие в мониторинге и в конце конференции мы увидим как изменилась ситуация в таблице.
(Ребята отвечают на вопросы анкет и стают работы)
Учитель:
Слово предоставляется кандидату исторических наук………….
Кандидат исторических наук 1:
Исходя из ситуации, целью сегодняшней конференции мы поставили знакомство с символикой государственности России, а для кого-то напоминание о том, что забылось. Мы не просто назовем символы государственности, символы президентской власти, официальные знамена России, но и расскажем об истории появления государственного флага, символике цветов, значимости флага для государства и граждан.
Начнем с символов государственной власти России. Ими сегодня являются:
– государственный флаг
– государственный герб
– государственный гимн
Кроме символов государственной власти существуют еще и символы президентской власти. К ним относятся:
- Конституция России
- Президентский штандарт
- Орден “За заслуги перед отечеством”
У нас есть три знамени, которые являются государственными:
- Государственный флаг
- Штандарт президента
- Знамя Победы
Нас сегодня в большей степени интересует флаг.
В русском языке существует два слова для обозначения одного понятия “флаг”, “знамя”. Слово “флаг” – голландского происхождения и означает “корабельное знамя”. Слово “знамя” происходит от слова знамение, знак. Оно указывает на того, кому принадлежит.
Знамена бывают разных видов:
– хоругвь (изначально это церковное знамя:
икона изображенная на полотне)
– штандарт (полковые кавалерские знамена, особый
флаг главы государства)
– вымпел (знамя особой формы, имеющее узкое
полотнище)
– бунчук (знамя тюркских народов, древко с
привязанным к нему конским хвостом)
С течением времени на Руси появились знамена в виде полотна, крепившемуся к древку. Они назывались стягами, собирали вокруг себя воинов.
Стяги могли быть разной формы, но на Руси часто встречались в виде вытянутого треугольника.
С XV века для обозначения стяга и хоругви все чаще использовали слово “знамя”. Отныне знамя воспринималось не просто как знак, а как реликвия, общая для всего войска, подобно иконе обладающая спасительными свойствами. На знаменах изображали лик Иисуса Христа, Богородицы, святых, сцены из Библии, текст Евангелия, крест. В средневековой Руси знаменами так же называли и воинские подразделения, и военные регалии. Знамя – это символ объединения. Войско встречались вокруг боевого знамени. Знамя означало ставку полководца или центр боевого порядка. По числу знамен определялось и число войск. Поднять знамя означало объявить готовность к бою, опустить – признать поражение. Утеря знамени ложилась тяжелым позором на все воинское подразделение. Захват вражеского знамени в бою считался особым отличием.
Трудно судить о цветовой гамме, но в исторических источниках названы: красный, зеленый, гoлyбой, синий, белый.
В XVII-XVIII на Руси появилась разновидность знамен – прапор (небольшое знамя с длинными хвостами). Таким образом, еще во второй половине VII на Руси не было государственного, национального флага, а царское знамя не могло считаться таковым.
Учитель:
Теперь поговорим о появлении современного российского флага, но его история началась еще в XVIII веке. Слово предоставляется кандидату исторических наук, специалисту по гербам……………………
Кандидат исторических наук 2:
Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту.
В 1667-1669 гг. в селе Дединове на Оке была построена первая флотилия Руси. Она предназначалась для защиты торговых караванов, плававших по Волге и Каспийскому морю, и состояла из трехмачтового корабля “Орел” и четырех более мелких судов.
К тому времени ведущие морские державы уже имели свои флаги, которые поднимали на кораблях. Флаги служили опознавательным знаком корабля и государства, которому принадлежало судно. Именно от морских флагов берут начало многие государственные фаги.
Известно, что первый флаг, установленный на корабле “Орел” состоял из белого, синего и красного цветов, но они располагались не горизонтальными полосами. Так считают некоторые историки. Они считают, что флаг состоял из четырех частей. Синий крест делил полотнище на 4 части, а белый и красный цвета располагались в шахматном порядке. Существует и другое мнение о том, что флаг выглядел так, как современный флаг России.
Известно, что в 1693 году в Архангельске на кораблях Петр I поднял флаг с горизонтальными полосами (белая – синяя – красная), назван флагом царя Московского. В 1690 году бело-сине-красный флаг стал символом Российского государства, прежде всего на море.
Российский триколор (трехцветный флаг)возник, вероятно, по голландскому образцу. Голландия в XVII веке была одной из великих морских держав. Её флаг сочетал цвета оранжевый, белый и гoлyбой. Вскоре оранжевый цвет был заменен на красный.
Расположение полос на российском флаге было иным, а символика цветов отражала русские традиции. Порядок цветов на флаге – белая, синяя, красная.
Красный цвет, цвет крови, как бы обозначал земной мир, синий – небесную сферу, белый – божественный свет. Все три цвета издавна почитались на Руси.
Красный цвет считался символом отваги и мужества, а так же синонимом красивого. Гoлyбой цвет считался символом Богоматери. Белый цвет олицетворял мир, чистоту, благородство. Все три цвета соответствовали и московскому гербу: на белом коне Святой Ге opгий в синей мантии на красном поле щита.
В эпоху Петра появились и другие российские флаги. Один из них Андреевский флаг – гoлyбой косой крест на белом поле. Апостол Андрей считался покровителем России и мореплавания. Андреевский флаг стал флагом военного флота России, его поднимают на военных кораблях. Но и триколор не был забыт. В 1705 году царь издал указ о том, каким должен быть флаг на торговых российских судах. Текст указа сопровождался рисунком флага из трех полос – белой, синей и красной. В будущем этот флаг станут называть торговым, купеческим, гражданским и, наконец, Русским Национальным.
Официально государственного флага в России не было очень долго, хотя нередко бело – сине – красный триколор воспринимался как государственный флаг. В 1812 году в Париже русские войска были встречены бело-сине-красными флагами, которые парижане считали русским флагом.
После cмepти Петра в качестве государственных цветов все более используется черно-золотая гамма. Сочетание черного и желтого цветов в XVIII веке стало хаpaктерным знаком русской армии (лента военного ордена св. Ге opгия).
При Александре I черно-золотые цвета стали восприниматься как государственные. Одновременно эти цвет считались императорскими.
11 ноября 1858 года император Александр II утвердил первый официальный государственный флаг Российской империи – черно-желто-белое полотнище. Цвета флага сочетались с цветами государственного герба. Черно-желто-белый флаг было предписано вывешивать в торжественных случаях, а также поднимать его над правительственными учреждениями. Бело-сине-красный флаг можно было вывешивать только на гражданских зданиях. Население воспринимало государственный флаг как казенный, а бело-сине-красный триколор считало по истине государственным и народным.
В 1883 году император Александр III официальным государственным флагом назвал бело-сине-красный флаг, а цвета черный, желтый, белый стали цветами династии Романовых. Цвета государственного флага отныне символизировали единство русского, украинского и белорусского народов. Таким образом, государственным флагом Российской империи с 1883 по 1914 гг. был бело-сине-красный триколор.
В 1914 году появился симбиоз двух знамен. Петровский бело-сине-красный триколор был дополнен элементом. В верхнем углу у древка флага отныне изображали черно-желтый императорский штандарт.
Учитель:
На смену Российской империи в XX веке пришло советское государство. Многое изменилось, в том числе и государственный флаг и об этом расскажет доктор исторических наук………………….
Доктор исторических наук:
Начавшаяся в 1917 году революция проходила под красными знаменами. Российский триколор считался теперь символом старой России. Временное правительство оставило бело-сине-красный флаг, но императорский штандарт был с него удален.
Возрождение триколора произошло в годы Гражданской войны. Сторонники Белого движения считали его символом свободной России. Бело-сине-красное знамя почиталось в эмиграции как символ ушедшей России, святыня.
На смену империи пришла молодая советская республика. Она нуждалась в новом флаге. 8 апреля 1918 года было утверждено знамя революционной республики. Это было красное знамя с надписью Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, но в 1920 году специальным декретом было установлено, что флаг будет красный с золотыми буквами РСФСР, в левом верхнем углу. В октябре 1918 года красный флаг был поднят над Кремлем, а на Красной площади была устроена символическая публичная казнь – были сожжены эмблемы “старого строя”, в том числе и бело-сине-красные флаги. С тех пор их использование было запрещено, а хранение могло привести к аресту.
В 1922 году был образован Союз Советских Социалистических Республик. В 1924 году была принята новая Конституция, которая утвердила флаг нового государства.
Это был красный флаг, на котором в верхнем левом углу были изображены серп и молот, а так же звезда. В таком варианте флаг оставался государственным до 1991 года.
В годы Великой Отечественной войны красный флаг был символом борьбы с врагом, символом победы. Это был флаг народа, который сражается за свою независимость.
В целях увековечения народного подвига в 1941-1945 гг., в знак благодарности потомков победителям над фашистскими захватчиками 15 апреля 1996 года Президент РФ Борис Николаевич Ельцин подписал указ о знамени Победы. Речь идет о знамени, водруженном над рейхстагом в мае 1945 года.
Учитель:
О том, когда и как был возрожден триколор современного флага России и о том какое значение имеет государственный флаг в жизни страны и ее граждан расскажет политолог ……………….
Политолог:
Исторические изменения в России сделали возможным возвращение бело-сине-красного флага в нашу жизнь. В 1989 по случаю очередной годовщины Февральской революции его подняли митингующие на площади Маяковского в Москве и перед Казанским собором в Ленинграде. В апреле 1991 года Правительственная комиссия Совета Министров РСФСР одобрила использование трехполосного флага как символа новой России. В конце 2000 года бело-сине-красное полотнище утверждено в качестве Государственного флага РФ законодательно.
- Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего, нижней – красного. Отношение ширины флага к его длине -2:3.
- Государственный флаг Российской Федерации поднят постоянно на зданиях органов государственной власти, в дни государственных праздников на жилых домах, на мачтах и флагштоках.
- Государственный флаг установлен постоянно : в залах заседаний палат Федерального Собрания, Правительства России, залах судебных заседаний, в рабочих кабинетах Президента и других должностных лиц.
- Государственный флаг поднимается в местах дислокации воинских частей, во время официальных церемоний и в торжественных случаях, а также по специальным правилам использования в дни траура и на траурных церемониях. В последних случаях в верхней части древка флага крепится черная лента, длина которого равна длине флага.
- Изображение Государственного флага наноситься на российские воздушные суда, космические аппараты, корабли, катера и суда пограничной службы.
- Государственный флаг размещается на зданиях дипломатических посольств, на трaнcпортных средствах президента Российской Федерации и других должностных лиц.
- Государственный флаг ежедневно поднимается в местах постоянной дислокации воинских частей и отдельных подразделений Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований.
- Флаг может быть поднят во время торжественных мероприятий на предприятиях, в учреждениях, во время семейных торжеств.
Все эти положения содержатся в федеральном конституционном законе “О Государственном флаге Российской Федерации” от 25 декабря 2000 года
Государственный флаг получает особую защиту. Другие флаги не могут быть идентичны Государственному флагу ; не разрешено его использовать в качестве геральдической основы для других флагов. Он должен всегда находиться с левой стороны от флага субъекта Федерации; не допустимо, чтобы иные флаги были большего размера или поднимались выше, чем Государственный флаг.
Государственный флаг России – символ нашего государства. В целях воспитания у нынешнего поколения и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам истории российского трехцветного государственного флага 15 апреля 1994 г. был подписан указ о Дне государственного флага Российской Федерации. День государственного флага отмечается 22 августа.
Учитель: Подводим итоги анкетирования о символах.
Каждое государство имеет свои отличительные знаки – государственные символы, к которым относятся герб, флаг, гимн. Знать и понимать их значение – долг каждого гражданина. Нам суждено было родиться в России, и мы должны уважать ее символы и историю, мы должны испытывать гордость за свой народ. Этому трудно научить, это надо понять и почувствовать. И мне бы очень хотелось, чтобы вы поняли, что флаг, герб, гимн – это символы исторической преемственности основных ценностей государства.
Известный русский мыслитель В. Белинский писал: “Древняя эмблема или цвет нации, подобна гербу древнего рода, должны быть всегда и неизменно сохраняемы нетронутыми. В противном случае сама эмблема теряет символическое и историческое свое значение, не приобретает популярности в народе и становится не более как официальным, казенным штемпелем”. Очень хотелось бы, что бы этого не произошло с нашим флагом. И это зависит во многом и от вас.
Статья рассказывает о том, как можно построить свою краеведческую работу в обычной сельской школе, чтобы привить любовь к истории у современных детей. Какие методы и способы можно использовать. Каков результат данной работы....
23 09 2023 18:51:15
Рынок, рыночные отношения присутствуют в нашей жизни каждый день, касаются каждого человека. Знание законов рыночной экономики помогает правильно оценить ситуацию и принять в каждом случае верное решение....
22 09 2023 8:15:32
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
21 09 2023 12:18:38
В процессе изучения данного курса учащиеся имеют возможность овладеть навыками исследования как способа освоения действительности, развить способности к исследовательскому типу мышления, сформировать свою личностную позицию на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний....
20 09 2023 12:34:11
Разработка занятия подготовлена к применению на уроках истории, обществознания и культуры родного края, а также в качестве национально-регионального компонента. Классный час посвящается теме участия жителей Цивильского района Чувашской Республики в обороне Ленинграда....
19 09 2023 8:35:24
Урок обществознания в 11-м классе с применением ИКТ. Для активизации познавательной деятельности автор использует пpaктическую работу на этапе подготовки к изучению нового материала, предлагает исследовательскую самостоятельную работу творческого хаpaктера при усвоении учебного материала. Применяется групповая форма организации познавательной деятельности....
18 09 2023 8:19:33
В процессе работы главной целью являлось: повышение гражданской ответственности и правосознания молодого поколения путем включения его в процессы, направленные на развитие демократии и правового государства в России; формирование в молодежной среде идеологии, направленной на повышение «профессионализма» деятельности, направленной на продвижение ценностей прав человека....
17 09 2023 9:35:17
Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий.
Урок проводится по образцу телевизионной игры «Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра.
Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....
16 09 2023 6:41:47
Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опopному конспекту.
...
15 09 2023 5:36:58
Предлагамая разработка бинарного урока «Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы» содержит лекцию и тест, позволяющие организовать закрепление темы. Урок проводится с применением презентации.
...
14 09 2023 2:29:53
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
13 09 2023 23:12:35
Мероприятие проходит в форме интеллектуально-познавательной викторины, относится к историческому краеведению и направлено на воспитание интереса, уважения к истории родного города, развитие творческого мышления, формирование навыков коммуникабельности....
12 09 2023 15:18:20
Урок «Римский хаpaктер» поведён как повторительно-обобщающий по теме с опорой на умение учащихся работать с дополнительным материалом. Одной из основных воспитательных задач урока является не только показ учащимся основных качеств, присущих римскому хаpaктеру, но и развитие положительных качеств, достойных гражданина, посредством постоянного приближения событий древней истории к современной жизни и хаpaктерам молодого поколения.
...
11 09 2023 17:22:24

Цель интеллектуальной игры, посвященной двум знаменательным датам: обогатить знания учащихся об эпохе, хаpaктерах людей, народном духе XIX века. Игра построена по типу телепроекта "Умники и умницы"; учащимся заранее объявлена тема, предложен список литературы для повторения. Количество участников ‒ 15–20 человек....
10 09 2023 10:21:53
Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....
09 09 2023 0:16:45
В связи с тем, что изучение истории в лицее происходит по линейной структуре, данный урок предполагает самостоятельное более глубокое изучение правление Ивана III Васильевича с последующим обсуждением на уроке....
08 09 2023 0:50:21
Цели урока: сформировать понятие предприниматель и предпринимательство, сформировать представления о роли предпринимательства в экономике, сформировать представления об организационно-правовых формах предпринимательства; познакомить обучающихся с процедурой создания фирмы;...
07 09 2023 21:51:36
Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....
06 09 2023 13:17:42
Программа курса «Основы жизненного самоопределения» для 5-го класса. В основу программы легли некоторые обществоведческие курсы, существующие в образовательной среде. Цель курса — формирование социальной компетентности. Данный курс можно использовать не только в рамках изучения предмета, но и во внеклассной работе....
05 09 2023 13:39:32
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
04 09 2023 21:25:17
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
03 09 2023 4:13:48
На фронтальном опросе происходит опрос учащихся на знание феодального общества, сословий, их хаpaктеристики.
На уроке применены различные способы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, творческая. Присутствуют инновационные технологии, такие как тесты, методы рефлексии, игры. Урок способствует формированию умений и навыков учащихся.
...
02 09 2023 18:15:16
Представлен сценария урока, посвященного Великой Отечественной войне. Урок представлен в форме урока-суда, на котором слушается дело по обвинению фашизма в преступлениях против человечества, в общем, и против русского народа в частности.
...
01 09 2023 5:28:34
Данный спецкурс охватывает очень обширный период отечественной истории - с 1700 по 1917 год, от петровских реформ и становления Российской империи до ее краха в 1917 году. В рамках спецкурса предполагается рассмотреть лишь одну из сторон данного исторического этапа - становление, развитие и крах российской армии, ее славные победы и трагические поражения.
...
31 08 2023 15:42:54
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков.
...
30 08 2023 12:35:36
Урок развивающего обучения, с использованием креативного принципа: ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, пробую – и делаю, поиск, творчество, самостоятельность. Цель урока – обобщить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX–XI вв., закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами. Для активизации мыслительной деятельности использованы логические и творческие задания: кластер, синквейн, мини-сочинение, цифровой и буквенный диктант....
29 08 2023 13:35:34
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
28 08 2023 20:23:34
Материал направлен на воспитание патриотизма и патриотических чувств у учащихся. Великая Отечественная война (1941–1945) – одна из самых страшных страниц нашей истории. Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой Отечественной войны. Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы. Развивать культуру к прослушиванию музыкальных произведений о войне....
27 08 2023 6:57:13
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
26 08 2023 18:19:22
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
25 08 2023 1:20:42
Работа направлена на то, чтобы расширить образовательное прострaнcтво учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков на уроках истории Московской области. Также знания, полученные на уроке, призваны способствовать формированию творческого мышления, выработке личностного отношения к культурному наследию....
24 08 2023 7:28:22
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
23 08 2023 22:57:24
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
22 08 2023 1:25:59
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами....
21 08 2023 15:36:39
Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме «Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным.
...
20 08 2023 4:41:40
Разработка «Правовой марафон» предназначена для проведения итогового занятия элективного курса «Право и политика» по программе А.Ф. Никитина. С целью заинтересованности подростков в прохождении процедуры проверки мною был разработан игровой вариант, позволяющий выявить уровень полученных знаний каждым индивидуально. При необходимости этот вариант можно использовать и для групповой работы. Задания не претендуют на эксклюзивность, они взяты из различных учебных пособий....
19 08 2023 7:20:10
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
18 08 2023 3:21:48
Урок предполагает знакомство учащихся с началом революционных событий 1917 г. Подготовка к уроку способствует развитию умения хаpaктеризовать различные тенденции политической жизни; анализировать исторические документы, высказывать собственное мнение по проблеме. На уроке применяется технология сотрудничества, т.е. идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей....
17 08 2023 18:14:43
Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей.
...
16 08 2023 14:34:37
Методическая разработка урока включает в себя разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету. Использование презентации, раздаточного материала, видеофрагмента, заданий творческого хаpaктера делают урок информативным, наглядным и интересным.
...
15 08 2023 22:22:23
Урок призван охаpaктеризовать общественно-политическое развитие Казанской губернии в начале XX века, выявить общие черты и отличия политических сил России и Казанской губернии, проанализировать деятельность мусульманской фpaкции и депутатов в Государственной думе. Даются дополнительные сведения по истории Казанской губернии в начале XX века. Урок помогает активизировать гражданскую позицию, привлекает внимание к важным политическим событиям родного края....
14 08 2023 4:13:40
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми.
...
13 08 2023 6:56:20
Урок помогает обратить внимание на проблему проявления вандализма, варварства как одну из "вечных тем" литературы; обсудить вопрос о необходимости сохранения культурных ценностей; продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся; формированию умения комплексно анализировать средства художественной изобразительности....
12 08 2023 13:25:22
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
11 08 2023 9:55:46
Целью урока является формирование у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., ее защитниках и их подвигах; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам....
10 08 2023 8:16:21
Представлен материал проблемно-дискуссионного урока истории в 6-м классе. Структура урока предполагает обсуждение факторов и альтернатив исторического выбора Руси в XIII веке, а также последствий этого выбора. Показана сложность мopaльно-нравственной позиции и личной ответственности Александра Невского....
09 08 2023 10:51:49
Урок мужества "Афганская война" проводится в память о воинах, погибших на войне; для знакомства с теми, что вернулись с войны живыми. В ходе урока учащиеся знакомятся с событиями истории Афганской войны через рассказ, чтение стихов, просмотр фрагментов художественного фильма, исполнение песен из репертуара воинов-афганцев....
08 08 2023 2:46:35
В статье представлены два варианта урока-размышления с элементами эвристической беседы, в ходе которых учащиеся на основе базовых знаний учатся выявлять причины определенной исторической ситуации, сложившейся в нашей стране в тот или иной период....
07 08 2023 22:21:57
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны.
...
06 08 2023 19:34:44

Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
05 08 2023 6:30:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::