Урок истории с использованием информационных технологий "Социально-экономическое развитие Тульского края в ХIХ веке"
Форма проведения: лекционно-театрализованная с использованием информационных технологий.
Цели:
- Познакомить учащихся с тем, как возникли ярмарки в городе и, насколько, развитие торговли повлияло на возникновение условий для развития буржуазных отношений, основанных на товарно-денежной экономике при формировании единого всероссийского рынка.
- Показать учащимся, неразрывность истории страны и “малой родины”
- Прививать интерес к истории города Ефремова, через знакомство учащихся со специализацией нашего края.
- Развивать умения исследовательской работы учащихся.
Оборудование: Выставка книг о Ефремове, мультимедийная установка со слайд – презентацией, часть класса оборудована по стилю торговой площади.
Опережающее задание для учащихся.
Найти сведения:
- О зарождении и развитии ярмарочной торговли в городе Ефремове.
- Какие товары продавались на торговых площадях города.
- О формировании Ефремовского купечества.
- Какие знаменитые люди посещали Ефремовскую ярмарку.
Ход урока.
Часть I
(Слайд 1) (Название темы урока)
Учитель: XIX век – век политических реформ и экономических преобразований. Это период, когда происходящие изменения сказываются на все сферы жизни общества в целом по стране, в том числе и на развитие всероссийского рынка.
Население губернии все больше втягивалось в торговые отношения.
Изделия тульских самоварщиков, оружейников, гармонщиков и других большим спросом пользовались и на внутреннем рынке и на внешнем рынке. Среди промышленных товаров поставлявшихся русскими купцами в Среднюю Азию, Иран, Турцию, были тульские замки, самовары, пистолеты и другие изделия. (Слайд 2) (фото пряников, самоваров, ружей)
Особенно много товаров вывозилось на местные рынки и ярмарки – периодически организуемые т opги, которые становились жизненно важным явлением для все большего круга населения края. Крупнейшей в губернии стала в ту пору ежегодная Белевская ярмарка (Слайд 3), так как город стоит на реке Оке, а основная масса грузов тогда шла речным путем. (Слайд 4) (карта черно-белая с гербами)
Среди уездных городов Тульской губернии город Ефремов тоже имел выгодное положение – мы находимся на пересечении торговых путей с юга страны на север. К 20-м годам XIX столетия Ефремов становится преуспевающим посредником в сбыте серых хлебов южной окраины Тульской губернии.
Еще в XVII веке ефремовская крепость, возведенная в приграничной полосе Белгородской оборонительной линии и стоящая на дороге, связывающей Украину с Москвой, становится пунктом обмена сельскохозяйственной продукции на промышленные товары (Слайд 5) (фото крепости и церкви). Внутри крепости была построена церковь во имя Святой Троицы. Около стен этой церкви в престольные праздники шла торговля межу служилыми людьми и местными крестьянами. Завоз промышленных товаров из центра страны на юг, шел через купцов – перекупщиков.
Ефремовский краевед Д.Поваляев отмечает, что в архиве древних актов в Москве сохранились любопытные документы о зарождении ярмарочной торговли в Ефремове.
(Слайд 6) (портрет краеведа)
Впервые заметно стало торговое оживление в Ефремове
(Слайд 7)
“15 сентября 1672 года 18 торговых людей из Ельца стали продавать разные товары. Продали товаров на 38 рублей”
“15 сентября 1674 года – первый ярмарочный день. Елецкие посадские люди продали соли, подков, перстней, женских красных сапог и разной галантереи на сумму 57 рублей 80 копеек.
“За последующие три года на Ефремовской ярмарке было продано 1652 пуда соли, 258 возов горшков, 226 возов лыка, 3655 пар лаптей на общую сумму 1136 рублей 84 копейки”.
Товар доставлялся сюда из Скопинского, Тульского, Каширского, Серпуховского, Мценского уездов и городов” (вопрос: Чем торговали ефремовцы)
1-й ученик: Работая с литературой о городе Ефремове, я узнал, что торговля ефремовских купцов на рубеже VIII и XIX столетий состояла в небольшой закупке разного хлеба, меда, воска, сала, сырых кож, щетины и пеньки, перепродававшихся ими, как тогда говорили “из барыша” (из выгоды) в Москве, Коломне, Туле, Белеве и Ельце.
В своих лавках купцы держали “мелочные, большей частью крестьянам нужные товары”. После губернской реформы 1775 года в Ефремове устанавливаются постоянные торговые дни по понедельникам и пятницам. В начале XIX века популярность стали приобретать ефремовские ярмарки, собиравшиеся в десятую пятницу после Пасхи (Пятницкая), 6 августа (Преображенская), 15 сентября (Никитская) и 1 октября (Покровская). (слайд 8)
2-й ученик: Наиболее многолюдными ярмарки были в 10-ю пятницу и самая знаменитая – Никитская – 15 сентября. На эту ярмарку пригонялось 15-20 тысяч разного скота и лошадей из южных губерний. Устраивали ее за оврагом Медвежий Верх на выгоне, где прежде были Пушкарская и Иноземская слободы (в районе нынешнего колхозного рынка) (слайд 9)(фото Медвежего Верха)
Учитель: Из книги Поволяева можно узнать, что в базарные дни на площади у Троицкой церкви всегда было людно: приезжал люд из сел и деревень Ефремовсого уезда. Вокруг рядов стояли крестьянские телеги с разным товаром. Продавцы громко расхваливали свои изделия. Крестьянских поделок было много. Кувшины и крынки (горшки) были видны издалека, потому что они были надеты на поднятые вверх оглобли. Здесь всегда предлагалась разного рода птица: куры, гуси, утки. Продавались рожь, овес, мука, крупа, картофель, фрукты. (Слайд 10) (фото площади, лапти, горшки)
3-й ученик: В первой четверти 19 столетия еще больше возросла роль Ефремова как перевалочного пункта для воронежской, а отчасти тамбовской, орловской, курской пшеницы, белой муки. Хлеб везли гужом (на лошадях), который затем поставляли в различные города Тульской губернии, Москву, Санкт – Петербург, Ригу, белорусские губернии. (Слайд 11) (карта цветная с гербами). В городе основная дорога проходила по Большой Московской, ныне улица Свердлова. (Слайд 12) (фото старой и новой улицы). Главными отправителями были купцы: Зыбины, Веселовы, Глаголевы, Плотниковы и другие.
4-й ученик: Значительную часть зерна купцы и крестьяне везли зимой для продажи на торговую площадь. Т opги проводились на Нижней торговой площади (Слайд 13) (фото площади с торговыми рядами), ее еще называли хлебной. Сейчас это – Красная площадь. Здесь были построены торговые ряды, в том числе и так называемый “обжорный” ряд или “обжорка”, где за 2-3 копейки можно было купить обед, состоящий из трех блюд (Меню: щи с мясом и хлебом, кулеш со шкварками, гречневая каша, кусок мяса). (Из истории создания торговых рядов с. 62 Малеванов)
Другим пунктом ефремовской торговли в дни ярмарок была Верхняя торговая площадь – Никольская (Слайд 14)(фото церкви и площади с водокачкой). В народе ее называли “сенной”, здесь шел торг сеном, лошадьми.
На ярмарках тысячи лошадей продавались и вывозились в другие города России. В связи с этим стало массово развиваться коневодство. Разводили лошадей разных пород. Но особенно ценились и пользовались большим спросом тяжеловесные-ломовые и каретные лошади. (Слайд 15) (фото лошадей)
Учитель: И не случайно в наш город на ярмарке торговался наш земляк Л.Н. Толстой. (Вопрос: Что вы знаете об этом?)
5-й ученик: В наших краях бывал и великий русский писатель Л.Н.Толстой. Занимаясь хозяйством в своем имении, Ясной Поляне, Льву Николаевичу нужно было купить лошадей. С этой целью наш земляк специально приезжал в сентябре1857 года в Ефремов на Никитскую ярмарку.
(Слайд 16) (Портрет писателя, фото здания гостиницы в Ефремов, где снимал команату Л.Н.Толстой
Лев Николаевич записал своем спутнике – дневнике по пути из Ефремова в Ясную Поляну.
(Слайд 17) (текст из дневника Л.Н.Толстого)
“13 сентября вечером приехал в Ефремов. Десять рублей за комнату. Ничего не делал… 14 сентября бросился покупать, накупил упряжных у местного помещика Ф.В. Свечина. Цена за упряжную лошадь была от 30 до 40 рублей и за извозную – от 20 и выше.… 15 сентября покупал дороже. Здорово, много интересного. Выехал, сам гнал лошадей”.
6-й ученик: На ярмарке Толстой вел разговоры с дворовыми людьми, с крестьянами, купцами, видел много интересного. Именно ефремовская ярмарка подсказала Льву Николаевичу некоторые детали, необходимые для дополнения описания хаpaктера своих литературных героев в рассказе “Поверженный”.
Однажды, увидев в стороне от ярмарки, плохо одетого человека, но отлично игравшего на скрипке, Лев Николаевич подошел к нему, и некоторое время внимательно смотрел на него, слушая музыку. Скрипач играл так восторженно и самозабвенно, что вокруг ничего не замечал. На Толстого музыка и сам музыкант произвели такое сильное впечатление, что он долго не мог оторвать взгляд. А вечером после ярмарки, в снятой им так недавно комнате, писатель продолжил работу над рассказом. В дневнике записано так “Бросился писать и написал отличных четыре листа” (Слайд 18). (фото старого Ефремова)
Учитель: Чтобы почувствовать немного дух ярмарки нашего провинциального города XIX века, послушаем ребят.
(Слайд 19) (Фото детей)
Часть IIИнсценировка ярмарки
Под музыку “Ой, полна – полна, моя коробочка” в зал входит группа учащихся в разноцветных одеждах. Дeвoчки в цветных юбках, кофтах и сарафанах, плечи накрыты платками, мальчики в подпоясанных атласных рубашках, на головах фуражки с цветками.
1-й ученик: Внимание! Внимание! Внимание! Приглашаем на весёлое гуляние! Торопись честной народ! Тебя Никитская ярмарка в Ефремове ждёт!
2-й ученик:
Приходи скорей народ
От всех дверей, от всех ворот.
Вы по ярмарке пройдёте
Для души вы многое найдёте.
3-й ученик:
В игры можно поиграть,
Силу, ловкость показать,
От души повеселиться,
Сладкого чайку напиться
В процессе выступления вперед выходят дети и представляют то, чем они торгуют
4-й ученик (показывает пряник)
Пряник Тульский сочный вкусный
Коркой сахарной блестит,
В рот прямёхонько летит.
5-й ученик (с игрушками хохловской росписи)
Роспись Хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама.
6-й ученик (дeвoчка показывает, накинув на плечи, посадские платки)
Ах! Лазаревы узоры
Вас родил не луг, не сад!
Вам платки расцветки яркой
Предлагает наш посад!
7-й ученик (показывает самовар)
Самовар наш расписной
Серебристый, золотой
Он блестит пузатым боком
И шипит он, и свистит
Ароматным сладким чаем
Если хочешь, угостит
8-й ученик (показывает, растянув лемеха, гармонь)
Наши тульские гармошки
Звучный тульский наш баян
С радостью играй частушки
Будет весело всем вам
(Звучит музыка “Кадриль”)
9-й ученик (держит как коробейник поднос и показывает глиняные игрушки)
Свищет глиняная птичка
Козлик, лошадь и синичка
На боках орнамент ярок
Вам, Филимоновский подарок.
10-й ученик (показывает игрушечные ружья и сабли)
Ружья, сабли, и кинжалы,
И палаши и ножи
Оружейных дел умельцы
Предлагают от души!
Это лучшее из подарков
Для защиты всей страны.
Беседуют две дeвoчки у одной из них в руках корзина с яблоками
1 дeвoчка: Никольские яблочки, никольские яблочки
2 дeвoчка: Что за сорт?
1 дeвoчка: Рассудит ярмарка и на этот счёт.
Эти же дeвoчки хвалятся собой.
2 дeвoчка: Наши ручки – крендельки
1 дeвoчка: Щечки словно яблочки
(Хором) С нами издавна знаком весь народ на ярмарке!
В конце инсценировки выходят первые ученики и завершают торг перечислением того, что можно купить на ярмарке.
1-й ученик:
Приезжайте! Налетайте!
Покупайте! Покупайте! Тульские самовары,
Телеги, вилы, сани
2-й ученик:
Конфеты, пряники, бapaнки, сарафаны и румяны, сушки, дивные игрушки.
4-й ученик.
Часть IIIНаша ярмарка хороша,
Веселись и пой душа!
Учитель:. Развитие мелко-оптовой торговли повлияло на формирование социальной структуры общества – от служилого и крестьянства, до купцов и мещан.
Купечество, как сословие в Ефремове, появляется только в XVIII веке. Писатель Василий Левшин упоминает (Слайд 20) (фото этнографа и текст) “в числе городских жителей в XVIII 216 купцов, 164 купчихи, 621 мещанин”, а “в начале 40-х годах 19 столетия численность купцов выросла – 664 человека и 2093 мещанского звания”.
Благодаря их предприимчивости в городе в 1859 году было проложено шоссе по улице Подьяческой (ныне Красноармейская). Вдоль этих улиц состоятельные купцы Гореловы, Клюкины, Тулины (Слайд 21) (фото Тулина, старой улицы), Долговы (с.72, с 74) строят свои дома, тpaктиры, чайные, которые приносят им доход.
Один из видных купцов того времени был Петрикей Нечаев. Им построен дом на Красной площади, в котором сейчас находится историко-краеведческий музей. (Слайд 22) (Фото купца и его домов)
В 1831-1835 годах в центре Большой Московской улицы и на перекрестке с небольшим переулком, потом назовут Нечаевским, он воздвиг двухэтажный особняк. Сегодня в нем располагается Дом учителя, а ранее отдел образования. Кстати в этом переулке, который в 1885 году был переименован в улицу Тургенева, в память о пребывании на ефремовской земле писателя И.С. Тургенева, стоит наша гимназия. (о купце в книге)
Меняется облик города и его значение, когда купечество настояло и сделало все, чтобы строящаяся железная дорога прошла через Ефремов. Ходатайство купцов было удовлетворено в 1873 году.(Слайд 23) (фото старого и современного вокзала) (история строительства ж/д и ж/вокзала из книги).
Учитель: В XIX веке, особенно в пореформенный период, в товарно-денежные отношения все больше втягивались и крестьяне, и мещане, и предприимчивые помещики.
Для поддержания и дальнейшего развития торговли в Ефремове был образованы Комитет по торговле и мануфактурам. Все это повлияло на установление прочных связей ефремовских купцов с крупнейшими центрами всероссийского рынка. А посредничество оптовиков в торговле южных земледельческих губерний с северными промышленными способствовали зарождению в нашем городе промышленных заведений по переработке сельскохозяйственного сырья.
Вывод урока: Таким образом, мы видим, что при формировании единого всероссийского рынка, развитие торговли влияло на возникновение условий для развития буржуазных отношений, основанных на товарно-денежной экономике.
Активное развитие ярмарочной и оптовой торговли в нашем городе к началу XIX века – это малая частичка большого процесса проходящего в стране, который способствовал подрыву основ крепостнического хозяйства и переходу к новому историческому этапу – капитализму.
Домашнее задание: (Слайд 24)
- Используя литературу по краеведению, подготовить сообщения о развитии промышленности в Тульском крае, в том числе и в нашем городе в XIX веке.
- Подумайте над таким вопросом: “Как торговля и развитие промышленности в XIX веке повлияло на сегодняшнюю жизнь нашего провинциального города?”
(Слайд 25 Тема урока.)
Используемая литература:
- Малеванов Е.А., Сафронов Е.Д. Ефремов. Город на Красивой Мече. – Тула: Издательский Дом “Пересвет”, 2001.
- Пеньков В.В. История Тульской области. Тула: Издательский Дом “Пересвет”, 2003.
- Литература. Региональный компонент Тульской области. Сост. В.Ф. Пахомов, А.М. Меситов – Тула: Издательство “Александр Невский”, 2002.
- Русский язык. Региональный компонент Тульской области. Сост. Е.Ю. Макарочкина, Н.В. Зарниченко – Тула: Издательство “Александр Невский”, 2004.
- Тульский краеведческий альманах. Выпуск №2 – Тула: “ИНФРА”, 2004.
- Материалы краеведческого музея города Ефремова. Заметки местного краеведа Д. Поваляева.
Презентация
Целью работы является изучение обрядов народов Севера, особенности традиций и шаманских ритуалов малочисленных народов Севера, проживающих на Таймыре. Использован частично-поисковый метод....
26 03 2023 21:27:35
Урок является последним при изучении темы "Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого" и необходим для обобщения. При составлении урока использованы такие формы работы, при помощи которых отpaбатываются следующие компетенции учеников: 1. Учебная: извлекать выгоду из образовательного опыта. 2. Исследовательская: получение и обработка информации. 3. Социально-личностная: вступать в дискуссию и выpaбатывать свое собственное мнение. 4. Коммуникативная: выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения....
25 03 2023 4:59:47
Урок-игра знакомит учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр, способствует формированию образного представления о знаменитом празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю.
...
24 03 2023 19:40:13
Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса.
...
23 03 2023 11:59:41
Цель: познакомить студентов с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм нашего народа....
22 03 2023 17:30:17
Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....
21 03 2023 7:24:52

Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО–Югра – ханты и манси....
20 03 2023 15:17:52
В данной работе представлен сценарий экскурсии по теме «Культура и быт народов Нижегородского края конца XIX — начала XX века». Цель данного мероприятия — приобщение учащихся к своим истокам, корням.
...
19 03 2023 10:10:19
Цель занятия: подготовка старшеклассников к участию в политической жизни страны: в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ. На занятии рассматриваются вопросы проведения демократических выборов, формирования политической культуры. В завершение встречи в игровой форме даётся оценка уровня политической культуры аудитории: знаний, ценностных ориентаций, готовности к пpaктическим действиям, подчеркивается необходимость формирования активной гражданской позиции молодых людей....
18 03 2023 7:21:41
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
17 03 2023 12:20:49
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации....
16 03 2023 16:44:29
Данное мероприятие преследует, прежде всего, воспитательные цели: учащиеся должны гордится историей своей Родины, чтить память о патриотах - защитниках Отечества, ценить предмет " история" как источник знаний о наших великих традициях. Данная форма внеклассного мероприятия наиболее эффективной, так как позволяет охватить большой и яркий период героических событий из нашей истории. Форма 3-х лотов аукциона позволяет решить и образовательную задачу - повторить учебный материал последних тем курса истории 9-го класса....
15 03 2023 9:49:30
Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме «Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....
14 03 2023 21:53:44
Представленный учебно-тематический план определяет содержание, объем, порядок изучения истории в коррекционной общеобразовательной школе с учетом целей, задач и особенностей контингента обучающихся. В нем определены основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения истории....
13 03 2023 2:16:50
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
12 03 2023 18:57:56
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
11 03 2023 8:26:40
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
10 03 2023 14:12:52
Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты «Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...
09 03 2023 2:32:13
Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло.
...
08 03 2023 20:55:11
Данная презентация предназначена для изучения нового материала по теме «Реформы П. А. Столыпина».
Пакет содержит информацию о реформаторской деятельности на рубеже 19 – 20 – х веков Столыпина П.А. в доступном, наглядном виде. Здесь же представлены проблемные и познавательные задания, которые должны быть отработаны на данном уроке. Такая форма урока развивает наглядно-образное мышление, аналитическую деятельность учащихся....
07 03 2023 6:26:32
Существует много способов активизации учебного процесса. Задаваемые вопросы, дискуссия, проведённая по определённым правилам, а также направленная беседа напрямую влияют на уровень активизации обучения. И что немаловажно – учат ребят учиться.
Один из основных структурных компонентов обучения – изложение материала и ответы на вопросы. Учительские вопросы представляют собой некий план получения систематических знаний по данному предмету.
Дискуссия на уроке позволяет установить доверительные взаимоотношения с обучающимися, в ходе дискуссии ученики получают невербальные сообщения по выражению глаз педагога, его жестам и позе тела. Ученики вовлекаются в активную познавательную деятельность, учатся участвовать в дискуссиях, чётко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать своё мнение, выслушивать другие точки зрения, в процессе взаимодействия происходит интеллектуальное взаимообогащение, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию.
Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, обучающиеся добиваются истинного содержания обсуждаемых вопросов.
...
06 03 2023 0:57:47
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
05 03 2023 11:59:51
Цель: ознакомить с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ; пробудить в детях желание серьезно заняться каким-либо видом спорта....
04 03 2023 7:58:49
Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству.
...
03 03 2023 8:53:11
Творчество особенно ярко проявляется в ходе обучения и реализации полученных учащимися знаний на пpaктике. Пpaктическим примером данного подхода может служить разработка учащимися 11-го класса тестовых заданий по истории с использованием ИКТ. ...
02 03 2023 3:10:36
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
01 03 2023 8:29:48
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
28 02 2023 8:35:33
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
27 02 2023 8:28:40
В процессе урока при изучении нового материала проводится проверка домашнего задания (подготовка презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой мировой войны»). Для осуществления актуализации знаний учащихся предполагается деление класса на 3 группы, каждой из которой выдается лист с фрагментами исторических документов. Ребята должны будут ответить на поставленный вопрос и, проанализировав материал учебника, заполнить таблицу в тетрадях....
26 02 2023 8:16:25
Урок завершает тему «Гражданская война», закрепляет знания школьников, они проявляют умения, необходимые для успешной деятельности. Работа в группах учит сотрудничать, принимать совместные решения, развивает лидерские качества, отpaбатывает навыки работы в комaнде. Учащиеся знакомятся с историческими источниками, программами различных партий, анализируют их. Каждый ученик имеет возможность проявить себя....
25 02 2023 12:24:57
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
24 02 2023 8:49:54
Урок истории в 10-м классе (2 часа) через изучение различных источников информации способствует формированию у школьников целостного представления о личности Ломоносова, призван помочь задуматься над вечными философскими вопросами....
23 02 2023 3:15:42

Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
22 02 2023 4:54:41
Урок истории по теме «Выборы Президента в России и США» проводится в 11-м классе. Учитывается, что с порядком выборов Президента РФ ученики познакомились на уроках права в 9-м классе, в 11-м они узнают порядок выборов Президента США.
...
21 02 2023 10:51:52
Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....
20 02 2023 12:41:10
Пpaктическое занятие по работе с историческими документами в 8-м классе призвано активизировать интерес учащихся к одной из ключевых тем истории России XIX века – Отечественной войне 1812 года, путем анализа исторического документа показать широкий спектр подходов к постижению тайн истории, оценке деятелей масштаба Наполеона и Кутузова, а также рядовых участников, познакомить учеников с прекрасным образцом мемуарной литературы воспоминаниями Ф.Н. Глинки....
19 02 2023 1:23:34
На уроке подводятся итоги изучения темы "Великие реформы 60—70-х гг. ХIХ в.". Учащиеся знакомятся с презентацией, затем отвечают на вопросы по материалам презентации. В завершение проводится тест по данной теме.
...
18 02 2023 16:33:23
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации.
Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели.
Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории.
Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
17 02 2023 16:17:27
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
16 02 2023 9:16:38
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
15 02 2023 14:14:21
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов.
В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения.
Именно это является моей методической проблемой.
Что значит – формировать общечеловеческие ценности?
А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины.
Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его.
На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора,
честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий.
...
14 02 2023 2:19:28
После урока учащиеся способны охаpaктеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века.
...
13 02 2023 9:18:16
Задача урока – воссоздать максимально полную и объективную картину коллективизации, выяснить, как на самом деле совершался этот глубочайший, сложный и противоречивый переворот в жизни деревни, к каким непосредственным и отдалённым последствиям он привёл; подумать над тем, как же в конечном итоге оценивать сущность коллективизации....
12 02 2023 0:54:53
Программа элективного курса «Введение в политологию» для профильного обучения выявляет способности, склонности и интересы учащихся на основе расширения и углубления знаний в сфере политического развития, умений и навыков, помогающих ориентироваться в сложностях современной политики....
11 02 2023 18:26:30
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
10 02 2023 10:44:59
Урок содержит материал об образовании единого государства в Китае в III в. до н.э.: роль императора Цинь Шихуана, деятельность по организации единого государства, строительство Великой Китайской стены, гробница императора, гибель династии Цинь.
...
09 02 2023 7:18:53
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству.
...
08 02 2023 16:58:47
Урок истории Средних веков рассказывает об образование ислама. Учащиеся знакомятся с новой особой цивилизацией. В ходе занятия применяется материализованная награда «Мудрец», что стимулирует высокую активность учащихся....
07 02 2023 2:53:51

Традиционный урок с элементами технологий: игры, проблемного, дифференцированного обучения, здоровьесберегающей. На занятии происходит формирование знания о древних жителях Индии, варнах, их происхождении....
06 02 2023 2:34:13
Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок.
...
05 02 2023 15:57:16
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::