Использование архивных документов новейшей истории России в школе
Работа с архивными документами, безусловно, прерогатива ученых и краеведов. Но не следует забывать о том, что интерес к прошлому зарождается, как правило, в школьные годы на уроках истории и для некоторых становится в дальнейшем профессией. Работа с подлинными источниками на уроках, элективных курсах или в рамках научного общества учащихся является самым эффективным методом развития интереса к познанию истории.
Следует заметить, что молодое поколение страны за последние десятилетия принципиально изменилось. Оно живет в условиях перехода страны на новые экономические основы, в условиях демократизации, формирования гражданского общества и правового государства. Молодые люди уже привыкли к плюрализму мнений, они стремятся найти собственное объяснение многим событиям истории и современным процессам. Кардинально изменилось и содержание курса отечественной истории наряду с методикой его преподавания.
В целом, можно отметить тот факт, что вся система информации претерпела коренные изменения. У современных школьников такое множество источников информации, какое не знали предшествующие поколения. В настоящее время они могут сопоставить сведения по истории, почерпнутые из учебников и на уроках истории, с многочисленными сведениями, получаемыми в семье, из периодической печати, радио, телевидения, Интернета и т.п.
В этих принципиально изменившихся условиях чрезвычайно усложнилась работа школьного учителя истории, перед которым ставятся важные задачи. Современное историческое образование должно служить целям консолидации общества, формирования активных его члeнов, воспитания молодежи на принципах гражданственности и патриотизма.
В настоящее время специалистами признается, что период новейшей истории России имеет особое значение в процессе преподавания курса отечественной истории в средней школе. Изучение и оценивание событий ХХ века является своеобразным мостом к пониманию современного развития нашего государства. В связи с этим, на изучение данного периода программы по истории отводят около 50% учебного времени в старшей школе.
Главной проблемой работы в этом направлении является преподавание курса в условиях множества точек зрения в исторической науке на события ХХ века, неоднозначная их тpaктовка, сохранение дискуссионности ряда вопросов новейшей истории России. Как оценивать то или иное событие школьникам, чьей точки зрения следует придерживаться, по какому учебнику целесообразнее готовиться к итоговой аттестации, когда только по истории ХХ века их выпущено около двадцати.
Что может помочь преодолеть подобные сложности в преподавании?
Методическое объединение преподавателей общественных дисциплин нашей школы ставит приоритетной задачей в преподавании курса истории опору на пpaктическую, исследовательскую деятельность обучающихся. С нашей точки зрения, важную роль в понимании происходивших в ХХ веке событий, играет обращение к подлинным документам эпохи и развитие аналитических навыков у старшеклассников. “Его Величество – ДОКУМЕНТ” – вот ключ к пониманию истории! В подтверждение этого, можно привести пример из опыта работы. Проводя со школьниками исследование о бытовых условиях спецконтингентов ЧТЗ в годы Великой Отечественной войны, ребята обнаружили среди документов Объединенного государственного архива Челябинской области (ОГАЧО) приказ директора завода И.М.Зальцмана об открытии мастерской, состоящей из трудармейцев, по плетению лаптей. Каково было их изумление! Ведь для них лапти были сопоставимы только с древнерусской историей. Даже десять прочитанных учебников истории не дали бы им возможности прочувствовать все тяготы войны так, как это сделал всего лишь один документ.
Прикосновение (в прямом и переносном смысле) к подлинным документам, десятилетия хранящихся на стеллажах архивных учреждений, несущих многоплановую информацию: от содержания, до стиля и грамотности исполнения, качества бумаги (например, в связи с проблемой нехватки бумаги в Челябинской губернии в 1920-е гг. записи в учреждениях велись на … чайных этикетках (!), которых после проведения национализации чаеразвесочных фабрик города оказалось предостаточно) вызывает несомненный интерес у школьников, имеет колоссальный воспитательный эффект.
Архивы на современном этапе играют значительную роль в развитии исторической науки и краеведения. В Челябинской области для работы архивной службы созданы благоприятные условия, в конце 1990-х гг. областной архив получил новое, современное здание, ставшее украшением центра города. Работники архивов ведут большую просветительную работу: регулярно проводят конференции, в том числе и с приглашением студентов и школьников, снимают видеофильмы и сюжеты для телевидения, проводят экскурсии для школьников, активно занимаются издательской деятельностью [1]. После процесса “открытия архивов”, который произошел в 1990-е гг. документы архивов стали доступными не только для специалистов, но и для всех интересующихся прошлым своей страны, края.
Безусловно, вышеизложенное не означает, что каждый школьник должен в процессе изучения школьного курса истории работать с подлинными архивными документами. Это, конечно, излишне и пpaктически невозможно. Во-первых, архивы, как научные учреждения не готовы принять такую массу школьников, да и методы работы с бесценными материалами архивов пока остаются прежними: исследователи работают в читальных залах с подлинниками, работа с документом через монитор пока не пpaктикуется, по крайней мере, в челябинских архивах, что влияет на сохранность документов. Во-вторых, должен соблюдаться принцип личного интереса школьника, а значит, его добровольного участия в подобного вида деятельности. Большинству старшеклассников достаточно иметь представление о работе архивной службы, что можно сделать путем организации экскурсии в архив, а также учиться анализировать исторические источники на пpaктических занятиях в рамках уроков истории.
Рассмотрим некоторые формы использования архивных документов в процессе преподавания новейшей истории в общеобразовательной школе.
1. Использование архивных документов ОГАЧО на уроках для конкретизации общероссийской истории.
Следует отметить, что документы, рассказывающие о жизни людей в нашем крае, более понятны и близки учащимся, чем отвлеченное изучение исторических событий. В целом, документы областного архива позволяют конкретизировать, а также сделать нагляднее и доступнее изучение общероссийской истории. Учитель может применять подборки архивных материалов ОГАЧО на уроках истории России при изучении многих тем, особенно там, где Южный Урал сыграл не последнюю роль в развитии событий в целом по стране.
Так, при изучении темы “Первая российская революция 1905 – 1907 гг.”, школьники могут познакомиться с конкретными требованиями бастующих уральских рабочих, что позволит им лучше усвоить вопрос о причинах революции. При изучении темы “Революция 1917 г.” школьникам представляются документы различных органов власти, сформировавшихся на Южном Урале – от Комитетов общественной безопасности, Комитетов спасения революции до Советов рабочих и солдатских депутатов, что дает возможность четче представить сложившийся в стране кризис власти. Для лучшего уяснения позиций представителей белого и красного движения, при изучении темы “Гражданская война и её последствия” учащиеся могут рассмотреть в сравнении листовки, приказы о мобилизации, постановления принятые той и другой противоборствующей стороной.
Большое значение имеет рассмотрение архивных документов в вопросе о методах проведения сталинской модернизации страны. Как известно, Урал, в ходе реализации этой политики, стал одним из важнейших индустриальных регионов. Школьникам предлагается ряд документов о методах и формах организации грандиозного строительства Магнитогорского металлургического комбината, Челябинского тpaкторного завода, Челябинского электрометаллургического завода и других объектов первых пятилеток. Интерес школьников, как правило, вызывают документы об организации труда строителей (обязательства по соцсоревнованию, агитационные плакаты и т.п.) и об их повседневной жизни (быт, питание, жилье, общение, отдых, получение образования, как общего, так и профессионального и т.п.).
Не обойтись без использования документов архива и для раскрытия темы “Тыл в годы Великой Отечественной войны”. Документы о городе Челябинске, который во всей стране был известен как легендарный “Танкоград”, как нельзя лучше помогают школьникам выяснить то, как была организована эвакуация людей и предприятий на восток страны, какую продукцию выпускали труженики Урала, каков был их быт, каковы были проблемы. На сегодняшний день рассекречены архивные документы, позволяющие восстановить “историческое равновесие” в знаниях об этом периоде.
Исходя из опыта работы, заметим, что конкретизация общеисторических представлений на местных документальных материалах интересна большинству старшеклассников, вне зависимости от выбранного ими профиля обучения. Происходит это, прежде всего потому, что многие события приближены к школьникам через историю своей семьи, поэтому не могут быть им неинтересны.
2. Организация пpaктической работы с документами (уроки-пpaктикумы).
Следует отметить, что архивные материалы можно использовать на школьных уроках не только в качестве дополнительного, конкретизирующего общероссийские события материала, но и их изучение может стать основой построения уроков. Самый эффективный вид работы с документами можно организовать через пpaктические занятия, разработав к ним вопросы и задания. Например, по темам: “Повседневная жизнь на Урале в начале ХХ века”, “Методы проведения индустриализации и коллективизации в СССР на примере Южного Урала”, “Трудовые будни Танкограда” и другим.
Пpaктические занятия целесообразно организовывать, прежде всего, на уроках в классах гуманитарного профиля. Логичным является и проведение пpaктикумов в раскрытии тем, обозначенных в областном базисном учебном плане как уроки реализации регионального национально-этнического компонента.
Проведение пpaктикумов со старшеклассниками позволяет развивать у них в ходе изучения документов, аналитические, исследовательские навыки, а также умение оценивать исторические события, выpaбатывать и отстаивать собственные суждения, нередко позволяет формировать навыки ведения дискуссии. Для проведения пpaктических занятий в школе разработаны памятки по изучению источников и сформированы комплекты документов по различным периодам новейшей истории. В комплекты входят как опубликованные документы (например, в сборниках, хрестоматиях, журналах), так и собранные учащимися школы в процессе работы в ОГАЧО за период с 1995 по 2006 год. Документы подшиты в тематические папки, снабжены вопросами и заданиями, а также справочными и сопроводительными материалами. Комплекты составляют не менее пятнадцати экземпляров по отдельной теме для использования в виде раздаточного материала на уроке.
Обращение к подлинным документам в ходе проведения пpaктикумов позволяет обучающимся увидеть детали исторического процесса, сформировать собственное мнение на развитие исторических событий, сопоставив его с точкой зрения профессиональных историков, выраженной в учебных пособиях.
3. Использование архивных документов в процессе преподавания элективных курсов.
В связи с проведением эксперимента по переходу к профильному обучению в старшей школе, важная роль отводится преподаванию элективных курсов. Среди многочисленных курсов, предлагаемых старшеклассникам, выбравшим гуманитарный профиль, в течение многих лет остаются популярными курсы “Источниковедение” (35 часов), “Архивное дело” (35 часов), “История Южного Урала с организацией исследовательской деятельности учащихся” (70 часов), посещая которые все заинтересовавшиеся работой с подлинными документами могут развить свои знания и навыки в этом вопросе. На занятиях курсов “Источниковедение” и “Архивное дело” старшеклассники-гуманитарии подробно знакомятся с классификацией исторических источников, организацией архивного дела в стране и в Челябинской области. Пpaктическая направленность курсов позволяет развивать навыки и умения работы старшеклассников с источниками, в том числе с архивными документами.
В процессе изучения элективного курса “История Южного Урала с организацией исследовательской деятельности учащихся” учащиеся наряду с получением основательных знаний по истории своего края, по теории исследовательской деятельности, овладевают пpaктическими умениями и навыками исследовательской работы. Значительную роль в этом процессе играет умение анализировать архивные документы.
4. Архивные документы в деятельности исторической и краеведческой секций НОУ.
Особую роль играют документы ОГАЧО для деятельности старшеклассников, занимающихся в исторической и краеведческой секциях школьного Научного общества учащихся, активно действующего с 1994 года. Архивные материалы, как правило, являются основой в проведении исследования какой-либо проблемы. Работа с подлинными архивными документами увлекает и завораживает ребят. Опыт показывает, что старшеклассники способны овладевать методикой проведения исследования и даже вносить новые знания в историю своего края. За десять лет существования в нашей школе краеведческой секции Научного общества учащихся было выполнено более пятидесяти исследовательских работ разнообразной тематики:
- Антипин Н. “Южноуральцы в годы русско-японской войны 1904–1905 гг.” (1-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2004); 1-е место на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2004–2005), 1-е место и медаль имени Галуа на всероссийском конкурсе “Первые шаги” (2005) и др.);
- Юшков Д. “Вклад предпринимателя В.М.Колбина в изменение уклада жизни и быта жителей г. Челябинска в конце Х1Х – начале ХХ века” (3-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2005); 1-е место на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2004) и др.);
- Валиахметов И. “Новые подходы к освещению белочешского мятежа на Урале. 1918–1919 гг.” (грамота за лучшие архивные материалы на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2004), 1-е место на районной конференции НОУ (2005) и др.);
- Краева Е. “Образ южноуральского нэпмана. 1921–1928 гг.” (2-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2007), грамота за лучшие архивные материалы на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2007), 1-е место на региональной конференции “Интеллектуалы ХХI века” (2007) и др.);
- Витушкина Д. “Методы антирелигиозной деятельности большевиков на Урале в 1920–1930-е гг.” (грамота за лучшие архивные материалы на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2004), специальная грамота Русского национального культурного центра г.Челябинска и др.);
- Бородулина В. “Женский вопрос в 1920–1930-е гг.” (1-е место на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2005) и др.);
- Малышева Е. “Жизнь южноуральских крестьян в 1920–1930-е гг. (на примере Увельского района Троицкого округа Уральской области) по протоколам партийных чисток и свидетельствам очевидцев” (3-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2006), грамота за лучшие архивные материалы на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2006), 1-е место на региональной конференции “Интеллектуалы ХХ1 века” (2006) и др.);
- Степанов Д. “Донос как способ взаимоотношений человека с властью. 1920–1940-е гг.” (1-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2003), грамота за лучшие архивные материалы на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2003), 1-е место и медаль имени Галуа на всероссийском конкурсе “Первые шаги” (2003), 1-е место на областной конференции НОУ (2003) и др.);
- Брагин А. “Трудности процесса эвакуации в годы Великой Отечественной войны на примере Челябинской области” (1-е место на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2003) и др.);
- Буркова Е., Аксенова Н. “Военнопленные германской армии на Урале. 1942 – 1955 гг.” (2-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2001), 1-е место на областной конференции НОУ (2001) и др.)
- Павлов Р. “Быт солдат Афганской войны. 1979– 989 гг.” (1-е место на всероссийском конкурсе “Человек в истории. Россия – ХХ век” (2005), 1-е место на всероссийских юношеских чтениях имени В.И.Вернадского (2005), 2-е место на всероссийском конкурсе “Первые шаги” (2005), 1-е место на областной конференции НОУ (2005) и др.) и многие другие работы.
Все указанные исследования выполнены на основе подлинных архивных материалов. Юные исследователи не боятся браться за изучение проблемных вопросов уральской истории. Школа признательна специалистам ОГАЧО, без чьих советов учащимся сложно было бы ориентироваться в мире документов. Авторы работ получили высокую оценку, как на региональном, так и на всероссийском, а некоторые работы и на международном уровнях. Но, главное – не победы на конкурсах. Главное – это то, что через документ, через пpaктику работы с источником, старшеклассники овладевают навыками исследовательской деятельности и, как результат, осознанно выбирают себе специальность. Все авторы указанных ранее работ стали студентами исторических и политологических факультетов различных высших учебных заведений, что подчеркивает высокую результативность подобной деятельности. В целом, за период 1995–2006 годов, 43 выпускника школы продолжил обучение на исторических факультетах городских университетов (ЧелГУ, ЮУрГУ, ЧГПУ).
Накопленные школой в процессе работы архивные материалы позволили выпустить учебное пособие по истории Южного Урала для 9-х классов [2], рекомендованное для изучения в школах Челябинской области и на сегодняшний день позволяют подготовить издание хрестоматии по истории ХХ – начала ХХI века для школьников Южного Урала с соответствующим методическим и справочным аппаратом. Надеемся, что при поддержке сотрудников ОГАЧО, преподавателей вузов, издателей данный проект будет осуществлен. Современная школа остро нуждается в подобного рода пособиях.
Примечания:
1. Челябинская область 1917–1945. Сборник документов и материалов. Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во, 1999.; Эти детские военные годы 1941–1945. Сборник документов и материалов. Ч., 2000.; Архив – хранитель времени: История архивной службы Челябинской области в документах, воспоминаниях, фотографиях / Под ред. А.П.Финадеева. Челябинск, ЧПО “Книга”, 2004. 333 с.; ил.; Объединенный государственный архив Челябинской области: путеводитель. Т.2 / Гос. ком. по делам арх. Челяб. обл., Гос. учреждение “Объед. гос. арх. Челяб. обл.”; редкол.: А.П.Финадеев (гл. ред.) и др.; сост.: М.В.Полухина (отв. сост.) и др.; науч. консультанты: А.П.Абрамовский, В.Н.Новоселов. – Челябинск: Дом печати, 2005. 630 с. и др.
2. Салмина М.С. История Южного Урала ХХ – начало ХХI века. – Челябинск: “Взгляд”, 2004.
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
27 05 2023 17:24:12
Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....
26 05 2023 23:51:42
Урок проводится в 11-м классе в качестве итогового по теме «Вторая мировая война». Данный урок - итог долгосрочного интегрированного проекта совместно с учителями английского и немецкого языков, а также с учителем информатики. На уроках иностранного языка учащимся предлагалось 10 плакатов США или Германии (в зависимости от изучаемого языка), которые необходимо было перевести и проанализировать....
25 05 2023 13:51:59
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
24 05 2023 20:44:25
Урок права, посвященный формированию компетенций учащихся в вопросах бpaка и семьи.
...
23 05 2023 10:41:59
В ходе урока доказывается, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Киевской Руси в XII веке. Подчеркивается значение деятельности Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; раскрывается сущность «Русской Правды»....
22 05 2023 1:52:16
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
21 05 2023 16:13:10
Осенью 2010 года г. Ярославль праздновал 1000-летие. Данная работа представляет собой викторину в форме популярной телеигры, которая призвана проверить знания обучающихся о современном облике города. Игра может представлять интерес не только для ярославцев, но и для всех интересующихся его историей. Каждый тур состоит из трёх тем по четыре вопроса. В финале возможен выбор одного из четырех предложенных вопросов....
20 05 2023 23:19:10
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
19 05 2023 23:53:56

Представленный материал представлен в виде путевого очерка. Автор предлагает обратить свой взор к историческим истокам родного города, бережно передаваемых от поколения к поколению. Ведь они богаты и многогранны. Рассматриваются разделы «Происхождение названия города», «Древние жители Приокской долины», «Легенды и предания», «Исторические источники», «Ямщик, лошадь и верстовой столб»....
18 05 2023 3:14:51
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий.
...
17 05 2023 15:52:16
Урок истории с использованием методов и приёмов личностно-ориентированного подхода: работа в парах, диспут, тестирование. Задачи урока: развитие в детях творческой активности, любознательности, инициативности, самостоятельности. На уроке, в результате повторения основных этапов правления Петра I и Екатерины II, раскрывается вопрос об их значимости и величии....
16 05 2023 18:42:53
Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме «Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....
15 05 2023 17:53:34

Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....
14 05 2023 1:52:54
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся.
...
13 05 2023 1:29:18
Интегрированный урок истории и литературы, на котором учащиеся должны понять главные особенности антикрепостнического этапа революционного движения в России, выяснить истоки формирования идейных взглядов будущих декабристов, а также узнать о вкладе декабристов в социально-экономическую, культурную жизнь якутского народа в годы их ссылки в Якутии....
12 05 2023 3:23:54
Урок в форме маршрутной игры с целью активизировать известные школьникам знания по истории Древней Греции учит их совмещать знания, полученные из книг, с информацией из других современных источников. Урок воспитывает у учащихся чувство патриотизма на примере героев поэмы «Одиссея»....
11 05 2023 21:21:41
Исполнилось 25 лет падения Берлинской стены в Германии. На открытом мероприятии мы говорили с учащимися об уроках Берлинской стены. Разрушение символа «холодной войны» стало одним из важных событий ХХ века....
10 05 2023 17:43:19
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
09 05 2023 8:41:31
Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации.
В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх.
...
08 05 2023 10:18:48
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
07 05 2023 14:20:32
На уроке рассматривается сложный период в истории России – с 1917 по 1920 гг. Гражданская война....
06 05 2023 10:56:12
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
05 05 2023 22:59:25
Урок по теме «Столетняя война» проводится в курсе истории Средних веков. Поскольку количество часов на изучение данной темы сокращено до одного урока, а материал очень большой, то на уроке предполагается использование рабочих листов. Данные записи учащиеся затем вкладывают в свои рабочие тетради. На уроке также применяется компьютерный учебник по всеобщей истории и презентация.
...
04 05 2023 17:36:36

Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....
03 05 2023 3:47:24
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски.
...
02 05 2023 1:35:15
План-конспект урока в 9-м классе, знакомящего с МГП, его основными нормами. На уроке объясняются такие понятия, как МГП, жертвы войны; термины: военные преступления, рассматривается роль МГП в урегулировании вооружённых конфликтов....
01 05 2023 5:45:49
Урок включает в себя освещение и ролевое проживание исторического события. Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей изучаемого периода, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
30 04 2023 21:51:47
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
29 04 2023 22:17:42
Урок призван сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI века, выяснить разновидности мечетей, раскрыть значение архитектуры мечетей и шамаиля в истории развития татарской культуры....
28 04 2023 11:27:24
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
27 04 2023 7:36:11
Урок «Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....
26 04 2023 21:14:37
Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....
25 04 2023 21:24:43
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
24 04 2023 20:49:47
Разработка урока по праву для 11-го класса к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Изучение темы рассчитано на два академических часа, при этом предпочтителен вариант спаренных часов. Важнейшую роль в просвещении в области прав человека по-прежнему играют школьные уроки, которые закладывают базу правовой культуры у будущих члeнов гражданского общества правового российского государства.
...
23 04 2023 17:18:36
Урок предназначен для изучения истории мира вещей, которые нас окружают в повседневной жизни. Тема урока способствует развитию учебно-исследовательских умений учащихся через работу с дополнительным материалом к уроку....
22 04 2023 16:38:40

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
21 04 2023 7:46:14
Урок-игра для учащихся 7-го класса. Материал можно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний по истории Отечества XVII–XVIII веков или в ходе декады истории....
20 04 2023 7:41:36
Программа факультативного курса "Введение в краеведение. История Шарангского района" является основой изучения прошлого малой родины, включает содержательные ориентиры преподавания, методические приёмы, список источников и литературы. Учащиеся знакомятся с деятельностью многих поколений жителей края через изучение различных сфер общественной жизни в их единстве – техника, развитие культуры и образования, военная история, деятельность органов государственной власти и управления в крае....
19 04 2023 2:45:53

Цель урока – познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней
Индии. Продолжить формирование умений работать с исторической картой, сравнивать природные условия разных стран, работать с историческим источником, составлять рассказ....
18 04 2023 21:28:22
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
17 04 2023 10:17:58
Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно.
...
16 04 2023 19:51:38
Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов "Ты сам отвечаешь за всё"....
15 04 2023 0:55:55

«Терминологический тест-тренажер по истории» предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы. В нем представлены основные термины и понятия курса истории России с древнейших времен до конца XVI века. Может быть использован учащимися при подготовке к урокам, для самостоятельной работы на уроке, а также при проведении итогового повторения по истории России в 6-м классе....
14 04 2023 23:42:15
Цели урока: ознакомление учащихся с переводческим и ранним творчеством (германским периодом) Ф.И. Тютчева, великого русского поэта....
13 04 2023 20:55:34
Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности.
...
12 04 2023 23:40:46
Урок для 5-го класса по всеобщей истории, посвященный культуре Древнего мира, строится по традиционной схеме урока-презентации, разработан в соответствии с современными требованиями к уроку. Проводится в форме интеллектуальной игры с использованием приемов сравнения, обобщения, противопоставления; индивидуальной и коллективной (в группах) форм работы, возможности выбора учащимся подходящего для него вида деятельности.
...
11 04 2023 20:22:43
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
10 04 2023 23:26:31
Компетентностный подход ведёт ребят к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Представление об изучаемой эпохе, её анализ, дискуссия по проблеме позволяют ученику иметь собственную точку зрения, занять активную гражданскую позицию. Аргументация мнения, умение слушать и осмысливать материал формируют навык конструктивного и толерантного общения....
09 04 2023 10:28:12
Урок по новой истории в 8-м классе на тему «Признаки империализма» помогает выяснить причины, процесс и последствия образования монополий; развивать навыков у учащихся работы по опopным схемам; раскрыть значение новых понятий к теме с помощью опopных схем....
08 04 2023 8:46:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::