Урок по истории "Формирование многопартийности в России в начале ХХ века" для учащихся 11-х классов
Цели урока:
- обучающая: смоделировать избирательный процесс в России в начале XX века и определить необходимость существования многопартийности;
- развивающая: научить учащихся определять собственную позицию и самооценку;
- воспитательная: воспитание гражданской ответственности.
Участники: представители партий кадетов, эсеров, октябристов, большевиков, меньшевиков, черносотенцев; избиратели; счётная комиссия.
Оборудование: таблички с названием партий, ящик (урна) для голосования, кафедра, часы, магнитная доска, бюллетени для голосования.
Наглядность:
- Плакаты, лозунги каждой партии.
- Классификационная схема.
- Бюллетень для голосования.
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Представление своих партий лидерами.
- Программные установки: аграрный, национальный и политический вопросы.
- Прения.
- Голосование.
- Итог.
Подготовка к уроку:
За две недели до урока учащимся предлагается поделиться на шесть групп, выбрать по два представителя от шести политических партий: черносотенцев, октябристов, кадетов, эсеров, меньшевиков и большевиков, которые должны подготовить представление своих партий, программные установки по решению аграрного, политического и национального вопроса. Группы готовят плакаты, лозунги, а также вопросы своим соперникам, представителям других партий.
Избирается счётная комиссия.
Ход урока
Учитель. Внутриполитический кризис, усилившийся неудачами армии и флота в ходе русско-японской войны, события “Кровавого воскресенья” 9 января 1905 года в Петербурге, ставшие катализатором мощного революционного подъема в стране, требования “широкого народного представительства”, повсеместно высказываемые видными общественными деятелями и периодической печатью, вынудили самодержавие пойти в начале 1905 года на серьезные политические уступки.
17 октября 1905 года был обнародован Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка", которым населению России даровались основные гражданские свободы, провозглашались принципы формирования представительного органа - Государственной думы с привлечением к выборам тех классов, “которые ныне совсем лишены избирательных прав” и устанавливалось “как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участи в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей”.
На рубеже XIX-XX веков в России появляется несколько политических партий, которые и должны были стать главными участниками политического процесса в стране.
На уроке нам предстоит смоделировать избирательный процесс в России в начале XX века и определить необходимость существования многопартийности;
Сегодня на уроке присутствуют представители шести партий различной направленности. Сейчас мы с ними познакомимся.
Просим лидеров представить свои партии.
Выступление лидеров партий – черносотенцев, октябристов, кадетов, эсеров, меньшевиков, большевиков и заполнение классификационной схемы. (см. Приложение)
Начинается выступление представителей политических партий, где им рекомендовано отметить политический курс, назвать лидеров, определить численность, состав, методы и формы борьбы, а также прокомментировать основные лозунги.
По ходу выступлений идёт заполнение классификационной схемы представителями партий на доске и учащимися в тетрадях.
Учитель. Цель партии – участвовать в осуществлении государственной власти для реализации своих интересов и в конечном итоге стать партией власти. Для достижения своих целей партия использует различные методы и формы работы, привлекая в свои ряды как можно больше единомышленников.
Мы предлагаем данным партиям заручится сегодня поддержкой присутствующих и побороться за места в Государственной Думе.
Уважаемые представители политических партий! Вам предлагается представить свои программы, в которых освещены самые острые, волнующие всех вопросы: аграрный, национальный и политический.
Регламент выступления до 1 минуты, затем прения: вопрос может задать любой из присутствующих представителю любой из партий.
Во время выступлений обучающиеся заполняют сводную таблицу по основным вопросам внутренней политики России в начале ХХ века. (см. Приложение)
Выступление каждой партии.
Во время выступлений обсуждения, вопросы, ответы.
Учитель. Прекращаем прения и приступаем к голосованию. У каждого присутствующего имеется бюллетень для голосования, в нём представлено шесть партий. (см. Приложение) Поставьте, пожалуйста, знак напротив той партии, которая Вам больше импонирует, представители которой, по вашему мнению, достойны, представлять Вас в Государственной Думе. После этого опустите бюллетень в ящик (урну) для голосования.
Проходит процесс голосования. Счётная комиссия подсчитывает голоса.
Подведение итогов.
Учитель. Институт многопартийности является важным признаком становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий свидетельствует об эффективности политической системы общества и является важным фактором укрепления демократической природы государства.
Но формирование института многопартийности было прервано в 1918 году. Этот процесс возобновился в России только в конце XX века. Не смотря на то, что прошло более ста лет со времени появления первых политических партий, партии, борющиеся за власть сегодня мало чем отличаются.
В декабре 2007 г. в нашей стране пройдут очередные парламентские выборы. Мне хотелось бы, что бы каждый гражданин проявил свою гражданскую позицию, придя на избирательный участок. Вам будущим избирателям, предоставлена хорошая возможность сформировать для себя основы правовой культуры и воспитать в себе гражданскую ответственность. Понимание того, что именно от вашего голоса зависит ваше будущее.
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
18 03 2024 15:28:18
Данный урок истории можно проводить для учащихся 6-х классов, как повторительно-обобщающий. Урок проводится по образцу телевизионной игры «Умники и умницы». Он имеет два основных этапа: отборочный тур и сама игра. Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние....
17 03 2024 7:38:20
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
16 03 2024 13:39:19
Цель урока: знакомство с основными сражениями Великой Отечественной войны. Урок имеет фото- и видеоматериал, которые представлены в презентации. Работа в группах по методу Джигсо задействует на уроке каждого учащегося. Урок развивает умения учащихся выделять главное, работать с текстом, передавать информацию другим, переносить знания в новую ситуацию, оценивать....
15 03 2024 8:22:59
Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок. ...
14 03 2024 13:32:53
Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов комaнды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Комaнды состоят из трёх человек. Одна комaнда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему. ...
13 03 2024 20:15:35
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
12 03 2024 9:26:19
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет. ...
11 03 2024 9:24:11
Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
10 03 2024 20:47:15
Учащиеся обобщают, закрепляют и систематизируют знания о российском государстве XVII века посредством урока-игры «Умники и умницы». Участники распределяются на категории: три комaнды, ареопаг, зрители. В ходе игры дети приходят к выводу, когда, как и почему проявились новые черты в истории России в политической, экономической и социальной сфере. ...
09 03 2024 11:17:29
Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....
08 03 2024 1:28:42
Урок организован в форме дискуссии по вопросу: "В чём смысл жизни". Он сконструирован таким образом, что каждый ученик получил возможность для самореализации в процессе самостоятельной работы с "Рабочим листом"....
07 03 2024 1:35:42
Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....
06 03 2024 11:30:41
Как повысить интерес учеников к предмету? Решению задачи в определённой мере способствуют внеклассные мероприятия по истории, способствует внеклассная работа и особенно игры по предмету. Интересная захватывающая игра – составная часть учебно-воспитательного процесса, способ углубления знаний по истории....
05 03 2024 17:44:48
Цель урока: создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления....
04 03 2024 7:49:31
На уроке рассматривается дискуссионный вопрос о цивилизационной принадлежности России. Работа ведется по группам, которые защищают одну из точек зрения на российскую цивилизацию с применением презентации. Урок предполагает использование примеров из истории и умение выражать свое мнение....
03 03 2024 9:25:23
Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами. ...
02 03 2024 2:10:31
Цели урока: Закрепить знания учащихся по теме, обобщить и подвести итоги изученного материала. ...
01 03 2024 7:24:13
Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно. ...
29 02 2024 0:32:37
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике. ...
28 02 2024 3:49:56
Урок знакомит учащихся с политической ситуацией в России на рубеже 1870–1880-х годов на реальных событиях и судьбах показывает опасность и бесперспективность террористических методов борьбы революционеров, пытавшихся в условиях авторитарного режима добиться уступок со стороны правительства. Урок заставляет учащихся задуматься, как опасен экстремизм не только для власти, но и для простых людей, волею судьбы втянутых в этот водоворот событий....
27 02 2024 19:57:19
Предлагаемый материал представляет интеграцию русского языка и истории в 5-м классе при изучении особенностей письменности разных стран (по истории) и графики (по русскому языку). Подобные уроки повышают мотивацию, способствуют формированию целостной картины мира, позволяют систематизировать знания по разным предметам, обладают большей информативной ёмкостью (опережающие домашние задания для разных групп учащихся), способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания. ...
26 02 2024 3:54:17
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint. ...
25 02 2024 11:55:21
Сознание - одно из основных понятий ряда научных дисциплин и одна из наиболее дискуссионных проблем. Поэтому изначально раскрытие данной темы в курсе "Основ философии" построено на решении учащимися предварительно полученной задачи: "Есть ли у животных сознание?". Данный подход активизирует познавательную деятельность учащихся и подготовит их к лучшему восприятию нового материала на втором уроке в форме лекции. Одновременно обоснование позиций учеников и лекция учителя будут сопровождаться презентацией как одним из способов представления материала....
24 02 2024 15:28:14
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
23 02 2024 14:52:49
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
22 02 2024 12:33:36
На уроке подводятся итоги изучения жизни и деятельности Петра I. Закрепляются, систематизируются и обобщаются знания. Урок носит развивающий хаpaктер. Даёт возможность детям проявить свои знания по предмету, умения и способности к творчеству. Урок воспитывает в детях интерес к изучению истории....
21 02 2024 2:54:44
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
20 02 2024 8:31:51
В данной статье рассматриваются возможности использования краеведческого материала на уроках истории. ...
19 02 2024 10:37:41
Данный урок проводится в ходе изучения темы «Древняя Греция». Основное содержание занятия направлено на знакомство учащихся с культурой и образом жизни жителей Афин. Урок проводится в форме заочного путешествия, предполагается использование компьютерного учебника по всеобщей истории, а также презентации на персональных компьютерах; предусмотрено компьютерное тестирование. ...
18 02 2024 1:11:55
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы. ...
17 02 2024 8:31:37
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию. ...
16 02 2024 17:26:43
Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....
15 02 2024 8:42:32
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
14 02 2024 0:45:51
Игра на уроке - это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в исторический персонаж. Школьники моделируют историческую реальность через "вживание" в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретенные ими, становятся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. ...
13 02 2024 2:46:21
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
12 02 2024 14:32:12
Урок для 6-го класса по истории средних веков на тему "Классическое средневековье в Европе". Урок проходит в форме игры. Все задания направлены на закрепление знаний по данной теме, повышение интереса к истории. ...
11 02 2024 19:34:47
Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни. ...
10 02 2024 3:54:35
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
09 02 2024 21:22:50
Данная работа проведена в форме игры. Основные цели работы: проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен; развивать навыки работы с картой, компьютером, делать самостоятельные выводы; воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания, активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части. ...
08 02 2024 22:18:52
В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности. Обучающиеся более прочно усваивают знания, полученные в ходе самостоятельного решения поставленных задач. Ученики приобретают опыт вдумчивой работы с текстом художественного произведения, опыт работы с большим объемом информации из различных источников....
07 02 2024 13:24:13
На уроке учащиеся знакомятся с сословным хаpaктером российского быта, учатся сравнивать и систематизировать информацию. В ходе урока учитель обращается к личному опыту учащихся, они также высказывают собственное мнение, работают с текстом, находя в нём необходимую информацию. Эта информация оформляется в виде сводной таблицы, которая позволяет систематизировать материал учебника, выполнить сравнение. ...
06 02 2024 9:38:22
Урок подводит учащихся к пониманию причин победы красных в Гражданской войне. Учащиеся усваивают понятия "военный коммунизм", продразверстка", "красный террор"....
05 02 2024 13:29:16
Во второй половине XIX – начале XX века в России особенно расцвела благотворительность. Именно в этот период появилась целая плеяда предпринимателей. До сих пор мы пользуемся плодами их добрых дел. Сохранилась и память об этих замечательных людях в сердцах благодарных потомков. Рассказы об этих людях, несомненно, будут способствовать воспитанию патриотизма у современных молодых людей, желанию последовать их примеру....
04 02 2024 17:10:59
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий....
03 02 2024 2:23:29
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
02 02 2024 15:20:12
Урок истории в 5-м классе рассказывает про историю Древнего мира....
01 02 2024 23:29:33
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
31 01 2024 11:30:23
Учитывая возрастные особенности учеников седьмого класса и специфику темы, большой объем материала, считаю, что наиболее целесообразным типом урока является изучение нового материала и его первичное закрепление. Изучение новой темы построено на сообщении учителем нового материала, одновременно организовано осмысление, обобщение и систематизация нового материала учащимися. Для этого использованы разнообразные методы. ...
30 01 2024 3:10:50
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
29 01 2024 8:37:39
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::