Урок истории "Древний мир: менталитет воина"
Цели и задачи:
- Раскрыть значение новых исторических понятий
- Развить умение анализировать материал, логически мыслить, обобщать знания, факты; отвечать на проблемные вопросы, критически оценивать получаемую информацию.
- Воспитать чувство уважения к истории, показать нравственные качества воина, стремление к духовному идеалу.
Тип урока: урок-объяснение нового материала с элементами эвристической беседы.
Основные этапы:
- Организационный момент
- Объяснение нового материала
- Обобщение изученного материала
- Закрепление пройденного на уроке
- Домашнее задание
Время урока: 40 мин
Ход урока
Учитель начинает урок с небольшого четверостишия о войне, например:
Грянул выстрел в тишине,
Сбил воронью стаю.
На войне как на войне, -
Иногда стреляют…
Эти же строки могут прозвучать в исполнении автора А.Розенбаума под музыку; можно прочесть любые стихи о войне, используя в качестве музыкального сопровождения классические музыкальные сборники. После прочтения задаются вопросы: о чем стихи; известны ли детям какие-нибудь войны; воюют ли сейчас? Вывод: история человечества – это история бесконечных войн, и профессия воина – одна из древнейших. Объявляется тема, дети записывают ее в тетради. Учитель определяет перспективу урока: мы узнаем, кто мог стать воином; каким был воинский идеал; какие правила соблюдали воины, за что сражались; поговорим о том, какими воинами были греки, римляне, индейцы. Мы попытаемся ответить на вопросы: бывают ли справедливые войны, так ли это интересно – воевать. Что нужно сделать для того, чтобы избежать военных конфликтов, возможен ли мир без войны. Наконец, мы попытаемся сделать историю чуть ближе, понятнее, представить живых людей, сражавшихся когда-то на поле боя. Учитель обращает внимание детей на рабочие листы, лежащие перед ними на столах. Работает класс тремя группами (рядами). В течение всего урока капитаны, выбранные заранее, выставляют баллы за работу (балл за каждый верный ответ). В конце урока листочки преподаватель собирает и выставляет оценки. Помимо этого, отметки ставятся за активную работу, дети сами оценят друг друга. При желании можно создать жюри для оценки работы групп в целом (это целесообразно, если урок открытый, в таком случае будут задействованы гости, не придется отвлекать учеников).
Итак, тема названа еще раз, и учитель задает вопрос: кто такой воин? Дети предлагают различные варианты, все ответы выслушиваются обязательно. Следующий вопрос: что же такое менталитет? Здесь уместно предложить для обсуждения любую ситуацию, смоделированную самим учителем, и сделать вывод: менталитет – мысли, поведение человека, то, как он думает и поступает. Определение заносится в словарик и на доску. Для лучшего восприятия используются цветные мелки. Следующий вопрос: всякий ли человек в древнем мире мог стать воином? Выслушиваются предположения детей, производятся записи на доску и в тетради. Воин – мужчина, не обремененный заботой о детях , позже – из богатой семьи (почему?), сильный (сообщение о Ликурге, Спарте, обсуждение). Спартанцы – сильнейшие воины среди греков, для них война – работа (с какого возраста, почему; работа с текстом учебника). Спартанцы захватили коренных жителей полуострова. Это – пример захватнической войны (дети объясняют). Когда на Грецию напали персы, Спарта направила отряд из 300 человек во главе с царем Леонидом. В Фермопильском ущелье произошла страшная битва (отрывок из фильма “Триста спартанцев”; 3 мин). О какой войне идет речь в этом случае? О справедливой, освободительной (объяснение детей). Сильна была любовь к Родине, греки победили; сильна была и греческая армия. Следует работа с текстом и иллюстрациями электронного учебника, объяснение понятий “гоплит”, “фаланга”, “триера”. Один из известнейших полководцев Древней Греции – Александр Македонский (работа с текстом, портрет на экране). “Я не краду победу по ночам!” - уже можно назвать качества лучшего, идеального воина (дети называют: сильный, отважный, благородный).
Не менее сильными были и римляне, строившие свой мир огнем и мечом. Римские легионеры (работа со словарем, текстом электронного учебника) были неутомимы, лимесы (словарь) устрашали соседей-варваров. Даже в мирное время римляне устраивали бои рабов-гладиаторов (словарь), и часто в руках зрителей оказывалась судьба человека (кадры из фильма “Гладиатор”; 1,5 мин). Следует оценка детьми такого обычая, обсуждение порядков “Pax Romana”. Дети называют самого известного полководца Юлия Цезаря (сообщение о нем, опережающее задание одного из учеников). Его именем называют правителей, некоторые его выражения стали крылатыми (какие?), а книгу “Записки о Галльской войне” люди читают до сих пор. “Veni, vidi, vici”, - сообщил об одной из своих побед Цезарь. Что означают эти три слова, если речь идет о действиях полководца? Проводится мозговой штурм: класс читает вопрос, записанный на доске, и старается за минуту выдать как можно больше версий перевода каждого из трех слов (учитель поясняет, что речь идет о конкретных действиях полководца, который прибыл на указанную территорию и справился с заданием покарать врага). Через минуту выслушиваются ВСЕ версии, и слова заносятся в схему на доске и в тетрадях. Полководец побеждал не только силой, но и умом (качества воина заносятся в схемы в тетради и на доске).
Да, греки и римляне прославились своими ратными подвигами, но до сих пор удивляет нас военное искусство американских индейцев (заполняется нужная часть схемы на доске, дети объясняют разницу между существительными “индеец” и “индиец”). Индейские мужчины (иллюстрация электронного учебника) готовились к войне с детства: в день рождения мальчику вкладывали оружие в руку, с трех лет начинались военные тренировки, в двенадцать – обряд посвящения в мужчины-воины. С этого времени подростки могли носить оружие (связь с современностью: почему мы не позволяем себе этого в собственной стране, насколько это опасно). На пирогах (словарь, иллюстрация) молодые воины часто захватывали соседние земли (какие это войны? Мнение детей). Перед боем наносилась специальная раскраска (предположения детей, почему?). Представим себе, что мы – индейцы, и нам нужно защитить себя от нападения.
Боевая раскраска. Учитель раздает группам вырезанных из плотного картона индейцев, краску, кисточки. Задание – нанести краску на лица (разные цвета, значение объясняет учитель; индейцы – один миролюбивый, с белой краской, два – беспощадные (полоски на лице , черный и синий цвета). Такое задание несет познавательный интерес и способствует эмоциональной разрядке на уроке. Дети могут говорить, переходить с места на место, собраться у одной- двух парт своего ряда. Результаты работы вывешиваются на магнитную доску. Уместно включение музыки, пока класс раскрашивает индейцев.
Сообщение информации возможно было не только с помощью цвета.
Задание “Секретное донесение”. Учитель раздает трем группам детей по три шнура (длина до 20 см, диаметр небольшой) и образцы узлов, которые вязали воины-индейцы, оставляя донесение. Учащимся предлагается сообщить с помощью такого веревочного языка кипу (словарь) количество погибших, попавших в плен, раненых (учитель работает вместе с детьми, так удобнее контролировать творческий процесс).
Проверка знаний
Теперь можно на основе полученных знаний составить синквейн (пятистрочие: первая строка – существительное; вторая – два прилагательных; третья – три глагола; четвертая – смысловая фраза, пятая – смысловое существительное). Лучше дать синквейны “Македонский”, “Легионер”, “Индеец”, работу распределить по рядам, внося элемент состязательности. Варианты детских работ:
Македонский
Бесстрашный, честолюбивый
Завоевывает, расширяет, властвует
“Я не краду победу по ночам!”
Завоеватель
Легионер
Выносливый, тренированный
Воюет, охраняет, выигрывает
Римские легионеры – сильнейшие воины Средиземноморья
Воин
Работы оцениваются, подводятся итоги. Хорошо, если в обсуждении участвует весь класс, группы ставят отметки друг другу. Учитель отмечает самых активных.
Можно включить музыку, звучавшую в начале урока, зачитать тот же отрывок по войне. Далее – заключительный текст учителя.
Мы назвали качества, которые ценились древними воинами (на доске и в тетрадях), самых знаменитых воинов (иллюстрации), разные виды вооружения (обзор по всему конспекту). Подведем итоги. Что страшного несут с собой войны? Можно ли обойтись без войны? Как избежать войны в современном мире? Какими качествами должны обладать лидеры современных держав (объяснение термина “толерантность”). Как можно назвать войну за освобождение Отечества? В словарь – термин “Отечественная война”, дети приводят примеры из истории России. Если не вспоминают ученики, преподаватель называет войну 1941–1945 гг. Ребята вспоминают о тех родственниках, которые прошли войну (Отечественную, Чеченскую). Домашнее задание – мини-сочинение (6-7 строк) на тему “Мир без войны”.
Урок знакомит учащихся со становлением Древнерусского государства. Путем анализа письменных источников ученики определяют вклад княгини Ольги в развитие Древнерусского государства. Формируются навыки составления образной хаpaктеристики и оценки деятельности исторического персонажа....
18 03 2024 4:13:42
Урок обществознания в 7-м классе формирует понятие «общение», раскрывает его содержание, цели и средства; показывает важность общения для формирования социальной сущности человека; формирует умение анализировать различные формы общения; формирует навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях....
17 03 2024 1:18:41
Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....
16 03 2024 11:44:57
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
15 03 2024 19:38:44
Цели урока: повторить и закрепить с учащимися основные положения темы "Глобальные проблемы современности и пути их решения"; сформировать у учащихся навык по применению теоретических знаний на пpaктике....
14 03 2024 2:13:19
Конспект интегрированного урока музыки и истории (2-й класс, II четверть). Урок проходит в школьном музее «Старая русская деревня». На уроке дети знакомятся с историей создания русских народных костюмов. Урок направлен на формирование устойчивого интереса к культуре своего (любого) народа....
13 03 2024 8:30:28
Основной предмет данной работы составляет проблема пробуждения интереса к истории культуры (архитектуры, костюма). Представляем разработку интегрированного урока-экскурсии по истории-технологии на закрепление пройденного материала в рамках традиционной программы. Урок направлен на формирование образного мышления, развития творческой инициативы, эстетического вкуса. ...
12 03 2024 7:14:40
Представлена методическая разработка урока для 11-го класса «Налоги и налогообложение» в системе уроков по дисциплине «Обществознания» в разделе «Экономика» и «Финансовая грамотность». В разработке представлены: презентация, технологическая карта урока, задачи расчёта НДФЛ для физических лиц и задания для подготовки к ЕГЭ....
11 03 2024 16:21:17
Интегрированный урок информатики и обществознания, исследовательского типа. Методы: групповая пpaктическая работа с Интернетом. Технологии: проектная, критического мышления, веб-квест. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, планируют деятельность, отбирают, анализируют и структурируют информацию. Формируются навыки распределения рабочего времени, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы....
10 03 2024 6:14:34
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
09 03 2024 12:19:21
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
08 03 2024 17:54:59
Данный урок строится по традиционной схеме урока-презентации. В работе представлена краткая история возникновения Олимпийских игр в античном мире (в Древней Греции), история возрождения Олимпийского движения , информация о современных Олимпийских играх. ...
07 03 2024 1:55:54
Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....
06 03 2024 7:12:31
Цели урока: углубить представления учащихся по проблеме феодальной раздробленности; выявить особенности этого явления на Руси....
05 03 2024 17:15:13
Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....
04 03 2024 5:19:35
Сценарий предназначен для интегрированных уроков по истории русской культуры 18-19 веков и для внеклассной работы с учащимися 10-12-и лет. Ведущие программы - учащиеся. Сценарий построен на синтезе искусств - музыки, литературы и живописи. К сценарию прилагается презентация, в которой иллюстрации и музыка точно соответствуют репродукциям в тесте. Это дает возможность учащемуся одновременно следить за видеорядом и текстом....
03 03 2024 19:46:43
Интегрированный урок построен в форме интеpaктивного обучения. На основе изучения исторических источников в виде документов, учащиеся в группах заполняют общую таблицу по данной теме, защищают свои работы, делают выводы. Урок способствует получению обществоведческих знаний по теме «Демократия», связан с подготовкой к экзамену в форме ЕГЭ....
02 03 2024 11:10:44
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
01 03 2024 1:37:49
Урок помогает сформировать представление об основных особенностях и проблемах демографического, социального и экономического развития Российской империи на рубеже XIX-XX веков, сформировать представление об основных тенденциях и направлениях экономической политики правительства России накануне и в начале XX в....
29 02 2024 16:48:25
На уроке происходит применение полученных учащимся знаний на пpaктике в ходе игры, при этом изучение нового материала и его закрепление объединяются в единый процесс. Перед учителем стоит проблема, как увлечь учащихся чтением. Дополнительная литература предусматривает осмысленное, а не механическое запоминание большого конкретно-исторического материала....
28 02 2024 13:20:58
Урок включает в себя составление общего представления об экономике России в первой половине XIX в., демонстрацию неэффективности крепостнической системы хозяйствования в условиях промышленного переворота и развития капиталистических отношений, определение причин её кризиса, сравнение российской экономики и экономики европейских стран. ...
27 02 2024 19:56:20
Познакомить учащихся с условиями вступления на престол Петра I. Охаpaктеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования....
26 02 2024 10:42:41
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
25 02 2024 17:55:46
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
24 02 2024 6:35:23
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
23 02 2024 9:58:42
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
22 02 2024 1:53:38
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
21 02 2024 2:49:10
«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
20 02 2024 22:18:22
Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....
19 02 2024 18:45:25
Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий, формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....
18 02 2024 3:21:43
Статья представляет собой методическое пособие по истории Казахстана. Дается в авторском варианте оформления....
17 02 2024 1:58:55
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....
16 02 2024 2:41:49
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
15 02 2024 11:14:35
Урок-проект разработан для учащихся 10-го класса с ограниченными возможностями здоровья. В период работы над проектом учащиеся находятся в тесном контакте со своими сверстниками, активно взаимодействуют и сотрудничают друг с другом, расширяется их круг общения, у школьников появляется чувство собственной значимости для окружающих. Знание исторического прошлого может укрепить в детях почитание традиций и человеческих ценностей: любви к Родине, доброты и справедливости....
14 02 2024 16:49:11
Урок формирует у учащихся целостное представление о дружбе как высшей нравственной категории. На уроке используется презентация, электронное приложение к учебному пособию "Основы религиозных культур и светской этики"....
13 02 2024 17:33:33
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
12 02 2024 11:55:32
Урок ставит следующие цели: сформировать яркое представление о своеобразии китайской цивилизации на основании различных источников информации. Ученики смогут побывать в роли исследователей, которые узнают об изобретениях и открытиях древних китайцев, и сделать выводы о роли этих изобретений в наши дни. ...
11 02 2024 4:56:17
Цель урока: выяснить причины, приведение к кризису политики «военного коммунизма» и приведение к смене экономической политики в стране; рассмотреть первые шаги НЭПА в промышленности и сельского хозяйства; сравнить с началом перестройки при Горбачеве....
10 02 2024 22:49:59
Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь событий и направлений в истории Хакасии. Воспитательная цель курса: формирование у учащихся национального сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ, развитие толерантности. Развивающая цель: формирование исторического мышления у учащихся, получение социально значимой информации для себя, умение ориентироваться и применять их для определения собственной позиции....
09 02 2024 14:47:50
Данное мероприятие способствует воспитанию, пробуждению патриотических чувств. Современная молодежь должна знать, насколько важно сохранение чести и достоинства человека в дни тяжелых испытаний, как необходима государству общенациональная, сплачивающая весь народ идея. Предлагаемое мероприятие охватывает одни из самых трагических периодов в нашей истории....
08 02 2024 12:44:55
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
07 02 2024 18:59:54
Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования. ...
06 02 2024 18:38:49
Урок обществознания в 11-м классе посвящен обсуждению темы: можно ли в России стать богатым человеком. Этот вопрос актуален для старшеклассников сегодня, т.к. затрагивает мopaльно-нравственные аспекты: можно ли стать богатым честно, и что для этого необходимо знать....
05 02 2024 22:14:16
Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....
04 02 2024 15:16:45
Работа направлена на то, чтобы расширить образовательное прострaнcтво учащихся в рамках формирования исследовательских умений и навыков на уроках истории Московской области. Также знания, полученные на уроке, призваны способствовать формированию творческого мышления, выработке личностного отношения к культурному наследию....
03 02 2024 18:31:31
На уроке создается ситуация погружения в древнюю эпоху, в гости приходит фараон. Данный урок способствует развитию творческих способностей, совершенствованию пpaктических навыков по самостоятельному изучению нового материала с помощью учебной и вспомогательной литературы. Рецензия на ответ ученика дает возможность оценить свои знания и знания одноклассника. ...
02 02 2024 15:56:40
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
01 02 2024 23:51:59
На уроке используются презентация, тестирование, индивидуальное, опережающее задание, работа с документом в парах, дифференцированные задания. Урок способствует формированию у учащихся представления о русском реформаторе М.М. Сперанском, о проектах, над которыми он работал. ...
31 01 2024 2:27:20
Уроку предшествовала долгая подготовительная работа, в ходе которой была подготовлена анкета "Мое свободное время" и проведено анкетирование среди старшеклассников школы. В результате занятия учащиеся смогли узнать, какие формы культуры существуют, и сравнивать их; давать определение таким понятиям, как "элитарная", "народная" и "массовая культура"; определить, к какому типу культуры относятся произведения; выступать публично в ходе пресс-конференции; проводить анкетирование и анализ результатов....
30 01 2024 19:59:58
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года. ...
29 01 2024 20:42:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::