Урок истории в 5-м классе по теме "Восстание Спартака"
Цели:
- создать целостное представление об одном из самых значительных событий древней истории;
- развивать умение оценивать деятельность исторического деятеля.
Оборудование: карта, аппликации Г.И.Годера – композиция XV, кинофильм К.Дугласа “Спартак” (1960 г.), атласы по истории древнего мира.
На доске – имена и географические названия: Спартак, Лентулл Батиат, Эномай, Крикс, Красс Марк Лициний, Помпей Гней, Марк Лукулл, Капуя, Везувий, Мессинский пролив, Брундизий, Аппиева дорога.
Тип урока – урок изучения нового материала.
Ход урока
Сестра богинь, Свобода, зажигай
На подвиг благородный
Сердца твоих сынов.
Сестра богинь, Свобода, гнев народный
Ты окрыли, святая,
В огне освободительных боев!
В мечи, в мечи оковы
Перекуют paбы.
Долг их призвал суровый
И даже робкий храбр в пылу борьбы.
Сестра богинь, Свобода, за тобой
С напевом грубым ринемся мы в бой.
(опережающее задание)
Урок посвящен одному из самых ярких событий истории древнего мира – восстанию Спартака. Мы посмотрим на уроке отрывки из фильма К.Дугласа “Спартак”.
Кадры 1-2 без звука.
Вопросы к кадрам: Откуда в Древнем Риме появлялись paбы? Где применялся рабский труд? Как принуждали рабов к труду? Как относились римляне к paбам. Последний вопрос на основе кадров о покупке- 3.
Paбы были нужны не только для производства товаров, росла страсть римлян к зрелищам, особенно к боям гладиаторов.
В гладиаторскую школу Лентула Батиата куплен новый раб – Спартак.
Стоп-кадр - 4 с изображением Спартака и сообщение ученика о его происхождении и судьбе до рабства.
Кадры 5-6. Школа схватки.
Вопросы к кадрам: Чему учили в гладиаторской школе? Какими были гладиаторы? Боялись ли они cмepти?
Кадр 7.
В 74 г. до н.э. двести гладиаторов составили заговор, о котором стало известно, и тогда 78 рабов бежали – это явилось началом восстания.
Кадр 8.
Каким в это время было состояние Римского государства? (война в Испании, окончание гражданской войны, восстание греков).
Вооружившись дубинами и кинжалами, отобранными у случайных путников, гладиаторы удалились на гору Везувий.
Сначала римские власти не придали событию большого значения. А Спартак совершает набеги на окрестные имения. Его помощниками были гладиаторы Эномай и Крикс. Так как Спартак делился добычей поровну со всеми, вскоре на Везувии собралось множество людей.
Кадр 10.
Почему paбы уходили к Спартаку? Каким было положение рабов в имениях?
Серьезной проблемой для Спартака была организация войска.
Что нужно было сделать Спартаку? Почему это было трудной задачей?
(неорганизованная масса, верили в разных богов, многие плохо владели оружием).
Кадр 11.
По какому образцу организовал свое войско Спартак?
Работы с аппликациями XV “Первая победа спартаковцев над римлянами”
Отряд римлян в три тысячи человек подошел к Везувию. “Римский военачальник приказал: “Разбейте лагерь у подножия Везувия! Стерегите спуск! Подлый сброд в ловушке.”
Вспомните, каким был римский лагерь.
Спартак осуществил невероятный по дерзости план. Paбы сплели из лоз винограда лестницы и один за другим стали спускаться вниз. Лестницы раскачивались от ветра, пугала огромная высота. Когда восставшие paбы оказались внизу, Спартак дал приказ обойти гору и напасть на римлян с той стороны, откуда они этого совершенно не ожидали”. (эта часть урока взята из Методического руководства к аппликациям Г.И.Годера, М., 1991 г.)
Кадр 14.
После этого численность войска восставших стала быстро расти. Римский сенат отправил новые силы, состоящие из двух легионов во главе с претором Варинием.
Повстанцы захватили римский лагерь, римский главнокомaндующий чудом избежал плена, оставил paбам своего коня и знаки преторского достоинства. Восставшие продвигались к Альпам. Рим посылает против Спартака двух консулов. В каких случаях это делалось (исключительных)?
Наступление римлян совпало с разногласиями. От войска Спартака отделился Крикс с 30-ю тысячами рабов. Вскоре в Апулии он был разбит. А Спартак нанес поражение обеим консульским армиям и быстро продвигался через Аппенинские горы к Альпам.
Кадр 15.
Вообразите себя в стане восставших: перейти Альпы или идти на Рим? (обсуждение)
Paбы повернули назад, на юг. Почему, мы не знаем. Пройдя весь полуостров, они оказались на юге, у пролива.
Кадр 16.
Римский сенат полностью осознал опасность. Но не было ни армии, ни военачальника, согласного выступить на борьбу с грозным врагом. Во главе с трудом собранных легионов был поставлен Марк Лициний Красс. Суровыми методами, через казнь каждого десятого, он восстановил дисциплину. Красс преследовал Спартака, не вступая в решающее сражение. На остров Сицилия Спартак пытался переправиться при помощи пиратов, но его обманули.
Кадр 17.
Спартак оказался в ловушке. Красс приказал вырыть огромный ров в 55 км длиной. Спартаку пришлось штурмовать это препятствие. Прорвав его, он направился к порту Брундизию, чтобы переправиться в Иллирию. Сенат, стремясь быстрее разгромить восставших рабов, вызвал на помощь Крассу испанскую армию Помпея и отряд из Македонии во главе с Марком Лукуллом. И опять часть отряда отделилась от Спартака и была уничтожена.
Кадр 18.
Наступило решающее сражение. Битва была ожесточенная, отчаяние охватило людей. Спартак был ранен в бедро дротиком; опустившись на колено, выставив вперед щит, он отбивался от нападавших, пока не пал вместе с окружающими его римлянами. Говорят, что число убитых рабов точно установить было нельзя. Римлян погибло около тысячи.
Кадры 19-20.
После битвы 6 тысяч схваченных рабов были повешены вдоль Аппиевой дороги из Капуи в Рим. Они были прикручены к столбам, умирали под палящими лучами солнца мучительной cмepтью от застоя крови и жажды.
Так закончилось в 71 г. до н.э. самое крупное в истории восстание рабов.
Вопросы для повторения.
Почему именно в Риме произошло крупнейшее в истории восстание рабов? Почему восстание потерпело поражение? Могло ли восстание иметь окончательный успех? Как бы выглядел этот успех? Какова была бы дальнейшая судьба Италии?
В заключении фильм дает нам возможность обратиться к Спартаку.
Мог ли ты победить, Спартак?
Кадр 21.
На уроке закрепить первоначальные знания учащихся об истоках антигитлеровской коалиции и ее деятельности в 1941–1943 годах. Учащиеся знакомятся с материалом о причинах сотрудничества между странами Запада и СССР, встречах «большой тройки» и их историческом значении....
01 02 2023 20:18:30
Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....
31 01 2023 13:12:37
Символика отражает историю развития государства, достижения и победы. Знакомство учащихся с символикой государства помогает воспитывать гражданственность и уважение к своей стране. Курс интегрирует такие учебные предметы как история, обществознание, литература и рекомендован учащимся 9-х классов. Значительный акцент в программе сделан на использовании регионального компонента.
...
30 01 2023 5:20:37
В ходе урока расширяются знания и кругозор учащихся в области композиторского искусства. Урок знакомит с жизнью и творчеством одного из первых профессиональных композиторов Загира Исмагилова – народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, Государственной премии РСФСР имени Глинки. В течение урока учащиеся заполняют таблицу, слушают выступления товарищей....
29 01 2023 22:52:50
Задержка психического развития проявляется в медленном темпе усвоения учебного материала ребенком, сниженной его способности к волевым усилиям, неумении самостоятельно организовать деятельность, что сказывается на обучении. Вместе с тем, ребенок может удовлетворительно усваивать общеобразовательную программу. Динамика развития детей с ЗПР возможна, если обучение ведется с учетом сложности развития личности этой категории детей....
28 01 2023 22:19:28
Предлагается игра по истории Древнего мира....
27 01 2023 17:55:49
Учитывая возрастные особенности учеников седьмого класса и специфику темы, большой объем материала, считаю, что наиболее целесообразным типом урока является изучение нового материала и его первичное закрепление. Изучение новой темы построено на сообщении учителем нового материала, одновременно организовано осмысление, обобщение и систематизация нового материала учащимися. Для этого использованы разнообразные методы.
...
26 01 2023 20:57:57

Урок формирует у учащихся целостное представление о дружбе как высшей нравственной категории. На уроке используется презентация, электронное приложение к учебному пособию "Основы религиозных культур и светской этики"....
25 01 2023 9:55:57
Урок предусматривает обсуждение проблемы на основе метода учебного проекта.
На примере произведений А.П. Чехова, Н.А. Некрасова изучается влияние на судьбу героев отсутствие правовых механизмов защиты детей и сравнивается положение детей в XIX веке с положением нынешних детей, происходит знакомство с «Конвенцией о правах ребенка». В ходе урока класс разбивается на группы. Каждая группа готовит свой мини-проект, выpaбатывает обращение к персонажам, нарушающим права ребенка.
...
24 01 2023 8:29:53
Урок истории для 5-го класса разработан с применением нестандартных форм обучения. Урок-игра позволяет не только проверить качество знаний учащихся по теме "Древняя Греция", но и активно способствует развитию творческой личности. Объем заданий для итогового повторения подобран с учетом учебных возможностей класса. Во время игры все присутствующие вовлечены в игровую деятельность, как участники, так и болельщики. Данный урок проводится в учебное время, но возможен вариант и в форме внеклассного мероприятия....
23 01 2023 12:14:17
Представлено внеклассное мероприятие по истории для учащихся начальных классов. Урок позволит выявить сообразительных, находчивых, внимательных учащихся, умеющих логически мыслить....
22 01 2023 13:21:24
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
21 01 2023 0:30:55
Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", "Война за независимость в США", "Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....
20 01 2023 14:50:40
Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г.Благовещенска. В связи с этим тема «Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....
19 01 2023 9:58:28
Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты «Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...
18 01 2023 17:15:52
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
17 01 2023 23:56:15
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации и проводится для обобщения материала по теме "Древний Восток", формирования основных навыков и умений, углубления сведений по истории Древнего Китая. Различные виды заданий и формы работы позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету история.
...
16 01 2023 4:10:13
Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха (Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И.Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края.
...
15 01 2023 19:58:48
Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта....
14 01 2023 16:12:45
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
13 01 2023 20:12:41
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков.
...
12 01 2023 13:15:17
Уроки, посвященные особенностям российской цивилизации, культуры, можно провести как вступительные к теме «Модернизирующееся общество», перед изучением истории России в 10-м классе (перед темой «Россия в XIX в.») или как вводные к изучению отечественной истории в 11-м классе.
...
11 01 2023 8:30:28
Предлагаемый урок краеведения, входит в раздел изучения истории России по теме "Социально-экономическое развитие России в XIX века" в 8-х классах. При подготовке к уроку учащиеся получили опережающее задание. Учитель оказывал помощь в использовании различной литературы по краеведению для подготовки сообщений. Урок состоит из трех частей. Первая - историко-ознакомительная развитие торговли. Вторая - представление инсценировки Ефремовской ярмарки, где дети разного хаpaктера и темперамента могли проявить свои творческие способности. В третьей части учащиеся знакомятся возникновением Ефремовского купеческого сословия и его деятельностью....
10 01 2023 19:59:17
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
09 01 2023 6:44:24
В ходе исследования, выполняемого на основе дополнительных материалов, выясняется сущность и значимость направления «энергии борьбы» публициста, писателя и философа А.И. Герцена. Занятие направлено на формирование критического мышления, совершенствование исследовательских компетентностей в процессе работы с различными информационными источниками....
08 01 2023 16:45:25
Урок подводит учащихся к пониманию возрастающей роли СМИ на формирование духовно-нравственной культуры человека и всего общества в целом. На уроке определяются положительное и отрицательное влияние СМИ на человека, формулируются выводы о проблемах информационного воздействия на общество.
...
07 01 2023 22:58:13
Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы. В ходе урока на этапе закрепления планируются мини-дебаты. С учетом различного уровня подготовки обучающихся предлагается на выбор домашнее задание....
06 01 2023 8:18:47
2013 год юбилейный – ведь 12 декабря 1993 года произошло знаковое и очень важное событие для нашего государства, была принята Конституция РФ. Именно этому событию посвящена наша работа. Под руководством педагога учащиеся в стихотворной форме представили основные права и свободы человека и гражданина в РФ. Работа оформлена в виде презентации....
05 01 2023 15:52:47
Занятие с целью ознакомления с основными направлениями внутренней политики Александра I в период 1815‒1825 годов, выяснение причин отказа от дальнейших реформ....
04 01 2023 16:50:45

Задачи урока: охаpaктеризовать изменения внешнеполитического курса СССР и США; раскрыть противоречивость международных отношений
в 1950–1960-х гг., показать возрастание опасности «горячей» ядерной войны в результате Берлинского и Карибского кризисов; сопоставить цели и методы соперничества сверхдержав за влияние в «третьем мире»....
03 01 2023 12:28:22
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
02 01 2023 22:29:11
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
01 01 2023 9:55:22
Программа элективного курса ориентирована на кадетские образовательные учреждения. Рекомендуется для учащихся 8-9-х классов, так как предлагаемый курс хорошо синхронизируется с курсом по отечественной истории....
31 12 2022 9:51:27
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
30 12 2022 2:38:17
Цель урока: изучить основные события начала Великой Отечественной войны. Задачи: познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны; причинами неудач Красной Армии; содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомaндования от 16 августа 1941 г.; ходом оборонительных сражений под Москвой....
29 12 2022 6:23:19
Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного прострaнcтва....
28 12 2022 16:16:13
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки; аналитические способности....
27 12 2022 4:59:34
Урок ориентирован на самостоятельную работу. Учащиеся имеют возможность выбрать тип заданий, после их выполнения провести проверку, и выставить себе оценку в соответствии с набранными баллами. Конспект урока снабжен текстами заданий, формами оценочного, рабочего и проверочного листов....
26 12 2022 18:34:36
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
25 12 2022 17:36:41
Учащимся показан ход Северной войны, постепенный переход от поражений к победам и к решению главной задачи войны - выходу к морю и становлению морской державой европейского статуса. Современные ИКТ делает возможным подойти к процессу обучения творчески, повышать мотивацию познавательного процесса.
...
24 12 2022 21:51:18
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
23 12 2022 12:38:37
Разработка урока курса Отечественной Истории 8-го класса. Урок построен на основе компьютерных технологий, помогающих дальнейшей активизации знаний учащихся, а также являющихся яркой иллюстрацией к уроку. В качестве дополнительного материала для усвоения темы используются источники, иллюстрации учебника, атласы и контурные карты.
...
22 12 2022 15:12:26
Работа содержит тематические задания для отработки заданий группы «А» ЕГЭ по истории. Тематические тесты «История России с древнейших времен до XVII в.». ориентированы на подготовку учащихся средней школы к успешной сдаче ЕГЭ. Задания акцентируют внимание на формулировках заданий, помогут избежать ошибок, связанных с невнимательностью и рассеянностью на экзамене. Использовать предлагаемые тестовые задания можно в классе и дома....
21 12 2022 12:27:35
Урок проведен по учебнику А.А. Вигасина с использованием дополнительной литературы. Работа организуется так, чтобы учащиеся не только извлекали историческую информацию из учебника, но и находили ее в других источниках. Материал урока позволяет детям анализировать события прошлого и настоящего.
...
20 12 2022 23:17:38
Изучение курса всеобщей истории и истории России по историческим блокам позволяет активизировать умения учащихся и перейти на уроках истории от репродуктивного подхода к компетентностному. Данный подход показывает параллельность курсов всеобщей истории и истории России, развивает навыки аналогии, сравнительного мышления, умение применять ранее полученные знания с добавлением фактического материала по данной теме....
19 12 2022 3:24:17
Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока.
Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу".
...
18 12 2022 5:55:41
Данная игра приурочена к годовщине контрнаступления советских войск под Москвой в декабре 1941 г. и призвана в игровой форме познакомить учащихся с событиями этого периода. Она рассчитана на достаточно большое количество человек (от 25). Целевой аудиторией данной игры могут быть как 9-е классы (как до прохождения темы, так и после), так и 8-е классы....
17 12 2022 3:16:24
Воспитание любви к Родине - одна из главных задач истории. Изучение вопросов региональной истории по теме «Участие населения Удмуртии в Отечественной войне 1812 года» должно быть социально ориентированным, интересным, развивающим, увлекательным и запоминающимся для каждого школьника. Этого можно достичь, опираясь на развитие творческих способностей школьников, через организацию проектной деятельности на уроках....
16 12 2022 5:24:57
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника.
...
15 12 2022 8:50:16
Урок-путешествие по истории для 8-го класса. В ходе урока учащиеся узнают об особенностях индустриального общества, его проблемах и ценностях; учатся объяснять причины роста городов, массовых миграций; также развивается логическое мышление....
14 12 2022 6:29:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::