Урок-обобщение по истории Отечества в 10-м классе
Задачи:
- систематизация знаний по теме.
- продолжается формирование умения выделять главное из учебного текста, выступать с кратким сообщением, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, работать в группах.
- нравственное воспитание на основе изученного материала.
Оборудование урока:
- карты “Борьба Руси с иноземными захватчиками в ХIII веке”, “Образование Русского централизованного государства”.
- портреты русских князей ХIII-ХV в.в., портреты Чингисхана, Батыя, Мамая.
- схема Куликовского сражения.
- карточки с вопросами и заданиями (крылатыми выражениями).
- настольные атласы по истории.
Методика: урок обобщения изученного материала.
Педагогические технологии: КСО, на групповой и концептуальной основах.
План урока.
1. Вводное слово учителя: сообщение целей и задач урока. Краткая хаpaктеристика изученного периода истории.
2. План повторения:
1) Ступени развития Монгольской державы и Руси в ХIII веке.
2) Предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы.
3) Положение различных групп населения в русском обществе.
4) Судебник 1497 года – первый государственный свод законов.
3. Обобщение по теме.
Ход урока
План повторения известен заранее. Класс предварительно разделен на четыре учебные группы, которые заранее получили тему для ответа. По каждой теме группы готовят контрольные вопросы. За правильный ответ на вопросы учителя группа получает 1 балл. За ответ на основной вопрос – 5 баллов, плюс 5 баллов за активное участие в уроке. По итогам урока эту дополнительную “пятерку” группа в качестве поощрения ставит по своему усмотрению любому члeну группы и сама оценивает коэффициент участия каждого. В сильном классе есть группа экспертов, которая дискутирует с выступающим по выбранной для защиты проблеме.
1. Разминка (фронтальное повторение).
- Что такое держава, иго, интервенция?
- Показать по карте, кто угрожал Руси в ХIII веке?
- Кого из политических деятелей, полководцев ХIII-ХV в.в. вы можете назвать?
Объясните, с каким событием связано их имя.
- Назвать крупные события повторяемого периода и дать его краткую хаpaктеристику.
2. Обсуждение 1 вопроса “Ступени развития Монгольской державы и Руси в ХIII в.”
3. Конкурс “Совпадение ответов”. Лидеры групп и группа отдельно друг от друга отвечают на одни и те же вопросы. Суть конкурса в том, чтобы лидеры групп и группа ответили без ошибок. Члeны группы могут консультироваться друг с другом, лидер отвечает на вопрос самостоятельно. Если лидер группы и члeны группы написали без ошибок, то каждый за работу получает 5 баллов. Указать № правильного ответа.
- Икона А.Рублева “Троица” написана в античной традиции.
- Каменные здания на Руси появились в XIVв.
- Процесс феодальной раздробленности помогал складыванию великорусской народности.
- Выплата дани Золотой Орде прекратилась при Иване III.
- После cмepти князя Дмитрия Донского борьба за власть между князьями продолжалась.
- Поход хана Тохтамыша на Москву свел на нет результат Куликовской битвы.
- Князь Дмитрий прекратил выплату дани Золотой Орде.
- В XIV-ХVвв. население Руси было однородным по составу.
- Первое вторжение на Русь было в 1223 г.
В ХIII веке Русь была политически раздробленным государством.
Правильный ответ: 1457. Получилась дата исторического события.
Вопросы по дате:
Какой князь правил в данное время? Чем оно хаpaктеризуется?
Ответ: Это время правления Василия II. Шла феодальная война – борьба за власть против князя Юрия Дмитриевича, сына князя Дмитрия.
4. Обсуждение 2 вопроса “Предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы”.
5. Словарная работа - “цепочка”. На доске написаны исторические термины. Группы одна за другой (по цепочке) дают их определения.
Феодальная раздробленность, Россия, Судебник, “тьма”, Орда, феодальная война, трехпольный севооборот, ярлык, централизованное государство, уния, пожилое, фольклор.
6. Обсуждение 3 вопроса “Положение различных групп населения в русском обществе”.
7. Конкурс “Крылатые выражения”. Объяснить, о чем идет речь.
- “…они сами собой приучаются сражаться, потому что вся их жизнь круглый год проходит на охоте”
- “Нашу землю сегодня отняли, а вашу завтра, пришедше, возьмут”
- “Только когда нас не будет, все ваше будет”
- “Злой город”
- “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет”
- “За Доном для нас земли нет”
- “По русской земле распространились веселие и отвага, и возникла слава русская”.
8. Обсуждение 4 вопроса “Судебник 1497 года – первый государственный свод законов”.
9. Работа с настольными картами. Назвать как можно больше определений, связанных с Куликовской битвой. Например, р. Смолка, р. Курца, князь Дмитрий, хан Мамай, полк правой руки и т.д.
10. Повторение дат по методике перекрестных вопросов. Группы задают друг другу вопросы, связанные с датами повторяемого периода: 1237-1240г.г., 1240г., 1242г., 1251 – 1262 гг., 1325 – 1340 гг., 1345 г., 1359 – 1389г.г., 1378 г., 1380 г., 1389 – 1425 гг., 1425 – 1462 гг., 1425 – 1453 гг., 1462 – 1505 гг, 1480 г., 1497 г.
11. Обобщение по теме. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Представленный урок - один из уроков по вопросам права. Основным объектом изучения данного занятия является "Всеобщая декларация прав человека". Главная задача урока - на основе общего знакомства с содержанием декларации, первоначального усвоения ряда ее положений пробудить у школьников отношение к этому правовому документу как к особой социальной и личной ценности....
03 12 2023 18:56:11
Использование технологии критического мышления позволяет посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело....
02 12 2023 23:39:49
В статье даётся обоснование технологии личностно-ориентированного обучения в средней школе на уроках истории в 5-м классе. Теоретическое обоснование необходимости этой технологии подкреплено примерами диалогической познавательной деятельности школьника на уроках истории древнего мира. Приводится пример использования познавательных задач в форме разноуровневых тестов по типу ЕГЭ....
01 12 2023 4:55:37
Урок посвящен очень актуальной для подростков теме самопознания. Цель урока не только в том, чтобы раскрыть сущность самопознания как одного из аспектов познавательной деятельности, но и способствовать формированию у учащихся умения объективно хаpaктеризовать себя, адекватно оценивать других людей, быть терпимыми и толерантными.
...
30 11 2023 12:38:52
Данная разработка урока представляет интерес для учителей начальных классов, работающих по учебникам: Н.И. Ворожейкина, В.М. Соловьёв, М.Т. Студеникин. "Рассказы по родной истории"; Н.И. Ворожейкина, Н.Ф. Виноградова. "Наша Родина в прошлом". Беседы по истории России для 3-го класса.
...
29 11 2023 2:57:21
Урок раскрывает роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашистской Германией. Учащиеся получают представление о том, какое участие принимала БАССР в Великой Отечественной войне. В ходе лабораторной работы с источниками учащиеся знакомятся с развитием промышленности и сельского хозяйства Башкирии в годы войны....
28 11 2023 4:43:33
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
27 11 2023 7:25:19
Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников «Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся.
...
26 11 2023 23:52:28
Цель урока - сформировать представление об Отечественной войне
1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой нашли отражение массовый
героизм, патриотизм и готовность к самопожертвованию солдат и офицеров....
25 11 2023 17:25:48
Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке.
...
24 11 2023 1:53:50
Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории....
23 11 2023 18:21:23
План-конспект урока в 9-м классе, знакомящего с МГП, его основными нормами. На уроке объясняются такие понятия, как МГП, жертвы войны; термины: военные преступления, рассматривается роль МГП в урегулировании вооружённых конфликтов....
22 11 2023 6:21:27
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
21 11 2023 14:17:24
История Древнего мира насыщенна яркими событиями и достоверной информацией. «Библейские сказания» раскрывают для детей мир божественной религии, христианских заповедей, формируют нравственные ценности учащихся....
20 11 2023 5:31:58
В статье приводится пример урока-диспута.
...
19 11 2023 5:51:36
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями развития Спартанского государства в сравнении с Афинским, а также изучение быта и нравов спартиатов. Для усиления познавательного интереса учащихся к истории Древнего мира, а также технологизации образовательного процесса использована презентация. Наличие кругограммы, опopных схем, исторических документов, загадок позволяют сделать процесс обучения более интересным, содержательным в плане развития умений учащихся анализировать, сопоставлять, обобщать. Героизация исторического прошлого, я считаю, — одна из важных задач исторической науки. На уроке есть возможность самореализации как сильным ученикам, так и более слабым. ...
18 11 2023 11:41:43
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
17 11 2023 22:58:20
Учитель показал тесную связь фронта и тыла, героический подвиг не только фронтовиков, но и работников тыла. В работе отражен материал о женщинах Тюменской земли, их трудовой и фронтовой подвиг....
16 11 2023 9:20:43
Игра проводится как обобщающий урок по теме или внеклассное мероприятие. Систематизирует, обобщает и закрепляет знания учащихся; формирует историческое мышление, рассматривает события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, определяет собственное отношение к проблемам прошлого, учит сравнивать, анализировать, оценивать исторические события; воспитывает гордость за свой народ и его историю....
15 11 2023 15:35:59
Урок разработан в соответствие современными требованиями ФГОС ООО. Цели урока: отработка и закрепление универсальных учебных действий. У учащихся будут сформированы: гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за родной город, уважение истории, культурных и исторических памятников, посвященных подвигу советских солдат в дни Сталинградской битвы. Урок рассчитан на средний уровень подготовленности аудитории....
14 11 2023 18:52:31

Цель урока: выявить факторы международной политики, влиявшие на формирование внешнеполитического курса СССР и США. Учащиеся работают с документами, смотрят презентацию и заполняют схему....
13 11 2023 13:10:47
В ходе урока используется методика А.Литвинова, позволяющая превратить текст учебника в динамичные образные сюжеты, вызвать оживление и интерес, увеличить долговременную память. Оздоровительные приемы повышают работоспособность учащихся на уроке.
...
12 11 2023 19:23:27
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях.
...
11 11 2023 23:31:11
К середине 1942 г. стало очевидно, что Германии и ее союзникам не удалось осуществить свои первоначальные военные планы ни на одном из фронтов. Исход всей войны главным образом зависел от событий на советско-германском фронте.
Контрнаступление советских войск под Сталинградом закончилось окружением и капитуляцией немецких войск.
Летом 1943 г. поражением закончилась попытка немецкого комaндования наступления на Курск. После Курской дуги развернулось наступление по всему фронту.
...
10 11 2023 20:35:26
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса.
...
09 11 2023 15:22:34
Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами.
...
08 11 2023 8:28:46
Итоговый урок истории в 6-м классе по теме “Россия в XVI веке. Иван IV”. В ходе урока каждый учащийся самостоятельно подсчитывает количество данных им правильных ответов на поставленные вопросы и в конце выставляет себе оценку. Урок включает вопросы: внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного, рассказ с ошибками; работа с тестами и терминами.
...
07 11 2023 4:28:54
Государственные символы - неотъемлемая часть истории и культуры любой страны. Гордость за свою родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости воспитания детей гражданами России, формирования у ребенка сознания своей причастности к судьбе Родины.
Учебный год принято начинать с урока, посвященного государственной символике страны. Цель такого урока: формирование уважения к символам государства. А это является важной составной частью воспитания гражданина России.
В целях усиления внимания к решению задач гражданского, патриотического воспитания учащихся, формирования у них гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям народов России накануне Дня Конституции РФ также рекомендовано проводить "Урок России".
...
06 11 2023 13:20:25

Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интеpaктивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....
05 11 2023 23:28:45
Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....
04 11 2023 22:43:57
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....
03 11 2023 15:13:35
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
02 11 2023 7:48:20
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
01 11 2023 14:14:56
Цель урока – выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени; рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий; определить последствия Смуты; развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.
...
31 10 2023 6:19:55
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX века сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса....
30 10 2023 8:32:46
Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....
29 10 2023 1:24:12
На примере данной темы рассматривается один из возможных вариантов оценивания работы учащихся на уроке. Каждый этап урока предполагает выполнение конкретных заданий с последующим их оцениванием. За урок набирается определённое количество баллов. С учётом максимально возможного количества баллов за урок каждый учащийся получает оценку по набранному количеству баллов (количество зависит от качества выполнения заданий)....
28 10 2023 6:23:44
Урок призван привлечь внимание учащихся к изучению истории политических репрессий и сопротивлению несвободе в СССР. Сохранение памяти о жертвах репрессий и необходимость мopaльно-правовой оценки советского режима. Воспитание чувств гражданской ответственности и патриотизма. Материал можно использовать на уроках истории и обществознания.
...
27 10 2023 23:44:29

На протяжении многих веков Смоленская земля была ареной ожесточенной борьбы с врагами, рвавшимся к Москве. Именно у стен Смоленска противник не раз получал решительный отпор. Война с Польшей в 1609–1611 гг. тому пример. Почти на 2 года враг был остановлен и задержан у стен нашего города. За это время в городе Ярославле Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение, которое осадило Москву и изгнало чужеземцев....
26 10 2023 8:51:20
Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры....
25 10 2023 0:47:16
Урок обобщения материала по теме "Россия в конце XVII - начале XVIII в. Форма урока - урок-суд, на котором закрепляются знания учащихся по данной теме, развивается познавательная активность как деятельность ученика, направленная на поиск и переработку информации, а также формируются навыки самообразовательной деятельности учащихся.
...
24 10 2023 0:37:25
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
23 10 2023 8:18:12
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
22 10 2023 7:16:48
Урок проводится в 5-м классе для изучения нового материала. На протяжении всего урока продолжается формирование основных умений и навыков, углубление сведений по истории Древней Индии. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, тестами, заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссворда, нахождение ошибок в тексте) способствуют воспитанию интереса к предмету «История».
...
21 10 2023 14:19:42
Урок-портрет посвящен московскому князю Даниилу Александровичу (1261-1303 гг.). Путем анализа письменных источников и изображений князя определяется его вклад в становление и развитие Московского государства. Дается образная хаpaктеристика исторической личности, которая содействует воспитанию любви и к малой родине - городу Москве.
...
20 10 2023 19:37:45
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
19 10 2023 8:37:34
Урок для малокомплектной школы с малой наполняемостью класса – до 6, 8 учащихся — представляет деятельность учителя и учеников по обобщению и закреплению знаний по истории Раннего Средневековья, проводится в 6-м классе последним уроком истории в первой четверти.
...
18 10 2023 10:39:10
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
17 10 2023 17:36:40
Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....
16 10 2023 19:20:12
Урок разработан для 10-го класса. Основная идея: благодаря работе с документами уяснить суть политики просвещенного абсолютизма, дать представление о развитии производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности России во второй половине XVIII века, развивать интеллектуальные умения учащихся, их коммуникативные навыки....
15 10 2023 12:27:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::