Использование архивных документов новейшей истории России в школе
Работа с архивными документами, безусловно, прерогатива ученых и краеведов. Но не следует забывать о том, что интерес к прошлому зарождается, как правило, в школьные годы на уроках истории и для некоторых становится в дальнейшем профессией. Работа с подлинными источниками на уроках, элективных курсах или в рамках научного общества учащихся является самым эффективным методом развития интереса к познанию истории.
Следует заметить, что молодое поколение страны за последние десятилетия принципиально изменилось. Оно живет в условиях перехода страны на новые экономические основы, в условиях демократизации, формирования гражданского общества и правового государства. Молодые люди уже привыкли к плюрализму мнений, они стремятся найти собственное объяснение многим событиям истории и современным процессам. Кардинально изменилось и содержание курса отечественной истории наряду с методикой его преподавания.
В целом, можно отметить тот факт, что вся система информации претерпела коренные изменения. У современных школьников такое множество источников информации, какое не знали предшествующие поколения. В настоящее время они могут сопоставить сведения по истории, почерпнутые из учебников и на уроках истории, с многочисленными сведениями, получаемыми в семье, из периодической печати, радио, телевидения, Интернета и т.п.
В этих принципиально изменившихся условиях чрезвычайно усложнилась работа школьного учителя истории, перед которым ставятся важные задачи. Современное историческое образование должно служить целям консолидации общества, формирования активных его члeнов, воспитания молодежи на принципах гражданственности и патриотизма.
В настоящее время специалистами признается, что период новейшей истории России имеет особое значение в процессе преподавания курса отечественной истории в средней школе. Изучение и оценивание событий ХХ века является своеобразным мостом к пониманию современного развития нашего государства. В связи с этим, на изучение данного периода программы по истории отводят около 50% учебного времени в старшей школе.
Главной проблемой работы в этом направлении является преподавание курса в условиях множества точек зрения в исторической науке на события ХХ века, неоднозначная их тpaктовка, сохранение дискуссионности ряда вопросов новейшей истории России. Как оценивать то или иное событие школьникам, чьей точки зрения следует придерживаться, по какому учебнику целесообразнее готовиться к итоговой аттестации, когда только по истории ХХ века их выпущено около двадцати.
Что может помочь преодолеть подобные сложности в преподавании?
Методическое объединение преподавателей общественных дисциплин нашей школы ставит приоритетной задачей в преподавании курса истории опору на пpaктическую, исследовательскую деятельность обучающихся. С нашей точки зрения, важную роль в понимании происходивших в ХХ веке событий, играет обращение к подлинным документам эпохи и развитие аналитических навыков у старшеклассников. “Его Величество – ДОКУМЕНТ” – вот ключ к пониманию истории! В подтверждение этого, можно привести пример из опыта работы. Проводя со школьниками исследование о бытовых условиях спецконтингентов ЧТЗ в годы Великой Отечественной войны, ребята обнаружили среди документов Объединенного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО) приказ директора завода И.М.Зальцмана об открытии мастерской, состоящей из трудармейцев, по плетению лаптей. Каково было их изумление! Ведь для них лапти были сопоставимы только с древнерусской историей. Даже десять прочитанных учебников истории не дали бы им возможности прочувствовать все тяготы войны так, как это сделал всего лишь один документ.
Прикосновение (в прямом и переносном смысле) к подлинным документам, десятилетия хранящихся на стеллажах архивных учреждений, несущих многоплановую информацию: от содержания, до стиля и грамотности исполнения, качества бумаги (например, в связи с проблемой нехватки бумаги в Челябинской губернии в 1920-е гг. записи в учреждениях велись на … чайных этикетках (!), которых после проведения национализации чаеразвесочных фабрик города оказалось предостаточно) вызывает несомненный интерес у школьников, имеет колоссальный воспитательный эффект.
Архивы на современном этапе играют значительную роль в развитии исторической науки и краеведения. В Челябинской области для работы архивной службы созданы благоприятные условия, в конце 1990-х гг. областной архив получил новое, современное здание, ставшее украшением центра города. Работники архивов ведут большую просветительную работу: регулярно проводят конференции, в том числе и с приглашением студентов и школьников, снимают видеофильмы и сюжеты для телевидения, проводят экскурсии для школьников, активно занимаются издательской деятельностью [1]. После процесса “открытия архивов”, который произошел в 1990-е гг. документы архивов стали доступными не только для специалистов, но и для всех интересующихся прошлым своей страны, края.
Безусловно, вышеизложенное не означает, что каждый школьник должен в процессе изучения школьного курса истории работать с подлинными архивными документами. Это, конечно, излишне и пpaктически невозможно. Во-первых, архивы, как научные учреждения не готовы принять такую массу школьников, да и методы работы с бесценными материалами архивов пока остаются прежними: исследователи работают в читальных залах с подлинниками, работа с документом через монитор пока не пpaктикуется, по крайней мере, в челябинских архивах, что влияет на сохранность документов. Во-вторых, должен соблюдаться принцип личного интереса школьника, а значит, его добровольного участия в подобного вида деятельности. Большинству старшеклассников достаточно иметь представление о работе архивной службы, что можно сделать путем организации экскурсии в архив, а также учиться анализировать исторические источники на пpaктических занятиях в рамках уроков истории.
Рассмотрим некоторые формы использования архивных документов в процессе преподавания новейшей истории в общеобразовательной школе.
1. Использование архивных документов ОГАЧО на уроках для конкретизации общероссийской истории.
Следует отметить, что документы, рассказывающие о жизни людей в нашем крае, более понятны и близки учащимся, чем отвлеченное изучение исторических событий. В целом, документы областного архива позволяют конкретизировать, а также сделать нагляднее и доступнее изучение общероссийской истории. Учитель может применять подборки архивных материалов ОГАЧО на уроках истории России при изучении многих тем, особенно там, где Южный Урал сыграл не последнюю роль в развитии событий в целом по стране.
Так, при изучении темы “Первая российская революция 1905 – 1907 гг.”, школьники могут познакомиться с конкретными требованиями бастующих уральских рабочих, что позволит им лучше усвоить вопрос о причинах революции. При изучении темы “Революция 1917 г.” школьникам представляются документы различных органов власти, сформировавшихся на Южном Урале – от Комитетов общественной безопасности, Комитетов спасения революции до Советов рабочих и солдатских депутатов, что дает возможность четче представить сложившийся в стране кризис власти. Для лучшего уяснения позиций представителей белого и красного движения, при изучении темы “Гражданская война и её последствия” учащиеся могут рассмотреть в сравнении листовки, приказы о мобилизации, постановления принятые той и другой противоборствующей стороной.
Большое значение имеет рассмотрение архивных документов в вопросе о методах проведения сталинской модернизации страны. Как известно, Урал, в ходе реализации этой политики, стал одним из важнейших индустриальных регионов. Школьникам предлагается ряд документов о методах и формах организации грандиозного строительства Магнитогорского металлургического комбината, Челябинского тpaкторного завода, Челябинского электрометаллургического завода и других объектов первых пятилеток. Интерес школьников, как правило, вызывают документы об организации труда строителей (обязательства по соцсоревнованию, агитационные плакаты и т.п.) и об их повседневной жизни (быт, питание, жилье, общение, отдых, получение образования, как общего, так и профессионального и т.п.).
Не обойтись без использования документов архива и для раскрытия темы “Тыл в годы Великой Отечественной войны”. Документы о городе Челябинске, который во всей стране был известен как легендарный “Танкоград”, как нельзя лучше помогают школьникам выяснить то, как была организована эвакуация людей и предприятий на восток страны, какую продукцию выпускали труженики Урала, каков был их быт, каковы были проблемы. На сегодняшний день рассекречены архивные документы, позволяющие восстановить “историческое равновесие” в знаниях об этом периоде.
Исходя из опыта работы, заметим, что конкретизация общеисторических представлений на местных документальных материалах интересна большинству старшеклассников, вне зависимости от выбранного ими профиля обучения. Происходит это, прежде всего потому, что многие события приближены к школьникам через историю своей семьи, поэтому не могут быть им неинтересны.
2. Организация пpaктической работы с документами (уроки-пpaктикумы).
Следует отметить, что архивные материалы можно использовать на школьных уроках не только в качестве дополнительного, конкретизирующего общероссийские события материала, но и их изучение может стать основой построения уроков. Самый эффективный вид работы с документами можно организовать через пpaктические занятия, разработав к ним вопросы и задания. Например, по темам: “Повседневная жизнь на Урале в начале ХХ века”, “Методы проведения индустриализации и коллективизации в СССР на примере Южного Урала”, “Трудовые будни Танкограда” и другим.
Пpaктические занятия целесообразно организовывать, прежде всего, на уроках в классах гуманитарного профиля. Логичным является и проведение пpaктикумов в раскрытии тем, обозначенных в областном базисном учебном плане как уроки реализации регионального национально-этнического компонента.
Проведение пpaктикумов со старшеклассниками позволяет развивать у них в ходе изучения документов, аналитические, исследовательские навыки, а также умение оценивать исторические события, выpaбатывать и отстаивать собственные суждения, нередко позволяет формировать навыки ведения дискуссии. Для проведения пpaктических занятий в школе разработаны памятки по изучению источников и сформированы комплекты документов по различным периодам новейшей истории. В комплекты входят как опубликованные документы (например, в сборниках, хрестоматиях, журналах), так и собранные учащимися школы в процессе работы в ОГАЧО за период с 1995 по 2006 год. Документы подшиты в тематические папки, снабжены вопросами и заданиями, а также справочными и сопроводительными материалами. Комплекты составляют не менее пятнадцати экземпляров по отдельной теме для использования в виде раздаточного материала на уроке.
Обращение к подлинным документам в ходе проведения пpaктикумов позволяет обучающимся увидеть детали исторического процесса, сформировать собственное мнение на развитие исторических событий, сопоставив его с точкой зрения профессиональных историков, выраженной в учебных пособиях.
3. Использование архивных документов в процессе преподавания элективных курсов.
В связи с проведением эксперимента по переходу к профильному обучению в старшей школе, важная роль отводится преподаванию элективных курсов. Среди многочисленных курсов, предлагаемых старшеклассникам, выбравшим гуманитарный профиль, в течение многих лет остаются популярными курсы “Источниковедение” (35 часов), “Архивное дело” (35 часов), “История Южного Урала с организацией исследовательской деятельности учащихся” (70 часов), посещая которые все заинтересовавшиеся работой с подлинными документами могут развить свои знания и навыки в этом вопросе. На занятиях курсов “Источниковедение” и “Архивное дело” старшеклассники-гуманитарии подробно знакомятся с классификацией исторических источников, организацией архивного дела в стране и в Челябинской области. Пpaктическая направленность курсов позволяет развивать навыки и умения работы старшеклассников с источниками, в том числе с архивными документами.
В процессе изучения элективного курса “История Южного Урала с организацией исследовательской деятельности учащихся” учащиеся наряду с получением основательных знаний по истории своего края, по теории исследовательской деятельности, овладевают пpaктическими умениями и навыками исследовательской работы. Значительную роль в этом процессе играет умение анализировать архивные документы.
4. Архивные документы в деятельности исторической и краеведческой секций НОУ.
Особую роль играют документы ОГАЧО для деятельности старшеклассников, занимающихся в исторической и краеведческой секциях школьного Научного общества учащихся, активно действующего с 1994 года. Архивные материалы, как правило, являются основой в проведении исследования какой-либо проблемы. Работа с подлинными архивными документами увлекает и завораживает ребят. Опыт показывает, что старшеклассники способны овладевать методикой проведения исследования и даже вносить новые знания в историю своего края. За десять лет существования в нашей школе краеведческой секции Научного общества учащихся было выполнено более пятидесяти исследовательских работ разнообразной тематики:
- Антипин Н. “Южноуральцы в годы русско-японской войны 1904–1905 гг.” (1-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2004); 1-е место на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2004–2005), 1-е место и медаль имени Галуа на всероссийском конкурсе “Первые шаги” (2005) и др.);
- Юшков Д. “Вклад предпринимателя В.М.Колбина в изменение уклада жизни и быта жителей г. Челябинска в конце Х1Х – начале ХХ века” (3-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2005); 1-е место на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2004) и др.);
- Валиахметов И. “Новые подходы к освещению белочешского мятежа на Урале. 1918–1919 гг.” (грамота за лучшие архивные материалы на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2004), 1-е место на районной конференции НОУ (2005) и др.);
- Краева Е. “Образ южноуральского нэпмана. 1921–1928 гг.” (2-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2007), грамота за лучшие архивные материалы на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2007), 1-е место на региональной конференции “Интеллектуалы ХХI века” (2007) и др.);
- Витушкина Д. “Методы антирелигиозной деятельности большевиков на Урале в 1920–1930-е гг.” (грамота за лучшие архивные материалы на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2004), специальная грамота Русского национального культурного центра г.Челябинска и др.);
- Бородулина В. “Женский вопрос в 1920–1930-е гг.” (1-е место на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2005) и др.);
- Малышева Е. “Жизнь южноуральских крестьян в 1920–1930-е гг. (на примере Увельского района Троицкого округа Уральской области) по протоколам партийных чисток и свидетельствам очевидцев” (3-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2006), грамота за лучшие архивные материалы на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2006), 1-е место на региональной конференции “Интеллектуалы ХХ1 века” (2006) и др.);
- Степанов Д. “Донос как способ взаимоотношений человека с властью. 1920–1940-е гг.” (1-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2003), грамота за лучшие архивные материалы на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2003), 1-е место и медаль имени Галуа на всероссийском конкурсе “Первые шаги” (2003), 1-е место на областной конференции НОУ (2003) и др.);
- Брагин А. “Трудности процесса эвакуации в годы Великой Отечественной войны на примере Челябинской области” (1-е место на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2003) и др.);
- Буркова Е., Аксенова Н. “Военнопленные германской армии на Урале. 1942 – 1955 гг.” (2-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2001), 1-е место на областной конференции НОУ (2001) и др.)
- Павлов Р. “Быт солдат Афганской войны. 1979– 989 гг.” (1-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2005), 1-е место на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2005), 2-е место на всероссийском конкурсе “Первые шаги” (2005), 1-е место на областной конференции НОУ (2005) и др.) и многие другие работы.
Все указанные исследования выполнены на основе подлинных архивных материалов. Юные исследователи не боятся браться за изучение проблемных вопросов уральской истории. Школа признательна специалистам ОГАЧО, без чьих советов учащимся сложно было бы ориентироваться в мире документов. Авторы работ получили высокую оценку, как на региональном, так и на всероссийском, а некоторые работы и на международном уровнях. Но, главное – не победы на конкурсах. Главное – это то, что через документ, через пpaктику работы с источником, старшеклассники овладевают навыками исследовательской деятельности и, как результат, осознанно выбирают себе специальность. Все авторы указанных ранее работ стали студентами исторических и политологических факультетов различных высших учебных заведений, что подчеркивает высокую результативность подобной деятельности. В целом, за период 1995–2006 годов, 43 выпускника школы продолжил обучение на исторических факультетах городских университетов (ЧелГУ, ЮУрГУ, ЧГПУ).
Накопленные школой в процессе работы архивные материалы позволили выпустить учебное пособие по истории Южного Урала для 9-х классов [2], рекомендованное для изучения в школах Челябинской области и на сегодняшний день позволяют подготовить издание хрестоматии по истории ХХ – начала ХХI века для школьников Южного Урала с соответствующим методическим и справочным аппаратом. Надеемся, что при поддержке сотрудников ОГАЧО, преподавателей вузов, издателей данный проект будет осуществлен. Современная школа остро нуждается в подобного рода пособиях.
Примечания:
1. Челябинская область 1917–1945. Сборник документов и материалов. Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во, 1999.; Эти детские военные годы 1941–1945. Сборник документов и материалов. Ч., 2000.; Архив – хранитель времени: История архивной службы Челябинской области в документах, воспоминаниях, фотографиях / Под ред. А.П.Финадеева. Челябинск, ЧПО “Книга”, 2004. 333 с.; ил.; Объединенный государственный архив Челябинской области: путеводитель. Т.2 / Гос. ком. по делам арх. Челяб. обл., Гос. учреждение “Объед. гос. арх. Челяб. обл.”; редкол.: А.П.Финадеев (гл. ред.) и др.; сост.: М.В.Полухина (отв. сост.) и др.; науч. консультанты: А.П.Абрамовский, В.Н.Новоселов. – Челябинск: Дом печати, 2005. 630 с. и др.
2. Салмина М.С. История Южного Урала ХХ – начало ХХI века. – Челябинск: “Взгляд”, 2004.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
08 10 2024 17:15:15
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
07 10 2024 17:11:51
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
06 10 2024 18:44:14
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
05 10 2024 3:18:20
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
04 10 2024 22:52:45
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
03 10 2024 0:20:39
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
02 10 2024 12:42:52
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
01 10 2024 7:41:19
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
30 09 2024 2:34:28
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
29 09 2024 2:49:40
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
28 09 2024 2:50:13
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
27 09 2024 0:13:52
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
26 09 2024 3:26:26
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
25 09 2024 17:11:49
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
24 09 2024 10:38:29
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
23 09 2024 12:46:34
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
22 09 2024 7:40:48
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
21 09 2024 18:54:42
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
20 09 2024 10:11:44
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
19 09 2024 2:16:54
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
18 09 2024 16:53:48
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
17 09 2024 18:44:28
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
16 09 2024 1:17:37
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
15 09 2024 11:15:58
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
14 09 2024 1:54:17
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
13 09 2024 3:54:33
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
12 09 2024 5:15:22
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
11 09 2024 21:29:46
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
10 09 2024 15:19:48
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
09 09 2024 12:20:27
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
08 09 2024 21:47:34
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
07 09 2024 23:31:12
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
06 09 2024 15:14:58
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
05 09 2024 7:17:19
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
04 09 2024 10:53:57
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
03 09 2024 3:22:53
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
02 09 2024 14:46:19
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
01 09 2024 21:13:59
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
31 08 2024 18:18:54
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
30 08 2024 16:41:43
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
29 08 2024 7:45:12
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
28 08 2024 5:46:50
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
27 08 2024 3:30:48
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
26 08 2024 5:29:17
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
25 08 2024 11:47:18
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
24 08 2024 3:10:56
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
23 08 2024 1:57:29
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
22 08 2024 10:56:14
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
21 08 2024 20:58:53
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
20 08 2024 7:50:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::