Урок-симпозиум "Глобальные проблемы современности"
Цели:
- Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах современности.
- Показать их взаимосвязь и взаимодействие, взаимообусловленность.
- Акцентировать внимание на необходимости совместных усилий для их решения.
- Продолжаем работать в группах, воспитывая взаимопомощь, взаимодоверие, коллективизм.
Оформление:
- Слова С.Мазаева “Земля – наш дом”.
- А.Блок: плакат.
- Плакат:
Рис.
Вопросы для обсуждения:
1. Возможна ли III мировая война? Докажите.
2. Сможет ли НТР выровнять I и III эшелоны экономического развития?
3. Как по-вашему, в III тысячелетии можно ли будет решить на основе НТР экологические проблемы?
4. Реально ли к концу XXI века разрешить все глобальные проблемы?
Тема и план работы были даны за 2,5 недели до начала урока. Классы поделены на группы. Каждая группа получила задание.
1. Мировые войны. Международные отношения.
2. Решение глобальных проблем.
3. НTP – потери и приобретения.
4. Капитализм XX века.
5. Шведская модель капитализма.
6. Государства благоденствия.
7. Пути развития стран III мира.
8. НТР.
Учитель: Вопросы возникновения, сущности, путей разрешения проблем, стоящих перед человечеством, рассматриваются в курсах географии, биологии, химии, истории. В современном мире усиливаются интеграционные процессы между людьми, организациями, государствами. Растет взаимосвязь между ними. Этот процесс ученые назвали глобализацией, охватывающей весь земной шар. А глобализация мира вызвала появление общих проблем человечества, от решения которых зависит судьба цивилизации.
К глобальным проблемам относят:
- Угроза новой мировой войны,
- Экологический кризис,
- Уровень развития стран III мира,
- СПИД,
- Терроризм,
- Наркомания и др.
Глобальные проблемы взаимосвязаны. (Переходим к работе в группах):
1. Слова Фурье: “Войны постоянный спутник человечества. Мир лишь проблеск, лишь сноведения...”
Обсуждаем проблему “Международные отношения. Мировые войны”.
2. Новое время — это эпоха, создавшая тот современный мир, в котором мы сейчас живем, время установления капиталистических отношений. Но мы остановимся на проблемах “Капитализм XX века”, (сообщения 1 группы).
3. Производительность труда, количество и качество производимой продукции, уровень жизни населения зависят от состояния производительных сил общества. В современных условиях происходят их качественные изменения под воздействием НТР, которая имеет глобальный хаpaктер. (Сообщения “НТР”)
4. Чем больше идет развитие НТР, тем больше экономический разрыв между Западом и Востоком. Как разрешить эту проблему? (Сообщения “Пути развития стран III мира”.)
5. Постиндустриальная цивилизация – утопия или реальность? Как решить глобальные проблемы?
Глобальные проблемы не просто касаются всего человечества, но и жизненно важны для него.
Почему решение глобальных проблем требуют совместных усилий всех народов? – Обсуждение вопросов, поставленных в начале урока. Предлагаю сформулировать предложения.
Предложения ребят были достаточно разумными. Например:
1. России вести более жесткую политику в отношении стран бывшего СССР.
2. Усилиями мирового сообщества сдерживать политику США в отношении Средней Азии.
3. Чтобы борьба с терроризмом не переросла в новую мировую войну.
Страны, ведущие активную борьбу с терроризмом, не тратили силы на выяснения проблем между собой.
4. Не допускать вмешательства других стран во внутренние дела России.
и др.
В это время класс “Б” занимался журналистской работой. Они освящали работу круглого стола. Были подготовлены рисунки по представленным докладам, краткие записи.
Учитель, представив работы учащихся, познакомив с их точками зрения на решение глобальных проблем, заканчивает урок.
2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу....
01 07 2022 13:46:28
Итоговый урок по теме "Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать
знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях,
верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется
компьютер....
30 06 2022 5:42:59
Заключительный урок в системе уроков «Права и свободы человека и гражданина». С помощью игры легко не только проверить знания обучающихся по разделу, но и активизировать их познавательную деятельность. Важно, что на уроке отpaбатываются навыки анализа документа, делаются выводы и обобщения. Урок, систематизируя знания учащихся, формирует активную жизненную позицию....
29 06 2022 22:10:15
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
28 06 2022 0:23:37
На уроке вспоминаются цели и задачи внешней политики Бранденбургско-Прусского государства. Дается хаpaктеристика отношений России и Бранденбургско-Прусского государства после Семилетней войны. Рассматривается ситуация в Польше. Определяются причины участия России в разделах Польши. На основе работы с историческими документами формируется умение строить предположения и делать выводы. Развивается умение работать с картой и историческими картинами....
27 06 2022 2:34:45
Учащиеся узнают о роли великих полководцев Великой Отечественной войны: Жукова Г.К., Конева И.С., Тимошенко С.К., генерала Панфилова И.В. в Московской битве. На примерах героизма и патриотизма бойцов Советской армии и народа учащиеся приходят к пониманию причин победы в этом сражении.
...
26 06 2022 18:15:46
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
25 06 2022 18:53:38
В статье даётся методическая разработка урока истории России или МХК. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним.
...
24 06 2022 14:35:32
Статья знакомит с основными событиями Северной войны. Раскрывается значение реформ, начатых Петром I. Развиваются навыки анализа фактов, устанавливаются причинно-следственные связи. Учащиеся учатся работать с картой....
23 06 2022 19:30:27

Интеллектуальная игра по истории «Что? Где? Когда?» – внеклассное мероприятие по аналогу телевизионной игры, расширяет у учащихся мировоззрение, отpaбатывает навыки исторического исследования на основе устных, письменных, вещественных источников, сближает учащихся и учителей в совместной познавательной деятельности....
22 06 2022 2:40:16
В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....
21 06 2022 12:19:48
В работе рассматривается структура модульного урока на примере модульного урока "Внутренняя политика Николая I". Акцентируется внимание на том, что модульное обучение предполагает большую самостоятельность обучающихся в получении информации и усвоении знаний, умений и навыков.
...
20 06 2022 9:48:41
Использование преданий на уроках истории позволяет учащимся лучше узнать наше историческое прошлое, а учителю – сделать свои уроки интересными и запоминающимися....
19 06 2022 16:30:44
Правовая игра рассчитана на учащихся старших классов. Проводится с целью вовлечения их в политическую жизнь и формирование гражданской позиции. Основана на знании основных конституционных терминов. Даёт представление об управлении Российской Федерацией. Учит применять свои знания в жизни. Ориентирована на активное участие болельщиков. С новой стороны подходит к историческим и литературным персонажам.
...
18 06 2022 2:11:29

Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», дополняет тему «Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой....
17 06 2022 13:33:16
Внеклассное мероприятие посвящено 400-летию династии Романовых. Новые материалы и исследования ученых доказывают причастность Калужского края к истории Российского государства, к первым царям Династии и их супругам. Мероприятие расширяет представление о Калужской земле, вызывает интерес к ее изучению, способствует развитию чувства патриотизма. Мероприятие предназначено для учащихся общеобразовательных учреждений, для студентов начального и среднего профессионального образования....
16 06 2022 10:18:20
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
15 06 2022 23:35:26
Цели урока: совершенствование универсальных учебных действий в процессе хаpaктеристики основного конфликта, выявление проблемы, решение их с помощью литературного анализа и исторической науки....
14 06 2022 13:58:34
Цели урока: познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси; воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга....
13 06 2022 8:41:20

Урок приглашает учащихся к размышлению о том, что такое подвиг вообще и в чем заключался истинный подвиг декабристов. Автор развивает навыки работы с историческими источниками и умения анализировать художественные произведения....
12 06 2022 9:32:20
В статье рассматривается семья и ее роль в современном обществе, ее структура. Показывается, как социальные, экономические, политические отношения в обществе моделируются человеком по образу и подобию межличностных семейных отношений....
11 06 2022 6:54:43
Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....
10 06 2022 23:42:57
В ходе урока дается хаpaктеристика общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий. Формируется представление о жизни древних славян, учащиеся работают с картой....
09 06 2022 3:10:36
Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, углубляющим и систематизирующим знания учащихся. Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения. Применение метода проектов во внеурочной работе по истории формирует компетенцию в сфере социальной деятельности и преемственности поколений....
08 06 2022 23:22:32
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено.
...
07 06 2022 2:46:18
Cтатья знакомит с началом новой эпохи, масштабными преобразованиями, затронувшими пpaктически все сферы социальной жизни, преобразованиями, последствия которых продолжают в той или иной мере ощущаться и сегодня, почти три столетия спустя....
06 06 2022 19:51:15
Цель урока: повторение и закрепление материала по теме «Россия в эпоху войн и революций", подготовка к контрольной работе; воспитание патриотизма, формирование толерантных мировоззренческих установок....
05 06 2022 9:23:55
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
04 06 2022 6:33:43
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
03 06 2022 22:25:37
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
02 06 2022 19:42:43
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения.
...
01 06 2022 8:51:25
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
31 05 2022 10:15:49
Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране....
30 05 2022 15:58:16
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
29 05 2022 19:35:39
Урок истории проходит в виде викторины, проверяет знания учащихся об основных фактах начала Великой Отечественной войны. Учащиеся развивают умение анализировать, отбирать нужную информацию, систематизировать материал. Цель урока: воспитание гражданственности и патриотизма, любви к Родине....
28 05 2022 1:35:32
В материале представлены авторские идеи: использование предметов из жизни, окружающей нас, в историческом контексте; использование метода ранжирования при изучении сложного материала по социальной структуре общества. Методический материал может служить «каркасом-алгоритмом», в рамках которого можно выстроить любой другой исторический материал для повторения.
...
27 05 2022 22:40:43
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти.
...
26 05 2022 19:31:31
Урок знакомит учащихся с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР. Ученики выявляют истоки героизма трудового советского народа в годы первых пятилеток....
25 05 2022 22:40:50
Урок проводится в технологии исследования. Данная технология способствует не только усвоению новых знаний, но формированию ключевых компетенций: информационных, коммуникативных, социальных. Применяемая рейтинговая система оценивания работы учащихся позволяет оценивать деятельность на каждом этапе урока и в каждом виде деятельности, что стимулирует активность учащихся, позволяет видеть сильные и слабые стороны учащихся и объективно оценивать в течение всего урока....
24 05 2022 2:43:31
Урок развивает навыки работы с текстом. По форме урок представляет собой пpaктикум. При работе с текстом содержание усваивается эффективнее. Особенность урока состоит в помощи учителя, ориентировки к действиям. Оба текста одинаковы построены. Первый текст разделен на абзацы, второй – нет. Ученику необходимо перенести действия с первым текстом на второй....
23 05 2022 11:21:33
В ходе урока учащиеся на примере фрагментов текстов известных русских писателей и философов знакомятся с понятием и структурой «национального менталитета», с факторами, определяющими особенности национального менталитета, определяют их роль в формировании национального хаpaктера. Также школьники отpaбатывают умение анализировать стихотворения....
22 05 2022 8:30:35
Данный урок дает возможность смыслить обстоятельства вступления Петра I на царский престол, особенности становления его как личности, понять сущность реформ. Воспитать чувство гордости у учащихся за победу русской армии в Северной войне, давшую выход к Балтийскому морю, рост международного авторитета России, ставшей великой державой – Империей.
...
21 05 2022 4:19:27
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации).
В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока.
В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
20 05 2022 19:45:13
В 2009/2010 учебном году в Единый государственный экзамен по обществознанию был включен новый вид задания – С8, которое проверяет умение учащихся составлять сложные планы. В статье предложены методические рекомендации для учащихся и педагогов по выполнению задания С8. При подготовке рекомендаций использовались источники, которые указанны в списке литературы....
19 05 2022 23:20:41
Материалы этого проекта могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, классных часах и спецкурсах по выбору....
18 05 2022 3:11:39
Статья рассказывает о том, как можно построить свою краеведческую работу в обычной сельской школе, чтобы привить любовь к истории у современных детей. Какие методы и способы можно использовать. Каков результат данной работы....
17 05 2022 8:49:24
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др.
На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25.
...
16 05 2022 15:37:21
В России государственные символы стали строго регламентированы только в конце ХIХ века. До этого изображение государственного герба менялось при каждом новом царствовании. При подробном знакомстве с историей России соответствующего периода видишь, что эти изменения не случайны и, как и во всяком символе в гербе воплощается основная идея того или иного исторического периода. Именно этот факт и использован для обобщения материала по истории России конца ХV - начала ХVI века, завершающего периода в образовании Российского централизованного государства.
...
15 05 2022 10:26:45
Внеклассное мероприятие посвящено 700-летию великого патриота, учителя, подвижника и святого русской земли. В обычной жизни Сергий Радонежский был одним из лучших людей своего времени, и его жизнью определялась жизнь многих поколений русских людей; этот человек являлся воплощением русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Разработку можно использовать при проведении внеклассного мероприятия, нравственного классного часа, применить на уроке истории России....
14 05 2022 3:47:24
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
13 05 2022 0:16:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::