Интегрированный урок для учащихся 6-х классов по истории и информационным технологиям
Тип урока: урок изучение новой темы.
Форма урока: комбинированный урок.
Время проведения: два академических часа.
Цели урока:
- Познакомить учащихся с историей развития Новгородской республики в период раздробленности Древнерусского государства.
- Выделить общие и особенные черты в развитии Владимиро-Суздальской и Новгородской земель.
- Реализация межпредметных связей.
- Развитие творческих способностей учеников и отработка умений и навыков работы с историческими понятиями, событиями и работа с таблицами и схемами посредством ИКТ.
Задачи урока:
- Контроль знаний основных событий, исторических личностей и пpaктическое знание карт.
- Закрепление умения и навыков работы с кодированной информацией, работа в графическом редакторе Paint и с презентацией Power Point.
- Продолжить работу над развитием творческого мышления уч-ся, самостоятельности, способностей к анализу, систематизации и обобщению.
- Воспитывать добросовестное отношение к труду, умение работать в группах, умение прислушиваться к другим.
Оборудование:
- персональные компьютеры,
- мультимедиапроектор,
- экран,
- школьная доска.
Программное обеспечение:
- графический редактор Paint,
- программа Microsoft Office Word.
Демонстрационный материал:
- мультимедийная презентация,
- подготовленные материалы (контурные карты, картины) на сетевом сервере,
- закодированные тексты.
Подготовка к уроку:
Учителем:
- Подготовка демонстрационного материала и дидактического материала на каждом компьютере.
Учащимися:
- Изучить § 12
- Ответить на вопросы к § 12.
- На уроке ИКТ начать заполнение таблицы “Основные политические центры Руси в XII-XIIIвеках”.
План урока.
- Организационная часть.
- Опрос учащихся по предыдущей теме.
- Объявление темы урока и постановка цели учащимся.
- Контроль и закрепление знаний.
- Подведение итогов, выставление оценок.
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Опрос учащихся. 15 мин.
Учащимся предлагается работа за компьютерами: на рабочем столе открыть папку “Урок” и выполнить задания 1 (см. Рис.1). Учителя Истории и Информатики проверяют выполненную работу в контурной карте и работу в таблице (См. Рис. 2). В это время можно провести выборочное оценивание работ. Учащимся предлагается дать развернутую хаpaктеристику Владимиро-Суздальского княжества, используя таблицу “Основные политические центры Руси в XII-XIII веках”, выполненную на уроке информатике и контурную карту, заполненную на уроке (эти работы переслать по локальной сети и вывести на экран).
3. Изучение нового материала.
- Территория Новгородской земли.
- Занятия новгородцев.
- Основные категории новгородского населения.
- Политические особенности новгородской земли.
- Культура новгородской земли.
4. Закрепление.
5. Домашнее задание.
1) Учащимся предлагается самостоятельно определить географическое положение Новгородской земли по исторической карте “Русские земли в XII-начале XIII века” (карта высвечивается на экране, см Приложение 1). Затем ребята проходят к своим компьютерам и заполняют в таблице “Основные политические центры Руси в XII-XIII веках” колонку географическое положение Новгородской земли. После выполненной работы открывают карту в программе Paint, карандашом отмечают границу и с помощью “заливки” заливают территорию Новгородской земли и выполняют задание 2 (см. Рисунок 1). По ходу выполнения задания учителя проверяют выполняемость, делают необходимые комментарии и оценивают лучшие работы.
Учитель истории предлагает учащимся сравнить территорию Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества и сделать вывод.
2) Учащимся предлагается прочитать пункт “Занятия новгородцев” (с. 104-106) и, используя полученные знания, составить небольшой рассказ по картине А.М. Васнецова “Новгородский торг” (см. Приложение 2). Иллюстрация картины высвечивается на экране. Рассказ ученика оценивается.
3) Задание для учащихся: исходя из занятий новгородцев, назвать основные категории новгородского населения и выполнить схему “Основные категории новгородского населения” в программе WORD. Ребята выполняют схему (см. Рис. 3). Учителя проверяют и оценивают работу. С окончанием этого этапа заканчивается первый урок, ребята выходят на перемену. После перемены урок продолжается.
4) Ребятам предлагается прочитать пункт “Политические особенности Новгородской земли” (с. 107-109). На экране появляется схема “Система власти в Новгороде” (см. Приложение 3), которую необходимо заполнить. Учащиеся садятся за компьютеры, создают эту схему и заполняют ее. Кроме этого ученики заканчивают таблицу “Основные политические центры Руси в XII-XIII вв.”, заполняя ячейку “Государственный строй”. После выполнения работы учащимися на экране появляется правильно заполненная схема (см. Приложение 3). Учителя проверяют правильность выполнения задания, делается вывод, сравнивается государственный строй Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества, выставляются оценки за этот этап урока.
При изучении пункта “Культура Новгородской земли” учащиеся делают заранее подготовленные сообщения (“Письменность Древнего Новгорода”, “Литература в Новгороде”, “Каменное зодчество в Новгородской земле”). На экране даны три слайда, иллюстрирующие эти сообщения (см. Приложение 4, 5, 6). После прослушивания сообщений учащимся предлагается сделать вывод и сравнить культуру Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества.
В качестве закрепления учащимся можно предложить два варианта завершения работы (в зависимости от оставшегося урочного времени).
1-й вариант: выполнение тестовых заданий (см. Рис.4).
2-й вариант: творческая работа учащихся. Ребятам предлагается создать герб Древнего Новгорода. Для выполнения этого задания учащиеся должны открыть документ WORD в папке “Урок”. Из предложенных картинок, опираясь на полученные знания, ребята создают свой герб (см. Рис.5). Учителя истории и информатики просматривают работы, выбирая лучшие, выводят их на экран и предлагают учащимся объяснить свой выбор в создании герба.
5. Домашнее задание: § 13, вопросы и задания к §.
Уроки повторения зачастую бывают перегружены информацией, новыми понятиями, датами, что вызывает дополнительные сложности и не всегда способствует развитию интереса у ребят. Конечно, хочется, чтобы эти уроки были увлекательными, запоминающими, чтобы они вызывали интерес у ребят. Одним из способов сделать урок именно таким - это привлечь их на уроке к игровой деятельности....
31 03 2023 3:57:51
Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....
30 03 2023 6:39:53
На представленном материале показано, как семейное законодательство отражает интересы супругов, опираясь на статьи Семейного кодекса РФ. Основной целью урока является добиться усвоения учащимися роли семьи в обществе, вскрыть проблемы молодой семьи, а также развивать навыки работы с текстом документов, данными статистики; воспитывать добропорядочных супругов, заботливых родителей....
29 03 2023 16:24:58
Историческая викторина представляет собой дидактическую игру. Автор мероприятия стремился показать ученикам уникальность исторических событий, роль личности в истории как основного двигателя исторического процесса, тем самым желая пробудить интерес детей к изучению предмета и развить творческий подход в изучении интересующих тем и предметной дисциплины....
28 03 2023 6:41:30
Урок знакомит учащихся с историей католической церкви в эпоху Средневековья, когда господство церкви и христианской религии определило образ жизни средневекового человека, социальные границы общества, развитие науки, культуры и искусства....
27 03 2023 8:17:55
Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования ИКТ не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....
26 03 2023 22:34:16
Цели урока: развить познавательный интерес к мировоззренческим аксиологическим знаниям; усвоить общепредметные понятия, законы, теории, идеи, комплексные проблемы; научить обобщению при решении межпредметных задач с помощью наглядных средств; разить умений по разным предметам и умений их синтеза....
25 03 2023 18:41:54
Тема актуальна в связи с активизацией неонацизма в мире. Рассматриваются вопросы о зарождении идеологии нацизма, пpaктическом проявлении в годы войны. Подобрана информация о неонацизме в XXI веке, демонстрирующая опасность и губительность этой идеологии для общества в целом....
24 03 2023 12:29:54
Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....
23 03 2023 0:50:33
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
22 03 2023 12:46:25
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
21 03 2023 1:26:35
Представлен конспект урока в 9-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема занятия "Конституционное право. Основы конституционного строя России". На занятии школьники должны уяснить смысл таких понятий, как конституция, конституционное право, познакомиться с основами конституционного строя России....
20 03 2023 10:39:26
Предлагается разработка урока по истории в 5-м классе с использованием технологии критического мышления, метода «Шесть шляп мышления». Метод «шести шляп мышления» используется для разностороннего анализа каких-либо явлений. Он позволяет избежать назиданий со стороны взрослого, дает возможность самим школьникам рассмотреть ситуацию с разных сторон и сделать самостоятельные выводы, мысля при этом и творчески, и критически....
19 03 2023 6:57:40
Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....
18 03 2023 12:58:26
Учащиеся анализируют собственные и чужие политические симпатии и определяют факторы, способствующие политической активности населения. Узнают, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны для того, чтобы оказать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения....
17 03 2023 21:10:41
Программа элективного курса рассчитана на изучение истории своего родного края – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, его роли и места в российской и всемирной истории. Курс является интегрированным, так как предполагает свободное владение основным материалом и базовыми понятиями смежных предметов: отечественной и всеобщей истории, географии, литературы....
16 03 2023 7:41:56
Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....
15 03 2023 13:52:22
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
14 03 2023 10:36:28
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
13 03 2023 22:16:17
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
12 03 2023 14:53:17
Повторение изученного материала в форме исторической игры развивает умение пpaктического использования теоретических знаний. Класс делится на группы: географы – по описанию узнать, о какой стране идет речь, и показать ее на карте; интеллектуалы – работают над разгадыванием кроссвордов; искусствоведы – рассматривают иллюстрации и определяют, к какой стране относится то или иное изображение; расшифровщики – работают с текстом, в котором допущены ошибки; знатоки – работают с разными заданиями....
11 03 2023 8:55:26
Открытый интегрированный урок по ИЗО, истории и МХК, проведенный в марте 2009 года на семинаре учителей ИЗО и МХК, знакомит учащихся с историей возникновения письменности, с рукописными книгами, с искусством каллиграфии. Учащиеся пробуют писать "буквицы", выступают в роли зрителя, читателя, слушателя, исследователя. Знакомятся со славянскими просветителями, братьями Кириллом и Мефодием. Узнают о науке палеографии, о русской культуре до и после возникновения письменности....
10 03 2023 8:42:48
Одной из главных позиций воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного села. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5–11-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края в региональном предмете "Кубановедение"....
09 03 2023 5:38:41
Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре «Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....
08 03 2023 2:40:26
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
07 03 2023 19:28:58
Цель игры: систематизация и контроль знаний по теме "Древний Восток"....
06 03 2023 11:40:54
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
05 03 2023 23:50:17
Увлекательная викторина по отечественной истории для старшеклассников расширяет знания учащихся о своей родине, воспитывает любовь к России. В увлекательной форме учащиеся смогут узнать судьбу своей страны, проверить полноту и прочность знаний....
04 03 2023 11:26:50
Цель работы: в форме решения учениками компетентностных задач контролировать освоение материала по теме «Древний Китай»....
03 03 2023 9:16:28
Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....
02 03 2023 9:26:10
Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гeйма. С помощью жеребьевки комaнда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы комaндам задаются по очереди. Если комaнда ответила неправильно, то отвечает другая комaнда, которая раньше поднимет руку....
01 03 2023 21:12:16
Урок «Культура России в эпоху Петра I» проводится для учащихся 7-го класса при изучении темы «Россия в правление Петра I». Если в школе ведется МХК, можно провести интегрированный урок, в котором будут участвовать разные классы, – это еще интереснее. Урок достаточно познавателен и насыщен фактами. Дети с большим удовольствием участвуют в нем....
28 02 2023 9:15:44
Представленная работа рассказывает, как повысить эффективность обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся. Целью работы является воспитание любознательного ученика с широким кругозором и конкурентоспособной личности со сформированной системой ценностей, умеющей реализовать себя в мультикультурной среде....
27 02 2023 22:27:23
Гражданская война – величайшая трагедия в истории России. Какие силы участвовали в Смуте ХХ века? Почему победили большевики? В чем трагедия Белого движения? Методическая разработка предложенного урока позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на поставленные вопросы....
26 02 2023 22:36:25
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
25 02 2023 1:52:56

Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения....
24 02 2023 1:32:54
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
23 02 2023 20:39:24

Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
22 02 2023 10:14:37
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....
21 02 2023 11:34:25
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
20 02 2023 22:24:42
Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о завоевательных и разорительных походах монголо-татар на русские земли в XIII веке; совершенствовать умения работы с исторической картой и историческими источниками; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке истории....
19 02 2023 7:54:51
Цель урока: проанализировать завоевательные походы, причины образования державы Александра Македонского, дать оценку личности полководца, продолжить формировать умение работать с интеpaктивным материалом....
18 02 2023 9:59:15
Проект содержит элементы проблемного, исследовательского, группового и индивидуального методов обучения, что обеспечивает интерес учащихся и достижение высокого уровня усвоения содержания учебного материала, проектирование собственной образовательной траектории в вопросе профессионального самоопределения с использованием современных источников информации и публичное представление результатов своей работы.
...
17 02 2023 7:17:21
Урок посвящен подъему национального самосознания русского народа и патриотическому движению; учитель рассказывает об этапах освобождения страны от захватчиков. Цель: воспитывает у учащихся чувство национального достоинства, патриотизма и ответственности....
16 02 2023 2:35:12
Современные тенденции в историческом образовании дают возможность учителям использовать различные педагогические технологии. На уроке показана работа с различными источниками, решение познавательных задач по теме, анализ эпистолярного жанра, письма якутян, земляков к родным во время войны. Учтены индивидуальные различия учащихся, дифференцированный подход к каждому.
...
15 02 2023 7:16:31
Курс относится к предметной области «Обществознание». В содержание социально-гуманитарного образования входит введение в мир социологии, политики, права, психологии, дается возможность учащимся окунуться в мир предметов, которые будут изучаться на старшей ступени обучения. Главное на данном этапе — не «давать знания», а вести обучение с учетом максимального приближения учащихся к изучаемым темам или проблемам, опираясь на имеющийся у них жизненный опыт и «картину мира»....
14 02 2023 11:23:17
На уроке учащиеся закрепляют знания о тоталитарном хаpaктере советского государства, учатся толерантному отношению к ошибкам истории и в ходе обсуждения проблемных вопросов дают свою оценку событиям этого периода. Учащиеся имеют возможность подготовить свои презентации по теме урока....
13 02 2023 2:37:52
Предоставление опыта педагогической деятельности на профессиональных конкурсах - одна из главных проблем учителей-предметников, которые не решаются участвовать в конкурсах. Предлагаемые позиции - соответствие опыта современным тенденциям развития образования, обоснованность выдвигаемых педагогических принципов, результативность работы - помогут учителю достойно представить свой опыт работы....
12 02 2023 14:56:39
Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса.
...
11 02 2023 4:48:13
Урок "Крестьянская реформа 1861 года" - одна из важных тем в изучении истории XIX века. В разработке урока обращается внимание на то, что основной целью императора является не стремление к развитию капитализма, а необходимость удержать свою власть. В целом урок построен на пpaктических заданиях, для эмоционального восприятия темы используется стихотворение Н.И. Некрасова. Особое внимание уделяется работе с новыми понятиями, для проверки знаний используются тесты. К уроку прилагается презентация.
...
10 02 2023 7:16:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::