Разработка урока по теме "Сознание" (курс "Основы философии")
Цели:
- изучение дискуссионного понятия “сознание”;
- активизация мышления учащихся;
- расширение межпредметных связей.
Урок 1
Диспут на тему: “Есть ли у животных сознание?”
Сознание является одним из основных понятий ряда научных дисциплин (философии, психологии, социологии, биологии) и одновременно – одной из наиболее дискуссионных проблем. Для демонстрации этого в ходе изучения данной темы учащимся предлагается предварительная задача: “Есть ли у животных сознание?”. Таким образом, изначально раскрытие темы будет построено не на основе механического заучивание материала, а через открытие учащимися проблемы, способов её доказательства, самостоятельное конструирование доказательства, установление связей ряда наук. В результате происходит переход на уровень проблемного обучения путем создания ситуации, в которой от учащегося требуется самому понять и сформулировать имеющиеся в ней вопросы. Главная роль в решении данной учебной проблемы отводится учащимся, учитель только направляет и корректирует их работу на основе лекционного материала в ходе второго урока. При этом материал лекции будет усвоен более качественно, т.к. готовясь к диспуту, учащиеся в определенной мере уже знакомы с данным материалом.
Получив предварительный вопрос для организации диспута о наличии у животных сознания, учащиеся делятся (по собственному выбору) на две группы, соответственно, согласные с этим утверждением и опровергающие факт наличия сознания у животных.
Можно спрогнозировать, что в ходе решения поставленной проблемы о наличии у животных сознания, учащиеся поднимут и изучат вопросы:
- Что такое сознание? Какие варианты определения понятия существуют?
- Присуще ли сознание только человеку?
- Чем человек отличается от животных? И т.д.
Итого: будет достигнута одна из главных целей курса Основы философии – развитие мышления. Сама задача о наличии сознания у животных мотивирует к изучению нового материала. Внутренней мотивацией, “подогревающей” изучение задачи, выступает наличие у многих учащихся домашних животных и любовь к ним.
Следующий этап – работа с научной литературой, т.к. никакое мнение не может быть голословным, не подкрепленным данными науки. Отсюда - обращение учащихся к монографиям по теме курсов биологии, психологии, философии. Возможна также организация исследовательской деятельности по изучению поведения домашних животных (совместно с учителем биологии). Эта работа не только ведет к использованию межпредметных связей, но и дает возможность углубить знания тех учащихся, которые выбрали предмет биологию в качестве специализации.
Обязательное условие: выступление групп сопровождается презентацией.
Ход диспута
- Выступление первой группы (около 10 минут) для обоснования своей позиции.
- Ответы члeнов группы на вопросы, возникшие у оппонентов по ходу их выступления.
- Выступление и ответы на вопросы второй группы.
- На основе диспута учащиеся и учитель формулируют его итоги для изучения проблемы “Сознание” в целом. При этом объем и изложение темы во многом зависят от широты и глубины, поднятых в ходе дискуссии вопросов, и постоянно апеллируют к полученным в ходе самостоятельного изучения знаниям.
- В качестве консультантов и независимых судей можно пригласить учителей биологии и психологов школы, учащихся 11 класса, специализирующихся по предмету биология.
Урок 2
Лекция с использованием компьютерных технологий по теме “Сознание”
(Материал лекции создан на основе: Философия (конспект лекций). / Автор-составитель Якушев А.В. - М.: Приор-издат, 2005; Шестова Т.Л. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы. – М.: Простор, 2001.)
Собирая материал к диспуту по теме “Есть ли у животных сознание?” и в ходе её, учащиеся смогли наглядно убедиться, насколько сложна проблема изучения сознания. Она по-прежнему остается на стадии горячей научной дискуссии, выдвижения гипотез и их исследования.
К истории вопроса
(по ходу лекции ученикам, изучавшим историю философии, можно для смены деятельности предложить самим вспомнить философов и их взгляды).
Вопрос о сознании как о субстанции одним из первых в философии поставил Платон: - материальный мир изменчив и не может рассматриваться как первооснова;
- вечными, постоянными и истинными являются только чистые идеи (эйдосы);
- вещь является материальным отображением первоначальных идей.
В средние века понимание сознания как субстанции (отождествляемой с богом) было тесно связано с религиозным мировоззрением, разделившим бытие на земное (грешное) и божественное (идеальное). С эпохи Возрождения началась традиция антропоцентрического метода в решении целого ряда вопросов, в том числе и проблемы сознания, которую стали воспринимать, в первую очередь, как атрибут человеческого бытия. Развитие наук в XIX-XX вв. позволило более широко и глубоко исследовать проблему сознания, в чем учащиеся уже могли убедиться самостоятельно, готовясь к диспуту. Одновременно развитие науки еще более активизировало дискуссию по этой теме.
Концепции сознания
На данный момент в качестве основных концепций сознания выделяют (по ходу лекции можно предложить совместную работу учителя и учеников на основе изучения истории философии и подготовки к уроку 1):
Концепция | Представители | Подход к проблеме |
Объективный идеализм | - Платон - Августин, Фома Аквинский - Г. Гегель |
- сознание – первичная субстанция; оно
возникла до и независимо от человека; - рассмотрение сознания в отрыве от природы и личности |
Субъективный идеализм (солипсизм) | - Дж. Беркли, Д.Юм - Э. Мах, Р.Авенариус |
- сознание индивида – единственная
достоверная реальность; - материальный мир – порождение человеческого сознания; форма человеческого опыта; - солипсизм (крайняя степень) предполагает, что реально существует только человек и его сознание (“Весь мир – комплекс моих ощущений” Дж.Беркли) |
Умеренный материализм | - Демокрит - Л.Фейербах - К. Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин |
- сознание – способность
высокоорганизованной материи отражать саму
себя; - материалистическая теория отражения; - сознание, мысль реальны, но представляют собой не объективную реальность, а нечто идеальное, субъективное |
Крайний материалисти-ческий подход (вульгарный материализм, физикализм) |
- К. Фогт - Я. Молешотт - Л. Бюхнер |
- сознания как самостоятельной
субстанции не существует; - сознание – порождение материи и объяснимо с точки зрения естественных наук (“Мысли – это особый вид тонкой материи. Как печень выpaбатывает желчь, так и мозг выpaбатывает мысли” К.Фогт) |
Дуализм | - Р. Декарт | - одновременное существование двух равноправных субстанций – духовной и материальной |
Определение понятия “сознание”. Теории происхождения сознания.
Соответственно существующим концепциям сознания формулируются:
1) определение понятия, например:
Бытовой уровень | Способность мыслить, рассуждать |
Идеалисты | Особая, чуждая материи духовная субстанция |
Материалисты | Высшая, свойственная человеку форма отражения объективной реальности (субъективный образ объективного мира) |
2) теории происхождения сознания, например:
I. Божественная / космическая теория | Сознание существует само по себе, независимо от материальных носителей. Его источник – в космосе или бог. Частицы “мирового сознания” рассеяны в природе между носителями. |
II. “Биологическая” теория (эта теория уже нашла сторонников среди учеников, которые во время диспута как раз её и обосновывали) |
Сознание как порождение живой природы
присуще всем живым организмам: - животные обладают не только врожденными, но и приобретенными инстинктами; особенно это заметно у домашних животных; - животные в течение жизни накапливают и успешно используют опыт; - животные, особенно высшие, производят ряд сложных действий. Новейшие научные исследования доказывают, что животным свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, что животные обучаемы, видят сны, имеют свою, своеобразную “социальную организацию” с распределением ролей. |
III. “Человеческая” теория (сторонники выявлены в ходе диспута) |
Сознание присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами |
На современном этапе развития науки последняя теория с её излишней абсолютизацией своей позиции уже не является, как ранее, господствующей. Более широко распространен подход, предлагающий считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.
Структура сознания
Также дискуссионным является вопрос о структуре сознания. Предлагаются следующие варианты структурирования сознания:
I вариант | - подсознание - познавательная сфера - эмоциональная сфера - ценностно-волевая сфера - сверхсознание |
II вариант | - бессознательный уровень - эмоционально-чувственный уровень - рациональный уровень |
III вариант | - уровень психики (рефлекторная реакция
и эмоционально-чувственное реагирование) - уровень понятийного мышления |
Материалистическая теория отражения
В современной российской философии наибольшее распространение получило материалистическое объяснение природы сознание, основанное на теории отражения (теория разработана Платоном в рамках субъективного идеализма: теория эйдосов).
Отражение – способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
В зависимости от уровня организации материи выделяют следующие формы отражения: механическая, физическая, химическая, биологическая. Биологическая форма отражения свойственная только живым организмам и проявляется в виде раздражимости, чувствительности, психического отражения и сознания. Возможно, что по мере развития науки будут предложены другие варианты классификации форм отражения или будут выделены новые формы. Таким образом,
Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное на способности к абстрагированию.
Исследуя сознание, ученые выделяют два основных уровня отражения, соответствующие его структуре – чувственное и мышление (мы не будем рассматривать в рамках курса “Основы философии” уровень бессознательного, требующий специальных знаний из области биологии и психологии).
Процесс чувственного отражения осуществляется на основе:
1. Ощущение | Отражение отдельных свойств, предметов объективного мира во время их непосредственного воздействия на органы чувств. Через ощущения осуществляется непосредственная связь субъекта и объективной реальности. Возникновение ощущений объясняет физиология высшей нервной системы. |
2. Восприятие | Целостный образ предмета, возникающий в результате воздействия объективного мира на органы чувств. Восприятие человека обычно включает в себя начальную стадию осмысления объектов, их свойств и отношений (более глубоко процесс осуществляется на уровне мышления). Хаpaктер восприятия зависит от уровня знаний и интересов человека. |
3. Представление | Высшая форма чувственного отражения, чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Представление появляется в результате восприятия внешних воздействий и их сохранения затем в памяти субъекта. В качестве высшей формы представления также рассматривается воображение, как его творческая и продуктивная форма. Оно связано с тем, что образы, которыми оперирует сознание человека, не ограничиваются только воспроизведением чувственного восприятия. Человек может творчески комбинировать и относительно свободно создавать новые образы в своем сознании. |
Возникшие на уровне чувственного отражения ощущения, образы переpaбатываются в процессе мышления, которое систематизирует данные чувственного восприятия и переходит от постижения внешних свойств к внутренней сути объектов, их взаимосвязей.
Мышление – активный процесс целенаправленного, опосредствующего, абстрагирующего и обобщающего отражения существенных свойств и отношений вещей и явлений, а также процесс творческого созидания новых идей.
Основными формами мышления (определенными типами организации мысли, хаpaктера связи элементов) являются:
1. Понятие | Форма отражения мира в мышлении, в которой отражаются существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии. Свойства понятий: объективны по содержанию; универсальны по форме; классифицируют вещи, свойства, отношения по родовым признакам. Абстpaктное мышление рассматривается как процесс оперирования понятиями. |
2. Суждение | Понятия получают логический смысл в суждениях через выявление связи между предметами. Суждение – мысль, выраженная в форме повествовательного предложения, в котором нечто утверждается об объектах, и являющаяся объективно либо истинной, либо ложной. Законы науки – это суждения, истинность которых доказана. К виду суждений относится и гипотеза. К числу суждений не относятся мысли, которые не могут быть охаpaктеризованы с точки зрения истины или лжи (вопросы, приказания, просьбы и т.п.). |
3. Умозаключение | Рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, логически непосредственно вытекающее из посылок. Виды умозаключающей деятельности: индукция и дедукция. |
Подведение итогов работы:
Мы начали изучение второго основополагающего понятия курса “Основы философии” - “сознание” (первым было изучено понятие “материя”). Работая самостоятельно, в ходе обсуждения и лекции вы могли убедиться в сложности и неоднозначности тpaктовки данной проблемы. При изучении темы мы продолжим опираться на ваши знания, полученные на уроках биологии (изучение темы “Материя” базировалось на изучении курса “Физика”), и, взаимообратно, материал наших уроков может найти применение в курсе “Биология”. Изучение темы “Сознание” на этом не окончено, оно будет продолжено на следующем уроке.
Домашнее задание:
- Изучение материала по теме урока (на основе подготовки к диспуту, лекции и в зависимости от учебного пособия);
- Выделить философские проблемы, кроме проблемы сознания, поднятые в ходе изучения темы.
Приложение 1
Приложение 2
Список литературы.
- История философии: Энциклопедия. – Мн.: Книжный Дом, 2002.
- Обществознание: Учебное пособие для абитуриентов./ Мамедов Э.Э., Бабленкова И.И., Агеева Е.А. и др.; Под ред. Суровой Е.А. – М.: Налоговый вестник, 2001.
- Словарь по обществознанию. / Петрунин Ю.Ю., Панов М.И., Логунова Л.Б. и др.; Под ред. Петрунина Ю.Ю. – 3-е изд. – М.: КДУ, 2006.
- Словарь философских терминов/ Научный редактор проф. В.Г.Кузнецова. – М.: ИНФРА – М, 2004.
- Философия (конспект лекций). / Автор-составитель Якушев А.В. - М.: Приор-издат, 2005.
- Шестова Т.Л. Пособие по обществознанию для поступающих в вузы. – М.: Простор, 2001.
Примечание: для корректной работы с презентацией желательно установление на Вашем ПК прилагаемых шрифтов, использованных при создании продукта
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
03 12 2023 2:55:10
Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения.
...
02 12 2023 7:23:23
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....
01 12 2023 22:57:48
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
30 11 2023 19:54:22
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах.
...
29 11 2023 3:41:27
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка».
Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
28 11 2023 2:29:31
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
27 11 2023 1:46:45
Игра основана на интеграции предметов гуманитарного цикла: литературы, истории, музыки, ИЗО, МХК. Герой этой игры М.Ю. Лермонтов – не только гениальный поэт, но и человек многих талантов и интересов, свидетель и исследователь исторических и культурных событий, поэтому диапазон освещаемых здесь вопросов весьма широк. В мероприятии реализуются принципы педагогики сотрудничества, развивающего и проблемного обучения, игровые технологии....
26 11 2023 8:59:50
В ходе урока расширяются знания и кругозор учащихся в области композиторского искусства. Урок знакомит с жизнью и творчеством одного из первых профессиональных композиторов Загира Исмагилова – народного артиста СССР, лауреата Государственной премии РБ имени Салавата Юлаева, Государственной премии РСФСР имени Глинки. В течение урока учащиеся заполняют таблицу, слушают выступления товарищей....
25 11 2023 14:21:20

Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
24 11 2023 11:54:19

Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
23 11 2023 10:16:58
В уроке разобраны сущность и предпосылки появления опричнины, цели, которые преследовал Иван IV при её введении. Представление опричнины как одного из способов усиления центральной власти.
...
22 11 2023 17:29:17
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
21 11 2023 13:57:15
Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....
20 11 2023 14:16:24
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными. Например, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении данной работы. Также во время урока ученики работают с тетрадями, используя ранее выполненные задания; закрепляют понятия и термины....
19 11 2023 0:30:49
Актуальной проблемой современной педагогики становится использование методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Для работы над проектом создается группа из учащихся, мотивированных на исследование. Инициатором проектной деятельности может быть учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования. Основой для формирования темы может стать краеведческий материал, факты истории науки, политическая история России, родословная семьи и т.д....
18 11 2023 11:29:49
Урок использует ИКТ, предполагает анализ визуальных материалов, включенных в презентацию, и анализ текста исторических источников. Большое внимание уделено анализу судьбы исторических деятелей – Перикла, Фемистокла, Солона....
17 11 2023 8:29:24
На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Урок проводится в форме заочной экскурсии по картинной галерее, в ходе которой учащиеся знакомятся с творчеством яркого представителя художественной культуры начала ХХ века М.А. Врубеля....
16 11 2023 5:36:58
На уроке рассматриваются актуальные проблемы молодежи. Обсуждаются такие вопросы, как особенности молодежи как социальной группы, социализация молодежи и нравственные ценности, хаpaктерные для нее как для молодого поколения. Учащиеся выполняют задания ЕГЭ (части А, В, С) разного уровня сложности. Урок представляет собой синтез семинарского занятия с элементами дискуссии (анализ текстов, афоризмов о молодежи и юношестве, ценностных ориентиров и нравственных идеалов молодежи и т. д.)....
15 11 2023 10:49:55
Представленный материал объединил основные исторические события в истории России XIX века. В работе представлены исторические документы, мнения историков, что помогает организовать работу на уроке. Данный материал можно использовать при работе с текстом на уроке истории....
14 11 2023 22:31:18
Знакомство с историей возникновения и развития демократии; научиться выделять ключевые элементы демократии; обсуждение различных взглядов на демократию и высказывание собственного мнения по поводу различных теорий демократии (формирование навыка активного участия в дискуссии); научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать; приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов....
13 11 2023 21:20:42
Урок разработан для учащихся 11-го класса. Цель данного урока: выяснить причины проведения военной реформы 1874 года, определить сущность этой реформы, показать значение реформы для дальнейшего развития страны.
Для лучшего усвоения темы на уроке используется компьютерная презентация, где представлены основные этапы проводимой реформы и текст документа «Из устава о воинской повинности» 1874 года. Работа с документом позволяет развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы по имеющемуся материалу....
12 11 2023 21:39:24
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
11 11 2023 22:26:12
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....
10 11 2023 23:56:20
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
09 11 2023 2:16:43
Исторический вечер для учащихся 10–11-х классов в форме телевизионной игры «Своя игра». В игре участвуют 4 комaнды, они отвечают на 4 блока вопросов из истории разных времен....
08 11 2023 9:37:51
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
07 11 2023 7:30:29
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
06 11 2023 17:32:42
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
05 11 2023 6:51:57
Внеклассное мероприятие посвящено 700-летию великого патриота, учителя, подвижника и святого русской земли. В обычной жизни Сергий Радонежский был одним из лучших людей своего времени, и его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей; этот человек являлся воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Разработку можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, нравственного классного часа, применить на уроке истории России....
04 11 2023 13:48:29
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
03 11 2023 19:16:26
Интегрированный урок истории средних веков и английского языка в 6-м классе посвящен изучению темы по истории «Что англичане считают началом своих свобод?» и повторению темы Sightseeing of London по английскому языку. Применение компьютерных технологий помогает учащимся более полно воспринимать изучаемый материал....
02 11 2023 14:45:57
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского....
01 11 2023 9:36:36
Учащиеся на уроке рассматривают высокое искусство Древнего Египта. Раскрывают причины обожествления сил природы, находят связь между религией и искусством....
31 10 2023 19:28:51
Цель урока: создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности; создать условия для овладения системой познавательных учебных действий, необходимых для применения в пpaктической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также формирования навыков самооценки....
30 10 2023 17:42:47
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
29 10 2023 8:27:46
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
28 10 2023 18:33:46
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
27 10 2023 4:41:56
На уроке ведется работа над умением анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать исторические факты, выделять главное, работать с исторической картой, составлять схемы, извлекать и сопоставлять информацию из разных источников, в том числе электронных. Важна и воспитательная цель урока – показать преимущества эволюционного пути развития общества, содействовать воспитанию уважения к традиции....
26 10 2023 13:57:47
Урок по теме "Моделирование исторических событий и процессов" может быть проведён на занятии факультативного курса "Исследовательский проект по истории". На нём ребята узнают, что современная историческая наука даёт возможность рассматривать не только состоявшийся вариант исторического развития, но и альтернативные варианты. Ученики знакомятся с возможностями моделирования нереализованных вариантов развития исторических событий и процессов, рассматривают методологические аспекты данной проблемы, факторы, которые необходимо учитывать при рассмотрении альтернативного развития истории....
25 10 2023 7:54:59
Исторический вечер «Подвиг во имя любви», посвященный памяти жен декабристов. Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов и посвящено истории декабристки, одной из ярких страниц Отечественной истории. Материал эмоционально насыщен, учащиеся сопереживают героям, испытывают чувство гордости за тех, кто отдал свою жизнь на благо Родины....
24 10 2023 7:29:57
Урок помогает привить учащимся основы безопасного поведения, умение ориентироваться в среде обитания, выpaбатывать экологическую культуру, любовь к туризму и краеведению....
23 10 2023 20:59:57
Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....
22 10 2023 15:29:22
Статья посвящена научно-пpaктической организации выставочных экспозиций в школе. Освещена поэтапная подготовка, организация и создание выставочных экспозиций, представлен собственный опыт учителя. Показана воспитательная роль совместной деятельности по организации выставок учащихся и учителя, роль родителей, муниципальных и общественных организаций. Рассмотрены научно-пpaктические аспекты деятельности учащихся в организации выставок и связанные с ними исследовательские работы....
21 10 2023 23:44:35
Один из методов, который развивает ключевые компетенции: информационную, коммуникативную, кооперативную, проблемную — метод учебного проекта (МУП).
Работая над проектом, ученик формулирует проблему, осуществляет планирование своей работы, осуществляет поиск информации, выступает с результатами своей работы, оформляет найденный материал.
...
20 10 2023 2:29:56
В данном материале представлена разработка урока с использованием активных форм обучения и технологии критического мышления. Цель урока: сформировать представление о трудностях торговли, важнейших путях и центрах международной торговли в Европе. Развивать умения анализировать и работать с учебником....
19 10 2023 8:46:19
Статья содержит разработку одного из уроков по истории средних веков. В учебной деятельности учащиеся приобретают интеpaктивные умения и навыки, позволяющие эффективно решать учебные задачи в заданном направлении, в обстановке коллективного сотрудничества, инициативы и творчества. ...
18 10 2023 18:32:50

Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
17 10 2023 17:29:42
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
16 10 2023 20:44:14
Урок направлен на развитие творческих способностей обучающихся: воображения, эмоционально-образного, художественно-творческого мышления Целью является продолжение работы по знакомству с традиционными вышивками финно-угорской группы; с ее особенностями, видами; знакомство с историей возникновения вышивки; с вышивками русского и татарского народа. Создание условий для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству....
15 10 2023 13:13:22
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::