Урок "Подросток и правоотношения"
Легче опуститься до рабства, чем дорасти до свободы.
Ибн-Сина (Авиценна)
Цели урока:
- Повторить и обобщить знания по правам и обязанностям подростка.
- Рассмотреть и уточнить базовые понятия курса: права, обязанности, ответственность, закон.
- Продолжить отработку умения взаимодействия в группе, ведения дискуссии.
- Проявить творческие и аналитические способности учащихся.
- Получить социально значимую информацию из различных источников, осмыслить и интерпретировать её.
Основные понятия урока: ответственность, права и обязанности, закон.
Опережающее домашнее задание:
Разбить класс на группы, дать каждой из них тему проекта, литературу по теме.
Презентации групп по теме “Подросток и правоотношения” (не более 7 минут)
- Твои права
- Если твои права нарушены
- Твои обязанности как российского гражданина
- Ответственность за совершенное правонарушение либо преступление
- Организации по защите твоих прав
Нормативные правовые акты, литература:
- Гражданский кодекс РФ
- Закон “О безопасности дорожного движения”
- Закон “О воинской обязанности и военной службе”
- Закон “О гражданстве Российской Федерации”
- Закон “Об образовании”
- Закон “Об общественных объединениях”
- Закон “Об основных гарантиях избирательного права и права на участие в референдуме граждан РФ”
- Закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”
- Кодекс РФ об административных правонарушениях
- Конституция РФ
- Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан
- Постановление правительства РФ №828 “Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ”
- Семейный кодекс РФ
- Трудовой кодекс РФ
- Уголовный кодекс РФ
- Ахметова И., Иванова Т. Мой выбор. М., Ижица, 2004
- Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы права. М., Вита пресс, 2006, глава II
- Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. М., Русское слово., 2005, 10 класс. глава III
- Правововой путеводитель несовершеннолетнего. Калининград, Янтарный сказ, 2002
Этапы урока:
Мотивация, вводная речь учителя, постановка проблемы (8 минут).
I этап: работа в группах по рассмотрению понятий (10 минут)
II этап: Представление результатов работы групп (12 минут)
III этап: Эвристическая беседа с элементами организованной дискуссии по обсуждению понятий урока. (10 минут)
IV этап: Представление презентаций групп “Подросток и правоотношения” (до 7 минут)
V этап: Рефлексия (5 минут)
Мотивация: вводная речь учителя, постановка проблемы
На данном этапе проводится обсуждение с учащимися наиболее важных ценностей для подростка, желающего быть члeном свободного общества. Возможны несколько вариантов работы.
Первый вариант
Учащимся предлагается в данные афоризмы вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.
“ОТВЕТСТВЕННОСТЬ”
- “Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер
- “Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.” П.Коэльо
- “Нельзя человеку во всем полагаться на других и скрывать свою усталость или свою … за несовершенство общественных норм.” П.И.Новгородцев
“ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ”
- “Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк
- “ … без … есть рабство; … без … - анархия.” Ф.Ламенне
- “Отделение … от … так же cмepтельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев
“ЗАКОН”
- “Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …” О.Бальзак
- “Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …” Ж.Деламбер
- “Мы должны стать paбами …, чтобы быть свободными.” Цицерон
Можно провести занятие по данному варианту в игровой форме. Учащиеся по группам получают задание найти как можно больше слов, которые могли бы заменить пропуск. При этом важно, что бы выражение имело определенный смысл. Такая форма работы может использоваться как определенный игровой “разогрев” и мотивировать дальнейшую активность школьников. Кроме того, данный методический ход позволит уже на I этапе урока обозначить взаимосвязь понятий: права и обязанности, ответственность, закон.
Второй вариант
Учащимся предлагается назвать свои ассоциации по теме урока (по цепочке). В ходе мозгового штурма выделяются наиболее важные понятия: права и обязанности, закон, ответственность.
I этап: работа в группах по рассмотрению понятий
Задача группам: рассмотреть по определенной схеме выбранное понятие:
В течении 10 минут вам необходимо рассмотреть понятие и ответить на вопрос: Каково значение данного понятия (для каждого человека и для общества)?
Каждой группе – лист ватмана, фломастеры
Для этого:
Нарисуйте возможный символ – эмблему понятия.
Дайте свое определение понятию.
Назовите 3 -4 термина (или ассоциации), наиболее связанных с рассматриваемым понятием и объясните свою позицию.
Как может звучать краткий лозунг полученного понятия?
II этап: Представление результатов работы групп
Все члeны группы должны участвовать в работе. Одни могут представлять результаты работы, другие – отвечать на вопросы представителей других групп, третьи – задавать вопросы другим группам.
Для оценивания выступлений групп предлагается таблица.
Примерные критерии | Количество баллов |
- лаконичность выступления \ соблюдение регламента | 1 |
- логика \ последовательность выступления | 1 |
- содержательность \ оригинальность предложенных идей \ убедительность аргументов | 1 |
- творческий хаpaктер выступления | 1 |
- участие члeнов группы | 1 |
Всего | 5 баллов |
До выступления групп напомнить, что мини – презентация учащихся строится по предложенному выше плану.
III этап: Эвристическая беседа с элементами организованной дискуссии по обсуждению понятий урока. Предложить сформулировать выводы по беседе в форме правил. Иллюстрацией для беседы о понятиях станут популярные до 1917 г. в среде российских интеллигентов стихи Б.Н.Алмaзoва:
По причинам органическим мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим, сим исчадьем сатаны.
Широки натуры русские, нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие юридических начал…
Вопросы к учащимся:
- Вы согласны с тем, что утверждается в этих стихах? Почему?
- Иногда, участвуя в разговоре на юридическую тему, вы можете услышать такой вопрос: “Чем отличается человек, хорошо знающий законы, от того, кто законов либо вообще не знает, либо знает, но плохо?” Как бы вы ответили на этот вопрос?
- Немало преступников прилично знают уголовное право и даже ту часть Конституции, где говорится о правах человека. Однако это не мешает им совершать преступления. В чем тут дело?
- В какой мере обсуждаемые вопросы относятся лично к вам, несовершеннолетним гражданам нашего общества?
Ожидаемый результат.
Окончательно формулируется на доске и в тетрадях учащихся
1. Чтобы права человека были защищены, мало их написать на бумаге, надо, чтобы сам человек хотел и умел их защитить.
2. Наши права заканчиваются там, где начинается нарушение прав другого человека.
3. Каждое право порождает определенную обязанность.
4. Каждый имеет столько прав, сколько оно может и хочет иметь.
5.* это правило, скорее всего, добавит сам учитель: Человек и государство общаются друг с другом только письменно. Если вы пришли к чиновнику, то оставьте ему заявление, на копии которого он должен расписаться. Если вы этого не сделали, можете считать, что вы у чиновника не были.
IV этап: Представление презентаций групп “Подросток и правоотношения”
- Твои права
- Если твои права нарушены
- Твои обязанности как российского гражданина
- Ответственность за совершенное правонарушение либо преступление
- Организации по защите твоих прав
V этап: Рефлексия.
Как вы думаете, почему эти слова стали эпиграфом урока?
На ваш взгляд, что означает “дорасти до свободы”?
Какую другую фразу (цитату) из прозвучавших на уроке вы хотели бы использовать в качестве эпиграфа к сегодняшней теме? Почему?
Домашнее задание.
Написать заметку в газету “Подросток и правоотношения” Самостоятельно поставить знак препинания после заголовка, и написать заметку в соответствующем ключе.

Урок посвящен 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....
23 09 2023 5:33:12
Интегрированное занятие по новой истории и английскому языку. Форма проведения урока – воображаемая пресс-конференция, на которой рассматриваются вопросы от основания первых английских колоний на территории Северной Америки до окончания Гражданской войны середины XIX века. Одним из ключевых вопросов является плантационное рабство....
22 09 2023 8:12:37
Урок помогает осознать включенность в общую работу, развить личную рефлексию, установить активную субъектную позицию в учебной и иной деятельности. Формирует навыки общения и взаимодействия, ценностно-ориентационное единство группы, повышается познавательная активность....
21 09 2023 7:15:53
Материал игры соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) по учебнику Годер А.А. Игра способствует созданию условий для эффективного повторения и закрепления материала по теме. Развивает умение вычлeнять главное и второстепенное, творческие способности учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях, работать в группе, воспитывает интерес к предмету и чувство уважения к истории....
20 09 2023 21:45:45

В ходе урока необходимо познакомить учащихся с предпосылками и причинами, этапами и основными сражениями Северной войны; охаpaктеризовать международную обстановку и ее изменения в течение войны; оценить значение победы в Северной войне для России. Урок направлен на воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину. Эту разработку можно использовать на уроке истории в 10-м классе....
19 09 2023 12:57:44
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных
возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как
лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний
обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....
18 09 2023 20:47:15
Цель настоящей работы – проверить сформированность метапредметных умений и навыков у учащихся 7-го класса: умение находить информацию в тексте, интерпретировать и структурировать ее, работать со статистическими данными. Все задания работы непосредственно связаны с историческим текстом. Комплексная работа содержит задания по истории, русскому языку и литературе. Также прилагаются критерии, разработанные на основе ФГОС....
17 09 2023 3:45:18
Внеклассное мероприятие посвящено наиболее славным страницам летописи Великой Отечественной войны – победе советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом....
16 09 2023 16:24:58
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
15 09 2023 21:38:46
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
14 09 2023 15:36:53
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными, например, работа в ресурсном круге, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении работы. Также во время урока ученики работают с тестовыми заданиями, закрепляют понятия и термины....
13 09 2023 22:42:44
На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной хаpaктеристике исторических эпох и экономических систем.
...
12 09 2023 20:36:40
Даная тема изучается в 6-м классе в курсе история Отчества с древнейших времен до XVI века и является новой в разделе «Раздробленность на Руси», следовательно, был выбран тип урока комбинированный, с элементами технологии критического мышления, по форме – работа в группах. Предусмотренная форма проведения занятия требовала того, чтобы обучающиеся в позиции исследователей реализовали умения доказательно излагать свою точку зрения, работать с текстом учебника, с картой....
11 09 2023 23:25:35

Учащиеся в ходе урока формируют личностное отношение к теме. Важно отметить, что учащиеся самостоятельно извлекают информацию из источников, тем самым учатся работать с дополнительной литературой. Они учат детей размышлять, высказывать свою точку зрения....
10 09 2023 15:15:15
Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....
09 09 2023 10:16:12
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
08 09 2023 5:26:47
Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....
07 09 2023 6:59:13
Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....
06 09 2023 4:38:48
В методической разработке урока обобщения и закрепления материала предполагается проведение пpaктической работы с использованием различных литературных источников.
...
05 09 2023 1:43:20
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски.
...
04 09 2023 5:58:28
Внеклассное мероприятие предлагается как вариант обобщения и закрепления изученного материала по определенной теме в игровой форме. Игра предназначена для учащихся с 5-го по 11-й класс включительно.
...
03 09 2023 13:56:38
Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А.Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М.П. Мусоргского "Хованщина", картину В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни", а также повесть В.С. Соловьева "Царь-дeвица"....
02 09 2023 11:57:16
Урок разработан для физико-математического класса. Основная идея урока – гражданин России, независимо от выбранной специальности, должен знать и любить историю своей страны. Урок также может использоваться для учащихся 10–11-х гуманитарных классов в целях повышения интереса к математике. Урок – семинар-исследование взаимосвязи истории и математики. Элемент новизны – применение математического моделирования на примере исследования математической модели Бородинского.
...
01 09 2023 20:36:32
Тюменская область - это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века – примерно 15–20 тысяч лет назад, на исходе ледникового периода.
...
31 08 2023 1:18:16
Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....
30 08 2023 2:36:34
Урок-объяснение нового материала. Направлен на формирование умений строить рассказ на основе текста учебника, формулировать несложные выводы. Решать открытые учебные задачи, анализировать исторические источники.
...
29 08 2023 5:49:56
На уроке рассматривается дискуссионный вопрос о цивилизационной принадлежности России. Работа ведется по группам, которые защищают одну из точек зрения на российскую цивилизацию с применением презентации. Урок предполагает использование примеров из истории и умение выражать свое мнение....
28 08 2023 1:19:32
Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства.
...
27 08 2023 23:47:39
Урок проводится в технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо).
Учащимся предлагается прочитать утверждения и выразить к ним своё отношение – согласен или не согласен с каждым утверждением и соответствующие ответы «да», «нет» записать на карточке с утверждениями в колонке «до чтения». Для уточнения информации читаем текст учебника. Учащимся предлагается закончить предложение на выбор....
26 08 2023 14:28:58
Предлагаю вариант конспекта урока для 11-го класса по теме "Мировой экономический кризис". Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников. Урок рассчитан на 2 часа.
В ходе урока рассматривается как понятие Мирового экономического кризиса, так и особенности его проявления в разных странах мира на примере США, Великобритании, Франции, делается акцент на усиление вмешательства государства в экономику для выхода из кризиса. Подчеркивается роль Народного фронта как в выводе государств из кризиса, так и в отпоре фашистским организациям (на примере Франции).
...
25 08 2023 21:29:16
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века».
...
24 08 2023 20:37:19
Проверочные материалы по истории могут использоваться на уроках истории в начальной школе.
...
23 08 2023 19:22:38
Тема актуальна в связи с активизацией неонацизма в мире. Рассматриваются вопросы о зарождении идеологии нацизма, пpaктическом проявлении в годы войны. Подобрана информация о неонацизме в XXI веке, демонстрирующая опасность и губительность этой идеологии для общества в целом....
22 08 2023 8:54:58
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
21 08 2023 18:27:16
Урок-пpaктикум посвящён закреплению знаний об особенностях строения и функций нервной и мышечной тканей животных. Для активизации познавательного интереса в начале урока учащимся предлагается стать сотрудниками школьной лаборатории. В ходе урока определяются степень владения учащихся теоретическим материалом по теме, сформированность у них необходимых умений и навыков. Наиболее активные ребята получают от одноклассников рекомендательные письма на имя директора лаборатории.
...
20 08 2023 11:23:53
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
19 08 2023 21:17:32
Впервые учитель истории и обществознания сталкивается с проблемой развития речи учащихся, когда они из начального звена переходят в среднее. Поэтому на первом этапе необходимо применять те методы работы, к которым ребёнок привык в начальных классах, постепенно усложняя учебную задачу: рассказ по картинке, схемы, опopные конспекты и опopные сигналы, работа с текстом, творческие работы, учебная дискуссия....
18 08 2023 1:32:35
Урок предназначен для оценки результатов обучения, уровня усвоения обучающимися теоретического материала, сформированности умений и навыков, установления диагностики уровня обученности для дальнейшей коррекции неусвоенного материала. Разработанные контрольные измерительные материалы представляют собой письменную работу в виде теста. Педагогический тест по обществознанию – это система заданий разного уровня сложности, позволяющих качественно оценить структуру и измерить уровень знаний. Работа состоит из 2 вариантов, включающих 9 заданий. Помимо заданий с выбором ответа, имеются задания на соотнесение, а также написание эссе....
17 08 2023 18:22:13
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
16 08 2023 4:15:56
Цель: рассказать о борьбе московских князей за первенство среди русских княжеств, о политике отношений с Ордой, охаpaктеризовать деятельность московского князя Дмитрия Донского, осветить причины и последствия Куликовской битвы, её историческое значение.
...
15 08 2023 7:26:33
Интегрированный урок-викторина с целью закрепления и обобщения знаний по истории и математике может представлять интерес для учителей истории и математики. Был проведен во II четверти.
...
14 08 2023 10:39:47
Конкурс дает возможность проверить знания по теме Великая Отечественная война благодаря тестовым задания, кроссворду, вопросам; способствует сохранению связи поколений, воспитывает чувство патриотизма....
13 08 2023 7:33:23
Программа дополнительного образования "Увлекательная нумизматика" предназначена для учащихся 7-9-х классов. Основное направление - исследовательская деятельность в области нумизматики. Отличительной особенностью программы является изучение монет по международным стандартам. Большое внимание уделено изучению монет Тверского княжества.
...
12 08 2023 22:23:17
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
11 08 2023 0:59:49
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
10 08 2023 16:51:51
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
09 08 2023 5:50:39
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация".
...
08 08 2023 1:59:17
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны.
...
07 08 2023 22:38:50
Урок по теме "Война за независимость. Образование США" поможет учащимся понять, как сформировались североамериканская нация со своей идеологией, своими экономическими и политическими интересами, и новое государство на территории английских колоний в Северной Америке. Развивает умения работать в группах, сравнивать и анализировать источники, устанавливать причинно-следственные связи.
...
06 08 2023 13:13:38
Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах.
...
05 08 2023 3:36:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::