Разработка урока "Средневековые рыцари", 6-й класс
Цели:
- Познакомиться с понятиями “рыцарь”, “рыцарство”, как одним из важнейших этапов становления европейского средневекового общества. А так же с тем, как жили представители этого сословия, основными занятиями.
- Развивать умение работать с документами, заданиями творческого хаpaктера, с учебником.
- Воспитание толерантного отношения через парные и групповые виды работы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-состязание, с применением элементов инновационных технологий.
Оборудование: технические средства для просмотра презентации, карточки, альбомные листы, цветные карандаши, конверты с заданиями, тест.
План урока:
- Кодекс рыцарской чести.
- В рыцарском замке.
- “Прирожденные воины”.
- Рыцарский турнир.
На доске: рыцарь, турнир, донжон, акколада.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя.
- Скажите, кто из вас знает, кто такие рыцари?
- Какие литературные произведения или фильмы вы знаете, рассказывающие о рыцарях?
Очень часто в литературных произведениях и художественных фильмах образ рыцарей идеализируется и не дает четкого представления об истинном образе. Поэтому сегодня мы познакомимся с понятиями “рыцарство”, “рыцарь” с точки зрения исторической науки. А также рассмотрим, как жили рыцари средневековья, их основные занятия. Это и есть цель нашего урока.
2. Работа с презентацией. (Приложение 1) (Презентация)
Во время прослушивания теоретического материала, учащиеся делают пометки на листах-опросниках. После прослушивания блока, коллективная работа над вопросами. После проработки каждого блока, делается вывод.
Вопросы к презентации:
- Почему рыцарем могли быть только очень состоятельные люди?
- Что собой представлял обряд акколада?
- Что такое Кодекс рыцарской чести? Всегда ли выполнялся Кодекс рыцарской чести?
- Каким наукам обучались рыцари?
- Для чего служил донжон?
- Каким образом осуществлялась защита замков?
- Что со временем изменилось в устройстве замков?
- Кто был основным источником информации для жителей замков?
- Каким оружием пользовались рыцари?
- Какое значение имел меч в жизни каждого рыцаря?
- Как воевали рыцари?
- Назовите достоинства и недостатки рыцарской конницы?
- Назовите обязательный обряд перед рыцарским турниром?
- Почему использование настоящего оружия на турнире было запрещено?
- Какое значение имели турниры в жизни рыцарей?
- Кто определял победителя на турнире?
3. Игра “Рыцарский турнир”
- Чем занимались рыцари в мирное время?
Вот и мы давайте проведем турнир, где в качестве рыцарей будете выступать вы.
(Класс делится на три группы, участники садятся таким образом, чтобы более сильные ребята садились за последние парты)
1 группа – нарисовать, соблюдая все правила, рыцарский щит.
2 группа – работает с учебником, задание – разгадать кроссворд и ключевое слово к нему.
Кроссворд
- Так называли всех, кто в Средние века владел землями с крестьянами.
- Помощник рыцаря.
- Обряд посвящения в рыцари.
- Свод законов у рыцарей.
- Тяжеловооруженный конный воин.
- Вытканная картина.
- Воинское состязание.
- Жилище рыцаря.
- Главная святыня рыцаря, передающаяся по наследству.
Вопрос: Какое слово получилось по вертикали, что оно означает?
3 группа – “Одень рыцаря”. Из предложенных элементов составить образ средневекового рыцаря, зафиксировать на бумаге. (Приложение 2)
4 группа – Задание - прочитать документ и ответить на вопросы.
§ 3. Каждый может отказаться от поединка с тем, кто низшего по сравнению с ним рождения. Тому, кто выше стоит по рождению, нижестоящий не может отказать в поединке по мотивам высшего рождения, если только тот его вызвал…
§ 4. Судья может дать двух посланцев каждому из тех, которые должны сражаться, и они должны следить за тем, чтобы те были вооружены по правильному обычаю… Мир должен быть обеспечен на поле под страхом cмepтной казни, чтобы никто не мешал их поединку. Каждому из них судья должен дать по человеку, который имеет палку. Они ни в коем случае не должны мешать, кроме как если один из них упадет, тогда он должен простереть между ними (сражающимися) палку…
Вопросы:
- Какой способ выяснения отношений существовал у рыцарей?
- Кто мог назначить поединок?
- Кто регулировал поединок?
- Кто из рыцарей в споре считался правым?
- Можно ли было считать, что такой способ выяснения отношений был абсолютно верным?
5 группа – Вставьте в текст подходящие по смыслу слова.
Солнце стояло уже высоко, когда проснулся сеньор. Он лег за полночь после … со своими друзьями. В его … было сыро, холодно, в окнах не было стекол, поэтому он велел разжечь камин. Только здесь сеньор мог быть спокоен, потому что его дом был настоящей … … он строил долго. Выбрал высокий …, у подножия которого протекала … Велел возвести стены, смонтировать на цепях ….
После завтpaка велел позвать своего … Вместе они проверили военное снаряжение. …, …, … - все было в полном порядке. Сеньор мог участвовать в рыцарском ….
Все задания выполняются одновременно.
Пока экспертная группа подводит итоги, дается задание.
Составить рассказ “Один день из жизни рыцаря” (Каждая комaнда по предложению, повторяться нельзя)
Молодцы, вы достойно защищали честь своей комaнды. Но средневековый рыцарь не подчинялся коллективу, предпочитая действовать самостоятельно. Поэтому давайте посмотрим, как вы можете работать самостоятельно.
4. Рефлексия. Тест
1. Тяжеловооруженный конный воин назывался:
А) богатырь
Б) рыцарь
В) кучер
2. Рыцари были профессиональными:
А) военными
Б) лекарями
В) поварами
3. У кого европейцы позаимствовали стремя:
А) римлян
Б) греков
В) кочевников
4. Обряд посвящения в рыцари называется:
А) акколада
Б) причастие
В) венчание
5. Высокая, отдельно стоящая башня называется:
А) темница
Б) донжон
В) крепость
6. Свои подвиги рыцарь посвящал:
А) родителям
Б) прекрасной даме
В) королю
7. Воинское состязание рыцарей называется:
А) турнир
Б) дуэль
В) спаринг
8. Рыцари были истинными:
А) язычниками
Б) мусульманами
В) христианами
9. Родовую принадлежность рыцаря можно определить:
А) по паспорту
Б) по гербу
В) по карете
10. Вход в замок преграждал:
А) подвесной мост
Б) стражники
В) служебные собаки
5. Подведение итогов.
Лист самопроверки. Учащиеся сами выставляют себе оценку за урок.
Контрольный лист
* Вставьте в текст подходящие по смыслу слова.
Солнце стояло уже высоко, когда проснулся сеньор. Он лег за полночь после пира со своими друзьями. В его замке было сыро, холодно, в окнах не было стекол, поэтому он велел разжечь камин. Только здесь сеньор мог быть спокоен, потому что его дом был настоящей крепостью. Замок он строил долго. Выбрал высокий холм, у подножия которого протекала река. Велел возвести стены, смонтировать на цепях мост.
После завтpaка велел позвать своего оруженосца. Вместе они проверили военное снаряжение. Копье, меч, доспехи - все было в полном порядке. Сеньор мог участвовать в рыцарском турнире.
Ключ к тесту:
1 – б; 2 – а; 3 –в; 4 – а; 5 – б; 6 – б; 7 – а; 8 – в; 9 – б; 10 – а.
Кроссворд
1 - Феодал; 2 – Оруженосец; 3 –Акколада; 4 – Кодекс; 5 – Рыцарь; 6 – Гобелен;
7 – Турнир; 8 – Замок; 9 - Меч
Ключевое слово - Феодализм
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
27 03 2023 5:46:45
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение.
...
26 03 2023 12:31:38
Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне.
...
25 03 2023 18:54:22
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
24 03 2023 8:21:40
Урок мужества как форма внеклассной работы, проведенный в органической связи с учебным материалом, приуроченный ко Дню Великой Победы, дающий возможность каждому сказать своё слово о героях войны, может стать значительным фактором в нравственном становлении подростка как личности, в его самовоспитании, в формировании нравственного идеала, в воспитании настоящего патриота....
23 03 2023 7:39:48
Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Одним из важнейших приемов обучения становится апелляция к точке зрения учащихся. Одним из методов, позволяющим решить задачу адекватного оценивания знаний обучаемых, а также повышения качества образования, является система познавательных задач и заданий. Уроки истории должны учить школьников умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного.
...
22 03 2023 2:10:14
Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....
21 03 2023 10:31:24

Автор показывает учащимся масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа в блокадном Ленинграде. Воспитывает историческую грамотность и чувство патриотизма у подрастающего поколения. Формирует чувство сопричастности происходившим событиям в годы войны....
20 03 2023 16:21:29

Обобщаются знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека. Акцентируется внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении....
19 03 2023 14:25:49
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
18 03 2023 17:32:42
В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями.
...
17 03 2023 18:26:48
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
16 03 2023 2:23:58
Урок посвящен изучению особенностей японской архитектуры, садово-паркового искусства, таких национальных традиций как чайная церемония и икэбана и способствует развитию толерантного отношения к миру, что необходимо для адаптации в современных условиях. Урок рассчитан на 2 часа и сопровождается компьютерной презентацией....
15 03 2023 13:58:22
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
14 03 2023 6:43:51
В уроке рассматривается развитие внешней политики в мире в постсталинский период, поиски новой стратегии отношений с Западом, с социалистическим лагерем; урок развивает творческое мышление (анализ документов, самостоятельная работа с научной литературой, работа с новыми терминами и понятиями), самостоятельность мышления учащихся; чувство любви к Родине, толерантность, воспитывает интерес к истории Отечества.
...
13 03 2023 9:39:55
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
12 03 2023 17:50:39
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
11 03 2023 1:59:27
Урок-семинар показывает учащимся историю создания Северного и Южного обществ; раскрывает содержание программ декабристов и их отличие, революционность, социально-экономическую направленность на буржуазное развитие; объясняет историческое значение восстания декабристов....
10 03 2023 20:48:14
Первая половина XIX века - один из наиболее интересных и сложных периодов истории России. Задача урока - в игровой форме проверить знания учеников по теме, осмыслить значение роли личности в истории, помочь разобраться в сложных вопросах, заинтересовать и пробудить в них стремление к дальнейшему изучению истории.
...
09 03 2023 15:15:30
Поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права, или противоправным, т.е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным, совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями. Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.
...
08 03 2023 20:33:12
Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....
07 03 2023 6:16:11
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
06 03 2023 14:19:59
Вашему вниманию представлен урок по истории на тему "Источники и значение победы советского народа в Великой Отечественной войне". У детей воспитываются патриотические чувства, уважение к историческому прошлому России....
05 03 2023 9:19:53
Современные стандарты образования предполагают обязательной формой обучения проектную деятельность. Результатом представленной проектной работы является интеpaктивная и пешеходная экскурсия по московскому району Сокол, который имеет богатую военную историю....
04 03 2023 23:22:43
Исследовательская работа по теме....
03 03 2023 18:31:58
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности.
...
02 03 2023 16:32:17
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
01 03 2023 5:12:32
Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе «Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....
28 02 2023 20:37:58
Комaндная форма игры даёт возможность наибольшей активности всех учеников. Материал заданий сформирован по разным уровням сложности, что позволит непроизвольно провести внутреннюю дифференциацию групп самими же учащимися. Учебные задания полностью отвечают материалу учебника, не требуют дополнительного поиска материала со стороны учителя. За время урока учащимися проpaбатывается наибольший объем материала, что позволяет полноценно его усвоить.
...
27 02 2023 10:33:18

Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
26 02 2023 3:54:33
План-конспект урока в 9-м классе, знакомящего с МГП, его основными нормами. На уроке объясняются такие понятия, как МГП, жертвы войны; термины: военные преступления, рассматривается роль МГП в урегулировании вооружённых конфликтов....
25 02 2023 23:12:38
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
24 02 2023 2:45:30
В данной статье дается обоснование подхода к преподаванию истории в школе. Раскрыты способы активизации познавательной деятельности учащихся, отражена роль школьного историко-краеведческого музея в историческом образовании и формировании гражданина и патриота своей Родины.
...
23 02 2023 13:49:52
Задачи урока: выяснить ход исторических событий указанного периода с учетом современных, крайне противоречивых, точек зрения; на примере событий ХIII века показать, что нравственный выбор всегда присутствует, что гражданская позиция личности не зависит от времени принятия решения....
22 02 2023 4:23:19
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
21 02 2023 13:32:27
На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....
20 02 2023 23:33:39
Урок для тех, кто интересуется политикой и экономикой, перспективами развития общества, о проблеме сосуществования элементов социализма и капитализма в современном обществе. Обосновывается объективная необходимость такого сосуществования, ищется оптимальное соотношение между "социалистическим" и "капиталистическим". Рассматриваются преимущества и недостатки капитализма и социализма....
19 02 2023 1:39:20
Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....
18 02 2023 17:49:16
Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах.
...
17 02 2023 3:51:34
Урок для 11-го класса по истории России строится по традиционной схеме урока изучения нового материала. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах плана изучения темы. Основные материалы урока - текст, таблицы, слайды учебного диска....
16 02 2023 21:58:14
Работа посвящена одной из героических и трагических страниц военной поры блокаде Ленинграда. Благодаря беспримерному мужеству защитников и поставкам продовольствия, которые осуществлялись по Дороге жизни, удалось выдержать голод, болезни, бомбежки, морозы. Мужество ленинградцев вселяло уверенность в победе всему советскому народу....
15 02 2023 10:32:35
В 5-х классах изучение мировой религии - буддизм включено в программу "История древнего мира". В разделе "Древний Восток" на изучение темы отводится 2 урока. Данные разработки содержат в себе историю Древней Индии, информацию о кастовом строе в Древней Индии и совсем небольшая информация о религии - буддизм. Автор предлагает свой вариант прохождения материала....
14 02 2023 8:55:11
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....
13 02 2023 20:54:59
Данная методическая разработка полезна прежде всего преподавателям истории и классным руководителям, ставящим перед собой цель патриотического воспитания детей. В основу материала легли художественные произведения, пословицы и поговорки, познавательные задания, посвященные Древней Руси перед нашествием монголо-татар. Сильное воздействие на детей оказывают стихи на сюжеты истории и исторические инсценировки. Знания о Руси IX–XII веков – важнейшем периоде складывания древнерусского государства – необходимы, так как эта эпоха определила дальнейшую судьбу страны и народов, ее населяющих.
...
12 02 2023 5:28:11
Нетрадиционный интегрированный урок-размышление в 10-м классе (история, литература, обществознание) служит формированию у учащихся представлений о добре и зле, решению нравственных проблем. Продолжительность – 2 часа....
11 02 2023 6:15:13
Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность.
...
10 02 2023 17:37:58
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
09 02 2023 1:43:26

Урок обществознания формирует ключевые понятия "индивид", "индивидуальность", "личность"; рассматривает разные точки зрения на происхождение человека; знакомит с различными философскими определениями сущности человека....
08 02 2023 18:45:56
Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....
07 02 2023 22:41:36
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски.
...
06 02 2023 3:31:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::