Викторины по истории "Знаешь ли ты историю родного края?"
ВВЕДЕНИЕ.
Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения.
Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа.
Челябинская область многонациональна — на ее территории проживает более 30 народов. Любой народ — явление уникальное. Каждый внес что-то свое — неповторимое — в цивилизацию. Учить учащихся культуре этнического общения, уважения к языку, быту, традициям, религии народов, населяющих наш край, гордости за трудолюбие — вот задача изучения истории родного края.
Работа может помочь учителю в поиске исторических сведений о родном крае.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Родина начинается с родного края, где ты родился и вырос, где многие века живет твой народ. Понятия родина и родная земля неразрывно связаны и священны для каждого человека.
Вопросы истории родного края включены в школьные программы. Этот материал позволяет усилить воспитательную роль уроков, сделать для ребят ближе и понятней малую Родину, дела дедов и отцов.
Но за пределами круга обязательных знаний, определенного учебными программами, остается немало ярких и увлекательных страниц истории родного края. Знакомство с ними является бесценным источником духовного обогащения школьников. Велик интерес у школьников к истории. Большие возможности формирования интереса к истории заложены во внеклассной работе. В данной работе автор делится опытом проведения исторических мероприятий в школе в занимательной форме во время гуманитарно-эстетической декады. Предложенные вопросы выходят на выявление хронологических, картографических умений учащихся, требуют дополнительного поиска, исследования по объяснению происхождений названий, терминов, понятий, анализа источников, произведений литературы и искусства. А также даны выборочные тесты к урокам.
“Счастливый случай”
Внеклассное мероприятие по истории родного края в 6-м классе.
Цель:
- Проверить знания учащихся, хронологические и картографические умения, умения рассуждать, аргументировать, знания понятий и терминов.
- Воспитывать любовь к своей Родине, краю.
- Подвести к пониманию ими исторических и культурных ценностей своего народа.
Оборудование:
- Кабинет оформить: повесить шары, красочно написать “Счастливый случай”, музыка, карточка с датами, бочки с номерами (заморочки из бочки), призы—подковы.
Описание и содержание, конкурсов.
Ведущий: добрый вечер, дорогие друзья! Начинаем игру “Счастливый случай”. Сегодня встречаются две комaнды (можно три, четыре — в зависимости от того, сколько шестых классов в школе) 1 комaнда — 6-а класса, 2 комaнда — 6-б класса.
Итак, первый гeйм!
Я буду задавать вопросы, надо на них ответить очень быстро, т- к. будем отвечать на время. Наберете столько очков, на сколько вопросов успеете ответить (если не знаете, надо говорить — дальше).
Начинает I комaнда.
1) Кто составлял основное население Южного. Урала в IX—XV веке? (башкиры).
2) Кто дал первые письменные сведения о башкирах? (Арабский путешественник Йбн Фадлан).
3) Шэжэре? (летопись)
4) Ясак? (дань).
5) Мурза? (феодал)
6) Аул? (село).
7) Тархан? (рогатый феодал)
8) Кочевники? (люди, переходившие с места на место в поисках пастбищ).
9) Булатный камень? (яшма).
10) Ушкуйники? (вооруженные отряды, плававшие на лодках, занимались торговлей и грабежами).
Комaнда набрала ______ очков.
Вопросы комaнде 6-б класса!
1) Как называлась р. Урал в древности? (р. Яик).
2) “Уральская Троя”? (Аркаим).
3) Бортничество? (собирание дикого меда).
4) Батыр? (богатырь).
5) Бий? (хан — правитель).
6) Религия башкир? (ислам).
7) Припущенники? (пришлые крестьяне, поселившиеся на башкирских землях).
8) Юрта? (жилище древних башкир).
9) Королтай? (народное собрание). .
10) Курай? (муз. инструмент).
Комaнда ответила на___ вопроса, набрала ___очков.
2 ГЕЙМ - ТОПОНИМИКА КРАЯ.
Вопрос к болельщикам: что такое топонимика? (Это наука, изучающая географические названия, от греческого “топос”— место, местность, “онома” — имя).
Ведущий: интересно и поучительно проникновение в тайну названий.
Как и откуда возникли они? По какому поводу даны? Что означают? Вопросы всегда живые и увлекательные. Топони^ мика объясняет, как возникли географические названия, какой заключен в них смысл и как они изменяются,
ЗАДАНИЯ КОМАНДАМ.
1) Объяснить происхождение названия Аргаяш.
— озеро, поселок, районный центр. На ландкарте Йсет-ской провинции 1742 г. — Аргаяш. В записях —XIX в. встречается в форме Яргояш. Обычно воспроизводится от башкирских слов: Яр — “берег”, кояш — “солнце” и переводится “солнечный берег”. Соответствует и древнему тюркскому личному мужскому имени Агайяш или Аргайяш, Ергаяш).
Вопрос 2 комaнде:
— объяснить происхождение названия Тептярги.
(озеро в Аргаяшском районе, около д. Дербишева. Так башкиры называли всех пришельцев из Поволжья, поделившихся на общинных землях башкир на правах припущенников за определенную плату. С:ги образовали тептярские поселения. Башкирское именование пришельцев перешло к природным объектам и селениям, где они расселились).
ИТОГ ГЕЙМА.
3 ГЕЙМ!
Ведущий: каждой комaнде я прочитаю четверостишие одного из известнейших башкирских поэтов. Ваша задача — назвать его имя и сказать название стихотворения.
Никогда язык мой не умрет —
Дивное творение природы.
Пусть на тех презрение падет,
Кто не чтит родную речь народа.
(Баязит Бикбай, “Родной язык”).
Родной язык! Других не ниже он,
Я знаю цену всем его словам:
Он и силен, и звучен, и богат,
Его не чтят лишь те, кто низок сам.
(Рами Гарипоз, “Родной язык”).
ИТОГ ГЕЙМА.
4 ГЕЙМ!
“Заморочки из бочки”.
№ 1. Откуда возникло и что означало слово “башкорт”?
а) знатный хан по имени Башкорт;
б) сочетание двух слов: “баш” — голова, главный, вождь, “корт” — волк — один из первых тотемов, которому поклонялся башкирский народ;
в) “баш” — глава, вождь, главный “корт”—пчела — башкиры издавна занимались бортничеством;
г) “баш” — глава, вождь, предворитель, “кор”—род, крут людей, корень, где “т” — показатель множественного числа).
Можно послушать одно объяснение, остальные версии спросить у болельщиков.
№ 2. Ты — мне, я — тебе (задать вопрос о родном крае).
№ 3. В 13 веке башкиры были включены в состав Золотой Орды. Какое влияние оказало на историю народа это событие?
1) башкиры приняли мусульманскую религию, а через нее арабскую письменность.
2) разрозненные племена объединились, выработали общий язык, культуру, обычаи.
3) Появилось неравенство
№ 4. Разыграй шараду.
Слог первый — возглас торжества,
Взамен второго — звук согласный.
А вместе — горы и река,
Неповторимый край прекрасный.
(Ура+л = Урал)
и другие вопросы.
ИТОГ ГЕЙМА.
5 ГЕЙМ!
Этот гeйм посвящен творчеству писателя Павла Петровича Бажова.
Задача: определить название произведения и о ком идет речь. “Подошел он к этому гл я дельцу, а тут малахитина выворочена. Большой камень — на руках не унести, и будто обделан вроде кустика. Стал оглядывать эту находку. Все, как ему надо, цвет снизу погуще, прожилки на тех самых местах, где требуется... Ну, все как есть… Обрадовался, скорей за
лошадью побежал, привез камень домой. Ну, и принялся за тот камень...”.
(“Малахитовая шкатулка, Каменный цветок, о Данило-мастере).
— второй комaнде.
“Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать
— дeвка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает...”.
(Медной горы хозяйка, о заводском рабочем Степане и Хозяйке).
ИТОГ ГЕЙМА
6. ГЕЙМ — заключительный! “Знаешь ли ты даты?”.
1. Древнейший человек на Земле появился около 3 млн. лет назад. Когда появилась первые люди на Урале? (около 150 тьгс. лет назад)
— Керамика — один из первых искусственных материалов на планете.
К какому времени относится открытие керамики на Южном Урале? (V—IV тыс. до н. э.)
— Когда народы Южного Урала начали заниматься животноводством? (около 7 тыс. лет назад)
— Когда наши предки освоили металлургические производство и кунечное дело? (5 тыс. лет назад)
— Когда произошло присоединение Башкортостана к Русскому государству? (16 век)
2. Когда началось заселение Южного Урала русскими? (16 век)
- Когда завершился процесс перехода башкир к религий ислам? (в 13—14 в. в.)
— Когда народы Южного Урала начали заниматься земледелием? (во 2 тыс. до н. э.)
— К какому периоду относится существование укрепленного поселения Аркаим? (к периоду эпохи бронзы, 18—16 в. в. до н. э.)
— К какому времени относится складывание имущественного и социального неравенства у древних жителей нашего края? (к 4 веку до н. э.)
ИТОГ ГЕЙМА.
— Общий счет! Награждение комaнд подковами, сделанными из картона, (за первое место подкова больше, чем за второе (наиболее отличившимся — сувениры).
— Подведение итога всей игры.
БРЕЙН-РИНГ
Внеклассное мероприятие для 10—11 классов.
Цель: помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своему краю, к Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа, в определении своей роли в возрождении и развитии края-
Оборудование и оснащение: зал оформить, музыка, пригласить участников худ. самодеятельности.
ХОД ИГРЫ
Баpaбанщики извещают о начале заседания клуба “Брейн-ринг”.
Ведущий: добрый вечер, друзья! Начинаем очередное заседание клуба “Брейн-ринг”. Участники: (ведущий представляет комaнды). На РИНГ приглашаются комaнды 10-х классов. Игра идет до пяти очков. За каждый правильный ответ
— одно очко- Первый вопрос!
ВОПРОСЫ:
1) В каком году основан г. Челябинск, наш областной центр и кем? (в
1736 г., как военное поселение—крепость, с 1782 г, — уездный город. Алексеем Ивановичем Тевкелевым—подполковником, помощником главы оренбургской экспедиции. Он сам выбрал место для строительства крепости).
2) Какое металлургическое предприятие в Челябинской области считается первым? Кто основал его и в каком году? (Каслинский завод, в 1746 г. тульским купцом Яковом Коробковым).
3) В честь какого минерала именуются зодчие?
Древние называли глину зьдъ, а тех, кто с ней работал, зодчими. Так что поначалу зодчими называли тех, кто лепил горшки, а потом жилье из глины. Потому-то до сих пор дома именуют зданиями.
4) В 1773 году в столице России г. Санкт-Петербурге было открыто горное училище. На его базе был создан Петербургский горный институт. К столетию основания горного института его выпускник П. Н. Алексеев писал:
“Сто лет тому назад тогдашний мир
Приятно изумил безграмотный башкир
Он подал от своих товарищей прошение,
Чтоб рудокопам — им, безграмотным, как сам,
Давать указчиков по рудным их делам”,
— О ком говорил автор?
(Исмаил Тасимов — один из крупных, башкирских рудопромышленников. По его инициативе было открыто горное училище, которое содержалось на денежных вкладах Тасимовых).
5) Как называлась река Урал в древности? Когда она была переименована и почему?
(В 1775 г. река Яик переименована в р.Урал, Царское правительство хотело таким, образом стереть народную память о восстании Е- Пугачева).
6) В каком году был принят герб г. Челябинска? (в 1782г.)
7) Когда в Челябинске была организована первая публичная библиотека?
(в 1898 г.)
8) 18 июля 1788 г. золотыми буквами вписано в историю не только отечественной, но и мировой медицины. Что произошло в этот день в г. Челябинске.
(Был впервые совершен подвиг самопожертвования врача во имя излечения больных. Степан Семенович Андреевский самозаразил себя болезнью с научной целью. Неизвестную болезнь назвали “Сибирской язвой”).
9) Многие крупные сражения средневековья начинались с единоборства богатырей. (Куликовская битва, 1380 г.) Такое единоборство двух богатырей состоялось в битве под Азовом, где русское войско возглавлял молодой царь Петр I. Когда состоялся этот поединок? Кому была предоставлена честь представлять русскую сторону?
(В 1696 г., башкирскому джигиту Алдару Исянгильдину).
10) В 1740 г. башкирский старшина тархан Баим Кидраев. показал горному мастеру Маркову месторождение руды на горе “Атэс”. Какая была эта руда? Как впоследствии стала называться эта гора? (магнитный железняк, гора Магнитная).
11) Какова судьба национального героя башкирского народа Салавата Юлаева, участника, вождя Крестьянской войны 1773—1775 гг.?
(25 лет томился на каторге в Эстонском городе Рогервике и умер 26 сентября 1800 г.).
ИТОГ ПЕРВОГО ТУРА. Победила комaнда _____ класса на РИНГ приглашаются комaнды 11 классов.
Вопросы:
1) Берлин — в Германии, Париж, Фершампенуаз — во Франции. Есть они и в Челябинской области- Как они появились на карте области? Где они находятся?
(Названы в честь победы над Наполеоном, Берлин—поселок в Троицком районе, Париж, Фершампенуаз — в Нагайбакском районе.
2) Какой город на Южном Урале называли “Воротами в Сибирь”? (г. Челябинск).
3) Какой завод в г. Челябинске называют “Дедом Челябинских заводов”? (машиностроительный завод им. Колющенко, построен в 1898г. акционерной фирмой “Столь и К0”).
4) В начале 70-х годов развивалось производство изделий из козьего пуха. Какой город стал знаменит производством платков из козьего пуха? (г. Оренбург, песня “Оренбургский пуховый платок”).
5) Кто из южноуральцев первым откликнулся на январские события 1905 г- в столице и почему? (златоустовские рабочие, вспоминая аналогичный расстрел в их городе в 1903 г.).
6) В годы гражданской войны в Челябинске жил и работал автор романа “Похождение бравого солдата Швейка”- Назовите имя автора. Как он оказался в Челябинске?
(Ярослав Гашек, чех, участник первой мировой войны, сдала в плен русской армии, симпатизировал большевикам, работал журналистом, был политработником штаба Пятой армии Восточного фронта, руководителем его иностранной секции).
7) Неоднократно, в 30-е годы челябинцы предлагали переименовать название города. 19 сентября 1936 года первый секретарь обкома ВКП);
В.Рындин написал письмо И. В. Сталину с просьбой переименовать г. Челябинск. Какое имя предлагал автор письма? Каким был ответ Сталина? (в г.Кагановичград, на ответном письме была резолюция “Против, Сталин”).
8)
“Враги, чтоб заставить его говорить,
Огнем и железом пытали,
Но мужества война им не сломить
Штыком из немецкой стали..-
Он Родины имя шептал в тишине,
Его укрепляла в отваге
Сыновняя верность любимой стране,
Солдатская верность присяге.
Кому из челябинцев посвящено это стихотворение? Назовите автора и название стихотворения?
(Михаил Матусовский, “Тверже стали”. Отважному разведчику, замученному фашистами в 1945 г. челябинцу Николаю Алексееву — учился в школе № 34, Ленинского района).
9) Какой театр страны был эвакуирован в г.Челябинск. (Московский малый театр)
10) г.Челябинск в годы Великой Отечественной войны называли Танкоградом. Но не только танками знаменит он. Какой завод в Челябинске выпускал знаменитые “катюши”? Когда “катюши” впервые появились на фронте? (Завод им. Колющенко, 14 июля 1941 г, в г. Орше)-
11) “За Волгой для нас земли нет!” — кому принадлежат эти слова? когда они были произнесены? (челябинскому снайперу Василию Зайцеву, в битве за Сталинград,
12) Челябинская земля особенно шедра на поэтические таланты. Кому из поэтов области принадлежат эти слова?
“Как солнце в драгоценной грани,
В Урале Русь отражена”.
(Л. Татьяничевой)
— ИТОГ второго тура. Победила комaнда ____ класса.
На РИНГ приглашаются победители
Вопросы:
1) Южный Урал — единственный район в Восточной Европе, где открыты пещеры с рисунками людей каменного века. Назовите их. (Капова пещера на р.Белой под Белорецком, Игнатьевская пещера у притока р.Сим в Катав-Ивановском районе).
2) Кто такой П. П. Аносов? Где находится памятник этому человеку? (Выдающийся русский металлург. Он разработал технологию выработки стали, обладающей большей упругостью и твердостью, так называемого “русского булата”. В г. Златоусте, где П. Аносов проработал 30 лет).
3) С какого времени издается районная газета “Восход”? (с 6 августа 1931 г.)
4) В каком году организован районный радиоузел?
5) Кто автор этого четверостишия? Кого называли “северными амурами” и когда?
“Вы помните, бульвар кипел в Париже так
Народа праздными толпами,
Когда по нем летел с нагайкою казак
Иль северный Амур с колчаном и стрелами”.
(Русский поэт К. Н. Батюшков. В годы Отечественное войны 1812 г. башкир и татар, вооруженных одним луками и стрелами).
6) Сколько городов расположено на территории Челябинской области? Назовите самый молодой и самый старый город области.
(30 городов. Молодой-Южноуральск, образован в 1963 г., старый — Верхнеуральск, заложен в 1734 г)-
7) Кто из челябинцев в годы Великой Отечественной войны повторил подвиг Александра Матросова? (рядовой Николай Сосновский),
8) В годы ВОВ в Челябинске появились троллейбусы. Когда появились первые машины? (4 декабря 1942 г.)
9) Из какого произведения взяты эти слова? Кто автор Этого произведения?
“Урал — опopный край державы.
Ее добытчик и кузнец”, (поэма А. Твардовского “За далью — даль”),
10) Когда в Челябинске открыли Театр оперы и балета им. М. И. Глинки? С какой постановки театр начал свою творческую биографию? (29 сентября 1956 г. “Князь Игорь” — опера А. П- Бородина.
- Итог третьего тура- Победила комaнда ________ класса. Награждение.
— Подведение общего итога игры.
Примечание: после каждого тура — музыкальная пауза. Вопросы по каждому классу лучше сделать на карточках и положить в конверт.
В 3—4 классах мы проводим игру “Путешествие в страну История” или “Историческую эстафету”, где одним из этапов (станций) сделать “Родной край”- Например: среди гербов Челябинской области, в этап “в мире слов” можно включить понятия из истории Родного края.
Для 8—9 классов в нашей школе неоднократно проводился “Звездный час”, где также включались вопросы из истории края.
На уроках истории для проверки знаний используются тесты. Тема: “Наш край в годы Великой Отечественной войны”.
ТЕСТ
1) Какой город Южного Урала в годы Великой Отечественной войны называли Танкоградом?
а) Златоуст
б) Челябинск
в) Магнитогорск
2) Сколько предприятий страны было эвакуировано в г. Челябинск?
а) Более 200 предприятий
б) 300 предприятий
в) 150 предприятий
3) Какой театр страны был эвакуирован в г. Челябинск?
а) Харьковский драмтеатр им. Т. Шевченко
б) Ленинградский Большой драмтеатр
в) Московский Малый театр
4) Какой завод в Челябинске выпускал знаменитые “катюши”?
а) Тpaкторный завод
б) Завод им. Колющенко
в) Завод им. Орджоникидзе
5) Кто был главным конструктором по производству знаменитых “катюш”?
а) С. М. Тарасов
б) Е. П. Люшина (Егорова)
в) П. О. Кузьминых
6) Когда “катюши” впервые появились на фронте?
а) 14 июля 1941 г.
б) 7 ноября 1941 г.
в) 1 января 1942 г.
7) Назовите имя автора стихотворения “Тверже стали”, посвященного отважному разведчику, челябинцу Николаю Алексееву.
а) Михаил Светлов
б) Михаил Матусовский
в) Александр Твардовский
8) Кому принадлежат эти строки?
“Урал — опopный край державы,
ее добытчик и кузнец”
а) А. Твардовскому
б) Л. Татьяничевой
в) В. Правдухину
9) Назовите имя челябинца, повторившего подвиг Александра Матросова
а) Николай Сосноский
б) Газиз Мурзагалимов
в) Василий Архипов
г) Николай Кашин
10) Назовите имя единственного челябинца, награжденного “Золотой Звездой” за участие в войне с Японией.
а) Капитан Л. Смирных
б) Сержант А. Обухов
в) Штурман Е. Овчинников
Тема: “Екатерининская Россия” (7 класс).
ТЕСТ
1) При каком правителе политический строй в России называли “Просвещенным абсолютизмом”?
а) При Петре I
б) При Елизавете Петровне
в) При Екатерине II
2) Кто является коренным населением Южного Урала?
а) Русские
б) Башкиры
в) Монголо-татары
3) Какое полезное ископаемое было найдено на древней горе Атэс?
а) Нефть
б) Алмазы
в) Медь
г) Магнитный железняк
4) Кто из башкирских рудопромышленников выступил основателем первого в России горного училища?
а) Туктамыш Ишбулатов
б) Умук Белинбаев
в) Исмаил Тасимов
г) Салей Бускунов
5) В каком году было открыто в России первое горное училище?
а) 1700 г.
б) 1773г.
в) 1796 г.
6) Какое занятие у коренного населения башкир считалось основным?
а) Хлебопашество
б) Полукочевое скотоводство
в) Добыча руды
г) Предпринимательство
7) Когда Южный Урал присоединился к восстанию под предводительством Емельяна Пугачева?
а) 17 сентября 1773г.
б) 5 января 1774 г.
в) 1 февраля 1774 г.
8) Башкортостан стал одним из основных районов крестьянской войны. Назовите самую яркую фигуру среди вождей Башкортостана.
а) Канзафар Усаев
б) Кинзя Арсланов
в) Салават Юлаев
9) Назовите советского композитора — автора музыки к опере “Емельян Пугачев”.
а) М. Коваль
б) М. Глинка
в) С. Рахманинов
г) П. Чайковский
10) Кто автор картины “Уральские рабочие привозят пушки Пугачеву”?
а) В. Суриков
б) П. Соколов — Скаля
в) М. И. Авилов
г) Э. Лесснер
КЛЮЧ к тестам:
1) 1—б, 2—а, 3—в, 4—6, 5—а, 6—а, 7—6, 8—а, 9—а, 10—а.
2) 1—в, 2—6, 3—г, 4—в, 5—6, 6—б, 7—а, 8—в, 9—а, 10—в,
Приложение. Викторина по истории.
Излагаются подходы к активизации познавательного процесса учащихся 6-х классов при изучении истории средних веков. ...
18 03 2024 18:14:40
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
17 03 2024 19:23:15
Раскрытие темы на основании опыта работы автора....
16 03 2024 4:13:13
Представлен конспект интегрированного урока по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....
15 03 2024 19:57:44
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
14 03 2024 1:33:26
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
13 03 2024 10:53:35
Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д.С.Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения....
12 03 2024 20:49:32
Данный урок является интегрированным, представляет ценность для изучения истории и литературы родного края (Ульяновская область). Рекомендуется использовать как самостоятельный урок по краеведению или в качестве дополнительной информации на уроках литературы и истории, а также факультативных занятиях....
11 03 2024 17:49:53
В 2015 году наша страна будет отмечать 70-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся обобщают знания по теме, развивают умение работать с историческими документами, участвовать в дискуссии, использовать ИКТ. Игра основана на межпредметных связях (литература, музыка, изобразительное искусство). Урок-игра воспитывает патриотизм учащихся....
10 03 2024 14:34:26
В связи со сложностью преподавания тем, связанных с военными событиями, урок строился на краеведческом материале, что приближает занятие к сознанию учащихся, повысить их заинтересованность в обучении, вовлекает в поисково-исследовательскую работу по истории освобождения города....
09 03 2024 13:42:47
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
08 03 2024 17:34:38
Целью обучения модуля является развитие умения учащихся хаpaктеризовать основные отрасли российского законодательства и решать правовые задачи по этим отраслям права. Спецификация модуля содержит 4 результата обучения. По каждому результату указаны критерии оценки результата и требования к процедуре оценки....
07 03 2024 11:24:15
Предложен урок, цели которого подвести учащихся к пониманию того, что в 1917 году в России создалась ситуация, которая отличалась неустойчивостью, и существовали различные пути развития страны; продолжить развитие умений анализировать факты, делать выводы, аргументировать свои рассуждения, способствовать выработке у учащихся научно-исследовательского подхода к историческому процессу при использовании на уроке "альтернативных ситуаций". ...
06 03 2024 2:26:37
Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения. Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа....
05 03 2024 9:51:36
Учитель формулирует цель урока - познакомиться с соседями римлян. Наиболее близкие соседи - германские племена. Далее следует рассказ учителя о взаимоотношениях римлян с германцами, о разгроме римских легионов. Заканчивая рассказ, учитель подводит учащихся к следующей учебной работе: поскольку германцы жили поблизости и были опасны для империи, то римляне хотели узнать о них побольше, чтобы иметь представление, каков данный народ и с каким противником им придется столкнуться. ...
04 03 2024 5:58:41
Урок проводится в 5-м классе, предусматривается соблюдение преемственности среднего звена и начальной школы. Цель: систематизация контроля и качества знаний учащихся по разделу «Жизнь первобытных людей». ...
03 03 2024 4:16:44
Перед учителем стоит непростая цель – показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка поможет педагогам разнообразить формы и методы работы, качественно подготовить старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по истории России и обществознанию....
02 03 2024 1:35:55
Цели: обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе "История Древнего мира: Древняя Греция"; привить интерес к самостоятельному изучению истории. ...
01 03 2024 16:52:18
В 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. На этом уроке мы будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения русской литературы. Дохтуров, Милорадович, Раевский, братья Тучковы, Багратион, Кудашев и Кутайсов - эти имена теперь вошли в легенды о доблести и мужестве, беспримерном героизме. Их имена вдохновляли М.Лермонтова, М.Цветаеву и Л.Толстого. Величайший гуманист Толстой в романе "Война и мир" выражает дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, уничтожая её детей: и русских, и французов. О славе и доблести героев нашей армии говорят сегодня величайшие памятники: Триумфальная арка, Музей-панорама "Бородинская битва". Мультимедийный проект "Герои 1812 года". ...
29 02 2024 17:57:31
Цель игры: формирование прочных знаний по разным темам. Игра развивает внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, находить аналогии, воображение, творческие способности, умение находить оптимальные решения....
28 02 2024 8:41:52
Творческая мастерская предполагает работу в группах: индуктор - обмен мнениями внутри группы, социализация - ответы учащихся. Такой вид работы позволяет на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров литературных произведений понять, почему было возможно существование тоталитарного режима, политики репрессий и каковы последствия этого периода для нашей страны. ...
27 02 2024 8:14:24
Каждый ученик России должен знать историю страны, вопрос в том, как сохранить интерес к предмету в условиях массовой школы. Для решения этой задачи учитель может использовать активные и интеpaктивные методы обучения. Конспект внеклассного мероприятия для 9-го класса поможет формированию интереса к истории. Материал может использоваться и как повторительно-обобщающий урок....
26 02 2024 8:12:52
Цель урока: дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века; учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке; воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её «золотого века»; воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за страну....
25 02 2024 14:25:26
Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....
24 02 2024 14:14:19
Урок рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность урока-1ч. 20 мин. Предлагаемый урок построен на использовании активных методов и форм обучения. Работа с документами дает более эффективное усвоение материала, работа в группах позволяет совершенствовать тактику принятия решений, выработку своей позиции, ее защиту и аргументацию. Ролевая игра позволяет смоделировать ситуацию, в которой каждый может почувствовать себя ответственным в решении вопросов местного самоуправления. ...
23 02 2024 4:28:46
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
22 02 2024 9:59:20
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
21 02 2024 16:10:46
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
20 02 2024 22:58:21
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане. Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
19 02 2024 6:42:55
Урок знакомит учащихся с личностью Александра Невского, ходом Невской битвы и Ледового побоища. В завершающей части урока учащиеся делают выводы о значении побед великого полководца для русского народа. ...
18 02 2024 23:49:46
Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории....
17 02 2024 14:23:46
Цели урока: познакомить учащихся с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками; формировать целостное представление о развитии культуры России XIX века....
16 02 2024 7:57:54
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о новой экономической политике....
15 02 2024 4:20:16
В статье речь пойдёт об игре Блеф. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы. Блеф потому, что вопросы построены по типу: верите ли вы, что? И не зная точного ответа на вопрос, можно к нему прийти в ходе рассуждения....
14 02 2024 2:38:33
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
13 02 2024 0:21:54
Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....
12 02 2024 5:27:28
Данный урок способствует дальнейшему развитию навыков исследовательской деятельности школьников. Цель урока: познакомить обучающихся с языческой культурой восточных славян, ставшей основой многих современных традиций. ...
11 02 2024 19:10:53
Урок в разделе "Древняя Греция". В построение и содержании урока учитывалось, то, что учащиеся только начинают знакомство с историей Древней Греции на примере её полиса Афины. Использовались хорошо знакомые детям формы работы (карточки, работа с исторической картой, учебником). ...
10 02 2024 22:39:12
Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», дополняет тему «Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой....
09 02 2024 14:34:44
Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....
08 02 2024 8:17:54
Предлагаю разработку открытого урока в 7-м классе по курсу "История России" на тему "Наука и образование XVIII века". Данная разработка позволяет в течение 40 минут раскрыть наиболее полно обширную тему, которую раньше сложно было уместить в один урок. Поурочное планирование составлено мной лично, без использования чьих-либо авторских методических и дидактических материалов. ...
07 02 2024 5:40:24
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
06 02 2024 16:17:37
Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов. ...
05 02 2024 12:27:48
В начальной школе на уроках истории происходит активная словарная работа на основе использования наглядности представленной в пособии "Иллюстрации и рисунки по отечественной истории с IX века по начало XVI века" с применением ИКТ. Применение наглядности носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер и способствует развитию учащихся, умению работать с полученной информацией и применять ее в пpaктической деятельности....
04 02 2024 15:54:20
Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере духовного становления человека в условиях многообразия и противоречивости событий в ВОВ. Пройдут годы... И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей, салютов и маршей будет предан земле на каком-нибудь незнаменитом погосте. Сегодня мы должны быть патриотами. Хороша ли, плоха ли моя страна, но это моя Родина! ...
03 02 2024 2:22:12
Презентация посвящена одной из крупнейших фигур русского просвещения Н.И. Новикову. Она расширяет кругозор учащихся, способствует формированию чувства любви к Родине, к ее людям и историческому прошлому родной земли. Материал урока рекомендуется для учащихся 7–8-х классов....
02 02 2024 0:54:13
Урок помогает познакомить обучающихся с основными нормами МГП и их ролью в урегулировании вооружённых конфликтов. ...
01 02 2024 20:53:23
Урок для 11-го класса разработан с применением метода проектной технологии при полной самостоятельной деятельности учащихся. К данной разработке прилагается технологическая карта (памятка) для самостоятельной деятельности и тесты для первичного контроля. Такая методика позволяет при полной самостоятельной деятельности учащихся усвоить новый материал в большем объеме с хорошими результатами усвоения. ...
31 01 2024 23:22:25
Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....
30 01 2024 1:29:33
Представлен конспект отрытого урока по истории в 5-м классе по теме: "Древнейшая Греция. Греки и критяне". Урок разработан на основе учебно-методического комплекса Г.И. Годера "История Древнего мира"....
29 01 2024 6:12:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::