Противостояние Орде
Цели:
- Сформировать представление о политической ситуации на Руси при потомках Ивана Калиты, продолжить формулирование представления о закономерности объединения русских земель вокруг Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия;
- На примере деятельности митрополита Алексия и Сергия Радонежского показать роль русской православной церкви в объединении русских земель и борьбе против монголо-татарского ига;
- Способствовать формированию хронологических, картографических, образных способностей школьников, проявлению и развитию их индивидуальных, творческих особенностей
- Продолжить работу по формированию у учащихся навыков исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий;
- Способствовать воспитанию у школьников гордости за свой народ, вставший на защиту Родины.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование
- “Борьба русского народа с иноземными захватчиками в XIII-XV вв.”;
- Картина А.Васнецова “Московский кремль при Дмитрии Донском”
Опережающее домашнее задание: Подготовить сообщение о митрополите Алексии.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение.
III. Изучение нового материала
А. Княжение Семена Гордого и Ивана Красного.
Б. Борьба Москвы за политическое первенство.
В. Русь и Орда накануне решающего столкновения.
Ход урока
Вводное слово учителя.
На этом уроке мы познакомимся с событиями, имевшими большое значение для дальнейшей судьбы Русского государства. Вы узнаете, какие события подготовили великую победу на Куликовом поле, как и почему изменилась политика московского князя в отношении Золотой Орды.
Повторение.
- Повторение терминов: вотчина, иго, баскаки, ярлык, выход.
- Повторение дат: монголо-татарское иго; поход Батыя в Северо-Восточную Русь; поход Батыя в Южную Русь; Ледовое побоище, Невская битва, перенос резиденции митрополита в Москву, княжение Ивана Калиты.
- Показать на карте земли, которые были присоединены к Москве при князьях Даниле Александровиче и Иване Калите.
- Написать на доске причины возвышения Москвы.
- Дать хаpaктеристику правлению Ивана Калиты.
Изучение нового материала.
А. Княжение Семена Гордого и Ивана Красного.
Вопрос: Посмотрите на карту и ответьте на вопрос, с какими государствами граничили русские земли к середине XIV в.? (Великое княжество Литовское и Золотая Орда).
Учитель. Перед Московским государством стояла задача не только сохранить силы в этом окружении, но и окрепнуть, чтобы суметь противостоять врагам.
Вопрос. Прослушав рассказ учителя, ответьте на вопрос, можем ли мы назвать Семена Гордого и Ивана Красного продолжателями дела И. Калиты, свое мнение аргументируйте.
Семен Гордый (1340-1353 гг.) – сильный и властный правитель, не даром получил у современников такое прозвище. Он продолжил политику своего отца Ивана Калиты по укреплению Московского княжества. Вышел победителем из войн с ордой и Новгородом. Князь прекрасно понимал, что главным его орудием является дипломатия, так как сил для открытой борьбы против ордынского ига у Москвы еще нет. Ему удалось получить ярлык на великое княжение. Семен “замирился” с Тверью. Присоединил к Московскому княжеству Калугу, земле по реке Протве и другие. На Русской земле установилась тишина, прекратились ордынские набеги. Казалось, еще несколько спокойных лет и ненавистное иго будет спрошено.
Учащиеся отвечают на вопрос.
Но из Европы накатилось моровое поветрие (эпидемия чумы). В Европе на этот раз она унесла жизни 24 миллионов человек. Беда пришла нежданно-негаданно, через Псков, Новгород, Смоленск. Люди умирали тысячами, в Смоленске в живых осталось 4 тысячи человек, Белозерск вымер весь. Смерь не щадила никого ни простолюдина, ни боярина . Пришла беда и в Москву. Умерли митрополит, великий князь Семен, его брат князь Андрей, их дети.
Русь обезлюдела и обессилила. Все, чего достигли Даниил Александрович, Иван Калита, Семен Гордый, оказалось под угрозой распада.
Умирая Семен Гордый оставляет духовную грамоту (завещание) в которой записано следующее: “По отца нашего благословлению, что приказал нам жить за один; лихих людей не слушайте! Пишу вам это слово для того, чтоб не перестала память родителей наших и наша, чтоб свеча не угасла”.
Вопрос: Вспомните, какой порядок наследования существовал в русских землях со времен Ярослава Мудрого? К чему он приводил?
Семен оставил княжество своему брату как вотчину, а после его cмepти – его наследникам.
Вопрос: Как изменялся порядок наследования? Насколько был важен фактор передачи престола от отца к сыну?
Вопрос. Можем ли мы назвать Семена Гордого продолжателем дела И. Калиты, свое мнение аргументируйте.
Иван Иванович Красный (Милостивый) (1353-1359 гг.) (продолжение рассказа учителя)
Иван старался избегать военных конфликтов, наладил отношения с Новгородом, втихомолку укреплял Московское княжество: собирал людей, в Москву потянулись жители из Рязанской, Киевской, Черниговской, Галицкой земель. Новоселы осваивали Северное Поволжье, Белозерский край, Углич и Устюжну.
Особое влияние на князя Ивана имели митрополит Алексий и настоятель Троицкого монастыря Сергий.
Сообщение учащегося о митрополите Алексии. (Материалы для сообщения могут быть взяты из энциклопедия для детей “История России”. Москва,“Аванта-плюс”, 1995 г.).
За сто лет полного молчания русской православной церкви разрушились старые монастыри, не строились новые. Сергий был основателем Троицкого монастыря, создал общежительный монастырский устав, что было смелым новшеством.
Монастыри были прибежищем веры, хозяйственными, экономическими центрами. Жизнь возрождалась.
Вопрос. Можем ли мы назвать Ивана Красного продолжателем дела И. Калиты, свое мнение аргументируйте.
Б. Борьба Москвы за политическое первенство.
Но в 1359 г. моровое поветрие обрушилось на Русь. Умер великий князь Иван. В княжеском доме остались два мальчика – Дмитрий (сын Ивана) – девяти лет, и Владимир (сын Андрея) – семи лет. Казалось, все усилия по усилению Москвы были тщетны. Но по призыву митрополита Алексия московские бояре сплотились вокруг юного князя Дмитрия, и при их поддержке ему удалось в 1362 г. Получить в Орде ярлык на Великое Владимирское княжение.
Вопрос. С кем пришлось столкнуться Дмитрию в борьбе за ярлык? Как закончилась эта борьба?
Учащиеся читают текст учебника на с. 147, абзацы 2-5
(с нижегородским князем, он отказался от претензий на великое княжение и отдал в жены Дмитрию свою дочь; с тверским князем и Литвой. Литва потерпела поражение, тверской князь признал Великое владимирское княжение вотчиной московского князя, а себя младшим братом).
Учитель. В договоре князей содержалась следующая запись об Орде: “А татары, оже будет нам мир, по думе. А будет нам дати выход, по думе же, а будет не дати, по думе же. А пойдут на нас татарове или на тобе, и битися нам и тобе с одиного всем противу их. Или мы поидем на них и тобн с нами с одиною поити на них”.
Ребята, о чем свидетельствует эта запись? О каких важных изменениях в отношениях между Москвой и Ордой свидетельствует договор подписанный между Михаилом и Дмитрием?
(Укрепилась военная мощь Московского княжества, о чем и свидетельствует “московско-тверское докончание” 1375 года).
(Открытая подготовка к борьбе с Ордой).
В. Русь и Орда накануне решающего столкновения.
Учитель. С конца 50-х годов XIV века в Золотой орде началась “великая замятня”: за 20 лет на престоле сменилось 25 ханов. Процветание ордынского государства пошло на убыль. Золотая орда раскололась на две части, границей между ними стала Волга. Слабость Орды позволила народам, находящимся под ее властью, начать борьбу за свое освобождение. В 1362 году литовское войско разбило ордынцев в сражении у Синих Вод. Орда потеряло контроль над Киевским, Черниговским, Волынским княжествами.
Фактическим правителем Орды становится темник Мамай, в силу природного ума, хитрости, коварства и жестокости. Мамай прекратил усобицы, усилил военную мощь ордынского государства. Но он не был Чингизидом и поэтому не мог стать ханом. Мамай надеялся, что поход на Русь из которого он вернется победителем, докажет всем, что именно он является продолжателем дела Чингисхана и Батыя и позволит занять престол.
Итак, Москва готовилась к открытому противостоянию с Ордой.
Задание. Прочесть текс учебника на с. 148-149. доказать, что Москва готовилась к открытому противостоянию с Ордой.
Но Орда была сильна. В 1377 г. На реке Пьяне Мамай нанес поражение русским войскам, а Араб-шах взял и разграбил Нижний Новгород.
Дмитрий Иванович извлек урок из поражения. И 1378 год принес русским дружинам долгожданную победу. Ее московская рать разбила ордынцев на реке Воже. Там русский пеший строй устоял перед ордынской конницей. Есть сведения о том, что русские применили арбалеты.
Дмитрий отказался платить ордынский выход. Новый набег Мамаю успеха не принес. Он понял, что нужно поднимать всю Орду.
(Деятельность разведки, в 1377 г. взяли город Булгар, победа на реке Вожже, отказ платить выход.)
Итак, открытое столкновение Москвы и орды стало неизбежным.
Домашнее задание. § 18 (учебник А. Данилов. Л. Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века.), вопросы № 1, 2; сообщение о Дмитрии Боброке-Волынце.
Литература.
- Серов Б.Н., К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории России. :класс. - М.:ВАКО, 2006 г.
- Набатова О.Г. Конспекты уроков по истории России с древнейших времен до начала XVI века: 6-7 кл.: Метод.пособие.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001 г.
Данный урок по истории предназначен для учащихся 8-х классов, работающих по линейной программе. Возможно использование в 7-м классе по концентру. Урок интересен тем, что учащиеся используют знания по истории для подкрепления знаний по математике. Урок проводится с использованием компьютера (презентации), большого дополнительного материала, требует большой предварительной подготовки, возможен как урок обобщения.
...
27 01 2023 5:15:54
Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь.
...
26 01 2023 10:11:31
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев.
...
25 01 2023 1:49:39
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
24 01 2023 9:51:19
На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная; методы и приёмы работы: беседа, лекция, ИКТ, составление опopного конспекта, решение творческой задачи и др. Применение разнообразных форм обучения требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил, а так же способствует развитию устойчивого познавательного интереса у школьников и помогает прочному усвоению учебного материала....
23 01 2023 10:30:54
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
22 01 2023 0:50:20
Патриотизм - понятие равно эмоциональное и рациональное. Он появляется там, где есть любовь, вера, уважение. Главной задачей работы является изучение истории Омского автотрaнcпортного колледжа и событий, связанных с сотрудниками и студентами, принимавшими участие в военных действиях....
21 01 2023 19:49:27
Итоговое внеклассное мероприятие служит воспитанию патриотизма и чувства гордости за народы России и её героев. Мероприятие представлено в форме презентации творческих работ учащихся....
20 01 2023 14:41:52
Спopна и интересна история казачества его роль в истории России. А если в каждом классе данный субэтнос представлен довольно многочисленно, учитель обязан обратиться к вопросам рождения Войска донского, волжского воровского казачества и волжского государева казачьего войска. Тема благодатная и для активизации родительского социума.
...
19 01 2023 22:21:35
Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....
18 01 2023 15:11:30
Представленный урок был проведен в 11 классе, рассчитан на 2 часа. Цель урока - проанализировать основные достижения художественной культуры конца XIX - начала XX века.
...
17 01 2023 0:53:47
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
16 01 2023 4:19:46
Средствами ИКТ учитель создает картину "Памятник войне 1812 года" и вводит учащихся в круг размышлений по вопросу "что такое память об историческом событии?"....
15 01 2023 4:39:15

Представленный вариант урока с презентацией возможно использовать в качестве повторительного урока по истории России IX–XV веков, внеклассной интеллектуальной игры по истории, внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. Урок построен в виде викторины "Своя игра"....
14 01 2023 1:26:47
В работе обобщен опыт по применению различных приемов и методов обучения на уроках истории и обществознания. Рассматриваются следующие виды и формы деятельности, помогающие реализовать идеи проблемной и развивающей технологий: лекция; лабораторное занятие; пpaктическое занятие; семинарское занятие; уроки-диспуты, дискуссии; интегрированные уроки; уроки самоопределения и самореализации....
13 01 2023 17:54:53
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
12 01 2023 6:45:46
Цели урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми....
11 01 2023 10:17:40
Статья посвящена рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем – проблеме внедрения в школьную образовательную пpaктику метода проектов с использованием информационных технологий. Автор делится опытом создания различных проектов на уроках истории и мировой художественной культуры, приводит примеры проектной деятельности учащихся 5–9-х классов. Статья имеет пpaктико-ориентированную направленность и содержит передовой педагогический опыт....
10 01 2023 6:52:39
Образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, аргументировать, т. е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, эффективно использовать учебное время. Выбираемая технология должна быть безопасна для здоровья ребенка. Автор описывает технологии, которые использует в своей пpaктике....
09 01 2023 20:21:57
Работа направлена на то, чтобы расширить образовательное прострaнcтво учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков на уроках истории Московской области. Также знания, полученные на уроке, призваны способствовать формированию творческого мышления, выработке личностного отношения к культурному наследию....
08 01 2023 14:55:49
Цели урока: изучение политического режима в СССР в 60–80-х гг.; формирование умения работать с историческими источниками, сравнивать политические режимы, давать собственную оценку исторических событий; формирование интереса к истории своей Родины....
07 01 2023 12:27:57
На уроке предлагается в процессе дискуссии попробовать разобраться
в первичных, основных чертах национального хаpaктера русского народа....
06 01 2023 5:48:16
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
05 01 2023 11:15:46
Урок строится по традиционной схеме урока-презентации. Его особенностью является постоянный диалог учителя и учеников, основанный на вопросах, подобранных в рамках презентации. В материале урока освещены все этапы и направления изучаемой эпохи: наука, литература, изобразительное искусство, музыка, архитектура....
04 01 2023 15:46:25
Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: «Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?» Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы. В конце урока предлагается тест....
03 01 2023 3:28:13
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе?
...
02 01 2023 23:27:47
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией.
Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
01 01 2023 1:21:20
Цель урока: способствовать развитию интереса к военной истории России, личности А.В. Суворова. Открытый классный час с викториной и презентацией для параллели 6-х классов....
31 12 2022 15:36:38
В данной статье предлагается методическая разработка урока, в ходе которого используются различные формы и методы обучения, направленные на формирования умений и навыков (работать с текстом, выделять главное, знать понятия и уметь их применять, разpaбатывать мини-исследования, делать мини-проекты и уметь их представлять, делать выводы), с целью формирования ключевых компетенций.
...
30 12 2022 17:11:44
Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....
29 12 2022 12:27:40

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
28 12 2022 21:55:59
В программу по истории для 7–9-х классов школы VIII вида автором внесён раздел «Уроки памяти. Уроки внеклассного чтения "Летопись Великой Отечественной войны"», посвященные дням воинской славы России. Приведенный урок проведён в 7-м классе школы VIII вида г. Новокузнецка....
27 12 2022 6:47:58
Урок повторяет материал и расширяет знания о Древнем Востоке. Развивается познавательный интерес, учащиеся ищут необходимую информацию для выполнения учебных заданий с учебной литературой, учатся выступать перед аудиторией....
26 12 2022 1:33:39
В ходе урока учащиеся знакомятся с целями завоевательных походов фараонов в Древнем Египте, узнают об итогах завоевательных походов для различных групп населения Египта. Также школьники продолжают учиться работать с исторической и контурной картой....
25 12 2022 4:58:27
Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....
24 12 2022 7:45:32
В ходе урока дается представление о первых олимпийских играх, традициях.
Проводится самостоятельная работа с документом. Учащиеся читают историческую карту с опорой на легенду, находят и показывают на ней историко-географические объекты....
23 12 2022 19:39:25
Методическая разработка урока по дисциплине «Обществознание» с мультимедиа презентацией, что позволяет педагогу эффективно управлять учебным процессом. В разработке представлены методические рекомендации, дидактические материалы, выдержки из Конституции РФ и «Всеобщей декларации прав человека», тест для организации стандартизированного контроля знаний по теме. ...
22 12 2022 7:30:15
Дети 5-го класса очень любят играть, такие уроки всегда проходят весело и быстро, а главное – хорошо усваивается материал. Немного фантазии – и можно оказаться где угодно. Вот и на этом уроке мы путешествовали по Древней Греции....
21 12 2022 15:14:26
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
20 12 2022 21:10:11
Представленный урок знакомит учащихся с особенностями процесса модернизации в Японии в конце XIX — начале XX века, раскрывает содержание «эпохи Мейдзи» - эпохи просвещенного правления императора Муцухито.
...
19 12 2022 23:59:41
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
18 12 2022 8:53:10
Педагогическое мастерство преподавателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, использовать эффективные, оптимальные методы и средства обучения для реализации поставленных образовательных целей и задач.
...
17 12 2022 21:36:41
Цель мероприятия: расширить представление учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа. Обобщить и систематизировать знания....
16 12 2022 23:23:33
В работе представлены особенности организации краеведческой работы в младшем школьном возрасте, в подростковый период и в старшем звене, примеры организации работы на уроке, вне урока, за пределами школы, показаны важность и ценность краеведческой работы в воспитании учащихся....
15 12 2022 17:52:31

Цель игры: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Политика"; познакомиться с заданиями ГИА по этой теме; развивать навык групповой работы и с заданиями в форме ГИА....
14 12 2022 11:28:21
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
13 12 2022 10:27:27
Урок учит анализировать материал, аргументировать свою точку зрения, развивает умение выслушивать иную точку зрения, четко излагать свои мысли. Урок разработан с применением технических средств обучения: мультимедийного проектора, программы PowerPoint, с использованием пpaктических заданий....
12 12 2022 3:18:10

Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО–Югра – ханты и манси....
11 12 2022 22:41:25
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
10 12 2022 4:21:39
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
09 12 2022 7:46:38
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::