Цикл уроков, посвященных теме "Петровские ассамблеи. Зарождение бальной культуры в России в первой четверти ХVIII века"
Культура любого общества многослойна, и русская культура существовала не только как единое целое. Каждое сословие имело свои права и обязанности, свои особенности поведения, свой язык, свой кодекс нравственных правил. В поведенческих стереотипах присутствует социальный опыт. Во время общения человек реализует свою этическую и социальную принадлежность. В настоящее время, когда идет активный процесс расслоения общества, важно насытить его историческим и эстетическим содержанием.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что на современном этапе российской истории существует необходимость обращения к опыту исторических эпох, прославивших российское государство и создавших своеобразные церемониалы, этикет и ритуалы, регулирующие отношения между участниками общества, обеспечивающих устойчивость основных параметров жизни и обеспечивающих равновесие между обществом и природным окружением. Чем больше потрясений происходит в жизни государства, тем резче меняются формы и бытовые условия жизни, и тем дальше современное поколение отодвигается от прошедшей эпохи. “Современное общество легко и развязно отрекается от недавних еще законов жизни, с презрением и насмешкой машет рукой на прежний бытовой уклад и умышленно разрывает связь со своим прошлым”. Эти слова Е.Н. Опочинина, публикованные на страницах печати в 1909 году, удивительным образом созвучны нынешнему времени. Между тем, чтобы “осмотрительнее и вернее идти вперед, хорошо иногда припоминать, откуда идешь”.
ЦЕЛИ
Знакомство учащихся с истоками зарождения бальной культуры в России. Проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей первой четверти XVIII века.
ЗАДАЧИ
- Познакомить учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I, с процессом внедрения в русскую культуру европейских традиций, касающихся общественной жизни, моды, культуры.
- Рассказать о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству.
- Познакомить учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I. (костюм, макияж, украшения)
- Познакомить учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях
- Освоить некоторые танцы Петровских ассамблей.
- Самостоятельно подготовить себя к ассамблее: наложить макияж, сделать прическу, подготовить костюм, изучить свод правил поведения.
Теоретический раздел
- Бал. Что это такое? Зарождение балов в России.
- Историческая справка: Россия на рубеже XVIII века. Политические, экономические особенности.
- Культура и быт русского народа на рубеже XVIII века.
- Традиционный русский костюм до XVIII века.
- Петр I. Личность, роль в истории.
- Культурные сдвиги и преобразования первой четверти XVIII века.
- Ассамблеи Петра I: зарождение, порядок проведения, обучение танцу. Значение ассамблей в культурной жизни общества.
- Танцы Петровских ассамблей: появление в России, особенности.
- Мужской костюм, прически первой половины XVIII века в России.
- Женский костюм, прически первой половины XVIII века в России.
- Аксессуары и украшения.
- Просмотр кинофильма “Сказ про то, как царь Петр арапа женил”
Пpaктическая часть
Раздел 1. Разминка: экзерсис у станка, на середине зала
- шесть позиций ног в классическом танце;
- demi-plie из 1, 2, 5 позиций;
- grand-plie из 1, 2, 5 позиций;
- battement tendu из 1 позиции в сторону, вперёд, назад;
- battement tendu с demi-plie из 1 позиции в сторону, вперёд, назад;
- battement tendu jete 1 позиции в сторону, вперёд, назад;
- rond de jambe par terre en dehours и en dedans из 1 позиции;
- изучение основных позиций рук (подготовительная, 1, 2, 3);
- port de bras №1, №2, №3;
- releve на полупальцы по 1, 5, 6 позиций;
- простые прыжки по 1, 2 и 5 позициям.
Раздел 2. Особенности танцев Петровских ассамблей
Особенности положения корпуса, основные шаги и движения старинных танцев XVIII века, танцевавшихся в России на Петровских ассамблеях; особенности положения корпуса в танцах XVIII; позиции рук; манера поведения во время танца; рассказ о названии и демонстрация основных шагов и движений старинных танцев XVIII века, танцевавшихся в России на Петровских ассамблеях; разбор технических особенностей исполнения всех шагов, основных движения и связок, использующихся в этих танцах:
- положения корпуса в танцах XVIII;
- простой шаг танца;
- основной шаг англезов;
- основной шаг менуэта;
- основной шаг паваны;
- основной шаг алемaнды.
Раздел 3. Танцы Петровских ассамблей
Про каждый изучаемый танец ученики получают следующие сведения: к какому веку, стране и автору он относится, историю происхождения танца; кроме того, необходимо узнавать музыку для данного танца и уметь рассказать его схему и ход; знать хаpaктер взаимоотношений партнеров в танце, особенности стиля исполнения, рассказ о количестве исполнителей и правиле расстановки танцующих, об ориентации пар относительно зала и друг друга; о правилах поведения во время исполнения танца; объяснение размера, ритма, темпа и акцентов в каждом конкретном танце.
- Простой менуэт.
- Англез.
- Обсуждение основных фигур экосэза, тампета, гросфатэра.
- Простая алемaнда.
- Простая павана.
Раздел 4. Подготовка к проведению танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей
- Проведение мастер-класса по прическе и макияжу первой четверти XVIII века.
- Подготовка костюма и аксессуаров, придерживаясь моды первой четверти XVIII века в России (самостоятельный пошив костюма).
- Оформление бального зала.
- Подготовка сценария праздника.
- Приготовление и оформление фуршета и праздничного ужина.
Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы.
...
25 09 2023 0:24:19

Цель урока: выяснить каковы причины отечественной войны 1812 года? каковы планы сторон в войне? почему Бородинскую битву считают мopaльной победой русской армии? каковы причины победы России в отечественной войне 1812 года? почему война 1812 года носит название Отечественная?...
24 09 2023 1:44:22
В условиях перехода к образовательной парадигме постиндустриального общества школьное историческое образование должно не только дать учащимся основы знаний об историческом пути России и исторического процесса в целом, но и развивать умения всесторонне, критически анализировать информацию разнообразных источников знаний....
23 09 2023 16:57:33
Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: «Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?» Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы. В конце урока предлагается тест....
22 09 2023 3:10:26

Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
21 09 2023 7:32:29
На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....
20 09 2023 11:26:23
Представленная в статье тема урока, посвященная становлению и развитию Австро-Венгерской империи, является одной из самых сложных в плане преподавания. Разработка урока в форме викторины позволяет решить ряд дидактических и методических задач....
19 09 2023 23:30:28
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
18 09 2023 22:42:18
Урок изучения нового материала (2-й урок по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной) призван дать представление о начале правления Петра I, о предпосылках его преобразований. В ходе урока учитель занимает контролирующую позицию, так как только направляет деятельность учеников в нужное русло, следя за правильностью их ответов. Предлагаемые виды работы позволяют ученикам проявить большую самостоятельность при изучении истории, а в итоге – сделать образовательный процесс более динамичным....
17 09 2023 20:20:11
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
16 09 2023 16:33:38
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
15 09 2023 3:48:23
На уроке дети учатся совмещать понятия "россиянин", "гражданин РФ" с чувством малой родины, края, где они родились, со знанием обычаев, обрядов. У них формируется активная жизненная позиция, патриотизм, чувство любви к своему родному краю в гармоничном сочетании с традициями отечественной культуры.
...
14 09 2023 5:37:54
В ходе урока учащиеся обсуждают проблемы молодежи, классифицируют их по важности, ищут способы решения. Класс делится на группы: подростки, родители, учителя, люди старшего поколения. Они рассматривают возраст взросления со своей точки зрения. Подобные уроки развивают коммуникативные навыки у учащихся, умение чувствовать актуальность и реальность событий, сравнивать, анализировать и выражать свое мнение....
13 09 2023 0:57:16
Данное мероприятие проводится для учащихся 9-11-х классов. Основные цели: познакомить учащихся с основными причинами, ходом событий и итогами афганской войны, развивать внимание, память, логическое мышление, умение слушать, анализировать и делать выводы, воспитывать патриотические чувства, гордость за своих земляков, провести грань между войной и миром.
...
12 09 2023 23:32:53
Интеллектуально-познавательная игра "Правовой калейдоскоп" воспитывает гражданскую ответственность и чувство собственного достоинства, дисциплинированность, уважение к правам и свободам человека, демократические правовые ценности....
11 09 2023 13:26:53
Урок предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста. Педагогический тест по обществознанию – это система заданий разного уровня сложности, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний. Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе....
10 09 2023 0:22:25
Урок развивающего обучения, с использованием креативного принципа: ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, пробую – и делаю, поиск, творчество, самостоятельность. Цель урока – обобщить знания учащихся по истории Древнерусского государства в IX–XI вв., закрепить умения учащихся работать с историческими источниками, специальной терминологией, датами. Для активизации мыслительной деятельности использованы логические и творческие задания: кластер, синквейн, мини-сочинение, цифровой и буквенный диктант....
09 09 2023 20:22:57
В статье поднимается проблема о роли учебника в процессе построения современного урока. На фоне призывов многих отказаться от традиционного учебника автор выделяет следующие наиболее важные функции учебника: информационную, систематизирующую, обучающую и воспитательную. Дается анализ содержания учебника, внетекстовых компонентов, каковыми являются иллюстрации, вопросы, задания, документы и даже указатели....
08 09 2023 18:50:26
Интегрированный урок истории средних веков и английского языка в 6-м классе посвящен изучению темы по истории «Что англичане считают началом своих свобод?» и повторению темы Sightseeing of London по английскому языку. Применение компьютерных технологий помогает учащимся более полно воспринимать изучаемый материал....
07 09 2023 4:49:14
Урок я постаралась выстроить так, чтобы осмысление нового материала основывалось на уже имеющихся знаниях у ребят. Вследствие чего данный урок продуктивен и интересен. При подготовке к уроку мною были учтены возрастные особенности учащихся, высокий интерес к изучению данного предмета, развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки, хорошие потенциальные возможности к овладению историческими понятиями, развитое воображение, стремление к самостоятельному высказыванию.
...
06 09 2023 17:40:19
В статье автор приводит общие принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет эффективной, а также предлагает алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока....
05 09 2023 13:36:49
Интеpaктивные технологии делают процесс обучения интересным, динамичным, позволяющим раскрыться каждому обучающемуся, доступным. Цели урока – охаpaктеризовать международную обстановку, в которой оказалась Россия к началу XVIII в.; рассказать о ходе Северной войны, создании в России армии нового образца, превращении России в европейскую супердержаву....
04 09 2023 2:12:21
Урок воссоздает картину жизни и быта Москвы и ее жителей в условиях военного времени. Подводит учащихся к пониманию того, что жизнь Москвы и в годы войны, несмотря на напряженность и трагизм того периода, продолжала оставаться многогранной. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры москвичей, давала толчок к проявлению душевных и личностных качеств. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу, любовь....
03 09 2023 7:25:41
Я работаю над системой нестандартных уроков. Урок направлен на повторение и углубление знаний учащихся по истории России с древнейших времен до середины XVII века, содействует воспитанию активной жизненной позиции, развивает интерес к истории, формирует умение оперировать знаниями в нестандартных ситуациях, развивает диалогическую и монологическую речь.
...
02 09 2023 2:42:49
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
01 09 2023 18:23:48
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
31 08 2023 1:59:39
В игре, состоящей из трёх туров, участвуют три дружины: красная, зелёная и синяя. Побеждает дружина, набравшая наибольшее количество вёрст. К мероприятию привлечены учащиеся среднего звена исторического кружка....
30 08 2023 22:41:13
Цель: формирование у учащихся гуманистического мировоззрения, мopaльных ориентиров, гражданственности и общей культуры. В ходе урока используются интеpaктивные формы обучения, организуется работа над формированием проектировочных умений учащихся, ведущих компетенций. Предлагаемая инструкция по составлению проекта - плод долговременной работы автора урока. Она не раз опробована в процессе обучения....
29 08 2023 22:37:30
Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опopному конспекту.
...
28 08 2023 3:23:20
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
27 08 2023 19:59:56
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
26 08 2023 3:57:10
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
25 08 2023 0:38:21

Цель урока: воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к защитникам Руси; сформировать первоначальные представления детей об образовании российского государства, о государственной символике; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать уважительное отношение к ближним....
24 08 2023 11:49:13
Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использование технологий Smart board. В "Одиссее" рассказывается о событиях, происходивших примерно три тысячи лет назад. Если бы у современных ученых не было в руках поэм Гомера, они почти ничего не знали бы о греках, живших в ХI, Х и IХ веках до н.э. Эта игра поможет нам узнать о жизни греков в то время....
23 08 2023 8:23:56
Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления.
...
22 08 2023 0:43:39
Урок изучает особенности культуры, традиций и обычаев древних китайцев; знакомит учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция. Формирует умения выделять главное, работать с текстом, картой, наглядными пособиями. Развивать умение воспроизводить информацию, ориентироваться в событиях истории Древнего Востока....
21 08 2023 3:19:46
Предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся, информационной и коммуникационной компетентностей учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Ожидаемые результаты: получение качественно нового педагогического результата при снятии перегрузки в учебном процессе.
...
20 08 2023 18:32:39
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
19 08 2023 10:13:45
Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов.
...
18 08 2023 23:27:43

Урок закрепления ранее полученных знаний по теме с применением игрового материала. На уроке проводится работа по воспитанию у студентов уважения к Конституции РФ. Задачей урока является развитие личности будущего специалиста, понимающего, что ценность права – в его способности регулировать жизнь общества....
17 08 2023 20:28:20
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки; аналитические способности....
16 08 2023 12:55:39
Интегрированный урок литературы и истории погружает в изучаемое произведение русского псателя. Дает представление о том, как определенные исторические реалии нашли свое отражение в произведении, обобщает полученные знания на уроках литературы и истории....
15 08 2023 5:54:25
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
14 08 2023 23:12:11
Методическая разработка урока изучения нового материала, посвященного дню Конституции.
...
13 08 2023 8:21:33
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
12 08 2023 5:18:32
Данная игра построена по принципу популярной игры «За семью печатями», идущей на телеканале «Культура». В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, игроки разгадывают его имя. Кроме знаний истории и теории литературы, игрокам придется проявить свое знание географии....
11 08 2023 4:32:17
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
10 08 2023 19:37:48
Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права, или противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным, совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями. Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.
...
09 08 2023 13:47:48
В статье приводится пример урока-диспута.
...
08 08 2023 22:33:49
На фронтальном опросе происходит опрос учащихся на знание феодального общества, сословий, их хаpaктеристики.
На уроке применены различные способы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, творческая. Присутствуют инновационные технологии, такие как тесты, методы рефлексии, игры. Урок способствует формированию умений и навыков учащихся.
...
07 08 2023 12:44:30
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::