Конспект внеклассного занятия по истории "Колымская трагедия"
Опять поминальный приблизился час,
Я вижу, я слышу, я чувствую вас…
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
/А. Ахматова/
Цели занятия:
Воспитательные:
Формировать у подростков патриотическое сознание, социальную активность и гражданскую позиции; воспитывать гуманное отношение к людям, пострадавшим от репрессий; развивать доброжелательность, чувство справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитывать ответственность за свои поступки.
Развивающие:
Совершенствовать умения и навыки ведения дискуссии; грамотно строить монологические речи; формулировать вопросы; сжато давать ответы; выступать с докладами; анализировать исторические документы
Образовательные:
Рассмотреть статистику арестов по политическим делам в 30 – 50-е годы; познакомить учащихся с трагическими судьбами политических заключённых, на примере Н.И.Спиридонова и В.Шаламова, отбывавших наказание в лагерях на Колыме; рассмотреть во взаимосвязи и взаимозависимости явления политики, экономики, культуры “Дальстроя” в 30-50-е года; углубить знания учащихся по данной теме в курсе Отечественной истории.
Оборудование:
- Копии архивных документов (приказы по зырянскому отделению “Дальстроя” за 1942, 1943, 1953, 1956 гг.)
- Реквизиты для мини-спектакля;
- Экспозиции по разделам: “История ссылки и кат opги России”, “Политические репрессии в СССР”, “Путь через ГУЛаг”, “Бутовский полигон”
- Выставка художественной и документальной литературы по теме: В. Шаламова “Колымские рассказы”, А. Солженицына “Архипелаг ГУЛАГ”; А. Рыбакова “Дети Арбата”; В. Высоцкого “Черная свеча”; М.Толмачева “Такая долгая полярная ночь”;
- Материалы о жизни и деятельности Н.И. Спиридонова (Теки Одулок)
Тип занятия:
обобщения и систематизации знаний. Интегрированное факультативное занятие с применением театральных воспитательных технологий.Межпредметные связи:
история + краеведение + литература + информатика.Методические рекомендации:
Материал данного занятия может быть использован для проведения классного часа, посвященного Дню памяти жертв политических репрессий - 30 октября. Данная, тема вынесена на факультативный или элективный курс, если в календарно – тематическое планирование не включён региональный компонент. Также могут быть проведены интегрированные уроки: история, краеведение - география, история - информатика и т. Данный материал может быть использован для дидактической поддержки учителей истории, литературы, краеведения.Ход занятия
I часть.
1. (вводное слово учителя, устный журнал).
Учитель: На уроках истории мы изучаем далеко неоднозначный периода в истории Советского Союза – 30-50-ые годы - время господства репрессивной системы, время разгула “большого террора”. Сегодня нам предстоит, более подробно познакомимся с историей Колымского края, который стал “лагерной столицей”.
Предлагаем вашему вниманию устный журнал подготовленный учащимися 11 класса
1 ученик: К середине 20-х годов лагеря для заключенных раскинулись по всей стране, в особенности в её северных и необжитых районах. В 1930г. в связи с этим учреждается Главное управление лагерей (ГУЛаг). Но символом самых суровых лагерей к тому времени стала Колыма.
<Рисунок 1>
2 ученик: В 1928 г. здесь нашли богатейшие месторождения золота. Три года спустя приняли решение осваивать их силами заключенных. Во главе предприятия “Дальстрой” поставили видного чекиста Э. Берзиня. Первую группу заключенных (более 200 человек) направили на Колыму осенью 1931г. До места добралось около 50 человек – остальные погибли в тяжелом пути.
1 ученик: 4 февраля 1932 г. в бухту Нагаево приехал сам Берзинь. На берегу в это время стояло около 17 строений…Однако вскоре работа закипела. На Колыму прибывали новые, уже многотысячные, партии заключенных. Через некоторое время на берегу выросла столица Колымы – Нагаево (Магадан).
2 ученик: В 1937 г. режим лагерей сделался более жёстким. Проводником новой политики стал знаменитый полковник Гаранин, сменивший арестованного Берзиня. Рабочий день заключенных зимой увеличился с шести до десяти часов. В 1938 г. им запретили носить меховую одежду; разрешены были только ватники. Обувью заключенным часто служили лапти и даже автопокрышки, привязанные к ногам проволокой.
<Рисунок 2>
1 ученик:
На Колыме в разные годы отбывали наказание 2,5 миллиона человек, из них погибло 950 тысяч человек. Умирали от истощения и связанных с ним болезней.
1 ученик:
Размер пайка стал для лагерной администрации главным средством заставить заключенных до конца выкладываться на работе. Ударникам полагался усиленный паек и возможность досрочного освобождения, а тем, кто не выполнил норму, безжалостно паек урезали.
2 ученик:
С 1938 года начали проводить массовые расстрелы, тем самым избавлялись от неугодных заключенных.
Годы “большого террора” (1937-1938) унесли неизвестное до сего времени количество жизней наших соотечественников. Поражают даже официально опубликованные его итоги: 1 344 923 арестованных, 681 692 расстрелянных. По данным Комиссии ЦК от 1962 года 19 миллионов арестованных, не менее 7 миллионов расстрелянных.
2 ученик:
Нужно сто Львов Толстых и тысячу Александров Солженицыных, чтобы описать весь ужас “большого террора” 30-х годов.
Чтец:
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними “каторжные норы”
И cмepтельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
/А.Ахматова “Посвящение”/
2. Доклад учащегося
Учитель: С чего начались политические репрессии в новом государстве советов, какие слои населения они затронули, как отразились на жизни всего народа? На эти вопросы вы сможете ответить, прослушав доклад “Шаги политических репрессий в СССР”.
Приложение 1.
<Рисунок 3, 4, 5>
3. Работа с документами: Учащиеся, по группам, работают с отрывком из письма академика Павлова И.П. “Своевременные мысли, или Пророки в своем Отечестве” и копиями приказов по зырянскому отделению “Дальстроя”
Учитель: Потери населения Советского Союза в Великой Отечественной войне были огромны. При общем населении в 195 млн. человек страна потеряла, по официальным — явно заниженным — данным, 27 млн., из них только 8,7 млн. погибли на фронте (альтернативные оценки вдвое больше), остальные — гражданские жертвы войны или участники партизанских действий.
<Рисунок 6, 7>
Сейчас я предлагаю вам разделиться на две группы для работы с документами. Первая анализирует копии приказов по зырянскому отделению “Дальстроя”, вторая – отрывок из письма академика И.П. Павлова и отвечаете на предложенные вопросы.
Задание 1.
Какими методами лагерная администрация воздействовала на повышение производительности и дисциплины заключенных? (За выполнение повышенной нормы выдавали повышенную продуктовую пайку; за нарушение трудовой дисциплины (опоздание на работу) документы передавались на рассмотрение в суд, для продления срока)Приказ № 2
По Зырянскому Угольному району ДСУ от 2-го января 1942г.
1. За несвоевременный обмер остатков угля на отвалах, чем вызвана задержка представленных сведений в Дальстройуголь и за нетактичное поведение маркшейдеру р-на т.Маханенко С.М. объявить выговор и предупредить, что в случае повторения подобных случаев будут переданы в суд.
Начальник “Зырянугля” /Жигунков/
Приказ № 31
По Зырянскому Угольному району ДСУ от 7-го февраля 1942г.
1. За добросовестную работу по погрузке автомашин и сокращение времени на погрузку против заданных норм на 100% и более процентов з/к работающих в ПРЧ:
1. Фогереву Н.В. выполнившему норму в III декаде | на 251 % |
2. Пивоварову П.А. | на 208 % |
3. Никулину Г.В. | на 206% |
4. Бычкову А.Н. | на 203 % |
5. Пушкареву Н.В. | на 205 % |
6. Пушкову И.М. | на 200% |
7. Рябоконь Г.Г. | на 200% |
8. Корякову Я.П. | на 200% |
9. Киш В.И. | на 203 % |
10. Фургачеву М.Д. | на 211% |
11. Колупах К.Н. | на 201,5% |
12. Cyчков В.С. | на 202,8% |
13. Веприцкому А.Д. | на 205% |
14. Лукашкину С.С | на 220% |
объявляю благодарность с занесением в личное дело, с установлением категории питания с 6.02.-42г. и первой “подземной”, и выдачей продуктов наравне с двухсотниками.
2. Все заключенные, работающие на погрузке угля, должны понимать, что в момент интенсивных углеперевозок каждый их них должен приложить максимум усилий для того, чтобы не допустить ни одной минуты простоя автомашин, достигнуть тех показателей, которые достигли вышепечисленные лагерники. Основание: рапорт замполита т.Саенко.
Начальник “Зырянлага”
Задание 2.
Как вы считаете, написать такое обращение к Сталину мог человек отчаявшийся, потерявший веру или смелый, болеющий за свое Отечество гражданин?
Из письма академика И.П. Павлова в СНК СССР. 21 декабря 1934 г.
Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия. Если бы нашу обывательскую действительность воспроизвести целиком, без пропусков, со всеми ежедневными подробностями, – это была бы ужасающая картина, потрясающее впечатление от которой, произвело бы на настоящих людей. Она едва ли бы значительно смягчилась, если рядом с ней поставить и другую нашу картину – с чудесными, как бы вновь вырастающими городами, днепростроями, гигантами – заводами и бесчисленными учеными и учебными заведениями. Когда первая картина заполняет мое внимание, я всего более вижу сходство нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий. А у нас называется республикой. Пусть, может быть это временно. Но надо помнить, что человеку, происшедшему от зверей, легко падать, но трудно подниматься. Тем, которые злобно приговаривают к cмepти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно остаться существами, чувствующими и думающими человечно. И с другой стороны. Тем, которые превращены в забитых животных, едва ли возможно сделаться существами с чувством собственного достоинства.
Своевременные мысли, или Пророки в своем Отечестве. Л.,1989. С.94 , 95
4. Дискуссия-анализ документов.
5. Выступление приглашенного гостя.
Учитель: “Колымская трагедия” - так мы назвали наше занятие. Почему ответить не трудно. Жестокая репрессивная машина не щадила никого. Мы – россияне с Верхней Колымы гордимся нашим земляком, сыном юкагирского народа Николаем Ивановичем Спиридоновым. А ведь как трагична его судьба. Он, выдающийся человек, был репрессирован, расстрелян и поcмepтно реабилитирован. О его судьбе нам расскажет дальняя родственница Н.И.Спиридонова, носительница юкагирского языка Любовь Николаевна Демина.
Приложение 2.
<Рисунок 8, 9, 10>
6. Доклад учащегося.
Учитель: Ребята, вы, конечно, обратили внимание на нашу книжную выставку. Здесь представлены книги и рефераты, рассказывающие о ГУЛаге. Я хочу остановиться на одной из них – “Колымских рассказах” Варлама Шаламова. Это поэт и писатель, его “Колымские рассказы” стали предтечей “Архипелага ГУЛАГ”. Он тоже пострадал в ходе репрессий, но остался жив.
Приложение 3.
Учитель читает стихотворение Андрея Облога “Воскрешение лиственницы”
Запах лиственницы – это дух победы,
Лиственница – это дерево бесcмepтья.
Нежные зелёные побеги –
Горестная память лихолетья.
В комнате погибшего поэта,
В банке с обезжизненной водою
Жёсткая, изломанная ветка,
Воскресая, пахнет Колымою
Двадцать лет. Откуда эта сила?
Двадцать лет – по сути, без возврата.
Скольких сыновей твоих, Россия,
Полегло на Колыме проклятой…
Учитель:
Как вы думаете, почему образованные, думающие люди оказывались в застенках ГУЛага?
II часть.
(мини-спектакль по мотивам произведений В. Шаломова, А. Солженицына)
На сцене “заключенные” сидят на нарах, на табуретках у стола. Поют песню “Будь проклята ты Колыма”
Я помню тот Ванинский порт
И крик парохода угрюмый.
Как шли мы по трапу на борт,
В холодные, мрачные трюмы.От качки стонали зека,
Обнявшись, как родные братья.
И только порой с языка
Срывались глухие проклятья.Над морем сгущался туман,
Ревела пучина морская.
Лежал впереди Магадан –
Столица Колымского края.Пятьсот километров - тайга!
Качаются люди, как тени,
Машины не едут сюда,
Бредут, спотыкаясь, олени…Прощайте, и мать, и жена,
И вы, малолетние дети.
Знать горькую чашу до дна
Придётся мне выпить на свете.Будь проклята ты, Колыма,
Что названа Черной Планетой.
Сойдёшь по неволе с ума –
Оттуда возврата уж нету.
Диалог заключенных:
1-й: Как же мы живем? Как же мы живем? (плачет)
2-й: Да, жизнь арестанта – сплошная цепь унижение с той минуты, когда он откроет глаза и уши и до начала благодетельного сна.
3-й: Да, все это верно, но ко всему привыкаешь. И тут бывают дни лучше и дни хуже, дни безнадежности сменяются днями надежды.
4-й: Человек живет не потому, что он во что-то верит, на что-то надеется. Инстинкт жизни хранит его, как он хранит любое животное.
2-й: Да и любое дерево, и любой камень могли бы повторить то же самое. Берегитесь, когда приходится бороться за жизнь в самом себе, когда нервы подтянуты, воспалены, берегитесь обнажить свое сердце, свой ум с какой-нибудь неожиданной стороны. Сосредоточив остатки силы против чего-либо, берегитесь удара сзади. На новую, непривычную борьбу сил может не хватить.
(входят врач и медсестра)
Врач: здравствуйте, зовут меня Андрей Михайлович. Андреев, на весы.
Сколько?
Медсестра: серок восемь.
Врач: при росте 180 сантиметров, его нормальный вес – восемьдесят кг.
Медсестра: Господи, вес костей – 42% общего веса - 32 кг. Это в нем осталось 16 кг., пуд всего: кожи, мяса, внутренностей и мозга.
Врач: температура?
Медсестра: 34 и 3
Врач: В шестую его, поближе к печке.
Медсестра: (берет у заключенного гимнастерку, выворачивает её наизнанку) Есть, Андрей Михайлович. Что же ты так обовшивел, а?
Врач: Разве они виноваты.
2-й: Конечно, мы не теряли надежды, что будет о нас рассказано: ведь рано или поздно рассказывается вся правда обо всем, что было в истории. Но рисовалось, что это придет очень не скоро – после cмepти большинства из нас. Сколько моих предшественников не дописало, не дохранило, не доползло, не докарабкалось!....
III часть.
(рефлексия, подведение итогов)
1. Обобщение пройденного материала.
Учитель: “Теоретическим оправданием массовых
репрессий в 30-е годы стала сталинская концепция
обострения классовой борьбы в стране по мере ее
продвижения к социализму и необходимость в
короткие сроки и при наименьших затратах
провести индустриализацию страны и освоить
отдаленные и труднодоступные районы.
Выдвинутый в это время лозунг: “Советская власть
не карает, а исправляет!” стал кратким
выражением идеи “перековки” сознания
заключенного в лагерь преступника. Люди жили в
обстановке нарастающего и хорошо
организованного массового психоза, всеобщей
подозрительности. На собраниях, в газетах и по
радио непрерывно велась бешеная травля “врагов
народа”. “Колымская трагедия” - это страшное, к
сожалению не единичное, явление в истории нашей
Родины унесшее тысячи, миллионы ни в чем не
повинных людей.
2. Вручение буклетов /Приложение 4/.
Ребята, я вручаю вам буклеты “Колымская трагедия” Послушайте слова немецкого философа Карла Ясперса “Нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. Надо всё время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Лишь знание способно предотвратить её…”. Подумайте над ними и запишите свои мысли, впечатления, пожелания, как нашей Родине, россиянам и человечеству в целом, научиться, не повторять таких трагедий.Чтец:
Всем,
Кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,
Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
Кто по суду, без суда, совещаньем особым
Был обречен на тюремную робу до гроба,
Кто был с судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями,
Им наши слезы и скорбь, наша вечная память!
(минута молчания в честь жертв политических репрессий)
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
18 03 2024 18:59:14
В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....
17 03 2024 4:25:22
Разнообразие форм работы, частая смена деятельности делают урок динамичным, постоянно поддерживают познавательный интерес и не дают ученикам заскучать. Цель нашего путешествия по Древнему Египту – вспомнить основные факты из жизни этого государства, проверить, насколько глубоко усвоен изученный материал....
16 03 2024 15:32:39
Урок разработан на основе исторических документов, письменных источников, карты «Расселения восточных славян», фотографий, с целью научить учащихся 6-го класса работать с различными видами источников. Повторение и закрепление материала осуществляется с помощью карты и фотографий. ...
15 03 2024 4:49:54
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
14 03 2024 12:48:42
Урок по новой истории рассчитан на учащихся 7-го класса, проводится по учебнику Юдовской А.Я., Бapaнова П.А., Ванюшкина Л.М. На уроке применяются такие технологии, как умение работать с картой, доказывать, используя конкретный исторический материал учебной статьи, умение мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей и умение систематизировать свои знания. ...
13 03 2024 6:56:41
Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения. Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа....
12 03 2024 15:34:39
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами пpaктической работы (комбинированный урок) из тематического блока «Между мировыми войнами». Акцентировка внимания учеников сделана на истории международных отношений в 20−30-е годы XX века, с учетом рекомендаций активизирует обучение, сделает его более познавательным....
11 03 2024 17:27:23
Цель: познакомить студентов с событиями связанными с битвой под Москвой; показать героизм и патриотизм нашего народа....
10 03 2024 9:15:45
Цели урока: познакомить учащихся с основными направлениями и событиями внешней политики России при Александре I; воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за достижения предыдущих поколений нашей страны; развивать навыки работы с мультимедийным проектором, документами, дополнительным материалом; закрепить умение выделять общее, главное, систематизировать знания, правильно и грамотно говорить, работать с картой; развивать умения учащихся соотносить иллюстрированный, поэтический материал с происходящими событиями; обучить навыкам подготовки проектов. ...
09 03 2024 20:27:12
Во второй половине XIX – начале XX века в России особенно расцвела благотворительность. Именно в этот период появилась целая плеяда предпринимателей. До сих пор мы пользуемся плодами их добрых дел. Сохранилась и память об этих замечательных людях в сердцах благодарных потомков. Рассказы об этих людях, несомненно, будут способствовать воспитанию патриотизма у современных молодых людей, желанию последовать их примеру....
08 03 2024 1:23:52
Русский народ до принятия христианства имел особое мировоззрение и свой племенной хаpaктер, и результатом религиозной реформы стало своеобразное и сложное соединение – православная вера русского народа. Статья о языческой вере восточных славян, ее отличительных чертах и влиянии на принятое христианство....
07 03 2024 23:42:52
Цели урока: формирование представления о важнейшем этапе развития кубанских земель – о переселении черноморских казаков на Кубань, об истории становления Кубанского казачьего войска; привитие любви к малой Родине – Кубани, чувства гордости за свой край и его жителей; воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции....
06 03 2024 6:44:44
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику....
05 03 2024 1:55:18
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
04 03 2024 10:54:24
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
03 03 2024 4:48:16
Мероприятие уточняет знания учащихся о событиях войны 1812 г. У ребят активизируется познавательная деятельность, совершенствуются умения работать с дополнительной информацией. Формируется способность отбирать необходимый материал, проявляется интерес к историческому прошлому....
02 03 2024 5:42:37
Урок проводится в 10-м классе в рамках изучения курса «Право». Тип урока: повторительно-обобщающий. Цель: повторить, обобщить, закрепить знания по теме «Гражданское право», научиться пользоваться ими в повседневной жизни. Помимо плана-конспекта урока, в статье есть и самоанализ урока....
01 03 2024 23:59:20
Изучение темы "Тоталитаризм. Сталинские репрессии" представляет определенные трудности для старшеклассников. Один из самых трагических периодов отечественной истории вызывает у них много вопросов: каковы причины этого явления, последствия, судьбы людей, попавших под колесо репрессивной машины. Урок посвящен истории Вятлага, одного из сталинских лагерей, расположенных в Кировской области в 1930–1950 годы. Краеведческий материал может помочь учащимся более глубоко осмыслить исторический материал. ...
29 02 2024 17:20:26
Правовая игра по обществознанию построена по принципу популярной телевизионной игры «Кто хочет стать миллионером».. Цель игры: в занимательной форме расширить знания учащихся по теме «Конституция РФ»....
28 02 2024 12:12:34
Этот урок проводится с использованием опopных сигналов, национально-регионального компонента и элементов интеграции истории и английского языка. В процессе объяснения нового материала идет сравнение двух культур: ненецкой и индейской. Целью урока является сформирование у учеников представления об основании колоний в Северной Америке....
27 02 2024 17:33:28
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью декабристов после восстания 14 декабря 1825 года, показать роль декабристов в общественной жизни Сибири, в освоении и изучении Сибирского края....
26 02 2024 8:36:23
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
25 02 2024 18:25:55
Сценарий включает в себя дневниковые записи, воспоминания людей, которым пришлось испытать судьбу жителя блокадного города. Также в композицию включены поэтические произведения Ю.Воронова, М.Дудина, А.Межирова, О.Берггольц, позволяющие глубже и проникновеннее увидеть человеческую трагедию ленинградцев. Сценарий может использоваться как во внеклассной работе, так и на уроках истории и литературы при изучении эпохи Великой Отечественной войны....
24 02 2024 8:32:47
В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России....
23 02 2024 11:26:27
Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает оптимальное соотношение учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения....
22 02 2024 5:52:28
Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....
21 02 2024 17:52:41
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
20 02 2024 5:29:31
Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....
19 02 2024 20:13:53
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
18 02 2024 2:48:28
Урок по теме «Столетняя война» проводится в курсе истории Средних веков. Поскольку количество часов на изучение данной темы сокращено до одного урока, а материал очень большой, то на уроке предполагается использование рабочих листов. Данные записи учащиеся затем вкладывают в свои рабочие тетради. На уроке также применяется компьютерный учебник по всеобщей истории и презентация. ...
17 02 2024 8:15:29
Цели урока: познакомить с внутренним устроением православного храма: частями храмового помещения, с историей русского иконостаса и традиционным расположением на нем икон; развивать кругозор и словарный запас детей....
16 02 2024 3:33:47
В ходе знакомства с учебным материалом учащиеся узнают, что Гражданская война не обошла стороной Царицын, и о том, какие кровопролитные бои шли на территории нашего посёлка, читая воспоминания очевидцев тех страшных лет. Познакомятся с историей сражений на северных подступах к Царицыну в годы Гражданской войны, изучат ход боевых сражений в п.Городище. Учащиеся познакомятся с памятными местами, посвящёнными Гражданской войне на территории Царицына....
15 02 2024 19:51:15
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
14 02 2024 12:21:26
В ходе урока раскрывается понятие «Новый империализм», выделяются основные черты империализма и хаpaктерные признаки империализма в начале XX в. Главный упор на данном этапе урока делается на раскрытие понятия колония с помощью карты....
13 02 2024 20:16:25
Цель, которую мы перед собой ставим, – организовать предпрофильную подготовку как условие оптимизации процесса самоопределения. Данная система педагогической, психологической, организационной поддержки учащихся на основе предметов обществоведческого цикла в период предпрофильной подготовки может быть использована в общеобразовательных школах, гимназиях, лицеях в работе со старшими подростками. ...
12 02 2024 20:42:12
Работа посвящена систематизации пройденного материала по теме "История объединения Руси"....
11 02 2024 19:42:39
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
10 02 2024 15:11:28
Урок основан на работе с письмами выпускника-афганца Мелешина В.Н., погибшего при выполнении воинского долга в Афганистане. Ход афганской войны рассматривается через судьбы её отдельных участников – выпускников школы. На уроке идет словарная работа, работа в группах, подготовка к сжатому изложению. ...
09 02 2024 3:49:45
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
08 02 2024 1:31:43
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
07 02 2024 0:45:53
В ходе работы над проектами ребята изучают литературу по истории Великой Отечественной войны и истории Ставропольского края, Ге opгиевского района и станицы Подгорной. Ребята периодически ведут записи бесед с тружениками тыла. Учащиеся анализируют отобранную информацию, создают компьютерные презентации....
06 02 2024 7:54:31
Мероприятие направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширение их кругозора; обобщение полученных знаний по истории Древнего мира. Такие конкурсы вызывают глубокий интерес учащихся к истории и стимулируют их активное участие в различных мероприятиях исторической направленности....
05 02 2024 2:45:32
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
04 02 2024 19:40:20
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
03 02 2024 2:52:52
Материал урока дает возможность учителю совершенствовать навыки работы с историческим источником, отpaбатывать умения формулировать свои мысли, работать в группе. Наличие большого количества иллюстраций помогает "оживить" историю, сделать ее персональной. Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления....
02 02 2024 6:36:21
Урок формирует умение анализировать. Автор развивает навыки работы в группе. Систематизируются и контролируются знания учащихся. Урок проходит в три гeйма. С помощью жеребьевки комaнда выбирает вопрос, на который будет отвечать, разрешается обсуждение вопроса в течение двадцати секунд. Вопросы комaндам задаются по очереди. Если комaнда ответила неправильно, то отвечает другая комaнда, которая раньше поднимет руку....
01 02 2024 17:48:41
Учащиеся на уроке нравственно оценивают и осмысливают подвиг героев обороны Севастополя и жителей города, проводя большую предварительную самостоятельную подготовку к уроку: поиск дополнительной информации, построение устного речевого высказывания, выдвижение гипотез, составление презентаций. Ученики работают с контурной картой Севастополя: отмечают положение города с военной точки зрения, определяют сильные и слабые стороны обороны; комментируют планы обороны города, предложенные Тотлебеным....
31 01 2024 8:51:21
В работе ставится задача выявить причины "Перестройки". Закрепляется теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы. Учащиеся выясняют необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги....
30 01 2024 4:29:58
В данной статье предлагается методическая разработка урока, в ходе которого используются различные формы и методы обучения, направленные на формирования умений и навыков (работать с текстом, выделять главное, знать понятия и уметь их применять, разpaбатывать мини-исследования, делать мини-проекты и уметь их представлять, делать выводы), с целью формирования ключевых компетенций. ...
29 01 2024 2:13:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::