Разработка урока по истории России "Политическая раздробленность русских земель в XII—XIII веках" в 10-м классе
Цель урока: сравнить развитие русских земель XII-XIII вв в условиях феодальной раздробленности, выявить сходство и различие.
Задачи урока:
- показать факторы, определявшие развитие русских земель в XII-XIII вв.
- выделить особенности модели политического развития русских земель в XII-XIII вв
- продолжить формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы, давать свою аргументированную оценку изучаемых событий и явлений; работать в группе.
- на примере отдельных княжеств показать превосходство демократической формы правления над аристократической (монархической).
Оборудование урока:
- раздаточный материал,
- контурные карты “Феодальная раздробленность русских земель в XII-XIII вв”.
- настенная карта “Древнерусское государство IX-IX в”.
- настенная карта “Русские княжества в XII и начале XIII в”.
- таблица “Русские княжества в XII и начале XIII в”.
Вопросы | Киевское княжество | Великий Новгород | Галицко-Волынское княжество | Владимиро-Суздальское княжество |
Местоположение | ||||
Занятия | ||||
Отношения князей и бояр | ||||
Организация власти | ||||
Отношения с соседями |
Литература:
- А.Н.Сахаров, В.И.Буганов “История России с древнейших времен до конца XVII в.”;
- В.И.Буганов, П.Н.Зырянов “История России, конец XVII-XIX в ”
- Рыбаков Б.А. “Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.”
- Горский А.А. “Русские земли в XIII-XV вв.: пути политического развития”
№ этапа урока | Цели этапа | Работа по достижению цели | Результат | ||||
Мотивационная беседа (2-3 мин) |
В процессе работы вы должны
усвоить: 1) причины феодальной раздробленности на Руси; 2) отличительные черты и сходство в развитии русских земель в XII – XIII вв. на примере Южной, Юго – Западной, Северо – Восточной и Северо – Западной Руси); 3) определить влияние феодальной раздробленности на дальнейшее развитие русского государства. Вы должны научиться и закрепить следующее умения и навыки: 1) рационально использовать время; 2) осуществлять взаимо – и самоконтроль; 3) уметь соотносить результат своей работы с поставленными целями; 4) использовать различные источники для получения знаний; 5) умение сравнивать, обобщать, делать выводы; 6) умение устанавливать логические связи между событиями; 7) умение работать с картой и сравнительной таблицей. |
Известный академик Б.Рыбаков
определил период в истории Киевской Руси,
датируемый XII – XIII вв. так: “Киевская Русь была
зерном, из которого вырос колос, насчитывающий
несколько зерен – княжеств”. Мы называем этот период феодальной раздробленностью. Он же считает, что феодальная раздробленность на Руси – это процесс закономерный и относительно прогрессивный. Прав ли академик Б.Рыбаков, давая такую оценку феодальной раздробленности на Руси? Для работы вам будет выдан оценочный лист, где будет проставляться оценка за работу на каждом этапе урока (см. Приложение № 1) |
Ответить на этот вопрос вы
сможете в конце урока, тема которого: “Русские княжества в XII – XIII вв”. (запись темы урока в тетради) |
||||
Входной контроль. (7 – 8 минут). |
В ходе выполнения работы вы
должны: 1) вспомнить материал прошлых уроков; 2) ответь на вопросы теста; 3) свериться с ключом. |
1. Вотчина – это
2. Натуральное хозяйство – это
3. Развитие феодальных отношений:
4. Где и когда был провозглашен принцип княжеских взаимоотношений: “каждый держит отчину свою”:
5. Порядок престолонасле-дия на Руси до XII в.:
6. В результате Любечского съезда:
7. Началом обособления русских земель считают:
|
Самоконтроль (оценку в оценочный лист выставляете сами) Ключ
- сверяем с ключом - самопроверка - выставление оценок выставление оценок в контрольный лист “5”-7 баллов “4”-5-6 баллов “3”-4 балла “2”-меньше 4 баллов |
||||
Причины феодальной
раздробленности (7 – 8 минут). |
В процессе работы вы должны: 1) дать определение феодальной раздробленности; 2) причины феодальной раздробленности. Используем материал: Сахаров, Буганов параграф 13 (стр. 107-109); параграф 14 (стр. 109-111) Кацва стр. 74-76. Карты: доска; учебник; раздаточная карта “Киевская Русь в IX веке”. |
Феодальная раздробленность –
это обособление русских земель в XII – XIII веках. Сравните две карты Что видим? Почему это произошло? Называем причины феодальной раздробленности: 1. Развитие феодальных отношений: - вотчины; - натуральное хозяйство; - зависимые крестьяне. 2. Междоусобицы; 3. Закон о престолонаследии; 4. Право иммунитета; 5. Борьба с кочевниками; 6. Падение роли Киева. |
Работа в парах Записи в тетрадях Фиксируем в тетрадях Взаимный контроль в парах Оценки друг другу в оценочный лист |
||||
Хаpaктеристика русских княжеств. (30-35 минут) |
В ходе работы в группе вы
должны: 1) познакомиться с наиболее известными русскими землями; 2) увидеть их сходство и отличительные черты. 1 группа Юг Руси карта стр. 112 Сахаров, Буганов стр. 113-117 Кацва стр. 88-89 2 группа Юго-Западная Русь карта стр. 112 Сахаров, Буганов стр.117-121 Кацва стр. 85-87 3 группа Северо-Восточная Русь карта стр. 112 Сахаров, Буганов параграф 16 Кацва стр. 77-84 4 группа Северо-Западная Русь карта стр. 112 Сахаров, Буганов стр. 121-124 Кацва стр. 90-97 дополнительный материал |
- Распределите, кто с какими
источниками будет работать; Вариант I Представьте, что вы историки, нашедшие в архиве летописные описания русских земель XII-XIII веков. Составьте отчет о своей работе по плану: 1. местоположение, природные условия; 2. занятия жителей; 3. социальные группы; 4. управление; 5. роль князя; 6. отношения с соседями; 7. известные князья. Вариант II Представьте, что вы правители этих земель и вам надо доказать, что ваша земля является особенной по сравнению с другими Через 30 минут вы предоставляете отчет по своему княжеству, другие группы в ходе отчета заполняют свои таблицы. Теперь выделим общие и отличительные черты русских земель. Таким образом, Киевская Русь распалась на 15 обособленных земель, которые представляли собой федерацию. Номинально киевский князь оставался главой государства. Отношения между князьями регулировались соглашениями, общими оставались религия и культура, но раздробленность ослабила обороноспособность государства. В политическом отношении русские земли представляли собой: феодальные монархии и феодальные республики. |
Работа в группах Таблица в тетрадях Заполненная таблица Вывод по таблице: общие и особенные черты Оценку выставляет группа в оценочный лист |
||||
Последствия феодальной
раздробленности и её оценка. (15 мин) |
В ходе групповой работы вам
необходимо: 1) выявить “плюсы” и “минусы” влияния феодальной раздробленности на развитие Киевской Руси, опираясь на изученный материал. Сахаров, Буганов, параграф 14, стр. 111-113 |
“плюсы”: - развитие хозяйства; - развитие культуры; - сохранение единого языка, религии; - сохранение великокняжеской власти. “минусы”: - усобицы; - конфликты между боярами и князьями; - дробление княжеских владений между наследниками; - ослабление обороноспособности и политического единства страны. Возвращение к вопросу, поставленному в начале урока. |
Работа в группах Запись в тетрадях Слушаем ответы Группа оценивает, выставляет оценки. |
||||
Таким образом, феодальная
раздробленность показала, что это процесс
закономерный и относительно прогрессивный;
|
|||||||
Выходной контроль. (15-20 мин) |
Проверка усвоения основных вопросов темы | 1) Что мешало, а что помогало
установлению феодальной раздробленности: а) дружина существовала за счет дани и полюдья; б) дружинники получали во владение землю; в) установлен порядок продвижения князей к Киевскому престолу; г) князья нарушали установленный порядок; д) господство натурального хозяйства; е) во всех землях действовал закон “Русская правда”. 2) Перечислите самые известные русские земли и отметьте их на карте. 3) Почему князья боролись с боярами? 4) Почему феодальная раздробленность это закономерный, относительно прогрессивный период в истории Руси? 5) В чем главное отличие Новгородской земли от других русских земель? 6) Каковы, на ваш взгляд, главные последствия феодальной раздробленности на Руси? |
Ключ: Мешало: а,в,е Помогало: б,г,д Работа самостоятельно Оценивает учитель |
||||
Рефлексия. (6-7 мин) |
На листочках попробуйте оценить свою работу по 10- балльной системе | 1) Как я усвоил материал?
2) Как я работал?
7-8 б.
3) Как работала группа, учебная пара?
4) Сложно ли было на уроке? В чем эта сложность? 5) Понравилась ли вам такая форма урока? Чем? |
Приложение №1
Оценочный лист ученика 10 класса ________________________________(Ф.И.)
Этап урока | Кто оценивает | Оценка (балл) |
Входной контроль | Самоконтроль | |
Причины феодальной раздробленности | Учебная пара | |
Хаpaктеристика русских княжеств | Учебная группа | |
Последствия феодальной раздробленности | Учебная группа | |
Выходной контроль | Учитель |

В ходе учебного занятия учащиеся повторяют и закрепляют знания, полученные в курсе новой истории. Урок проводится в форме игры-путешествия, в ходе которой комaнды учащихся выполняют тестовые задания, созданные с программами MyTestX и Microsoft PowerPoint....
29 06 2022 0:45:32
Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д'Арк....
28 06 2022 16:18:22
Урок истории в 6-м классе обобщает и закрепляет знания учащихся по теме "Киевская Русь", дает оценку деятельности исторических личностей данного периода истории Руси, а также
пополняет знания учащихся о личностях первых киевских князей и политике их правления.
...
27 06 2022 20:48:42
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
26 06 2022 2:27:35
Цели урока: научить учащихся применять знания о расселении племенных союзов, занятиях, управлении восточных славян; продолжить работу по формированию умений работать с текстом, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение; развивать коммуникативные умения; формировать навыки работы учащихся в группе....
25 06 2022 22:29:51
Работа-исследование по теме на основе материалов прифронтовых регионов Ярославской и Костромской областей.
...
24 06 2022 18:37:37
Цель урока: повторение и закрепление материала по теме «Россия в эпоху войн и революций", подготовка к контрольной работе; воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок....
23 06 2022 22:52:56
Урок призван сформировать представление о различных направлениях в живописи, показать идеи гражданственности, выраженные в творчестве живописцев данного периода. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы, готовят устные выступления, отражают гражданскую позицию. На уроке звучит классическая музыка XIX в., стихи....
22 06 2022 18:33:11
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
21 06 2022 20:32:31
Задачи урока: обобщение, повторение пройденного материала; осмыслить важнейшие закономерности причинно-следственных связей в истории стран Древнего Востока; развивать умения по пpaктическому использованию полученных знаний, усвоению информации по текстам учебных пособий и дополнительной литературе; учиться сопоставлять факты и делать выводы....
20 06 2022 16:34:33
На уроке происходит формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I; формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество; знакомство с историческими личностями; уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века....
19 06 2022 2:43:17
Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....
18 06 2022 11:40:46
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
17 06 2022 3:51:13
В ходе урока раскрывается понятие «Новый империализм», выделяются основные черты империализма и хаpaктерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....
16 06 2022 5:32:33
Урок построен на основе просмотра видеофильма "Спартак" К.Дугласа (1960 г.) и позволяет в нетрадиционной форме познакомить учащихся с этим ярким событием древней истории. Он выдержал проверку временем, легко повторяется и неизменно вызывает интерес учащихся. Пpaктическая цель урока - научить ребят извлекать информацию из различных исторических источников, в том числе художественных фильмов....
15 06 2022 17:19:23
Урок является заключительным в 11-м классе в цикле занятий, посвященных сталинскому времени. Он позволяет в нетрадиционной форме проверить знания детей по теме, повторить и закрепить материал, развивать умения работать в группе и индивидуально, устно и письменно, сравнивать и сопоставлять, выбирать главное, прививать интерес к изучению предмета.
...
14 06 2022 10:17:36
Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....
13 06 2022 23:50:55
Материал к уроку подобран с учетом возрастных особенностей учащихся, имеет большое воспитательное значение. <br>
Важнейшей составляющей воспитания школьника является правовое воспитание. Научить детей уважать права человека и помнить о своих обязанностях – задача современной школы. Материал представляет разработку комбинированного урока изучения нового материала и закрепления полученных знаний в ходе пpaктической работы (поиск информации в Интернете). Содержание учебного материала и формы работы рассчитаны на учащихся 9-х классов.</p>
...
12 06 2022 22:51:32
Урок проводится в 10-м классе по разделу «Российское государство во второй половине XV–XVII вв.». Проблемно-поисковый метод предполагает, прежде всего, создание проблемной ситуации, поэтому в начале урока перед учащимися поставлены проблемные вопросы. При исследовании причин и итогов опричнины Ивана Грозного применяется метод «Фишбоун», который развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы....
11 06 2022 9:17:11
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
10 06 2022 18:43:26
Представлен конспект урока в 9-м классе с использованием мультимедийной презентации. Тема занятия "Конституционное право. Основы конституционного строя России". На занятии школьники должны уяснить смысл таких понятий, как конституция, конституционное право, познакомиться с основами конституционного строя России....
09 06 2022 20:27:31
В статье раскрываются свойства и функции мультимедиа и других ТСО для расширения учебно-воспитательных возможностей урока истории, обобщенные пpaктикующим учителем истории. Представлена методика и приемы использования ТСО на уроках в 5–9-х классах с привлечением мультипликационных и художественных фильмов, презентаций, флэш-анимации, системы компьютерной диагностики. Работа интересна учителям и репетиторам.
...
08 06 2022 5:55:26
На уроке ученики работают с картой, атласами и учебником, анализируют документы, учатся соотносить исторические процессы и факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий....
07 06 2022 2:59:53
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
06 06 2022 2:46:10
Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....
05 06 2022 11:39:47
Урок истории в седьмом классе по теме «Народные движения» относится к открытым педагогическим технологиям. Он позволяет вовлечь учащихся в процесс поиска и анализа информации, что дает возможность ученикам самим добывать знания на уроке, а не быть пассивными слушателями. Сделан упор на самостоятельную работу по сбору и обработке информации, деятельность учителя носит консультативный хаpaктер.
...
04 06 2022 1:50:22
На уроке ребята работают в группах, решают кроссворд; выполняют пpaктические задания в программах Microsoft Word и Microsoft PowerPoint (составляют презентацию); работают с историческими документами и таблицами....
03 06 2022 7:28:53
Урок проводится с целью дать представление об историческом событии XIX века – Отечественной войне 1812 года; рассказать о героических личностях того времени; воспитывать патриотизм на исторических примерах.
...
02 06 2022 13:25:36

Размышления над итогами царствования Павла I помогут учащимся самостоятельно ответить на главный вопрос урока – кем же был для страны Павел – реформатором или деспотом? И какова его роль в российской истории?...
01 06 2022 16:31:11
Данный урок представляет вариант ознакомления учащихся 5-го класса с древнегреческим эпосом - "Илиадой" и "Одиссеей". Форма проведения урока способствует активизации имеющихся у учащихся знаний о древнегреческих мифах, позволяет познакомить с историческими событиями, лежащими в основе мифов о Троянской войне, с героями, воспетыми Гомером. Различные формы работы на уроке, использование презентации, раздаточного материала, аудио- и видеофрагментов, делают урок информативным, наглядным и интересным....
31 05 2022 6:38:59
Урок "Государственные реформы Петра I" предусматривает использование компьютерных технологий. Иллюстрации, используемые на уроке, позволяют создать живой образ той эпохи, анимированные схемы обеспечивают наглядную демонстрацию изменений в структуре государственного управления России в начале XVIII века, приведенные фрагменты документов конкретизируют изучаемый материал. Эффект анимации дает возможность поставить перед учащимися задачу, обсудить ее выполнение в конце урока и тут же проверить....
30 05 2022 13:45:13
Данные уроки являются началом темы «Экономический и политический расцвет греческих государств в V веке до н.э.». Цели уроков – усвоение учащимися причин греко-персидских войн; изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину. Уроки дают возможность развивать навыки работы с картой и историческими источниками.
...
29 05 2022 6:13:51
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
28 05 2022 2:44:59
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
27 05 2022 5:14:22
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов, Л.Косулина. "История России с древнейших времен до конца XVI века". 6-й класс....
26 05 2022 23:21:53
Урок обществознания для 11-го класса. В настоящее время в связи с экономическим и социальным развитием общества социальные перемещения становятся все боле частыми. Именно с этим связано такое социальное явление как маргинализация. Главным в маргинальности является то, что личность теряет принадлежность к какой-либо конкретной общности.
...
25 05 2022 18:49:35
Опрос, как правило, вызывает у учащихся наибольшие трудности, в особенности при проверке домашнего задания. Как сделать из опроса-допроса опрос-игру, увлекательное занятие? С чего начать? В первую очередь следует изменить отношение к оценке учащихся. Такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинг, количественное определение (ранжирование) в соответствии с произвольно выбранной шкалой....
24 05 2022 0:32:16
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
23 05 2022 1:31:31
Краеведческая работа направлена на изучение малой родины. В статье описаны методы и формы, новые приемы, технологии, которые, по мнению автора статьи, целесообразно применять при работе с местными материалами.
...
22 05 2022 18:16:26
В статье показаны содержание и формы работы по патриотическому воспитанию (классные часы, внеклассные мероприятия, виртуальные экскурсии, конференции и т.д.). На примере военных событий 1812 года на территории Калужского края показаны особенности участия в войне отдельного региона, что имеет большое значение для понимания Отечественной войны в целом. Приведена викторина «Калуга в войне 1812 года» с презентацией....
21 05 2022 17:46:53
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
20 05 2022 13:17:23
Мастерская создаёт условия для "восхождения" каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия. Главная цель данной мастерской - проанализировать противоречивость экономического развития России.
Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное прострaнcтво.
...
19 05 2022 11:33:37
Урок обществознания, на котором объясняется новый материал по теме. На уроке учащимся дается понятие, что такое культура и каковы ее виды....
18 05 2022 23:49:10
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе.
...
17 05 2022 12:30:50
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
16 05 2022 4:14:20
Урок в форме игры подводит учащихся к пониманию причин реформ Солона, показывает положение демоса и аристократии до реформ и после их проведения, к пониманию исторического значения реформ Солона, основных понятий: "демократия", "реформы", "народное собрание"....
15 05 2022 8:31:59
Для активизации процесса познания, повышения интереса учащихся к историческому материалу на уроках истории используются разнообразные методические приёмы: работа с историческим текстом, дискуссия, мини-лекция, работа в группах, экспресс-опрос, работа с таблицей, составление развёрнутого и ситуативного плана, синквейна, проблемные задания, игра, таблицы.
...
14 05 2022 10:42:44
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
13 05 2022 15:32:19
Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...
12 05 2022 18:52:55

В статье приводится разработка урока по истории Древнего мира на тему «Культура Древнего Египта», ориентированная на учащихся 5-го класса. Это объемный по содержанию материал, т.к. культура охватывает многие стороны развития человеческой жизни. В данном случае рассматриваются и религия древних египтян, и различные виды искусства (архитектура, живопись, скульптура), и письменность, здесь также можно получить ответ на вопрос, какие науки существовали в Древнем Египте....
11 05 2022 15:35:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::