Урок обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"
Задачи урока:
- осмыслить понятия: цивилизация, формационный подход, цивилизационный подход;
- показать своеобразие отдельных цивилизаций;
- развивать умения сравнительно-сопоставительного анализа социальных явлений и процессов при работе с различными источниками информации.
Особенность урока: Данный урок тесно связан с курсом истории. Учащиеся уже имеют исторические знания и представления.
Оборудование: Печатные тексты из учебника “Обществознание. 9-11 класс” автор Л. Боголюбов, “Всеобщая история. История нового времени” автор Рогожкин, Понамарев, Клоков.
Ход урока
Организационный момент.
1 этап урока: Что такое “цивилизация”?
1.1. Учащимся представлены на слайде предложения:
1. Это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрасными манерами и обхождением.
2. Как считали французские философы, дикость сменилась варварством, варварство – цивилизацией.
3. В цивилизованном обществе нет места насилию, преступности, попранию закона, неуважению прав человека.
4. Античная цивилизация – уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох.
5. Экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология людей средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной.
Задание для учащихся:
- Что вы можете сказать о понятии “цивилизация”? (многозначность)
- Что может обозначать слово “цивилизация” в каждом предложении?
1.2. Учащимся предлагается текст “Значение термина “цивилизация” из дидактических материалов по курсу “Человек и общество”, 11 класс автор Л.Боголюбов.
Задание к тексту (слайды презентации):
1. В каждом из приведённых толкований слова “цивилизация” выделите ключевые признаки.
2. Определите, какому значению слова “цивилизация” больше всего соответствует текст учебника “Человек и общество” Л. Боголюбова, статья “Что такое цивилизация?”
3. Свою работу оформите в виде схемы “Понятийное колесо”:
Слова-синонимы, ассоциации
цивилизация
2 этап урока: Сопоставительный анализ цивилизационного и формационного подходов к истории.
1) Вступительное слово учителя: презентация с краткой информацией о сторонниках формационного и цивилизационного подходов.
2) Работа учащихся:
1 вариант работы: статья на диске “Обществознание: Экспресс-подготовка к экзамену 9-11 класс” (учащиеся работают за компьютерами)
2 вариант – учащиеся работают с текстами, распечатанными с диска.
Задание для учащихся (в зависимости от уровня подготовки класса):
Заполнить таблицу (образцы на слайде)
Линии сравнения Формационный подход Цивилизационный подход 1. Соотношение материальной и духовной сфер жизни общества 2. Направленность исторического развития
3. Хаpaктеристика современного этапа общественного развития
Понятия, относящиеся к формационному подходу Понятия, относящиеся к цивилизационному подходу
Учащиеся самостоятельно проверяют свои записи по образцам, представленным на слайдах.
3 этап урока: Творческое задание по выбору – дать хаpaктеристику Европы в Средние века, Новое время, используя формационный подход или цивилизационный подход (учащиеся работают в группах).
Для выполнения творческого задания учащиеся используют учебное электронное издание “Всеобщая история. История нового времени”, работу можно выполнить в форме презентации или слайд-шоу.
Оценивание творческих работ групп (главный критерий – соответствие признакам того или иного подходов).
Подведение итогов урока.
Учащимся предлагаются три точки зрения о применимости формационного и цивилизационного подходов к изучению истории (слайд).
Какая точка зрения Вам кажется более точной? Обоснуйте. Предложите свой вариант ответа.
- Лишь формационный подход позволяет выработать научные представления об истории человеческого общества.
- Цивилизационный подход свободен от серьёзных недостатков. Он не ведёт к искажению истории, как это происходит при последовательном применении формационной теории.
- Каждый подход имеет свои достоинства и недостатки. Нельзя абсолютизировать ни один из них. Проблема понимания исторического процесса остаётся задачей, над решением которой предстоит ещё работать.
Сформулируйте вывод по уроку: изучение истории должно основываться на ………. (системном подходе).
4 этап урока: домашнее задание
Используя параграф № 1 (учебник “Человек и общество”, Л. Боголюбов), выполнить задание:
Формационный подход (записать определение из учебника) - …. .
Записать предложение из текста с данным определением: …….
Выписать другое определение понятия “формационный подход” из другого источника: . . .
(можно использовать учебник А. Кравченко, Интернет-ресурсы, словари, справочники и др.)
Цивилизационный подход (записать определение из учебника) - …. .
Записать предложение из текста с данным определением: …….
Выписать другое определение понятия “цивилизационный подход” из другого источника.
Данный приём позволяет закрепить полученные знания через индивидуальное прочтение учебной информации каждым учеником, расширить понятийный аппарат через использование различных информационных источников.
Если урок по данной теме рассчитан на 2 часа, то в урок можно включить проверочные упражнения. Если второй урок проводится позже, то проверочные упражнения целесообразно включить в начале следующего урока.
Источники информации для учителя:
- Дидактические материалы по курсу “Человек и общество”: 10-11 кл.: Пособие для учителя/ Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов и др.; - М.: Просвещение, 2001.
- Лазебникова А. Ю. , Брандт М. Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу “Человек и общество”. – М.: Дрофа, 2000.
- Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по обществознанию. 11 кл. / Сост. Л. Ф. Иванова. – М.: Дрофа, 2001.
- Методические рекомендации по курсу “Человек и общество”. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова и др.; М.: Просвещение, 2000.
- Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: Учебно – методическое пособие для учителей/ Под ред. А. П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.
- Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова и др.; М.: Просвещение, 2002.
- Электронное пособие “Обществознание. Экспресс – подготовка к экзамену. 9 – 11 класс”. “Новая школа”, 2006.
- Электронное пособие “Всеобщая история. История нового времени. 7 – 8 класс”. ООО “Кордис Медиа”, 2004.
Источники информации для учащихся:
- Дидактические материалы по курсу “Человек и общество”: 10-11 кл.: Пособие для учителя/ Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов и др.; - М.: Просвещение, 2001. (тексты для учащихся)
- Кравченко А. И. Обществознание: Учебник для 10 класса. Ч. 1. – М.: Русское слово, 2003.
- Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2. 11 кл. / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова и др.; М.: Просвещение, 2002.
- Электронное пособие “Обществознание. Экспресс – подготовка к экзамену. 9 – 11 класс”. “Новая школа”, 2006.
- Электронное пособие “Всеобщая история. История нового времени. 7–8 класс”. ООО “Кордис Медиа”, 2004.
- Словари, энциклопедии (для выполнения домашнего задания).
В данной методической разработке представлен урок по Новой истории для 7-го класса. Это урок повторения по теме "Эпоха Возрождения". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания, что позволяет им вспомнить основные достижения культуры и ярких представителей эпохи Возрождения. Урок построен в форме групповой работы....
18 03 2024 21:15:45
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
17 03 2024 10:47:39
Урок строится по схеме презентации – информация выводится на экран в виде ряда слайдов, звуковых приложений, а также отрывков из художественных фильмов, представленных на дисках, указанных в использованных источниках конспекта урока. ...
16 03 2024 14:20:19
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская. ...
15 03 2024 2:13:25
Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....
14 03 2024 1:54:40
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
13 03 2024 16:53:39
При обучении учащихся – будущих слесарей по ремонту автомобилей преподавателем истории проводится серия взаимосвязанных уроков. Эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода истории, научно-технического прогресса. ...
12 03 2024 16:37:48
Автор на уроке использует активные и интеpaктивные методы, подводит учащихся к пониманию различий между истинным и ложным патриотизмом, стимулирует у детей активную гражданскую позицию....
11 03 2024 2:22:40
Цель работы: сбор материала о выпускниках Юрьевской школы, участниках боевых событий в Афганистане, сохранение его в памяти молодого поколения как части истории родного края, так и истории своего Отечества. Материал знакомит с разными периодами Афганской войны, рассказывает о жизненных периодах, службе в Афганистане воинов-интернационалистов - братьев Холиных Александра Васильевича и Михаила Васильевича. Статья содержит материал о жизни братьев Холиных, об их службе в Афганистане....
10 03 2024 4:29:19
Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....
09 03 2024 11:31:40
Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....
08 03 2024 7:56:32
Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации. Представлена программа по обществознанию для 5-го класса....
07 03 2024 4:53:27
Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....
06 03 2024 3:36:36
На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....
05 03 2024 11:37:59
Предлагаемый материал представляет интеграцию русского языка и истории в 5-м классе при изучении особенностей письменности разных стран (по истории) и графики (по русскому языку). Подобные уроки повышают мотивацию, способствуют формированию целостной картины мира, позволяют систематизировать знания по разным предметам, обладают большей информативной ёмкостью (опережающие домашние задания для разных групп учащихся), способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания. ...
04 03 2024 22:49:42
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
03 03 2024 18:21:45
Внеклассное мероприятие может проводиться как составная часть недели истории или интеллектуального марафона. Тема викторины позволяет не только проверить знания учащихся о биографиях правителей разных времен, но и повысить познавательный уровень детей, развить логическое мышление, применить знания из различных наук....
02 03 2024 8:39:24
В течение тысячелетий политика являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества. Программа курса ставит целью дать знания, необходимые для выработки мнения о событиях, происходящих в стране, её истории. «Основы политологии» – интегративный курс, пересекающийся с модулями курса «Обществознание» в 10–11-х классах и курсами 10–11-х классов «Всеобщей истории», где преобладает цивилизационный подход в изучении истории. Программа может быть использована в качестве элективного курса по обществознанию в 10–11-х классах....
01 03 2024 18:20:44
Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....
29 02 2024 11:12:44
На уроке ведется работа над умением анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать исторические факты, выделять главное, работать с исторической картой, составлять схемы, извлекать и сопоставлять информацию из разных источников, в том числе электронных. Важна и воспитательная цель урока – показать преимущества эволюционного пути развития общества, содействовать воспитанию уважения к традиции....
28 02 2024 15:21:53
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
27 02 2024 6:15:21
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
26 02 2024 9:55:41
Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с причинами, содержанием и итогами реформ П.А. Столыпина....
25 02 2024 16:21:42
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
24 02 2024 19:56:13
Цели и задачи урока: охаpaктеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....
23 02 2024 1:18:37
Урок посвящен русской культуре XVII века — это культура переходного этапа между Средневековьем и Новым временем. Бытовая культура имела ярко выраженный сословный хаpaктер: крестьянский быт тесно связан с традициями, богатые сословия тяготеют к новым явлениям, проникающим в Россию из Западной Европы. Идея урока состоит в том, чтобы, используя разнообразные средства наглядности, в том числе ИКТ, создать яркий, запоминающийся образ эпохи....
22 02 2024 14:25:25
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
21 02 2024 1:24:14
Интегрированный урок "How Different the World Is" по английскому языку и истории систематизирует страноведческий материал, позволяет расширить знания учащихся об истории, культуре и особенностях англоязычных стран и России. Широко используется дополнительный материал, не содержащийся в УМК, песни и стихи на английском и русском языках. ...
20 02 2024 10:10:31
Необходимым условием и в то же время одним из результатов изучения истории является формирование у учащихся исторических представлений, созданных на основе ярких и впечатляющих образов событий прошлого. Особенно это важно для глухих учащихся, мышление которых носит преимущественно конкретный хаpaктер и которые в своём познании мира больше опираются на систему образов, нежели на систему абстpaктных понятий....
19 02 2024 8:16:56
Данное мероприятие является одной из форм организации работы с краеведческим материалом, способствующей привитию устойчивого интереса к истории своего края. Носит занимательный хаpaктер с элементами соревнования. Развивает познавательные способности учащихся., умения работы в комaнде. ...
18 02 2024 22:15:22
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
17 02 2024 6:23:13
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
16 02 2024 17:49:30
Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
15 02 2024 22:37:27
Воссоздать у учащихся целостную картину Октябрьских событий. Учащиеся должны знать политическую, социально-экономическую обстановку осенью 1917 г. Важно выявить причины прихода к власти большевиков. Во время урока продолжить обучение навыкам самостоятельного, сопоставительного анализа в работе с документами, литературными источниками. Вызвать интерес у учащихся к данной странице истории России. ...
14 02 2024 6:31:50
Урок разработан в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование современных компьютерных технологий во время урока позволяет наиболее полно использовать речевые способности учащихся, существенно увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, а также развивает и совершенствует их индивидуальные творческие способности путем применения индивидуально-личностного подхода....
13 02 2024 23:27:50
«Мудрость – украшение человека» - это урок истории для учащихся 5 класса в рамках изучения истории Древней Греции....
12 02 2024 21:12:55
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
11 02 2024 2:21:21
Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", "Война за независимость в США", "Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....
10 02 2024 2:16:11
Структура урока показывает изучение нового материала с ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Выясняет условия, которые привели к возникновению средневековых городов. Формирует представление у учащихся о средневековом городе, о жизни и быте горожан. Воспитывает интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности....
09 02 2024 1:56:32
Данный урок является попыткой представить материал по теме в рамках проблемно-деятельного подхода. В начале урока ставиться цель не просто изучить тему, но и составить карту боевых действий, которая должна помочь ученикам лучше запомнить ход войны 1877–1878 гг. Для повышения интереса учащихся во время урока используются фрагменты художественного фильма "Турецкий гамбит" и песня группы "Ногу свело" - "Идем на восток"....
08 02 2024 15:54:17
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....
07 02 2024 13:37:32
Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....
06 02 2024 15:49:15
На уроке совместными усилиями дети научатся создавать исторический портрет личности. Личность в истории в определенные периоды может играть очень важную роль, и мы должны уметь давать оценку результатам деятельности личности и понимать ее социально-политическую значимость....
05 02 2024 6:41:44
Игра по истории Ханты-Мансийского округа. Может проводится как на повторительно-обобщающих уроках по истории ХМАО, так и на уроках краеведения. Принцип игры по типу "Своя игра". Вопросы разделены по номинациям, каждый имеет свою цену от 2 до 10 баллов. В игровом поле используются гиперссылки....
04 02 2024 21:18:18
Представленное занятие способствует углублению знаний обучающихся по истории средневекового рыцарства и помогает вовлечь всех без исключения ребят в плодотворную работу, наглядно показывает им необходимость глубоких и прочных знаний по истории Средневековья....
03 02 2024 0:54:25
Занятие посвящено истории и деятельности профсоюзов в РФ. Учащиеся 10‒11-го класса знакомятся с трудовым кодексом РФ, особенностями трудоустройства несовершеннолетних работников, какую роль в защите прав работников играет профсоюз, какое содержание вкладывают международные рабочие организации в понятие «достойный труд»....
02 02 2024 6:22:47
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....
01 02 2024 21:31:13
Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции. ...
31 01 2024 9:43:35
Урок посвящен изучению нового материала по теме "Крещение Руси. Владимир Святославович". Развивается критическое мышление. После вступительного слова учителя проводится пpaктическая работа с историческими текстами о крещении Руси. Для контроля используется игра "Веришь – не веришь"....
30 01 2024 6:30:44
Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг....
29 01 2024 2:40:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::