Викторины по истории "Знаешь ли ты историю родного края?"
ВВЕДЕНИЕ.
Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения.
Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа.
Челябинская область многонациональна — на ее территории проживает более 30 народов. Любой народ — явление уникальное. Каждый внес что-то свое — неповторимое — в цивилизацию. Учить учащихся культуре этнического общения, уважения к языку, быту, традициям, религии народов, населяющих наш край, гордости за трудолюбие — вот задача изучения истории родного края.
Работа может помочь учителю в поиске исторических сведений о родном крае.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Родина начинается с родного края, где ты родился и вырос, где многие века живет твой народ. Понятия родина и родная земля неразрывно связаны и священны для каждого человека.
Вопросы истории родного края включены в школьные программы. Этот материал позволяет усилить воспитательную роль уроков, сделать для ребят ближе и понятней малую Родину, дела дедов и отцов.
Но за пределами круга обязательных знаний, определенного учебными программами, остается немало ярких и увлекательных страниц истории родного края. Знакомство с ними является бесценным источником духовного обогащения школьников. Велик интерес у школьников к истории. Большие возможности формирования интереса к истории заложены во внеклассной работе. В данной работе автор делится опытом проведения исторических мероприятий в школе в занимательной форме во время гуманитарно-эстетической декады. Предложенные вопросы выходят на выявление хронологических, картографических умений учащихся, требуют дополнительного поиска, исследования по объяснению происхождений названий, терминов, понятий, анализа источников, произведений литературы и искусства. А также даны выборочные тесты к урокам.
“Счастливый случай”
Внеклассное мероприятие по истории родного края в 6-м классе.
Цель:
- Проверить знания учащихся, хронологические и картографические умения, умения рассуждать, аргументировать, знания понятий и терминов.
- Воспитывать любовь к своей Родине, краю.
- Подвести к пониманию ими исторических и культурных ценностей своего народа.
Оборудование:
- Кабинет оформить: повесить шары, красочно написать “Счастливый случай”, музыка, карточка с датами, бочки с номерами (заморочки из бочки), призы—подковы.
Описание и содержание, конкурсов.
Ведущий: добрый вечер, дорогие друзья! Начинаем игру “Счастливый случай”. Сегодня встречаются две комaнды (можно три, четыре — в зависимости от того, сколько шестых классов в школе) 1 комaнда — 6-а класса, 2 комaнда — 6-б класса.
Итак, первый гeйм!
Я буду задавать вопросы, надо на них ответить очень быстро, т- к. будем отвечать на время. Наберете столько очков, на сколько вопросов успеете ответить (если не знаете, надо говорить — дальше).
Начинает I комaнда.
1) Кто составлял основное население Южного. Урала в IX—XV веке? (башкиры).
2) Кто дал первые письменные сведения о башкирах? (Арабский путешественник Йбн Фадлан).
3) Шэжэре? (летопись)
4) Ясак? (дань).
5) Мурза? (феодал)
6) Аул? (село).
7) Тархан? (рогатый феодал)
8) Кочевники? (люди, переходившие с места на место в поисках пастбищ).
9) Булатный камень? (яшма).
10) Ушкуйники? (вооруженные отряды, плававшие на лодках, занимались торговлей и грабежами).
Комaнда набрала ______ очков.
Вопросы комaнде 6-б класса!
1) Как называлась р. Урал в древности? (р. Яик).
2) “Уральская Троя”? (Аркаим).
3) Бортничество? (собирание дикого меда).
4) Батыр? (богатырь).
5) Бий? (хан — правитель).
6) Религия башкир? (ислам).
7) Припущенники? (пришлые крестьяне, поселившиеся на башкирских землях).
8) Юрта? (жилище древних башкир).
9) Королтай? (народное собрание). .
10) Курай? (муз. инструмент).
Комaнда ответила на___ вопроса, набрала ___очков.
2 ГЕЙМ - ТОПОНИМИКА КРАЯ.
Вопрос к болельщикам: что такое топонимика? (Это наука, изучающая географические названия, от греческого “топос”— место, местность, “онома” — имя).
Ведущий: интересно и поучительно проникновение в тайну названий.
Как и откуда возникли они? По какому поводу даны? Что означают? Вопросы всегда живые и увлекательные. Топони^ мика объясняет, как возникли географические названия, какой заключен в них смысл и как они изменяются,
ЗАДАНИЯ КОМАНДАМ.
1) Объяснить происхождение названия Аргаяш.
— озеро, поселок, районный центр. На ландкарте Йсет-ской провинции 1742 г. — Аргаяш. В записях —XIX в. встречается в форме Яргояш. Обычно воспроизводится от башкирских слов: Яр — “берег”, кояш — “солнце” и переводится “солнечный берег”. Соответствует и древнему тюркскому личному мужскому имени Агайяш или Аргайяш, Ергаяш).
Вопрос 2 комaнде:
— объяснить происхождение названия Тептярги.
(озеро в Аргаяшском районе, около д. Дербишева. Так башкиры называли всех пришельцев из Поволжья, поделившихся на общинных землях башкир на правах припущенников за определенную плату. С:ги образовали тептярские поселения. Башкирское именование пришельцев перешло к природным объектам и селениям, где они расселились).
ИТОГ ГЕЙМА.
3 ГЕЙМ!
Ведущий: каждой комaнде я прочитаю четверостишие одного из известнейших башкирских поэтов. Ваша задача — назвать его имя и сказать название стихотворения.
Никогда язык мой не умрет —
Дивное творение природы.
Пусть на тех презрение падет,
Кто не чтит родную речь народа.
(Баязит Бикбай, “Родной язык”).
Родной язык! Других не ниже он,
Я знаю цену всем его словам:
Он и силен, и звучен, и богат,
Его не чтят лишь те, кто низок сам.
(Рами Гарипоз, “Родной язык”).
ИТОГ ГЕЙМА.
4 ГЕЙМ!
“Заморочки из бочки”.
№ 1. Откуда возникло и что означало слово “башкорт”?
а) знатный хан по имени Башкорт;
б) сочетание двух слов: “баш” — голова, главный, вождь, “корт” — волк — один из первых тотемов, которому поклонялся башкирский народ;
в) “баш” — глава, вождь, главный “корт”—пчела — башкиры издавна занимались бортничеством;
г) “баш” — глава, вождь, предворитель, “кор”—род, крут людей, корень, где “т” — показатель множественного числа).
Можно послушать одно объяснение, остальные версии спросить у болельщиков.
№ 2. Ты — мне, я — тебе (задать вопрос о родном крае).
№ 3. В 13 веке башкиры были включены в состав Золотой Орды. Какое влияние оказало на историю народа это событие?
1) башкиры приняли мусульманскую религию, а через нее арабскую письменность.
2) разрозненные племена объединились, выработали общий язык, культуру, обычаи.
3) Появилось неравенство
№ 4. Разыграй шараду.
Слог первый — возглас торжества,
Взамен второго — звук согласный.
А вместе — горы и река,
Неповторимый край прекрасный.
(Ура+л = Урал)
и другие вопросы.
ИТОГ ГЕЙМА.
5 ГЕЙМ!
Этот гeйм посвящен творчеству писателя Павла Петровича Бажова.
Задача: определить название произведения и о ком идет речь. “Подошел он к этому гл я дельцу, а тут малахитина выворочена. Большой камень — на руках не унести, и будто обделан вроде кустика. Стал оглядывать эту находку. Все, как ему надо, цвет снизу погуще, прожилки на тех самых местах, где требуется... Ну, все как есть… Обрадовался, скорей за
лошадью побежал, привез камень домой. Ну, и принялся за тот камень...”.
(“Малахитовая шкатулка, Каменный цветок, о Данило-мастере).
— второй комaнде.
“Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать
— дeвка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает...”.
(Медной горы хозяйка, о заводском рабочем Степане и Хозяйке).
ИТОГ ГЕЙМА
6. ГЕЙМ — заключительный! “Знаешь ли ты даты?”.
1. Древнейший человек на Земле появился около 3 млн. лет назад. Когда появилась первые люди на Урале? (около 150 тьгс. лет назад)
— Керамика — один из первых искусственных материалов на планете.
К какому времени относится открытие керамики на Южном Урале? (V—IV тыс. до н. э.)
— Когда народы Южного Урала начали заниматься животноводством? (около 7 тыс. лет назад)
— Когда наши предки освоили металлургические производство и кунечное дело? (5 тыс. лет назад)
— Когда произошло присоединение Башкортостана к Русскому государству? (16 век)
2. Когда началось заселение Южного Урала русскими? (16 век)
- Когда завершился процесс перехода башкир к религий ислам? (в 13—14 в. в.)
— Когда народы Южного Урала начали заниматься земледелием? (во 2 тыс. до н. э.)
— К какому периоду относится существование укрепленного поселения Аркаим? (к периоду эпохи бронзы, 18—16 в. в. до н. э.)
— К какому времени относится складывание имущественного и социального неравенства у древних жителей нашего края? (к 4 веку до н. э.)
ИТОГ ГЕЙМА.
— Общий счет! Награждение комaнд подковами, сделанными из картона, (за первое место подкова больше, чем за второе (наиболее отличившимся — сувениры).
— Подведение итога всей игры.
БРЕЙН-РИНГ
Внеклассное мероприятие для 10—11 классов.
Цель: помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своему краю, к Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа, в определении своей роли в возрождении и развитии края-
Оборудование и оснащение: зал оформить, музыка, пригласить участников худ. самодеятельности.
ХОД ИГРЫ
Баpaбанщики извещают о начале заседания клуба “Брейн-ринг”.
Ведущий: добрый вечер, друзья! Начинаем очередное заседание клуба “Брейн-ринг”. Участники: (ведущий представляет комaнды). На РИНГ приглашаются комaнды 10-х классов. Игра идет до пяти очков. За каждый правильный ответ
— одно очко- Первый вопрос!
ВОПРОСЫ:
1) В каком году основан г. Челябинск, наш областной центр и кем? (в
1736 г., как военное поселение—крепость, с 1782 г, — уездный город. Алексеем Ивановичем Тевкелевым—подполковником, помощником главы оренбургской экспедиции. Он сам выбрал место для строительства крепости).
2) Какое металлургическое предприятие в Челябинской области считается первым? Кто основал его и в каком году? (Каслинский завод, в 1746 г. тульским купцом Яковом Коробковым).
3) В честь какого минерала именуются зодчие?
Древние называли глину зьдъ, а тех, кто с ней работал, зодчими. Так что поначалу зодчими называли тех, кто лепил горшки, а потом жилье из глины. Потому-то до сих пор дома именуют зданиями.
4) В 1773 году в столице России г. Санкт-Петербурге было открыто горное училище. На его базе был создан Петербургский горный институт. К столетию основания горного института его выпускник П. Н. Алексеев писал:
“Сто лет тому назад тогдашний мир
Приятно изумил безграмотный башкир
Он подал от своих товарищей прошение,
Чтоб рудокопам — им, безграмотным, как сам,
Давать указчиков по рудным их делам”,
— О ком говорил автор?
(Исмаил Тасимов — один из крупных, башкирских рудопромышленников. По его инициативе было открыто горное училище, которое содержалось на денежных вкладах Тасимовых).
5) Как называлась река Урал в древности? Когда она была переименована и почему?
(В 1775 г. река Яик переименована в р.Урал, Царское правительство хотело таким, образом стереть народную память о восстании Е- Пугачева).
6) В каком году был принят герб г. Челябинска? (в 1782г.)
7) Когда в Челябинске была организована первая публичная библиотека?
(в 1898 г.)
8) 18 июля 1788 г. золотыми буквами вписано в историю не только отечественной, но и мировой медицины. Что произошло в этот день в г. Челябинске.
(Был впервые совершен подвиг самопожертвования врача во имя излечения больных. Степан Семенович Андреевский самозаразил себя болезнью с научной целью. Неизвестную болезнь назвали “Сибирской язвой”).
9) Многие крупные сражения средневековья начинались с единоборства богатырей. (Куликовская битва, 1380 г.) Такое единоборство двух богатырей состоялось в битве под Азовом, где русское войско возглавлял молодой царь Петр I. Когда состоялся этот поединок? Кому была предоставлена честь представлять русскую сторону?
(В 1696 г., башкирскому джигиту Алдару Исянгильдину).
10) В 1740 г. башкирский старшина тархан Баим Кидраев. показал горному мастеру Маркову месторождение руды на горе “Атэс”. Какая была эта руда? Как впоследствии стала называться эта гора? (магнитный железняк, гора Магнитная).
11) Какова судьба национального героя башкирского народа Салавата Юлаева, участника, вождя Крестьянской войны 1773—1775 гг.?
(25 лет томился на каторге в Эстонском городе Рогервике и умер 26 сентября 1800 г.).
ИТОГ ПЕРВОГО ТУРА. Победила комaнда _____ класса на РИНГ приглашаются комaнды 11 классов.
Вопросы:
1) Берлин — в Германии, Париж, Фершампенуаз — во Франции. Есть они и в Челябинской области- Как они появились на карте области? Где они находятся?
(Названы в честь победы над Наполеоном, Берлин—поселок в Троицком районе, Париж, Фершампенуаз — в Нагайбакском районе.
2) Какой город на Южном Урале называли “Воротами в Сибирь”? (г. Челябинск).
3) Какой завод в г. Челябинске называют “Дедом Челябинских заводов”? (машиностроительный завод им. Колющенко, построен в 1898г. акционерной фирмой “Столь и К0”).
4) В начале 70-х годов развивалось производство изделий из козьего пуха. Какой город стал знаменит производством платков из козьего пуха? (г. Оренбург, песня “Оренбургский пуховый платок”).
5) Кто из южноуральцев первым откликнулся на январские события 1905 г- в столице и почему? (златоустовские рабочие, вспоминая аналогичный расстрел в их городе в 1903 г.).
6) В годы гражданской войны в Челябинске жил и работал автор романа “Похождение бравого солдата Швейка”- Назовите имя автора. Как он оказался в Челябинске?
(Ярослав Гашек, чех, участник первой мировой войны, сдала в плен русской армии, симпатизировал большевикам, работал журналистом, был политработником штаба Пятой армии Восточного фронта, руководителем его иностранной секции).
7) Неоднократно, в 30-е годы челябинцы предлагали переименовать название города. 19 сентября 1936 года первый секретарь обкома ВКП);
В.Рындин написал письмо И. В. Сталину с просьбой переименовать г. Челябинск. Какое имя предлагал автор письма? Каким был ответ Сталина? (в г.Кагановичград, на ответном письме была резолюция “Против, Сталин”).
8)
“Враги, чтоб заставить его говорить,
Огнем и железом пытали,
Но мужества война им не сломить
Штыком из немецкой стали..-
Он Родины имя шептал в тишине,
Его укрепляла в отваге
Сыновняя верность любимой стране,
Солдатская верность присяге.
Кому из челябинцев посвящено это стихотворение? Назовите автора и название стихотворения?
(Михаил Матусовский, “Тверже стали”. Отважному разведчику, замученному фашистами в 1945 г. челябинцу Николаю Алексееву — учился в школе № 34, Ленинского района).
9) Какой театр страны был эвакуирован в г.Челябинск. (Московский малый театр)
10) г.Челябинск в годы Великой Отечественной войны называли Танкоградом. Но не только танками знаменит он. Какой завод в Челябинске выпускал знаменитые “катюши”? Когда “катюши” впервые появились на фронте? (Завод им. Колющенко, 14 июля 1941 г, в г. Орше)-
11) “За Волгой для нас земли нет!” — кому принадлежат эти слова? когда они были произнесены? (челябинскому снайперу Василию Зайцеву, в битве за Сталинград,
12) Челябинская земля особенно шедра на поэтические таланты. Кому из поэтов области принадлежат эти слова?
“Как солнце в драгоценной грани,
В Урале Русь отражена”.
(Л. Татьяничевой)
— ИТОГ второго тура. Победила комaнда ____ класса.
На РИНГ приглашаются победители
Вопросы:
1) Южный Урал — единственный район в Восточной Европе, где открыты пещеры с рисунками людей каменного века. Назовите их. (Капова пещера на р.Белой под Белорецком, Игнатьевская пещера у притока р.Сим в Катав-Ивановском районе).
2) Кто такой П. П. Аносов? Где находится памятник этому человеку? (Выдающийся русский металлург. Он разработал технологию выработки стали, обладающей большей упругостью и твердостью, так называемого “русского булата”. В г. Златоусте, где П. Аносов проработал 30 лет).
3) С какого времени издается районная газета “Восход”? (с 6 августа 1931 г.)
4) В каком году организован районный радиоузел?
5) Кто автор этого четверостишия? Кого называли “северными амурами” и когда?
“Вы помните, бульвар кипел в Париже так
Народа праздными толпами,
Когда по нем летел с нагайкою казак
Иль северный Амур с колчаном и стрелами”.
(Русский поэт К. Н. Батюшков. В годы Отечественное войны 1812 г. башкир и татар, вооруженных одним луками и стрелами).
6) Сколько городов расположено на территории Челябинской области? Назовите самый молодой и самый старый город области.
(30 городов. Молодой-Южноуральск, образован в 1963 г., старый — Верхнеуральск, заложен в 1734 г)-
7) Кто из челябинцев в годы Великой Отечественной войны повторил подвиг Александра Матросова? (рядовой Николай Сосновский),
8) В годы ВОВ в Челябинске появились троллейбусы. Когда появились первые машины? (4 декабря 1942 г.)
9) Из какого произведения взяты эти слова? Кто автор Этого произведения?
“Урал — опopный край державы.
Ее добытчик и кузнец”, (поэма А. Твардовского “За далью — даль”),
10) Когда в Челябинске открыли Театр оперы и балета им. М. И. Глинки? С какой постановки театр начал свою творческую биографию? (29 сентября 1956 г. “Князь Игорь” — опера А. П- Бородина.
- Итог третьего тура- Победила комaнда ________ класса. Награждение.
— Подведение общего итога игры.
Примечание: после каждого тура — музыкальная пауза. Вопросы по каждому классу лучше сделать на карточках и положить в конверт.
В 3—4 классах мы проводим игру “Путешествие в страну История” или “Историческую эстафету”, где одним из этапов (станций) сделать “Родной край”- Например: среди гербов Челябинской области, в этап “в мире слов” можно включить понятия из истории Родного края.
Для 8—9 классов в нашей школе неоднократно проводился “Звездный час”, где также включались вопросы из истории края.
На уроках истории для проверки знаний используются тесты. Тема: “Наш край в годы Великой Отечественной войны”.
ТЕСТ
1) Какой город Южного Урала в годы Великой Отечественной войны называли Танкоградом?
а) Златоуст
б) Челябинск
в) Магнитогорск
2) Сколько предприятий страны было эвакуировано в г. Челябинск?
а) Более 200 предприятий
б) 300 предприятий
в) 150 предприятий
3) Какой театр страны был эвакуирован в г. Челябинск?
а) Харьковский драмтеатр им. Т. Шевченко
б) Ленинградский Большой драмтеатр
в) Московский Малый театр
4) Какой завод в Челябинске выпускал знаменитые “катюши”?
а) Тpaкторный завод
б) Завод им. Колющенко
в) Завод им. Орджоникидзе
5) Кто был главным конструктором по производству знаменитых “катюш”?
а) С. М. Тарасов
б) Е. П. Люшина (Егорова)
в) П. О. Кузьминых
6) Когда “катюши” впервые появились на фронте?
а) 14 июля 1941 г.
б) 7 ноября 1941 г.
в) 1 января 1942 г.
7) Назовите имя автора стихотворения “Тверже стали”, посвященного отважному разведчику, челябинцу Николаю Алексееву.
а) Михаил Светлов
б) Михаил Матусовский
в) Александр Твардовский
8) Кому принадлежат эти строки?
“Урал — опopный край державы,
ее добытчик и кузнец”
а) А. Твардовскому
б) Л. Татьяничевой
в) В. Правдухину
9) Назовите имя челябинца, повторившего подвиг Александра Матросова
а) Николай Сосноский
б) Газиз Мурзагалимов
в) Василий Архипов
г) Николай Кашин
10) Назовите имя единственного челябинца, награжденного “Золотой Звездой” за участие в войне с Японией.
а) Капитан Л. Смирных
б) Сержант А. Обухов
в) Штурман Е. Овчинников
Тема: “Екатерининская Россия” (7 класс).
ТЕСТ
1) При каком правителе политический строй в России называли “Просвещенным абсолютизмом”?
а) При Петре I
б) При Елизавете Петровне
в) При Екатерине II
2) Кто является коренным населением Южного Урала?
а) Русские
б) Башкиры
в) Монголо-татары
3) Какое полезное ископаемое было найдено на древней горе Атэс?
а) Нефть
б) Алмазы
в) Медь
г) Магнитный железняк
4) Кто из башкирских рудопромышленников выступил основателем первого в России горного училища?
а) Туктамыш Ишбулатов
б) Умук Белинбаев
в) Исмаил Тасимов
г) Салей Бускунов
5) В каком году было открыто в России первое горное училище?
а) 1700 г.
б) 1773г.
в) 1796 г.
6) Какое занятие у коренного населения башкир считалось основным?
а) Хлебопашество
б) Полукочевое скотоводство
в) Добыча руды
г) Предпринимательство
7) Когда Южный Урал присоединился к восстанию под предводительством Емельяна Пугачева?
а) 17 сентября 1773г.
б) 5 января 1774 г.
в) 1 февраля 1774 г.
8) Башкортостан стал одним из основных районов крестьянской войны. Назовите самую яркую фигуру среди вождей Башкортостана.
а) Канзафар Усаев
б) Кинзя Арсланов
в) Салават Юлаев
9) Назовите советского композитора — автора музыки к опере “Емельян Пугачев”.
а) М. Коваль
б) М. Глинка
в) С. Рахманинов
г) П. Чайковский
10) Кто автор картины “Уральские рабочие привозят пушки Пугачеву”?
а) В. Суриков
б) П. Соколов — Скаля
в) М. И. Авилов
г) Э. Лесснер
КЛЮЧ к тестам:
1) 1—б, 2—а, 3—в, 4—6, 5—а, 6—а, 7—6, 8—а, 9—а, 10—а.
2) 1—в, 2—6, 3—г, 4—в, 5—6, 6—б, 7—а, 8—в, 9—а, 10—в,
Приложение. Викторина по истории.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
08 10 2024 23:48:41
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
07 10 2024 6:32:18
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
06 10 2024 2:23:35
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
05 10 2024 6:34:52
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
04 10 2024 21:55:33
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
03 10 2024 17:41:50
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
02 10 2024 1:24:25
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
01 10 2024 18:15:51
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
30 09 2024 8:47:31
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
29 09 2024 12:19:23
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
28 09 2024 6:57:12
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
27 09 2024 19:15:10
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
26 09 2024 6:39:35
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
25 09 2024 15:49:56
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
24 09 2024 23:31:38
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
23 09 2024 18:27:50
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
22 09 2024 4:34:11
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
21 09 2024 6:14:30
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
20 09 2024 9:51:11
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
19 09 2024 10:12:26
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
18 09 2024 8:30:51
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
17 09 2024 8:18:36
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
16 09 2024 10:38:31
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
15 09 2024 0:10:37
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
14 09 2024 0:53:50
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
13 09 2024 18:45:36
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
12 09 2024 4:54:25
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
11 09 2024 1:40:23
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
10 09 2024 7:24:26
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
09 09 2024 15:34:25
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
08 09 2024 15:29:11
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
07 09 2024 13:23:51
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
06 09 2024 13:41:10
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
05 09 2024 21:34:49
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
04 09 2024 22:30:23
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
03 09 2024 6:24:54
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
02 09 2024 21:40:18
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
01 09 2024 3:35:56
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
31 08 2024 12:57:35
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
30 08 2024 8:14:20
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
29 08 2024 17:25:37
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
28 08 2024 3:58:53
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
27 08 2024 4:59:32
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
26 08 2024 21:30:19
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
25 08 2024 1:16:49
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
24 08 2024 11:56:55
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
23 08 2024 19:30:21
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
22 08 2024 17:19:55
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
21 08 2024 23:10:36
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
20 08 2024 20:25:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::