Урок истории с использованием информационных технологий "Социально-экономическое развитие Тульского края в ХIХ веке" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории с использованием информационных технологий "Социально-экономическое развитие Тульского края в ХIХ веке"


    Урок истории с использованием информационных технологий "Социально-экономическое развитие Тульского края в ХIХ веке"

Форма проведения: лекционно-театрализованная с использованием информационных технологий.

Цели:

  1. Познакомить учащихся с тем, как возникли ярмарки в городе и, насколько, развитие торговли повлияло на возникновение условий для развития буржуазных отношений, основанных на товарно-денежной экономике при формировании единого всероссийского рынка.
  2. Показать учащимся, неразрывность истории страны и “малой родины”
  3. Прививать интерес к истории города Ефремова, через знакомство учащихся со специализацией нашего края.
  4. Развивать умения исследовательской работы учащихся.

Оборудование: Выставка книг о Ефремове, мультимедийная установка со слайд – презентацией, часть класса оборудована по стилю торговой площади.

Опережающее задание для учащихся.

Найти сведения:

  1. О зарождении и развитии ярмарочной торговли в городе Ефремове.
  2. Какие товары продавались на торговых площадях города.
  3. О формировании Ефремовского купечества.
  4. Какие знаменитые люди посещали Ефремовскую ярмарку.

Ход урока.

Часть I

(Слайд 1) (Название темы урока)

Учитель: XIX век – век политических реформ и экономических преобразований. Это период, когда происходящие изменения сказываются на все сферы жизни общества в целом по стране, в том числе и на развитие всероссийского рынка.

Население губернии все больше втягивалось в торговые отношения.

Изделия тульских самоварщиков, оружейников, гармонщиков и других большим спросом пользовались и на внутреннем рынке и на внешнем рынке. Среди промышленных товаров поставлявшихся русскими купцами в Среднюю Азию, Иран, Турцию, были тульские замки, самовары, пистолеты и другие изделия. (Слайд 2) (фото пряников, самоваров, ружей)

Особенно много товаров вывозилось на местные рынки и ярмарки – периодически организуемые т opги, которые становились жизненно важным явлением для все большего круга населения края. Крупнейшей в губернии стала в ту пору ежегодная Белевская ярмарка (Слайд 3), так как город стоит на реке Оке, а основная масса грузов тогда шла речным путем. (Слайд 4) (карта черно-белая с гербами)

Среди уездных городов Тульской губернии город Ефремов тоже имел выгодное положение – мы находимся на пересечении торговых путей с юга страны на север. К 20-м годам XIX столетия Ефремов становится преуспевающим посредником в сбыте серых хлебов южной окраины Тульской губернии.

Еще в XVII веке ефремовская крепость, возведенная в приграничной полосе Белгородской оборонительной линии и стоящая на дороге, связывающей Украину с Москвой, становится пунктом обмена сельскохозяйственной продукции на промышленные товары (Слайд 5) (фото крепости и церкви). Внутри крепости была построена церковь во имя Святой Троицы. Около стен этой церкви в престольные праздники шла торговля межу служилыми людьми и местными крестьянами. Завоз промышленных товаров из центра страны на юг, шел через купцов – перекупщиков.

Ефремовский краевед Д.Поваляев отмечает, что в архиве древних актов в Москве сохранились любопытные документы о зарождении ярмарочной торговли в Ефремове.

(Слайд 6) (портрет краеведа)

Впервые заметно стало торговое оживление в Ефремове

(Слайд 7)

“15 сентября 1672 года 18 торговых людей из Ельца стали продавать разные товары. Продали товаров на 38 рублей”

“15 сентября 1674 года – первый ярмарочный день. Елецкие посадские люди продали соли, подков, перстней, женских красных сапог и разной галантереи на сумму 57 рублей 80 копеек.

“За последующие три года на Ефремовской ярмарке было продано 1652 пуда соли, 258 возов горшков, 226 возов лыка, 3655 пар лаптей на общую сумму 1136 рублей 84 копейки”.

Товар доставлялся сюда из Скопинского, Тульского, Каширского, Серпуховского, Мценского уездов и городов” (вопрос: Чем торговали ефремовцы)

1-й ученик: Работая с литературой о городе Ефремове, я узнал, что торговля ефремовских купцов на рубеже VIII и XIX столетий состояла в небольшой закупке разного хлеба, меда, воска, сала, сырых кож, щетины и пеньки, перепродававшихся ими, как тогда говорили “из барыша” (из выгоды) в Москве, Коломне, Туле, Белеве и Ельце.

В своих лавках купцы держали “мелочные, большей частью крестьянам нужные товары”. После губернской реформы 1775 года в Ефремове устанавливаются постоянные торговые дни по понедельникам и пятницам. В начале XIX века популярность стали приобретать ефремовские ярмарки, собиравшиеся в десятую пятницу после Пасхи (Пятницкая), 6 августа (Преображенская), 15 сентября (Никитская) и 1 октября (Покровская). (слайд 8)

2-й ученик: Наиболее многолюдными ярмарки были в 10-ю пятницу и самая знаменитая – Никитская – 15 сентября. На эту ярмарку пригонялось 15-20 тысяч разного скота и лошадей из южных губерний. Устраивали ее за оврагом Медвежий Верх на выгоне, где прежде были Пушкарская и Иноземская слободы (в районе нынешнего колхозного рынка) (слайд 9)(фото Медвежего Верха)

Учитель: Из книги Поволяева можно узнать, что в базарные дни на площади у Троицкой церкви всегда было людно: приезжал люд из сел и деревень Ефремовсого уезда. Вокруг рядов стояли крестьянские телеги с разным товаром. Продавцы громко расхваливали свои изделия. Крестьянских поделок было много. Кувшины и крынки (горшки) были видны издалека, потому что они были надеты на поднятые вверх оглобли. Здесь всегда предлагалась разного рода птица: куры, гуси, утки. Продавались рожь, овес, мука, крупа, картофель, фрукты. (Слайд 10) (фото площади, лапти, горшки)

3-й ученик: В первой четверти 19 столетия еще больше возросла роль Ефремова как перевалочного пункта для воронежской, а отчасти тамбовской, орловской, курской пшеницы, белой муки. Хлеб везли гужом (на лошадях), который затем поставляли в различные города Тульской губернии, Москву, Санкт – Петербург, Ригу, белорусские губернии. (Слайд 11) (карта цветная с гербами). В городе основная дорога проходила по Большой Московской, ныне улица Свердлова. (Слайд 12) (фото старой и новой улицы). Главными отправителями были купцы: Зыбины, Веселовы, Глаголевы, Плотниковы и другие.

4-й ученик: Значительную часть зерна купцы и крестьяне везли зимой для продажи на торговую площадь. Т opги проводились на Нижней торговой площади (Слайд 13) (фото площади с торговыми рядами), ее еще называли хлебной. Сейчас это – Красная площадь. Здесь были построены торговые ряды, в том числе и так называемый “обжорный” ряд или “обжорка”, где за 2-3 копейки можно было купить обед, состоящий из трех блюд (Меню: щи с мясом и хлебом, кулеш со шкварками, гречневая каша, кусок мяса). (Из истории создания торговых рядов с. 62 Малеванов)

Другим пунктом ефремовской торговли в дни ярмарок была Верхняя торговая площадь – Никольская (Слайд 14)(фото церкви и площади с водокачкой). В народе ее называли “сенной”, здесь шел торг сеном, лошадьми.

На ярмарках тысячи лошадей продавались и вывозились в другие города России. В связи с этим стало массово развиваться коневодство. Разводили лошадей разных пород. Но особенно ценились и пользовались большим спросом тяжеловесные-ломовые и каретные лошади. (Слайд 15) (фото лошадей)

Учитель: И не случайно в наш город на ярмарке торговался наш земляк Л.Н. Толстой. (Вопрос: Что вы знаете об этом?)

5-й ученик: В наших краях бывал и великий русский писатель Л.Н.Толстой. Занимаясь хозяйством в своем имении, Ясной Поляне, Льву Николаевичу нужно было купить лошадей. С этой целью наш земляк специально приезжал в сентябре1857 года в Ефремов на Никитскую ярмарку.

(Слайд 16) (Портрет писателя, фото здания гостиницы в Ефремов, где снимал команату Л.Н.Толстой

Лев Николаевич записал своем спутнике – дневнике по пути из Ефремова в Ясную Поляну.

(Слайд 17) (текст из дневника Л.Н.Толстого)

“13 сентября вечером приехал в Ефремов. Десять рублей за комнату. Ничего не делал… 14 сентября бросился покупать, накупил упряжных у местного помещика Ф.В. Свечина. Цена за упряжную лошадь была от 30 до 40 рублей и за извозную – от 20 и выше.… 15 сентября покупал дороже. Здорово, много интересного. Выехал, сам гнал лошадей”.

6-й ученик: На ярмарке Толстой вел разговоры с дворовыми людьми, с крестьянами, купцами, видел много интересного. Именно ефремовская ярмарка подсказала Льву Николаевичу некоторые детали, необходимые для дополнения описания хаpaктера своих литературных героев в рассказе “Поверженный”.

Однажды, увидев в стороне от ярмарки, плохо одетого человека, но отлично игравшего на скрипке, Лев Николаевич подошел к нему, и некоторое время внимательно смотрел на него, слушая музыку. Скрипач играл так восторженно и самозабвенно, что вокруг ничего не замечал. На Толстого музыка и сам музыкант произвели такое сильное впечатление, что он долго не мог оторвать взгляд. А вечером после ярмарки, в снятой им так недавно комнате, писатель продолжил работу над рассказом. В дневнике записано так “Бросился писать и написал отличных четыре листа” (Слайд 18). (фото старого Ефремова)

Учитель: Чтобы почувствовать немного дух ярмарки нашего провинциального города XIX века, послушаем ребят.

(Слайд 19) (Фото детей)

Часть II

Инсценировка ярмарки

Под музыку “Ой, полна – полна, моя коробочка” в зал входит группа учащихся в разноцветных одеждах. Дeвoчки в цветных юбках, кофтах и сарафанах, плечи накрыты платками, мальчики в подпоясанных атласных рубашках, на головах фуражки с цветками.

1-й ученик: Внимание! Внимание! Внимание! Приглашаем на весёлое гуляние! Торопись честной народ! Тебя Никитская ярмарка в Ефремове ждёт!

2-й ученик:

Приходи скорей народ
От всех дверей, от всех ворот.
Вы по ярмарке пройдёте
Для души вы многое найдёте.

3-й ученик:

В игры можно поиграть,
Силу, ловкость показать,
От души повеселиться,
Сладкого чайку напиться

В процессе выступления вперед выходят дети и представляют то, чем они торгуют

4-й ученик (показывает пряник)

Пряник Тульский сочный вкусный
Коркой сахарной блестит,
В рот прямёхонько летит.

5-й ученик (с игрушками хохловской росписи)

Роспись Хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.

6-й ученик (дeвoчка показывает, накинув на плечи, посадские платки)

Ах! Лазаревы узоры
Вас родил не луг, не сад!
Вам платки расцветки яркой
Предлагает наш посад!

7-й ученик (показывает самовар)

Самовар наш расписной
Серебристый, золотой
Он блестит пузатым боком
И шипит он, и свистит
Ароматным сладким чаем
Если хочешь, угостит

8-й ученик (показывает, растянув лемеха, гармонь)

Наши тульские гармошки
Звучный тульский наш баян
С радостью играй частушки
Будет весело всем вам

(Звучит музыка “Кадриль”)

9-й ученик (держит как коробейник поднос и показывает глиняные игрушки)

Свищет глиняная птичка
Козлик, лошадь и синичка
На боках орнамент ярок
Вам, Филимоновский подарок.

10-й ученик (показывает игрушечные ружья и сабли)

Ружья, сабли, и кинжалы,
И палаши и ножи
Оружейных дел умельцы
Предлагают от души!
Это лучшее из подарков
Для защиты всей страны.

Беседуют две дeвoчки у одной из них в руках корзина с яблоками

1 дeвoчка: Никольские яблочки, никольские яблочки

2 дeвoчка: Что за сорт?

1 дeвoчка: Рассудит ярмарка и на этот счёт.

Эти же дeвoчки хвалятся собой.

2 дeвoчка: Наши ручки – крендельки

1 дeвoчка: Щечки словно яблочки

(Хором) С нами издавна знаком весь народ на ярмарке!

В конце инсценировки выходят первые ученики и завершают торг перечислением того, что можно купить на ярмарке.

1-й ученик:

Приезжайте! Налетайте!
Покупайте! Покупайте! Тульские самовары,
Телеги, вилы, сани

2-й ученик:

Конфеты, пряники, бapaнки, сарафаны и румяны, сушки, дивные игрушки.

4-й ученик.

Наша ярмарка хороша,
Веселись и пой душа!

Часть III

Учитель:. Развитие мелко-оптовой торговли повлияло на формирование социальной структуры общества – от служилого и крестьянства, до купцов и мещан.

Купечество, как сословие в Ефремове, появляется только в XVIII веке. Писатель Василий Левшин упоминает (Слайд 20) (фото этнографа и текст) “в числе городских жителей в XVIII 216 купцов, 164 купчихи, 621 мещанин”, а “в начале 40-х годах 19 столетия численность купцов выросла – 664 человека и 2093 мещанского звания”.

Благодаря их предприимчивости в городе в 1859 году было проложено шоссе по улице Подьяческой (ныне Красноармейская). Вдоль этих улиц состоятельные купцы Гореловы, Клюкины, Тулины (Слайд 21) (фото Тулина, старой улицы), Долговы (с.72, с 74) строят свои дома, тpaктиры, чайные, которые приносят им доход.

Один из видных купцов того времени был Петрикей Нечаев. Им построен дом на Красной площади, в котором сейчас находится историко-краеведческий музей. (Слайд 22) (Фото купца и его домов)

В 1831-1835 годах в центре Большой Московской улицы и на перекрестке с небольшим переулком, потом назовут Нечаевским, он воздвиг двухэтажный особняк. Сегодня в нем располагается Дом учителя, а ранее отдел образования. Кстати в этом переулке, который в 1885 году был переименован в улицу Тургенева, в память о пребывании на ефремовской земле писателя И.С. Тургенева, стоит наша гимназия. (о купце в книге)

Меняется облик города и его значение, когда купечество настояло и сделало все, чтобы строящаяся железная дорога прошла через Ефремов. Ходатайство купцов было удовлетворено в 1873 году.(Слайд 23) (фото старого и современного вокзала) (история строительства ж/д и ж/вокзала из книги).

Учитель: В XIX веке, особенно в пореформенный период, в товарно-денежные отношения все больше втягивались и крестьяне, и мещане, и предприимчивые помещики.

Для поддержания и дальнейшего развития торговли в Ефремове был образованы Комитет по торговле и мануфактурам. Все это повлияло на установление прочных связей ефремовских купцов с крупнейшими центрами всероссийского рынка. А посредничество оптовиков в торговле южных земледельческих губерний с северными промышленными способствовали зарождению в нашем городе промышленных заведений по переработке сельскохозяйственного сырья.

Вывод урока: Таким образом, мы видим, что при формировании единого всероссийского рынка, развитие торговли влияло на возникновение условий для развития буржуазных отношений, основанных на товарно-денежной экономике.

Активное развитие ярмарочной и оптовой торговли в нашем городе к началу XIX века – это малая частичка большого процесса проходящего в стране, который способствовал подрыву основ крепостнического хозяйства и переходу к новому историческому этапу – капитализму.

Домашнее задание: (Слайд 24)

  1. Используя литературу по краеведению, подготовить сообщения о развитии промышленности в Тульском крае, в том числе и в нашем городе в XIX веке.
  2. Подумайте над таким вопросом: “Как торговля и развитие промышленности в XIX веке повлияло на сегодняшнюю жизнь нашего провинциального города?”

(Слайд 25 Тема урока.)

Используемая литература:

  1. Малеванов Е.А., Сафронов Е.Д. Ефремов. Город на Красивой Мече. – Тула: Издательский Дом “Пересвет”, 2001.
  2. Пеньков В.В. История Тульской области. Тула: Издательский Дом “Пересвет”, 2003.
  3. Литература. Региональный компонент Тульской области. Сост. В.Ф. Пахомов, А.М. Меситов – Тула: Издательство “Александр Невский”, 2002.
  4. Русский язык. Региональный компонент Тульской области. Сост. Е.Ю. Макарочкина, Н.В. Зарниченко – Тула: Издательство “Александр Невский”, 2004.
  5. Тульский краеведческий альманах. Выпуск №2 – Тула: “ИНФРА”, 2004.
  6. Материалы краеведческого музея города Ефремова. Заметки местного краеведа Д. Поваляева.

Презентация


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

24 04 2024 15:46:45

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

23 04 2024 10:39:31

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

22 04 2024 7:50:17

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

21 04 2024 12:54:29

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

20 04 2024 11:25:15

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

19 04 2024 0:35:34

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

18 04 2024 20:46:24

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

17 04 2024 15:59:42

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

16 04 2024 19:19:15

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

15 04 2024 6:44:14

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

14 04 2024 5:39:40

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

13 04 2024 2:20:17

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

12 04 2024 11:49:42

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

11 04 2024 1:26:37

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

10 04 2024 23:59:33

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

09 04 2024 19:35:36

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

08 04 2024 21:23:23

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

07 04 2024 8:52:38

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

06 04 2024 1:16:44

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

05 04 2024 5:55:57

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

04 04 2024 11:17:19

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

03 04 2024 18:56:27

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

02 04 2024 1:29:10

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

01 04 2024 21:15:13

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

31 03 2024 0:22:34

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

30 03 2024 2:46:10

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

29 03 2024 14:51:32

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

28 03 2024 15:42:41

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

27 03 2024 7:51:13

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

26 03 2024 9:31:14

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

25 03 2024 18:10:55

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

24 03 2024 19:21:39

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

23 03 2024 22:43:19

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

22 03 2024 0:42:54

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

21 03 2024 1:27:46

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

20 03 2024 21:50:26

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

19 03 2024 16:47:47

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

18 03 2024 23:28:24

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

17 03 2024 5:22:56

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

16 03 2024 14:41:47

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

15 03 2024 4:10:33

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

14 03 2024 12:18:29

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

13 03 2024 18:39:27

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

12 03 2024 19:36:59

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

11 03 2024 19:34:54

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

10 03 2024 2:48:15

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

09 03 2024 22:49:20

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

08 03 2024 5:41:35

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

07 03 2024 4:41:17

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

06 03 2024 6:38:55

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::